И несется над землею колокольный звон доклад

Обновлено: 17.05.2024

Оценить 10226 0

Цель урока: показать способность произведений искусства предугадывать события истории; формировать навыки анализа художественных и музыкальных произведений.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, репродукции картин Б. Кустодиева, А.Дюрера, П.Пикассо, музыкальная композиция Ч.Айвза, фрагмент фильма Андрей Рублев.

Повторение изученного материала

Художнике Василии Кандинском;

Винсенте Ван Гоге;

Скажите, с какой целью мы рассматривали те примеры предсказания в искусстве, о которых вы только что вспомнили? Скажите, на какой вопрос, мы искали ответ на предыдущем уроке? Что этими примерами мы пытались доказать? Какую мысль сформулировать? (Что искусство не только воздействует на нашу эмоциональную сферу, но и дает порой даже научные знания.

Постановка учебной задачи на урок.

Изучение нового материала

Любое художественное произведение устремлено в будущее, поэтому в истории можно найти множество примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: революциях, войнах и расколах. Такого рода пророчества в искусстве встречались неоднократно, в том числе и в художественных полотнах. Великие творцы могли использовать собственные произведения для предсказания в искусстве. Возможно, что именно в этом и состоит основная сила этого вида человеческой деятельности. Ребята, вспомните, мы об этом говорили, почему только творческие люди обладают таким даром? (у них особое хорошо развитое образное мышление, которое позволяет им домысливать недостающие данные).

4.1.Знакомство с гравюрами А. Дюрера.

Ярким примером предсказания в искусстве можно считать творчество немецкого живописца и графика эпохи Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528). Им была создана серия гравюр.

Словарь терминов: гравюра (от франц. gravure) - это печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой вырезан рисунок.

Сделаны гравюры на дереве. Всего их 15, они иллюстрируют Откровение Иоанна Богослова. Когда они были впервые опубликованы в 1498 году, получили широкое распространение и популярность как раз потому, что в это время было распространённым ожиданием конца света в 1500 году.

Бытует мнение, что художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию.

-Посмотрите внимательно на содержание гравюры. Какое впечатление она производит на вас? Какие эмоции вызывает? Что вы видите?

-Как вы думаете, что могут символизировать эти всадник?

-Почему у вас сложилось такое впечатление?

Вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.

Третье животное - конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.

Изображено четыре всадника (справа налево): первый — Завоевание с венцом и луком; второй — Война с мечом; третий — Голод с весами; четвертый — Смерть, в отличие от других всадников на неподкованном неосёдланном тощем коне. Дюрер отошёл от привычного представления Смерти в виде ухмыляющегося скелета с косой, он изобразил Смерть в виде худого бородатого старика с трезубцем.

Всадники — Смерть, Суд, Война, Мор — яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение.

По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни — война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур — в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

4.2 Знакомство с творчеством Ф.Гойя

Давайте снова обратимся к словарю

Предлагаю посмотреть офорты Гойя и затем высказать свое мнение и впечатления от увиденного.

Анализ работ Гойя.

-Какие ощущения у вас остались от просмотренных офортов?

-Попробуйте предположить, какие события хотел отразить художник в этих работах? Почему вы так решили? Какие выразительные средства вам помогли прийти к этому выводу?

4.3Знакомство с творчеством П.Пикасо

Сегодня я хотела бы познакомить вас с картиной знаменитого испанского художника, скульптора, графика, керамиста и дизайнера Пабло Пикассо. Чтоб мы немного отвлеклись от поднятой нами серьезной проблемы, предлагаю посмотреть на экран и прочитать полное имя Пабло Пикассо.

Имя Пикассо состоит из 16 имен, вместе с частицами из 22 слов.

Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Мáртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо (принят также вариант Пикассо́ (1881-1973)

Посмотрите и выскажите ваше ощущение от картины

Эта картина как нельзя лучше передаёт всю трагичность бессердечия людей.

Беседа по увиденным работам

-Скажите, пожалуйста, ребята. Мы посмотрели ряд работ разных художников, проживающих в разных странах, в разные временные периоды. Есть ли что-то общее в этих работах?

-Как вы думаете, почему эти работы рассматриваются в рамках этой темы. В чем заключается предсказания?

-Почему эти картины будут актуальны и в будущем?

Все потому, что они показывают все ужасы войны, которая в любой исторический период является страшным событием и, независимо от времени, будет сопровождаться гибелью людей, голодом и горем. В этом и заключается предсказывающая роль искусства.

4.4Знакомство с творчеством русских художников

А теперь я предлагаю обратиться к творчеству русских художников и посмотреть встречаются ли случае предсказания в русском искусстве.

Посмотрите на следующую картину

Послушайте рассказ об этой картине (Легеза С.)

Кустодиев понимал революцию как стихийный, гигантский по размаху народный бунт. Поэтому решает создать образ нового героя, который привел народ к победе над угнетателями.

В поисках средств выражения Кустодиев впервые в своем творчестве прибегнул к аллегорическому решению. Огромная, могучая фигура большевика с красным знаменем в руках возвышается над городом и людьми. Он шагает, как в сказке, семимильными шагами, и не совсем понятно, куда он держит путь. Грандиозное полотнище флага, развеваясь на ветру, подобно пламени революционного пожара, пылает над городом и теряется за линией горизонта. Внизу, под великаном, по городским улицам и переулкам движутся потоки вооруженных людей. Простое русское лицо великана наполнено несокрушимой волей, его глаза горят, его могучие руки крепко сжимают древко. Перед ним, как последняя преграда, вырастает здание церкви – символ самодержавия, верная хранительница старых порядков. Зритель чувствует, что великан так же легко перешагнет через нее, как он до этого переступал через дома и другие сооружения.

Художник в первоначальном варианте хотел поместить на крыше церкви спрятавшихся в паническом ужасе попа и дьякона. Но в процессе работы он отказался от включения в картину этой детали, поняв, что она могла бы перевести картину в плоскость карикатуры.

Сегодня трудно переоценить подвиг Кустодиева, создавшего полотно такого содержания в тяжелом девятнадцатом году, в кольце блокады, в нужде и холоде. Вообще, ребята, необходимо сказать, что Кустодиев был человек очень любящим свою родину. До 20 лет жил только в городе, правда жизнь была трудной, он носил две пары носков, потому что у нижней паpы недоставало пальцев, а у веpхней пяток. И вот когда, будучи студентом, он отправился в русскую деревню изучать ее быт, он так полюбил деревню, что спустя 4 года когда он женился, вернулся в деревню. В то время он уже был очень востребован (мало у кого была такая стремительная карьера: вчера он еще носил комбиниpованные носки, сегодня он пишет поpтpеты людей, веpшивших судьбы России). Поэтому многие его соратники удивлялись, почему он запеp себя в такую глухомань. Борис Михайлович удивлялся в свою очеpедь: "Как мне скучать, когда я каждый день пишу, а вечером с Юликом моим доpогим pазговаpиваю. Напpотив, я пеpеживаю тепеpь самую лучшую поpу моей жизни - пишу картину и чувствую, что я люблю и что меня любят. "

Но была и досада, о котоpой хотелось поскоpее забыть. Еще в 19 лет он обpонил в письме к матеpи: "Опять что-то ноет, как это у меня иногда бывает". Забывал, когда удавалось забывать. Но в 31 год отмахнуться уже не удавалось - боли в pуке и шее все усиливались и вскоре переросли в страдания. К болям в pуке пpибавились сильнейшие головные боли. Вpачи пpедпологают костный тубеpкулез. Отныне он носит жесткий коpсет от подбоpодка до поясницы. Лечится в швейцарской клинике, где ему ставят новый диагноз: опухоль в спинномозговом канале. Опеpации не избежать. Пpавда, потом обещают полное выздоpовление. И в 37 лет он ложится на повтоpную опеpацию. У Боpиса Махайловича двой детей: тpетий сын Игоpек умеp в одиннадцать месяцев, и тогда по воспоминаниям дочеpи, " в волосах мамы появилась пеpвая седая пpядь: Опеpация на спинном мозге и по нынешним вpеменам не шутка, а уж тогда.

Общий наpкоз на 5 часов. Юлия Евстафьевна (жена) сидит в коpидоpе. Вpачи подбадpивают ее вpемя от вpемени, но слова и взгляды их уклончивы. В коpидоp выходит сам пpофессоp и сообщает: подтвеpждена опухоль спинного мозга, но чтобы добpаться до нее, нужно пеpеpезать неpвные окончания. Больной без сознания, поэтоме вам pешать, что сохpанить ему: pуки или ноги. Девушка, счастливая некогда возлюбленная, женщина, увековеченная на десятках каpтин, уже потеpявшая сына мать и с тpагической железной неизбежностью теpяющая мужа, Юлия Евсафьевна говоpит: "Оставьте pуки. Художник - без pук, он жить не сможет. "

С тех пор борис Михайлович прикован к инвалидному креслу. Но и это не сломала его дух, он продолжает творить и создавать свои новые шедевры.

-Какие чувства и эмоции вызывает у вас эта картина?

-как вы думаете о чем она? -Что хотел нам сообщить художник?

Это произведение не просто изображает необычное явление – рождение новой планеты. К.Ф. Юон пытается осмыслить значение Октябрьской революции. Для него революция – это не просто переворот, произошедший в одном конкретном государстве. Нет. Это явление вселенского масштаба. И реакция людей на такое небывалое событие неоднозначна.

-Как вы думаете, почему мы с вами по-другому понимаем картину? Другой смысл вкладываем в нее?

Наверно потому, что для нашего времени события революции это уже история, а вот покорение космоса и вопросы, связанные с местом и судьбой нашей планеты во Вселенной являются актуальными, волнуют нас.

Послушайте небольшой фрагмент и попробуйте сказать о чем это произведение?

Вставить в слайд 8 музыкальный файл- во время звучания закрыть экран

Какие эмоции вызывает музыка? Какое состояние души передается в музыке? О чем может рассказывать это произведение?

Эта пьеса, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.

Сегодня мы познакомились с произведениями, отражающими социальные перемены в обществе, которые порой сопровождались трагедиями, кровопролитием и т.д

Поэтому предлагаю завершить наш урок разговором о чем –то более радостном, положительном.

Посмотрите на работы русского художника Аристарха Васильевича Лентулова

В русском музыкальном искусстве тема колокольности нашла яркое воплощение в творчестве разных композиторов прошлого и современности: М. Глинки, М. Мусоргского, С. Рахманинова, Г. Свиридова, В.Гаврилина, А. Петрова

Литературно-музыкальная композиция

Храм – образ преображенного мира, созидаемого по законам красота и гармонии.

Есть красота несказанная, светлая,

Та, что святою не зря называется…

Тихо раскроется тайна заветная.

Русь белой лебедью в сердце останется.

Сном благодатным, радостью сбывшейся –

Час созерцания, Богом подаренный,

Будто бы чудом с небес опустившийся –

Песней беззвучною – Храм белокаменный…

Необычайным, притягивающим. красивым и непривычным является облик храма, находясь от него вдали, мы слышим звон его колоколов.

Как тихо веет над долиной

Далекий колокольный звон,

Как шум от стаи журавлиной, -

И в звучных листьях замер он…

Только в одной стране мира – в России – живет колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством: вошел в музыку, отразился в литературе, живописи.

Чистым звоном твоим поклонись,

С колокольни Ивана Великого

Вижу всю православную Русь…

С древних времен колокола на Руси неизменно сопутствовали праздникам и торжествам, сообщали людям о важных событиях,

Созывали людей на вече, указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам, в трагические для Отечества дни звали на защиту родины.

(Звучит стихотворение на фоне музыки.)

Когда колокола торжественно звучат

Иль ухо чуткое услышит звон их дальний,

Невольно думою печальною объят,

Как будто песней погребальной,

Веселым звукам их внимаю грустно я,

И тайным ропотом полна душа моя.

Колокол является единственным музыкальным инструментом в православном храме. И хотя в 4-5 веках из православной традиции ушла инструментальная музыка, и отцы церкви отдавали предпочтение человеческому голосу, считая его самым совершенным инструментом, колокола остались.

К синим небесам,

Скрылась за рекою

Тихая долина отгоняет сон.

Где-то за дорогой

В Ростове до наших дней сохранились звонницы Успенского собора. Ростовские звоны – замечательное творение русского национального эпоса. Их возникновение относится к 17 веку.

Самый большой колокол, отлит в 1688 году ростовским мастером Фролом Тереньтевым. Он весит 2000 пудов, отличается бархатистым звучанием и красивыми обертонами Звук этого колокола узнавали за 20 км от города.

(Звучит стихотворение на фоне музыки).

Люблю безмерно колокол церковный

И вновь, как тень, войду в холодный храм,

Чтобы живой воды мне встретить там

И вновь домой пойти походкой ровной.

Самым знаменитым колоколом в России является, конечно, Царь-колокол. Он весил более 200 тон. Во время пожара 1737 года колокол рухнул, и от него отвалился кусок весом 11,5 тонны. С тех пор он замолчал навсегда. И сейчас Царь-колокол, находящийся на территории Московского Кремля, поражает посетителей своими размерами.

Гуди своим могучим языком,

Зови дрожаньем грозного металла

К колоколам на Руси относились, как к живым существам, давали им имена и прозвища: Гавриил, Ревун, Широкий, Лебедь, Медведь – в зависимости от характера их звучания.

В России самая бедная церковь имела не менее трех колоколов, а на колокольнях богатых церквей их бывало до 10 и более. Собрание всех колоколов называется звоном.

В будничном звоне участвуют только средние колокола, а исполняет его один звонарь. А в праздники, например, на Пасху, всю неделю пускали на колокольню всех желающих. Звонить в колокола было любимым занятием русских людей.

В родных полях вечерний тихий звон, -

Я так любил ему внимать когда-то

В час, как лучи вечернего заката

Позолотят вечерний небосклон…

Вечерний звон… Не жди рассвета;

Но и в туманах декабря

Порой мне шлет улыбку лета

Вечерний звон – душа поэта,

Благослови ты этот звон…

Он не похож на крики света,

Спугнувшего мой лучший сон.

Вечерний звон… И в отдаленье,

Сквозь гул тревоги городской,

Ты мне пророчишь вдохновенье

Или могилу и покой.

Плачевный, скорбный, звук железный, неизменно-монотонный, тяжкий.

Но в жизни народа есть не только горестные дни, возвещаемые набатным или проводным звонами, но и праздники, которые сопровождаются красным и праздничным звонами.

Звучит звук колоколов.

Давайте подведем итог нашего урока. Какова была тема урока? Что нового вы узнали сегодня на уроке? Интересно ли вам было на уроке?

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Содержание: Почему звонят колокола? Царь-колокол Колокольный звон на Руси Появление колоколов на Руси Расцвет колокольного искусства на Руси Виды церковного звона

Почему звонят колокола? На протяжении нескольких сотен лет перезвон колоколов раздаётся во многих церквях мира. Колокола в христианских храмах напоминают верующим о присутствии церкви и её влиянии на повседневную жизнь. Церковные колокола отсчитывают время, переливаясь звоном каждую четверть часа, каждые полчаса, каждый час. Благодаря, такому звону людям удобно знать точное время.

Появление колоколов на Руси. Колокола на Руси появились в Х в. с принятием христианства, но широко распространились с конца XVI в. А в XVII-XX вв. они так широко и прочно вошли в церковный обиход, так слились с богослужением Русской Православной Церкви и с представлением о русском народном благочестии, что вопрос об их духовно- символическом значении заслуживает особого внимания. До XV века во всех монастырях России звонили в било. Било — один из самых древних и очень простых инструментов. Оно употреблялось на Руси задолго до появления христианства. В монастырях и городах употреблялись била разных образцов. Их делали из металла, дерева и даже камня, особенно в тех местах, где кроме камня не было другого материала. Для того чтобы било звучало ярче, использовалось сухое дерево. Клен, бук издавали наиболее сильный и четкий звук, высота которого менялась также в зависимости от силы удара.

Царь-колокол. 1735 – В Москве отлит Царь-колокол, после полутора лет подготовительных работ. Царь-колокол – огромный колокол (высота 6,14 м, диаметр 6,6 м, масса около 160 т), отлитый русскими мастерами Иваном и Михаилом Моториными в 1733-35 гг. на Пушечном дворе по указу императрицы Анны Ивановны. Является памятником литейного искусства XVIII в. После остывания колокола начались чеканны работы, но во время Троицкого пожара в мае 1737 г. загорелись окружающие его деревянные конструкции. На раскалённый колокол попала вода, и от него откололся значительный кусок весом 11 т. Поэтому колокол был оставлен в литейной яме. В 1836 Царь-колокол был поднят из литейной ямы и установлен в Кремле.

Виды церковного звона. Благовест – звон в один большой колокол перед началом службы, при котором ударяют в оба края колокола. Трезвон – звон в несколько колоколов в три приёма, без переборов до трёх раз. Перезвон – поочерёдно перебираются все колокола друз за другом. Переборы – довольно скорые удары по одному разу во все колокола по порядку от самого маленького до самого большого. Погребальный – медленные размеренные одиночные удары в колокол. Будничный – в будние дни с использованием малых колоколов. Праздничный: а) великий - во все колокола с большими; б) средний – во все колокола, без большого; в) красный – в несколько колоколов, без самых больших.

На Руси, как и на Западе, колокола очеловечивались, им давали собственные имена (например, знаменитый колокол Сысой в Угличе). За провинность колокол могли наказать – высечь розгами, сослать в ссылку, вырвать у него язык (именно это произошло с углицким колоколом после того, как в 1593 году он возвестил о смерти царевича Димитрия) 299 .

И ныне, Владыко Пресвятый. и кампан сей. благодатию всеосвящающаго Твоего Духа благослови и освяти, и влей в онь силу благодати Твоея, да услышавши вернии раби Твои глас звука его, в благочестии и вере укрепятся, и мужественно всем диавольским наветом сопротивостанут. Да утолятся же и утишатся и престанут нападающие бури ветренныя, грады же и вихри, и громы страшнии, и молния, и злорастворенныя и вредныя воздухи гласом его.

И ныне, Пресвятой Владыка. колокол сей. благодатью всеосвящающего Духа Твоего благослови и освяти и влей в него силу благодати Твоей, чтобы верные рабы Твои, услышав звук голоса его, укреплялись в благочестии и вере и мужественно противостояли всем дьявольским наветам. Пусть же от голоса его успокоятся и прекратятся все бури ветров, грады и вихри, страшные громы и молнии, ненастная и вредная погода…

Владыко Боже Отче Вседержителю, Иже трубным гласом седмию жрец идущих пред кивотом свидения, Иерихонским твердым стенам пасти и разрушится сотворил еси. Ты и ныне кампан сей небесным Твоим благословением исполни, яко да глас звенения его услышавше противныя воздушныя силы далече от град верных Твоих отступят. трескания же молний, нападение града и вся вредная воздухов злорастворения. да утолятся, утихнут и отступят. 300

Владыко Боже, Отец Вседержитель, Который сделал так, что благодаря звуку труб семи жрецов, идущих перед ковчегом завета, пали и разрушились твердые стены Иерихона. Ты и теперь наполни этот колокол Твоим небесным благословением, чтобы, услышав голос звона его, сопротивные воздушные силы далеко отступили от городов верных Твоих. громыхания же молний, выпадение града и все стихийные бедствия. да прекратятся, утихнут и отступят.

Приезжавшие в Россию в XVI-XVII столетиях иностранцы восхищались мощью и размерами русских колоколов. Польский военачальник Самуил Маскевич, воевавший на стороне Лжедимитрия, в своих мемуарах описывает колокольню Ивана Великого:

Прочих церквей считается в Кремле до двадцати; из них церковь Св. Иоанна, находящаяся среди замка, замечательна по высокой каменной колокольне, с которой далеко видно во все стороны столицы. На ней 22 больших колокола; в числе их многие не уступают величиною нашему Краковскому Сигизмунду; висят в три ряда, одни над другими, меньших же колоколов более 30. Непонятно, как башня может держать на себе такую тяжесть. Только то ей помогает, что звонари не раскачивают колоколов, как у нас, а бьют их языками; но чтоб размахнуть иной язык, требуется человек 8 или 10. Недалеко от этой церкви есть колокол, вылитый из одного тщеславия: висит он на деревянной башне в две сажени вышиною, чтоб тем мог быть виднее; язык его раскачивают 24 человека 301 .

Производство колоколов в России достигло огромных размеров в XVIII-XIX веках. На рубеже XIX и XX веков в России действовало около двадцати колокололитейных заводов, а общее количество колоколов русских храмов и монастырей исчислялось, по-видимому, сотнями тысяч:

К началу XX века Российская держава становится поистине колокольным государством, превосходящим по количеству, весу и гармонии колокольных подборов как буддийский Восток, так и христианский Запад. За свою многовековую историю колокола в России из примитивных и малоблагозвучных сигнальных приспособлений переросли в сложный и совершенный инструмент, достигавший порой весьма значительных размеров 302 .


Приведенная запись весьма условна, поскольку каждый колокол, помимо основного тона, включает в себя многочисленные обертоны, не укладывающиеся в обычную шкалу темперированного звукоряда. Именно в этом – секрет того особого воздействия, которое звук колокола оказывает на слух человека:

Можно говорить о некотором основном тоне колокола, по которому оценивается высота его звучания: к нему всегда приложен богатый и характерный набор добавочных чистых тонов, более низких и более высоких. Отсюда – богатство оттенков, разнообразие тембров, которые позволяют различать голоса колоколов, даже совпадающих по высоте основного тона, богатство эпитетов, которыми мы характеризуем их звучание: звонкое, глухое, резкое, мягкое. 304


Большой церковный двор в одном из замоскворецких переулков медленно наполнялся народом. Мороз пощипывал. Люди постукивали нога о ногу. Ожиданье становилось томительным. И все-таки оно взорвалось нежданно. Словно небо рухнуло! Грозовой удар! Гул – и второй удар. Мерно, один за другим рушится музыкальный гром, и гул идет от него. И вдруг – заголосило, залилось птичьим щебетом, заливчатым пением каких-то неведомо больших птиц, праздником колокольного ликования! Перекликанье звуков, светлых, сияющих на фоне гуда и гула! Перемежающиеся мелодии, спорящие, уступающие голоса. Это было половодье, хлынувшее, потоками заливающее окрестность. Оглушительно-нежданные сочетания, немыслимые в руках одного человека! Колокольный оркестр. Подняв головы, смотрели стоявшие на того, кто играл вверху, запрокинувшись, он, казалось, летел бы, если б не привязи языков колокольных, которые он держал в самозабвенном движении, как бы обняв распростертыми руками всю колокольню, увешанную множеством колоколов. Они, гигантские птицы, испускали медные, гулкие звоны, золотистые, серебряные крики, бившиеся о синее серебро ласточкиных голосов, наполнивших ночь небывалым костром мелодий. Вырываясь из гущ звуков, они загорались отдельными созвучиями, взлетавшими птичьими стаями, звуки – все выше и выше наполняли небо, переполняли его. 306

Рукопись Сараджева позволяет составить некоторое представление не только о звуковом спектре колоколов, но и о подборе колоколов для одной звонницы (в нескольких случаях Сараджев дает более чем по одному колоколу из подбора). Наиболее интересен подбор колоколов на Колокольне Ивана Великого в Московском Кремле, где самый большой колокол включает, помимо основного тона, 26 обертонов:


Характер звона в значительной степени определяется высотой и мощью используемых колоколов. Но не менее важными являются другие составляющие звона – его ритм и темп. Пасхальный звон, например, характеризуется подвижным темпом, использованием высоких колоколов и мелких долей. Для погребального звона, напротив, характерно использование медленного темпа, крупных долей и низких тембров. Благодаря богатству и разнообразию тембров, ритмов и темпов мастерам колокольного звона удавалось передавать самые разные состояния – от тревоги (удары в набат) и скорби (погребальный звон) до торжественной радости и ликования (праздничный или пасхальный трезвон).


Ритм колокольного звона основан на сочетании долей, кратных основной доле. Так, например, приведенный выше Акимовский звон содержит восьмые (наиболее мелкая доля), четверти, половины и целые (наиболее крупная доля). На один удар Красного колокола приходится по два удара колоколов Лебедь, Полиелейный, Сысой и Голодарь, два или шесть ударов Безымянных и восемь ударов Зазвонных колоколов. Как правило, мелкие доли поручаются наиболее высоким и звонким колоколам, крупные – наиболее низким и мощным (хотя в Акимовском звоне наиболее крупная доля оказывается у колокола среднего тембра).

Колокольный звон употребляется не только перед богослужением, но и во время богослужения, возвещая о наиболее важных его моментах. В частности, во время литургии в колокола звонят на евхаристическом каноне. На всенощном бдении звон полагается в начале утрени, а во время пения полиелея положен праздничный трезвон. Сочетание трезвона, совершаемого вне храма, с пением внутри него создает неповторимый акустический эффект, придавая соответствующим моментам богослужения праздничный и торжественно-ликующий характер.

История колокольного дела в России. С. 2.

Владышевская . Музыкальная культура Древней Руси. С. 209.

Требник (изд. 1944). С. 207 об.–208 об.

Устрялов. Сказание современников о Димитрии Самозванце. Ч. 2. С. 125.

История колокольного дела в России. С. 4.

Владышевская. Музыкальная культура Древней Руси. С. 231–232.

Пухначев. Загадки звучащего металла. С.22.

Благовещенская. Звуковые спктры. С. 35.

Благовещенская. Звуковые спектры. С. 35.

воспитателя группы №4 Гудковой И. А.

Цель: приобщать детей к русской народной культуре, формировать чувство сопричастности к русской национальной истории и традициям.

-познакомить детей с происхождением колоколов и колокольчиков, их названиями и назначением;

-познакомить с колокольными звонами и их значением в жизни русского народа;

-познакомить с колокольнями Воронежа;

-закрепить умение воссоздавать изображение из частей и читать получившиеся высказывания;

-закрепить умение украшать колокольчик с помощью орнаментов и аппликации.

-поддерживать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа и родного города;

-развивать связную речь, умение составлять короткий рассказ;

-воспитывать восхищение мастерством и произведениями человеческих рук;

-воспитывать чувство гордости за родной город.

1. Выставка колокольчиков.

2. Деревянная доска и колотушка.

3. Металлическая пластина и молоток.

4. Разрезные картинки.

5. Шкатулка и колокольчик.

6. Поддужный валдайский колокольчик.

7. Аудиозапись колокольных звонов.

10. Колокольчики из картона : белый, синий и красный.

11. Заготовки для росписи колокольчиков, кисти, гуашь, гелевые краски, картинки для аппликации, ножницы, клей, салфетки, клеёнки.

12. Колокольчик – сюрприз для окончания занятия.

1. Оформление выставки колокольчиков.

2. Словарная работа: предок, легенда, монастырь, монах.

5. Тонирование заготовок для колокольчиков из пластиковых бутылок.

-У меня для вас шкатулка с сюрпризом. Чтобы узнать, что в ней находится, отгадайте загадку: Голова об шапку – бом!

И раздастся чудный звон!

Колокола известны и любимы в России уже более 1000 лет.

-Подберите определения к словам колокол (какой, колокольчик (какой?

-Я приглашаю вас на нашу выставку колокольчиков. Кто хочет рассказать о своём колокольчике? (Рассказы детей)

В российских селениях дома находились далеко друг от друга. Так как звук был не очень громкий, священнику приходилось ходить от дома к дому, чтобы все услышали.

Затем появилось металлическое било - металлическая доска с металлическим молоточком.

- Как вы думаете, почему деревянное било заменили металлическим?

-Давайте проведё м эксперимент: послушаем и сравним звук, который издают деревянные предметы и звук металлических предметов.



Священнику уже не надо было ходить по дворам, ведь звон металлического била был слышен на большом расстоянии.

- Я назвала било предком колокола. Как вы думаете, почему?

В России люди полюбили колокола и стали находить им разное применение. Колокольчики привязывали на шею коров и коз. Такой колокольчик назывался БОТАЛО. Для чего было нужно ботало?

Колокольчик использовали как дверной звонок и называли его ЗВОНИК.

Детскую погремушку-колокольчик называли ЗВОНУШКА.

Удар колокола на вокзале предупреждал об отправлении поезда.

-Как сейчас мы узнаём, что поезд отправляется?

Но, пожалуй, самым известным и любимым был поддужный колокольчик. Вы догадались, почему он называется поддужным? (Слайд «Почтовая тройка)

Первые поддужные колокольчики появились на почтовых лошадях. Почту нужно было доставлять быстро, поэтому почтовую повозку все были обязаны пропускать. На специальных станциях смотритель, услышав колокольчик, готовил свежих лошадей, чтобы поменять уставших.

-Какое современное устройство напоминает вам это использование колокольчика?

Колокольчики полюбились всем : их и слышно далеко, и ездить с ними веселей.

Поддужные колокольчики обязательно были на свадебных экипажах. Я хочу показать вам настоящий поддужный колокольчик, которому уже 55 лет. Он хранится у моих родителей со дня их свадьбы. Послушайте его звон. Мы тоже поместим его на нашу выставку.


Есть много разных колоколов в России, но всё-таки самые главные это те, которые звонят на колокольнях. Колокольню ещё называют звонницей. Даже в этом слове слышится перезвон колокольчиков. А звонит в колокола звонарь

В старые времена люди хорошо понимали язык колоколов. Утренний звон БЛАГОВЕСТ созывает всех в церковь.

А соберётся народ в церковь, зазвучит ТРЕЗВОН, а в праздничные дни ПЕРЕЗВОН, когда все колокола перезваниваются, переговариваются. А на праздник Пасхи любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в колокол.

Уходят войска на битву – звучит Торжественный звон; вернутся с победой – Красный звон.

А если звон тяжёлый, скорбный – беда пришла.

ВЕЧЕВОЙ колокол соберёт жителей на главную площадь на вече – совет. Тревожный гул колокола – НАБАТНЫЙ – бывает во время пожара или в метель, чтобы путники не сбились с дороги. Говорят, бывало, что колокола сами звонили, когда была какая-нибудь беда или когда враг подходил к городу. (Прослушивание Праздничного звона и звона Царь-колокола в Храме Христа Спасителя)

Колокола, как и люди, бывают знаменитыми. Самые голосистые колокола в Ростове Великом. Их называют Ростовские звоны. Почти у всех колоколов там есть свои имена : Сысой, Голодарь, Баран, Красный. (Прослушивание колокольных звонов)

Наш родной Воронеж тоже славится своими колоколами. Самая старая колокольня Воронежа – это колокольня Алексеево - Акатова монастыря. (Слайд) Это самое первое каменное здание, построенное в Воронеже и сохранившееся до наших дней.

А колокольня Благовещенского собора – одна из самых высоких в России. (Слайд)

На нашей выставке есть сувенирные колокольчики. Колокольчик всегда был и остаётся желанным подарком. Мы уже начали изготовление сувенирных колокольчиков – выполнили тонировку основы колокольчиков. Теперь я предлагаю вам нанести узоры. (Дети по желанию могут использовать гуашь, гелевые краски, аппликацию.) Готовые колокольчики помещаем на выставку.

Звонят колокола по всей России и мы, россияне, очень любим этот звон. О нём поём песни и читаем стихи. Я предлагаю вам прочитать стихотворение о колокольном звоне, которое мы учили.

Над Россией вновь колокольный звон!

Как прекрасен он, как возвышен он!

Он несётся вдаль, он несётся ввысь –

Хороша страна, где мы родились!

Колокольный звон над землёй плывёт

От седых времён и до наших дней.

Колокольный звон всё зовёт, поёт,

Что для всех для нас нет земли родней!

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа – СПб: АКЦИДЕНТ, 1997.

Читайте также: