Художественный мир лермонтова доклад

Обновлено: 11.05.2024

Лермонтов — поэт эпохи мощнейшего литературного развития и жесточайшей политической реакции. Его богатое наследие и главные литературные работы жизни укладывается в одно десятилетие девятнадцатого столетия. Тридцатые — это время тревожных предчувствий, нерадостных размышлений о будущем, отрицаний и сожалений. В это время еще идет реакция на поражение революционеров-декабристов, выступивших в 1825 году.

Общество мечется в поисках ответа на вопрос о том, что делать, не принимая до конца суровую действительность нового военного строя. Николай первый вводит третье отделение тайной полиции, цензуре подвергается каждое слово, имена аристократов клеймятся. Все эти реалии тотально отрицаются молодежью. Максимализм и отрицание становятся частью новой философии, на путь которой встает юный Михаил.

Рождение поэтического персонажа

Поэзия в творчестве Лермонтова делится исследователями на два этапа: юношеские и зрелые годы. Художественный образ лирического героя имеет четко выраженные индивидуальные черты характера внутреннего романтика, окруженного внешним миром.

Пока Михаил вдохновлялся творчеством Байрона, его герои получались более идеализированными. Позднее он находит свой путь, в котором есть трагическая любовная линия и отсутствует дружба. Жизнь представляется в образе размышлений в одиночестве. Этот мотив отличает его от Пушкина.


Художественный мир Лермонтова М.Ю.

В эти же годы в недрах русской литературы зарождалось новое литературное течение, связанное с бытописанием.

Прозаики нового поколения (о них мы поговорим во второй части учебника) преследовали одну-единственную цель: безыскусственное, строго правдивое изображение реальной действительности, как делал это их общий учитель Гоголь.

На таком принципиально новом литературно-историческом фоне состоялось вхождение Лермонтова в русскую литературу. Ho главное отличие Лермонтова от Гоголя заключалось все же в ином. Гоголь до последних лет жизни ощущал себя пускай младшим, но все-таки современником Пушкина. Лермонтов с самого начала ощущает себя пушкинским наследником. Наследником, который получил от предшественников несметные сокровища, а также неоплаченные счета. По этим счетам Лермонтову предстоит трагически расплатиться.

Внутренний имажинизм

Жизнь и творчество Лермонтова пронизаны мотивами конфликтов свободы и воли, вечной памяти и забвения, обмана и любви, циничности и покоя, земли и неба. Все темы взаимосвязаны и переплетены одна с другой, отчего создается многогранный художественный стиль автора.

Белинский охарактеризовал лирику поэта как пафосную из-за поставленных в ней вопросов о правах личности, судьбе и нравственности. Однако критик замечает, что эти темы бессмертны и всегда востребованы.

Своеобразие языка


Стройная трехчастная форма позволяет разрешить противоречия очень гармонично, хотя бы внешне. Соединяется внутренняя антитеза, а напряженность и замкнутость с единой внешней границей.

РowerРoint — общие правила

  • Положительно сказывается на восприятии размещение на странице блоков с информацией разного типа: текст, рисунки, диаграммы, графики, таблицы, дополняющей друг друга
  • Дизайн презентации не должен отвлекать внимание зрителей от её содержания
  • Не стоит применять в оформлении презентации более 3 типов шрифта и 3 цветов
  • Оптимальный размер одного информационного блока — не больше 1/2 размера слайда
  • Количество информационных блоков в слайде должно быть не более 3-5
  • Связанные по смыслу блоки лучше располагать слева направо
  • Все слайды в презентации нужно выдерживать в одном стиле
  • Ключевую информацию нужно помещать в центре слайда
  • Цвет шрифта и цвет фона должны достаточно контрастными
  • Для основного текста оптимален шрифт без засечек: Arial, Tahoma, Verdana, для оформления заголовков можно использовать декоративный шрифт
  • Для заголовков лучше использовать шрифт размером от 24 до 54 пунктов, для прочего текста — от 18 до 36
  • Для выделения наиболее важных фрагметов текста можно использовать прописные буквы, жирный шрифт, подчеркивание, курсив
  • Фотографии и рисунки стоит сопровождать пояснительным текстом
  • Цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим оформлением слайда
  • Для более наглядного представления информации используйте фотографии, рисунки, диаграммы
  • Если в качестве фона применяется фотография или рисунок, то текст на этом фоне должен быть достаточно контрастным
  • Не надо использовать в презентации рисунки, не имеющие прямого отношения к тексту

Самая популярная презентация сегодня: Вирусы гриппа. Количество слайдов — 12. Тема — биология.

Математическая точность стихов

Такая форма заостряет внимание на скованности персонажа внутренними границами, раскрывает неостановимую душевную энергию и мощное движение.


Размышление о своеобразии творчества Лермонтова позволяет сделать еще один вывод об особенности его лирического языка. Изобретательность живописца словом — это мастерство, с помощью которого он может описывать и человеческий внутренний мир, и природную жизнь с различными явлениями.

Музыка слова

Слог мастера весьма музыкален, так и проза его обладает интонационностью звуков, выраженных в ритмично организованной речи. Именно у него впервые развивается трехсложный размер, который не удавался до этого с таким размахом предшественникам, даже Пушкину.

Народный говор как самый высокий ранг поэзии


Своеобразие творчества Лермонтова внесло неоспоримый вклад в развитие художественного языка. Критик В. Виноградов объяснил это тем, что поэт отбирал оригинальные стилистические средства из русской и западноевропейской лирики. На стыке разных культур у него рождались новые формы литературного выражения, что продолжает пушкинские традиции.

Сочинение Основные темы лирики Лермонтова.

За короткую жизнь Лермонтов оставил уникальное наследие. Творческая жизнь поэта представляет огромное разнообразие. В его лирике отмечают такие темы: Родины, одиночества, любви и природы. Давайте посмотрим, что хотел сказать автор в своём творчестве.

Одиночество в творчестве Лермонтова

Для того чтобы снять этот гнет бездушности персонаж все больше переносится в детские переживания. У Лермонтова возникает желание, как у ребенка, бросить вызов свету, содрать с мирян маски, обличить толпу.


После восстания декабристов в стране начинается мощнейшая политическая реакция. Действительность кажется поколению тридцатых извращенной, конфликтной, враждебной. Этот раздел между идеалами и реальностью нельзя разрешить мирно, с этим невозможно примириться. Решение конфронтации возможно только в результате гибели одной из сторон.

Смерть поэта

Лермонтов упрекает поколение в бесцельности, внуренней опустошенности, скорбит о судьбе России, одновременно наполняет свои работы презрением и ненавистью к ней. Творчество М. Ю. Лермонтова — это бунт в отношении существующего порядка вещей.

В стихотворении на смерть Пушкина поэт передает сложный коктейль из противоборствующих в душе чувств. Тут есть и скорбь, и восхищение, и негодование. Пушкин в произведении противостоит толпе, третий персонаж — это оплакивающий гения поэт, клеймящий публику. Лермонтов обвиняет свет в убийстве Пушкина, именно общество направляло руку убийцы. И вновь Михаил наделяет своего героя, Пушкина, одиночеством, противостоянием всему свету.

Это образ гения среди пигмеев, которые неспособны прощать, ценить и протестовать, отстаивая свои ценности. Работы Лермонтова рождались на стыке эмоций и рацио. Ясная, напряженная мысль бьется в клубке чувств и противоречий. Происходит разделение смыслов понятий поэт и человек, но объедяются поэт и поэзия. Творчество Лермонтова занимает особое место в русской литературе, представляя глубокий и богатый материал размышлений о государстве, мире, времени и личности в нем.

Отношение самого маэстро к стихам выражено в разладе взаимоотношений художника и мира. Утонченное искусство оказывается замкнутым в железном веке прогресса.

Главные мотивы лирики М. Лермонтова

“Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека”, — писал Ираклий Андроников. Талант Лермонтова расцвел в то время, когда дворянская революция была разгромлена, а новые поколения борцов еще только формировались.

Поэтому мотивы горечи, тоски и одиночества занимают в его творчестве немалое место. Вера в народ, в его могучие силы во многом помогали ему побеждать эти настроения. Лермонтов — всенародный поэт. Нас пленяет красота и человечность лермонтовских стихов. Мы слышим в его поэзии бурный протест против “угрюмой действительности”, гордый призыв к свободе и справедливости.

Разнообразна тематика лирики Лермонтова. Многие его произведения — горькая дума о судьбах молодого поколения его эпохи. Одна из ведущих тем лермонтовской поэзии — тема ненависти к самодержавию. Она озаряет весь творческий путь поэта. Героическим началом его борьбы с самодержавием и “светом” было стихотворение “Смерть Поэта”, написанное с душевной болью и гневом. Лермонтов бичует “свет завистливый и душный”, “палачей Свободы”, “жадною толпой” стоящих у трона. Он противопоставляет им восставшего против “мнений света” Пушкина, смерть которого взывает к отмщению. Именно она возвестила России о появлении нового поэта, преемника великого Пушкина.

В России 30‑х годов Лермонтов был одним из немногих поэтов, который открыто бросил вызов правящему обществу. Ярким примером тому служит стихотворение “Как часто, пестрою толпою окружен…”. Вынужденный жить среди светской черни, поэт глубоко презирает интригу, ложь, пустоту и бездушие этих людей. Стихотворение заканчивается вызовом “свету”:

О, как мне хочется смутить веселость их,

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью.

Очень большое место в творчестве Лермонтова занимает тема инертности молодого поколения. Даже лучшие представители молодежи того времени не знали, как и куда приложить свои силы. В конце концов многие из них стали безразличны ко всему, стали “лишними людьми”. Стихотворение “Дума” — это гражданский суд над своим поколением. Автор показывает его пассивность и пустоту жизни в эпоху, когда борьба необходима.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы.

Печальным и суровым приговором поколению 30‑х годов звучит стихотворение о людях, которые пройдут по жизни “толпой угрюмой” и ничего не оставят потомкам.

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно.

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Большое место в лирике Лермонтова занимает тема родины (“Родина”, “Бородино”), Свою “странную” любовь к отчизне Лермонтов противопоставляет лжепатриотизму правящих классов. Ни в одном произведении он не достигал такой поэтической ясности, как в стихотворении “Родина”. Широкие строки, словно раздолье степное, сопутствуют размышлениям поэта, когда взор его обращается к милому его сердцу русской природе.

При виде изредка встречающегося довольства и простого веселья трудолюбивых крестьян поэта охватывает чувство радости, непонятное “патриотам” из дворянской знати, не умеющим взглянуть “с отрадой, многим незнакомой…”.

Лермонтову дорога родная природа, но еще больше дорог простой русский человек. Белинский назвал это стихотворение “лучшей пушкинской” вещью, имея в виду пушкинский оптимизм, веру в жизнь и народ, которые унаследовал Лермонтов.

Немалое место в лирике Лермонтова занимает тема о назначении поэта и поэзии. Одни из лучших произведений на эту тему — “Поэт” и “Пророк”. В стихотворении “Поэт” автор сопоставляет поэта с кинжалом, утверждая этим представление о поэзии как о грозном боевом оружии. (Не вослед ли Лермонтову Маяковский к штыку приравнивал перо?) Но вот кинжал превратился в “игрушку золотую”, бесславную и безвредную.

Раньше голос поэта звал к борьбе: “Бывало, мерный звук твоих могучих слов/ Воспламенял бойца для битвы…” Но теперь среди своих современников Лермонтов не видит такого певца. Заканчивается стихотворение призывом:

Проснешься ль ты опять,

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья.

Годы реакции тяжким бременем лежали на плечах передовых людей. Глубокая грусть и тревога звучат во многих стихотворениях Лермонтова: “Выхожу один я на дорогу…”, “Дубовый листок оторвался от ветки, родимой…”, “Тучи”, “Утес”. В стихотворении “И скучно и грустно” поэт пишет:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.

А годы проходят — все лучшие годы!

Поэт устал идти по своему “кремнистому пути”. Природа, звучащая в каждом его стихотворении, зовет к покою (“Спит земля в сияньи голубом…”).

Грустный тон стихов Лермонтова никогда не переходил в отчаяние. Поэт никогда не покорялся судьбе. Мятежный дух поэзии, ее лиризм, глубина мысли, удивительная музыкальность и совершенство стихов ставят Лермонтова в ряд величайших поэтов.

Миссия поэта

Лирик должен рассказывать человеку правду, обличать, раскрывать красоту и любовь. По мнению Лермонтова, люди пророка презирают. Это чувство он возвращает толпе с помощью своих стихов. Таким образом, лирика превращается в творчестве поэта из увлечения в миссию. Как и любой мессия, он одинок, отвергнут и непонят.

Корни противоречий


Жизнь и творчество Лермонтова М. полны противоречий. Он рожден в семье, где происходят постоянные столкновения близких. Враждующие между собой мать и отец, бабушка. Смерть матери и разрыв с отцом в раннем детстве — это еще один вариант борьбы, где спокойное детство не сумело выстоять против тяжелой действительности. Застрелившийся на Новогоднем балу дед Миши, по рассказам бабушки, тоже был полон внутренних конфликтов.

Фигура Лермонтова — это и по сей день загадка. Жизнь и смерть лирика — тайна, но его вклад в русскую литературу неоценим.

Отдел образования, спорта и туризма Кировского районного исполнительного комитета

Государственное учреждение образования

Гимназия города Кировска

Творчество М.Ю. Лермонтова

Выполнила: Чайка Любовь

1. Романтизм в творчестве М.Ю. Лермонтова

1.1 Влияние Байрона на раннее творчество М.Ю. Лермонтова

1.2 Воплощение принципов романтизма в творчестве М.Ю. Лермонтова

2. Реализм в творчестве М.Ю. Лермонтова

Список использованных источников

1. Романтизм в творчестве М.Ю. Лермонтова

.1 Влияние Байрона на раннее творчество М.Ю. Лермонтова

Поэзия Байрона созвучна декабристским идеалам - политическим и художественным, - как живое воплощение сильной личности, активно и страстно восстающей против устоев феодального мира, старого и обветшавшего, но еще достаточно опасного в своей ненависти ко всему новому и мятежному. Правда, еще мало кто читал его в подлиннике и знал его творчество полностью. Для литераторов-декабристов Байрон был одним из самых активных творцов современной поэзии. Его ценили чрезвычайно высоко. К 1839 году Лермонтов начинает знакомиться с ним в оригинале и переводить его.

Интерес к Байрону, которого он в это время открывал для себя, совпал с его собственными исканиями. Байрон был интересен Лермонтову всеми гранями своего творчества и сохранял свое значение в течение всей его поэтической деятельности. Байрон - это и тема лирики молодого Лермонтова:

Я молод, не кипят на сердце звуки,

И Байрона достигнуть я б хотел:

У нас одна душа, одни и те же муки;

О, если б одинаков был удел!…

Как он, ищу забвенья и свободы,

Как он, в ребячестве пылал уже душой,

Любил закат в горах, пенящиеся воды

И бурь зеленых, бурь небесных вой.

Как он, ищу спокойствия напрасно…

Спустя два года он вернется к этой же теме, но уже для того, чтобы признать свое отличие от британского поэта:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

1.2 Воплощение принципов романтизма в творчестве М.Ю. Лермонтова

В ранней поэзии Лермонтов ярко воплотил принципы романтизма. Основные темы юношеских стихов Лермонтова: природа, дружба, любовь, взаимоотношения людей, социально-политическая борьба, жизнь и смерть, человек и мироздание. Среди них не без влияния отечественной и западноевропейской литературы особо важное значение приобретает философское осознание бытия, места и роли в нем человека:

Пугает сердце этот звук,

И возвещает он для нас

Конец земных недолгих мук,

Но чаще новых первый час…

В раздумьях о жизни, полной страданий и мук, лирический герой приходит к скорбным суждениям о ее скоротечности.

Где бьет волна о брег высокий,

Где дикий памятник небрежно положен,

В сырой земле и в яме неглубокой -

Там спит герой, друзья! - Наполеон.

Русский поэт воспел подвиг своих соотечественников в борьбе с французами. Тем не менее в таинственном и властном Наполеоне видел он могучую силу духа:

Хоть побежденный, но герой!

В ранней поэзии Лермонтова принципы романтизма воплотились прежде всего в характере лирического героя -одинокого, мятежного, не принимающего действительности, ищущего единения с вольной природной стихией, отдающегося предельно сильным чувствам:

Корабль умчит меня от ней

В безвестную страну,

И повторит волна морей:

Люблю, люблю одну.

В 1830-1831 годах поэзия Лермонтова формировалась под впечатлением французской революции и непрерывно вспыхивавших в России в связи с холерой и чумой крестьянских восстаний. Она проникнута ожиданием народной революции:

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь…

лермонотов байрон романтизм реализм

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном.

Стихотворение глубоко аллегорично, в нем чувствуется значимый подтекст. Поэт восстает против бесцельной, бездумной жизни, на которую обречено его поколение. Он отказывается от того счастья, которое предлагает ему жизнь, он готов бороться с бурей за будущее своей страны и народа.

Сознание своей исключительности в мире, где блаженствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества.

В небесах торжественно и чудно,

Спит земля в сиянье голубом.

Что же мне так больно и так трудно.

2. Реализм в творчестве М.Ю. Лермонтова

Вопрос о соотношении романтизма и реализма в творчестве Лермонтова не является окончательно решенным в силу его сложности и до сих пор дискутируется в литературоведении. Творчество выдающегося мастера слова принадлежит к вершинам русского романтизма, отразившего все главные черты этого литературного направления. Лермонтов - продолжатель традиций романтизма Дж.Г. Байрона, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, декабристской поэзии. Вместе с тем новые условия, в которых протекала его литературная деятельность, наложили отпечаток на романтическое мироощущение поэта. Лермонтов разочаровывается в действительности и ценностях романтиков предшествующего поколения, что вызвано крушением иллюзий дворянской интеллигенции после разгрома декабристов: общественные противоречия воспринимаются как неразрешимые, стремление к свободе - бесперспективно.

Михаил Юрьевич Лермонтов считается одним из основоположников золотого века русской литературы. По его книгам учились Чехов и Толстой, его стихами вдохновлялись Бунин и Ахматова. Мастерство владения словом завораживает читателя и сегодня, задавая высочайшую планку всякому, кто мыслит себя русским писателем.

Герой своего времени


Лермонтов - поэт эпохи мощнейшего литературного развития и жесточайшей политической реакции. Его богатое наследие и главные литературные работы жизни укладывается в одно десятилетие девятнадцатого столетия. Тридцатые - это время тревожных предчувствий, нерадостных размышлений о будущем, отрицаний и сожалений. В это время еще идет реакция на поражение революционеров-декабристов, выступивших в 1825 году.

Общество мечется в поисках ответа на вопрос о том, что делать, не принимая до конца суровую действительность нового военного строя. Николай первый вводит третье отделение тайной полиции, цензуре подвергается каждое слово, имена аристократов клеймятся. Все эти реалии тотально отрицаются молодежью. Максимализм и отрицание становятся частью новой философии, на путь которой встает юный Михаил.

Двойственность литературы

В литературе утверждается реализм, которым питается своеобразие творчества Лермонтова. Русский реализм удивительным образом был дополнен своим антонимом - романтизмом. И именно молодой мастер слова сумел уникальным образом соединить два этих направления, создав шедевры в поэзии, драме, прозе.

Рождение поэтического персонажа

Поэзия в творчестве Лермонтова делится исследователями на два этапа: юношеские и зрелые годы. Художественный образ лирического героя имеет четко выраженные индивидуальные черты характера внутреннего романтика, окруженного внешним миром.

Пока Михаил вдохновлялся творчеством Байрона, его герои получались более идеализированными. Позднее он находит свой путь, в котором есть трагическая любовная линия и отсутствует дружба. Жизнь представляется в образе размышлений в одиночестве. Этот мотив отличает его от Пушкина.


Внутренний имажинизм

Жизнь и творчество Лермонтова пронизаны мотивами конфликтов свободы и воли, вечной памяти и забвения, обмана и любви, циничности и покоя, земли и неба. Все темы взаимосвязаны и переплетены одна с другой, отчего создается многогранный художественный стиль автора.

Белинский охарактеризовал лирику поэта как пафосную из-за поставленных в ней вопросов о правах личности, судьбе и нравственности. Однако критик замечает, что эти темы бессмертны и всегда востребованы.

Своеобразие языка


Стройная трехчастная форма позволяет разрешить противоречия очень гармонично, хотя бы внешне. Соединяется внутренняя антитеза, а напряженность и замкнутость с единой внешней границей.

Математическая точность стихов

Такая форма заостряет внимание на скованности персонажа внутренними границами, раскрывает неостановимую душевную энергию и мощное движение.


Размышление о своеобразии творчества Лермонтова позволяет сделать еще один вывод об особенности его лирического языка. Изобретательность живописца словом - это мастерство, с помощью которого он может описывать и человеческий внутренний мир, и природную жизнь с различными явлениями.

Музыка слова

Слог мастера весьма музыкален, так и проза его обладает интонационностью звуков, выраженных в ритмично организованной речи. Именно у него впервые развивается трехсложный размер, который не удавался до этого с таким размахом предшественникам, даже Пушкину.

Народный говор как самый высокий ранг поэзии


Своеобразие творчества Лермонтова внесло неоспоримый вклад в развитие художественного языка. Критик В. Виноградов объяснил это тем, что поэт отбирал оригинальные стилистические средства из русской и западноевропейской лирики. На стыке разных культур у него рождались новые формы литературного выражения, что продолжает пушкинские традиции.

Учиться лермонтовскому языку

Лермонтовский язык имеет сильное влияние на последующих российских писателей. В нем черпали вдохновение Некрасов, Блок, Толстой, Достоевский, Чехов. Антон Павлович однажды сказал, что язык Лермонтова нужно разбирать словно в школах, чтобы учиться писать. С его точки зрения, нет лучшего языка. Произведения, оставленные Михаилом Юрьевичем, - это настоящее мастерство владения словом.

Избранный или непонятый?

Одиночество в творчестве Лермонтова

Для того чтобы снять этот гнет бездушности персонаж все больше переносится в детские переживания. У Лермонтова возникает желание, как у ребенка, бросить вызов свету, содрать с мирян маски, обличить толпу.


После восстания декабристов в стране начинается мощнейшая политическая реакция. Действительность кажется поколению тридцатых извращенной, конфликтной, враждебной. Этот раздел между идеалами и реальностью нельзя разрешить мирно, с этим невозможно примириться. Решение конфронтации возможно только в результате гибели одной из сторон.

Смерть поэта

Лермонтов упрекает поколение в бесцельности, внуренней опустошенности, скорбит о судьбе России, одновременно наполняет свои работы презрением и ненавистью к ней. Творчество М. Ю. Лермонтова - это бунт в отношении существующего порядка вещей.

В стихотворении на смерть Пушкина поэт передает сложный коктейль из противоборствующих в душе чувств. Тут есть и скорбь, и восхищение, и негодование. Пушкин в произведении противостоит толпе, третий персонаж - это оплакивающий гения поэт, клеймящий публику. Лермонтов обвиняет свет в убийстве Пушкина, именно общество направляло руку убийцы. И вновь Михаил наделяет своего героя, Пушкина, одиночеством, противостоянием всему свету.

Это образ гения среди пигмеев, которые неспособны прощать, ценить и протестовать, отстаивая свои ценности. Работы Лермонтова рождались на стыке эмоций и рацио. Ясная, напряженная мысль бьется в клубке чувств и противоречий. Происходит разделение смыслов понятий поэт и человек, но объедяются поэт и поэзия. Творчество Лермонтова занимает особое место в русской литературе, представляя глубокий и богатый материал размышлений о государстве, мире, времени и личности в нем.

Отношение самого маэстро к стихам выражено в разладе взаимоотношений художника и мира. Утонченное искусство оказывается замкнутым в железном веке прогресса.

Миссия поэта

Лирик должен рассказывать человеку правду, обличать, раскрывать красоту и любовь. По мнению Лермонтова, люди пророка презирают. Это чувство он возвращает толпе с помощью своих стихов. Таким образом, лирика превращается в творчестве поэта из увлечения в миссию. Как и любой мессия, он одинок, отвергнут и непонят.

Корни противоречий


Жизнь и творчество Лермонтова М. полны противоречий. Он рожден в семье, где происходят постоянные столкновения близких. Враждующие между собой мать и отец, бабушка. Смерть матери и разрыв с отцом в раннем детстве - это еще один вариант борьбы, где спокойное детство не сумело выстоять против тяжелой действительности. Застрелившийся на Новогоднем балу дед Миши, по рассказам бабушки, тоже был полон внутренних конфликтов.

Фигура Лермонтова - это и по сей день загадка. Жизнь и смерть лирика - тайна, но его вклад в русскую литературу неоценим.

Особенности творчества Лермонтова

Периодизация творчества М. Ю. Лермонтова

Особенности творчества Лермонтова раннего периода

Поэт начал писать довольно рано. Если Пушкин повествовал о надеждах, лицейское творчество было полно чаяний, то Лермонтов начал с разочарования. Ведь дело декабристов пропало даром, они были сосланы на каторгу или казнены. Неудовлетворенность действительностью, которая окружает поэта, пропитывает все его творчество и наглядно проявляется в ранних стихотворениях. Безусловно, произведения более ранних лет отдают юношеским максимализмом. В раннем творчестве реализуется такое направление в литературе, как романтизм. Мы видим в произведениях Лермонтова характерное для романтиков разделение действительности на мир земной, реальный, и мир мечты, идеальный, в который бы хотел попасть лирический герой. Особенности проблематики творчества Лермонтова состоят в том, что у поэта практически нет гражданских и политических вопросов. Он не поднимает тему крепостничества, не говорит о произволе власти. Но мы догадываемся о его недовольстве из стихов, посвященных русской деревне или же теме поэта и поэзии. Все же главные проблемы творчества Лермонтова — психологические. С первых же стихов отчетливо звучит мотив одиночества, который с течением времени усиливается и трансформируется.

Одиночество в творчестве Лермонтова

Для того чтобы снять этот гнет бездушности персонаж все больше переносится в детские переживания. У Лермонтова возникает желание, как у ребенка, бросить вызов свету, содрать с мирян маски, обличить толпу.


После восстания декабристов в стране начинается мощнейшая политическая реакция. Действительность кажется поколению тридцатых извращенной, конфликтной, враждебной. Этот раздел между идеалами и реальностью нельзя разрешить мирно, с этим невозможно примириться. Решение конфронтации возможно только в результате гибели одной из сторон.

Поздняя лирика Лермонтова

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова нужно рассматривать целостно, не опуская ни один из периодов. В поздней лирике происходит смена поэтического ракурса. Если раньше Лермонтов винил весь свет в своих бедах, страдал от непонимания и одиночества, не мог мириться ни с чем, что ему не нравилось, то теперь он более степенный. И стихи его наполнены печалью и тоской, они стали более психологичными, более выверенными. Мотив одиночества тесно сближается с мотивом странничества и поиска места в жизни. Однако эти скитания заканчиваются ничем.

Тематика стихотворений Лермонтова

Сквозной лейтмотив лирики Лермонтова раскрывается в трагическом пути личности, находящейся в процессе мучительного самопознания и самовоплощения. Человеческая душа становится для автора главным объектом его творческого исследования. Вся его жизнь — не что иное, как стремление к идеалу, недостижимому из-за осознания собственного несовершенства.

Основные темы, мотивы и образы лирики Лермонтова отличаются многообразием. Для них характерен авторский, особый подход к восприятию действительности.


  • раздробленная судьба представителей его поколения;
  • скорбь о бездуховности общества;
  • безнадежное одиночество;
  • усталость от мира;
  • бесславный путь Родины, утратившей былое величие;
  • критика самодержавия;
  • путь поэта и предназначение поэзии.

Мотивы, которые красной нитью проходят сквозь все лермонтовское наследие:

За двадцать шесть лет жизни Михаил Юрьевич Лермонтов успел написать около тридцати поэм, восемь прозаических произведений и более четырехсот отдельных стихотворений, каждое из которых по праву входит в золотой фонд отечественной и мировой литературы. Лермонтова можно любить или ненавидеть за его возвышенную трагичность, чрезмерную монологичность или глубокие философские искания, но отрицать его гениальность нельзя.

Философская лирика

Особенности проблематики творчества Лермонтова

Тема поэта и поэзии

Особенности творчества М.Ю. Лермонтова

Три периода творчества

Чтобы выявить и перечислить основные темы и мотивы лирики Лермонтова, нужно разобраться с периодизацией его творчества.

Лермонтов жил во время жесточайшей политической реакции, возникшей после декабристского восстания, проведенного в 1825 году. Несмотря на то что классик не участвовал в этом масштабном событии, он сочувствовал идеям его вдохновителей. Поэтому по стихам поэта можно проследить печальную судьбу целого поколения, оставившего важный след в истории Российской империи.

По словам В. Белинского, занимавшегося исследованием лермонтовского наследия, его творчество условно делится на три больших этапа. Они представлены в таблице:

В самом начале своего творчества Лермонтов уделял огромное значение самопознанию, раздумьям над философскими концептами Добра и Зла и другими метафизическими вопросами. Идейным вдохновителем молодого литератора был Д. Г. Байрон — известный английский поэт-романтик, близкий ему по духу и ставший достойным примером для подражания. Лермонтов восхищался вольной тематикой байроновских стихотворений и его героями-бунтарями, стремящимися к безграничной свободе и страдающими от отсутствия внутренней гармонии.

Начало второго этапа творчества Лермонтова ознаменовано рождением его собственных тем и мотивов, среди которых:

Автор продолжает исследование выбранных ранее тем и мотивов, но совершенствует их, доводя до идеала, создавая пронзительные, поразительно мудрые стихотворения, полные то светлой грусти по несбывшемуся, то горечи по тому, что было бесповоротно утрачено.

В данной поэме отразились, прежде всего, романтические принципы поэзии. Но есть в ней и своеобразные особенности творчества Лермонтова. Кратко история выглядит следующим образом: юноша, воспитывавшийся в монастыре, захотел попасть на свободу, но день на воле обернулся для него гибелью. Мцыри — непосвященный монах — всю жизнь чувствовал себя пленником. Он характерный романтический герой, для которого мир, в котором он живет, невыносим. Мцыри захотел почувствовать жизнь, узнать все ее проявления. Он восхищался красотой природы и наслаждался прогулками по лесу. Особенное впечатление произвел на него голос молодой грузинки. Услышав его, Мцыри понял, что он свободен. В лесу он натолкнулся на барса — олицетворение силы и храбрости. В равной схватке погиб барс, Мцыри тоже получает смертельное ранение. Поэма наглядно демонстрирует любовь Лермонтова к природе Кавказа. Очень ярко и красочно поэт описывает местные пейзажи. В поэме наиболее полно воплотились художественные особенности творчества Лермонтова. Изображение природы в ней соотносимо с картинами, которые сам поэт нарисовал во время путешествия по Югу России и Кавказу.

Творчество Михаила Лермонтова

Это прозаическое произведение, в котором также ярко представлены особенности творчества Лермонтова. Роман очень полемический. Различны трактовки характера главного персонажа — Печорина. Исследователи спорят и о том, как относился к своему герою Лермонтов и можно ли назвать Печорина двойником самого поэта. Безусловно, как и все творчество М. Лермонтова, этот роман имеет автобиографическую подоплеку. Сходство героя с писателем на лицо: он служит на Кавказе, он одинок, противопоставляет себя другим людям. Однако в Печорине слишком много черт демонических и сугубо отрицательных, благодаря чему мы пониманием, что для самого автора Печорин явно не герой в полном смысле этого слова.

В романе реализовались умения писателя-психолога. С одной стороны, Печорин вызывает у читателя симпатию, но с другой, мы не можем сказать, что он хороший человек. Он обманывает девушек, он презирает людей и даже убивает Грушницкого на дуэли. Но зато он умен, он честен, принципиален. Лермонтов использует такой художественный прием психологизма, как деталь. Негативные стороны характера Печорина проявляются в самых маленьких деталях: в движениях, которые говорят о его скрытности, в его поведении с Максимом Максимычем, которое говорит о его холодности и безразличии к людям, даже в его слезах, которые происходят не от горя, а от уязвленной гордости. Кроме того, в романе мы можем найти примеры психологического параллелизма.

Роман с полной уверенностью можно назвать философским. В нем автор рассуждает и о дружбе, и о любви, и о судьбе. Все действие сконструировано на центральном персонаже — Печорине, и все сюжетные линии сводятся к нему. Однако роман не получился скучным: настолько многогранна и сложна личность Печорина.

особенности творчества лермонтова кратко

Художественный мир Лермонтова М.Ю.

В эти же годы в недрах русской литературы зарождалось новое литературное течение, связанное с бытописанием.

Прозаики нового поколения (о них мы поговорим во второй части учебника) преследовали одну-единственную цель: безыскусственное, строго правдивое изображение реальной действительности, как делал это их общий учитель Гоголь.

На таком принципиально новом литературно-историческом фоне состоялось вхождение Лермонтова в русскую литературу. Ho главное отличие Лермонтова от Гоголя заключалось все же в ином. Гоголь до последних лет жизни ощущал себя пускай младшим, но все-таки современником Пушкина. Лермонтов с самого начала ощущает себя пушкинским наследником. Наследником, который получил от предшественников несметные сокровища, а также неоплаченные счета. По этим счетам Лермонтову предстоит трагически расплатиться.

Общие выводы

Итак, главные темы в творчестве Лермонтова.

  1. Тема природы. Она обычно сопряжена с философскими вопросами.
  2. Тема одиночества. В некоторых стихотворениях осложняется мотивом странничества.
  3. Тема поэта и поэзии. Что есть поэтический дар, для чего нужная поэзия, каково значение ее в современном мире.
  4. Тема любви. Она у Лермонтова также окрашена в мрачные тона, любовная лирика включается в тематическую группу стихов об одиночестве.

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова насквозь пронизано глубокими чувствами. Пожалуй, лирика его так привлекает именно потому, что в нее он вкладывал свою душу, ведь его лирический герой практически неотделим от автора. Безусловно, талант Лермонтова проявляется не только на уровне содержания, но и на уровне формы. Многие стихи поэта (особенно в позднем творчестве) абсолютно небольшие по объему, но зато очень глубокие и емкие.

Сочинения

Лермонтов был великим поэтом девятнадцатого века. Он оставил после себя огромное наследие, где особое место можно отвести лирике. В целом писатель творил в эпоху романтизма, что не могло не отразиться на его произведениях. Однако поэту удавалось каждое стихотворение дополнить своим видением, что делало его стихи особенными. В своем творчестве Лермонтов охватывал разнообразные темы, многие из которых актуальны и в настоящее время.

Темы и мотивы лирики Лермонтова

Лирика Лермонтова, основные ее темы и мотивы писатель направлял на поиски духовности, на борьбу против общества, что было настроено против него. Он пытался философствовать, размышляя не тему смысла жизни, взаимоотношений природы и человека, затрагивал и тему одиночества. Если о лирике Лермонтова сказать очень кратко, то писал он на разные темы, и его стихи отличались по настроению. Однако все их можно мысленно разделить на категории, где характерными будут несколько направлений.

Ранняя лирика Лермонтова

Свои силы на литературном поприще поэт стал пробовать в раннем возрасте. Несмотря на разнообразие жанров его произведений, основой его работ была лирика. Здесь стоит отметить именно раннюю лирику Лермонтова, которая сначала имела подражательный характер. И это понятно, писатель только учится, и глядя на предшественников, берет с них пример. Но вместе с этим, он не следует установленным традициям, а пытается все переосмыслить и выдать читателю свое видение, затрагивая важные темы и мотивы в своей лирике.


В ранней лирике Лермонтов виден как романтическая личность, где его творческие работы представляли собой некий дневник человека, что пытается познать себя. В своем раннем творчестве Лермонтов затрагивает проблемы социально-исторического характера, и в его работах мы видим патриотическое начало, которое только начинает закладываться в поэте. Примером того может быть стих Я видел тень блаженства. К тому же на начальном этапе писательской деятельности поэт затрагивает тему любви, где выделяется лермонтовский Нищий. Завершается этап ранней лирики поэта его стихотворением Нет, я не Байрон.

Любовная лирика Лермонтова

Среди раскрытых тем в лирике Лермонтова можно выделить и тему любви. Однако, читая произведения поэта, возникает грусть. Ведь вся его любовная лирика наполнена пессимистическими нотами. У Лермонтова очень много стихотворений о любви, но эта любовь не взаимная, да и для героев его стихотворений о любви сама любовь и понятие люби разное. Если для лирического героя все серьезно и он готов отдаться прекрасному чувству, то для героини это всего лишь очередная интрижка. Тому примером может быть стих Заблужденье купидона. А вообще, лермонтовские стихотворения о любви перечислять можно долго. Все они составляют любовную лирику писателя и все они противоречивы. С одной стороны мы видим надежду, но в итоге она сменяется мотивами одиночества и разочарованием.

Философская лирика Лермонтова

Какую бы тему поэт не затрагивал, какой бы мотив он ни выбирал, все равно основным направлением его работ были философские размышления. Здесь прослеживаются рассуждения о бытии, боге, о свободе и неволе человека, и смысле жизни. Лермонтов пытается понять тему смерти, раскрыть и понять тему любовного чувства и многое другое. Философская лирика Лермонтова направлена на борьбу двух начал, на поиск гармонии, на раскрытие тем и мотивов веры и неверия.

Родина в лирике Лермонтова

В своих работах писатель не прошел и мимо темы Родины. Он затрагивал ее, как и многие другие русские писатели. В своих стихотворениях поэт противопоставляет Родину государству и заявляет, что ему не приемлемо политическое устройство с его прогнившими схемами правления. Он называет Россию страной рабов и господ. Однако Родину свою Лермонтов любил. С ее природой, пейзажами, самобытностью. Эта любовь чувствуется и в стихотворении Родина или Русская мелодия.

Одиночество в лирике Лермонтова

На уроке, посвященному лирике Лермонтова, мы познакомились с основными темами и мотивами его стихотворений. Как раз тема одиночества является одной из важных тематик писателя и поэта. При этом мы видим, что чувство одиночества для Лермонтова естественно, ведь в душе писатель чувствовал себя чужим среди людей. Как говорил Белинский, Лермонтов был поэтом другой эпохи. Вот и его лирический герой постоянно ищет покой для души, бежит от толпы, подобно изгнаннику. Тему одиночества мы видим, например, в стихотворении Узник. Лермонтов пишет, что одинок его герой и нет отрады. Также видим тему одиночества в его стихотворении Пленный рыцарь и во многих других работах.

Читайте также: