Государственные гарантии рф доклад

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственные гарантии прав граждан в области образования.

Государственные гарантии реализации права на образование

Предполагается, что государственные гарантии направлены на создание условий и средств, обеспечивающих фактическую реализацию и всестороннюю охрану права на образование всех и каждого. Однако проблемы с реализацией права на образование могут возникать даже при наличии государственных гарантий в федеральном законодательстве.

Очевидно, что в условиях многонационального государства интересы различных социальных слоев могут быть обеспечены только путем дополнения и развития федеральных норм в региональном законодательстве, разрабатываемом с учетом национальных, социально-экономических, географических, демографических и других особенностей регионов. При этом важно, чтобы содержание норм регионального законодательства соответствовало нормам Конституции РФ и федеральных законов в области образования, а дополнение и конкретизация последних применительно к специфике того или иного региона осуществлялись строго в пределах компетенции субъектов Федерации.

На рубеже веков в России была проведена серьезная работа по приведению регионального законодательства в соответствие с требованиями федеральных законодательных актов. Следует отметить, что в результате принятия Конституционным Судом Российской Федерации нескольких решений по вопросам суверенитета республик, находящихся в составе Российской Федерации, вышеуказанные нормы законов субъектов Российской Федерации утратили юридическую силу. 190 В этих постановлениях Конституционного Суда были разъяснены отдельные положения Конституции Российской Федерации в части уточнения конституционного статуса этих республик (как субъектов Российской Федерации), юридической силы издаваемых ими нормативных правовых актов и их соотношения с федеральным законодательством. Кроме того, Конституционный Суд установил, что республики в составе Российской Федерации не вправе вводить свое, республиканское, гражданство.

Таким образом, учитывая исключительную роль образования как стратегического ресурса устойчивого развития полиэтнического российского общества и важного фактора обеспечения национальной безопасности многонационального государства, можно констатировать, что на законодателях субъектов Федерации, разрабатывающих образовательно-правовые нормы применительно к региональным особенностям, лежит особая ответственность по обеспечению государственных гарантий права на образование.

Обучение на родном языке

Сходная ситуация наблюдалась в 90-е годы и с вопросом о государственных гарантиях получения образования на родном языке, который для России как многонационального государства является весьма значимым. Конституция РФ относит право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества к числу основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. При том что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (ч. 1 ст. 68), Конституция РФ гарантирует всем народам России право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68).

В ст.11 указанного Закона установлено, что в целях обеспечения права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения национально-культурные автономии могут образовывать негосударственные (общественные) дошкольные учреждения или группы в таких учреждениях с воспитанием на национальном (родном) языке, а также создавать негосударственные (общественные) образовательные учреждения (общеобразовательные; начального, среднего и высшего профессионального образования) с обучением на национальном (родном) языке, учреждать другие негосударственные (общественные) образовательные учреждения с обучением на национальном (родном) языке; а также разрабатывать с участием подведомственных образовательных учреждений учебные программы, издавать учебники, методические пособия, другую учебную литературу, необходимые для обеспечения права на получение образования на национальном (родном) языке; осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации другие мероприятия по обеспечению права на обучение на национальном (родном) языке, на выбор языка воспитания и обучения.

Основываясь на федеральном законодательстве, субъекты Федерации вправе разрабатывать и принимать свои правовые акты, регулирующие разные аспекты жизнедеятельности конкретных малочисленных народов, традиционно населяющих их территории. В законодательстве России сегодня имеются нормы, аналогичные по своей сути и многим положениям Европейской Хартии региональных языков и языков меньшинств, в частности и по вопросам использования национальных (родных) языков.

Законы о языках приняты во всех республиках в составе Российской Федерации. В них устанавливается, что на территории республик гарантируется языковой суверенитет каждого народа независимо от его численности и правового положения и языковой суверенитет личности независимо от происхождения человека, его социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания. Закрепляется право граждан республики на выбор языка общения, воспитания и обучения. Кроме того, законы о языках некоторых субъектов РФ предусматривают наличие института ответственности за нарушение законодательства о языках, зачастую устанавливая основания такой ответственности и санкции. В ряде же субъектов РФ (республик) законы о языках не формулируют состав подобного правонарушения.

В то же время языки народов России различаются как по своим культурно-цивилизационным характеристикам, так и по степени их использования в практической жизни. Этим обусловлено разнообразие учебных планов школ, функционирующих в конкретных этнокультурных условиях. В зависимости от этих условий родной язык может выступать в совершенно не схожих качествах: как язык обучения по всем общеобразовательным предметам с I по XI классы, по ступеням обучения (начальная или основная школа), как предмет преподавания по ступеням обучения, как факультативный курс и т.д.

Доступ к образованию

1) равенство всех граждан в получении образования;

2) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

3) обязательность получения всеми детьми и подростками основного общего образования;

4) свобода выбора языка обучения;

5) свобода и плюрализм в образовании, свобода выбора образовательных учреждений и форм получения образования;

6) бесплатность основных видов образования;

7) материальная поддержка обучающихся и воспитанников со стороны государства.

Помимо перечисленных основных принципов, опосредованное влияние на образовательно-правовой статус граждан оказывают принципы, определяющие характер и структуру российской системы образования в целом:

1) единство федерального культурного и образовательного пространства;

2) защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) демократический государственно-общественный характер управления образованием;

4) широкая автономия образовательных учреждений, наличие академических свобод;

5) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

6) научный характер образования, его постоянное развитие и совершенствование;

7) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

8) совместное обучение лиц мужского и женского пола.

При условии наполнения данных принципов конкретным правовым содержанием они являются надежной основой, позволяющей обеспечить соответствующий правовой статус российских граждан и как субъектов образовательного права, и как субъектов образовательных правоотношений. В теории права данные понятия не являются тождественными, поскольку субъект права рассматривается лишь как потенциальный участник соответствующих правоотношений. Применительно к сфере

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России… С. 58—59; 62 Алексеев С.С. Общая теория права в 2-х томах, т. 2. М., 1982. С. 140 образования субъектом права является любой носитель права на образование, а субъектом или участником правоотношений является обучающийся, состоящий в образовательных правоотношениях с образовательным учреждением (организацией).

Правовой статус гражданина как субъекта образовательного права прежде всего включает право на поступление в образовательное учреждение (организацию). В случае его успешной реализации носитель права на образование становится обучающимся, то есть правомочным участником образовательных правоотношений и обретает отраслевой образовательно-правовой статус, который в свою очередь является значимым условием реализации гражданином права на образование. То есть право на поступление в образовательное учреждение (организацию) представляет собой важнейшее из образовательных прав граждан, ключевое право, в процессе реализации которого обеспечивается доступ к образованию.

В соответствии с Рекомендациями по организации приема в первый класс все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс общеобразовательного учреждения независимо от уровня их подготовки. При отказе администрации принять ребенка (по причине отсутствия свободных мест в образовательном учреждении) муниципальный орган управления образованием предоставляет родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях на данной территории (в данном районе, микрорайоне) и обеспечивает прием детей в первый класс.

Существенное влияние на возможность реализации принципа доступности высшего профессионального образования в настоящее время оказывают также различия в культурном, образовательном и экономическом положении различных групп населения. При формальном равенстве прав далеко не каждый гражданин России, имеющий законченное среднее (полное) общее образование, на практике располагает реальными возможностями поступить в вуз и обучаться в нем.

С учетом этого законодатель предусмотрел ряд мер, направленных на выравнивание образовательных возможностей граждан. Так, согласно закону правом на внеконкурсный прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования (при условии успешной сдачи вступительных экзаменов) обладают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды I и II групп, которым не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях, граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, а также граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие образовательные учреждения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий (п. 3 ст. 16 Закона).

В данном случае применяется так называемый принцип позитивной дискриминации, предполагающий предоставление преимуществ по социальному статусу за счет ущемления прав основной массы граждан. В соответствии с этим принципом преимущества предоставляются строго определенному кругу лиц и на ограниченное время, за которое государство должно изыскать иные возможности выравнивания. Однако в России эти льготы имеют характер бессрочных, к тому же постоянно расширяется круг лиц, чей социальный статус предполагает предоставление такого рода преимуществ.

Выравниванию образовательных возможностей граждан могла бы способствовать система личного социального образовательного кредитования. Создание такой системы было предусмотрено п. 6 ст. 42 Закона, но с принятием Федерального закона от 20.08.2004 №122-ФЗ данная норма утратила силу. Однако эту роль может сыграть готовящийся в настоящее время законопроект о государственном образовательном кредите.

Весьма перспективным с точки зрения обеспечения равных возможностей доступа к высшему и среднему профессиональному образованию является эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ), результаты которого должны засчитываться школами как результаты итоговой аттестации выпускников, а вузами — как результаты вступительных экзаменов. Целью этого эксперимента, кроме прочего, является создание более объективных условий приема в вузы, повышение доступности среднего и высшего профессионального образования. Достижение этой цели должно обеспечиваться за счет совершенствования механизмов приема и введения независимой государственной оценки учебных достижений выпускников.

Содержание государственных гарантий в региональном законодательстве в настоящее время в целом соответствует нормам Конституции РФ и федерального образовательного законодательства. В то же время их реализация, особенно реализация права на получение образования на родном языке, обеспечивается в различной степени. В этих условиях чрезвычайно важно выработать правовые механизмы реализации государственных гарантий и обеспечить соблюдение права на образование и связанных с ним прав при реализации государственных интересов в сфере образования.

Цели: ознакомившись с данной темой, Вы будете:

  1. Иметь представление о политике государства в сфере занятости и трудоустройства населения, основы ее правовой регламентации.
  2. Разбираться в основных понятиях занятости и трудоустройства и правовом статусе безработного.
  3. Знать правовые основы социальных гарантий граждан РФ в области занятости.

Оглавление

3.1. Государственная политика в сфере занятости и правовое регулирование занятости и трудоустройства населения

В условиях рыночной экономики при безработице в обществе возникают проблемы, которые приводят к снижению покупательной способности граждан, уровню их жизни, при этом теряются квалифицированные кадры и возрастает риск социальной напряженности.

Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х гг. ХХ в., обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы. Анализ данной ситуации показывает, что способность рынка труда к саморегулированию все еще недостаточна, поэтому, несмотря на то, что в ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация определяется как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования этих общественных отношений.

Основой государственной политики в сфере занятости и трудоустройства населения являются следующие принципы:

  • свобода выбора вида занятости, которая базируется на исключительном праве граждан по распоряжению своими способностями к труду;
  • недопустимость какого бы то ни было принуждения к труду, кроме случаев, установленных в законе;
  • обеспечение равных возможностей граждан в реализации их способностей к труду и выборе их вида занятости;
  • приоритет прав российских граждан на занятие вакантных рабочих мест;
  • направленность политики занятости на обеспечение полной и продуктивной занятости;
  • приоритет активной политики занятости;
  • направленность пассивной политики в области занятости на социальную защиту безработных граждан, стимулирование их на поиск работы и повышение конкурентоспособности граждан с ограниченными возможностями на рынке труда путем создания соответствующих условий;
  • координация мер по обеспечению занятости, предпринимаемых всеми участниками рынка.

Законодательством предусмотрены определенные гарантии государства в реализации права граждан на труд.

Гарантии гражданам РФ 1

Гарантии безработным гражданам

- свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;

- защита от безработицы;

- осуществление мер активной политики 2 занятости населения,

- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

- бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;

- информирование о положении на рынке труда.

- компенсация затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости.

Граждане России имеют право на профессиональную деятельность за границей, с этой целью заключаются межгосударственные соглашения, где устанавливается численность мигрантов, их квалификационный состав, условия и сроки найма. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в этой сфере происходит на основании Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2002 г. № 424.

Правовые нормы содержат меры по трудоустройству, под которыми понимается система организационных, экономических и правовых мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. Среди них выделяются общие и специальные формы трудоустройства. К общим формам относятся самостоятельное или с помощью службы занятости трудоустройство и трудоустройство работодателем в порядке перевода с согласия работника, подлежащего увольнению без его вины, на другую имеющуюся работу.

К специальным формам трудоустройства относятся: организованный набор рабочей силы в отъезд, направление безработного по установленной квоте приема – обязательной для работодателя,. трудоустройство для работы за границей по контракту, направление на работу молодых специалистов, заключивших с работодателями договоры о подготовке квалифицированных кадров для их производства.

3.2. Понятие занятости и занятых граждан, правовой статус безработного

Правовой статус безработного определяется совокупностью прав и обязанностей, социальными гарантиями и компенсациями, предоставляемыми гражданину при потере работы, а также в других случаях.

Для признания граждан безработными необходимо соблюдение следующих условий:

Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости не позднее 11 дней со дня предъявления следующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. По истечении 10 дней, если служба занятости не смогла предоставить гражданину подходящую работу, он признается безработным с первого дня предъявления указанных документов.

Однако безработными не могут быть признаны граждане:

  • граждане не достигшие 16-летнего возраста;
  • граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае 2 отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом гражданине должны знать, что им не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;
  • граждане, не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; граждане, считающиеся занятыми.

В случае отказа гражданину в признании его безработным он вправе через месяц вновь обратиться в органы службы занятости для решения вопроса о признании его безработным.

Права и обязанности безработного, которые определяют его статус, делятся на две группы: общие для всех безработных и те, которые установлены для определенных категорий безработных.

Для всех безработных общим правом является право на получение помощи от государства в поиске работы и трудоустройства, к которому относятся: право на получение бесплатной информации от органов службы занятости, право на бесплатную профессиональную ориентацию, право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, право на содействие в организации собственного дела, право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц,

Право на социальную поддержку, право на бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; обеспечение социальной поддержки; компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости; бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение; возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан. Право на сохранение общего и непрерывного стажа; право на приглашение в органы не чаще 1 раза в 2 недели, кроме случаев, когда оно связано с предложением подходящей работы или с участием в специальных программах содействия занятости.

Наряду с правами законодатель закрепляет общие обязанности безработных:

  • обязанность являться в органы службы занятости не чаще 1 раза в 2 недели, для предложения ему работы;
  • являться на переговоры с работодателем о трудоустройстве в течение 3 дней после получения направления в службе занятости;
  • ставить немедленно в известность службу занятости о самостоятельном трудоустройстве, изменении места жительства, назначении пенсии по старости или за выслугу лет, о поступлении на очное обучение.

Определенным категориям безработных: инвалидам, гражданам, имеющим на содержании лиц, которым необходим постоянный уход, помощь или надзор, молодежи до 18 лет, впервые ищущей работу, лицам предпенсионного возраста (за 2 года до возникновения права на пенсию по старости), беженцам и вынужденным переселенцам, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей- инвалидов и т.д. устанавливаются дополнительные права, которые при реализации повышают их конкурентоспособность на рынке труда, что выражается в предоставлении преимуществ при направлении на работу или обучение, или с повышенным уровнем материального обеспечения.

3.3. Социальные гарантии граждан РФ в области занятости

К числу социальных гарантий относится возможность участия безработных граждан в оплачиваемых общественных работах, под которыми понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Организация общественных работ возлагается на органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и регламентируется Положением об организации общественных работ, утвержденных Постановлением Правительства 14 июля 1997 г. № 875, с последующими изменениями. Участие граждан в общественных работах возможно только с их согласия. В этом случае с ними заключается срочный трудовой договор сроком до 6 месяцев и, соответственно, применяются нормы ТК РФ. В то же время за ними сохраняется право на получение пособия по безработице, Однако следует иметь в виду, что к общественным работам не относятся такие виды деятельности, которые связаны с необходимостью ликвидации аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, где требуется специальная подготовка работников, их квалифицированные и ответственные действия в кратчайшие сроки.

Для безработных установлено бесплатное медицинское обслуживание, медицинское освидетельствование при приеме на работу или при направлении на обучение. Производится оплата детских путевок в оздоровительные учреждения и лагеря, а также оплачиваются расходы на поездку ребенка к этим местам. Безработным инвалидам, женам, мужьям военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, безработным гражданам и гражданам, не имеющим профессии, предоставляется возможность бесплатной профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии или среднего заработка в период обучения. На период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам оказывается материальная поддержка. Действия службы занятости и должностных лиц могут быть обжалованы в соответствующие государственные органы.

Большинство льгот предусмотрены трудовым законодательством, но есть и такие, которые оговорены коллективными договорами и отраслевыми соглашениями.

Гарантии и компенсации ТК РФ подробно рассматривает в разделе VII и главах, касающихся отдельных категорий работников. Если компенсации применяются для возмещения потерь, понесенных в процессе трудовой деятельности, то социальные гарантии работникам — это меры обеспечения прав трудящихся (статья 164 ТК РФ.

Виды гарантий и компенсаций работающим гражданам

Наиболее распространенная классификация, какие социальные гарантии работнику предусмотрены трудовым законодательством РФ, связана с определенными ситуациями:

  • при направлении гражданина в командировку или на постоянную работу в другую местность (глава 24);
  • при исполнении государственных обязанностей (глава 25);
  • при совмещении работы с обучением (глава 26);
  • при прекращении трудовых отношений (глава 27);
  • при переводе на другую должность с меньшей зарплатой (статья 182);
  • при болезни (в том числе профессиональной) или несчастном случае (статьи 183 – 184);
  • при прохождении медосмотра, диспансеризации или сдаче крови (статьи 185, 185.1, 186);
  • при направлении на обучение или повышение квалификации (статья 187);
  • при использовании имущества, принадлежащего работнику (статья 188).

Другой способ классификации компенсаций и гарантий: денежные (выплаты или доплаты) и неденежные (сохранение рабочего места, предоставление особых прав или времени отдыха).

Не обязательно прописывать все гарантии и компенсации в трудовом договоре, достаточно уточнить, что работодатель предоставляет их в соответствии с действующим законодательством.

Виды гарантий работающим

Собрали в удобную таблицу виды гарантий и компенсаций в трудовом праве на 2021 год.

В связи с чем предоставляются

В чем заключаются компенсации и гарантии

  • сохранение места (должности) и среднего заработка;
  • возмещение расходов

Переезд в другую местность

компенсирование расходов на переезд и обустройство

Исполнение государственных или общественных обязанностей

  • сохранение места (должности);
  • оплата выполняемых обязанностей;
  • членам комиссий по трудовым спорам — свободное время с сохранением среднего заработка

Совмещение работы с обучением

  • дополнительные отпуска с сохранением средней зарплаты или без такового;
  • оплата проезда к месту нахождения образовательного учреждения и обратно;
  • предоставление свободного дня в неделю либо сокращение продолжительности рабочего дня

Повышение квалификации по инициативе работодателя

  • сохранение места (должности) и средней зарплаты;
  • возмещение расходов

Перевод на другую работу

сохранение среднего заработка на определенный период

Болезнь (травма, несчастный случай на производстве)

  • выплата пособия по временной нетрудоспособности;
  • компенсация утраченного заработка;
  • покрытие расходов на реабилитацию либо затрат в связи со смертью работника
  • сохранение места (должности) и средней зарплаты;
  • освобождение от труда на период прохождения медицинского контроля
  • освобождение от работы в день сдачи;
  • сохранение места работы (должности) и среднего заработка;
  • предоставление дополнительного выходного дня

Труд в особых условиях

  • оплата в повышенном размере;
  • ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска;
  • сокращенная продолжительность рабочего времени;
  • выдача СИЗ и лечебного питания

Вынужденное прекращение трудового договора

  • выходное пособие;
  • средний месячный заработок, если сотрудник не трудоустроился;
  • преимущественное право на оставление на работе;
  • предложение иной должности;
  • уведомление о предстоящем увольнении заранее

Гарантии и компенсации при совмещении работы и образования

Если сотрудник получает высшее образование впервые, и его вуз имеет госаккредитацию, трудовой кодекс устанавливает специальные гарантии для работающих студентов. Это дополнительные отпуска продолжительностью:

  • 15 дней — на вступительные экзамены;
  • 15 дней — на сдачу экзаменов на подготовительных курсах;
  • 40 дней — на первых двух курсах, 50 дней — на последующих (на сессию);
  • не более четырех месяцев — на подготовку диплома и прохождение ГЭК.

Во время вступительных экзаменов (первые два случая) зарплата не сохраняется, во вторых двух — работодатель оплачивает студенту время отсутствия в размере среднего заработка. Эти меры распространяются и на заочников. Очникам выделяют 15 дней на сессию, один месяц — на госэкзамены, и четыре месяца — на подготовку диплома.

Студентам последних курсов, если возникнет необходимость, разрешено сокращать рабочую неделю на семь часов. В свободное время они получат половину среднего заработка. Если эта сумма ниже МРОТ, им положена доплата до него.

Если же сотрудник учится в аспирантуре или докторантуре, в течение каждого года ему дают 30 дней оплачиваемого отпуска. Тем, кому предстоит защита диссертации, положены более продолжительные перерывы с сохранением зарплаты: три месяца — кандидатам, и шесть месяцев — докторам наук.

На какие гарантии и компенсации рассчитывать беременным

Труд женщин с семейными обязанностями регулируется особым образом: социальные гарантии по ТК РФ для них перечислены в главе 41. Этой категории трудящихся положены:

  • защита от переработок (как ночью, в выходные и праздники, так и просто сверхурочно);
  • возможность снижения норм выработки;
  • труд в более щадящих условиях;
  • запрет на командировки;
  • ежегодный очередной отпуск перед уходом в декрет, вне зависимости от продолжительности работы;
  • страховка от увольнения без ее согласия (за исключением ликвидации компании или сокращения).

Помимо этого, беременная женщина имеет возможность проходить обязательные обследования без потери среднего заработка.

Гарантии и компенсации при вынужденном расторжении трудового договора

В первую очередь это выходные пособия: работодатель устанавливает виды компенсаций в соответствии со статьей 178 ТК РФ. Если человек теряет работу вследствие сокращения или ликвидации компании, ему выплачивают среднемесячный заработок сразу же и столько же на период поиска нового места.

Двухнедельный заработок уволенный получит, если:

  • по медицинским показаниям ему предложили перевод на другое место, но он отказался;
  • он занимал должность сотрудника, ранее уволенного незаконно и восстановленного по решению суда;
  • условия трудового договора подлежали изменению, и новшества он не принял;
  • его призвали на службу в армию.

Если грядет сокращение, сотрудникам должны сообщить об этом как минимум за два месяца и предложить альтернативные места. Преимущество сохранить место принадлежит более квалифицированным и эффективным работникам. При прочих равных условиях с большей вероятностью оставят:

  • человека с детьми или другими иждивенцами;
  • единственного кормильца в семье;
  • инвалида боевых действий;
  • сотрудника, получившего профзаболевание в этой организации.

Если компанию выкупают и новый владелец решает уволить руководителя, его заместителей или главбуха, им придется выплатить выходные пособия в размере трех средних заработков.

Соцгарантии и выплаты безработным не регламентируются Трудовым кодексом. Это сфера действия Закона РФ №1032-1 от 19.04.1991.


Государственная гражданская служба

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Информация о мероприятиях подготовки и проведения празднования 100-летия образования Якутской АССР

О докладе о состоянии государственной гражданской службы Российской Федерации в 2020 году

О докладе о состоянии государственной гражданской службы Российской Федерации в 2020 году

Доклад подготовлен на основании оперативного мониторинга состояния гражданской службы в 2020 году, а также анализа совершенствования законодательства о гражданской службе и правоприменения, включающего оценку эффективности использования федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации кадровых технологий, характеристику и динамику изменений кадрового состава указанных органов и подведомственных им организаций (далее – мониторинг).

В докладе содержатся оценки эффективности (неэффективности) кадровой работы в государственных органах, результатов реализации и достижения целей ряда нормативных правовых актов, вступивших в силу в 2016 – 2020 годах, а также прогнозно-аналитические оценки и предложения по обеспечению устойчивого развития гражданской службы.

В частности, результаты мониторинга показывают, что число кандидатов, прошедших оценку в ходе конкурсных процедур в субъектах Российской Федерации, распределено следующим образом: тестирование – 28,5 тыс. чел. или 62,8% от общего числа назначенных на вакантные должности (в Республике Саха (Якутия) – 48,3% от общего числа назначенных), индивидуальное собеседование – 26,4 тыс. чел. или 58,1% (в Республике Саха (Якутия) - 33,4%), подготовка проекта документа – 2,8 тыс. чел. или 6% (в Республике Саха (Якутия) – 9,7%), написание реферата – 1,4 тыс. чел. или 3% (в Республике Саха (Якутия) – 3,9%), анкетирование – 5,0 тыс. чел. или 11% (в Республике Саха (Якутия) – 35,2%), проведение групповых дискуссий – 0,09 тыс. чел. или 0,2% (в Республике Саха (Якутия) – 13,3%), решение практических задач (введено в 2020 году) – 0,5 тыс. чел. или 1,1% (в Республике Саха (Якутия) – 7,8%).

Кроме того, до 3% от общего числа назначенных на вакантные должности (в Республике Саха (Якутия) – 3,9%) приходится на иные оценочные инструменты, используемые некоторыми органами исполнительной власти, в их числе собеседование с руководителем структурного подразделения, логическое и психологическое тестирование, психодиагностическое исследование личностно-профессиональных и психологических особенностей, опросник профессиональных и личностных качеств, а также ситуационное-интервью в определении уровня выраженности у кандидата каждой из профессиональных компетенций, содержащихся в профиле компетенций соответствующей группе должностей гражданской службы.

Таким образом, результаты проведенного анализа использования методов оценки профессионального уровня кандидатов на замещение должностей гражданской службы в процессе отбора демонстрируют ограниченность их применения, что снижает общую эффективность кадровой работы по отбору кадров и комплектованию кадрового состава гражданской службы.

В этой связи, несмотря на создание в 2018 – 2020 годах правовых основ для применения методов оценки профессионального уровня на гражданской службе, их надлежащая реализация в качестве технологий кадровой работы требует дополнительных мер организационного и методологического характера. При этом очевиден имеющийся потенциал для дальнейшего развития методологии и практики оценки компетенций гражданских служащих.

Указано, что наиболее эффективной технологией формирования кадрового состава гражданской службы по результатам проведенного мониторинга является кадровый резерв государственных органов.

С учетом проведенного мониторинга, Минтрудом России предлагается реализовать в законодательстве подход, направленный на внедрение межведомственного характера кадровых резервов государственных органов, позволяющий лицам, включенным в кадровый резерв одного государственного органа, быть принятыми на гражданскую службу в другом государственном органе с учетом результатов оценки их профессионального уровня (компетенций).

Проведен анализ применения методов оценки эффективности и результативности деятельности гражданских служащих – испытания, аттестации. Сделан вывод о необходимости совершенствования оценки кадров на стадии поступления на гражданскую службу, выделив в качестве объекта такой оценки профессиональные и личностные качества, наличие которых является необходимой основой для применения мотивационных технологий, а также развития государственно-служебной культуры. При этом обращено внимание на развитие применения технологии наставничества, которое выполняет дополнительную функцию оценки профессионального уровня гражданских служащих, в том числе компенсирующую полноту и качество оценки при назначении на вакантную должность гражданской службы без проведения конкурсных процедур.

Проведен мониторинг стабильности кадрового состава органов государственной власти, которая определяется по показателям текучести и стабильности кадров соответствующих органов.

Показатели текучести кадров в 2020 году в центральных аппаратах и территориальных органах федеральных органов исполнительной власти являются самыми низкими показателями с 2015 года, а уровень текучести кадров в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2020 году снизился на 2% по сравнению с 2019 годом и составил 16,7%. Данную тенденцию связали со сложной эпидемиологической обстановкой в мире в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19).

В Республике Саха (Якутия) – 18,3%, при этом наивысший уровень текучести кадров составил 47,6% в Министерстве по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия), наименьший – 4,7% - в Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия).

Показатель стабильности кадров (соотношение числа гражданских служащих, имеющих стаж гражданской службы в органе более 3 лет, к среднесписочной численности гражданских служащих органа) в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти в 2020 г. незначительно повысился по сравнению с 2019 г. (63,4%) и составил 65,28%, в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти – 72,6%, что на 9,4% выше показателя 2019 года, при этом уровень стабильности кадрового состава в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации претерпел незначительные изменения (снизился на 1,73%) и равняется 71,44% (в Республике Саха (Якутия) – 64,5%, при этом наивысший уровень в Министерстве финансов Республики Саха (Якутия) – 93,1%, наименьший – в Министерстве предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия) – 20,3%).

В докладе указано, что, помимо совершенствования правовых основ и кадровых технологий на гражданской службе, также одним из ключевых мероприятий является повышение престижа гражданской службы посредством совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, оптимизации структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет.

По результатам мониторинга наблюдается дисбаланс в средних уровнях оплаты труда федеральных гражданских служащих в сопоставимых по статусу федеральных органах исполнительной власти (разрыв в средних уровнях оплаты по федеральным министерствам составляет 1,8 раза), а также колоссальный разрыв в оплате между центральными аппаратами и территориальными органами ведомств (в 2,3 раза). Данную тенденцию объясняют тем, что существующая система оплаты труда на гражданской службе не пересматривалась ни разу с 2006 года.

Отмечено, что текущая ситуация сильно дестабилизирует и нарушает целостность, логичность, объективность и прозрачность системы оплаты труда на гражданской службе.

В докладе рассмотрены данные о профессиональном развитии федеральных гражданских служащих в 2020 г. Указано об апробации нового механизма организации обучения федеральных гражданских служащих на основании государственных образовательных сертификатов на дополнительное профессиональное образование.

Рассмотрено предоставление федеральным гражданским служащим гарантии на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения. Выявлена недостаточность финансирования данного мероприятия – состоящие на учете гражданские служащие при сохранении действующих объемов финансирования будут обеспечены единовременной выплатой не ранее чем через 17 лет.

Проведенный Минтрудом России мониторинг также включает анализ информации о характеристике и динамике изменений кадрового состава подведомственных органам исполнительной власти организаций.

Общая тенденция как на федеральном, так и на региональном уровне характеризуется снижением как численности работников подведомственных организаций, так и их количества за последние 3 года.

В целом сделан вывод о том, что состояние гражданской службы в 2020 году характеризовалось стабильностью основных показателей кадрового состава государственных органов и относительным снижением ряда показателей применения кадровых технологий, вызванным неблагоприятной эпидемиологической остановкой.

Выявлена потребность и перспективы совершенствования нормативного правового регулирования ряда кадровых процессов, особенно в части поступления на гражданскую службу.

В этой связи предлагается для граждан, впервые трудоустраивающихся в государственный орган и не имеющих стажа гражданской службы и(или) опыта работы, предусмотреть возможность назначения только на должности, не являющиеся должностями гражданской службы, оплата по которым не выше уровня оплаты труда по должностям гражданской службы на срок не менее двух лет. После истечения указанного срока данный гражданин вправе реализовать свое право на доступ к гражданской службе в установленном Федеральным законом № 79-ФЗ порядке.

Соответственно этому, предлагается скорректировать квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, установив минимальный уровень наличия такого стажа (опыта) в два года.

Дополнительно предлагается предусмотреть для всех лиц, впервые поступающих на гражданскую службу, условие о заключении с ними срочного служебного контракта с возможностью переоформления в бессрочный по истечении 5 лет гражданской службы с учетом положительных результатов оценки профессиональной служебной деятельности в предусмотренных Федеральным законом № 79-ФЗ формах (конкурс, аттестация и др.).

Одновременно, предлагается уделить пристальное внимание надлежащему обеспечению реализации государственных гарантий гражданским служащим, установленных Федеральным законом № 79-ФЗ.

В числе наиболее значимых в данной связи обозначаются совершенствование системы оплаты труда в целях придания ей более сбалансированного характера посредством совершенствования структуры денежного содержания гражданских служащих путем поэтапного увеличения доли должностного оклада, а также мероприятия по обеспечению жильем гражданских служащих.

В итоге, системный характер мер по развитию правовых и технологических составляющих гражданской службы позволит внедрить более эффективную систему нематериальной мотивации гражданских служащих, способствующую развитию в государственных органах государственно-служебной культуры, формированию этического климата, способствующего долгосрочному прохождению службы и профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Читайте также: