Храмы краснодарского края доклад
Обновлено: 19.05.2024
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данного проекта можно определить так: В связи с распространением православия по всему миру, возможным стало огромное разнообразие храмовой архитектуры. Связанная в основе с традициями Византийского зодчества, она представляет собой синтез древних строительных и декоративных приёмов и канонов со стилевыми особенностями, характерными для архитектуры конкретного региона. Таким образом, в рамках одной христианской конфессии нашли своё воплощение самобытные и уникальные храмовые сооружения, отражающие не только суть христианского учения, но и мироощущение отдельного народа. Целью моей работы является изучение особенностей архитектуры православных храмов Краснодарского края и в частности станицы Староминской. Основные задачи исследования: собрать документальный материал, провести анализ полученных материалов и обобщить данные. Объектом исследования являются архитектура православных храмов Краснодарского края. Предмет исследования – особенности архитектуры православных храмов Краснодарского края. Для написания работы использовались: монографическая, научно-популярная литература, интернет – ресурсы. Методология исследования: Опиралась в своей работе на историко – научный подход. Использовала принципы историзма. Методы исследования: изучение продуктов деятельности и документации, метод качественного анализа (конкретных фактов). Этапы исследования: Изучение теоретического материала. Обобщающий, связанный с оформлением самой работы. В своей работе я использовала монографические материалы фотодокументы, и интернет ресурсы. Данная работа может служить материалом для проведения классных часов, уроков ОПК и для дальнейших исследований.
Раннехристианская архитектура.
2 . Русская храмовая архитектура.
Б) Типология русского деревянного храмового зодчества:
3Архитектурные особенности православных храмов на Кубани.
4. Церковь во имя Божьей Матери всех скорбящих.
5. Храм во имя Святого Михаила Архангела. Станица Темижбекская.
6. Храмы станицы Староминской.
Список использованной литературы:
1.Е. Нестеровский. Литургика, т.1, Изд.3, М., 1909, с.104
2.Всеобщая история архитектуры // Раннехристианская архитектура. Т. 2, 1973 г.
3. В. И. Плужников. Термины российского архитектурного наследия. Москва, 2011
6. Петербург и другие новые российские города XVIII — первой половины XIX веков // Под общей ред. Н. Ф. Гуляницкого. М., Стройиздат, 1995. 2.
7. Бондарь В. В. Краснодар: судьба старого центра. К проблеме современного кризиса историко-архитектурного облика города. Краснодар. И. Платонов, 2007. 3.
8. Филлиппова А. Л. Архитектура Екатеринодара конца XVIII — начала XX века. Краснодар. Просвещение — Юг, 2008.
9. Православная церковь на Кубани (конец XVIII — начало XX в.) Сборник документов (К 2000-летию христианства) / Упр. По делам архивов Краснодарского края. Госархив Краснодарского края. Госархив Ставропольского края. Краснодар, 2001.
10. Данные архива Свято-Покровского прихода ст. Староминской
Рис.1Разновидности христианских сооружений (храмов) Русской православной церкви
Свято-Георгиевский храм был освящен почти 114 лет назад, и с тех пор службы в его стенах ни разу не прерывались. По легенде, это связано с заступничеством самого Святого Георгия. Портал Юга.ру продолжает рассказывать истории старейших церквей города.
В конце XIX в. руководство Балаклавского Свято-Георгиевского монастыря обратилось в екатеринодарскую Городскую думу с просьбой о помощи в строительстве каменной церкви с часовней. Подворье монастыря располагалось в Екатеринодаре на северной окраине города, между улицами Котляревской (ныне Седина), Пластуновской (Янковского), Ярмарочной (Головатого) и Северной. На подворье были построены молитвенный дом, временная часовня, жилище настоятеля и два кирпичных дома для братии. Также на территории квартала был разбит фруктовый сад и монахи выращивали в огороде овощи.
Закладка каменного храма Троицы Живоначальной, часовни Георгия Победоносца и колокольни состоялась 11 июня 1895 года. На подворье планировали открыть школу грамотности и школу рукоделий с бесплатным обучением в них для детей бедняков, а также приют для отставных военных.
В марте 1900 года Таврическая епархия, к которой относился Балаклавский монастырь, в связи с дороговизной содержания Екатеринодарского подворья передала его Ставропольской и Екатеринодарской епархии. С этого момента постройка храма продолжалась уже с помощью городских и войсковых властей Екатеринодара, а также на пожертвования прихожан и меценатов.
История не сохранила имени автора проекта и архитектора храма. При этом известно, что строительство велось не без участия знаменитого архитектора Мальгерба — создателя кафедрального собора во имя Святой Великомученицы Екатерины в центре Екатеринодара. Храм во имя Георгия Победоносца был освящен 30 ноября 1903 года.
Здание было построено в русском стиле. Кроме главного, Георгиевского престола храм имеет три алтаря. Над центральной частью возвышаются пять классических куполов в виде луковиц, над притвором — колокольня, всего над храмом 11 куполов. Длина храмовой и алтарной части — 26 м, ширина — 20 м. Георгиевский храм стал единственным в городе, для украшения которого использовали не только разнообразную фигурную кирпичную кладку, но и изразцы на стенах.
В 1920-е гг. большинство храмов в городах и станицах Кубани закрыли, многие из них разрушили. Последней в Краснодаре была закрыта Всесвятская церковь на городском кладбище. Действующим остался только Свято-Георгиевский храм. В ходе общесоюзной богоборческой кампании в мае 1922 года из него были изъяты церковные ценности. Вскоре внутреннее помещение храма разделили стеной из саманного кирпича — в одной части совершались православные службы, в другой части действовала русская обновленческая церковь. Стену, разделявшую храм, снесли уже после окончания немецкой оккупации Краснодара.
Над великими дверьми храма с его северной стороны в полукруглой нише располагается икона Святой Троицы. С южной стороны помещен образ Рождества Пресвятой Богородицы. С западной стороны располагается икона Богородицы с Сыном. Все три образа датируются концом XIX — началом XX века и дошли до нас в своем первоначальном виде.
Двухметровый образ святого Георгия, расположенный в высокой полукруглой нише во внешней стене угловой башни со стороны перекрестка Северной и Седина, был сделан в 2007 году краснодарским мастером Киприаном Шахбазяном в стиле флорентийской мозаики. Первоначально в этом месте не было никакой ниши — там располагался еще один вход в храм, который в итоге заложили кирпичом.
В конце 2000-х годов под центральным куполом повесили новую 600-килограммовую двухъярусную позолоченную люстру с иконами святых. Был реконструирован единственный в крае сохранившийся с дореволюционных времен иконостас и проведены работы по замене гранита ступенек центрального входа.
Пророчество сбылось. Несмотря на то что XX столетие было бурным, противоречивым и богатым на события, Георгиевский храм никогда не закрывался, службы в нем шли ежедневно.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Выполнил: Лисяной Вячеслав Руководитель: Замолодченко В.В. Православные храмы Кубани.
1. Свято-Екатерининский (кафедральный) собор 3. Церковь во имя Святой Троицы 2. Покровская церковь в Тамани 4. Церковь Святого пророка Илии 5. Церковь в честь Георгия Победоносца 6. Свято-Онуфриевский храм.
Свято-Екатерининский (кафедральный) собор В сентябре 1886 года Екатеринодар посетил император, Александр III. Вместе с ним были императрица, наследник Николай (будущий последний русский царь), великие князья Георгий и Михаил Александровичи, великие княжны Ксения и Ольга Александровны. Возвращаясь из поездки по югу (из Ливадии в Крыму), августейшее семейство 17 октября 1888 года попало в железнодорожную катастрофу. Около станции Борки (вблизи Харькова) во время царского обеда, когда все были в одном вагоне, поезд сошел с рельсов и превратился в груду развалин. Однако царскую семью прикрыло крышей вагона. Огромная физическая сила Александра, поддерживавшего эту махину, позволила домочадцам выбраться из-под обломков. Никто из них не получил ни малейшего повреждения. А вокруг был хаос, воздух оглашался стонами раненых. Современники сочли, что произошло чудо - спасение царя. В Борках впоследствии в честь знаменательного события был сооружен величественный храм.
Возводили собор очень долго и трудно - не хватало средств. Жертвовали купцы, проходил сбор денег по подписным листам, в общественных местах устанавливали кружки для народных пятаков. 14 сентября 1911 года при большом стечении прихожан были подняты кресты и главы. И сразу город преобразился и похорошел. Внутри было закончено оборудование усыпальниц (с южной стороны), встал мраморный иконостас, сделана художественная роспись, выложен плитками пол. В конце 1912 года состоялось торжественное освящение нижней части храма, в марте 1914 года семипрестольный (кафедральный - главный) собор был закончен. В первую годовщину сего избавления России от беды было решено и в Екатеринодаре соорудить храм по имя Святых Царствующей Семьи.
Церковь во имя Святой Троицы В 1793 году рядом с военным постом под станицей Елизаветинской появилась слобода, названная по имени кордоне Видной. Населяли слободу холостые казаки, которые не имели особого желания обзаводиться в своих куренях хозяйством. Охота и рыбалка их вполне устраивали. Станица на месте бывшего кордона быстро разрасталась на восток в сторону города Екатеринодара. К началу XX века она занимала нынешнее пространство и имела население более 12 тысяч человек. Естественно возникла необходимость в постройке более солидного храма. По предложению жителей станицы было принято решение о строительстве новой, теперь уже каменной церкви во имя Святой Троицы. Заложили ее накануне Первой мировой войны в 1914 году, а закончили в 1917-м. Перед самой революцией храм освятили. Как и многие церкви на Кубани, эту строили на добровольные пожертвования станичников (золотыми деньгами), а возглавлял строительную артель народный умелец Кудря. По словам станичных старожилов, она была одним из лучших церковных творений Кубани. Интересно отметить, что смотреть замечательное пятиглавое чудо приезжали издалека, даже из-за рубежа: из Греции, Болгарии и других стран. В конце 30-х годов ЦЕРКОВЬ БЫЛА УНИЧТОЖЕНА. Примечательно, что зодчего-архитектора, который строил церковь, никто в станице уже не помнит, а вот председателя Дубодела, по приказанию которого была разобрана красавица Свято-Троицкая церковь, помнят все жители станицы.
Покровская церковь в Тамани Построена в 1794 г черноморскими казаками иждевением войскового судьи Антона Головатого. В 1890 г отремонтирована на общественные средства. В 1911 г. реставрирована И.К.Мальгербом. Исследователи полагают, что церковь была возведена на фундаменте древнего храма, построенного тмутараканским князем Мстиславом Удалым в 1022 г. Антон Головатый пожертвовал церкви серебряные блюдо, кадило и ценную дарохранительницу работы полкового есаула К.Чижевского. В XIX - начале XX вв. в церкви хранились памятники древности, найденные на Тамани, а также старинные книги - Библия и Литургион 1691 г., принадлежавшие первому священику Покровской церкви Павлу Демешко.
Церковь Святого пророка Илии В 1892 году Кубанская область была охвачена эпидемией холеры, вплотную подступившей к городу Екатерниодару. Особенно богатую дань она собирала на его окраинах: Дубинке и Покровке. Но дальше этих окраин эпидемия не пошла. Народ в честь благополучного избавления от холеры решил поставить храм, молитвенный дом и братский колодец в честь святого пророка Илии. По народным представлениям, святой Илья-пророк, покровитель земледелия, олицетворял собою праведный суд и справедливость. В период с 1892 по 1898 год шел сбор пожертвований. Проект сделал бесплатно известный архитектор Николай Георгиевич Петин, коренной екатеринодарец, автор общественных зданий, до сих пор украшающих кубанскую столицу.
Церковь строилась с 1903 по 1907 год. Освящение ее состоялось 25 февраля 1907 года. Над входом была укреплена мемориальная доска, сообщающая, что: "Церковь в честь пророка Илии воздвигнута исключительно на народные пожертвования в знак избавления города от холеры". Свято-Онуфриевский храм.
Церковь в честь Георгия Победоносца Георгий Победоносец как повествует житейская апокрифическая литература был уроженцем Малой Азии. Он был военачальником знатного происхождения жившим во времена римского императора Диоклетиана. В период гонения на христиан его под страшными пытками принудили отречься от веры и в конце концов непреклонному приверженцу христианской веры отрубили голову. На некоторых иконах Георгия Великомученика так и изображают стоящим на молитве с собственной головой в руках. Образ этого человека овеян многочисленными легендами. Вот почему церковь была названа в честь святого Георгия Победоносца. Он проповедовал христианскую веру. 1895 году 18 июня состоялась торжественная закладка храма Во имя святые живоначальные Троицы с часовней в честь святого великомученика Георгия Победоносца.
30 ноября 1903 года при большом стечении народа состоялось торжественное освящение церкви в честь святого Георгия Победоносца. Интересно отметить, что эта церковь не закрывалась со дня постройки. Стоит - вот уже пошло второе столетие - красавица церковь в честь Георгия Победоносца, великолепный памятник церковной архитектуры, по-прежнему украшая цветущий Краснодар.
Собор Архангела Михаила является главным православным храмом Сочи и первым, построенным на территории Черноморского округа (1866–.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы (иногда его называют Рождество-Богородицкая церковь) — православная церковь, расположенная в .
Храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя — церковь в новом храмовом комплексе, построенная в неовизантийском стиле. Она.
Свято-Троицкий храм (Церковь Троицы Живоначальной) воздвигнут в центре Адлера; несмотря на этот факт, место отличается спокойствием.
Православный храм Преображения Господня находится в микрорайоне Хоста города Сочи недалеко от музея истории и парка культуры и .
Храм Святого Онуфрия Великого в Анапе — действующий православный храм Краснодарского края, один из самых старых, сохранившихся на Кубани.
Свято-Георгиевский храм в Краснодаре — церковь с более, чем 100-летней историей. Он примечателен не только выделяющейся.
Храм Казанской иконы Божией Матери в Сочи — важнейшая духовно-культурная достопримечательность здешнего края. Это молодой и .
Читайте также: