Государственный доклад о состоянии и охране окружающей среды в красноярском крае в 2014 году

Обновлено: 05.07.2024

Площадь территории - 2 366,8 тыс. км 2 . Численность населения - 2 876,5 тыс. человек, из них сельское население составляет 650,4 тыс. человек (на 01.01.2018). Плотность населения - 1,2 чел./1 км 2 . Валовый региональный продукт - 1 767 908,2 млн руб. (по состоянию на 2016 г.).

Атмосферный воздух

Мониторинг состояния атмосферного воздуха проводился в 6 городах на 18 станциях наблюдения. В 2017 г. общий объем выбросов загрязняющих веществ (включая выбросы от ж/д транспорта) составил 2 631,8 тыс. т. По сравнению с 2016 г. объем выбросов практически не изменился. В последние годы наблюдается небольшое сокращение выбросов от стационарных источников на 4,8%, объем выбросов от автомобильного транспорта снизился на 15,4%.

В структуре выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников прослеживается рост содержания СО на 55,1% и оксидов азота на 1,6%. Сократились выбросы твердых веществ на 12,5%, диоксида серы - на 11,6%, выбросов ЛОС - на 9,4%.

Выбросы, тыс. т 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Всего 2491,0 2516,8 2582,7 2497,3 2355,8 2475,9 2363,3 2370,8
твердые 141,8 133,9 140,0 115,6 112,7 124,2 115,4 124,1
СО 189,9 199,8 244,0 242,3 201,6 226,0 229,8 294,6
SO2 2010,3 2034,7 2035,3 1983,5 1894,6 1961,1 1860,1 1777,6
NOx 96,2 98,2 93,9 94,2 88,9 90,3 92,6 97,7
ЛОС 19,3 17,1 16,2 14,9 12,7 16,2 17,8 17,5

Водные ресурсы

Среднее многолетнее значение водных ресурсов составляет 930,2 км 3 /год, ресурсы речного стока в 2017 г. были на уровне 941,3 км 3 /год, отклонение от среднего многолетнего значения составило 1,2%. Забор пресной воды из всех источников в 2017 г. составил 2 182,91 млн м 3 .

Год Забор воды Использование пресной воды Оборотное и повторно-последовательное водоснабжение
из подземных источников из поверхностных источников
2010 327,62 2176,68 2295,67 3250,58
2011 332,42 1994,16 2218,35 3370,56
2012 325,64 2137 2348,6 3355,5
2013 324,75 1864,4 2084,42 3322,01
2014 317,37 1713,94 1931,17 3098,53
2015 398,44 1882,06 2114,06 3224,23
2016 418,71 1667,87 1916,69 2987,19
2017 423,68 1759,23 2006,13 2860,14

Общее использование свежей воды в 2017 г. составило 2 006,24 млн м 3 .

По левой оси - потребление воды (млн м 3 ); по правой оси - бытовое водопотребление на душу населения (м 3 /год на чел.).

Показатель водоотведения с 2010 г. сократился на 19,8%.

Биологическое разнообразие

Растительный и животный мир

Растительный мир насчитывает 14 видов древесных, 148 видов кустарниковых форм, 43 вида полукустарников, более 3 000 видов травянистых форм высших сосудистых растений, более 2 000 видов грибов, около 1 000 видов лишайников, более 800 видов мхов. Животный мир включает 92 вида млекопитающих, 413 видов птиц, 6 видов пресмыкающихся, 6 видов земноводных, 56 видов и подвидов рыб. Охраняемыми являются 10,3% видов сосудистых растений, 6,4% видов мхов, 5,3% видов лишайников, 3,2% видов грибов 27,2% видов млекопитающих, 21,5% видов птиц, 7,1% видов рыб, 16,7% видов рептилий, 50% видов амфибий.

Наименование Кол-во,ед.
Млекопитающие 25
Птицы 89
Рыбы 4
Пресмыкающиеся 1
Земноводные 3
Беспозвоночные 19
Сосудистые растения 330
Прочие 168
Итого: 639
Из них: Вероятно исчезнувшие 4
Находящиеся под угрозой исчезновения 60
Сокращающиеся в численности 135
Редкие 326
Неопределенные по статусу 112
Восстанавливаемые и восстанавливающиеся 2

Лесные ресурсы

Земли лесного фонда в 2017 г. занимали 158 743,3 тыс. га (67,1% площади края), из них покрыты лесной растительностью 104 913,9 тыс. га, что на 73,6 тыс. га или менее 0,1% меньше, чем в 2010 г. Площадь защитных лесов - 54 447 тыс. га. Лесистость по всем землям - 45,1%. Преобладают спелые и перестойные леса (7 954,64 млн м 3 ), по породному составу - хвойные (9 534,8 млн м 3 ).

Особо охраняемые природные территории

Площадь ООПТ регионального и местного значения в крае составила 2 995,02 тыс. га.

Отходы

Количество образованных отходов выросло с 2010 г. более чем на 84,856 млн т или на 28%. Отмечен рост доли утилизированных отходов на 42,4% с 2010 г.

Год Показатель
образование утилизация хранение захоронение
2010 302,684 244,37 49,900 5,709
2011 317,607 254,345 67,216 3,024
2012 430,506 366,635 56,112 6,474
2013 354,823 297,613 48,409 3,745
2014 450,064 401,269 30,094 0,781
2015 371,229 331,808 27,638 0,993
2016 366,823 314,328 48,821 0,947
2017 387,54 348,078 17,869 1,044

В 2017 г. твердых коммунальных отходов было вывезено на 29,4% больше, чем в 2010 г. Вывоз ТКО на предприятия по переработке отходов увеличился в 2,4 раза по сравнению с 2013 г. (до этого не осуществлялся).

Затраты на охрану окружающей среды

Из общего количества инвестиций на охрану окружающей среды в 2017 г. в размере 11 606 894 тыс. руб., большая часть затрачена на охрану атмосферного воздуха - 59,4%, значительная часть инвестиций пошла на охрану и рациональное использование водных ресурсов - 13,6%. Текущие природоохранные затраты в 2017 г. составили 24 907 269 тыс. руб. Большую часть текущих затрат на охрану окружающей среды составили затраты на обращение с отходами - 45,6%, а также на сбор и очистку сточных вод - 28,1%.

Красноярск регулярно оказывается в десятке городов с самой загрязненной атмосферой в стране, количество дней в режиме неблагоприятных метеоусловий ежегодно растет, многие это замечают на собственном самочувствии. Кто виноват и что делать?


Недовольство красноярцев экологической ситуацией в городе привело к тому, что депутаты организовали в Законодательном собрании общественные слушания. Однако самой общественности на этом мероприятии почти не было. Слушания проходили в закрытом режиме с ограниченным числом участников и вылились в доклады представителей министерств и контрольно-надзорных ведомств. Послушать их собрались депутаты, кандидаты в депутаты и представители надзорных органов. Общественности предоставили время в конце.

Кто виновник экологической ситуации?

Если судить по этим докладам, прежде всего виноват транспорт, сибирский антициклон, установившийся над городом в течение последних двух лет, высотное строительство, небольшие котельные, печное отопление, мелкие производства, меры улучшения предлагались в основном для них. Но только не для крупных промышленных предприятий.


В атмосфере города Красноярска в 2014 году средне-годовая концентрация бензопирена составила 5,9 ПДК. Наибольшая из среднемесячных концентраций (30,2 ПДК) отмечалась в ноябре 2014 года на посту ?8 в Кировском районе. За год в воздухе города Красноярска зафиксировано 18 случаев превышения 10 ПДК по бензопирену. *Бензопирен — ароматическое соединение, представитель семейства полициклических углеводородов, вещество первого класса опасно- сти с доказанным канцерогенным действием.

Нужно больше данных мониторинга


В 2014 году количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Красноярска составило 194,3 тысячи тонн, из них 66,8% пришлось на стационарные источники загрязнений (предприятия)и 33,2% — на автотранспорт.

Ждать изменений придется десятки лет?

Как быстро изменить ситуацию?

После немногочисленных докладов общественников тем, кто не успел выступить на слушаниях, предложили поучаствовать в подготовке текста итоговой резолюции. В заключение организаторы пообещали: в этом году в Красноярске будут еще проводиться публичные слушания на тему экологии города.

Красноярск. Фото: Илья Бузаев

Красноярск регулярно оказывается в десятке городов с самой загрязненной атмосферой в стране, количество дней в режиме неблагоприятных метеоусловий ежегодно растет, многие это замечают на собственном самочувствии. Кто виноват и что делать?

Недовольство красноярцев экологической ситуацией в городе привело к тому, что депутаты организовали в Законодательном собрании Красноярского края общественные слушания. Однако самой общественности на этом мероприятии почти не было. Слушания проходили в закрытом режиме с ограниченным числом участников и вылились в доклады представителей министерств и контрольно-надзорных ведомств. Послушать их собрались депутаты, кандидаты в депутаты и представители надзорных органов. Общественности предоставили время в конце.

Кто виновник экологической ситуации?

Если судить по этим докладам, прежде всего виноват транспорт, сибирский антициклон, установившийся над городом в течение последних двух лет, высотное строительство, небольшие котельные, печное отопление, мелкие производства, меры улучшения предлагались в основном для них. Но только не для крупных промышленных предприятий.


В атмосфере города Красноярска в 2014 году средне-годовая концентрация бенз(а)пирена составила 5,9 ПДК. Наибольшая из среднемесячных концентраций (30,2 ПДК) отмечалась в ноябре 2014 года на посту №8 в Кировском районе. За год в воздухе города Красноярска зафиксировано 18 случаев превышения 10 ПДК по бенз(а)пирену. Бенз(а)пирен — ароматическое соединение, представитель семейства полициклических углеводородов, вещество первого класса опасно- сти с доказанным канцерогенным действием.

Нужно больше данных мониторинга


В 2014 году количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Красноярска составило 194,3 тысячи тонн, из них 66,8% пришлось на стационарные источники загрязнений (предприятия)и 33,2% — на автотранспорт.

Ждать изменений придется десятки лет?

Как быстро изменить ситуацию?

После немногочисленных докладов общественников тем, кто не успел выступить на слушаниях, предложили поучаствовать в подготовке текста итоговой резолюции. В заключение организаторы пообещали: в этом году в Красноярске будут еще проводиться публичные слушания на тему экологии города.

21678

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ, /НИА-КРАСНОЯРСК/. На сайте "Арктический волонтёр" (www.avolonter.ru) запущена программа обучения для ямальцев, неравнодушных к экологическим проблемам. Участники программы смогут стать общественными инспекторами по охране окружающей среды с помощью платформы "Арктический волонтёр", разработанной Проектным офисом развития Арктики совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором).

Образовательный курс включает в себя 5 образовательных блоков, 23 видеолекции, методические материалы, тестирования для самопроверки, обучающимся предоставляется онлайн-помощь на протяжении всего курса. Тематика обучения: право и цели в области охраны окружающей среды в России, лучшие практики волонтерства в высоких широтах, взаимодействие промышленных компаний с коренными малочисленными народами и многое другое. Среди преподавателей курса — начальник отдела организации контрольно-надзорной деятельности организационно-аналитического управления Росприроднадзора Михаил Новиков, начальник аналитического отдела организационно-аналитического управления Росприроднадзора Ирина Емельянова, председатель правления ПОРА Николай Доронин, директор информационно-аналитического центра ПОРА Игорь Павловский, почетный полярник Владимир Чуков, исполнительный директор МОО "КМНСОЮЗ" Антонина Горбунова и другие.

Пройти курс можно только последовательно — каждый новый блок открывается после освоения предыдущего. Те, кто успешно освоит онлайн-курс и сдаст 19 мая экзамен по его итогам, 23 мая получат удостоверения, пройдут очный тренинг под руководством специалистов Росприроднадзора и затем смогут принимать участие в выявлении экологических нарушений в Салехарде и в окрестностях города.

Общественные инспекторы по охране окружающей среды – это добровольные помощники государственных инспекторов. Они работают на волонтерских началах и помогают выявлять экологические нарушения. Работа таких волонтеров – это эффективный способ общественного контроля экологической обстановки в регионе. Основные функции инспектора — это фиксация правонарушений и передача данных в органы государственного надзора, обеспечение сохранности вещественных доказательств правонарушений, участие в реализации государственных программ по охране окружающей среды, по экопросвещению населения.

Программа действует на волонтерских началах: инспекторы не получают денег за работу, однако и обучение будет бесплатным. Успешно прошедшие обучение ямальцы получат набор арктического волонтера, который поможет в работе: рюкзак, дождевик, шапку и блокнот с ручкой.

Проектный офис развития Арктики будет сопровождать общественных инспекторов в дальнейшей работе. В конце года работы среди участников программы пройдет конкурс, по итогам которого будет рассчитан рейтинг. Инспектора, имеющие высокий рейтинг, смогут принять участие в мероприятиях ПОРА по всей Арктике, в том числе совместных с МЧС и движением “Чистая Арктика”, участвовать в образовательных программах и обмениваться опытом, получать необходимую для работы технику и многое другое.

"Салехард стал пилотным регионом для программы подготовки общественных инспекторов по охране окружающей среды. По итогам курса мы рассматриваем возможность расширить проект на другие арктические города. Кроме того, мы планируем в дальнейшем проводить совместные обучающие мероприятия с движением “Чистая Арктика” и с МЧС", — рассказал председатель правления ПОРА Николай Доронин.

В феврале 2022 года Проектный офис развития Арктики подписал с Росприроднадзором соглашение о сотрудничестве в области общественного контроля за состоянием окружающей среды в Арктике. Организации будут помогать друг другу в популяризации идеи общественного контроля экологических показателей. Участие добровольцев на местах позволит эффективнее осуществлять мониторинг деятельности любых организаций, которые могут нанести ущерб природе. Это особенно важно для всей Арктики с ее труднодоступными территориями, которые сложно восстанавливаются после экологических инцидентов.

Читайте также: