Грамматика лаврентия зизания доклад

Обновлено: 07.07.2024

Лаврентий Зизаний, Православный Протопоп Литовский в городе Корце, сочинитель первой известной нам Славянской Грамматики, напечатанной в Вильне под заглавием: Грамматика Словенска совершенного искусства осми частей слова и иных нужных новоставлений. Л.Z. в Вильне в друкарьни Братской, року Божого афчs (1596), а от создания Мира зрг месяца февраля вi. Книга Сия весьма редка, и потому достойна подробнейшего описания. Она напечатана в 8 или почти в 12 долю листа. После упомянутого заглавия напечатана Епиграмма на Грамматику в следующих стихах:

Грамматика письма всех научает,

Четырма часть ми латве уразумляет,

Орфографиею и Просодиею,

Синтаксисом и Этимологиею,

А предуреченное ей опаство

Подает певное искусство,

Которые прагнут быти досконали,

В письме и словах абы не партали,

Але известно все познавали

И чего ся учат, абы добре знали;

Ключем бо есть, отворяючи всем ум

К познанию в преправый разум;

По которой власня як по всходе пойдет

Каждый, естьли хочет, всех наук дойдет.

После чего следует Послание Спудеом изрядным и всем любителям доброглаголивого и пространного языка Словенского, еже о Христе братии нашей С. О Господе радоватися.

В сем небольшом предисловии пишет он о пользе Грамматики. Потом краткое примечание желающим слагать стихи, и вслед за тем стихи к ученикам от Сочинителя, а другие стихи от Типографа. После чего начинается самая Грамматика Словенска составлена Лаврентием Зизанием. Граматика расположена по вопросам и ответам. Глава 1-я о Грамматице, 2-я-о Орфографии. Буквы гласные разделяет он на долгие, краткие и двовременные. Долгие четыре: И, Ять, Омега и Я; кратких три: Е, О и У; двовременных четыре: А, I, Юс и Ижица. На сем-то основано у него и стихосложение, в чем последует ему и Мелетий Смотрицкий в своей Грамматике. Частей речи у него восемь: но Междометие не считается между оными, а вместо его Различие, или мнимый Член иже, по подобию Греческого члена О.Падежей у него 6, ибо Предложного нет, а причисляет он его к Дательному. Склонений имен Существительных и Прилагательных без разбору всех десять. Спряжений два; Наклонений Глаголов 4; Залогов 5; Времен 5: 1) Настоящее, 2) Мимошедшее, 3) Протяженное вместо Совершенного, 4) Пресовершенное, 5) Будущее. В Просодии он исчисляет только роды стихов и разделяет на три: Ироический, Елегический и Ямбический. На конце присовокуплено толкование Молитвы Господней Отче наш; но не Грамматическое, а Логическое. Вся сия краткая Грамматика заключается в 59 листах осмушных.

Другая книга, Зизанием в Вильне же 1596 г. напечатанная, Славянская Азбука с приложенными Молитвами, а при ней краткий Лексикон под названием Лексик, сиречь речения в кратьце собранны и из Словенского языка на простой Русский диалект истолкованы Л.Z. Весь сей Лексикон заключается в 34 листках в осмушку. К концу оного присовокуплено расположенное вопросами и ответами на 6 листках Стефана Зизаниа (Брата его) изложение о православной Вере коротким пытаньем и отповеданьем для латвейшаго выразуменя Христианским детям. Катехизис сей православен в статьях отличительных от Папистов. В нем следует наставление, как должно творить Крестное на челе Знамение, и что оно значит, написано также православно, а напоследок Месяцеслов и Пасхалия.

Третья книга Зизаниева есть Большой Катехизис, написанный им на литовском языке и представленный в перевод на рассмотрение Московскому Патриарху Филарету, который чрез избранных из своего Духовенства переправил его по тогдашнему в России образу мыслей и напечатал, на славяно-русском языке, 1627 г., в Москве, в листе, под названием: Катехизис, по-Литовски Оглашение, русским же языком нарицается Беседословие, избранный от Божественых писаний Евангельския Проповеди, Апостольских учений и Святых Богоносных Отец, в вопросах и ответах, рекше во образе хотящего разумети и во образе могущего разум дати. Раскольники вторично напечатали сию книгу в Гродне, 1788 г., потому что в ней поправщиками протолковано перстосложение Крестного Знамения сообразно их умствованиям. У них Катихизис сей обыкновенно называется Большим для отличия от Малого, при Патриархе Иосифе изданного.

Брат сего Протопопа, бывший в Вильне Учителем, издал там же, в 1596 году на Славянском и Польском языке в 8 долю листа Поучение Св. Кирилла, Патриарха Иерусалимского, о Антихристе, с посвящением Константину Константиновичу Князю Острожскому.

Источник: Б 79 Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. - М.: "Русский Двор", Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. - 416 с.

Лаврентий Зизаний Тустановский – человек своего времени, один из самых известных филологов и гуманистов XVI – XVII вв. Его имя звучит в разных уголках мира, его научные труды актуальны в лингвистике, педагогике и философии разных стран. Его античные и ренесанские идеи о грамматике как начале изучения всех наук, связь грамматики с риторикой, логикой и философией, - вот тема, проходящая лейтмотивом в исследованиях Лаврентия Зизания Тустановского.

Такое расположение материала показывало ученику, как из одного корня слова образуется та или иная часть речи. Это давало возможность научить учащихся словообразованию.

Все это указывает на то, что учителя братских школ стремились различными способами развивать память своих учеников, пополнять их словарный запас.

Очень часто Лаврентий Зизаний прибегает к энциклопедическим приемам разъяснения слова: краегранесiе—початок стiха албо строки; зеленийчiе — естъ дерево, которое лете и зиме зелено, подобное листье мает зелью, на котором чернице ягоды растут; лоза — винная матица; и т. д.

В словаре есть сведения о птицах, рыбах, животных и растениях. Для того чтобы люди, живущие в Белоруссии, могли представить себе, например, пеликана, Зизаний сравнивает его с аистом. Заметим, кстати, что обе эти птицы относятся к семейству аистообразных.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Алексеев А.В. Историческая грамматика русского языка. учебник и практикум для академического бакалавриата / А.В. Алексеев. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 314 c.

Бенвенист Э. Общая лингвистика / Э.Бенвенист. – М.: УРСС, 2002. — 244 c.

Бондарко А.В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии / А.В. Бондарко. — Л., 1983. — 84 c.

Борковский В.И. Историческая грамматика русского языка. 5-е изд. / В.И. Борковский, П.С. Кузнецов. — М.: Книжный дом Либроком, 2010. — 512 c.

Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка: Этимология / Ф.И. Буслаев. — М.: Книжный дом Либроком, 2014. — 288 c.

Дубичинский В.В. Лексикография русского языка: учеб. пособие / Дуби чинский В.В. – М. : Наука: Флинта, 2008. – 432 с.

Историческая грамматика русского языка. Морфология: П. С. Кузнецов – М., 2010 г.- 312 с.

Историческая грамматика русского языка: В. И. Борковский, П. С. Кузнецов. М., 2010 г.- 512 с.

Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка: Морфология / П.С. Кузнецов. — М., 2014. — 312 c.

Милославский И.Г. Краткая практическая грамматика русского языка / И.Г. Милославский. — М., 2015. — 288 c.

Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М., 1990. — 314 c.

Сабитова З.К. Историческая грамматика русского языка: Учебное пособие. 2-е изд., испр / З.К. Сабитова. — М., 2015. — 512 c.

Стефан и Лаврентий учились на родине в Острожской брат­ской школе, где велось преподавание на уровне европейских учебных заведений. Братские православные школы возникли в ВКЛ во второй половине XVI в. как форма защиты православной религии, родного языка и культуры в условиях экспансии католи­цизма. Наиболее крупные братские школы были в Бресте, Вильно, Остроге, Киеве, Луцке, Львове, Минске, Могилеве и Полоцке.

Через некоторое время после окончания школы братья в ВКЛприобрели широкую известность как талантливые преподаватели


православных братских школ и страстные публицисты — против­ники церковной унии.

Сочинения Зизаниев, как и произведения других преподава­телей братских школ, демонстрируют гуманистический характер их взглядов и деятельности.

В 1596 г. церковный собор в Новогрудке осудил антиуниат­скую деятельность С. Зизания. Несмотря на его отказ явиться на собор, суд заочно объявил его еретиком и проклял. Правда, в этом же 1596 г. в Бресте состоялся новый собор, созванный ду­ховенством, выступающим против унии, на котором его оправ­дали. Однако проповедовать становилось все труднее: церковная и светская власть обставляла его деятельность все новыми и но­выми запретами. В годы митрополитства И. Потея гонения уси­ливаются и С. Зизаний уходит в Троицкий монастырь. Попытка открыть там школу получила запрет со стороны униатской церк­ви. За то, что виленцы разрешили ему проповедовать в монасты­ре, Сигизмунд III оштрафовал их на 3 тысячи коп литовских грошей. В ряде исследований приводятся факты, что С. Зизаний был убит во время паломничества в 1600 г.

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой




ний, не согласившись с замечаниями, давал согласие на печата­ние, но с условием не указывать его как автора.

Просветительский гуманизм Л. Зизания. Втворчестве Л. Зи­зания довольно четко прослеживаются гуманистические и рефор-мационные идеи. Это выражено как в его педагогической деятельности, так и в творческом богословии. Хотя такое разде­ление весьма условно.

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой

Такой новаторский подход к обучению выводил учащихся за рамки богословия, делая его существенно рациональным.

Ключем бо ест отворяючи всем ум, К познанию в преправый разум. По которой власне як по всходе пойдет, Каждый если хочет всех наук дойдет.

ЦК

3.3. Мелетий Смотриикий

Мелетий (светское имя — Максим) Смотрицкий (1577—1633) родился в местечке Смотричь на Подолии. Учился в братской школе в Остроге под руководством своего отца - известного за­щитника православия Герасима Смотрицкого, и грека, будущего Константинопольского патриарха Кирилла Лукариса. Затем про­должал образование на философском факультете в Виленской академии. Во время учебы М. Смотрицкого в Виленской акаде­мии было два факультета — богословский и философский. В 1641 г. образованы еще два — юридический и медицинский.

После окончания академии М. Смотрицкий по рекоменда­ции князя К. Острожского работал домашним учителем в семье князя Соломорецкого, жил в его имении Боровляны под Минс­ком. Затем с сыном князя Соломорецкого Богданом продолжал учебу в Лейпцигском, Нюрнбергском и Виттенбергском универ­ситетах Германии.

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполигтюй

В 1620 г. М. Смотрицкий избирается епископом Полоцким, Витебским и Мстиславским. Идеологическая полемика православ­ных с униатами расшатывала унию, раскрывала перед народом настоящие планы этого единения. Не одержав победы в идейном споре, правящие круги Речи Посполитой обвиняют Мелетия в шпионаже в пользу Турции и отдают приказ об его аресте.

Позднее, летом 1626 г., в письме князю Хрептовичу М. Смот-рицкий пишет, что он надеялся найти у патриарха верный способ для достижения согласия между униатами и православными. Ко­лебания в вере не могли остаться незамеченными, дома его встре­тили недружелюбно. Ему не разрешили остановиться в Киево-Печерском монастыре. Находясь в непростом материаль­ном положении, Мелетий обращается к Заславскому — потомку князей Острожских, чтобы тот поспособствовал назначению его в Дерманский монастырь (недалеко от Киева). За такую услугу Заславский потребовал от М. Смотрицкого перехода в унию, на что тот и согласился. Было оговорено, что некоторое время его переход в унию не должен подлежать огласке. Так завершается его первый период в жизни и творчестве и начинается новый — униатский. Православные за измену дают ему кличку Мегментий Смердицкий.

Уния: против и за.Два периода в творчестве М. Смотрицко­го представляют два различных мировоззрения. Начинает он свою общественную деятельность как противник унии, в которой ви­дел угрозу для самобытности белорусского и украинского наро­дов. Осуждая униатов и католиков за насильственное отторжение народа от веры предков, дает им сугубо отрицательные характе­ристики: «В жизни вы корчмари и купцы, в обычаях — домоседы,

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой

М. Смотрицкий причины такого положения видит в преда­тельской политике по отношению к своему народу светской и ду­ховной элиты. Он осуждает за переход в унию и католичество князей Слуцких, Заславских, Збаражских, Вишневецких, Сангу-шек, Чарторыйских, Пронских, Ружинских, Соломорецких, Го-ловчинских, Крошинских, Масальских, Горских, Соколинских, Лукомских, Пузын, а также древние рода — Ходкевичей, Глебо­вичей, Кишек, Сапег, Дорогостайских, Войн, Воловичей, Зено-вичей, Пацов, Халецких, Тышкевичей, Корсаков, Хрептовичей, Тризн, Горностаевых, Бокеев, Мечниковых, Горских, Семашек, Гулевичей, Ярмолинских, Чосанских, Калиновских, Курдеев, Загоровских, Мелешек, Боговитиных, Павловичей, Соснов-ских, Скуминов, Потеев и др.

М. Смотрицкий констатирует, что уния разделила народ на два лагеря и представляет собой наибольшую угрозу для существова­ния самого государства. Он приводит примеры мирного суще­ствования народов различных вероисповеданий в истории Речи Посполитой, что было важным фактором могущества государства. Силовое давление на православных с целью изменения веры, ут­верждает автор, представляет собой стремление уничтожить сам русский народ. Таковы его взгляды до принятия им унии.

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой бесполезность сопротивления унии, так как за ней - король и римский папа.

М. Смотрицкий неоднократно подчеркивал, что прежде чем достичь славы вечной, надо обрести ее на земле. Но слава не дает­ся всем, а только избранным. К таковым он и относил себя. И в своих произведениях он предстает, скорее, не богословом, а уче­ным-энциклопедистом, философом и литератором-полемистом.

Поэтому, с одной стороны, его личностные устремления, а с другой, яростное наступление католицизма поколебали веру М. Смотрицкого и подтолкнули к переходу в унию. Продолжение пропаганды идей, которые не находили поддержки в официаль­ных кругах, вело к нужде и крушению карьеры и материального благополучия. Как правило, такое часто происходит с людьми из­вестными, активными в жизни. Вот почему для них это — своего рода способ выживания в привычном качестве. Православные же увидели в этом предательство и измену.

Учение о свободе.Как и мыслители эпохи Возрождения, М. Смотрицкий считает, что человек имеет право на выбор сво-

ей свободы. Как идеал она предначертана человеку от его рожде­ния Богом. Человек же, творя свою свободу, может приближать­ся к идеалу или, наоборот, отдаляться. Чтобы осуществить правильный выбор, человеку необходимо познать себя. Чело­век, познавший себя и мир, становится мудрым. Одна из задач мудрости - постижение истины, на которую никто не должен иметь монополии. По мнению философа, истина добывается и доказывается в дискуссиях и диспутах.

М. Смотрицкий, хорошо зная древнюю и средневековую фи­лософию, законодательство Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, приводит многочисленные примеры, ссылки на учения известных философов и юридические акты. Касается это как его критики римско-католической церкви, так и его гу­манистических взглядов. Мудрость, однако, не исчерпывается знанием, основное в ней — функциональная направленность на благие дела, выход из того кризисного состояния, в котором оказались вера и культура предков.

Индивидуальную свободу, таким образом, связывает он со свободой всего народа, с его правом на свою религию, традиции и обычаи.

Учение об обществе.Идеальным государством М. Смотрицкий считал Речь Посполитую во времена Стефана Батория, когда, по его мнению, соблюдались принципы веротерпимости, равнопра­вия народов, населяющих государство, в выборе религии.

Как и другие отечественные мыслители, он рассматривает право и соблюдение законности в качестве главных условий мира

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой

и общественного согласия. Существенным же дополнением к пи­саному праву как основе внутригосударственной гармонии он от­носит необходимость и возможность беспрепятственного следования культурным традициям предков.

Стефан и Лаврентий учились на родине в Острожской брат­ской школе, где велось преподавание на уровне европейских учебных заведений. Братские православные школы возникли в ВКЛ во второй половине XVI в. как форма защиты православной религии, родного языка и культуры в условиях экспансии католи­цизма. Наиболее крупные братские школы были в Бресте, Вильно, Остроге, Киеве, Луцке, Львове, Минске, Могилеве и Полоцке.

Через некоторое время после окончания школы братья в ВКЛприобрели широкую известность как талантливые преподаватели


православных братских школ и страстные публицисты — против­ники церковной унии.

Сочинения Зизаниев, как и произведения других преподава­телей братских школ, демонстрируют гуманистический характер их взглядов и деятельности.

В 1596 г. церковный собор в Новогрудке осудил антиуниат­скую деятельность С. Зизания. Несмотря на его отказ явиться на собор, суд заочно объявил его еретиком и проклял. Правда, в этом же 1596 г. в Бресте состоялся новый собор, созванный ду­ховенством, выступающим против унии, на котором его оправ­дали. Однако проповедовать становилось все труднее: церковная и светская власть обставляла его деятельность все новыми и но­выми запретами. В годы митрополитства И. Потея гонения уси­ливаются и С. Зизаний уходит в Троицкий монастырь. Попытка открыть там школу получила запрет со стороны униатской церк­ви. За то, что виленцы разрешили ему проповедовать в монасты­ре, Сигизмунд III оштрафовал их на 3 тысячи коп литовских грошей. В ряде исследований приводятся факты, что С. Зизаний был убит во время паломничества в 1600 г.

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой

ний, не согласившись с замечаниями, давал согласие на печата­ние, но с условием не указывать его как автора.

Просветительский гуманизм Л. Зизания. Втворчестве Л. Зи­зания довольно четко прослеживаются гуманистические и рефор-мационные идеи. Это выражено как в его педагогической деятельности, так и в творческом богословии. Хотя такое разде­ление весьма условно.

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой

Такой новаторский подход к обучению выводил учащихся за рамки богословия, делая его существенно рациональным.

Ключем бо ест отворяючи всем ум, К познанию в преправый разум. По которой власне як по всходе пойдет, Каждый если хочет всех наук дойдет.

ЦК

3.3. Мелетий Смотриикий

Мелетий (светское имя — Максим) Смотрицкий (1577—1633) родился в местечке Смотричь на Подолии. Учился в братской школе в Остроге под руководством своего отца - известного за­щитника православия Герасима Смотрицкого, и грека, будущего Константинопольского патриарха Кирилла Лукариса. Затем про­должал образование на философском факультете в Виленской академии. Во время учебы М. Смотрицкого в Виленской акаде­мии было два факультета — богословский и философский. В 1641 г. образованы еще два — юридический и медицинский.

После окончания академии М. Смотрицкий по рекоменда­ции князя К. Острожского работал домашним учителем в семье князя Соломорецкого, жил в его имении Боровляны под Минс­ком. Затем с сыном князя Соломорецкого Богданом продолжал учебу в Лейпцигском, Нюрнбергском и Виттенбергском универ­ситетах Германии.

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполигтюй

В 1620 г. М. Смотрицкий избирается епископом Полоцким, Витебским и Мстиславским. Идеологическая полемика православ­ных с униатами расшатывала унию, раскрывала перед народом настоящие планы этого единения. Не одержав победы в идейном споре, правящие круги Речи Посполитой обвиняют Мелетия в шпионаже в пользу Турции и отдают приказ об его аресте.

Позднее, летом 1626 г., в письме князю Хрептовичу М. Смот-рицкий пишет, что он надеялся найти у патриарха верный способ для достижения согласия между униатами и православными. Ко­лебания в вере не могли остаться незамеченными, дома его встре­тили недружелюбно. Ему не разрешили остановиться в Киево-Печерском монастыре. Находясь в непростом материаль­ном положении, Мелетий обращается к Заславскому — потомку князей Острожских, чтобы тот поспособствовал назначению его в Дерманский монастырь (недалеко от Киева). За такую услугу Заславский потребовал от М. Смотрицкого перехода в унию, на что тот и согласился. Было оговорено, что некоторое время его переход в унию не должен подлежать огласке. Так завершается его первый период в жизни и творчестве и начинается новый — униатский. Православные за измену дают ему кличку Мегментий Смердицкий.

Уния: против и за.Два периода в творчестве М. Смотрицко­го представляют два различных мировоззрения. Начинает он свою общественную деятельность как противник унии, в которой ви­дел угрозу для самобытности белорусского и украинского наро­дов. Осуждая униатов и католиков за насильственное отторжение народа от веры предков, дает им сугубо отрицательные характе­ристики: «В жизни вы корчмари и купцы, в обычаях — домоседы,

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой

М. Смотрицкий причины такого положения видит в преда­тельской политике по отношению к своему народу светской и ду­ховной элиты. Он осуждает за переход в унию и католичество князей Слуцких, Заславских, Збаражских, Вишневецких, Сангу-шек, Чарторыйских, Пронских, Ружинских, Соломорецких, Го-ловчинских, Крошинских, Масальских, Горских, Соколинских, Лукомских, Пузын, а также древние рода — Ходкевичей, Глебо­вичей, Кишек, Сапег, Дорогостайских, Войн, Воловичей, Зено-вичей, Пацов, Халецких, Тышкевичей, Корсаков, Хрептовичей, Тризн, Горностаевых, Бокеев, Мечниковых, Горских, Семашек, Гулевичей, Ярмолинских, Чосанских, Калиновских, Курдеев, Загоровских, Мелешек, Боговитиных, Павловичей, Соснов-ских, Скуминов, Потеев и др.

М. Смотрицкий констатирует, что уния разделила народ на два лагеря и представляет собой наибольшую угрозу для существова­ния самого государства. Он приводит примеры мирного суще­ствования народов различных вероисповеданий в истории Речи Посполитой, что было важным фактором могущества государства. Силовое давление на православных с целью изменения веры, ут­верждает автор, представляет собой стремление уничтожить сам русский народ. Таковы его взгляды до принятия им унии.

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой бесполезность сопротивления унии, так как за ней - король и римский папа.

М. Смотрицкий неоднократно подчеркивал, что прежде чем достичь славы вечной, надо обрести ее на земле. Но слава не дает­ся всем, а только избранным. К таковым он и относил себя. И в своих произведениях он предстает, скорее, не богословом, а уче­ным-энциклопедистом, философом и литератором-полемистом.

Поэтому, с одной стороны, его личностные устремления, а с другой, яростное наступление католицизма поколебали веру М. Смотрицкого и подтолкнули к переходу в унию. Продолжение пропаганды идей, которые не находили поддержки в официаль­ных кругах, вело к нужде и крушению карьеры и материального благополучия. Как правило, такое часто происходит с людьми из­вестными, активными в жизни. Вот почему для них это — своего рода способ выживания в привычном качестве. Православные же увидели в этом предательство и измену.

Учение о свободе.Как и мыслители эпохи Возрождения, М. Смотрицкий считает, что человек имеет право на выбор сво-

ей свободы. Как идеал она предначертана человеку от его рожде­ния Богом. Человек же, творя свою свободу, может приближать­ся к идеалу или, наоборот, отдаляться. Чтобы осуществить правильный выбор, человеку необходимо познать себя. Чело­век, познавший себя и мир, становится мудрым. Одна из задач мудрости - постижение истины, на которую никто не должен иметь монополии. По мнению философа, истина добывается и доказывается в дискуссиях и диспутах.

М. Смотрицкий, хорошо зная древнюю и средневековую фи­лософию, законодательство Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, приводит многочисленные примеры, ссылки на учения известных философов и юридические акты. Касается это как его критики римско-католической церкви, так и его гу­манистических взглядов. Мудрость, однако, не исчерпывается знанием, основное в ней — функциональная направленность на благие дела, выход из того кризисного состояния, в котором оказались вера и культура предков.

Индивидуальную свободу, таким образом, связывает он со свободой всего народа, с его правом на свою религию, традиции и обычаи.

Учение об обществе.Идеальным государством М. Смотрицкий считал Речь Посполитую во времена Стефана Батория, когда, по его мнению, соблюдались принципы веротерпимости, равнопра­вия народов, населяющих государство, в выборе религии.

Как и другие отечественные мыслители, он рассматривает право и соблюдение законности в качестве главных условий мира

Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой

и общественного согласия. Существенным же дополнением к пи­саному праву как основе внутригосударственной гармонии он от­носит необходимость и возможность беспрепятственного следования культурным традициям предков.

— Православный Протопоп Литовский в городе Корце, сочинитель первой известной нам Славянской Грамматики, напечатанной в Вильне под заглавием: Грамматика Словенска совершеннаго искусства осми частей слова и иных нужных новоставлений. Л.Ζ. в Вильне в друкарьни Братской, року Божого афчs (1596), а от создания Мира зрг месяца февраля вi. Книга сия весьма редка, и потому достойна подробнейшего описания. Она напечатана в 8 или почти в 12 долю листа. После упомянутого заглавия напечатана Епиграмма на Грамматику в следующих стихах:

Грамматика письма всех научает,

Четырма частьми латве уразумляет,

Орфографиею и Просодиею,

Синтаксисом и Этимологиею,

А предуреченное ей опаство

Подает певное искусство,

Которые прагнут быти досконали,

В письме и словах абы не партали,

Але известно все познавали

И чего ся учат, абы добре знали;

Ключем бо есть, отворяючи всем ум

К познанию в преправый разум;

По которой власня як по всходе пойдет

Каждый, есть ли хочет, всех наук дойдет.

После чего следует Послание Спудеом изрядным и всем любителям доброглаголиваго и пространнаго языка Словенскаго, еже о Христе братии нашей С. О Господе радоватися.

В сем небольшом предисловии пишет он о пользе Грамматики. Потом краткое примечание желающим слагать стихи, и вслед за тем стихи к ученикам от Сочинителя, а другие стихи от Типографа. После чего начинается самая Грамматика Словенска составлена Лаврентием Зизанием. Граматика расположена по вопросам и ответам. Глава 1-я о Грамматике, 2-я—о Орфографии. Буквы гласные разделяет он на долгие, краткие и двовременные. Долгие четыре: И, Ять, Омега и Я; кратких три: Е, О и У; двовременных четыре: А, I, Юсъ и Ижица. На сем-то основано у него и стихосложение, в чем последует ему и Мелетий Смотрицкий в своей Грамматике. Частей речи у него восемь: но Междометие не считается между оными, а вместо его Различие, или мнимый Член иже, по подобию Греческого члена О. Падежей у него 6, ибо Предложного нет, а причисляет он его к Дательному. Склонений имен Существительных и Прилагательных без разбору всех десять. Спряжений два; Наклонений Глаголов 4; Залогов 5; Времен 5: 1) Настоящее, 2) Мимошедшее, 3) Протяженное вместо Совершенного, 4) Пресовершенное, 5) Будущее. В Просодии он исчисляет только роды стихов и разделяет на три: Ироический, Елегический и Ямбический. На конце присовокуплено толкование Молитвы Господней Отче наш; но не Грамматическое, а Логическое. Вся сия краткая Грамматика заключается в 59 листах осмушных.

Другая книга, Зизанием в Вильне же 1596 г. напечатанная, Славянская Азбука с приложенными Молитвами, а при ней краткий Лексикон под названием Лексик, сиречь речения в кратьце собранны и из Словенского языка на простой Русский диалект истолкованы Λ.Ζ. Весь сей Лексикон заключается в 34 листках в осмушку. К концу оного присовокуплено расположенное вопросами и ответами на 6 листках Стефана Зизаниа (Брата его) изложение о православной Вере коротким пытаньем и отповеданьем для латвейшаго выразуменя Христианским детям. Катехизис сей православен в статьях отличительных от Папистов. В нем следует наставление, как должно творить Крестное на челе Знамение, и что оно значит, написано также православно, а напоследок Месяцеслов и Пасхалия.

Третья книга Зизаниева есть Большой Катехизис, написанный им на литовском языке и представленный в перевод на рассмотрение Московскому Патриарху Филарету, который чрез избранных из своего Духовенства переправил его по тогдашнему в России образу мыслей и напечатал, на славяно-русском языке, 1627 г., в Москве, в листе, под названием: Катехизис, по-Литовски Оглашение, русским же языком нарицается Беседословие, избранный от Божественых писаний Евангельския Проповеди, Апостольских учений и Святых Богоносных Отец, в вопросах и ответах, рекше во образе хотящаго разумети и во образе могущаго разум дати. Раскольники вторично напечатали сию книгу в Гродне, 1788 г., потому что в ней поправщиками протолковано перстосложение Крестного Знамения сообразно их умствованиям. У них Катехизис сей обыкновенно называется Большим для отличия от Малого, при Патриархе Иосифе изданного.

Брат сего Протопопа, бывший в Вильне Учителем, издал там же, в 1596 году на Славянском и Польском языке в 8 долю листа Поучение Св. Кирилла, Патриарха Иерусалимского, о Антихристе, с посвящением Константину Константиновичу Князю Острожскому.

Читайте также: