Информационная открытость органов власти доклад

Обновлено: 20.05.2024

Главным направлением антикоррупционной деятельности государства является установление информационной прозрачности процесса функционирования исполнительной, законодательной, судебной власти, правоохранительных органов и органов местного самоуправления.

Важно подчеркнуть, что в современном мире движущей силой социального прогресса является движение информации.

Информационный обмен в современном обществе способствует формированию новой среды обитания, новых социальных и моральных ценностей, нового образа жизни и новых принципов управления. Информационно закрытые системы сегодня неконкурентоспособны.

В тех странах, где люди имеют полноценную информацию о деятельности власти, нет коррупции, а государство соблюдает законы, работает ответственно и эффективно на общее благо. С другой стороны, именно закрытость, утаивание правды, монополия на информацию есть основное оружие бюрократии, с помощью которого она пытается навязать обществу свою волю, оставаясь при этом без контроля. Следствием является ее безответственность, некомпетентность, коррумпированность и недееспособность в служении людям.

Мировой опыт приводит к выводу: информационная прозрачность – движущая сила общества и власти. Она не только влияет на изменение правил поведения власти, повышая ее ответственность и эффективность работы на благо общества, но и способствует качественному изменению самого общества.

Смысл информационной прозрачности деятельности власти состоит также в том, что деятельность представителей государственной власти становится открытой и доступной для общественного контроля. Угроза быть обнаруженным вне срока давности за взятки, мздоимство и другие нарушения закона заставит госслужащего, работника правоохранительных органов, военнослужащего, судью, представителя спецслужб, местного самоуправления соблюдать законы – работать ответственно, добросовестно и компетентно.

Таким образом, информационная прозрачность стимулирует новые общественные отношения, способствует модернизации России. Она создает условиям для ответственной, компетентной и эффективной деятельности власти, роста экономики, модернизации гражданского общества, а в конечном итоге, для искоренения причин коррупции.

Прозрачность должна быть и в функционировании ЖКХ. Общество должно знать, откуда берутся такие высокие цены на тепло, газ, другие коммунально-жилищные услуги. Открытость и прозрачность ЖКХ остановит безудержный рост тарифов, так как вскроет диктат монополистов. Надо бороться с монополизмом тепловых, водных, энергетических структур в ЖКХ, а не форсировать переход к 100-процентной оплате услуг населением

Обнародование сведений федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами власти местного самоуправления об исполнении бюджета, о реализации целевых программ, об открытых конкурсах, аукционах, тендерах, экспертизах и условиях их проведения, в процессе приватизации, функционирования ЖКХ, безусловно, будет способствовать повышению ответственности и компетентности работы госслужащих, устранению причин и условий коррупции.

Обнародование всех отзывов должностных лиц на законодательные инициативы поможет обнаружить механизмы лоббизма, который зачастую выходит за рамки правового поля. Принципиально важным в подготовке законопроектов исполнительной властью является введение практики служебной антикоррупционной экспертизы в министерстве юстиции, результаты которой также должны публиковаться.

Чтобы этого не произошло, необходимо всю деятельность высших должностных лиц регионов сделать информационно прозрачной, а, следовательно, подконтрольной обществу. И тогда уже не важно, лоббистские группировки привели к власти того или иного руководителя региона, избран он с подачи Президента России депутатами регионов или на прямых выборах всеми гражданами. Принципиально важно, что граждане будут иметь возможность контролировать деятельность высшего должностного лица субъекта федерации постоянно, а не раз в 4-5 лет во время выборов. Тем самым во многом снимается проблема коррупции.

Доступной и прозрачной должна быть деятельность законодательной власти. Федеральный парламент, законодательные собрания субъектов Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления должны размещать на своих сайтах не только все принятые законодательные акты, но и их проекты, принятые и внесенные поправки, постановления, а также все отзывы должностных лиц исполнительной власти на законодательные инициативы. Необходимо размещать и информацию о поименном голосовании депутатов.

В этом случае будет видна деятельность каждого депутата, и, следовательно, четко определена его персональная ответственность за принимаемые решения. Ответственной может быть только та деятельность, которая информационно открыта, а значит, предметна и видима. Информационная прозрачность законодательного процесса позволит снизить степень отчуждения между властью и гражданами, повысить ответственность депутатов федерального и регионального уровней и представительных органов местного самоуправления за качество и эффективность законотворчества.

Как результат, информационная прозрачность позволит предотвратить появление законодательства, порождающего коррупцию, добиться, чтобы юридические нормы и правила устанавливались в интересах человека и благополучия общества, были ясными и недвусмысленными, способствовали формированию эффективной и конкурентоспособной экономики, служили процветанию России.

Чрезвычайно важное значение имеет информационная прозрачность для эффективной работы судов. В нашей стране суд во многих случаях пока не стал ни скорым, ни правым, ни справедливым. Установление прозрачности в деятельности судов позволит во многом решить эти проблемы. Для этого, во-первых, все судебные органы различных уровней должны полностью размещать на своих сайтах открытые материалы судебных заседаний, судебные решения и постановления. Во-вторых, решения суда вступают в силу только после публикации их на сайте в Интернете. В-третьих, должны размещаться в Интернете все материалы квалификационных комиссий судей. Информационная открытость будет содействовать обеспечению подлинного равенства всех перед законом и судом и повышению ответственности и компетентности судей. Именно информационная прозрачность, устанавливающая общественный контроль, а не только повышение зарплаты судьям и обеспечение их неприкосновенности, будут способствовать справедливости и эффективности всей судебной системы, освобождению ее от коррупции и зависимости от исполнительной власти. Ибо в процесс общественного контроля над деятельностью судов обязательно включатся различные институты гражданского общества – общественные объединения юристов, средства массовой информации, правозащитные организации, союзы предпринимателей, профсоюзы, партии и общественные структуры. Важно подчеркнуть, что прозрачность суда обеспечит благоприятные условия для повышения компетентности и ответственности милиции, прокуратуры, спецслужб. Именно это является принципиальным фактором деятельности судебной системы и правоохранительных органов.

Воплощение в реальность таких постулатов, с одной стороны, создадут качественно новые правовые условия деятельности государства и общества, установив повседневный общественный контроль над государственными институтами. С другой стороны – процесс осуществления общественного контроля посредством прозрачности деятельности власти модернизирует само гражданское общество.

Информационная прозрачность деятельности власти формирует отношения подотчетности власти гражданскому обществу. Когда власть с помощью гласности начнет держать реальный, а не пиаровский отчет о результатах своей деятельности, тогда она вынуждена будет перестраиваться: работать ответственно и компетентно на общее благо. Подотчетность потребует от власти быть ближе к людям, слышать их запросы, уважительно вести диалог с обществом на языке сотрудничества. В свою очередь гражданское общество благодаря возможности оказывать влияние на власть с помощью инструмента подотчетности начнет самоорганизовываться, быть активнее, повышать свою правовую и политическую культуру.

Ведущим принципом всей антикоррупционной политики должно быть постоянное повышение рисков, цены потерь и уровней нестабильности для вовлечённых в коррупцию государственных должностных лиц, представителей бизнеса и граждан. В противном случае коррупция будет восприниматься в обществе как малорискованная и высокодоходная деятельность в том смысле, что именно коррупционные отношения позволяют надёжно и быстро решать проблемы.

Этот ведущий принцип может быть реализован в следующих трёх основных блоках направлений антикоррупционной деятельности, которые могли бы способствовать снижению уровня коррупции в целом:

- Изменение сознания чиновников, бизнесменов и граждан, формирование негативного отношения и негативных представлений о коррупции.

- Пресечение коррупционных действий и наказание за них с применением правоохранительных, административных и общественных механизмов.

- Формирование условий, препятствующих коррупционным действиям и способствующих осуществлению деятельности чиновников, бизнесменов и граждан без вступления в коррупционные отношения.

Коррупция никогда не бывает полностью публичной, чаще всего полную и точную информацию о тех или иных коррупционных действиях имеют только их непосредственные участники. Все способы и процедуры осуществления коррупционных действий передаются в неформальном общении между потенциальными её участниками. Не существует зафиксированных в документах точных сведений о том, кому и как давать взятки в тех или иных организациях, потому что практика взяточничества постоянно изменяется.

Неформальный характер обмена коррупционным опытом и информацией о коррупции затрудняет сбор доказательств о нарушениях законов или норм морали при осуществлении действий, которые потенциально могут стать коррупционными. В результате у коррупционеров усиливается ощущение безнаказанности, а у граждан – ощущение безысходности борьбы с коррупцией.

Поэтому привлечение средств массовой информации окажется эффективным рычагом в борьбе с коррупцией. Владимир Путин считает средства массовой информации одним из самых эффективных средств борьбы с коррупцией.

Средства массовой информации в области антикоррупционной деятельности могут, в частности, следующее:

· Просвещать граждан о коррупции и способах жизни без коррупции, устраивать своеобразные акции отказа от взяток. Многих граждан это интересует, такими акциями средства массовой информации привлекут к себе внимание своих потенциальных аудиторий, усилят свою общественную поддержку, повысят доходы от рекламы и т.п.

· Просвещать чиновников о коррупции и способах жизни без коррупции.

· Выстраивать коммуникацию между гражданами и чиновниками, бизнесменами и чиновниками, чтобы они постепенно находили возможности обсуждать реальные коррупционные действия и способы их избегать в своих практиках. Пока эти социальные группы о коррупции говорят на разных языках.

· Искать и описывать опыт противодействия коррупции в других населённых пунктах и регионах нашей страны. В этих случаях вполне можно ожидать распространения по регионам снижения коррупции в отдельных сферах деятельности. В этом довольно часто могут быть заинтересованы чиновники, бизнесмены, активисты негосударственных организаций, поэтому перспективы распространения российского опыта противодействия коррупции есть.

· Просвещать граждан, бизнесменов и чиновников о том, какими методами осуществляется успешное противодействие коррупции в других странах. Нужно только учитывать, что опыт, даже самый успешный, других стран должен обязательно адаптироваться к условиям России, не может применяться непосредственно.

Несколько средств массовой информации могли бы, объединив финансы, заказывать специализированным социологическим агентствам проведение объективных исследований коррупции. Очень интересными могли бы быть серии публикаций о коррупции, проводимые синхронно на основе исследований на телевидении, радио и в газетах. Кроме того, средства массовой информации могли бы своими публикациями способствовать выделению финансирования исследований коррупции и разработок антикоррупционных программ российским бизнесом и некоммерческими фондами.

Собирать досье и базы данных о потенциально коррупционных действиях и о потенциальных коррупционерах. При появлении информации из правоохранительных органов о начале уголовных преследований они, в таких случаях, могут с соблюдением мер предосторожности, публиковать дополнительные сведения, способные улучшить понимание предъявленных обвинений или предоставить оправдания незаслуженно обвинённым.

Содействовать разработкам и реализации антикоррупционных стратегий в городах, районах и регионах нашей страны. Такое содействие может быть как информационным, так и организационным.

Всей своей деятельностью способствовать расширению открытости органов власти и бизнеса для общества. Эта деятельность косвенно будет, как в большинстве стран мира, снижать уровень коррупции.

В итоге – средства массовой информации могут инициировать противодействие коррупции, просвещать и направлять эту деятельность, быть инициаторами и организаторами постоянных обсуждений проблем коррупции.

Поскольку для снижения уровня коррупции очень важно улучшение информированности о ней и изменение отношения к ней в обществе, роль средств массовой информации в противодействии коррупции очень важна. Были бы у редакторов и журналистов желание и возможности заниматься этой сложной, временами опасной, но весьма значимой для общества деятельностью.

Гульнара Гудулова, помощник начальника департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу для взаимодействия со СМИ и общественными организациями

Если раньше открытость и прозрачность власти для общества выражалась лишь в отражении деятельности отдельных государственных служащих или структур в СМИ, то с развитием современного информационного общества появилась потребность в установлении диалога с властью, предполагающего обратную связь и информированность населения. Поэтому информационная открытость и прозрачность деятельности органов государственной власти уже выступают как важнейшие показатели эффективности их функционирования при реализации установленных полномочий, а также являются необходимым элементом осуществления постоянной и качественной связи между гражданами и властью.

Информационная открытость органов государственной власти является важным элементом эффективности государственного управления, повышения доверия со стороны граждан органам государственной власти, принимаемым решениям. Также информационная открытость является гарантом участия граждан в процессе принятия политических решений, что ведет к укреплению демократических и либеральных ценностей в обществе.

Ведь чем доступнее, проще и понятней информация, чем эффективней процесс коммуникации и выше степень вовлеченности граждан в процессы, происходящие в государстве, тем больше доверия к решениям правящей элиты. А способность влиять на решения правящей элиты – гарантия соблюдения гражданских прав и свобод.

В современной действительности информация также является мощным инструментом, если не сказать оружием, в политических и геополитических отношениях, влияя на экономическую и социальную сферы. Способы подачи информации, каналы ее распространения играют важную роль в современном мире.

Но не всегда и не вся информация является доступной для большинства слоев населения. К ее преподнесению, формату распространения порой подходят дифференцированно, и здесь возникает ситуация, при которой есть категории граждан, которые располагают информацией и могут распоряжаться тем, как и в каком объеме она будет преподнесена абсолютному большинству.

Рассуждения об информации как важном ресурсе, способном формировать общественное мнение, регулировать многие процессы в жизни общества, приводят к еще одному умозаключению, которое касается соотношения доступности информации и политики, проводимой органами государственной власти в целях повышения эффективности управленческих процессов и развития открытости органов государственной власти.

В этой связи возникает вопрос, как органы государственной власти организуют процесс распространения информации, доступа к информационным ресурсам, взаимодействия со СМИ. Эффективен ли данный процесс или нет, какие мотивации преследуют органы государственной власти при реализации принципа открытости органов государственной власти, на эти вопросы есть определенные позиции и мнения.

Во-первых, отмечу, что любой гражданин Российской Федерации так или иначе является потребителем информации о деятельности государственных органов. Во-вторых, может выступать получателем государственных услуг, например, когда необходимо оформить ту или иную государственную услугу. Скажем, распространенная и популярная среди граждан услуга, которую оказывает государство – получение заграничного паспорта. И здесь гражданин вступает в отношения с государственным органом, который уполномочен государством на оказание подобной услуги. Первое, что гражданину хочется получить – это максимально быстро с минимальными моральными затратами оказание государственной услуги. Для реализации этой потребности он должна обратиться в профильный орган или к сайту данного ведомства. И здесь возникает следующая потребность: получить максимально полную информацию об адресе ведомства, часах работы, графике приема документов, о перечне необходимых на получение услуги документов. И чтобы эта информация была в открытом доступе, а сведения можно было без труда найти на сайте ведомства, не тратя время, блуждая по разделам и подразделам сайта.

Сейчас, когда в стране все-таки появляются результаты проводимой административной реформы, граждане могут почувствовать, что получение информации и процесс оказания государственных услуг стали открытыми, сократилось время, которое индивид затрачивает на получение той или иной услуги, оказываемой государством. Это стало возможно и благодаря введению по стране единых многофункциональных центров, и разработке административных регламентов по предоставлению той или иной государственной услуги. И даже введение административной ответственности для государственных органов за нарушение сроков предоставления государственных услуг.

Кроме того, или, может быть, даже в первую очередь, тенденции современного развития свидетельствуют о заинтересованности первых лиц государства в повышении открытости органов государственной власти. Это подтверждается введением новых законодательных актов в области информационной открытости и повышения прозрачности системы государственной власти, а также использование передовых информационных технологий, создание специализированных комиссий, сайтов и т. п.

Указания, которые получают органы государственной власти, также содержат рекомендации о повышении информационной открытости.

Информация о том или ином государственном органе должна быть максимально открытой для граждан. Ведь если гражданин владеет максимально полной и подробной информацией о том или ином органе, о тех процессах, которые в нем происходят, о полномочиях, а также о своих правах, то это гарантия конструктивного взаимодействия и баланса сил. Таким образом выстраивается диалог между государством и обществом. Появляется обратная связь, когда в систему в нашем случае, представленную государством, поступают посылы извне от граждан с выражением той или иной позиции или точки зрения. В системе эти посылы извне обрабатываются, принимаются во внимание и происходит процесс пересмотра того или иного законопроекта, решения и т. п. И это важно, ведь не зря же информационная открытость является основополагающим элементом открытости системы государственного управления и повышения ее эффективности.

Таким образом, доступ к информации – гарант эффективности и открытости государственного управления. Чем удобнее, нагляднее и доступнее информация, исходящая от органов государственной власти, тем выше лояльность граждан к тому или иному государственному органу, процессу и всей государственной системе в целом.

Ведь как показывают социологические исследования, отношение граждан нашей страны к чиновникам и государственным органам крайне негативно. Здесь присутствует высокий процент недоверия со стороны граждан государственным гражданским служащим и всей системе государственного управления.

Сейчас мы видим, что чиновники и госорганы все чаще обращают внимание на мнение общественности, стремятся к повышению информационной открытости. И в этом немалая заслуга средств массовой информации, общественных организаций, которые в геометрической прогрессии множатся в нашей стране. Общественных организаций превеликое множество, и каждая видит своей целью отстаивание тех или иных интересов.

Как следствие, повышение гражданской активности заставляет чиновников прислушиваться к мнению граждан, в том числе и для того, чтобы не получать негативных характеристик и публикаций в СМИ.

Если обратиться к примеру нашего ведомства и соотносить степень обеспечения доступа к информации, то можно отметить, что департамент просто обязан своевременно и максимально подробной информировать граждан и средства массовой информации об экологическом состоянии, в том числе и об экологических правонарушениях, ведь граждане имеют право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. И это право закреплено Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Именно поэтому мы оперативно размещаем сведения о нарушениях природоохранного законодательства, стараемся максимально подробно рассказать о состоянии окружающей среды и активно идем на контакт с представителями средств массовой информации и общественными организациями.

Ведь если у граждан отсутствует какая-либо информация, то это может привести к различным домыслам и предположениям, не имеющим ничего общего с действительным положением дел. И, как следствие, может привести к беспокойству и паническим настроениям.

Плюс ко всему не стоит забывать и про законы, которыми регламентируется деятельность госорганов и о которых я упоминала ранее. В частности, государственные органы обязаны публиковать информацию о деятельности организации. Например, наше ведомство должно регулярно на сайте размещать сведения о завершенных проверках. Я аккумулирую сведения от контрольно-надзорных отделов департамента и территориальных управлений Росприроднадзора в Северо-Западном федеральном округе о проверках, завершенных за прошедшую неделю, и размещаю эти сведения на официальном сайте.

В случае нарушения данных требований меня, как специалиста, ответственного за наполнение данного раздела, ждет наказание в соответствии с законом. Здесь отражается механизм того, как можно сформировать ответственность за информационную открытость и соответствующую культуру поведения государственного гражданского служащего. То есть то, что регламентировано законом, должно исполняться. В случае неисполнения нарушителя ждут санкции. Все предельно просто и открыто.

Или вот еще один пример: в декабре 2013 года в департамент поступила информация от общественной организации с жалобой на нарушения природоохранного законодательства, которые, возможно, наблюдаются в деятельности передвижного дельфинария, прибывшего на тот момент с гастролями в Санкт-Петербург. В ходе проверки были выявлены нарушения. Прокуратурой Санкт-Петербурга было возбуждено дело об административном правонарушении и передано на рассмотрение в департамент. В результате нашими сотрудниками установлено, что законность добывания из природы двух самцов черноморских афалин, занесенных в Красную Книгу РФ, документально не подтверждена, разрешения Росприроднадзора на добывание и иные документы, подтверждающие право их содержания и использования, у общества отсутствовали.

Общество было привлечено к административной ответственности, также департамент выдал предписание о приведении в соответствие с законом документации на животных. И хотя само предприятие оспаривало постановление о его привлечении к ответственности, но судом была подтверждена законная обоснованность требований Росприрорднадзора.

Это всего лишь один пример. Таких историй, когда граждане и общественные организации очень помогают нам в работе по пресечению природоохранных нарушений, множество. Так как мы можем не знать о нарушении в силу того, что данная информация носит локальный характер и замыкается на узкую группу лиц. Тогда на помощь нам приходят активные представители общественности или неравнодушные граждане, которые заявляют нам о возможных нарушениях, а мы уже по этим обращениям работаем. И, надо сказать, что более 50% обращений и заявлений содержат информацию, которая в процессе ее проверки подтверждается. А это большая помощь департаменту, в то же время налаженный диалог с населением позволяет нам эффективней реализовывать надзорные функции, возложенные на ведомство, и пресекать природоохранные правонарушения.

В дополнение к вышесказанному о взаимодействии с общественными организациями и гражданами отмечу, что в целях обеспечения открытости деятельности Росприроднадзора при Федеральной службе создан Общественный совет, а в департаментах по федеральным округам действуют общественные экологические советы при Общественном совете Федеральной службы, в территориальных управлениях Росприроднадзора – общественные экологические комиссии при Общественном совете. Таким образом, наличие Общественного совета способствует повышению открытости Росприроднадзора, так как этот совещательный орган выступает посредником между государственной структурой и гражданским обществом, а также является важным элементом, способствующим повышению доступности информации о деятельности Росприроднадзора большинству граждан и общественных организаций.

Таким образом, повышение доступности и открытости информации о деятельности органов власти способствует изменению приоритетов и поведенческих норм в работе государственных гражданских служащих. Своевременное и достоверное представление информации является залогом успешного развития государства как на внутриполитической, так и международной арене.

Основными принципами открытости информации должны быть:

  • понятность преподнесения информации, что позволяет лучше понимать и анализировать эту информацию;
  • вовлеченность граждан, т. е. их личное, непосредственное участие;
  • заинтересованность граждан;
  • подотчетность органов государственной власти общественности (так как общественность может принимать участие в обсуждении наиболее важных вопросов, то она понимает, о чем идет речь, и может спрогнозировать определенные результаты и пути развития, и когда принимается то или иное решение, необходимо дать отчет гражданам о том, чем такое решение было обусловлено).

В завершении стоит отметить, что, несмотря на все реформы, законотворческую деятельность, готовность общественности и государственных органов идти на контакт друг с другом, в нашем государстве все еще сохраняется проблема некоторого информационного вакуума, когда граждане не до конца получают те сведения, которые они могли бы получать. А также отсутствуют оценки эффективности доступа к информации. Но будем надеяться, что все-таки со временем этот процесс наладится. И все участники процесса взаимодействия в рамках государственного управления будут нацелены на реализацию принципов информационной открытости, а приоритетное значение будет иметь доступ к информации в целях повышения эффективности работы органов государственной власти.

Гост

ГОСТ

Методы обеспечения информационной открытости государственных органов – это инструментарий, позволяющий населению получать полную и достоверную информацию о действиях органов государственного управления при решении общественно значимых вопросов.

Сущность информационной открытости государственных органов

Российская федерация стала на путь развития концепции информационного общества.

Концепция информационного общества – это информационная открытость государственных и муниципальных органов управления перед гражданским обществом.

Население Российской Федерации в соответствии с Конституцией обладает правом на информацию относительно решений государственных и муниципальных органов управления.

Информированность общества относительно решений публичной власти обеспечивает защиту прав населения на достоверность информации о действиях органов государственного и муниципального управления. Доступность информации государственных органов характеризует степень открытости и демократичности общества.

Для правового общества информационная открытость государственных органов является первоочередным вопросом. Благодаря информационной открытости органов государственного управления общество обеспечено адекватным представлением и возможностью формирования мнения о состоянии социально-экономического развития государства и эффективности действий органов государственного управления. Информационная открытость составляет основу для организации общественного контроля за действиями органов государственного управления.

Препятствование информационной открытости органов государственного управления приводит к следующим отрицательным последствиям для общества:

  • во-первых, развивает, увеличивает и обеспечивает процветание коррупции в системе государственного управления;
  • во-вторых, снижает число квалифицированного персонала, стремящегося нести государственную службу;
  • в-третьих, создает негативный образ государства у различных слоев населения.

Готовые работы на аналогичную тему

Прозрачность и открытость государственных органов управления выступает в качестве характерных черт демократичности общества.

Уровни информационной открытости государственного управления

Информационная открытость государственного управления может классифицироваться на следующие уровни:

  • во-первых, уровень начального доступа к информации о деятельности органов государственного управления. Открытость государственного управления проявляется в возможности структурирования получения информации о деятельности органов государственной власти за счет гарантированного доступа к информационным источникам, хранящим итоги решений вопросов, имеющих общественную важность;
  • во-вторых, уровень возможности контроля, наделенных правом принятия решений в отношении общественно значимых вопросов. этот уровень информационной открытости органов государственного управления характеризуется большей глубиной, обусловленной наличием свободного доступа субъектов России реформации данного вида. в результате граждане получают возможность и не только потреблять информацию, но и регулировать процесс принятия решений;
  • в-третьих, уровень возможности открытого участия представителей общества в процессе принятия решений.

Информационная открытость органов государственного управления обеспечивает вовлечение населения в принятие государственных решений.

Характеристика методов обеспечения информационной открытости государственных органов

В качестве основного метода обеспечения информационной открытости государственных органов выступает наличие официальных сайтов государственных органов управления, отражающих структуру и содержание информации, законодательно закрепленной в нормативно-правовых актах.

Информационные сайты государственных органов власти позволяют населению ознакомиться с нормативной документацией, планами действий органов государственного управления, отчетами о результатах реализации этих планов, иной информацией. В свою очередь, органы государственного управления могут использовать сайты как инструмент диагностики реакции населения на действия органов государственного управления.

Также к методам обеспечения информационной открытости государственных органов можно отнести формирование организационно-правового режима, обеспечивающего предоставление общественно значимой информации о действиях органов государственного управления в достаточном и необходимом объеме.

Информационная открытость органов государственного управления обеспечивается такими методами как взаимодействие должностных лиц органов государственного управления с населением в форме встреч, работы с обращениями граждан, проведения опросов и так далее.

Реализация методов обеспечения информационной открытости органов государственного управления позволяет:

  • усилить степень вовлеченности граждан в процесс принятия государственных управленческих решений;
  • стимулировать привлечение высококвалифицированных специалистов в систему государственной службы;
  • предоставить гражданам возможность осуществления контроля деятельности органов государственного управления;
  • наладить каналы обратной связи органов государственного управления с населением;
  • повысить прозрачность и уровень доверия населения к органам государственного управления.

Обеспечение информационной доступности органов государственного управляется является приоритетом деятельности этих органов, поскольку население не должно прилагать усилия для получения сведений о действиях государственной власти. Обеспечение информационной доступности государственного управления является задачей этой власти, население лишь должно быть информировано о том, каким способом оно может получить интересующие его сведения.

Также государство должно стремиться к обеспечению роста внимания граждан к его действиям, поскольку это обеспечивает вовлеченность населения в общественную жизнь, государственное управление, формирование активной гражданской позиции.

Главным направлением антикоррупционной деятельности государства является установление информационной прозрачности процесса функционирования исполнительной, законодательной, судебной власти, правоохранительных органов и органов местного самоуправления.

Важно подчеркнуть, что в современном мире движущей силой социального прогресса является движение информации.

Информационный обмен в современном обществе способствует формированию новой среды обитания, новых социальных и моральных ценностей, нового образа жизни и новых принципов управления. Информационно закрытые системы сегодня неконкурентоспособны.

В тех странах, где люди имеют полноценную информацию о деятельности власти, нет коррупции, а государство соблюдает законы, работает ответственно и эффективно на общее благо. С другой стороны, именно закрытость, утаивание правды, монополия на информацию есть основное оружие бюрократии, с помощью которого она пытается навязать обществу свою волю, оставаясь при этом без контроля. Следствием является ее безответственность, некомпетентность, коррумпированность и недееспособность в служении людям.

Мировой опыт приводит к выводу: информационная прозрачность – движущая сила общества и власти. Она не только влияет на изменение правил поведения власти, повышая ее ответственность и эффективность работы на благо общества, но и способствует качественному изменению самого общества.

Смысл информационной прозрачности деятельности власти состоит также в том, что деятельность представителей государственной власти становится открытой и доступной для общественного контроля. Угроза быть обнаруженным вне срока давности за взятки, мздоимство и другие нарушения закона заставит госслужащего, работника правоохранительных органов, военнослужащего, судью, представителя спецслужб, местного самоуправления соблюдать законы – работать ответственно, добросовестно и компетентно.

Таким образом, информационная прозрачность стимулирует новые общественные отношения, способствует модернизации России. Она создает условиям для ответственной, компетентной и эффективной деятельности власти, роста экономики, модернизации гражданского общества, а в конечном итоге, для искоренения причин коррупции.

Прозрачность должна быть и в функционировании ЖКХ. Общество должно знать, откуда берутся такие высокие цены на тепло, газ, другие коммунально-жилищные услуги. Открытость и прозрачность ЖКХ остановит безудержный рост тарифов, так как вскроет диктат монополистов. Надо бороться с монополизмом тепловых, водных, энергетических структур в ЖКХ, а не форсировать переход к 100-процентной оплате услуг населением

Обнародование сведений федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами власти местного самоуправления об исполнении бюджета, о реализации целевых программ, об открытых конкурсах, аукционах, тендерах, экспертизах и условиях их проведения, в процессе приватизации, функционирования ЖКХ, безусловно, будет способствовать повышению ответственности и компетентности работы госслужащих, устранению причин и условий коррупции.

Обнародование всех отзывов должностных лиц на законодательные инициативы поможет обнаружить механизмы лоббизма, который зачастую выходит за рамки правового поля. Принципиально важным в подготовке законопроектов исполнительной властью является введение практики служебной антикоррупционной экспертизы в министерстве юстиции, результаты которой также должны публиковаться.

Чтобы этого не произошло, необходимо всю деятельность высших должностных лиц регионов сделать информационно прозрачной, а, следовательно, подконтрольной обществу. И тогда уже не важно, лоббистские группировки привели к власти того или иного руководителя региона, избран он с подачи Президента России депутатами регионов или на прямых выборах всеми гражданами. Принципиально важно, что граждане будут иметь возможность контролировать деятельность высшего должностного лица субъекта федерации постоянно, а не раз в 4-5 лет во время выборов. Тем самым во многом снимается проблема коррупции.

Доступной и прозрачной должна быть деятельность законодательной власти. Федеральный парламент, законодательные собрания субъектов Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления должны размещать на своих сайтах не только все принятые законодательные акты, но и их проекты, принятые и внесенные поправки, постановления, а также все отзывы должностных лиц исполнительной власти на законодательные инициативы. Необходимо размещать и информацию о поименном голосовании депутатов.

В этом случае будет видна деятельность каждого депутата, и, следовательно, четко определена его персональная ответственность за принимаемые решения. Ответственной может быть только та деятельность, которая информационно открыта, а значит, предметна и видима. Информационная прозрачность законодательного процесса позволит снизить степень отчуждения между властью и гражданами, повысить ответственность депутатов федерального и регионального уровней и представительных органов местного самоуправления за качество и эффективность законотворчества.

Как результат, информационная прозрачность позволит предотвратить появление законодательства, порождающего коррупцию, добиться, чтобы юридические нормы и правила устанавливались в интересах человека и благополучия общества, были ясными и недвусмысленными, способствовали формированию эффективной и конкурентоспособной экономики, служили процветанию России.

Чрезвычайно важное значение имеет информационная прозрачность для эффективной работы судов. В нашей стране суд во многих случаях пока не стал ни скорым, ни правым, ни справедливым. Установление прозрачности в деятельности судов позволит во многом решить эти проблемы. Для этого, во-первых, все судебные органы различных уровней должны полностью размещать на своих сайтах открытые материалы судебных заседаний, судебные решения и постановления. Во-вторых, решения суда вступают в силу только после публикации их на сайте в Интернете. В-третьих, должны размещаться в Интернете все материалы квалификационных комиссий судей. Информационная открытость будет содействовать обеспечению подлинного равенства всех перед законом и судом и повышению ответственности и компетентности судей. Именно информационная прозрачность, устанавливающая общественный контроль, а не только повышение зарплаты судьям и обеспечение их неприкосновенности, будут способствовать справедливости и эффективности всей судебной системы, освобождению ее от коррупции и зависимости от исполнительной власти. Ибо в процесс общественного контроля над деятельностью судов обязательно включатся различные институты гражданского общества – общественные объединения юристов, средства массовой информации, правозащитные организации, союзы предпринимателей, профсоюзы, партии и общественные структуры. Важно подчеркнуть, что прозрачность суда обеспечит благоприятные условия для повышения компетентности и ответственности милиции, прокуратуры, спецслужб. Именно это является принципиальным фактором деятельности судебной системы и правоохранительных органов.

Воплощение в реальность таких постулатов, с одной стороны, создадут качественно новые правовые условия деятельности государства и общества, установив повседневный общественный контроль над государственными институтами. С другой стороны – процесс осуществления общественного контроля посредством прозрачности деятельности власти модернизирует само гражданское общество.

Информационная прозрачность деятельности власти формирует отношения подотчетности власти гражданскому обществу. Когда власть с помощью гласности начнет держать реальный, а не пиаровский отчет о результатах своей деятельности, тогда она вынуждена будет перестраиваться: работать ответственно и компетентно на общее благо. Подотчетность потребует от власти быть ближе к людям, слышать их запросы, уважительно вести диалог с обществом на языке сотрудничества. В свою очередь гражданское общество благодаря возможности оказывать влияние на власть с помощью инструмента подотчетности начнет самоорганизовываться, быть активнее, повышать свою правовую и политическую культуру.

Ведущим принципом всей антикоррупционной политики должно быть постоянное повышение рисков, цены потерь и уровней нестабильности для вовлечённых в коррупцию государственных должностных лиц, представителей бизнеса и граждан. В противном случае коррупция будет восприниматься в обществе как малорискованная и высокодоходная деятельность в том смысле, что именно коррупционные отношения позволяют надёжно и быстро решать проблемы.

Этот ведущий принцип может быть реализован в следующих трёх основных блоках направлений антикоррупционной деятельности, которые могли бы способствовать снижению уровня коррупции в целом:

- Изменение сознания чиновников, бизнесменов и граждан, формирование негативного отношения и негативных представлений о коррупции.

- Пресечение коррупционных действий и наказание за них с применением правоохранительных, административных и общественных механизмов.

- Формирование условий, препятствующих коррупционным действиям и способствующих осуществлению деятельности чиновников, бизнесменов и граждан без вступления в коррупционные отношения.

Коррупция никогда не бывает полностью публичной, чаще всего полную и точную информацию о тех или иных коррупционных действиях имеют только их непосредственные участники. Все способы и процедуры осуществления коррупционных действий передаются в неформальном общении между потенциальными её участниками. Не существует зафиксированных в документах точных сведений о том, кому и как давать взятки в тех или иных организациях, потому что практика взяточничества постоянно изменяется.

Неформальный характер обмена коррупционным опытом и информацией о коррупции затрудняет сбор доказательств о нарушениях законов или норм морали при осуществлении действий, которые потенциально могут стать коррупционными. В результате у коррупционеров усиливается ощущение безнаказанности, а у граждан – ощущение безысходности борьбы с коррупцией.

Поэтому привлечение средств массовой информации окажется эффективным рычагом в борьбе с коррупцией. Владимир Путин считает средства массовой информации одним из самых эффективных средств борьбы с коррупцией.

Средства массовой информации в области антикоррупционной деятельности могут, в частности, следующее:

· Просвещать граждан о коррупции и способах жизни без коррупции, устраивать своеобразные акции отказа от взяток. Многих граждан это интересует, такими акциями средства массовой информации привлекут к себе внимание своих потенциальных аудиторий, усилят свою общественную поддержку, повысят доходы от рекламы и т.п.

· Просвещать чиновников о коррупции и способах жизни без коррупции.

· Выстраивать коммуникацию между гражданами и чиновниками, бизнесменами и чиновниками, чтобы они постепенно находили возможности обсуждать реальные коррупционные действия и способы их избегать в своих практиках. Пока эти социальные группы о коррупции говорят на разных языках.

· Искать и описывать опыт противодействия коррупции в других населённых пунктах и регионах нашей страны. В этих случаях вполне можно ожидать распространения по регионам снижения коррупции в отдельных сферах деятельности. В этом довольно часто могут быть заинтересованы чиновники, бизнесмены, активисты негосударственных организаций, поэтому перспективы распространения российского опыта противодействия коррупции есть.

· Просвещать граждан, бизнесменов и чиновников о том, какими методами осуществляется успешное противодействие коррупции в других странах. Нужно только учитывать, что опыт, даже самый успешный, других стран должен обязательно адаптироваться к условиям России, не может применяться непосредственно.

Несколько средств массовой информации могли бы, объединив финансы, заказывать специализированным социологическим агентствам проведение объективных исследований коррупции. Очень интересными могли бы быть серии публикаций о коррупции, проводимые синхронно на основе исследований на телевидении, радио и в газетах. Кроме того, средства массовой информации могли бы своими публикациями способствовать выделению финансирования исследований коррупции и разработок антикоррупционных программ российским бизнесом и некоммерческими фондами.

Собирать досье и базы данных о потенциально коррупционных действиях и о потенциальных коррупционерах. При появлении информации из правоохранительных органов о начале уголовных преследований они, в таких случаях, могут с соблюдением мер предосторожности, публиковать дополнительные сведения, способные улучшить понимание предъявленных обвинений или предоставить оправдания незаслуженно обвинённым.

Содействовать разработкам и реализации антикоррупционных стратегий в городах, районах и регионах нашей страны. Такое содействие может быть как информационным, так и организационным.

Всей своей деятельностью способствовать расширению открытости органов власти и бизнеса для общества. Эта деятельность косвенно будет, как в большинстве стран мира, снижать уровень коррупции.

В итоге – средства массовой информации могут инициировать противодействие коррупции, просвещать и направлять эту деятельность, быть инициаторами и организаторами постоянных обсуждений проблем коррупции.

Поскольку для снижения уровня коррупции очень важно улучшение информированности о ней и изменение отношения к ней в обществе, роль средств массовой информации в противодействии коррупции очень важна. Были бы у редакторов и журналистов желание и возможности заниматься этой сложной, временами опасной, но весьма значимой для общества деятельностью.

Читайте также: