Готовность ребенка к школе доклад

Обновлено: 15.05.2024

Изучение основных аспектов готовности ребёнка к школе по определению его интеллектуальной, психолого-физиологической и социальной подготовки. Исследование основных закономерностей функционального, умственного и психического развития первоклассников.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.12.2009
Размер файла 19,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ТЕМА: ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ

СОДЕРЖАНИЕ

1. Интеллектуальная готовность

2. Психологическая и физиологическая готовность

3. Социальная готовность

ВВЕДЕНИЕ

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе.

Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.

В этом контексте готовность детей-дошкольников к обучению в школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях.

В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Готовность ребёнка к школе определяется его интеллектуальной, психолого-физиологической и социальной подготовкой. Рассмотрение этой проблемы и является целью моего реферата.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Конечно же, определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде, общественной жизни необходимы шестилетнему ребенку как фундамент, основа того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. Однако ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки - это единственное мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе.

Существующие программы, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, то есть достаточно развитых познавательных процессов. Готов ли он к этому?

В исследованиях обнаружено, например, что к старшему дошкольному возрасту дети, пользуясь усвоенной системой общественно выработанных сенсорных эталонов, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Применение их дает возможность ребенку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные предметы.

Шестилетний ребенок может многое. Но не следует и переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не типична, не характерна для него. Тип его мышления специфичен. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника.

Однако, даже приобретая черты обобщенности, его мышление остается

В дошкольные годы ребенок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности - учебной. Важное значение при этом будет иметь формирование у ребенка соответствующих умений.

Такие дети требуют особого внимания к ним: развитие любознательности, кругозора.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

Подготовка детей к школе -- многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребёнка. Одним из самых главных аспектов её является психологическая готовность к школе. Внутри этого аспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме.

К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Установлено, что дети 5-6 лет имеют значительно большие интеллектуальные, физические и психические возможности, что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную группу детского сада. Детей в этом возрасте можно успешно обучать началам математики и грамоты, чем значительно улучшить подготовку к школьному обучению.

Второй подход заключается в том, что у ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Совокупность этих свойств и составляет психологическую готовность к школьному обучению.

Суть третьего подхода состоит в том, чтобы исследовать происхождение отдельных компонентов учебной деятельности и выявить пути их формирования на специально организованных учебных занятиях. Исследования показали, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.), сформировались различные элементы учебной деятельности, т. е. психологическая готовность к школьному обучению.

Про поступающего в школу мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его готовности или неготовности к новой жизни в школе. В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?

Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса;

Слабое развитие связной речи и умственных способностей, неумение задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;

Мало инициативы, тяготение к шаблонным действиям и решениям, затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.

Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на две группы: органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребёнка) и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте.

СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о большой тяге детей к школе. Что же привлекает детей в школе? Может быть внешняя сторона школьной жизни?

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему трудно будет в школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я коротко разобрала основные физиологические и психологические характеристики детей, поступающих в школу. Следует заметить, что четкое хронологическое разделение психологических и функциональных особенностей ребенка не является устойчивым и неизменным. Здесь многое зависит от индивидуальных темпов роста и развития, от сложившейся и существующей системы воспитания и обучения данного ребенка до школы. Поэтому можно говорить лишь об относительных психологических характеристиках данного возраста. Изменение всей системы дошкольного воспитания могут существенно повлиять не только на динамику их физического и функционального развития. Психические особенности каждого ребенка, его умственное развитие, развитие личностных качеств создают то непредсказуемое и неповторимое сочетание, которое и характеризует его индивидуальность. А если принять во внимание различие темпов физического и функционального развития, их индивидуальные варианты, то становится ясным, что нет, и не может быть одинаковых детей.

Знание основных закономерностей функционального и психического развития первоклассника особенно значимо для учителя. Без такого знания невозможно дифференцировать обучение, осуществить индивидуальный подход, найти наиболее адекватные средства и методы обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М., 1996.

2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность ребёнка к школе. М.,1993.

3. Дубровина И.В. Руководство практической психологией: готовность ребёнка к школе. М., 1995.

4. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1998.

5. Психологический энциклопедический словарь. Главная редакция: Ильичёв Л.Ф., Федосеев П.Н. М.,1983.

6. Хрестоматия по предмету психологи. Под редакцией Гальперина П.Я., Ждан А.Н. М., 1983.

Подобные документы

Методы определения готовности и диагностика уровня развития познавательных процессов ребёнка. Особенности личностной готовности детей к школьному обучению. Значение общения ребёнка со взрослыми и со сверстниками. Отношение ребёнка к обучению в школе.

курсовая работа [43,1 K], добавлен 03.12.2014

Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии. Виды готовности к школьному обучению, основные причины неподготовленности детей к школе. Анализ основных методов диагностики психологической готовности к школе.

курсовая работа [241,3 K], добавлен 29.12.2010

Возрастные особенности младших школьников. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме адаптации первоклассников. Исследование эмоционального состояния ребёнка в условиях адаптации к школе. Влияние самооценки на адаптацию ребёнка к школе.

курсовая работа [95,5 K], добавлен 14.01.2015

Понятие готовности к школьному обучению в педагогике и психологии. Определение готовности к школьному обучению. Психолого-педагогическое изучение дошкольников с отклонениями в развитии. Эмпирическое исследование их интеллектуальной готовности к школе.

дипломная работа [4,5 M], добавлен 10.09.2011

Понятие эмоциональной и социальной зрелости ребенка. Психолого-диагностические методики, позволяющие определить готовность детей к обучению в школе. Исследование необходимого уровня психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы.

отчет по практике [31,2 K], добавлен 30.03.2015

Понятие готовности ребёнка к обучению в школе. Характеристика компонентов готовности к школьному обучению. Формирование психологической готовности к обучению в школе у воспитанников подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения.

дипломная работа [91,2 K], добавлен 20.11.2010

Методики диагностики в школе с помощью тестовых вопросов. "Беседа": выявление отношения к школе и учению. "Тестовая беседа": мотивационная готовность к школе. Методика Керна – Ирасека: выявление уровня психического развития ребёнка, развитие глазомера.

Читайте также: