Готтентоты народ африки доклад

Обновлено: 05.05.2024

Страны африканского континента, расположенные ниже экватора на географической карте, принято считать Южной Африкой. Этот регион черного континента стал одним из самых богатых на исторические события: активное расселение и эволюция коренных жителей, влияние Ближнего Востока и Азии, колонизация европейцами – всё это сделало Южную Африку чрезвычайно контрастной землей, а её народы – абсолютно непохожими друг на друга.

Банту – основа африканского юга

Банту – самый многочисленный коренной народ Африки, относящийся к классической негроидной расе . Изначально банту населяли Западную Африку, но в ходе активной миграции на рубеже эр заселили весь юг, вытеснив большую часть южных африканских народов другой языковой семьи с территорий современных Ботсваны, ЮАР и Лесото.

Южноафриканские бантуязычные народы занимались земледелием, выращивая корнеплоды, пшеницу и некоторые виды овощей, а также разводили мелкий рогатый скот. Некоторые народности занимались сбором дикого меда и охотой. В доколониальный период банту уже умели изготавливать высокохудожественные изделия из кости, дерева и металлов, которые использовали при бартерной системе или для религиозных обрядов местных верований.

К банту относятся более 400 народностей, но именно в Южной Африке прославился бантуязычный народ зулусов – искусных воинов и талантливых полководцев . Народ зулу сформировался в начале XIX в. из нескольких воинственных племен в юго-восточной части Южной Африки. Зулусы в течение века оттачивали военное мастерство, став в итоге самыми знаменитыми воинами региона. Во время усиления власти английских колонизаторов в конце XIX в., зулусы в течении почти 10 лет с разным успехом защищали свои территории от экспансии, имея из вооружения только примитивные копья и щиты против прогрессивной армии англичан.

Самый яркий бантуязычный народ на территории Южной Африки – химба . Химба компактно проживают в Намибии и ведут вполне традиционный для банту оседлый образ жизни. Прославились они благодаря своему неординарному внешнему виду, из-за которого женщин химба часто называют первыми красавицами Африки. Химба живут в засушливых областях Намибии, где не бывает лишней воды, поэтому они покрывают тело и волосы смесью охры, жира и масла, чтобы защищаться от солнца и пыли. Из-за своеобразной гигиенической процедуры химба имеют красновато-бурый оттенок кожи, выделяющий их на фоне любого другого африканского народа. Огромное значение химба придают прическам: дети носят две толстые косички, спадающие на лицо, а замужние женщины заплетают множество кос, которые покрываются глиной и дополняются пучками волос мужа. Химба практически не носят одежду, довольствуясь юбками и набедренными повязками, зато очень любят всевозможные аксессуары из козлиной кожи, деревянные бусы и медные браслеты. Еще одна отличительная черта химба – отсутствие четырех нижних резцов: их удаляют в подростковом возрасте во время обряда инициации и посвящения во взрослую жизнь.

Бушмены и готтентоты: пустынные странники

Бушмены и готтентоты – одни из древнейших людей мира, относящихся к капоидной подрасе – южному ответвлению от негроидов . Они входят в койсанскую языковую семью, и фонетически их речь наполнена необычными щелкающими звуками, характерными только для этих народов. Исконно бушмены и готтентоты населяли весь юг Африки, пока в начале новой эры их не вытеснили в пустыню Калахари (территории современных ЮАР, Намибии и Ботсваны) более развитые бантуязычные народы.

Бушмены и готтентоты интересны как народ, который максимально сохранил архаичный уклад жизни. Засушливая и крайне неплодородная почва Калахари вынуждает бушменов и готтентотов веками кочевать по пустыне, занимаясь собирательством и добычей воды. Вся их жизни связана с поиском пропитания и выживанием в экстремальных условиях, что отразилось не только на их культуре, но даже в физиологии и внешности. Лица бушменов и готтентов имеют монголоидный вид – эпикантус, характерный для пустынных народов, и несколько уплощенную форму лица. Интересной адаптивной особенностью готтентотов стала способность их тела накапливать жир и воду в области бедер и поясницы: в период достатка пищи энергетические запасы усиленно накапливаются в организме, который после расходуется во время засухи и дефицита полезных веществ.

В Калахари не так много источников животного белка, поэтому койсанские народы приспособились употреблять в пищу насекомых – личинки муравьев, кузнечиков и саранчу. Эти животные играют немаловажную роль и в традиционных верованиях бушменов – тотемизме и анимизме, прославляющих образ кузнечика как первичное существо, давшее начало миру.

Малагасийцы: гремучая смесь индонезийских переселенцев и коренных африканцев

Важное отличие малагасийцев от остальных южноафриканских народов – их язык. Малагасийский язык не связан ни с одной языковой семьей Африки, хотя позже и позаимствовал некоторые слова у арабов, суахили и даже французов-колонизаторов. Таким же образом сформировалась и современная внешность малагасийцев: индонезийское население смешалось с арабами, а позже с коренными африканцами. Разнообразие генотипов, полученное от разных рас, сделало мальгашей очень яркими метисными представителями мира, а их менталитет – наиболее дружелюбным и открытым во всей Африке.

Малагасийская культура переняла множество черт от индонезийцев – первых, кто появился на Мадагаскаре. Главным наследием стал особый вид земледелия – террасные рисовые поля, а также рыбная ловля в открытом океане. Эти промыслы характерны для юго-восточной Азии, но в Африке никогда не были использованы, кроме как на Мадагаскаре.

Традиционное верование малагасийцев – культ предков , который был характерен как для африканских народов, так и для некоторых индонезийцев, от которых были переняты обустройство алтарей внутри дома и ежедневные ритуалы подношения духам. Также среди малагасийцев есть небольшой процент мусульман-суннитов, а колониальное прошло оставило много последователей католичества и протестантства.


Готтенто́ты (кой-коин; самоназвание: ||khaa||khaasen) — этническая общность на юге Африки. Ныне населяют Южную и Центральную Намибию, во многих местах живя смешанно с дамара и гереро. Отдельные группы живут также в ЮАР: гриква, корана и группы нама (в основном переселенцы из Намибии).

Антропологически готтентоты относятся вместе с бушменами к особому расовому типу – капоидной расе.

Содержание

Название

Название происходит от нидерл. hottentot , что значит ‛заика’ (имеются в виду произнесение щелкающих звуков). В XIX–XX вв. термин ‛Hottentots’ приобрел отрицательную окраску и ныне считается оскорбительным в Намибии и ЮАР, где заменен на термин Khoekhoen (кой-коин), производный от самоназвания нама. В русском языке пока используются оба термина.

Языки

Готтентоты говорили на языках кхойкхой центральнокойсанской семьи: нама и капский кхой-кхой. На последнем сейчас, видимо, никто не говорит. На языке нама, кроме собственно готтентотов, говорят также дамара и хайлъом, культурно и антропологически отличающиеся от нама. В диалектном отношении отдельные группы нама весьма близки между собой и говорят на одном диалекте — центральном нама, за исключением топнар-нама. Остальные сохранившиеся группы готтентотов ныне говорят только на африкаанс: рехоботеры, гриква и корана.

История

К приходу европейцев готтентоты занимали юго-западное побережье Африки, от реки Фиш на востоке и до центральных нагорий Намибии на севере. Насколько давно готтентоты жили в этих местах, точно неизвестно. С уверенностью можно сказать лишь то, что племена банту несколькими веками раньше застали их уже в этих же местах. Согласно данным лексикостатистики, ветвь кхойкхой отделилась от других центральнокойсанских языков (ветвь чу-кхве) в конце 2 тыс. до н. э. Однако место первоначального расселения их общих предков (район пустыни Калахари или Капская область) и пути дальнейших миграций пока неизвестны. Сама ветвь кхойкхой распалась предположительно в III веке н. э. Интересно представление этого племени о законности, получившее распространённое название "готтентотская мораль": "если у меня украли корову, то это зло, а если я украл корову, то это добро" (аналогичные воззрения приписываются также бушменам и другим туземным племенам)

В отличие от бушменов, готтентоты занимались кочевым скотоводством.

Традиционно готтентоты делились на две крупные группы: нама и капские готтентоты, которые в свою очередь делились на более мелкие группы, а те на племена (!haoti).

Самоназвание – namaqua. До прихода европейцев делились на две группы:

  • нама собственно (большие нама; Great Nama) – к приходу европейцев жили к северу от р. Оранжевая (юг современной Намибии, Великий Намакваленд). Делились на следующие племена (перечислены с севера на юг, в скобках даются: варианты русского названия; название на африкаанс; самоназвание):
    • свартбои (лъхауцъоан; swartbooi; ||khau-|gõan)
    • коперы (къхара-кхой, фрасманны; kopers, fransmanne, Simon Kopper hottentot; !kharkoen).
    • ройнаси (гай-лъхауа, "красный народ"; rooinasie; gai-||xauan)
    • хротдоден-нама (лъо-кай; grootdoden; ||ō-gain)
    • фельдсхундрахеры (лъабобе, хабобен; veldschoendragers; ||haboben).
    • цайбши (кхаро; tsaibsche, keetmanshopers; kharo-!oan).
    • бондельсварты (къамичнун; bondelswarts; !gamiǂnûn).
    • топнаары (чъаонин; topnaars; ǂaonîn).
    • племя Африканера (цъоа-цъаран; африкаанеры; orlam afrikaners; |hôa-|aran), не следует путать с африканерами (бурами).
    • ламберты (гай-цъхауан; lamberts, amraals; kai|khauan).
    • витбои (цъхобесин; witboois (‛белые парни’); |khobesin).
    • бетанийцы (къаман; bethaniërs; !aman).
    • берсебы (цъай-цъхауан; bersabaers; |hai-|khauan).

    В 1798–1850-х годах эти 5 племен, теснимые белыми переселенцами, переселились на север, подчиняя жившие там 8 племен больших нама. Вместе с последними они образовали раннефеодальное объединение племен, возглавлявшееся вождем по имени Йонкер Африкаанер. Контролируя всю южную и центральную Намибию, они вели постоянные войны между собой и с гереро.

    Вскоре у них появился новый общий соперник – Германия. В 1884 году территория к северу от р. Оранжевая была объявлена германской колонией Юго-Западная Африка. Вслед за этим земли готтентотов и других коренных жителей стали отбираться, что сопровождалось многими столкновениями и насилием. В 1904-08 гереро и готтентоты подняли несколько восстаний, которые были с небывалой жестокостью подавлены германскими войсками и вошли в историю под названием Геноцид племён гереро и нама. Было уничтожено 80 % гереро и 50% готтентотов (нама).

    После подавления восстаний нама были поселены в специальных резерватах (home-lands): Берсеба (Berseba), Бондельс (Bondels), Гибеон (Gibeon, Krantzplatz), Сесфонтейн (Sesfontein), Соромас (Soromas), Вармбад (Warmbad), Нёйхоль (Neuhol), Цес (Tses), Хоаханас (Hoachanas), Окомбахе/Дамараланд (Okombahe /Damaraland), Франсфонтейн (Fransfontein). Систему резерватов поддерживала и южноафриканская администрация, контролировавшая территорию Намибии с 1915 по 1990. Внутри них они и ныне составляют большинство населения, но живут и за их пределами: в городах и на фермах — смешанно с банту и белыми. Сохраняется деление на племенные группы, которые ныне сильно перемешаны.

    Капские готтентоты

    (капские койкоин; kaphottentotten) – как отдельная этническая группа ныне не существует. Населяли прибрежные земли от мыса Доброй Надежды на юго-западе до бассейна р. Улифантс на севере (где граничили с нама) и до р. Фиш (Vis) на востоке (современные Западно-Капская и запад Восточно-Капской провинции). На 1652 их число оценивается в 100 тысяч [Elphick 1985:23] или в 200 тысяч [Wilson 1969:68]. В начале XVII века делились на 2–3 группы, представленных как минимум 13 племенами.

    • Эйниква (riviervolk; ãi-||’ae, einiqua). Возможно, были ближе к нама, чем к капским готтентотам.
    • Западнокапские готтентоты
      • карос-хебер (kaross-heber; ǂnam-||’ae)
      • кохоква (цъохо; smaal-wange, saldanhamans; |’oo-xoo, cochoqua)
      • хюриква (guriqua)
      • хорингайква (goringhaiqua, !uri-||’ae)
      • хорахауква (къора-лъхау; gorachouqua (‘полуостровитяне’); !ora-||xau)
      • убиква (ubiqua)
      • хайноква (chainoqua; Snyer’s volk; !kaon)
      • хессеква (hessequa)
      • аттаква (attaqua)
      • аутениква (лъо-тани; houteniqua, zakkedragers; ||hoo-tani)
      • инква (inqua)
      • дамаква (damaqua), не путать с дамара
      • хунхейква (цъоанг; hoengeiqua; katte; |hõãn)
      • харихуриква (хрихри; chariguriqua, grigriqua).

      Большинство племен было истреблено или ассимилировано европейцами в течение XVIII – начале XIX вв., но к началу XVIII века сформировалось три новых группы смешанного происхождения: гонаква, къораква и хриква, в основном за пределами исконной готтентотской территории, к востоку среди банту и среди бушменов по реке Оранжевая.

      В Ботсване, Намибии, Южной Африке и Анголе насчитывается 100 000 бушменов и готтентотов. Они являются коренным населением южной Африки и живут там уже десятки тысяч лет.

      В центре Ботсваны находится Центральный заповедник Калахари, где живут бушмены и готтентоты, созданный для защиты их традиционной территории. Сейчас там осталось 5 000 бушменов Ганы, Гвии и Цилы.

      В начале 1980-х годов в заповеднике были обнаружены алмазы. Вскоре после этого правительственные министры отправились в заповедник, чтобы сообщить живущим там бушменам, что им придется уехать из-за находок алмазов.

      В трех больших конфликтах в 1997, 2002 и 2005 годах, практически все бушмены были вытеснены с родной территории. Их дома были демонтированы, их школа и медицинский пункт были закрыты, их водоснабжение было разрушено, а людям угрожали и увозили на грузовиках.

      Традиционно жизнь бушменов связана с культурой охотников-собирателей, они жили во временных деревянных и каменных убежищах и пещерах Калахари на юго-западе Африки. Около половины современных бушменов продолжают жить таким образом. Бушмены – это смесь первобытных людей, населявших земли Африки.

      Раса бушменов обладает богатым фольклором, они искусны в рисовании и славятся своими прекрасными наскальными рисунками. Археологические данные свидетельствуют о том, что они жили в Южной Африке (и, вероятно, в других районах Африки) по меньшей мере 22 000 лет. Хотя эта ранняя развитая цивилизация выжила, несмотря на технологические и культурные достижения в регионах, в которых они живут, изменения в землепользовании в конце двадцатого века, наконец, поставили под угрозу сохранение их традиционного образа жизни.

      Сан или бушмены?

      Бушмены: что это за раса, религия, обычаи и жизнь

      Бушмены

      Генетика

      Генетические исследования африканской ДНК выявили самый высокий уровень генетического разнообразия у бушменов и готтенготов, что позволяет предположить, что они являются старейшей человеческой популяцией на континенте и на земле.

      Готтентоты: что это за раса, религия, обычаи и жизнь

      Готтентоты

      Их исследование также выявило происхождение современной миграции людей в юго-западной Африке, недалеко от прибрежной границы Намибии и Анголы — родины коренных общин Сан.

      Эти исследования показывают, что народ Сан является прямым потомком ранних человеческих предков всех других африканцев, включая тех, кто мигрировал в другие земли и заселил мир.

      Традиционная жизнь

      Бушмены из Ботсванского региона мигрировали на юг в массив Уотерберг около 2000 лет назад. Археологические данные свидетельствуют о том, что большинство бушменов мигрировало на юг из неизвестного места в районы пустыни Калахари в пределах этого временного диапазона. Половина нынешнего населения Африки живет традиционно, в основном так, как жили их предки.

      Многое известно о древних обычаях от нынешних бушменов. Они были кочевыми охотниками и собирателями дикой пищи в традиционных социальных группах небольших охотничьих отрядов. Иногда бушмены могут создавать более крупные группы для особых случаев, но эти группы являются свободными и временными. Единственная уступка, которую большинство бушменов сделало современной эпохе, — это ношение одежды. Обычаи бушменов мало в чем изменились с древних времен.

      Традиционные бушмены в религии практикуют шаманизм, вызывая животных священными песнями и совершая почти магическое исцеление.

      Охота

      Охота увлекательна и опасна, и бушмены охотятся с энтузиазмом в своей древней манере. Они хорошие стрелки и пользуются маленькими луками и крошечными стрелами, наконечники которых смазаны ядом из личинок жуков-хризомелидов. Они используют ручную систему связи во время охоты.

      Больше всего ценится канна, самая крупная антилопа в южной Африке, которая знаменита не только своими размерами, но и своим жиром. Этот жир очень важен для рациона бушменов, а также они верят, что он обладает сверхъестественной силой.

      article554.jpg

      Готтентоты – одно из самых древних племен Африки. Эти люди всегда отличались необычными чертами, например, при произношении слов их горло будто щелкает.

      Считается, что люди племени относятся к койсанской расе. В чем ее особенности и отличия от других рас, которые до сих пор непонятны ученым?

      Члены племени готтентот или кой-коин могут впадать в состояние неподвижности, которое напоминает анабиоз.

      Когда появились готтентоты

      Говоря о возрасте готтентотов стоит отметить, что археологи нашли останки человека, которому по меньшей мене 17 000 лет.

      говорят также о том, что анализ останков показал расположение бедра древнего человека под углом не 90, а 120 градусов.

      Это может говорить о том, что именно с племени готтентотов начали развиваться другие расы. Впрочем, эта теория спорная.

      Недавно велась полемика между учеными, поскольку одни склонялись к тому, что готтентоты – не человеческая раса, а имеющая иное происхождение, а другие настаивали на другой точке зрения, которая говорит о происхождении всех людей от готтентотов.

      Спорные тут не только теории, но и факты: так, в Европе в древних пещерах были найдены скелеты женщин, бедра которых были под углом 120 градусов. При этом женщины никакого сходства с готтентотами не имели в остальном.

      готтентоты

      Племя готтентоты

      Характеристик и особенностей у племени немало. Среди них:

      Жизнь готтентотов

      готтентоты

      Сейчас племя кочует, однако так было не всегда. Некоторая часть отслоилась, образовав поселения в ЮАР.

      Там же люди начали заниматься земледелием, завели скот. Животноводство стало одним из основных источников жизнедеятельности. Однако название не сохранили ни первые, ни вторые. При этом кой-коин считаются племенем кочевым, истинными готтентотами.

      Современные готтентоты живут в краалях – стоянках лагерного типа. Внешний вид жилищ интересный – это купола, которые со всех сторон окружены кустарниками. Жилье, хоть и временное, но достаточно удобное. Правда, грязное.

      По развитию племя сильно отстает. Всего 50 лет назад здесь использовались заточенные ноги из камня. Сегодня уже представители племени перешли на железную посуду.

      В качестве тарелок могут применяться страусиные яйца, горшки.

      Женщины-готтентоты любят африканские украшения. Да и мужчины аналогично. Здесь любят шумные аксессуары, например браслеты на ногах, которые друг о друга бьются и издают звук.

      Используются ожерелья, кольца, повязки. Украшения производятся из тканей, кожи, железа, камня, меди.

      Сейчас, последние 100 лет у готтентотов нет многоженства. А вот раньше было. Сегодня каждая семья – это муж и жена и их дети, которые проживают в отдельных домах.

      Свадебные обычаи готтентотов

      готтентоты

      Для тех, кто планирует организовывать туризм в Африку, стоит сказать, что женщины племени выглядят по-другому.

      Дряблые тела и обвисшая грудь – это еще не все. Даже представительницы, отличающиеся маленьким ростом, имеют половые губы длиной около 15-20 сантиметров.

      Почему так анатомически сложилось – никто не знает, однако основной предсвадебный обряд готтентотов – полностью удалять их.

      История удаления половых губ была особенно скандальной.

      Папа Римский официально разрешил это делать, однако когда готтентотов начали обращать в христианство, подобные операции были запрещены. И теперь женщины не могли найти себе жениха из-за отвращения к подобному физиологическому нюансу.

      Как результат – девушки жертвовали христианством, чтобы появилась возможность сделать операцию и выйти замуж.

      Читайте также: