Хань фэй философ доклад

Обновлено: 19.05.2024

Родился: около 280 г. до н.э., царство Хань, Китая.

Умер: около 233 г. до н.э., царство Цинь, Китай.

ГЛАВНЫЕ ИДЕИ

Люди по природе эгоистичны и реагируют только на наказания или награды.

Награды и наказания – это главные инструменты управления.

Эффективное управление требует наличия законов, авторитета власти и искусства управления.

Ясные и четко сформулированные законы правителя должны заменить расплывчатые моральные нормы в качестве стандарта поведения.

Политическая власть должна принадлежать только правителю и не может быть разделена с аристократией и министрами.

Хороший правитель управляет при помощи сложной, но четко продуманной бюрократической системы, находящейся под его полным контролем.

Подобно тому как природа без видимых усилий порождает тьму вещей, правитель должен управлять всем, не принимая видимого активного участия в управлении.

Хань Фэй-цзы сам пробовал заниматься государственной деятельностью и предлагал свои услуги в качестве советника царю Хань, однако безуспешно. Его разочарование в политической деятельности нашло отражение в сочинениях того периода. Наконец ханьский царь решил послать беспокойного философа послом в Цинь, но тут как разразилась война между царствами Хань и Цинь, и это путешествие Хань Фэй-цзы оказалось последним в его жизни. В царстве Цинь Хань Фэй-цзы был арестован, брошен в тюрьму, и в конце концов ему приказали выпить яд. Это произошло примерно в 233 г. до н.э.

Хань Фэй-цзы был умерщвлен несмотря на то, что сам будущий император восхищался сочинениями Хань Фэй-цзы и интересовался их автором. Однако его советник, тот самый однокашник Хань Фэй-цзы, Ли Сы, настоял на казни бывшего соученика на том основании, что он слишком предан интересам Хань и может причинить вред царству Цинь, вернувшись на родину.

ЭГОИЗМ ЧЕЛОВЕКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРИ ПОМОЩИ НАГРАД И НАКАЗАНИЙ

На Хань Фэй-цзы сильное влияние оказали политическое положение эпохи, хаос, воцарившийся в Китае после окончательного краха династии Чжоу, непре6рывная борьба за власть между царствами, на которые распался некогда единый (пусть и условно) Китай. Каждое царство могло ожидать нападения противника снаружи и государственного переворота внутри страны.

В этих условиях Хань Фэй-цзы сконцентрировался на проблемах управления. Какой должна быть государственная политика, чтобы правитель мог не опасаться за собственную судьбу? Как остановить надвигающийся хаос? В качестве здоровой альтернативы конфуцианству он выдвинул легизм. Конфуцианская теория управления была, по мнению Хань Фэй-цзы, неэффективна, так как в ней делался упор на моральное совершенствование чиновников, правителя и подданных, а также на практику ритуала и церемоний (ли). Конфуцианцы ошибались в определении самой природы человека, и потому их политическая теория не могла привести к установлению порядка в обществе.

Хань Фэй-цзы полагал, что людям свойственно преследовать только личный интерес, и даже рождение и воспитание детей связаны с долгосрочными интересами родителей. Разумеется, существуют и альтруисты, однако их слишком мало, это исключение из правил, вот почему успешная теория управления должна базироваться на совершенно иных принципах, нежели конфуцианские, - ведь речь идет об управлении как можно большим количеством людей, и оно не может строиться на психологии меньшинства, каким бы добродетельным оно не было.

Однако не следует считать, что Хань Фэй-цзы отрицал утверждения конфуцианцев о том, что некогда, в период правления Яо и Шуня, в Китае был золотой век, и людьми можно было управлять, опираясь только на моральные ценности и добродетели. Хань Фэй-цзы признавал существование конфуцианского золотого века, только настаивал на том, что человеческая природа с тех пор не изменилась (как утверждали конфуцианцы), просто изменились материальные условия, в которых существовало общество. Просто в те времена всего было вдоволь, и люди могли позволить себе быть добрыми и щедрыми, а теперь – в эпоху, современную Хань Фэй-цзы – ресурсы истощены, людей стало много, и им приходится бороться за существование. Кроме того, нравы в древности были простые, и даже правители не пользовались своими привилегиями для того, чтобы жить в роскоши. Власть не доставляла особых материальных преимуществ, поэтому люди за ней и не гонялись, облегчая проблемы древних императоров, которые позволяли себе даже добровольно уступать трон.

Таким образом, для Хань Фэй-цзы различие между людьми древности и современности заключалась не в различии их моральных качеств, как утверждали конфуцианцы, а в материальных условиях существования. А так как эти условия резко изменились, то Хань Фэй-цзы отрицал справедливость их претензий на проведение политики управления при помощи моральных ценностей, на возврат к добродетельному правлению императоров золотого века.

К истории Хань Фэй-цзы относился очень серьезно. Ведь в ходе исторического процесса, с одной стороны, меняются материальные условия существования, и это позволяет утверждать, что характер правления тоже меняется. Однако, с другой стороны, Хань Фэй-цзы постоянно обращается к примерам из прошлого, и, более того, он настаивает на тщательном изучении истории, так как именно она (а не изучение каких-то абстрактных идеальных теорий) способствует определению наиболее эффективных современных методов управления.

Люди не склонны по доброй воле подчиняться воле закона, поэтому-то и нужны награды и наказания, с помощью которых можно заставить людей исполнять то, что требует закон. Именно поэтому Хань Фэй-цзы настаивал на жестоких наказаниях для преступников: если люди будут чувствовать, что наказание последует не слишком суровое, они непременно будут совершать преступления, искушаемые выгодой от преступления, если возможные последствия не будут катастрофическими. Поэтому легкие наказания за уголовные преступления, с точки зрения Хань Фэй-цзы, просто бесчеловечны.

Без суровых наказаний преступления будут множиться, ничем не останавливаемые, и наказания придется применять снова и снова. Если же наказания будут настолько суровыми, что никто не осмелится совершать преступления, то и наказания не будут применяться.

Но эффективность наказаний сильно зависит от раскрываемости преступлений. Поэтому Хань Фэй-цзы предусматривал введение наград за доносы о проступках близких. Кроме того, он выступал за введение системы коллективной ответственности (круговой поруки), в соответствии с которой соседи и родственники преступника также отвечают за его преступление. Это позволит без особых затрат выявить преступления и привести подданных к послушанию.

ЗАКОН, ВЛАСТЬ, ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО – ТРИ ГЛАВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ

Концепция эффективного управления Хань Фэй-цзы представляет собой конгломерат идей различных предшественников легизма. Они подчеркивали разные факторы, влияющие на эффективность управления, из которых Хань Фэй-цзы вычленил три главных: закон (фа), власть, или сила (ши), и политическое искусство (шу).

Сам Хань Фэй-цзы сравнивал такой закон с меловой линией, проведенной плотником, чтобы отделить прямое от кривого. Эта аналогия говорит о том, что Хань Фэй-цзы стремился сделать закон вполне однозначным, ясным и общедоступным. Легисты считали, что такой закон, воплощенный в указах правителя, способствовал бы стандартизации и унификации общественных норм поведения и самого поведения.

Хань Фэй-цзы настаивал на необходимости такой унификации – отсутствие ясных и общепонятных норм поведения облегчает некоторым индивидам извлечение личной выгоды за счет общества, за счет остальных людей. Хань Фэй-цзы пояснил все это на примере стандартизации мер и весов: если единицы мера и веса не стандартизированы, если в них царит разнобой, то некоторые нечестные торговцы воспользуются этим и извлекут сверхприбыль.

При этом законы не должны меняться слишком часто, так как частые перемены вносят хаос и беспорядок в умы людей. Если какой-то закон нужно модифицировать, то лучше его отменить целиком и ввести новый.

Вот почему Хань Фэй-цзы отвергал конфуцианский идеал правления при помощи личной добродетели и обычаев, освященных временем. Ни то ни другое не дает четкого и ясного представления о должном поведении. Хань Фэй-цзы аргументировал это тем, что сами конфуцианцы столько спорят о правильном значении ритуалов и добродетелей, что простые люди не в состоянии в этом разобраться и понять, как же им себя вести. Напротив, критерии поведения должны заключаться в писаном законе, а судьи должны быть учителями народа.

Частное же преподавание должно быть запрещено. Считается, что именно поэтому первый император Цинь Шихуан-ди столь жестоко расправлялся с тысячами конфуцианцев, погребая их живьем, а конфуцианские книги сжигая на кострах.

Вторым важным компонентом эффективного управления является ши, или сила, власть. Иногда этот термин переводится как авторитет. Концепция ши была заимствована Хань Фэй-цзы у Шэнь Дао. Суть ее заключается в том, что без авторитета власти даже совершенномудрый не смог бы эффективно влиять на народ. Напротив, даже не слишком умный правитель, обладающий авторитетом власти, легко может влиять на своих подчиненных. Без обладания такой властью правитель не может заставить народ уважать введенные им законы, заставить их исполнять свои указы.

Более того, Хань Фэй-цзы утверждал, что таким высоким авторитетом может быть наделен только один человек, сам правитель, и больше никто, даже представители аристократии. Хань Фэй-цзы обосновывал точку зрения о монопольном владении политическим авторитетом правителя и запрете на претензии на власть остальным подданным тем, что политические беспорядки, охватившие современные ему государства, в значительной мере были обусловлены претензиями получить власть со стороны многочисленных представителей аристократии.

Но как же правителю сохранить монополию на власть, постоянно пребывать на недосягаемой для подданных высоте? Хань Фэй-цзы настаивал на том, чтобы правитель был единственным источником наград и наказаний. Если министры и остальные чиновники не будут наделены правом самостоятельно карать и миловать, они не смогут использовать людей в собственных целях. Чиновники и аристократы должны быть лишены служебных привилегий и оставаться таким же подданными, как и все остальные граждане.

Эту концепцию Хань Фэй-цзы обсуждает довольно подробно. Самое главное, указывал он, состоит в том, что правитель должен быть непроницаем для окружающих, никто не должен знать, что ему нравится, а что не нравится, чтобы никто не оказался в состоянии манипулировать им самим.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СЛОВАМИ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ

Хань Фэй-цзы часто пишет о том, что имена (мин) должны соответствовать действительности (син). Поэтому при эффективном управлении названия вещей и должностей соответствуют действительности, вот почему название, присваиваемое правителем каждой должности, должно соответствовать служебным обязанностям чиновника. кроме того, чиновники обязаны докладывать государю о своих действиях, не преувеличивая и не преуменьшая их. Чрезмерная активность так же наказуемая, как и небрежение обязанностями. Правильность имен способствует устранению политического хаоса, поскольку и правитель, и чиновники хорошо понимают, чего им ждать друг от друга.

Хань Фэй-цзы настаивал на принципе соответствия имен реальности потому, что передача этого вопроса на откуп самим чиновниками могла бы ослабить контроль над ними правителя. Именно поэтому Хань Фэй-цзы восхвалял странный и жуткий поступок одного из ханьских правителей, предавших смерти хранителя царского головного убора только за то, что тот укрыл пьяного правителя платьем, когда тот растянулся на кровати – его преступление заключалось в том, что он превысил собственные полномочия, хотя бы и с добрыми намерениями.

ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ И ДАОСИЗМ

Во-вторых, создавая законы и предписывая имена, правитель действует не по собственному произволу: он руководствуется критериями правильного и ложного, заключенными в космическом Дао. Что касается Дао, то он в состоянии его познать, как и даосский мудрец, только опустошив собственное сознание и пребывая в покое. Легисты утверждали, что когда правитель управляет должным образом, народ сам собой распределяется по местам, наиболее приличествующим его талантам и способностям. Те, кто способен познавать истину, и те, кто способен претворять ее на практике, сами приходят к государю и устанавливают необходимое соответствие между именами и реальностью. Так правитель приобретает мудрость, даже если он сам не является мудрецом.

Идеи Хань Фэй-цзы следует признать хорошо обоснованными и достаточно плодотворными. Однако несмотря на то, что в последующие века правители неоднократно прибегали к его теории, идеи Хань Фэй-цзы так и не попали в общее русло развития китайской философии. Интеллектуальному авторитету Хань Фэй-цзы сильно повредила осужденная конфуцианцами деятельность первого циньского императора и кратковременность правления его династии.

Причину падения этой династии позднейшие ученые, как и простые люди той эпохи, видели в жестокости, с которой Цинь Шихуан-ди, после того как в 221 г. до н.э. объединил Китай под своим правлением, проводил в жизнь легистские принципы управления. Это навлекло на циньскую империю многочисленные бедствия в результате чего ее быстро сменила династия Хань.

хань фэй цзы

Хань Фэй-цзы (Hanfei, 韓非) (ок. 280-233 гг. до н.э.) часто отмечают, родился в знатной семье, при царском доме государства Хань, в современной провинции Хэнань. Хань Фей был заика, но умелым писателем. Он и Ли Сы (умер в 208 г. до н.э.) оба были учениками Сюнь-цзы. Давайте попробуем понять его мысль через произведение, носящее его имя. Было сказано, что первый император Цинь, прочитав и насладившись работами Хань Фэя, предпринял нападение на государство Хань, которое послужило для Хань Фэя отправкой в государство Цинь. Но Хань Фэй был заключен в тюрьму из-за политической интриги, потому что Ли Сы, его бывший сокурсник, завидовал его таланту и благосклонности. Хан Фэй был вынужден покончить жизнь самоубийством, приняв яд в тюрьме.

Природа человека

Человек желает власти

Склонность к власти проистекает из вариаций. У разных людей есть эта склонность, потому что есть различия в статусе и в способностях. Между правителем и теми, кто им управляет, существуют совершенно иные отношения. Эти неравные отношения являются источником склонности к власти. Хань Фей хотел, чтобы правители были предельно осведомлены о склонности к власти и старались изо всех сил поддерживать ее. Хань Фэй принимает идею Шэнь Дао (ок. 395–315 до н.э.) о склонности к власти и считает, что для императора наиболее важными вещами являются его положение и власть. Так же, как рыба не может покинуть воду, правитель должен принять закон, сохраняя власть.

Хань Фэй использует метод Шан Яна (умер в 338 г. до н. э.), подчеркивающий важность правового регулирования, и предлагает, чтобы закон был максимально проявлен для простых людей. Однако идея Хань Феи о правовом регулировании резко отличается от западного представления о естественном праве тем, что его правовое регулирование не основано на вечном универсальном принципе. Для Хань Фей правовая система — это система восхваления и наказания простых людей, функционирующая в интересах правителей.

Основа управления государством

Искусство управления (шу) основано на склонности к власти, и работает только для того, чтобы сохранить эту склонность. Хань Фэй принимает точку зрения Шэнь Бухая (умер в 337 году до н. э.) о искусстве управления государством, и утверждает, что управление должно быть незаметным. Для Хань Фэя управление государством должно храниться в секрете в сознании правителя. Министры и простые люди не должны понимать такие мысли. Таким образом, правитель может тайно контролировать министров и заставлять их бояться его, потому что они никогда не знают его истинных намерений.

Основная причина, по которой политический правитель применял склонность к власти в том, что правовое регулирование и искусство правления, заключалась в сохранении власти и положения. Таким образом, философскую мысль Хань Фэя можно рассматривать как механизм и искусство политической борьбы.

Хань Фэй, как и другой известный легист III в. до н.э., Ли Сы, учился у виднейшего конфуцианца того времени Сюнь-цзы, который внимательно относился к опыту и результатам деятельности Шан Яна в царстве Цинь. Итог был более чем неожиданным: Хань Фэй (как, впрочем, и Ли Сы, отличавшийся большей склонностью к практической деятельности, нежели к теории) отошел от своего учителя, превратившись в последовательного сторонника именно шанъяновского жесткого легизма— правда, с примесью шэньбухаевского искусства администрации.

Сыма Цянь сообщает, что Хань Фэй не раз обращался с письменными докладами к правителю царства Хань, но ничего не добился. Лишь после того как циньский правитель, будущий первый китайский император Цинь Ши-хуан, ознакомился с некоторыми сочинениями Хань Фэя и заинтересовался ими, а служивший ему Ли Сы кое-что рассказал об этом мыслителе, ханьский правитель обратил наконец внимание на своего мудрого родственника. После очередного военного столкновения между Цинь и Хань он направил Хань Фэя в Цинь, полагая, что тот принесет больше пользы своему царству в качестве посредника в сильном соседнем государстве, известном своей приверженностью жесткому легизму.

В заключение Сыма Цянь заметил, что доктрина Хань Фэя жестока и что ему, Хань Фэю, не хватало милосердия [Сыма Цянь, гл. 63; Вяткин, т. VII, с. 44]. Сыма Цянь редко давал столь безжалостные оценки. Пожалуй, только Шан Яна он назвал в своем послесловии жестоким человеком [Сыма Цянь, гл. 68; Вяткин, т. VII, с. 94]. Обо всех остальных своих героях, включенных в биографический раздел его труда, он, как правило, высказывался сдержанней.

Итак, что же представляла собой доктрина Хань Фэя и как она изложена в его книге? 30

В главе 43 Хань Фэй замечает, что идеи Шэня хороши и важны, но они не помогли ему усилить царство Хань. Жесткий легизм Шан Яна помог Цинь усилиться, но отсутствие теории укрепления власти правителя на многие десятилетия задержало выполнение конечной цели — объединения Поднебесной. Кроме того, некоторые важные принципы Шан Яна (например, приказ отрубившему голову врага присваивать очередной ранг либо должность) нелепы, ибо выполнение должностных обязанностей требует не храбрости, а соответствующих знаний и способностей. Нельзя же ведь отрубившего голову назначать лекарем или архитектором [Хань Фэй-цзы, с. 304-306; Иванов, 1912, с. 238241; Liao, т. 2, с. 212-216; Древнекитайская философия, т. 2, с. 258260]. Отсюда следует вывод, что сами по себе обе доктрины имеют слабые места, их следует соединить и несколько усовершенствовать.

Как видим, здесь на передний план выходят призывы шэньбухаевского толка: умей правильно наладить управление, будь скрытным и никому не доверяй, всех проверяй, а полученную информацию тщательно изучай и сопоставляй и т.д. Добавляя к этому в главе 28 шанъ-яновские закон и связанный с ним порядок, Хань Фэй делает акцент на главную мысль Шэнь Бу-хая, выражая ее достаточно метафорично и афористично: правитель — палка, чиновники — барабан. Идея элементарна: как ударит правитель, так и зазвучит барабан, иначе быть не может и не должно [Хань Фэй-цзы, с. 155; Иванов, 1912, с. 163].

Шесть центральных глав трактата, 30-35, посвящены как раз той проблеме, которая заботила Хань Фэя едва ли не более всего: как научить государя искусству управления, как сделать его всемогущим, а его власть, о чем мечтал в свое время и Шэнь Бу-хай, абсолютной. Только авторитарное правление (разумеется, основанное на шанъяновского типа жестких законах) способно привести правителя к конечной цели — стать сильнейшим и объединить Поднебесную. Показательно, что рассуждал Хань Фэй о некоем абстрактном правителе (в его время все еще было семь сильных царств) и не выделял среди них ни одного конкретного. Больше того, когда речь заходила о царстве Цинь, упоминалось, что слабость шанъяновского легизма в том, что он не обращал внимание на укрепление авторитарной власти государя и поэтому после Шан Яна циньские сановники захватили непомерную власть, в результате чего Цинь так и не сумело завоевать Поднебесную [Хань Фэй-цзы, с. 305; Иванов, 1912, с. 239-240; Древнекитайская философия, т. 2, с. 259-260; Liao, т. 2, с. 214].

Что же советует Хань Фэй, вслед за Шэнь Бу-хаем, амбициозным правителям царств? В главе 30 говорится о необходимости за всем наблюдать, все проверять самому и никому не доверять, все советы воспринимать критически, каждого кандидата на должность испытывать длительное время, а также уметь хитро играть словами, стараясь выяснить суть дела и, уж конечно, умело применять награды и наказания. В главе 31 речь идет о том, что ни с кем нельзя делиться своей властью, но нужно все время помнить о собственной выгоде. Нельзя давать повода для интриг и смуты и тем более позволять себя обманывать, а для всего этого необходим постоянный перекрестный контроль.

Глава 32 ставит вопрос о том, что государь должен подавать пример и пользоваться доверием населения. Здесь же упоминается, что неприятные советы, как горькое лекарство, могут оказаться полезными, что, каков правитель, такими становятся и его подданные. Согласно главе 33, наказания и награды следует использовать безошибочно, да и назначение чиновников должно быть основано на строгих принципах и осуществляться тоже безошибочно. В 34-й и 35-й главах делается акцент на том, что чувства в системе управления всегда должны скрываться и подавляться разумом, а государю необходимо быть решительным в своих действиях. Высказывается идея о том, что государство— это колесница правителя, т.е. главное в умении разумно и искусно управлять. Важно заметить, что все рекомендации сопровождаются бесчисленными примерами, в которых, как правило в сильно переинтерпретированном (если даже не заново сочиненном) виде, излагаются действия различных известных исторических деятелей в разных жизненных ситуациях [Хань Фэй-цзы, с. 158; Liao, т. 2, с. 1138; Иванов, 1912, с. 166-202; Го Мо-жо, 1961, с. 514].

Если ценить тех, кто учен и умеет красиво говорить, попустительствовать удальцам, использующим свои мечи в личных интересах, то смуты не избежать. Утонченные речи правителю ни к чему, как и вообще умники. Нужны твердые законы и искусство администрации. В противном случае люди будут учиться читать и рассуждать и забудут, как держать соху. Поэтому в государстве разумного правителя нет книг, а людей обучают только закону. Такое государство богато, а его войско сильно 31 .

Словом, в трактате собран и подытожен весь многовековой опыт легистской теории и практики, прежде всего искусства администрации Шэнь Бу-хая и жесткого легизма Шан Яна. Умелое сочетание разных доктрин и немалый личный ум, способности к теоретическому обобщению и убедительной аргументации сыграли свою роль в том, что именно в трактовке Хань Фэй-цзы были заимствованы многие кардинальные установки и принципы управления не только созданной по легистской модели империи Цинь, но и последующих конфуцианских в своей основе императорских династий. Имеются в виду прежде всего такие параметры администрации, как уважение к издаваемым сверху указам, искусное нарочитое ослабление правящего аппарата власти и повседневный эффективный контроль за ним, нелицеприятность при подборе и использовании чиновников, гласность и справедливость при оценке их поступков, использование различных каналов информации при критическом отношении к ним, оценка всей суммы суждений и мнений при выработке ответственных решений и т.п.

Трактат Хань Фэй-цзы — это одно из наиболее ценных пособий, выработанных древнекитайской мыслью и положенных затем в фундамент великой империи. Но парадокс в том, что сам теоретик, создавший это произведение, оказался несостоятельным практиком. Хань Фэй хорошо понимал и еще лучше объяснял другим, как нужно действовать, чтобы стать у руля правления крупного царства, а затем и империи. Но сам он не смог добиться желаемой цели. В какой-то степени его незадавшуюся и трагически завершившуюся жизнь можно сопоставить с судьбой Конфуция. Но есть и существенная разница: Конфуция все ценили и даже побаивались, принять же к исполнению его идеи в его время и в той форме, как они были сформулированы Учителем, просто нельзя было. Не говоря уже о том, что, случись такое, ничего хорошего из этого бы не получилось, а само учение могло бы дискредитировать себя и сгинуть.

Ситуация с Хань Фэем иная. Его доктрина стопроцентно годилась к реализации и, более того, была реализована Цинь Ши-хуаном и Ли Сы. Но сам Хань Фэй, оказавшись жертвой зависти и клеветы со стороны Ли Сы, не сумел найти выхода и погиб.

В главе 3 трактата, где обсуждается важный вопрос, как убедить правителя, автор, как бы оправдываясь (не будем забывать, что Хань Фэй был заикой), утверждает, что говорить ему нетрудно. Трудности в том, чтобы слова дошли до ушей высокопоставленного человека, от которого зависит принятие решений. Если говорить осторожно и логически последовательно, речь сочтут излишне красивой, но не имеющей смысла, а если высказываться тверже и определенней, сочтут ее грубой. Если говорить многословно, сопровождая сказанное примерами и ссылками на аналогии, сказанное воспримут как пустую болтовню, если употреблять ученые слова, сочтут за хвастовство. Словом, как бы ты ни ухитрялся, тебя неправильно поймут. И вывод в конце главы: трудно говорить с глупыми. Прямые речи доходят только до умных [Хань Фэй-цзы, с. 14-16; Иванов, 1912, с. 12-15].

Все это и многое другое следует учитывать, когда стараешься найти ход к мыслям и поступкам правителя. Важно принимать во внимание, в частности, форму разговора. Многое делается втайне, не высказывается вслух. Если правитель что-то скрывает, а вы невольно заденете это в разговоре, вам несдобровать. Если ваш с правителем секретный разговор случайно станет известен еще кому-то, виноваты снова будете вы. Если советник еще не близок к правителю, но говорит что-то разумное, то в случае успеха о нем легко могут забыть, а если совет окажется неудачным, дело может окончиться для него полным провалом. То же самое в случае, если советник требует того, чего правитель не может сделать, или будет мешать правителю делать то, что он хочет.

Общий смысл этих рассуждений совершенно очевиден: советник обязан постоянно быть настороже. Он должен вовремя и всегда в меру поощрять и опасаться, облекать сказанное в нужную форму и бояться быть неправильно понятым, хорошо знать натуру правителя, с которым имеет дело, и всегда учитывать его настроение. Он не смеет открыто перечить правителю и должен почаще восхвалять его. Только если он сумеет пройти по такой туго натянутой проволоке, ни разу не поскользнуться и не упасть, то может рассчитывать стать близким доверенным его лицом и получить возможность осуществлять свою программу преобразований. Иного пути нет, если хочешь добиться цели в условиях жесткого авторитарного правления, к которому легисты и призывали государей (в отличие от конфуцианцев, считавших своим долгом напрямую говорить правителю о его недобродетельных поступках). И легисты-министры, легисты-реформаторы, легисты-советники должны это понимать. Не мог не понимать это и Хань Фэй. Но он не умел красиво говорить, его трудно было слушать и понимать.

Альтернативой были письма, докладные записки. Однако нужно было суметь побудить правителя внимательно прочитать написанное. Ханьский правитель не захотел читать послания юного Хань Фэя и, естественно, не стал прислушиваться к его рекомендациям. Цинь Ши-хуанди, скорее всего с подачи Ли Сы, некоторые из них прочел и пожелал встретиться с автором. Видимо, поэтому царство Хань, потерпевшее поражение от Цинь, отправило туда Хань Фэя. Однако и здесь неудачи преследовали его. Он не был даже принят. И в этом, как писал Сыма Цянь, роковую роль сыграл завистливый Ли Сы, который не счел нужным содействовать сближению Хань Фэя со своим повелителем, уже воспринимавшим Ли Сы как ближайшего помощника.

Такова трагическая судьба последнего из теоретиков жесткого легизма. Напомним, что главным основоположником теории и практики жесткого легизма был Шан Ян, наиболее выдающимся теоретиком — Хань Фэй-цзы, а блестящими практиками (уже в имперский период)— Ли Сы и Цинь Ши-хуанди. Легизм сыграл решающую роль в создании империи, и в этом смысле значение доктрины нельзя переоценить. Он заложил фундамент бюрократической администрации, способной- скрепить всю империю в условиях дефеодализировавшейся, но все еще продолжавшей вести жестокую междоусобную борьбу Поднебесной. Можно сказать, что легисты сыграли важную историческую роль в судьбах Китая. И не вина, а беда их в том, что они, предложив стране свою на первый взгляд разумную, работоспособную, если не единственно верную концепцию, допустили ошибку: не учли, что население страны, привыкшее руководствоваться традициями, не было готово к слепому следованию любым командам сверху, сопровождавшимся к тому же принуждением и насилием.

Пожалуй, это был первый в истории (но далеко не последний!) поучительный случай такого рода. Вдумаемся в ситуацию. Огромная страна остро нуждается в обновлении, в переменах. Мыслители предлагают свои доктрины, но не в состоянии сделать так, чтобы их идеи были приняты на вооружение. И вот находится такая, авторы которой в состоянии добиться именно этого. Страна вынужденно следует тому курсу, по которому ее ведут теоретики и практики жестких радикальных реформ (иногда сопровождаемых революционным переворотом и гражданской войной). В случае с циньским Китаем реформы, давшие вначале ощутимые позитивные результаты, привели страну в тупик и вызвали крах династии, стоявшей во главе империи. Потребовались новая династия, новая империя, новая доктрина и новые реформы, чтобы ситуация была выправлена.

В конечном счете главная причина неудач в самой доктрине, в данном случае в жестком легизме. Немаловажно также, в каком из многочисленных царств чжоуского Китая эта доктрина пустила наиболее глубокие корни и какие формы вследствие этого принял легизм. Другими словами, мог ли такой легизм иметь иную судьбу. В циньском Китае, воспитанном традицией и опиравшимся на нее конфуцианством, иной судьбы жесткий легизм иметь не мог — при всем том, что многие его новации в смягченном виде оказались не только приемлемыми, но жизненно необходимыми и легли в фундамент структуры китайской империи.

Биография

Отпрыск царского дома Хань, Хань Фэй вместе с Ли Сы прошёл обучение у ведущего конфуцианца своего времени — Сюнь-цзы. То ли из-за дефекта речи, то ли из-за отсутствия интереса к его воззрениям со стороны ханьского правителя, Хань Фэй принялся за сочинительство. Среди почитателей его трудов оказался и будущий император Цинь Ши Хуан.

Когда Цинь Ши Хуан вторгся в пределы Ханьского государства, правитель направил Хань Фэя на переговоры с императором. Хотя Цинь Ши Хуан был, судя по всему, польщён вниманием философа и планировал приблизить его к себе, Ли Сы, опасавшийся его соперничества, велел взять Хань Фэя под стражу по обвинению в двурушничестве и заставил его принять яд.

Воззрения

В своём сочинении Хань Фэй подверг критике догмы конфуцианства. Ему претили их незыблемость и консервативная направленность. Нормы поведения вовсе не неизменны, а зависят от экономических обстоятельств. В урожайный год люди щедры и гостеприимны, в голодный год каждый думает только о себе.

Конфуций учил, что властные полномочия правителя предопределяются его добродетельностью. Никто не обязан подчиняться недостойному правителю. В этом пункте Хань Фэй тоже расходится со своими предшественниками. Власть не должна стремиться к утверждению справедливости и добродетели. Моральные качества правителя никак не влияют на обязанность подданных следовать его повелениям.

Хань Фэй писал, что исконный и неизменный принцип мироздания состоит в том, что подданный служит властителю, сын — отцу, а жена — мужу. При этом подчинение государю важнее, чем семейные обязательства.

Порядок в обществе поддерживают законы, которые принимает государь. До тех пор, пока закон не отменён, каждый, не исключая и самого государя, должен следовать ему вне зависимости от того, справедлив этот закон или нет.

Когда внутри государства установлены мир и покой, государь вправе позаботиться о расширении границ своего государства военными средствами. Военная мощь возникает там, где цветущее хозяйство. Поэтому государь должен считать единственным полезным занятием подданных ведение сельского хозяйства. Все остальные занятия, особенно учёные, должны прекратиться.

Давать милостыню нищим глупо и несправедливо, равно как и перераспределять доходы богатых в пользу бедных. По словам Хань Фэя, это равнозначно грабительству рачительных и прилежных с целью удовлетворения расточительных и ленивых.

Источник

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Хань Фэй-цзы" в других словарях:

“ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ” — “ХАНЬ ФЭЙ ЦЗЫ” памятник древнекитайской мысли, трактат одного из крупнейших теоретиков легизма, Хань Фэя (3 в. до н. э.). Современный текст состоит из 55 няней (глав), не все из которых единогласно признаются аутентичными. В “Хань Фэй… … Философская энциклопедия

хань фэй-цзы — Трактат одного из крупнейших теоретиков легизма, Хань Фэя (3 в. до н.э.). Совр. текст состоит из 55 пяней (глав), не все из к рых единогласно признаются аутентичными. В Х.Ф . ц. соединены и развиты легистские доктрины .Шан Яна и Шэнь Бухая. У… … Китайская философия. Энциклопедический словарь.

ХАНЬ ФЭЙ — Хань Фэй цзы (ок. 280 233 до н. э.), др. кит. мыслитель, завершивший систематизацию легизма. Происходил из правящего дома царства Хань (зап. часть совр. провинции Хэнань). Ученик Сюнъ цзы, автор трактата «Хань Фэй цзы (Трактат учителя… … Философская энциклопедия

ХАНЬ ФЭЙ — (288 233 до н. э.) один из основоположников школы фацзя в Др. Китае. Основной автор трактата Хань Фэй цзы … Большой Энциклопедический словарь

Хань Фэй — (288–233 до н.э.), один из основоположников школы фацзя ( школа законников – легистов) в Др. Китае. Осн. автор трактата Хань Фэй цзы … Биографический словарь

ХАНЬ ФЭЙ — (288 233 до н. э.) один из основоположников легистской школы ( фацзя ) в Др. Китае. Им написано большинство из 55 глав трактата Хань Фэй цзы . Гл. 19, 25 27, 42, 51, 52, 54 были составлены последователями X. Ф. и содержат записи его высказываний … Советская историческая энциклопедия

Читайте также: