Иллюстрации к роману преступление и наказание достоевского доклад

Обновлено: 16.05.2024


Ключевые слова: Эрнст Неизвестный, Достоевский, Преступление и наказание, иллюстрации, параллельное творчество, идеи, философия, символы.

Для начала нужно сказать несколько слов о том, кто такой Эрнст Неизвестный (1925–2016). Это советский художник и скульптор с мировым именем, фронтовик, в разные периоды живший и трудившийся в СССР, США, России, Германии и других странах. Его произведения установлены во многих городах мира, и его имя звучит далеко за пределами его родины.

С Достоевским у Неизвестного, на первый взгляд, немного общего ввиду абсолютно разных эпох творчества, взглядов и направлений в искусстве. Однако, несмотря на это, точка соприкосновения у них есть — повышенный интерес к идее человеческого страдания как феномену человеческого бытия.

“Личина Раскольникова”

Собственно, с личности Раскольникова нужно начинать описание иллюстраций, так как он — главный герой романа. Само слово личина использовано здесь неспроста. Неизвестный считает, что личина — это маска, а маска в русской религиозной семантике — дьявол. Таким образом, личина, для Эрнста Неизвестного, в первую очередь, негативное, демоническое начало человека, которое он, в данном случае, стремится подчеркнуть и охарактеризовать.

Личина Раскольникова

Рис. 1. Личина Раскольникова

Арифметика

Рис. 2. Арифметика

“Арифметика”

“Несвершившееся величие”

“Убийство”

Несвершившееся величие

Рис. 3. Несвершившееся величие

Убийство

Очищение через страдание

Рис. 5. Очищение через страдание

“Очищение через страдание”

Основные термины (генерируются автоматически): иллюстрация, идея, роман, образ, мой взгляд, черное солнце, Преступление, голова, наказание, рука.

Трудно назвать эту графику "иллюстрациями". Это интерпретации. Это повод для размышления. Это момент истины, открытой Неизвестным.

Говорят учителя

Ольга Серафимовна Нестеренкова
Я после изучения романа даю творческую работу, где разрешаю детям выбрать иллюстрацию и , опираясь на содержание романа, прокомментировать её. Очень интересные работы получаются. Это уже не просто объяснение, а некое переосмысление прочитанного.

Светлана Васильевна Ерина
Подобные иллюстрации можно плодотворно использовать, поскольку позволяют сравнить символику текста романа и символику рисунка.


Отзывы учащихся


Личина. Лицо. И расколотый лик.
И пальцы руки. И сон в руку.
И черное солнце выводит по кругу
Топор под крестом в захлебнувшийся крик.
И черного солнца косые лучи,
Как черная шаль за спиной.
РАСКОЛЬНИКОВ.
Вижу – горящие три свечи –
На каждую смерть по одной.

"Чёрное солнце" (Ракитина Елена)

На картине изображена голова Раскольникова со светящимся над ней чёрным солнцем. Чёрное солнце олицетворяет чёрную идею героя - убийство, которое светит ему чёрным светом, как признак греховности, зла и постоянно висит над его головой, тем самым не давая покоя. "Светя чернотой", солнце освещает всё вокруг темнотой. От этого и грязный город, и злые люди, и страшные сны, и неудачи в жизни. Это создаёт более нагнетающее состояние души и сумасшествия Раскольникова.

Но не только "чёрное солнце" заставило героя перейти в тёмный мир. Также у него в голове сидит чёрный человек, как бы показывая, что в голове у Раскольникова та самая тёмная идея. Не только обстоятельства извне заставили героя переступить, но и его второе тёмное "я". Этот чёрный человек в голове зародился в то время, когда герой задался вопросом: "Тварь ли я дрожащая или право имею?"

Лицо Раскольникова покрыто трещинами, что показывает раскол души, мыслей, идеалов. Он идёт на преступление, тем самым разрушая себя, убивая.

Светлана Яновская:

Овчинников Никита "Арифметика":

В художественном произведении "Арифметика" автор описывает момент уединения Раскольникова. Это происходит после убийства. Главный герой преступил законы (Божий, государственный и моральный), из-за этого он отдаляется от всех людей, понимая, что, совершив грех, обрёк себя на казнь, которая заключается в уединении от людей. В Санкт-Петербурге (в кулаке) все жители связаны, даже те, кто покинул этот мир, но я вижу личность, у которой черты лица более выделены, следственно, есть отличие, которое заключается в непохожести на других.

С другой стороны на руке изображены Мармеладов, старуха, Лизавета - они вместе. Они умерли, а Раскольников физически - нет. Тогда вопрос: а почему он рядом с ними? Дело в том, что, убив старуху, он убил себя, так как лезвие было направлено в его сторону. Он в изоляции от мира, в душевных терзаниях, волнуется, душа покинула его во время убийства, и безжизненное тело плохо ощущает себя в этом мире. Но, покаявшись, он может вернуть себя обратно, это видно, ведь он ещё не в кулаке, следовательно, шансы есть.

Арифметика - это одна из причин преступления, этот момент никак не может быть после убийства. Смысл арифметической теории: одна жизнь за спасение многих. Но Достоевский развенчивает эту мысль, так как никакие блага земные не могут оправдать убийства и даже слезинки одного ребёнка.


"Между крестом и топором"


"Убийство" (Бабичев Даниил)

На иллюстрации Неизвестного "Убийство" сразу видно три головы одного ребёнка под лучами луны. Но это очень поверхностно. В произведении Достоевского "Преступление и наказание" Раскольников убивает старуху. Данное произведение - это иллюстрация этого события.

Убийца - самая крупная фигура на картине. Глаза его прикрыты. К голове убийцы прислонено остриё. Следовательно, он убивает самого себя. Его цель, если присмотреться, похожа на нижнюю часть лица. Скорее всего, так автор картины хотел показать, что убийца сошёл с ума. Но Раскольников не дошёл до этого, хоть и был близок. Жертва же подняла голову вверх, подняла руку от мучения. Но на теле жертвы изображено дитя. Неизвестный посчитал, что тот, кого убивает Раскольников - старуха - дитя невинное. И правда, она ведь не виновата во всех бедах людей, а они сами виноваты. Рука, тянущаяся к небу, - это символ того, что жертва хочет жить, как утопающий человек поднимает руку и уходит под воду. Слева от руки расположилась женщина. Это свидетель деяния Раскольникова

У всех людей, относящихся к убийству, проходят линии по головам. Это говорит о расколе каждого. Жизнь перевернулась в миг у каждого из них. Луна же у автора неполная, очень тонкий полумесяц. Она выражает тёмный час смерти.

Это художественное произведение очень хорошо показывает и описывает события и смысл произведения. Оно написано абстрактно, но если присмотреться, то можно увидеть, насколько точное и правильное выражение мыслей.

"Болезнь" (Шестернёнкова Кристина)

Картина представляет собой злое лицо, окружённое путаницей линий. Линия - это буря, мысли, безумство. Лицо даже не похоже на лицо, это маска со злым, практически зверским выражением. Это маска убийцы, которую надел на себя Раскольников. Поток линий очень густой и плотный, что говорит о сильном душевном беспокойстве, об отчуждённости. Без посторонней помощи покинуть этот замкнутый руг не представляет возможности.


"Личина Раскольникова"

"Личина Раскольникова" (Купин Максим)

Личность расколота. Рука с топором как бы вырывает кусок плоти из тела. Вырывает веру Раскольникова, уродует его внутренний мир, обезображивает. Показан тот самый миг, когда герой замахнулся топором на себя. Топор расколол зеркало души. Если перевернуть вверх ногами иллюстрацию, то картина изображает чёрную фигуру в мантии, а над ней лежит бездыханное тело.

"Личина Рраскольникова" (Комарова Дарья)

На этой иллюстрации я вижу лицо Раскольникова, которое будто расколото на маленькие кусочки. Герой находится в беспамятстве, что доказывает его искорёженное лицо. Он находится на распутье, не знает, куда ему идти. Это доказывает рука, которая приложена к его голове. Раскольников терзает себя сомнениями в выборе своего пути: путь к покаянию либо путь преступника.


"Смеющаяся старуха" (Трошина Анна)

На иллюстрации Э. Неизвестного к произведению Достоевского "Смеющаяся старуха" изображена убитая старуха-процентщица. Это эпизод сна Раскольникова, когда он видит старуху, которая после убийства смеётся над ним, пока он пытается её убить. Мы видим страшное лицо её, которое склонилось над героем. Несмотря на то что она мертва, её лицо изображено более чётко. Раскольников же начертан символично, он как бы сам умер.

Это иллюстрацией художник показал, что герой убил не старуху, а себя и свою душу.


"Самоубийство Свидригайлова" (Янченко Илья)

Уже при первом взгляде на данный рисунок передаётся ощущение отвращения, паники и страха. Из названия можно сделать вывод, что изображён сам Свидригайлов, а не сторонний самоубийца. Его рот приоткрыт, он либо кричит, либо тяжело дышит. Изображена только голова персонажа, схваченная руками, а это значит, что причина его страданий находится в его собственном разуме, его характере и душе. Его глаза черны, затуманены, в них не видно зрачков, что лишний раз показывает зрителю больную личность мужчины, он "бредит наяву", ведь, как известно, взгляд человека отражает его нутро, его душу. В центре головы Свидригайлова мы видим большую чёрную дыру, которая, как раковая опухоль, опутывает своими нитями всю голову, всё сознание, что лишний раз показывает его безумие. Он опускается во тьму из-за собственных пороков. Свидиригайлов - это и его трагедия, и его искупление.


"Мысль-возмездие" (Жердева Марина)

Картина Неизвестного "Мысль-возмездие" наводит меня на мысль о том, что Бог мстит Раскольникову за его грехи. Здесь изображён молодой мужчина, такой же, как и сам главный герой. Он закрывает лицо рукой, как будто стыдится позора, ведь Раскольников и правда стыдится, его мучает совесть. Мужчина держит в руке кресты, Раскольников распял себя, как Иисус, на кипарисовом кресте, который дала ему Соня. Картина показывает состояние Родиона на протяжении всего произведения после убийства старухи. Причём на картине мужчина держит два креста, что ассоциируется с двумя убийствами, которые совершил герой.

Конечно, это неверная интерпретация. Возмездием за убийство, преступление, становится мысль самого Раскольникова. Какая же? А то, что он тварь. Убить - убил, а переступить не смог. Сначала именно это его больше всего мучает. Потом возникают и другие мысли.

"Мысль-возмездие" (Подшибякина Анастасия)

На картине Неизвестного изображён Раскольников, который закрывает лицо рукой и держит два креста. Лицо мужчина закрывает рукой, потому что хочет скрыть своё преступление, ведь ему стыдно и он раскаивается. Кресты символизируют распятие Раскольникова, он соединяется с Богом, взваливает на себя кипарисовый крест, который ему дала Соня, чтобы искупить своими страданиями свой грех. А два креста символизируют два убийства.

Картина Неизвестного показывает состояние героя после убийства и до конца произведения. Он говорит: "Я не старушонку, я себя убил", - показывая, что он умирает не физически, а духовно.

Присутствие цвета на этой картине показалось бы неестественным, многоцветье здесь будет мешать. Любопытно и то, что нет даже серого цвета, который вполне может присутствовать на графических картинах – цветовая гамма чётко делится на два цвета: чёрный и белый. Первая ассоциация: плохое и хорошее, преступление и наказание, обыкновенные и необыкновенные люди… По всему роману идёт в разных местах разделение надвое, то же происходит и на иллюстрациях. Если бы картина была написана краской, то это бы ещё усложнило её восприятие, ведь у цветов тоже есть свои значения, они тоже с чем-то ассоциируются. А наличие лишь двух цветов с какой-то стороны упрощает понимание этой нетрадиционной, если не сказать больше, иллюстрации.

Я не могу сказать, что картина запутала или изменила моё восприятие романа. Скорее, она дополнила его. Ничего не изменила, а именно дополнила, как если бы к роману была дописана ещё одна часть. От иллюстраций остаётся такое же мрачное впечатление, как и после прочтения книги, они дополняют изображение слов Раскольникова, личностей Свидригайлова, Сони, Достоевского и других, раскрывая черты характеров и ситуации, которые описал Фёдор Михайлович, подробнее.

"Вера и отчаянье" (Симонова Катерина)

Резкая черта делит картину на две части, символизируя раскол в душе героя. С одной стороны мужское лицо, выражающее крайнее отчаянье и символизирующее душевные муки Раскольникова после убийства. С другой стороны личико Сони, кроткое и доброе. В романе Достоевского Соня - символ веры, и Раскольникову на этой иллюстрации она тоже несёт веру. К изображению Сони как будто ведёт дорога, и это означает, что герой, поборов в себе отчаянье, отделённое от веры, изберёт дорогу веры и начнёт в конце концов возрождаться. Вера, принесённая Соней, является спасением от негатива и заблуждений в душе Раскольникова, недаром её лицо чётко проступает на фоне перекрещивающихся чёрных линий.

"Вера и отчаянье" (Шилова София)

На картине сразу привлекает молодая девушка. Она изображена на чёрных, замазанных полосах. По моему мнению, она символизирует Сонечку Мармеладову. Силуэты, которые виднеются по сторонам, особенно чёрный, показывают её жизнь, а именно обозначают то, что она пошла по жёлтому билету. Почему чёрный? Чёрный цвет - это печаль, боль. Два силуэта, расположенных на руке, говорят нам о том, что Раскольников - чёрный, а Соня - светлый. Они обнимаются. Два одиночества нашли друг друга. Соня символизирует веру, ведь она верила, что Раскольников хороший человек и может возродиться. Она верила в Бога. Соня - это вера в хорошее.

Рассмотрев картину, можно заметить на ней вторую половину. Старая женщина изображена кричащей. Это старуха-процентщица. Это ужас и отчаяние. Этот крик навсегда останется в голове Раскольникова, хотя старуха и умерла молча.


"Очищение через страдание"

"Очищение через страдание" (Касаткина Ксения)

На иллюстрации описываются страдания Раскольникова после убийства. На рисунке нетрудно рассмотреть сцену распятия Христа на кипарисовом кресте. Убив себя, Раскольников остался жив физически, но духовно его уже не существует. Во время своей "смерти" он испытывает ещё большие страдания. Рядом с Христом можно увидеть мысли Раскольникова - те мысли, которые и заставили его пойти на убийство. Эти мыссли как бы поднимаются наверх, к небу, к Христу. Его душа всё так же расколота на две части, но они идут параллельно друг другу. Это говорит о том, что у Раскольникова есть два выхода - либо самоубийство, либо раскаяние. Самоубийство - грех, поэтому герой выбирает путь к Христу - через покаяние.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

[Tags|Достоевский, Эрнст Неизвестный, иллюстрации]

В продолжение темы Достоевского.
В моей библиотеке есть том из серии "Литературные памятники" (у меня с полсотни книг этой серии) - Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание", 1970.


Примечательна эта книга тем, что иллюстрации в ней Эрнста Неизвестного, в 1970 году пока ещё малоизвестного (извините за каламбур) художника и скульптора. Он был известен в узких кругах и как замечательный художник и как чуть ли не единственный , кто дал словесный отпор Хрущеву на знаменитой скандальной выставке в Манеже. И Хрушеву он в итоге понравился как человек. На прощание партийный лидер протянул Неизвестному руку и сказал "Мне такие люди нравятся. ". Но широким массам советских любителей искусства и читателей он был пока малоизвестен.


Иллюстрации к роману не понравились Отделу культуры ЦК КПСС. Выпуск книги задержали на год, пытались заменить иллюстрации работами другого художника. Но редакторам книги удалось отстоять её в том виде, в каком она и задумывалась. Тем более, что подписи к иллюстрациям были напечатаны на смежных текстовых страницах, так что изъять их без разрушения набора не представлялось возможным (Думаю изначально это была уловка редколлегии. Они были тёртые люди и не могли не понимать, что такие иллюстрации трудно будет продвинуть). Время показало, что эта работа Эрнста Неизвестного одна из лучших. Со временем они получили также и высокую оценку в русской и зарубежной печати.

Иллюстрации расположены в той же последовательности, что и в книге.



Раскольников



Между крестом и топором
Изображены два состояния Родиона Раскольникова - до и после убийства. Через оба лица проходят линии, которые сходятся на голове убитой старухи. Старуха является мостом из одного духовного мира в другой. Решив проверить свою теорию, Раскольников вступил на этот мост. Однако он совершил ошибку и перешёл в другой мир. Но после смерти старухи этот мост разрушился, и дорога назад исчезла. На протяжении всего романа он ищет дорогу назад. Преступление состарило его: на правом лице - морщины. После преступления он попадает на каторгу. Каторга является мостом в обратную жизнь. Там Раскольников переоценивает жизненные ценности. Весь путь Раскольникова проходит между крестом и топором.



Чёрное солнце
Чёрное солнце олицетворяет идею героя - убийство, символ греховности, зла. Оно висит над головой не давая покоя. Также у него в голове чёрный человек. Это как бы второе я героя. Оно вопрошает:"Тварь ли я дрожащая или право имею?".



Мысль-возмездие



Груз убитых



Смеющаяся старуха( Сон)



Полифония (Голоса)



Матереубийца



Крест Раскольникова



Двойники (Свидригайлов-Раскольников)



Внутренний мир Свидригайлова



Самоубийство Свидригайлова



Чтение Лазаря
Притча о Воскресении Лазаря, это рассказ о великом чуде, о великой вере в Бога и истинной любви. Раскольников и Соня Мармеладова — оба грешники. Она блудница, он убийца. Но Соня всегда знала что есть Бог, и что он её защитит, а даже если не её, то её близких. Раскольников живёт разумом, не принимает жизнь и Бога, а Соня полная противоположность ему, она живёт, ведь главное в жизни для неё любовь и вера в Бога. Раскольников почувствовал её силу и он тоже захотел уверовать. Достоевский предполагает, что человек, совершивший грех, способен духовно воскреснуть, если уверует в Христа и станет жить по его заповедям. Тоска по милосердию и взаимопониманию через Евангелие и притчу о воскрешении Лазаря возвращает Раскольникова к жизни. В итоге Раскольников сам сознаётся в убийстве и идёт на каторгу. Раскольников принимает этот путь очищения через великое страдание.



Очищение через страдание
Сцена распятия Христа. Раскольников остался жив физически, но духовно его уже не существует. У Раскольникова есть два выхода - либо самоубийство, либо раскаяние. Самоубийство - грех, поэтому он выбирает путь к Христу - через покаяние.



Вера-отчаяние
Резкая черта делит картину на две части, символизируя раскол в душе героя. С одной стороны лицо Раскольникова, выражающее крайнее отчаянье и душевные муки после убийства. С другой стороны лицо Сони, кроткое и доброе. В романе Соня - символ веры, и Раскольникову на этой иллюстрации она тоже несёт веру. Вера, принесённая Соней, является спасением души Раскольникова.



Открытый финал


Эрнст Иосифович Неизвестный
(1925 – 2016)











Гениальные создания искусства живут вечно. На каждом новом историческом этапе потомки находят в них новые начала, новые черты и произносят о них новые суждения, что свидетельствует о неисчерпаемости их содержания. Положение вполне применимо не только к литературоведам и критикам, но и к художникам, стремящимся передать на своем языке, своими специфическими средствами содержание и смысл иллюстрируемых произведений.

Книга обогащает советское достоеведение и советскую художественную интерпретацию романа. Я решительно высказываюсь за то, чтобы выпустили на прилавки том как он напечатан, и чем скорее, тем лучше.
В. Кирпотин
Кирпотин В.Я. (1898–1997) – советский литературовед и критик. Книги о М.Е. Салтыкове-Щедрине, Ф.М. Достоевском, статьи о советской литературе

2. Отпечатанная книга вызвала неудовольствие Комитета по печати помещенными в ней на вклейках оригинальными рисунками Э. Неизвестного. Издание было задержано, им занимался Отдел культуры ЦК КПСС, но иллюстрации все-таки удалось отстоять, тем более, что подписи к ним были напечатаны на смежных текстовых страницах, так что изъять их без разрушения набора не представлялось возможным. (вернуться)

3. Портрет Достоевского – Э. Неизвестный о работе над иллюстрациями к Достоевскому:
"Думаю, что я сделал более 600 рисунков, связанных с Достоевским. Иногда это совсем уходило в сторону, даже от сюжета, иногда приближалось.
Итак, портрет Достоевского, почему именно такой?
Из всех портретов Достоевского мне больше всего нравится портрет работы Перова. Хотя это может показаться странным. Это не претенциозный, очень честный реалистический портрет, без попытки к каким-либо обобщениям. Он является как бы иконографическим свидетельством, каким был Достоевский. Выше, чем фотография. Потому что способный человек рисовал.
Я же себе поставил задачу не делать потрет Достоевского в собственном смысле этого слова. Для меня Достоевский полифоничен, как и его произведения и я представлял себе Достоевского, например, которого пишет М.Т. Бабо – представляете ужас, как он ухмыляется, изобразить такого Достоевского – это одна сторона. Изобразить другого Достоевского – другая сторона. Как бы лицо Достоевского непохоже на Достоевского. Почему так, например, Рабле похож на Рабле, Толстой похож на Толстого, а Достоевский пожалуй и не похож.
Поэтому я сделал некоторый знак, как бы структуру головы без психологии, это просто как бы знак. Удивительно, что это было понятно и, кстати, вот этот портрет был знаком года Достоевского на юбилейной сессии ЮНЕСКО. Они выпустили даже значки, визитные карточки. Именно они поняли, что это значок. (вернуться)

Дементий Алексеевич Шмаринов (1907—1999) Иллюстрации к роману создавали такие ху

№ слайда 2

Дементий Алексеевич Шмаринов (1907—1999) Иллюстрации к роману создавали такие художники, как Д. А. Шмаринов, Ф.Д.Константинов, И. С. Глазунов О. Евсеев.

Петербург Раскольникова

№ слайда 3

Доходный дом Лестница в доме Раскольникова

№ слайда 4

Доходный дом Лестница в доме Раскольникова

Часть 1, глава 1. «Старуха стояла перед ним молча и вопросительно на него глядел

№ слайда 5

Часть 1, глава 7. Раскольников в спальне старухи Часть 2, глава 7. Соня в комнат

№ слайда 6

Часть 1, глава 7. Раскольников в спальне старухи Часть 2, глава 7. Соня в комнате умирающего Мармеладова

Часть 5, глава 5. Катерина Ивановна на Канаве Часть 4, глава 5. Раскольников у

№ слайда 7

Часть 5, глава 5. Катерина Ивановна на Канаве Часть 4, глава 5. Раскольников у Порфирия Петровича.

Портреты героев Дуня Раскольникова Родион Раскольников

№ слайда 8

Портреты героев Дуня Раскольникова Родион Раскольников

Лужин Петр Петрович Порфирий Петрович

№ слайда 9

Лужин Петр Петрович Порфирий Петрович

Соня Мармеладова Аркадий Иванович Свидригайлов

№ слайда 10

Читайте также: