Гуманизм особенности культуры возрождения в италии доклад

Обновлено: 18.05.2024

Эпоха Возрождения − период с 14 в. по первую половину 17 в. ( в Италии – 14-16 вв., а в странах севернее - середина 15 в. до первой половины 17 в.).

В начале 14 века в Италии сложились условия для изменения политических и экономических отношений, вслед за ними меняются культурные приоритеты и ценности. Италия 14 века представляет собой множество хорошо развитых торговых городов, которые стремятся вести автономное хозяйство, формируются экономическая и политическая система наподобие демократических республик, некогда существовавших в Древней Греции. Все это изменило отношение к культуре. Время требовало изменения культуры, ее демократизации от художников требовалось умение отражать интересы нарождающегося класса предпринимателей, торговцев. Совокупность экономических и политических обстоятельств привела к тому, что на высочайшем уровне развивается искусство и в целом изменяются культурные приоритеты этого времени.

Важнейшей характеристикой культуры итальянского Возрождения является термин гуманизм.

В культуре Возрождения происходит реанимация телесной красоты и появляются философы (Казимо Раймонди, Лоренцо Валла), которые говорят о том, что жизнь дана ради удовольствия, что она прекрасна, В искусстве было очень сложно эту идею реализовать. Художникам Возрождения приходилось идти в анатомические лаборатории изучать строение человеческого тела, чтобы затем суметь воплотить красоту телесных форм в живописи и в скульптуре.

Гуманисты эпохи Возрождения стремились освободить человека от многих мировоззренческих оков средневековья. Они старались сделать мышление человека Возрождения более свободным, более творческим. Они считали, что необходимо развивать все таланты, которые дала природа. Поэтому одной из важнейших характеристик эпохи Возрождения является универсализм.

Универсализм является логичным продолжением идеи гуманизма. Это качество, которое вырабатывалось в творческой личности и заставляло в максимальной степени проявлять свои таланты. Гуманизм и универсализм – основные характерные черты эпохи Возрождения.

Возрождение (Ренессанс) – это период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы, переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Периодизация – для Италии – XIV-XVI в., для всех остальных стран – XV-XVII в.в. Черты Возрождения: гуманизм, античное наследие, светский характер.

Гуманизм – идейная основа Возрождения; это мировоззрение, подразумевающее ценность человека, охватывающее науки и искусство. Наиболее ярко Возрождение проявилось в Италии, т.к. в Италии не было единого государства: основная форма политического существования – небольшие города-государства с республиканской формой правления; феодалы слились с банкирами, богатыми купцами и промышленниками. Поэтому в Италии феодализм в его полных формах так и не сложился. Обстановка соперничества м/д городами, ставила на 1 место не происхождение, а личные способности. Была потребность не только в энергичных и предприимчивых людях, но и в образованных. Появляется новый тип человека: делового, хозяина жизни.

итальянский гуманизм

Средневековый человек и люди Нового времени свои идеалы искали в прошлом. В эпоху средневековья люди считали, что они продолжают жить в Римской империи, продолжается и культурная традиция: латынь, изучение римской литературы. Но в эпоху Возрождения люди устремили свой взгляд в античность, в которой увидели нечто, в корне отличающееся от средневековья. Главным образом: отсутствие всеобъемлющей власти церкви, духовная свобода, отношение к человеку как к центру мироздания. Именно эти представления стали центральными в мировоззрении гуманистов. Идеалы, столь созвучные новым тенденциям развития, породили стремление воскресить античность в полном объёме, и именно Италия с её огромным количеством римских древностей стала благодатной почвой для этого.

Свою эпоху Гуманисты воспринимали как время расцвета, счастья и красоты. Но это не значит, что она была лишена противоречий. Главным противоречием было то, что Гуманизм оставался идеологией элиты, в народные массы новые идеи, не проникали. Да и у самих Гуманистов было иногда пессимистичное настроение. Страх перед будущим, разочарование в человеческой природе, невозможность достижения идеала в общественном устройстве пронизывают настроения многих деятелей Возрождения. Наиболее показательно в этом смысле было напряжение ожидание конца света в 1500 г.

Возрождение закладывало основы новоевропейской культуры, новоевропейского светского мировоззрения, новоевропейской независимой личности. Зрелых форм Итальянский гуманизм достиг в 15 в. Тогда наметилось несколько направлений Гуманизма:

  • гражданское (задача – воспитывать идеального члена общества, патриота);
  • политическое (для обоснования политических событий);
  • моральный аспект (решал вес значимости церковных институтов);
  • педагогическое (задача воспитания детей).

Таким образом гуманизм отрицал традиции Средневековой культуры: учение гуманизма шло вразрез с учением церкви: антропоцентризм, рационализм, светская этика, призыв к свободомыслию — знаменовали отход от принципов Средневекового мировоззрения.

Неслучайно, что многие мореплаватели и учёные, которые приобрели всемирную славу в эпоху Великих географических открытий, — П. Тосканелли, X. Колумб, Дж. Кабот, А. Веспуччи — были итальянцами. Италия, раздробленная политически, была в тот период страной с самой развитой в Европе экономикой и культурой. В Новое время она вступила в разгар грандиозного культурного переворота, получившего название Возрождение, или по-французски — Ренессанс, потому что первоначально под ним подразумевалось возрождение античного наследия. Однако Возрождение было продолжением Средневековья не в меньшей степени, чем возвратом к античности, оно рождалось на основе высокоразвитой, утончённой и сложной культуры Средних веков.

Понятие Возрождения. Гуманизм

Возрождение прошло через несколько этапов. Раннее Возрождение (XIV и большая часть XV в.) характеризуется зарождением ренессансной литературы и связанных с ней гуманитарных дисциплин, расцветом гуманизма в целом. В период Высокого Возрождения (конец XV — первая треть XVI в.) происходил небывалый расцвет изобразительного искусства, однако уже наметился явный кризис гуманистического мировоззрения. В эти десятилетия Возрождение вышло за пределы Италии. Позднее Возрождение (большая часть XVI в.) — период, когда его развитие продолжалось параллельно с религиозной Реформацией в Европе.

Столицей итальянского Возрождения стал главный город Тосканы — Флоренция, где сложилось уникальное сочетание обстоятельств, способствовавших стремительному подъёму культуры. В разгар Высокого Возрождения центр ренессансного искусства переместился в Рим. Папы Юлий II (1503—1513 гг.) и Лев X (1513—1521 гг.) прилагали тогда огромные усилия, чтобы возродить былую славу Вечного города, благодаря чему он действительно превратился в центр мирового искусства. Третьим крупнейшим центром итальянского Возрождения стала Венеция, где ренессансное искусство приобрело своеобразную окраску, обусловленную местными особенностями.

Палаццо Веккьо. Флоренция


Палаццо Веккьо. Флоренция

Панорама Венеции


Панорама Венеции

Искусство итальянского Возрождения

Культурный подъём, происходивший в Италии в период Возрождения. ярче всего проявился в изобразительном искусстве и архитектуре. В них с особой силой и наглядностью отразилось великое переломное значение эпохи, определившей пути дальнейшего развития мирового искусства.

Л. да Винчи. Автопортрет


Л. да Винчи. Автопортрет

Микеланджело. Купол собора Св. Петра


Микеланджело. Купол собора Св. Петра

Микеланджело. Оплакивание Христа


Микеланджело. Оплакивание Христа

Микеланджело. Сотворение Адама. Сикстинская капелла


Микеланджело. Сотворение Адама. Сикстинская капелла

Не менее впечатляющих успехов Микеланджело добился и в архитектуре. С 1547 г. до конца жизни он возглавлял строительство собора Св. Петра, предназначенного стать главным католическим храмом в мире. Микеланджело радикально изменил первоначальный замысел этого грандиозного сооружения. По его гениальному проекту создали купол, по сей день непревзойденный ни по размерам, ни по величию. Этот римский собор вошёл в число величайших творений мирового зодчества.

Рафаэль. Сикстинская мадонна


Рафаэль. Сикстинская мадонна

Тициан. Автопортрет


Тициан. Автопортрет

Архитектура и скульптура

Основоположниками нового архитектурного стиля стали выдающиеся мастера Флоренции, прежде всего Филиппо Брунеллески, создавший монументальный купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Но главным типом архитектурного сооружения в этот период становится уже не церковное, а светское здание — палаццо (дворец). Ренессансный стиль характеризуют монументальность, создающая впечатление величия, и подчёркнутая простота фасадов, удобство просторных интерьеров. Сложной конструкции готических зданий, подавлявших человека своим величием, была противопоставлена новая архитектура, которая создавала принципиально новую среду обитания, более соответствующую человеческим потребностям.

Собор Санта-Мария дель Фьоре. Флоренция


Собор Санта-Мария дель Фьоре. Флоренция

Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Фасад


Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Фасад

Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Внутренний двор


Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Внутренний двор

В эпоху Возрождения произошло отделение скульптуры от архитектуры, появились отдельно стоящие памятники как самостоятельный элемент городского ландшафта, быстро развивалось искусство скульптурного портрета. Портретный жанр, широко распространившийся в живописи, скульптуре и графике, отвечал гуманистическому настрою ренессансной культуры.

Литература, театр, музыка

Ренессансная литература, создававшаяся первоначально на латыни, шаг за шагом уступала место собственно национальной, итальянской. К середине XVI в. итальянский язык, основой которого стал тосканский диалект, становится преобладающим. Это был первый национальный литературный язык в Европе, переход на который способствовал широкому распространению ренессансной образованности.

На протяжении XVI в. в Италии возник национальный театр в современном понимании этого слова. Итальянские народные комедии стали первыми в Европе, которые писались прозой и имели реалистический характер, то есть соответствовали действительности.

Увлечение музыкой в Италии всегда было более распространено, чем в любой другой стране Европы. Оно носило массовый характер и представляло неотъемлемый элемент повседневной жизни самых широких слоёв населения. Эпоха Возрождения принесла большие изменения и в эту сферу. Особую популярность получают оркестры. Создаются новые виды музыкальных инструментов, из струнных на первое место выдвигается скрипка.

Новое понимание истории и рождение политической науки

Крупнейшим мыслителем итальянского Возрождения, который внёс неоценимый вклад в развитие как исторической, так и политической мысли, был Никколо Макиавелли (1469-1527). Уроженец Флоренции, он занимал ответственные посты в правительстве и исполнял важные дипломатические поручения в те годы, когда Италия превратилась в арену ожесточённого международного соперничества. Именно в эту катастрофическую для его страны эпоху флорентийский мыслитель попытался ответить на острейшие проблемы современности. Для него история представляла политический опыт прошлого, а политика — современную историю.

Н. Макиавелли


Н. Макиавелли

Использованная литература:
В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Культура раннего возрождения в Италии"

Середина XIV века стала переломным моментом в развитии культуры Италии. Именно в это время в итальянских городах развивается новая культура – культура Возрождѐния. В дальнейшем ей были охвачены все страны Европы.

Возрождение (или Ренесса̀нс) продлилось до середины XVII века.

Раннее Возрождение охватывает время с 1420 по 1500 годы.

Эпоха Возрождения

Возрождение началось не случайно. Было достаточно много причин его появления.

В городах Италии развивались ремесло и торговля, банковское дело.

Города богатели, а вместе с ними богатели и их жители. При помощи богатства они делали свою жизнь комфортнее.

Эти люди уже не мечтали о лучшей жизни в загробном мире, которую обещала церковь. Они хотели жить здесь и сейчас.

Италия была наследницей Римской империи и её культуры, почти отвергнутой в Средние Века. У людей, стремившихся комфортно прожить земную жизнь, возникает интерес к античной культуре.

люди стали изучать латинский и греческий языки, произведения античных авторов, создавать объединения, находившиеся вне контроля церкви.

Эпоха Возрождения

В обществе начался процесс духовного обновления. Вместе с ним – подъём культуры и общественной мысли.

На эти темы появляются сочинения. Главное в них – интерес к человеку, его земной жизни.

Стать таким человеком было можно при помощи разума – бесценного дара природы и Бога, который отличал человека от всего сущего и делал его богоподобным.

Гуманисты утверждали, что человек – хозяин своей судьбы. Только от него самого зависит, что будет дальше. Только упорно работая над собой можно прийти к величию и славе.

Гуманисты отвергали средневековые представления о знатности и благородстве, согласно которым лучшими людьми считались те, у кого были знатные предки.

Они утверждали, что только тот, кто сам воспитал в себе благородство неустанными трудами, образованием, размышлениями, достоин называться лучшим человеком.

Гуманисты стремились создать новые научные труды, произведения литературы и искусства.

Великим деятелем Раннего Возрождения был итальянский поэт Франчѐско Петра̀рка (1304–1374 годы).

В них автор открывает читателю свои чувства, рассказывает о переживаниях. В его стихах ярко проявляется интерес к внутренней жизни человека.

Петрарка первым предположил, что реальные эмоции поэта могут быть интересны другим людям, за это его нередко называют первым гуманистом.

Они сочетают в себе идеи гуманизма и свободомыслия, юмор, критику церкви, итальянского общества и старой морали.

Творчество Петрарки, Боккаччо и их последователей заслужило известность по всей Италии, а после – в остальной Европе.

Авторитет гуманистов сильно возрос. К их советам стали прислушиваться правители многих стран.

Центрами культуры Возрождения стали Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, Рим. Из Италии идеи гуманистов распространялись в другие страны Европы.

Центры Возрождения

В период Раннего Возрождения начинается расцвет итальянского искусства.

В живописи художники стали стремиться передать реальный образ человека. Картины стали более реалистичными.

Популярным стал жанр портрета. Эти изображения сохранили до наших дней облик многих известных людей той эпохи.

Самым заметным живописцем Раннего Возрождения был Са̀ндро Боттичѐлли (1445–1510 годы).

Они стали примером и идеалом для многих художников.

В архитектуре происходит возврат к формам античного искусства.

Множество новых зданий: дворцы, больницы, университеты, дома горожан были построены с учётом потребностей человека. Они были удобны для жизни. Их внешний вид часто напоминал постройки времён Римской империи.

Художники, архитекторы, писатели и поэты Возрождения пользовались огромным уважением. Их часто приглашали ко двору правители, Римские Папы и влиятельные люди.

Подведём итоги.

Эпоха Раннего Возрождения принесла много нового в жизнь Европы.

В центре теперь находился человек.

Изменилась литература и искусство. Оно стало более реалистичным и приближенным к мирскому.

Изменилось отношение к жизни – теперь человек стремился прожить её на земле – и мировоззрение людей.

Читайте также: