Информационные основы управления доклад

Обновлено: 06.07.2024

В чем же отличие? В главном — в детях. Специальная (коррекционная) школа обучает особых детей. Поэтому перед ней, наряду с общими, стоят специфические задачи, ей присуще своеобразие содержания образования, программ, учебников, технологий преподавания и т.д.

По сравнению с массовой школой в коррекционных образовательных учреждениях — школах, школах-интернатах обучаются всего 150—300 человек. При этом существенно уменьшена и наполняемость класса.

В учреждениях I вида в классе обучается 6 человек (сложный Дефект — 5); в учреждениях II вида — 1-е отделение — 10 человек, 2-е отделение —до 6; III вида —8 человек; IV, V, VII, VIII видов — 12 человек; VI вида — 10 человек.

Отсюда и особенности штатного расписания: в специальной школе по сравнению с массовой значительно больше педагогов (учителей, воспитателей, учителей-дефектологов), педагогов-психологов, социальных педагогов, медиков (врачей, медсестер), учебно-вспомогательного персонала и т.д.

Особенности контингента обучающихся определяют специфику всей деятельности специальной школы: создаются различные классы для проведения разноуровневого дифференцированного обучения, отлаживается система психолого-социально-педагогической поддержки, широко практикуются индивидуальные коррекционные занятия, большое внимание уделяется совершенствованию различных направлений дополнительного образования (кружки, секции, творческие клубы), медико-реабилитационных программ и т.д.

В коррекционных школах необходимы особые условия обучения — помещения для фронтальных и индивидуальных занятий, спальни, комнаты отдыха, оздоровительные кабинеты и др. Здесь требуются существенно большие затраты на создание соответствующей материально-технической базы: звукоусиливающая аппаратура (в школах I, II видов), учебники со шрифтом Брайля (в школах III, IV видов), специальные функциональные кровати и коляски (школы VI видов); нужна определенная окраска стен для комфортного зрительного режима и т.д. И конечно, требуются квалифицированные специалисты: педагоги-дефектологи, знакомые со спецификой обучающихся, психологи, медики, технический персонал.

Еще больше проблем возникает при организации обучения детей со сложным дефектом: глухих с задержкой психического развития; слепых с нарушением слуха; детей с нарушениями зрения, движения и т.п., число которых, к сожалению, растет.

Усложнение и постоянное изменение задач, стоящих перед коррекционным учреждением, особенности контингента обучающихся влекут за собой необходимость совершенствования устройства специальной школы, побуждают к поиску новых подходов, технологий в обучении и воспитании. Поэтому режим развития — естественное состояние коррекционной школы. Управление такой школой — сложный процесс, успешность которого во многом зависит от научно обоснованного моделирования устройства всей школы, учебно-воспитательного процесса. Создание модели базируется на достижениях современной педагогики (теории оптимизации учебно-воспитательного процесса Ю.К. Бабанского (1981), инновационно-технологической концепции В.М.Монахова (1998), теории адаптивной школы Е. А.Ямбурга (1997), теории управления развитием школы М.М. Поташника (М.М. Поташник, В.С.Лазарев, 1995), а также общей теории управления.

О современной теории управления, реализующей системный подход, скажем ниже. Здесь же подчеркнем, что школа как управляемая система состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой. В состав управляющей подсистемы входят директор и администрация. В состав управляемой — педагоги и другие специалисты: психологи, социальные педагоги, медики; обучающиеся; родители; учебно-вспомогательный персонал, общественные школьные организации и т.д.

Каждая подсистема представляет собой ряд особых блоков (подразделений) школы (педагогический процесс, социопсихологическая поддержка, медико-реабилитационные программы, дополнительное образование, хозяйственный и пищевой, и другие), их руководителей, имеющих свои задачи, содержание работы и т.д. Блоки и подсистемы взаимодействуют друг с другом.

Для того чтобы управление было эффективным, о каждом блоке должна иметься исчерпывающая объективная информация.

Информационные основы управления — это использование при выработке управленческого решения совокупности сведений, отражающих современные требования к специальным (коррекционным) образовательным учреждениям местных органов управления образованием, а также данные мониторинга: состояние и динамика деятельности образовательного учреждения в целом и его блоков.

Например, для сбора информации по хозяйственному блоку специального (коррекционного) учреждения собираются сведения о состоянии звукоусиливающей аппаратуры в кабинетах школы глухих или наличии матовых поверхностей и рассеянного света (школа слабовидящих) и т.д.

Для успешной организации педагогического процесса создается банк данных медико-психолого-педагогического консилиума, в котором собираются сведения о состоянии и динамики развития каждого воспитанника. Эти сведения поступают от различных специалистов — учителей, медиков, психологов, дефектологов — и позволяют создать представление о контингенте воспитанников в целом, о классе (группе), а также обеспечивают учет и динамику индивидуального развития каждого обучающегося. С изменением контингента класса в школах ежегодно должны пересматриваться условия обучения, корректироваться или заново создаваться материально-техническая база. Так, например, при увеличении количества детей с нарушением зрения потребуется введение особого зрительного режима и пересмотр или частичная замена оборудования класса и т.д.

Наличие объективной информации как базы для научно организованного мониторинга позволяет руководству школы (школы-интерната) проанализировать имеющийся материал, сделать соответствующий прогноз, а затем познакомить подразделения учреждения с наиболее важными сведениями о состоянии дел в целом (школе), в классе (группе), о каждом обучающемся в отдельности.

Собранная таким образом информация анализируется через диагностику, мониторинг и моделирование с целью выработки эффективного управленческого решения.

Диагностика школы, проводимая внешними экспертами, позволяет объективно определить знания, умения, навыки обучающихся на данном этапе развития школы; проанализировать и оценить педагогическую технологию образовательного учреждения в целом, эффективность и результативность работы школы, обобщить ее передовой педагогический опыт.

Научный мониторинг проводится силами директора и администрации в соответствии с годовым планом работы учреждения. Это позволяет выявлять как достижения школы, так и отрицательные явления, анализировать неудачные решения, определять, на какой стации разработки или исполнения они были приняты, и, следовательно, совершенствовать научное прогнозирование управленческих решений.

Содержание адаптивных образовательных и оздоровительных программ, подбор учебных пособий, создание адекватных педагогических технологий и др. — все это является объектами научного мониторинга.

Осуществление научного мониторинга — одно из основных условий совершенствования эффективности руководства учебно-воспитательным процессом. В процессе изучения фактического состояния дела руководитель учреждения должен сочетать проверку исполнения управленческих решений с оказанием практической помощи педагогам по их выполнению.

Это в значительной степени зависит от того, насколько полной была информация о работе всех служб учреждения (блоков), объективных, достоверных, всесторонних сведений, насколько точно и тщательно систематизировалась и отслеживалась результативность управленческих решений на каждом этапе.

В зависимости от цели мониторинг может быть тематическим, предупредительным, фронтальным, выборочным.

Тематический мониторинг проводится в связи с изучением работы всего коллектива над реализацией одного из разделов образовательной программы. Фронтальный позволяет контролировать знания, умения, навыки школьников по освоению основ наук. Предупредительный проводится в течение учебного года; его объектом может являться, например, промежуточная аттестация школьников или итоговая аттестация выпускников. Выборочный мониторинг осуществляется как контроль за деятельностью одного из блоков образовательного учреждения. Он проводится в четком соответствии с годовым планом (например, проведение режимных моментов; работа комиссии по питанию и т.д.). Сведения, собранные администрацией в процессе мониторинга, служат руководством для рациональной расстановки педагогических кадров на новый учебный год.

Мониторинг охватывает все виды управленческой деятельности

руководство педагогическим коллективом;

руководство ученическим коллективом;

руководство учебно-вспомогательным персоналом. По отношению к разным блокам учреждения мониторинг имеет различные цели (функции):

подбор и расстановку кадров. Рассмотрим схему действия научного мониторинга на примерах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Системы автоматического управления и автоматизированные системы управления прочно вошли в нашу жизнь. Автоматизация управления сегодня не мыслится вне компьютеров. Да и сам компьютер можно рассматривать как средство автоматизированного управления информационными процессами.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ

Компьютер изначально создавался как машина для вычислений, но быстрые вычисления были нужны прежде всего для того, чтобы автоматизировать управление сложными техническими системами (приборами автоматического наведения в военной технике, релейными телефонными станциями, станками на производстве и т.п.). Современный период развития человечества называют веком автоматизации. Системы автоматического управления и автоматизированные системы управления прочно вошли в нашу жизнь. Автоматизация управления сегодня не мыслится вне компьютеров. Да и сам компьютер можно рассматривать как средство автоматизированного управления информационными процессами.

Проблемы автоматизированного управления изучаются в кибернетике. Первоначальному введению в эту область деятельности и посвящена эта глава.

§ 1.1 Управление как основа целенаправленной деятельности

Человечество всегда пыталось понять, как зарождалась жизнь и чем живое принципиально отличается от неживого.

Все тела в природе – и камни, и вода, и цветы, и человек – состоят из одних и тех же химических элементов. Почему же живые организмы коренным образом отличаются от объектов неживой природы? Одно из важнейших отличий заключается в том, что живой организм обладает способностью целесообразно взаимодействовать с окружающей средой. Это позволяет ему активно приспосабливаться к изменяющимся условиям, противостоять внешним разрушающим воздействиям. Одной из основных целей, в соответствии с которыми функционируют живые организмы, является сохранение жизни и её продолжение.

Каменная глыба не укрывается от непогоды, как это делают животные и птицы, прячась в нору или гнездо. Она не защищается от зноя или стужи, как это делают растения, например, сворачивая или опуская листья.

Целесообразное взаимодействие с окружающей средой предполагает активное информационное взаимодействие. Чтобы приспособиться к изменениям условий, необходимо целенаправленно искать и получать информацию о происходящих изменениях, обрабатывать её с учётом предыдущего опыта, планировать свои действия и предполагать, к каким последствиям эти действия могут привести.

Перед выходом на улицу многие люди смотрят на уличный термометр и только потом принимают решение, насколько тепло стоит одеться. При этом выбор одежды зависит от многих факторов: одно дело, если Вы закалённый человек и выходите на несколько минут, другое – если после лечения простуды выходите на долгое время.

Кроме того, целесообразное взаимодействие с окружающей средой включает в себя выбор средств, которые помогут достигнуть цель, а также управление этими средствами.

Узнать о погоде, можно и без термометра. Можно включить радио и настроить его на радиостанцию, передающую метеосводку или попросить кого-то из близких выйти на улицу и сообщить, насколько там холодно.

Вообще управление играет значительную роль в любом целесообразном взаимодействии. Настройка радиоприёмника и обращение к кому-то с просьбой – это простые примеры управления. В повседневной жизни мы всюду встречаемся с управлением и сами участвуем в этом процессе: водитель управляет автомобилем, начальник цеха – производством, дирижёр - оркестром, учитель – классом, пользователь – компьютером, операционная система – процессами, происходящими в компьютере.

Управлять – значит влиять на ход какого-то процесса или на состояние некоторого объекта и его положение в пространстве. Любое управление подразумевает вполне определённую цель. Управление – это всегда целенаправленное, целесообразное действие, и цель управления всегда определяется заранее.

Машинист, управляя поездом, должен привести его в назначенный пункт в определённое время. Родители, воспитывая детей (по-сути, управляя ими), стремятся сохранить их здоровье и вырастить их достойными людьми. Светофор регулирует движение на перекрестке для предотвращения аварий. Операционная система управляет компьютером, чтобы все устройства и программы работали согласованно.

Реальных ситуаций управления много, но можно построить модель процесса управления, общую для всех них. Эта модель называется общей схемой управления.


Рис. Общая схема управления

Поясним эту схему.

Управление – это воздействие одного объекта на другой с целью достижения определённого результата. Объект, оказывающий воздействие, называется или субъектом управления или управляющей системой. Объект, на который оказывается воздействие, называется или объектом управления или управляемой системой.

Перед управляющей системой стоит цель. Она заключается в том, чтобы управляемый объект перешёл во вполне определённое (желаемое) состояние. По каналам обратной связи управляющая система получает сведения о текущем состоянии объекта управления. Как правило, текущее состояние отличается от желаемого. Оценив, как велико это отличие, управляющая система вырабатывает управляющее воздействие, а затем по каналам прямой связи воздействует на объект управления, чтобы достинуть цели. При этом учитывается и влияние окружающей среды, которое может ослаблять или усиливать управляющее воздействие. Таким образом, по каналу прямой связи передаются команды управления, вырабатываемые в управляющей системе. Объект управления выполняет эти команды. В свою очередь, объект управления соединен с управляющей системой каналом обратной связи, по которому управляющая система получает информацию о том, насколько результативно было управляющее воздействие и в каком состоянии теперь находится объект управления. В управляющей системе эта информация используется для выработки новых сигналов управления.

Управление может быть связано с физическим воздействием на управляемый объект. Но часто управляющее воздействие носит информационный характер.

Приказы, распоряжения, законы, просьбы, в соответствии с которыми регулируется совместная жизнь людей – примеры информационных управляющих воздействий.

Одним из основных принципов работы компьютера является принцип программного управления. В соответствии с этим принципом все устройства компьютера работают под управлением программ. Отдельные команды, из которых состоят программы, выступают в качестве управляющих воздействий, передаваемых процессору по каналам связи.

Процесс передачи информации, а также надёжное функционирование каналов прямой и обратной связи играют значительную роль в управлении. В любом процессе управления всегда происходит взаимодействие двух объектов — управляющего и управляемого. Если они соединены каналами прямой и обратной связи, то такую систему называют замкнутой или системой с обратной связью. Но иногда бывает так, что нарушается нормальное функционирование каналов прямой или обратной связи. В этом случае система управления становится разомкнутой.

Примеры, когда нарушена работа прямого канала связи.

Учитель объясняет ученикам задание, которое они должны выполнить, но громкий шум за окнами заглушает его голос.

Пользователь набирает на клавиатуре команду компьютеру, но соединительный провод поврежден.

Когда нарушена работа прямого канала связи, управляющее воздействие не доходит до объекта управления. Его поведение либо становится хаотичным, непредсказуемым, либо он продолжает действовать по последним полученным инструкциям, которые, вероятнее всего, уже устарели. Вряд ли в этом случае можно ожидать достижения заданной цели деятельности.

Примеры, когда обратная связь нарушена, либо отсутствуют каналы обратной связи.

Информация, отображаемая на дисплее компьютера - важный канал обратной связи в системе “пользователь-компьютер”, если дисплей выходит из строя, то использовать компьютер становится крайне затруднительно.

Светофор на перекрестке неспособен воспринимать информацию о текущем состоянии движения на этом перекрестке, например, с какой стороны скопилось больше машин.

Разомкнутая система оказывается неспособной к управлению. И в этом случае вряд ли можно ожидать достижения заданной цели деятельности.

Принцип замкнутой системы управления, или принцип управления с обратной связью, лежит в основе действия большинства современных систем автоматического управления, в том числе компьютера.

Информация и управление являются основными понятиями кибернетики — науки об управлении и связи в живом организме, машине, обществе.

Управление – процесс, обеспечивающий целенаправленное поведение биологической, социальной, технической систем.

В технике под управлением понимают совокупность действий, осуществляемых человеком или автоматическим устройством, направленных на поддержание или улучшение работы управляемого объекта в соответствии с имеющейся программой (алгоритмом функционирования) или целью управления.

Ситуация управления характеризуется наличием объекта управления и управляющей системы, которые соединены между собой каналами прямой и обратной связи.

Текущее состояние объекта управления как правило отличается от желаемого. Уменьшить эту разницу, то есть перевести объект управления в желаемое (заданное) состояние – это и есть цель управления.

Управляющая система оказывает на объект управления управляющие воздействия так, чтобы достичь цели управления.

Управляющее воздействие может быть физическим или информационным.

Преобразование, анализ и передача информации — основа процессов управления в любой области.

Для выработки управляющих решений, обеспечивающих достижение цели, управляющая система должна получать информацию как о состоянии объекта управления, так и о состоянии внешней среды.

Система управления, в которой прямой и обратный каналы связи функционируют нормально, называется замкнутой. Если работа какого-либо канала нарушена, то система называется разомкнутой.

Принцип замкнутой системы управления, или принцип управления с обратной связью, лежит в основе действия большинства современных систем автоматизированного управления, в том числе компьютера.

Определите основные компоненты процесса управления (объект управления, состояние объекта управления, цель управления, управляющая система, каналы прямой и обратной связи, управляющее воздействие, информация о состоянии объекта управления, воздействие внешней среды) для следующих ситуаций:

а) пользователю нужно скопировать файлы с дискеты на жёсткий диск;

б) пилот управляет самолётом;

в) автопилот управляет самолётом;

г) автоматическая стиральная машина работает под управлением программы.

Знание особенностей пользовательского интерфейса программного средства облегчает пользователю работе с этим программным средством. Определите, в каком качестве выступает система меню в процессе управления работой программного средства. Ответ обоснуйте.

Определите, какие управляющие воздействия могут оказать управляющие системы на объект управления в следующих ситуациях:

а) водитель управляет автомобилем;

б) пользователь создаёт рисунок в графическом редакторе;

в) директор завода обеспечивает получение прибыли заводом;

г) государство регулирует общественную жизнью своих граждан.

Ученик постоянно опаздывает на урок. Какие управляющие воздействия может оказать на него учитель, чтобы прекратить опоздания?

Приведите примеры систем управления, в которых отсутствует канал обратной связи.

Чтобы говорить об процессах управления необходимо понять, что из себя представляет система управления.

Определение. Система – это упорядоченная совокупность разнородных элементов или частей, взаимодействующих между собой и с внешней средой, объединенных в единое целое и функционирующих в интересах достижения единых целей.

Система управления характеризуется наличием двух компонентов (рис.1.2):

§ Субъекта управле-ния,реализующего формирование целей, принятие решений и обеспечивающего контроль за их выполнением;

§ Объекта управле-ния,выполняющего поставленные задачи.

Пример: промышленное предприятие: здесь субъект управления — это администрация, а объект управления — производственный коллектив, выполняющий работу и располагающий для этого необходимыми ресурсами.

Управление базируется на информации. В процессе управления возникают информационные потоки между объектом и субъектом управления, а также между ними и внешней средой. Направленность внутренних информационных потоков характеризует прямую и обратную связь в системе управления.

Система управления (субъект управления) на основе информации о состоянии объекта и информации, поступающей из внешней среды, определяет цели для объекта и воздействует на объект (прямая связь).

Обратная связь представляет собой движущийся в обратном направлении информационный поток, формируемый объектом управления.

В процессе функционирования происходят изменения в объекте управления. Субъект управления воспринимает информацию от объекта управления и новую информацию об внешней среде, обрабатывает ее, принимает новое решение и вырабатывает новое управляющее воздействие. И так далее. В процессе управления необходимая информация регистрируется, передается, хранится, накапливается и обрабатывается. Комплекс этих процедур составляет информационный процесс управления.Информация в этом процессе рассматриваетсяи как предмет (исходная информация), и как продукт труда (результатная информация) системы управления. Исходная, первичная информация преобразуется в результатную, пригодную для формирования управленческих решений. По этим причинам информационный процесс является частью управленческой деятельности.

Для организации и реализации информационного процесса необходимы соответствующие средстваи методы обработки информации, а также персонал, способный выполнять процедуры информационного процесса.

1.7.Информационная деятельность человека.Основные характерные черты информационного общества.

Развитие науки, образования обусловило быстрый рост объема информации, знаний человека. Если в начале прошлого века общая сумма человеческих знаний удваивалась приблизительно каждые пятьдесят лет, то в последующие годы — каждые пять лет. Информатика и компьютеры уже проникли практически во все сферы деятельности человека. Появилась необходимость в формировании новой, информационной технологии, деятельности человека.

Определение. Информационная технология — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических и инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; изучающих вычислительную технику и методы организации и взаимодействия ее с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники.

В настоящее время человечество завершает переход к информационному обществу, в котором можно эффективно и оптимально строить любую деятельность на основе овладения информацией о самых различных процессах и явлениях. В информационном обществе повышается качество не только потребления, но и производства, труд человека становится творческим и интеллектуальным, если он использует новые информационные технологии, значительно улучшаются условия труда.

1.8.Тренировочные тестовые задания по разделу 1.

(правильные ответы см. в конце пособия).

I. Информация, которая отражает истинное положение дел, называется:

II. Информация, которая важна в настоящий момент, называется:

III. Информация, объем которой достаточен для решения поставленной задачи, называется:

IV. По способу восприятия человеком различают следующие виды информации:

1. Текстовую, числовую, графическую, табличную

2. Научную, социальную, политическую

3. Обыденную, производственную, техническую

4. Визуальную, звуковую, тактильную

5. Математическую, биологическую, медицинскую

V. Какую информацию можно отнести к визуальной:

5. Ощущения холода

VI. Хранить аудиоинформацию можно, используя:

2. Световую рекламу

4. Магнитофонную кассету

5. Партитуру музыкального произведения

VII. Записную книжку используют с целью:

1. Передачи информации

2. Обработки информации

3. Хранения информации

4. Защиты информации

5. Транспортировки информации

1. Увеличение количества избыточной информации

2. Увеличение роли средств массовой информации

3. Целенаправленное и эффективное использование информации во всех областях человеческой деятельности, достигаемое за счет массового применения информационных технологий

4. Массовое использование компьютеров

5. Введение изучения информатики в учебные заведения страны

IX. Данные имеют табличную структуру:

1. Список продуктов, которые надо купить

2. Классный журнал со списком класса и оценками

3. Перечень Ваших друзей

4. Список музыкальных альбомов

5. Перечень предметов, которые Вы проходили в 9 классе

X. В процессе управления результатная информация используется для:

1. Отчета работы

2. Хранения в базе данных

4. Формирования управленческих решений

5. Воздействия на субъект управления

2. Представление информации

p Язык как способ представления информации.

p Количество информации.

p Вероятностный подход к определению количества информации.

p Понятие энтропии.

p Формы представления информации.

p Кодирование информации.

p Единицы измерения количества информации.

2.1.Язык как способ представления информации.Количество информации.

Очень важным при этом является способ представления той или иной информации. Только представив информацию в каком-либо виде, ее можно передавать. Чтобы понять содержание информации, надо знать правила (соглашения), по которым представление переводится в содержание, смысл.

Пример: Перед посадкой самолета в Лондоне стюардесса делает объявление: “Сейчас в городе идет дождь, температура воздуха – два градуса выше нуля”. Эту информацию она получила от бортинженера. Для передачи полученной информации она воспользовалась английским языком. В самолете есть люди, которые не понимают английский язык. Тогда информацию о погоде, переданную стюардессой на английском языке, они воспримут как некий “шум”, а не как совет приготовить зонтик.

Этот пример показывает, что при неизвестной форме представления информации, ее содержание не будет воспринято принимающей стороной.

Можно выделить, по крайней мере, четыре различных подхода к определению способа представления информации.

В кибернетике понятие "информация" используется для характеристики управляющих сигналов, которые обеспечивают устойчивое функционирование сложных систем. В этом случае следует говорить о конкретном представлении управляющих сигналов в виде конкретных технических характеристик этих сигналов, их единиц измерения, других свойств и параметров, дающих достаточно полное описание изучаемых сигналов.

В философии понятие "информация" тесно связано с такими понятиями как взаимодействие и познание. В процессе взаимодействия двух объектов происходят их изменения, можно сказать, что на них отпечатывается информация о взаимодействии. Человек познает окружающий мир, в его сознании накапливаются Знания, т.е. информация. Количественную оценку информации в этом случае произвести затруднительно, т.к. подобные знания зачастую носят смысловой, содержательно-описательный характер, который трудно поддается измерению.

В информатикепонятие "информация" вводится как мера уменьшения неопределенности. В этом случае под информацией понимается изменение некоторой количественной величины, характеризующей состояние исследуемого объекта (системы, процесса, явления), определенной до и после опыта, проведенного над этим объектом.

Во всех отмеченных подходах к представлению информации важным является способ измерения количества информации. Существует несколько подходов к измерению количества информации Статистический, Семантический, Прагматический:

Пример: "Бросание монеты": перед броском существует неопределенность, как упадет монета предсказать невозможно. После броска реализуется полная определенность (например "орел"). Аналогично, при бросании четырехгранной пирамиды существуют 4 возможных исхода, а при бросании игрального кубика — 6 возможных исходов.

Вывод: чем больше возможных событий, тем больше начальная неопределенность результата и, главное, тем больше количество информации будет получено после проведения опыта.

§ Семантический подход— количество полученной информации измеряется с учётом её смысла для получателя. Оценивается количество смысла полученной информации, с помощью сравнения объёмов тезаурусов до и после получения информации, т.е. оно равно разности тезауруса Sп до получения информации Sп.0 и после получения информации Sп.1, т.е. I=Sп.1–Sп.0 .

Определение. Тезаурус— свод слов, устойчивых словосочетаний, описывающих предметную область, сгруппированных и упорядоченных по некоторым правилам (например, в порядке убывания алфавита).

Определение. Вероятность— величина, которая может принимать значения в диапазоне от 0 до 1. Она может рассматриваться как мера возможности наступления какого-либо события, которое может иметь место в одних случаях и не иметь места в других.

Получение информации — это, в конечном счете, получение фактов, сведений и данных о свойствах, структуре или взаимодействии объектов и явлений окружающего нас мира с использованием некоторой абстрактной системы символов (жестов, знаков, рисунков и прочее) для представления содержательной информации.

В процессе развития человеческого общества люди выработали большое число подобных систем — языков. Среди них — язык жестов и мимики, язык рисунков и чертежей, язык музыки, разговорные языки и т.д.

Пример: Язык жестов — морской флажковый семафор. Язык музыки — ноты. Языки программирования — Visual Basic, Pascal, Perl, C.

Основой большинства языков является алфавит. Алфавит — это набор символов, из которых можно составить слова и фразы данного языка.

Пример:

§ Латинский алфавит (прописные буквы): A, B, C, D, E, F, G, H, I, J, K, L, M, N, O, P, Q, R, S, T, U, V, W, X, Y, Z.

§ Русский алфавит (прописные буквы): А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я.

§ Алфавит десятичных цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

§ Алфавит двоичных цифр: 0, 1.

Простота двоичного алфавита обеспечила его широкое применение в вычислительной технике. Значения 0 и 1 в компьютерах представляются физическими состояниями “намагничено — не намагничено”, “есть напряжение — нет напряжения”.

Одно из главных понятий XX века — бит впервые было введено американским ученым-статистиком Джоном Тьюки в 1946 году.

Чтобы говорить об процессах управления необходимо понять, что из себя представляет система управления.

Определение. Система – это упорядоченная совокупность разнородных элементов или частей, взаимодействующих между собой и с внешней средой, объединенных в единое целое и функционирующих в интересах достижения единых целей.

Система управления характеризуется наличием двух компонентов (рис.1.2):

§ Субъекта управле-ния,реализующего формирование целей, принятие решений и обеспечивающего контроль за их выполнением;

§ Объекта управле-ния,выполняющего поставленные задачи.

Пример: промышленное предприятие: здесь субъект управления — это администрация, а объект управления — производственный коллектив, выполняющий работу и располагающий для этого необходимыми ресурсами.

Управление базируется на информации. В процессе управления возникают информационные потоки между объектом и субъектом управления, а также между ними и внешней средой. Направленность внутренних информационных потоков характеризует прямую и обратную связь в системе управления.

Система управления (субъект управления) на основе информации о состоянии объекта и информации, поступающей из внешней среды, определяет цели для объекта и воздействует на объект (прямая связь).

Обратная связь представляет собой движущийся в обратном направлении информационный поток, формируемый объектом управления.

В процессе функционирования происходят изменения в объекте управления. Субъект управления воспринимает информацию от объекта управления и новую информацию об внешней среде, обрабатывает ее, принимает новое решение и вырабатывает новое управляющее воздействие. И так далее. В процессе управления необходимая информация регистрируется, передается, хранится, накапливается и обрабатывается. Комплекс этих процедур составляет информационный процесс управления.Информация в этом процессе рассматриваетсяи как предмет (исходная информация), и как продукт труда (результатная информация) системы управления. Исходная, первичная информация преобразуется в результатную, пригодную для формирования управленческих решений. По этим причинам информационный процесс является частью управленческой деятельности.

Для организации и реализации информационного процесса необходимы соответствующие средстваи методы обработки информации, а также персонал, способный выполнять процедуры информационного процесса.

1.7.Информационная деятельность человека.Основные характерные черты информационного общества.

Развитие науки, образования обусловило быстрый рост объема информации, знаний человека. Если в начале прошлого века общая сумма человеческих знаний удваивалась приблизительно каждые пятьдесят лет, то в последующие годы — каждые пять лет. Информатика и компьютеры уже проникли практически во все сферы деятельности человека. Появилась необходимость в формировании новой, информационной технологии, деятельности человека.

Определение. Информационная технология — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических и инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; изучающих вычислительную технику и методы организации и взаимодействия ее с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники.

В настоящее время человечество завершает переход к информационному обществу, в котором можно эффективно и оптимально строить любую деятельность на основе овладения информацией о самых различных процессах и явлениях. В информационном обществе повышается качество не только потребления, но и производства, труд человека становится творческим и интеллектуальным, если он использует новые информационные технологии, значительно улучшаются условия труда.

1.8.Тренировочные тестовые задания по разделу 1.

Информация определяет многие процессы, происходящие в системах управления технологическими объектами и производственными комплексами. В общем виде процесс управления происходит в следующей последовательности: подготовка исходной информации, переработка введенной информации, управление процессом на основании полученной информации. Практически все задачи управления связаны с обработкой информации, описывающей свойства объектов: изделий, узлов и деталей, из которых эти изделия состоят, материалов, производственных подразделений и т.д. Особо выделяются задачи, при решении которых приходится учитывать связи между различными объектами.

Весь комплекс данных, отражающих состояние объектов и течение процессов производства и необходимый для эффективного управления технологическим оборудованием, определяется как информационное обеспечение.

Информация о каких-либо событиях, процессах, состояниях объектов содержится в сигналах, приходящих от этих объектов. А сами эти сигналы, несущие информацию, могут быть непрерывными (аналоговыми) или дискретными.

Исследованием методов передачи, хранения и приема информации занимается теория информации. Согласно теории информации, во всех системах управления происходит процесс приёма, преобразования и передачи информации. Одна и та же информация может быть преобразована различным образом. Главное в таком преобразовании — однозначность представления информации и ее различимость. Представление информации и перевод ее из одной системы в другую при полном сохранении содержания называется кодированием информации.

Упорядоченный набор кодовых комбинаций называется кодом.

Множество символов, описывающих кодовые комбинации, называют алфавитом кода, который можно представить (а1, а2, … аn).

Известны позиционная (десятичная) и непозиционная (римская) системы счисления. Позиционная система – система, в которой число зависит от его положения в записи. Чаше всего пользуются десятичной системой счисления. Для десятичной системы счисления алфавит кода имеет вид: (0, 1, 2, … , 9).

Однако в вычислительной технике и в системах ЧПУ по целому ряду причин используют другие системы счисления.

Решение многих задач связано с обработкой информации, описывающей свойства большого количества объектов: изделий, узлов и деталей, из которых это изделие состоит, материалов, производственных подразделений и т.п. Особо выделяются задачи, при решении которых приходится учитывать связи между различными объектами. Решение подобного рода задач требует количественной и качественной оценки характеристик управляемых объектов.

В теории передачи и обработки информации для САУ вводится понятие меры количества и качества информации.

Только принимая за основу новизну сведений, можно дать количественную оценку информации. Основываясь на идее, что информация устраняет некоторую неопределенность, т.е. незнание, описание любого события или объекта формально можно рассматривать как указание на то, в каком из возможных состояний находится объект.


Тогда протекание событий во времени есть не что иное, как смена состояний, выбранных с некоторой вероятностью из числа всех возможных. Чем выше уровень неопределенности выбора, тем больший требуется объем информации. Поэтому в теории информации количество информации является мерой снятия неопределенности одной случайной величины в результате наблюдения за другой. Если величины независимы, то количество информации равно нулю.

Рассмотрим структуру меры информации.

Согласно теории информации, элементарная единица управляющей программы (УП) — символ.

Символы, собранные в группы образуют слова.

Формат кадра – это условная запись структуры кадра с максимально возможным объемом информации (страница, строка и т.д.). В зависимости от системы управления формат кадра определяет порядок слов, объем информации.

При обработке информации в машине применяется своеобразная терминология.

В качестве элементарной единицы информации принята двоичная единица – бит.

В битах формально можно измерить любую информацию, которая измеряется в цифрах. При этом совершенно не учитывается смысловое содержание информации, ее полезность, ценность для пользователя.

Например, если блок памяти имеет емкость 1000 байт, то это означает, что в нем можно хранить текст длиной 1000 знаков.

Таким образом, энтропия системы выражает степень ее неупорядоченности, а информация дает меру ее организации.

Измерение только количества информации не отвечает потребностям потребителей информации – необходима мера ценности информации. Проблема определения ценности информации исключительно актуальна в настоящее время, когда уже трудно даже с помощью компьютеров обработать мощные информационные потоки.

Информация называется полезной, если она уменьшает неопределенность решающего алгоритма. Не имеет смысла говорить о ценности информации, содержащейся в сигнале, если не указаны задача, которая решается и свойства декодирующего алгоритма. Кроме того, для понимания и использования информации ее получатель должен обладать определенным запасом знаний.

Пока можно сделать вывод, что задача определения ценности информации не решена, поскольку требует высокой степени формализации, т.е. математического выражения.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Читайте также: