Илларион основоположник русской политической мысли слово о законе и благодати доклад

Обновлено: 08.07.2024

Становление и развитие российской государственности в те годы происходило в сложных условиях: славянские племена, отстаивая свою независимость, постоянно находились в состоянии оборонительных войн. Естественно, что в политико-правовой мысли идеи независимости и единства русских земель становились ведущими.

Иларион (даты рождения и смерти неизвестны)– первый митрополит русского происхождения (1051-1055 гг.), церковный деятель, духовный писатель, христианский святой. Первоначальное образование получил в училище, созданном в Киеве еще князем Владимиром, где обучались дети знатных семей. Уровень образованности Иллариона говорит о том, что он, видимо, продолжил образование и в Греции. До избрания митрополитом[1] Иларион был пресвитером церкви в селе Ярослава Мудрого (село Берестово под Киевом). После смерти князя и последовавшего за этим смещения Илариона с должности митрополита о его судьбе ничего достоверно неизвестно, а в 1055 г. в Киев прибыл из Греции новый митрополит.

Свои политико-правовые взгляды Иларион изложил в проповеди, которая затем была записана. Проповедь эта состоит из четырех произведений:

· собственно размышления о Законе, Благодати, истине;

· Толкование символа веры и

· Запись, сделанная Иларионом по поводу его поставления митрополитом.

В своем труде Иларион проводит идею о равноправии всех христианских народов, подчеркивая, что время богоизбранности одного народа (период подчинения Закону) прошло и наступил другой период (период Благодати), когда христианство стало достоянием всех народов. Этим утверждением отвергаются притязания Византии на гегемонию в христианском мире.

Правосудие необходимо совершать по закону, но вместе с тем милостиво. Кроме суровых мер, Иларион советует применять моральное воздействие в форме помилования, так как суровое наказание противно самой природе человека.

Идеи единства Русских земель получили свое дальнейшее развитие в древних русских летописях.

В основе первых древнерусских летописей лежали патриотические идеи самостоятельности и суверенности Киевского государства.

Возникновение русского летописания, отразившего древнейшее прошлое всей Русской земли, относится к княжению Ярослава Мудрого и связано с первыми попытками русских летописцев – монахов Киево-Печерского монастыря – утвердить в противовес Византии право Руси на церковную самостоятельность.

Киево-Печерский монастырь в XI–XIII вв. был очагом русского просвещения и центром недовольства по отношению к константинопольскому патриарху и к власти первых митрополитов – греков, посаженных Византией в Киеве.

Древнейшие русские летописи по своему содержанию и политической направленности не являлись однородными. Так, в сказании о крещении Руси получило выражение прославление церкви и освящение государственности, в ряде других сказаний – восхваление воинских подвигов князя Святослава.

Основной линией, проводившейся в летописях, являлось укрепление сильной княжеской власти в Киеве и подчинение других князей власти киевского князя во имя единства Русской земли.

Ее автором был, по предположению большинства исследователей, монах Киево-Печерского монастыря Нестор(ок. 1056–1114 гг.).

Целью летописца было прежде всего показать историческое место русского народа и его равноправность с другими народами, доказать, что русский народ имеет свое богатое историческое прошлое.

После обширного исторического введения о происхождении славян летописец переходит к вопросу об образовании Русского государства.

Перед летописцем стояла задача преодоления теории политической зависимости Руси от Византии. По этим теориям, которые распространялись первыми митрополитами на Руси (греками по происхождению), Русь обязана была своим существованием Византии.

Чтобы нанести удар политическому влиянию Византии и внушить враждующим между собою русским князьям мысль о единстве их интересов, в летописи был дан отпор византийской теории происхождения Русского государства. Следуя традиции средневековой историографии приписывать правящей династии иностранное происхождение, что должно было подчеркнуть мнимое беспристрастие княжеской или королевской власти, летописец включил в летопись легенду о призвании варягов.

В летописи приведен ряд обращений Владимира Мономаха к другим князьям с призывом обеспечить единство, необходимое для дружного отпора врагам, не губить Русскую землю раздорами.

information_items_1449.jpg

Цели и задачи:

Личность Илариона

Illarion_ikona-1.jpg

В середине XI века в Киеве произошло событие, о котором древнерусский летописец рассказал всего лишь одной фразой, размещенной в "Повести временных лет" под 1051 годом: "Поставил Ярослав русина Иллариона митрополитом, собрав для этого епископов".

Личность Илариона, митрополита Киевского, несомненно, принадлежит к числу наиболее значительных в отечественной истории. Ведь он внес весомый вклад в становление русской культуры, создав первое отечественное литературно-философское произведение — "Слово о Законе и Благодати".

0011.jpg

Текст свидетельствует о проявление в XI веке духовного наследия раннего русского христианства. Кроме того, митрополиту Илариону принадлежат два текста — "Молитва" и "Исповедание веры", которые обычно публикуются вместе со "Словом".

Логический анализ позволяет разделить "Слово о Законе и Благодати" на три составные части.

Первая часть.

Первый его раздел начинается с догматического размышления о том, что иудеи ("израиль") и христиане исповедуют единого, общего Бога. Сначала он посредством Закона не дал погибнуть в языческом идолослужении только "племени Авраамлю", но затем, послав своего Сына, через его воплощение, крещение, проповедь о благе ("евангелие"), крестные страдания, смерть и воскресение привел все народы к вечной жизни. Иларион рассуждает о соотношении Ветхого и Нового заветов — Закона и Благодати. Он подчеркивает, что следование нормам только лишь Ветхого Завета («тени) не приводит людей к спасению души. Лишь Новый завет ("истина"), данный человечеству Иисусом Христом, является Благодатью. В первой части приведена притча о Сарре и Агарии. Агарь является образом Ветхого завета, Закона, который появляется на свет раньше, но, рожденный рабыней, продолжает и сам оставаться рабом. Сарра как символ Нового завета, Благодати, которая рождает свободного Исаака.

800px-1638_Stom_Sarah_fuehrt_Abraham_Hagar_zu_anagoria.JPG

Так и Ветхий завет не может быть истиной, хотя он и явился раньше Нового завет. Ветхий завет был замкнут на еврейском народе, а Новый имеет всемирное распространение. Всемирная история представляется Илариону как постепенное распространение христианства на все народы мира, в том числе и на русский.

Вторая часть.

fmt_87_24_kreshcheniee.jpg

Третья часть.

Vladymyr_kniaz.jpg

1353757501_1353480089_1.jpg

Затем Иларион переходит к описанию личных качеств Владимира и его заслуг, очевидным образом имея в виду указать на необходимость канонизации Владимира. Довод за доводом приводит Иларион в пользу святости Владимира: он уверовал в Христа, не видя его, он неустанно творил милостыню; он очистил свои прежние грехи этой милостыней; он крестил Русь — славный и сильный народ — и тем самым равен Константину, крестившему греков. Этот вывод о равночестии основан на ряде приведенных Иларионом с целью сопоставления фактов церковно-политических трудов первого и второго.

nik-serbsky-kn-vladimir-1.jpg

50740427.jpg

3760.jpg

Эта молитва подводит итог всему произведению.

Заключение.

О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, (а) Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского (дошла). И похвала князю нашему Владимиру, которым мы крещены были. И молитва к Богу от всей земли нашей.

Слово “О законе и благодати” – одно из самых ранних (написано между 1037-1050 г. г.) и выдающихся произведений древнерусской литературы. Автор

Слова – Иларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051 г.

“Речь философа” – это изложение всемирной истории с христианской точки зрения. Оно было сделано в форме речи, обращенной к князю Владимиру Святославичу с целью убедить его принять христианство. Летописцы утверждают, что якобы именно под влиянием этой речи Владимир и принял христианскую веру.

Это должно было придавать ей особую авторитетность в глазах всех русских подданных Владимира.

“Речь философа” – произведение литературно умелое. Мировая история изложена сжато и точно.

Говорится только о самом главном из Ветхого и Нового заветов – двух основных христианских исторических книг, из которых первая рассказывала всемирную историю от “сотворения мира” до рождения Христа, а вторая – земную жизнь Христа.

Изложение всемирной истории в “Речи философа” и сейчас поражает своей “педагогичностью”, однако “Речь” не осмысляла значение принятия христианства русским народом. В этом отношении исключительное значение имеет “Слово о Законе и Благодати” митрополита Илариона. Это произведение по теме своей обращено к будущему Руси, а по совершенству формы и в самом деле как бы предвосхищает это будущее.

Тема “Слова” – тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа, теориям вселенской империи или вселенской церкви. Иларион указывает, что Евангелием и крещением Бог “все народы спас”, прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на “богоизбранничество” только одного народа.

Трехчастная композиция “Слова”, подчеркнутая в названии, позволяет органически развить основную тему “Слова” – прославление Русской земли, ее “кагана” Владимира и князя Ярослава. Каждая часть легко вытекает из предшествующей, постепенно сужая тему, логически, по типическим законам средневекового мышления, переходя от общего к частному, от общих вопросов мироздания к частным его проявлениям, от универсального к национальному, к судьбам русского народа.

Основной пафос “Слова” в систематизации, в приведении в иерархическую цепь фактов вселенской истории в духе средневековой схематизации.

Первая часть произведения касается основного вопроса исторических воззрений средневековья: вопроса взаимоотношения двух заветов: Ветхого – “закона” и Нового – “благодати”. Взаимоотношение это рассматривается Иларионом в обычных символических схемах христианского богословия, в последовательном проведении символического параллелизма. Ветхий завет был замкнут в еврейском народе, а Новый имеет всемирное распространение.

Всемирная история представляется Илариону как постепенное распространение христианства на все народы мира, в том числе и на русский. Излагая эту идею, Иларион прибегает к многочисленным параллелям из Библии и упорно подчеркивает, что для новой веры потребны новые люди.

Рассказав о вселенском характере христианства сравнительно с узконациональным характером иудейства и подчеркнув значение новых народов в истории христианского учения, Иларион свободно и логично переходит затем ко второй части своего “Слова”, сужая свою тему, – к описанию распространения христианства по Русской земле: “…вера бо благодатьнаа по всей земли простреся и до нашего языка рускааго доиде…”; “Се бо уже и мы с всеми христианами славим святую Троицу”. Русь равноправна со всеми странами и не нуждается ни в чьей опеке.

Русскому народу принадлежит будущее, принадлежит великая историческая миссия: “и събысться о нас языцех (народах) реченое: открыеть господь мышцу свою святую пред всеми языкы (перед всеми народами) и узрять вси конци земля спасение еже от Бога нашего” (Исаии, LII, 10). Патриотический и полемический пафос “Слова” растет, по мере того как Иларион описывает успехи христианства среди русских.

Патриотическое воодушевление Илариона достигает высшей степени, напряжения в третьей части “Слова”, посвященной прославлению Владимира I Святославича.

Если первая часть “Слова” говорила о вселенском характере христианства, а вторая часть – о русском христианстве, то в третьей части возносится похвала князю Владимиру. Органическим переходом от второй части к третьей служит изложение средневековой богословской идеи, что каждая из стран мира имела своим просветителем одного из апостолов.

Есть и Руси кого хвалить, кого признавать своим просветителем: “Похвалим же и мы, по силе нашей, малыими похвалами великаа и дивнаа сътворьшааго, нашего учителя и наставника, великааго кагана нашеа земли, Володимера”. Русская земля и до Владимира была славна в странах, в ней и до Владимира были замечательные князья: Владимир, “внук старого Игоря, сын же славного Святослава”. Иларион высоко ставит авторитет Русской земли среди стран мира.

Русские князья и до Владимира не в худой и не в неведомой земле владычествовали, но в русской, которая ведома и слышима есть всеми концами земли.

За третьей, заключительною частью “Слова” в некоторых рукописях следует молитва к Владимиру, пронизанная тем же патриотическим подъемом, патриотическою мыслью и надписанная именем того же Илариона.

Истинная цель “Слова” Илариона не в догматико-богословском противопоставлении Ветхого и Нового заветов, как думали некоторые его исследователи. Традиционное противопоставление двух заветов – это только основа, на которой строится его определение исторической миссии Руси. По выражению В. М. Истрина, это “ученый трактат в защиту Владимира”. Иларион прославляет Русь и ее “просветителя” Владимира.

История Руси и ее крещение изображены Иларионом как логическое следствие развития мировых событий.

Таким образом, все “Слово” Илариона от начала до конца представляет собой стройное и органическое развитие единой патриотической мысли. И замечательно, что эта патриотическая мысль Илариона отнюдь не отличается национальной ограниченностью. Иларион все время подчеркивает, что русский народ только часть человечества.

Соединение богословской мысли и политической идеи создает жанровое своеобразие “Слова” Илариона. В своем роде это единственное произведение.

Во времена великих княжений Владимира Святославича (980—1015) и Ярослава Мудрого (1015—1054) Киевская Русь переживала период своего государственного и культурного расцвета, сопровождавшегося укреплением великокняжеской власти, расширением подвластной ей территории, кодификацией правового материала (Церковные Уставы, Русская Правда), принятием христианства, созданием национальной письменности, на базе которой появились разнообразные политические и правовые произведения, выполненные в различных жанровых формах.

Свои идеи митрополит Киевский изложил в проповеди, которая затем в записи вошла во многие рукописные сборники XIII-XVI вв.

Илариона интересовали вопросы, связанные с происхождением, сущностью, организацией, целями и задачами верховной власти. Он первым в отечественной истории поднял тему о взаимоотношениях отдельного человека и государства.

Однако, при всем многообразии затронутых Иларионом тем главная часть трактата посвящена выяснению такой проблемы, как соотношение права и нравственности. Для ее разрешения он использует термины: Благодать, Истина, Закон и Правда.

К преимуществам Истины Иларион относит причастность к Богу всех людей не фактом рождения, а крещением и благими делами. Заповедь любви, дарованная Иисусом, превращает всех людей в ближних, и они, соединясь в любви к Богу и выполнении заповедей Христа, перестают враждовать между собой.

Круг политико-правовых тем, затронутый Иларионом, очень широк. Он сформулировал большой комплекс проблем, которые в дальнейшем оказались в центре внимания русской политико-правовой мысли на протяжении многих веков. Так, в произведениях мыслителей XIII—XVII вв. обнаруживается не только разработка основных идей Илариона, но иногда встречаются взятые у него целые словесные формулы и даже текстовые заимствования.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Отделение второе. О законе.

Отделение второе. О законе. I. Определение отличительных свойств закона.II. Составление закона:1) предложение;2) рассмотрение;3) утверждение.III. Исполнение закона:1) уставы и учреждения;2) обнародование;3) действие обнародования;4) пределы действия закона – давность и

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:1) образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и

СТАТЬЯ 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

СТАТЬЯ 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:этиловый спирт – спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья методом спиртового брожения либо

СТАТЬЯ 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

СТАТЬЯ 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:оружие – устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи

СТАТЬЯ 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

СТАТЬЯ 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:лекарственные средства – вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения

СТАТЬЯ 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

СТАТЬЯ 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:ребенок – лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – дети, оставшиеся

СТАТЬЯ 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

СТАТЬЯ 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:объект обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных

СТАТЬЯ 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

СТАТЬЯ 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:зерно – семена хлебных злаков, зерновых бобовых и масличных культур, используемые для пищевых, кормовых и технических

СТАТЬЯ 9. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

СТАТЬЯ 9. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:медицинский стационар – государственное медицинское учреждение, а равно его отделение, которые предназначены для

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Комментарий к статье 31. Включение в текст федеральных законов определений основных понятий, раскрывающих содержание последующих его положений, в последние годы становится традицией. Подобного рода

Убийство вора в законе Комара

Убийство вора в законе Комара В первых числах ноября в Москве застрелили вора в законе Сергея Комарова (Комар). Он контролировал кунцевскую бригаду, доставшуюся ему в наследство от известного законника Сергея Липчанского (Сибиряка). Сам Липчанский таинственно исчез два

1. Мифологические воззрения о власти и законе

1. Мифологические воззрения о власти и законе Политические и правовые учения в строгом и специальном смысле этого понятия появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств. В теоретико-познавательном плане генезис политических и

Читайте также: