Гиперзвуковой ракетный комплекс кинжал доклад

Обновлено: 02.07.2024

Истребители МиГ-31К с комплексами

ТАСС-ДОСЬЕ. 30 ноября 2019 года источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил ТАСС, что в середине ноября в российской Арктике взлетевший с аэродрома Оленегорск (Мурманская обл.) истребитель МиГ-31К впервые провел испытательный пуск гиперзвуковой ракеты "Кинжал" по полигону Пембой (расположен к северо-востоку от Воркуты). Другой источник подтвердил факт проведения испытаний, отметив, что "скорость ракеты достигла 10 Махов". В Воздушно-космических силах РФ не стали комментировать предоставленную источниками информацию.

Что известно об авиационном ракетном комплексе с боевой гиперзвуковой аэробаллистической ракетой "Кинжал" - в материале ТАСС.

История проекта

Впервые о создании этого оружия сообщил президент РФ Владимир Путин, выступая 1 марта 2018 года с посланием к Федеральному Собранию. Тогда он объявил о существовании в России "высокоточного гиперзвукового авиационно-ракетного комплекса", "не имеющего мировых аналогов". По словам главы государства, испытания комплекса были успешно завершены, и с 1 декабря 2017 года он приступил к несению опытно-боевого дежурства на аэродромах Южного военного округа.

Тогда же был продемонстрирован видеоролик, на котором показан взлет самолета МиГ-31 с ракетой "Кинжал" на центральной точке подвески, а затем компьютерная графика, изображающая поражение наземных и надводных целей.

До этого момента о существовании в РФ гиперзвуковой ракеты воздушного базирования не сообщали ни официальные, ни неофициальные источники. Поэтому заявление президента РФ стало сенсацией для российских и зарубежных военных специалистов.

10 марта министерство обороны РФ сообщило о проведении практического учебно-боевого пуска гиперзвукового ракеты высокоточного авиационного ракетного комплекса "Кинжал" "в заданном районе".

9 мая два самолета МиГ-31К (бортовые номера "90 красный" и "92 красный") с ракетным комплексом "Кинжал" приняли участие в воздушной части парада Победы в Москве.

2 июля ТАСС со ссылкой на источник в российском оборонно-промышленном комплексе сообщил, что "Кинжал" испытают на дальнем бомбардировщике Ту-22М3, который сможет нести несколько таких ракет, а дальность поражения целей увеличится до 3 тыс. км.

19 июля 2018 года Минобороны РФ сообщило журналистам подробности опытной эксплуатации гиперзвуковых ракет комплекса "Кинжал". По информации заместителя главнокомандующего Воздушно-космическими силами РФ Сергея Дронова, с момента заступления на опытно-боевое дежурство 1 декабря 2017 года, носители "Кинжала" - истребители МиГ31К - выполнили более 350 полетов, при этом 70 из них были осуществлены с дозаправкой самолета топливом в воздухе. С апреля 2018 года комплекс, по данным ведомства, несет плановое дежурство над Каспийским морем.

Тактико-технические характеристики

Краткие характеристики "Кинжала" назвал президент РФ в своем выступлении перед Федеральным собранием 1 марта 2018 года: скорость в десять раз превышает скорость звука; дальность - более 2 тыс. км; ракета осуществляет маневрирование на всех участках траектории, что позволяет ей преодолевать все системы противовоздушной и противоракетной обороны; оснащается обычной и ядерной боевыми частями.

Дополнительные подробности о новой ракете сообщил заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов в нескольких беседах с журналистами весной 2018 года. По его словам, истребитель МиГ-31 был выбран в качестве носителя, поскольку "наиболее приспособлен для того, чтобы разогнать эту ракету до нужных скоростей на нужных высотах". Многофункциональная боевая часть комплекса позволяет поражать как стационарные, так и движущиеся цели, в том числе корабли противника.

По словам Борисова, на опытно-боевом дежурстве находятся десять носителей "Кинжала".

Оценки экспертов

По мнению экспертов, "Кинжал" представляет собой модернизированную для воздушного пуска одноступенчатую управляемую твердотопливную ракету 9М723 наземного оперативно-тактического комплекса "Искандер-М". При этом специалисты указывают на внешнее сходство продемонстрированного на видеороликах "Кинжала" с боевым оснащением "Искандера". По их мнению, использование уже существующей "наземной" ракеты позволило сократить сроки проектированию нового оружия.

Как предполагают эксперты, поражение целей на дистанции в 2 тыс. км обеспечивается как боевым радиусом МиГ-31, так и дальностью полета самой ракеты. Гиперзвуковая скорость на конечном участке достигается как за счет разгона самолета-носителя до сверхзвука (то есть МиГ-31 выполняет роль "первой ступени"), так и благодаря собственным двигателям и траектории движения ракеты.

Авиационно-ракетный комплекс может применяться для поражения важных объектов инфраструктуры - командных центров, систем противовоздушной и противоракетной обороны, авиационных баз, авианосцев и пр.

От "сухопутной" версии ракета "Кинжал", по оценкам специалистов, отличается переработанным хвостовым отсеком и уменьшенными рулями.

Как и положено, большинство сведений об этом оружии осталось вне открытого доступа. Но то, что стало известно, свидетельствует, что мировых аналогов этого комплекса пока нет.

Уникальный ракетный комплекс

Комплекс

Ракета Х-47М2

Сравнительные характеристики ракет воздушного базирования

ТипХ-47М2AGM-154A
JSOW-A
AGM-158BSCALP-EGASLP
СтранаРоссияСШАСШАВелик.-Фр.Франция
Классаэробалл.крылатаякрылатаякрылатаяаэробалл.
Старт.масса, кг4000483-1300-
Масса БЧ, кг480100454400ЯБЧ ≤ 100 кТ
Макс. скорость, км/ч122501000100010003185
Полетное число М100,80,80,83
Макс. дальность, км20001309254001200

Данная ракета считается не крылатой, а аэробаллистической: дальность полета определяется ее скоростью. Самолет выполняет пуск, находясь на высотах порядка 15000 м. Отделившись от носителя, ракета запускает собственный двигатель, а затем по баллистической кривой набирает высоту, по разным оценкам достигающую 25…50 тыс. м.

Гиперзвуковой Кинжал

По достижении верхней точки траектории происходит отключение двигателя, отделение головной части ракеты и начало ее снижения. Такая схема пуска позволяет развить максимальную скорость, а также накопить достаточно энергии для маневрирования с перегрузками не менее 25 единиц.

Во-первых, указанная дальность пуска дает возможность самолету-носителю миновать зону обнаружения радиолокационными станциями.

Противник при этом не знает, откуда ждать удара. Например, предельная дальность обнаружения самолета комплексом ПРО THAAD – до 1000 км. Теоретически, ситуацию с обнаружением исправил бы самолет ДРЛО. Но вряд ли ему это позволит боевая обстановка.

Характеристики Х-47М2

Очевидно, такие условия предъявляют специфические требования также к системе наведения самой ракеты Х-47М2. Но о ней приходится судить пока только приблизительно. Можно предположить, что алгоритм работы системы наведения выглядит следующим образом:

  • после отделения от носителя включается первичная коррекция траектории по данным российской спутниковой системы ГЛОНАСС;
  • после отделения головной части – инерциальная система наведения с коррекцией по спутнику;
  • в точке поиска цели включается ГСН – радиолокационная или оптическая.

Самолет-носитель МиГ-31БМ

Сыграло роль также то, что он хорошо зарекомендовал себя как тестовая платформа Государственного лётно-испытательного центра Министерства обороны имени В.П. Чкалова.

Наряду с этим в качестве носителя рассматриваются многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34, перспективный истребитель Су-57, а также сверхзвуковые ракетоносцы Ту-22М3 и Ту-160.

Мнения экспертов

Исходя из этого, по мнению скептиков, заявленной дальности полета можно было достичь либо при гораздо меньшей скорости полета (околозвуковой), либо за счет кардинального снижения массы боевой части.

С другой стороны, модернизация удачного изделия имеет свои преимущества перед созданием совершенно нового оружия. Наряду с унификацией узлов и деталей имеет место сокращение сроков и стоимости разработки и дальнейшего производства нового образца.

Что же касается указанной скорости и дальности полета, то эти показатели обеспечиваются условиями пуска ракеты.

Он производится на сверхзвуковой скорости полета носителя вне плотных слоев атмосферы. Там же проходит часть траектории полета, что существенно экономит топливо. Поэтому к моменту подлета боеголовки к границе зоны ПВО ее скорость вполне может достигать заявленного значения.

Кинжал- ракетный комплекс

Стоит отметить, что гиперзвуковая скорость ракеты сообщает ей кинетическую энергию, сопоставимую с энергией взрыва обычной боевой части.

В принципе, если большая (500 кг) масса БЧ препятствует разгону или сокращает дальность полета ракеты, то ее можно снизить до минимума.

Подведем итоги


  1. Способность преодолевать противодействие ПВО/ПРО противника благодаря таким возможностям, как:
    • дальность пуска за пределами радиуса обнаружения самолета-носителя существующими радиолокационными станциями вероятного противника;
    • маневрирование на гиперзвуковой скорости с перегрузками, недоступными для современных зенитных ракет;
    • применение средств радиопротиводействия.
  2. Поражающая способность ракеты усилена за счет кинетической энергии боеголовки.
  3. Высокая точность наведения ракеты обусловлена коррекцией курса на всем протяжении полета ракеты и ее головной части, включая использование всепогодной ГСН на конечном участке траектории.
  4. Конструкция ракеты позволяет использовать в качестве носителя, наряду с перехватчиками МиГ-31, различные типы машин, обладающих соответствующей скоростью полета.

Ракетный_комплекс_Кинжал.jpg

Содержание

История создания

Предпосылки к созданию

Предшественники





Проектирование



Тактико-технические характеристики



Корпус ракеты имеет специальный аэродинамический профиль и обладает пониженной радиолокационной заметностью.

Траектория полёта, по всей видимости, близка к аэробаллистической кривой, которая может достигать высоты 50 км. Благодаря высокой скорости применение крыльев для таких ракет не требуется, достаточно придать специальную форму её внешним поверхностям. После разгона и выхода на высшую точку траектории у ракет происходит отделение боевой части, которая имеет возможность маневрирования благодаря специальным двигателям и управляющим поверхностям.

Для выдерживания траектории и наведения на цель применяются инерциальные системы, которые могут корректироваться с помощью данных спутниковых систем и рельефа местности. Для повышения точности стрельбы, прежде всего по подвижным целям, используются схема отслеживания перемещений цели, коррекция координат в реальном масштабе времени и оптическое или радиолокационное наведение с разрешением до 1 м. Сведения о возможности проникновения ракеты через плазменный защитный кокон отсутствуют.

Носители





Испытания и применение


Предположительно, войсковые испытания комплекса начались в 2018 году на аэродроме 929-го Государственного лётно-испытательного центра Министерства обороны имени В. П. Чкалова (авиабаза Ахтубинск). В ноябре 2019 года испытания ракеты были проведены на Кольском полуострове, в районе заброшенного посёлка Хальмер-Ю, взлёт носителей МиГ-31БМ производился с авиабазы Оленья.


Типичный сценарий применения гиперзвуковых авиационных ракетных комплексов аналогичного типа следующий:

  • обнаружение и опознавание, в том числе определение государственной принадлежности цели;
  • определение статических координат и параметров движения цели;
  • наложение координат на цифровую карту и расчет траектории движения цели;
  • построение трёхмерного цифрового образа цели и сопоставление его с имеющимися в базе снимками для идентификации, прежде всего надводных кораблей;
  • отработка команды на применение комплекса;
  • загрузка полетных данных в бортовое оборудование;
  • предполётная подготовка, взлёт и выход носителя к точке запуска;
  • актуализация загруженной программы с учетом изменившихся за время полёта данных;
  • команда на отделение ракеты;


  • придание корпусу заранее заданного положения в пространстве с помощью аэродинамических рулей;
  • сброс обтекателя двигателя;
  • запуск маршевого двигателя;
  • активизация средств противодействия и радиоэлектронной борьбы;
  • выход на аэробаллистическую кривую;
  • коррекция траектории полёта;
  • отключение маршевого двигателя;



  • отделение головной части;
  • самостоятельный полёт головной части с возможностью корректировки и маневрирования;
  • запуск систем точного наведения и поиска цели на удалении около 10 км, за 10 секунд до подрыва;
  • подрыв боевой части.

Суммарное время подлёта до цели составляет 6-7 минут.

Аналоги



Компанией Boeing ведется разработка крылатой ракеты X-51A Waverider, которая будет способна развивать скорость 6—7М, и использовать в качестве носителя стратегический бомбардировщик B-52. Отработка технологии гиперзвуковых летательных аппаратов проводилась на беспилотном самолёте NASA X-43, который в 2004 году развил скорость 11 850 км/ч (9,6М). Перспективная гиперзвуковая ракета воздушного старта AGM-183A ARRW планируется к принятию на вооружение в 2022 году и будет устанавливаться на самолёты B-1B, B-52Hи F-15EX. Ведется проектирование ракет воздушного старта, способных развивать скорость до 17М, а также проектов HAWC и TBG.

В Китае, возможно, ведутся испытания беспилотного гиперзвукового самолёта WU-14 или DF-ZF Он может развивать скорость до 10М и использоваться для доставки ракет, которые необязательно должны иметь гиперзвуковую скорость. Сам БПЛА выводится в верхние слои атмосферы с помощью баллистической ракеты и затем продолжает горизонтальный полёт с возможностью маневрирования, а перед пуском входит в плотные слои атмосферы. В 2018 году сообщалось об испытании ракетного гиперзвукового комплекса, который использует в качестве носителя стратегические бомбардировщики H-6K (китайский аналог Ту-16). Ракеты комплекса, предположительно, созданы на базе ракет CJ-10K, являющихся модификацией советских ракет Х-55.




По моему мнению МИГ-31 интересен в первую очередь именно как перехватчик. В ближайшее время может появиться много высокоскоростных высотных целей, в том числе гиперзвуковых ракет вероятного противника. Модернизировав МИГ-31 РЛС с активной фазированной антенной решёткой (АФАР) и соответствующим вооружением, можно получить комплекс, способный бороться с такими угрозами на дальних подступах.


Необходимо отметить, что применение в качестве носителя бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3М более целесообразно, нежели МИГ-31К, поскольку в этом случае вооружённые силы не лишаются столь необходимых стране перехватчиков, а радиус действия и боевая нагрузка комплекса самолёт + ракета существенно возрастают. До 2020 года в версию Ту-22М3М планируется модернизировать тридцать бомбардировщиков-ракетоносцев.

Таким образом в качестве кандидатов для модернизации остаются только стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95МС/МСМ и Ту-160М.

При этом даже в ходе локального конфликта в Сирии стратегические бомбардировщики эпизодически привлекались. Конечно, целью была скорее демонстрация оружия, и повышение квалификации пилотов, но факт остаётся фактом. Да и наличие в арсенале Ту-95МС/МСМ и Ту-160М неядерных крылатых ракет большой дальности типа Х-555 и Х-101 однозначно указывает на возможность их применения в неядерных конфликтах. В случае возникновения локального конфликта с технически продвинутым противником, возможности стратегической авиации окажутся очень кстати.

Можно сделать вывод, что применение стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев в локальных конфликтах вполне оправдано. Да и глупо давать простаивать такой огневой мощи, дожидаясь ядерного апокалипсиса, когда локальные войны идут уже сейчас, и потери в них вполне реальны.

Остаётся только один кандидат – стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160М/М2. На вооружении ВКС России находится 17 Ту-160, все самолёты планируется модернизировать до версии Ту-160М. Также к постройке запланировано ещё 50 самолётов модификации Ту-160М2.



Выкатка первого опытного образца Ту-160, построенного после возобновления производства на Казанском авиационном заводе

Высота и скорость полёта Ту-160М/М2 сравнимы с таковыми у МИГ-31К и Ту-22М3М. При этом радиус действия и боевая нагрузка существенно больше.

Выдержка из лётных характеристик Ту-160:

Прорыв ПВО на скорости:
— большая высота (Hi) — 1,9М;
— на малой высоте (Lo) с автоматическим огибанием рельефа местности — до 1 М.
Потолок практический — 15000 м (18000 м по другим данным).
Дальность полета (без дозаправки):
— режим Hi-Hi-Hi, скорость 1М — 12000-13000 км;
— режим Hi-Hi-Hi, масса ПН 22400 кг с максимальной взлетной массой — 12300 км;
— с максимальной полезной нагрузкой — 10500 км.
Радиус действия с одной дозаправкой по режиму Lo-Lo-Lo или Hi-Lo-Hi — 7300 км;
Радиус действия при крейсерской скорости 1,5М, без дозаправки — 2000 км.


Читайте также: