Храмы в анапе доклад

Обновлено: 18.04.2024

Анапа – город с древней историей. 25 веков назад на месте современной Анапы появилось поселение под названием Синдская гавань. Одна эпоха сменяла другую, менялись названия поселения, где равнинное плато Тамани переходит в начало Большого Кавказа: Синдская Гавань, античная Горгиппия, генуэзская колония Мапа, турецкая крепость Анапа.

Христианство в районе Анапы имеет давние корни. Еще лежала Русская земля во мраке язычества, а в общинах и храмах Причерноморья люди уже славили Христа. Согласно документам, в 1 в. н.э. в этих местах проповедал апостол Андрей Первозванный.

Часовня Осиевского храма

Адрес: Анапа, площадь у администрации

Анапа сохранила память о храме, построенном в честь святого пророка Осии, который жил в 9 веке до нашей эры. Его имя означало – спасение. Осия призывал людей вернуться к Богу, обличал нравственное развращение и предрекал кару за порок. Когда царская семья Александра III возвращаясь на поезде из путешествия в Петербург и спаслась, все россияне молились о спасении царя и в благодарность Богу, в Анапе решили увековечить дату 17 октября. Этот день православная церковь чтит память ветхозаветного пророка Осии и Андрея Критского.

Автором проекта и руководителем строительства церкви стал известный русский архитектор, академик архитектуры Владимир Цейдлер, автор проектов более 30 зданий только в Петербурге. Строился храм на средства горожан и пожертвования приезжающих в Анапу на отдых и морские купания.

Храмы Анапы

Осиевский храм был построен на площади, что находится перед зданием нынешней администрации города Анапы. Это был высокий красивый храм со звонницей, построенный из красного кирпича, поэтому многие его называли Красной церковью. На территории церкви была открыта церковно-приходская школа.

Осиевский храм был закрыт во время революции и затем разрушен до основания. Благодаря жителям города, Анапскому казачеству и администрации курорта было принято решение построить часовню в память о стоявшем на этом месте разрушенного храма. В 2008 году было закончено строительство, и сердца анапчан наполнились радостью и верой в светлое будущее.

Адрес:Анапа, ул Ленина, 176

В Анапе было разрушено несколько храмов и церквей. Сегодня в праздничные дни два действующих храма Анапы не могут вместить всех прихожан. Была построена часовня во имя Державной иконы Божией Матери в 3-а микрорайоне города. Это часть храмового комплекса, включающего в себя 3-престольный храм, церковно-приходскую школу, благотворительную столовую, благотворительный медцентр, библиотеку.

Храмы Анапы

Храм получил имя святого равноапостольного великого князя Владимира. В день празднования крестителя Руси – князя Владимира 28 июля 1998г. по благословению митрополита Екатеринодарского и Новороссийского Исидора в торжественной обстановке, при большом стечении народа были освящены крест и закладной камень будущего православного храма.

Свято-Онуфриевский храм Анапы

Адрес: Анапа, ул. Соборная, 7

В 1828 году, когда после ожесточенных сражений русские войска без штурма вошли в турецкую крепость Анапа, этот день 25 июня является днем поминовения святых Онуфрия Великого и Петра Афонского. По повелению Николая I казначейство финансировало устройство в Анапе греко-российской церкви.

Храмы Анапы


Строительство храма было окончено к 1837 году, тогда же состоялось и освящение. Позже происходит Крымская война, которая затронула наш город, разрушаются здания Анапы, в том числе и храм. Анапчанами было принято решение о восстановление храма, стали собирать пожертвования.

Храм Святого Серафима Саровского

Адрес: Анапа, ул. Гребенская, 82

Преподобный Серафим Саровский глубоко почитаемый православный святой всей России. В его честь в Анапе был воздвигнут уютный и светлый храм на ул. Гребенской.

Церков была устроена в доме отставного офицера в 1964 году, когда закрыли храм Онуфрия Великого.

Храмы Анапы

Православные анапчане выкупили на средства верующих этот дом, обустроили его, ведь это была единственная церковь или молитвенный дом во всем Анапском районе. В течение последующих 30 лет в храме проводили венчания, крещения, отмечали православные праздники.

Новый большой храм Серафима Саровского начали строить в декабре 2005 года на улице Маяковского. Сегодня в храме ежедневно совершается богослужение, а также еженедельные молебны с акафистом преподобному Серафиму Саровскому. 12 марта 2014 года храм изменил название и был переименован в храм иконы Божией Матери.

Храм Святого Серафима Саровского

Свято-Онуфриевская церковь Анапы находиться в живописном и курортном центре курорта. Поэтому каждый из туристов, всегда может заглянуть в самый старый храм Кубани. Находясь в центре Анапы обязательно заметите золотые купола храма

Храм иконы Божией Матери расположен вдали от туристических мест и достопримечательностей Анапы, но для местных прихожан очень важен в духовной жизни и взаимоотношений с Богом. Мы надеемся, что отдыхающие в Анапе туристы обязательно посетят наш храм

Часовня Осиевского храма

Сегодня часовня в честь Осиевского храма в Анапе является неотъемлемой частью духовной жизни курорта. Здесь регулярно проходят службы и праздники, на которых можно встретить известных людей города и простых прихожан

Немного найдется в России, да и в других странах городов, чей возраст превышает 2500 лет. Как считают археологи и историки, 25 веков назад на месте современной Анапы появилось поселение под названием Синдская гавань.

Шли годы и столетия, рождались и исчезали государства, на смену одним народам, населявшим Северное Причерноморье, приходили другие. Менялись названия поселения, возникшего в VI веке до н.э. на берегу морской бухты, где равнинное плато Тамани переходит в начало Большого Кавказа: Синдская Гавань, античная Горгиппия, генуэзская колония Мапа, турецкая крепость Анапа.

Храмы и церкви Анапы

Биография Анапы с древнейших времен и до сегодняшних дней вобрала страницы трагического и героического, отразила яркую и противоречивую историю Северного Причерноморья, политику Российского государства в этом регионе.

О многовековой истории Анапы, об уникальных природно-климатических факторах курорта, о наиболее интересных и памятных событиях в жизни города написано немало книг, статей в газетах и журналах. Их авторы – археолог Николай Веселовский и педагог Виктор Щепетев, писатель Василий Попов и краевед Леонид Баклыков, врачи Владимир Будзинский и Владимир Аванесов, многие другие, кого по праву можно назвать патриотами и пропагандистами города.

Среди многочисленных работ по истории Анапы одним из наименее освещенных является вопрос о древности традиции храмостроительства и распространения христианства на анапской земле. Эта тема интересна еще и потому, что анапская земля издревле являлась пограничным рубежом политических и религиозных интересов разных народов, местом их столкновения, подчас непростого.

Христианский храм на русской земле всегда был центром духовной и общественной жизни, например храм Серафима Саровского в Анапе. Христианство в районе Анапы имеет давние корни. Еще лежала Русская земля во мраке язычества, наши предки приносили кровавые жертвы Перуну и Велесу, а здесь, в Причерноморье, в православных общинах и храмах люди уже славили Христа. Согласно документам, в 1 в. н.э. в этих местах проповедал апостол Андрей Первозванный.

История возникновения, разрушения и восстановления православных храмов в Анапе отражает весь ход истории города, отношение правящих элит к церкви, указывает на вечный поиск людьми высоких духовных и нравственных ориентиров.

История храмов Анапы

Святые храмы старой Анапы - исторический обзор событий:
- Прежде, чем стать светлым городом детства нашей страны, история Анапы испытала множество превратностей судьбы – от процветания до полного забвения и сокрушительных трагедий. Город возник на заре человеческой цивилизации, из глубин столетий дошли до нас скупые начальные сведения, о нем писали великие историки и географы античного мира Скилакс, Скимн Хиосский, Помпоний Мела, Геродот, Страбон, Клавдий Птолемей, Стефан Византийский.
В VII веке до н.э. на обширных землях к востоку от Азовского моря обитали племена синдов и меотов. Спустя столетие на берегу Анапской бухты возникло поселение Синдика или Синдская гавань - царская столица синдов, шумный торговый город.
Синды были сильным племенем, превосходя в культуре и экономическом развитии соседние племена.В Vвеке до н.э. они создали государство.
Религиозные устремления синдов были сродни древнейшим языческим верованиям многих народов и племен. Главным божеством было Солнце и они поклонялись ему, справедливо полагая, что животворные лучи Солнца - источник и мера всего сущего на земле.
С постепенным проникновением в Синдскую Гавань греков колонистов все больше стал приобретать древнегреческий характер и стал именоваться Горгиппией. Греки-переселенцы истово почитали богов с Олимпа - благословенной горы Эллады.
Современные исследователи (доктор исторических наук Ирина Тимофеевна Кругликова) вполне аргументировано говорят о том, что в городе было - воздвигнуто по меньшей мере четыре храма. Они посвящались верховному богу греческой мифологии Зевсу, покровительнице земледельцев, богине Деметре, покровительнице мореплавателей, богине Афродите Навархиде (она еще была богиней любви и красоты) и грозному богу морской стихии Посейдону.

Турецкое владычество

Турецкое владычество в Анапе

Православный храм в Анапе

В книге Щепетева есть фотография русских ворот. Деревьев вокруг них тогда не было. На фронтоне у входа, как и теперь, укреплена мраморная плита с надписью. Над воротами на тумбе стоял из блестящего металла крест. Надо заметить, что крест этот не просто православный христианский, а Георгиевский - один из орденов царской армии (по-моему им награждались солдаты и младшие офицерские чины). С другой стороны наверху (в сторону ул. Кубанской) был водружен российский флаг.
По воспоминаниям старожилов (вплоть до Великой Отечественной войны) внутри часовни были два возвышения с подсвечниками, в нишах по сторонам были вделаны иконы. В часовне почти всегда, особенно много по праздникам, горели свечи. Несомненно, что часовня была открыта в память о русских воинах, погибших здесь в русско-турецкие войны и по всей вероятности поблизости захороненных в братских могилах.
После того, как в 1828 г. Анапа была взята русскими, а в следующем году по мирному договору с турками окончательно была закреплена за Россией, началось заселение городка русскими и украинскими переселенцами (из средней полосы России и Малороссии). В городе первоначально был открыт молитвенный дом с освященным антиминсом (антиминс - плат с изображением положения во гроб Иисуса Христа, который кладется на церковный престол при совершении обряда причащения. Это помещение раньше использовалось военным ведомством для нужд Адагумского казачьего полка, расквартированного в Анапе, а затем передано поселянам. Это был собственно ветхий сарай из самана, покрытый камышом, с земляным полом и был весьма беден, даже крест на здании был кривым. Молитвенный дом был посвящен памяти святых Онуфрия Великого и Петра Афонского, празднуемых православной церковью 12 июня - именно в этот день в 1828 г. и была взята Анапа штурмом русскими войсками под начальством генерал-адъютанта Меньшикова и при содействии Черноморского флота под начальством вице-адмирала Грейга. Дом этот просуществовал, до 26 мая 1876 г.

Служба в анапском храме

Вблизи этого дома в дальнейшем (царь Николай I, посетивший Анапу в 1837 г. уже заходил в церковь) была открыта церковь, переделанная из турецкой мечети, построенной еще в ХVIII веке, и освящена также во имя преподобных Онуфрия и Петра.
По мере заселения Закубанских земель в окрестностях Анапы на первом этапе вместо церквей открывались молитвенные дома. В станице Николаевской, ныне Анапской, во имя святого Николая, к этому приходу причислялась и станица Александровская, ныне Алексеевка. В Витязевой станице - молитвенный дом во имя святого Георгия, в Суворовской - во имя Святой Троицы, в Благовещенской – во имя Благовещения. Алексеевка, Витязево и Благовещенская вошли теперь в состав города.
Стараниями благочинного католических церквей в 1-м и 2-м Отделениях Черноморской Береговой Линии, ксендза Калиновского в 1850 г. в Анапе приступили к постройке католической часовни за счет добровольных пожертвований.
Анапский первой гильдии купец Михаил Попов, армянин по национальности, строит на свои средства армяно-григорианский молитвенный дом.
К середине XIX столетия в Анапе насчитывалось 1354 человека православных христиан,40 жителей армян-григориан,17 католиков и несколько человек мусульман.
В 1855 г. (во время известной Крымской войны) 25 мая Анапа была оставлена русскими войсками и жителями (последние ушли за Кубань на Тамань и в ее окрестности). Предварительно, по приказанию вице-адмирала Серебрякова крепостные стены города были разрушены и все здания сожжены. 10 июля 1856 г. совершилось четвертое и последнее взятие Анапы русскими войсками.
С этих пор Анапу стали заселять преимущественно выходцами из следующих губерний: Тамбовской, Самарской, Таврической, Херсонской, Тульской, Курской, Харьковской, Черниговской, Полтавской, Екатеринославской, Владимирской, Орловской, Воронежской, Бессарабской области и выходцами из Турции, даруя им всевозможные льготы и привилегии, надеясь таким путем привлечь людей к заселению Закубанья.
После Крымской войны в 1856 г. Анапа, как город, была упразднена именным Высочайшим указом Правительствующему Сенату 31 марта I860 г. Но в 1866 г. вновь была учреждена городом на основании Положения о заселении Черноморского округа, Высочайше утвержденного 10 марта 1866 г. В порядке гражданского общего управления Анапа и Новороссийск были подчинены начальнику Кубанской области, а в административном отношении образовали с прибрежными поселениями особый Черноморский округ, причисленным к землям Закавказского края.

Внутри храма в Анапе

Храм в Анапе

Курорт Анапа богат не только развлекательными и пляжными возможностями для отдыха но и культурными. Церкви и Храмы Анапы также весьма востребованы как у местных жителей, так и у гостей города.

Свою историю Церковь Святого Онуфрия в Анапе начинаете в XIX столетия, когда в 1830 г. императором Николаем I было принято решение о возведении в некогда турецком городе православной церкви. Название сооружению дали в соответствии с датой, когда город…

Несмотря на то, что сакральное сооружение относительно новое – его строительство началось в 2005 г., храм ведет свою историю с 1964 г. Сегодня Храм Серафима Саровского в Анапе – одна из самых новых церквей города. Богослужения в нем начались в 2014…

Церковь Владимира равноапостольного в Анапе – важный объект на туристической и паломнической карте юга России. Сегодня на месте сакрального сооружения лишь небольшая часовня-церквушка, хотя в будущем здесь планируется возведение большого церковного комплекса,…

Часовня Осиевского храма в Анапе являет собой образец относительно нового православного сооружения – строительство завершено в 2008 г., однако многие люди знают о том, в честь чего часовня была возведена. Осиевская церковь в Анапе была заложена еще…

Храм Георгия Победоносца расположенный в поселке Витязево – один из красивейших православных храмов на всем черноморском побережье. Небольшую часовню, а затем церковь на этом месте возвели греки-переселенцы в первой половине XIX в. Просуществовала…

Церковь Варвары Великомученицы находится в селе Варваровка, в 5 км от Анапы, она возведена совсем недавно – в 2002 г., но уже успела завоевать внимание. И церковь Варвары Великомученицы, и сам населенный пункт Варваровка названы в честь обычной русской…

Поклонный крест на горе в Анапе памятный знак, установленный в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, находится в нескольких километрах от центра Анапы – в поселке Су-Псех. Освящен поклонный крест в 2005 г. – митрополитом Исидором. С…

Храмы и часовни

Храмы и часовни

Жизнь - наша есть море,

Святая Православная Церковь –

наш корабль, а Кормчий - Сам Спаситель.


Православные храмы — это уникальное архитектурное явление в мировой культуре. Почти уникальное, если быть точным. Эта архитектурная традиция пошла из Византии, но на Руси был создан свой собственный стиль. Главным образом он выражен в луковках — золотых куполах церквей и богатстве решений внутри, в общем-то, строгой и четкой концепции. Благодаря этому именно в России можно найти больше всего самых впечатляющих и поражающих воображение церквей и храмов. В Анапе и Анапском районе существуют и действуют 57 храмов, церквей и часовен.

Здесь будет представлена информация о церковных сооружениях нашего городского округа, ведь в каждом хуторе, каждой станице есть своя красавица церковь или красавец храм, о которой обязательно надо рассказать.

Рубрика: "Святые жемчужины Кубани": "Храм Георгия Победоносца" в селе Витязево

Рубрика: "Святые жемчужины Кубани": Чекон. Церковь Пантелеимона Целителя

Рубрика: "Святые жемчужины Кубани": приход храма Трёх Святителей в селе Цибанобалка

Рубрика: "Святые жемчужины Кубани" Храм иконы Божией Матери "Умиление" (Анапа)

Рубрика: "Святые жемчужины Кубани" Часовня Феодора Ушакова. Анапа

Рубрика :"Святые жемчужины Кубани" Церковь Троицы Живоначальной в ст. Гостагаевской

Рубрика :"Святые жемчужины Кубани". Церковь "Вознесения Господня"(ст.Анапская)

Рубрика: "Святые жемчужины Кубани": Храм в честь святого Игнатия Брянчанинова епископа Кавказского и Черноморского в селе Супсех.

Рубрика: "Святые жемчужины Кубани" Церковь Святого Сергия в селе Гай-Кодзор

Рубрика: "Святые жемчужины Кубани"церковь Василия Великого в п.Виноградном

Рубрика "Святые жемчужины Кубани" Церковь Николая Чудотворца в ст. Благовещенской

Рубрика "Святые жемчужины Кубани". Храм Серафима Саровского (в Анапе)

Осиевская часовня , поставленная на месте храма Пророка Осии. Осиевский храм, по воспоминаниям современников, был пятиглавым, очень красивым и служил подлинным украшением города.

История его сооружения начинается с события потрясшего всю Россию. 17 октября 1888 года, в день святого пророка Осии, царский поезд, в котором Александр III со всей семьей возвращался в Петербург, потерпел крушение. Из царского окружения погибло 19 человек, 14 было ранено, но никто из царской семьи не пострадал. По всей России, в память чудесного спасения жизни их Императорских Величеств, стали закладывать церкви Святого пророка Осии.

Была построена такая церковь и в Анапе, в 1902 году. Сооружалась она на средства горожан и добровольные пожертвования отдыхающих. Инициатором сооружения храма был генерал Д.В. Пиленко, бывший начальник Черноморского округа.

Осиевский храм разделил судьбу многих православных храмов России. В начале 30-х годов он был закрыт, а в 1937 году разрушен до основания.

Но все возвращается на круги своя.

30 октября 2000 года, в день святого пророка Осии (по новому стилю), на месте разрушенного храма состоялся молебен, на который пришли сотни анапчан, чтобы почтить память храма после многих лет забвения. На месте храма был установлен памятный знак, а в сентябре 2008 года митрополитом Исидором освящена часовня, построенная на средства почетного гражданина Анапы В.Д. Машукова, архитектор А.Д. Гераськин и Ю.В. Рыбин.


Храм Святого Онуфрия – один из немногих исторических памятников XIX века в Анапе.

В 1855 году в связи с военными событиями Крымской войны население из Анапы было эвакуировано, а все здания разрушены.

В 1874 году церковь была восстановлена и снова освящена.

В 1936 году в связи с политикой нашего государства храм закрывают и передают музею. В 1942 году вновь открывают, возобновляются службы.

В 1964 году здание храма передают под Дом пионеров.

В 1991 году храм вернули общине, в 1998 году его отреставрировали, и возобновились богослужения.

Читайте также: