Идеал и антигерой доклад

Обновлено: 02.07.2024

Чем больше мы удаляемся от различных мифологий, повествующих о борьбе добра со злом, тем больше становится произведений с "серой" моралью. Где нету однозначно плохого и однозначно хорошего. "Песнь Льда и Пламени" - яркий тому пример.

В такого рода произведениях центральным персонажем, или персонажами становятся люди, лишенные традиционных героических черт. Таких людей называют антигероями.

Антигерой же— это протагонист, то есть главный персонаж, наделенный не только положительными, но и отрицательными качествами. Как правило, это неординарная личность, которая привлекает своей противоречивостью.

И сегодняшний наш материал, будет посвящен именно ему.

Экскурс в историю

Прототипом современного антигероя считается трикстер - эдакий антипод классического героя, который делает всяческие пакости. Пакости он делает не потому что злой, а просто потому что он плут и озорник. Без шалостей жизнь трикстера была бы скучной. Классическими примером трикстера является скандинавский бог Локи - бог хитрости, обмана и плутовства.

С развитием литературы и ухода от фольклорности, образ героев менялся. Это привело к созданию мономифа и классического пути героя. Литература развивалась, появлялись новые структуры произведений и новые архетипы протагонистов и антагонистов. Все это привело к созданию антигероя .

Одним из примеров антигероя в классической литературе является является ростовщик Гобсек из одноименной повести Оноре Де Бальзака. Гобсек жадный, хитрый и циничный человек, который, вероятно, в молодости промышлял пиратством. В то же время, он способен вызвать у читателя симпатию своей деловой хваткой, предприимчивостью и здравым смыслом.

В классической российской литературе тоже были свои антигерои. Евгений Онегин и Родион Раскольников - яркие примеры. Онегин, унылый циник и нигилист, которому все в жизни опостылело, развлекается тем, что донимает своим пофигизмом бедных жителей деревни, а потом и вовсе убивает единственного друга. Для современника, Онегин был самым настоящим злодеем, который отвергает привычные устои общества. Но, тем не менее, он центральный персонаж.

Раскольников же, персонаж более глубокий, чем пофигист Женька. Зарубив бедную мерзкую бабушку топором, Родион тут же бросается в пучину самоистязания. Сам по себе Раскольников не злой персонаж, и на свой плохой поступок решился не из-за ненависти к бабуське, а просто потому что нужны были шекели на существование. Это, конечно, никак не умаляет его мерзкого поступка, но делает примером хорошего антигероя.

Антигерои в современной поп-культуре

Неважно каким образом идет сюжет. Важен тот, кто его двигает. Хороший персонаж должен запоминаться, к нему должно быть приковано внимание. Читатель или зритель должен ему сопереживать. В конце концов, человек должен себя с ним ассоциировать.

А теперь подумайте. Многие люди могу ассоциировать себя с Суперменом? Да, он хорош, но он не вызывает переживаний, потому что он одномерный и плоский. Супермен - воплощение добра, недостижимый идеал.

А вот Бэтмен. У него гораздо больше фанатов, потому что Бэтмен человечен. У него есть страхи и сомнения. И пусть многим кажется, что он стоит на страже интересов общества, на самом деле им движет чувство мести и ненависти к преступникам, а не желание воздать по заслугам или восстановить справедливость. Из-за этого, в некоторых моментах он бывает жесток. Поэтому Бэтмен гораздо ближе к читателю, ведь ему проще ассоциировать себя с ним.

Антигерой может потерпеть неудачу, выбрав неверный путь, остаться равнодушным к закону и порядку, а в финале и вовсе не измениться. Недостатки антигероя всегда дополняют его достоинства. Равновесие плюсов и минусов делает его ближе зрителю.

Именно поэтому многим так нравится Геральт из Ривии - суровый дядька, который, в общем-то, борется за добро и лечит мир от всяких тварей. Но жизненные обстоятельства часто вынуждают его обращать свой меч против людей.

Или Дэдпул, который валит людей пачками, шпигует их свинцом и пускает на люля-кебаб. Убийство - это плохо, говорит нам Библия. Убийство плохих парней - это хорошо, говорит нам Дэдпул.

Антигерои и видеоигры.

Если ему предложат выбрать между смузи и моккачино, он не будет выбирать вовсе. Он же не хипстер какой.

Если ему предложат выбрать между смузи и моккачино, он не будет выбирать вовсе. Он же не хипстер какой.

Видеоигры - просто кладезь и рассадник разнообразных антигеров. И это не удивительно. Интерактивный формат и сюжеты, растянутые на много часов позволяют раскрыть многогранность личности и примерить шкуру на себе. Показать грехи, ошибки и заблуждения.

Антигерою не требуются эффектные приемы, лысая голова или белая форма ассасина. Такой персонаж привлекает нас своими недостатками. Тем, что живет в мире серых тонов, а не королевстве красочных фильтров. Они тоже могут сердиться, жаждать возмездия и испытывать отвращение к людям.

Мартина Уокера из Spec Ops: The Line можно назвать одним из самых интересных антигероев среди видеоигр. Начинаясь с истории по спасению, постепенно сюжет погружается в такой ад человечности, на который готовы пойти не многие разработчики.

Уокер так долго ходил на краю пропасти, что не заметил, как однажды сорвался. Игра заставила нас пережить то, как искажается восприятие и сознание, когда теряешь связь с тем, что реально. Получилось черное зеркало. Оно отражает не тот образ, который мы хотим показывать миру, а настоящего человека.

Антигерои на своем примере показывают как добро перемешано со злом в каждом из нас. Как мы стараемся балансировать среди жерновов маслобойки. Словно Нико из GTA 4 и Морриган в серии Dragon Age . Геральту в " Дикой Охоте " то и дело приходится делать выборы примерно одинаковой степени паршивости.

Эти персонажи настолько похожи на нас, что со временем становятся родными. А когда мы управляем ими сами, то с антигероями формируется эмоциональная связь. Вместе с ними мы проходим через мясорубку, но сохраняем свою человечность.


В данной статье рассмотрено проявление героя и антигероя в искусстве, на основе литературы. Рассмотрено проявление героизма в античной культуре, а также проявление антигероя в последующие эпохи.

Ключевые слова: архетип, герой, антигерой.

Героизм имеет место быть и в культуре нашего времени, но сейчас герой в его античном понимании уже не столь востребован, авторы пытаются всё дальше и дальше отходить от классической версии, они придумывают новые линии поведения героев, как литературных персонажей, и именно посредством таких поисков появился антигерой.

Узнав, как собираются поступить с ним его друзья, Розенкранц и Гильденстерн, он не открывается им, дабы решить все честно, а поступает как и они сами:

Еще не зная, что я предприму,

Я загорелся. Новый текст составив,

В этих действиях Гамлет показывает себя как человек, которого предали и который хочет бороться с врагами их же средствами. Такой выбор больше свойственен антигерою, чем личности героической.

Даже сейчас, в современных произведениях протагонистом в большинстве своём является антигерой. Возьмём для примера фильм «Константин: Повелитель тьмы (2005), главный герой самый обычный грешник, правда, в его абсолютной форме, все его недостатки выставлены на показ, он курит, не может нормально ладить с людьми, а сражается с нечистью, только для того, что бы заслужить прошение. Однако, это не мешает зрителям сочувствовать ему, он не вызывает отторжения, а наоборот позволяет людям видеть реальность его глазами, с точки зрения обычного человека.

В современном мире герой потерял тот мифический, легендарный ореол, которым был окутан во времена античности и средневековья, изменилось мировоззрение и изменилось искусство, которое его отражает. Тип антигероя появился лишь потому, что люди перестали верить в героев так, как это было в прошлом.

Подводя итог, можем сказать, что тип героя не может уйти полностью из искусства, так как является одним из архетипов нашего сознания. Однако антигерой, будучи ближе к человеку по своим качествам, воспринимается как выразитель не только авторской задумки, но и представитель зрителя в сюжете.

Основные термины (генерируются автоматически): герой, антигерой, время, герой античности, главный герой, общая масса, обычный человек, сила, универсальный миф, центральное место.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 55

Школьная научно-практическая конференция

Герой, антигерой и злодей для школьников XXI века

Выполнила : Лекомцева София, ученица 5 Б класса МБОУ СОШ № 55.

Руководитель : Ахмадеева Ольга Валерьевна, учитель начальных классов высшей категории.

2. Герои, антигерои и злодеи в литературе

3. Герои 20 века

Цель работы: узнать кто герой, антигерой и злодей для школьников 21 века.

Задачи работы :

Изучить понятия: герой, антигерой и злодей.

Выяснить, кто является идеалом современных школьников.

Узнать, кто был идеалом школьников прошлых лет

Объект исследования : герои, антигерои и злодеи.

Предмет исследования : герой, антигерой и злодей для школьников 21 века.

Методы исследования :

изучение литературных источников;

математическая обработка данных.

Антигерой — не являющийся героем в классическом понимании, но и не являющийся откровенным злодеем. Обыкновенный злодей не вызывает сочувствия, антигерою же сочувствуют и сопереживают[1].

Злодей — злой персонаж в исторических повествованиях или в художественной литературе. Обычно это плохой человек, который борется с героем. Злодей-женщина называется злыдня или злодейка. Один из словарей определяет злодея, как «безжалостного злобного человека, занимающегося злодеяниями или посвящён злобе или преступлениям; негодяй, или персонаж в игре, романе и т.п., который представляет собой важного посредника зла в сюжете[3].

Герои, антигерои и злодеи в литературе

Былинные герои и злодеи

Хорошие и плохие, герои и антигерои (здесь злодеи) встречаются не только в мультфильмах, но и былинах.

Илья Муромец один из главных героев русского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Фигурирует в киевском цикле былин.

Алёша Попович — фольклорный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович является третьим по значению в известной богатырской троице. Представитель духовенства.

Второй по силе после Ильи Муромца богатырь эпоса Киевской Руси. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Представитель аристократии.

Сказочные герои и антигерои

Основные сказочные отрицательные персонажи

Змей Горыныч, Кащей Бессмертный, Баба Яга, Соловей-разбойник, Поганое Идолище (Одолище), Леший, Водяной, Волк, Глиняный парень, Кот Баюн, Черт, бес, Медведь, Русалки, Упыри и Упырицы(Вурдалаки), Мертвецы, Кикимора, Вий.[3]

В роли антигероя, человека не совсем положительного но и не злого в картине показан – Флин Райдер

Ну и конечно злодей, в данном случае злодейка – Матушка Готель, персонаж исключительно отрицательный, заботящийся только о личном благополучии.

Александр Матросов- закрывшего своим телом амбразуру немецкого дзота, давшего возможность продолжить атаку войскам [5].

ГастеллоН.Ф.-
Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя.

Лиза Чайкина - По доносу предателя была схвачена фашистами. Гитлеровцы подвергли отважную партизанку жестоким пыткам, добиваясь сведений о партизанском отряде. Несмотря на жестокие издевательства, Чайкина не выдала партизан врагу. Фашисты расстреляли её.

За героический подвиг Лизе Чайкиной было присвоено звание Героя Советского Союза. Её преданность Родине, мужество и самоотверженность стали вдохновляющим примером для всех советских людей в борьбе против немецко-фашистских захватчиков.

Мы помним и чтим народных героев! Наша школа носит имя одного из них [4].

Ильфат Закиров - 14 марта 2000 года выполняя боевой приказ командования федеральных сил в селе Комсомольское Урус-Мартановского района Чеченской республики , был тяжело ранен, однако продолжал вести огонь, давая сослуживцам возможность эвакуироваться. Ранение оказалось смертельным. Ценой своей жизни Ильфат спас жизни других сослуживцев.

Но не только во время войны, но и в мирное время есть место героям и антигероям, с большой долей правды можно назвать злодеями людей нарушающих разные правила и инструкции, что приводит к пожарам и катастрофам. А героям выступают люди, ценой своей жизни, спасающие других людей, это сотрудники МЧС, пожарные, полиция [1].

Антигерой - примеры и отличия

Чем герой и антагонист отличаются от антигероя. Зачем нужен антигерой автору и почему нельзя обойтись отрицательными второстепенным персонажами. Что делает антигероя убедительным. И обязательно ли он должен проиграть.

Отличие антигероя от антагониста

Почему автор выбирает антигероя

Антигерой нужен автору для того чтобы ёмче, выпуклей изобразить центральный конфликт произведения, решить поставленные перед автором художественные задачи, высказать собственную точку зрения. Антигерой нужен для того, чтобы максимально обострить противоречия, обнаружить правду, обнажить истину. Чтобы обозначить главные болевые точки общества. Чтобы исследовать своё время и поколение.
При этом в соответствии с феноменологией интереса — к антигерою читатель относится с особым вниманием. Осуждая моральные качества, читатель может испытывать симпатию к антигерою, благодаря его уму, ловкости, харизматичности. Некоторые отрицательные черты подчас даже вызывают восхищение читателя. Вспомните Дориана Грея: в некоторых ситуациях, особенно в начале повествования ему можно посочувствовать, а где-то даже восхититься им. А ловкость, изворотливость ума и предпринимательская хватка Остапа Бендера никого не оставляла равнодушным – у этого антигероя миллионы поклонников.

Помещая отрицательного персонажа в центре произведения, автор позволяет читателю заглянуть в голову герою, познакомить с мотивировкой его действий. Автор исследует антигероя при этом зачастую не вынося в начале повествования вердикта. Например, в Госпоже Бовари читатель не с самого начала понимает, что в центре повествования оказывается антигероиня. Только совокупность действий Эммы Бовари, её однозначно ошибочные поступки позволяют читателю сделать вывод, кто перед ним: герой или его противоположность.

Байронический герой

Иногда герой выбирает стиль поведения злодея, подлеца, авантюриста, ошибочно считая его праведным, то есть заблуждаясь насчёт собственной правоты. Например, Родион Раскольников, будучи человеком исключительной честности, прямодушным и совестливым, с обостренным чувством справедливости, решается на преступление, находясь во власти ложных убеждений. То есть сам по себе герой – хороший человек, но он ошибочно исповедует ложные ценности, изменяющие его поведение.

Крах антигероя

Сама природа антигероя и причины его помещения в центр повествования предполагают его фиаско в конце истории. Ведь отрицательный персонаж неизбежно должен проиграть, а иначе читателю будет казаться что автор одобряет антигероя. Собственно, чаще всего автор и выбирает сложную, противоречивую личность — антигероя, для того чтобы показать ложность его пути, ошибочность мировоззрения. Месседж таков: плохие парни (и девчонки) никогда не выигрывают.

Список антигероев:

1. Антигерои в русской литературе:

2. Антигерои в зарубежной литературе:

Можете написать так же или лучше? Хотите предложить нам свой материал? Отправляйте и мы обязательно его рассмотрим!

В центре художественного произведения находится человек с его чувствами и переживаниями, удачами и неудачами, положительными и отрицательными качествами. Человек показан мастерами слова через образы-персонажи.

Персонаж (франц. personnage от лат. persona – личность) – это литературный образ, действующее лицо в художественном произведении.

Литературный персонаж, образ-персонаж – это любой человек, который изображается и описывается в литературном произведении.

Все образы персонажи можно разделить на жизнеподобные и нежизнеподобные (фантастические).

Создавая вымышленные образы-персонажи, писатель опирается на своё воображение, фантазию, но часто использует наблюдения над конкретными людьми, которых называют прототипами литературных героев.

Исторический образ-персонаж всегда восходит к конкретному человеку, который изображается в художественном произведении под углом зрения автора, отражает его представление об историческом деятеле.

Мир персонажей конкретного литературного произведения можно представить как систему образов-персонажей, в которой есть:

а) главные, второстепенные и эпизодические персонажи;

б) протагонист и антагонист;

в) вымышленные и исторические персонажи;

г) жизнеподобные, условные и фантастические персонажи;

д) разные по возрасту, социальному положению, образованию и воспитанию персонажи;

е) добрые и злые персонажи;

ж) прекрасные и безобразные персонажи;

з) трагические, комические и трагикомические персонажи.

В системе образов-персонажей произведения все образы могут быть соотнесены с каждым, а каждый – со всеми.

Говоря об образах-персонажах, часто используют термины герой и антигерой, протагонист и антагонист.

Героем произведения называют главное действующее лицо литературного произведения, которое является носителем авторских идеалов, мыслей и чувств.

Антигерой – это тип литературного героя, занимающего в художественно произведении центральное место, но не пользующегося авторскими симпатиями, антипод героя.

Протагонист – главный герой, главное действующее лицо.

Антагонист – персонаж какого-либо произведения, активно противодействующий протагонисту на пути к достижению его целей.

Важную роль в характеристике образов-персонажей играет портрет.

Портрет – это изображение внешности героя (черты его лица, фигура, позы, мимика, жесты, одежда) – одно из средств его характеристики, разновидность описания.

Портретная характеристика включает в себя статический портрет и динамический. Статический портрет передаёт объективные, относительно устойчивые или неизменные признаки внешнего облика: рост, особенности телосложения, цвет кожи, глаз, волос. Динамический портрет включает в себя мимику, жесты, особенности походки, голос, интонации.

Портретное описание может быть развёрнутым (подробным) и фрагментарным (кратким).

В портретном описании часто сливаются описание внешнего облика и психологической характеристики. Описание внешности называют внешним портретом, а психологическую характеристику персонажа – психологическим портретом.

Персонаж, являющийся носителем положительных авторских идеалов, чувств и мыслей

Реально существующее лицо, послужившее автору моделью для создания литературного персонажа

Элементом статического портрета является описание

Элементом динамического портрета является описание

Она свежа, как вешний цвет,

Взлелеянный в тени дубравной.

Как тополь киевских высот,

Она стройна. Ее движенья

То лебедя пустынных вод

Напоминают плавный ход,

То лани быстрые стремленья.

Это портретная характеристика героини произведения А.С. Пушкина

Реальный человек, являющийся создателем литературного произведения, – это

Сатирические условные образы-персонажи есть в произведении

Любой человек, который изображается и описывается в литературном произведении, – это

Какие термины используются для обозначения человека при характеристике литературного произведения?

Читайте также: