Гиперреализм доклад по истории

Обновлено: 30.06.2024

Гиперреализм — термин, который используется для обозначения: а) течения в современном искусстве (живописи и скульптуре) 1990—2000-х годов, б) творчества европейских фотореалистов 1970-х годов.

Современный гиперреализм основывается на эстетических принципах фотореализма, но в отличие от последнего, не стремится буквально копировать повседневную реальность. Объекты и сцены в гиперреалистичной живописи детализированы, чтобы создать иллюзию реальности, но это не сюрреализм, так как изображенное вполне могло произойти.

ГИПЕРРЕАЛИЗМ (hyperrealism - англ.) , или фотореализм (photorealism — англ. ) — художественное течение в живописи и скульптуре, основанное на фотографическом воспроизведении действительности. И в своей практике, и в эстетических ориентациях на натурализм и прагматизм Гиперреализм близок поп-арту. Их, прежде всего, объединяет возврат к фигуративности. Выступает антитезой концептуализму, не только порвавшему с репрезентацией, но и поставившему под сомнение сам принцип материальной реализации художественного концепта.

Вместе с тем, наряду с тенденциями “масс-медиатизации” искусства, в Гиперреализме присутствует и поисковый, экспериментальный пласт, связанный с усвоением наиболее передовых технологий и приемов фотографии и киноискусства: крупный план, детализация, оптические эффекты, монтаж, полиэкран, авторская раскадровка, съемка с высокой точки и т. д.
Гиперреализм возник в США во вт. пол. 60-х гг. Творчество его адептов в области живописи посвящено достаточно определенной тематике: усеченные рекламные щиты (Р. Коттин-гэм) , брошенные автомобили (Д. Солт) , витрины с отражающейся в них городской жизнью (Р. Эст, Р. Гоингз) , конные бега (Р. МакЛиэн) .
Наиболее известный из скульпторов-гиперреалистов — Д. де Эндреа, чьи выполненные в натуральную величину работы отмечены иронич. отчуждением. Манекеноподобные обнаженные фигуры (“Сидящая брюнетка на пьедестале”, “Сидящие мужчина и женщина”), воспроизводящие роденовские позы — своего рода кичевые антигерои, пародирующие идолов коммерч. рекламной красоты. Их цветущая плоть контрастирует с внутр. пустотой моделей, находящихся в антипигмалионовских отношениях со своим создателем (“Автопортрет со скульптурой”). Являясь не только музейными, выставочными экспонатами, но и модными атрибутами совр. деловых интерьеров, натуралистически детализированные “ню” рассчитаны на эстетич. шок. С ними рифмуется физиологизм персонажей-прототипов американизма.

Гиперреализм — это стиль, в котором автор при написании картины огромное внимание уделяет прорисовке предметов и деталей. Для художника главной целью творчества является иллюзорно точное и бесстрастное копирование объектов изображения. По своей идейной направленности гиперреализм во многом схож с поп-артом, оба стиля являются популярными вариантами современного фигуративного искусства.

Особенности гиперреализма

Гиперреализм в отличие от близкого по духу фотореализма имеет отчетливо заметную эмоциональную составляющую. При работе над картиной, рисунком или скульптурой автор создает крайне реалистичную художественную иллюзию объекта с безупречной текстурой поверхности, игрой теней и световыми эффектами. Этот стиль является полной противоположностью концептуализма, в котором идея автора считается гораздо важнее, чем способ его художественного выражения.

К основным особенностям гиперреализма относятся следующие нюансы:

  • Использование фототехники для создания и переноса на холст исходного изображения.
  • Разнообразие применяемых для изготовления скульптур материалов.
  • Значительные размеры картин.
  • Широкое применение техник аэрографии и лессировки при написании картин.
  • Высокое разрешение изображений с тщательной прорисовкой каждой детали объекта.

Художники-гиперреалисты чаще всего работают в жанре портрета, пейзажа или натюрморта. Помимо этого, в их среде также встречаются авторы, предпочитающие создавать произведения искусства на острую социальную и политическую тематику.

Для искусной художественной имитации цветных и черно-белых фотографий мастера живописи и графики используют самые разные техники и инструменты:

  • простые карандаши и пастель; и уголь;
  • масляные и акриловые краски;
  • шариковые ручки и аэрозоли.

История гиперреализма

История гиперреализма, а также родственного ему фотореализма, насчитывает чуть более полувека и берет свое начало с конца 1960-х годов. Новые стили появились во многом благодаря значительному улучшению технических возможностей фототехники в те годы. В продаже появились фотоаппараты с высоким разрешением, которые идеально подходили для создания качественных снимков. Это послужило толчком к созданию картин на основе фотографий с помощью художественных техник и инструментов.

Впервые широкая публика услышала термин гиперреализм в 1973 году на одноименной выставке в Брюсселе. Автором названия нового стиля был бельгийский антиквар Изи́ Брашо́ (Isy Brachot). Выставка стала ярким событием культурной жизни Европы, на ней были представлены работы многих американских, немецких, французских и итальянских мастеров нового стиля. Произведения гиперреалистов вызвали большой интерес у критиков и публики, но в течение последующих 10 лет массовое увлечение ультрамодным искусством постепенно прошло.

Поводом для второй волны интереса к гиперреализму стало появление широкодоступной цифровой фотографии в начале XXI века. По сравнению с аналоговыми технологиями значительно улучшилось разрешение фотоснимков. У художников наконец появилась прекрасная возможность делать высококачественные фото и использовать их в качестве основы при создании картин и рисунков.

Сегодня гиперреализм является важной частью современного изобразительного искусства. Выставки работ художников этого стиля неизменно собирают огромные толпы зрителей, а лучшие работы с удовольствием покупают меценаты из разных стран.

Самые известные мастера гиперреализма

Среди ярких представителей этого стиля есть немало интересных творческих личностей, проживающих в разных уголках Земли. К числу самых известных мастеров гиперреализма относятся:

  • Рон Мью́ек (Ron Mueck) — самый знаменитый современный австралийский скульптор-гиперреалист. Он с легкостью создает как небольшие композиции, так и огромные монументальные произведения искусства.
  • Го́тфрид Хельнва́йн (Gottfried Helnwein) — ирландский художник австрийского происхождения, получивший всемирное признание благодаря активной общественной позиции и остросоциальной направленности своих работ. В своем творчестве Хельвайн часто обращается к тематике Холокоста.
  • Эмануэль Дасканио (Emanuele Dascanio) — молодой итальянский живописец, специализирующийся на черно-белых картинах и портретном жанре.
  • Бернардо Торренс (Bernardo Torrens) — испанский мастер живописи, известный великолепными портретами мужчин и женщин, оторванных от естественной среды обитания. Для Торренса идеалом художника был и навсегда останется его великий земляк Диего Веласкес (Diego Velázquez).

На портале Very Important Lot каждый посетитель имеет уникальную возможность принять участие в аукционах искусства и приобрести шедевры гиперреализма. Здесь же можно напрямую купить картины у современных мастеров.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Гиперреализм. Презентация на заданную тему содержит 35 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Фотореализм возник как реакция на художественное движение абстракционизм. Появился фотореализм в США в 60-е годы прошлого века, а в Европе распространился в 70-е. Художники-фотореалисты создают картины, которые выглядят настолько правдоподобно, что, как и предполагается из названия этого направления, напоминают фотографии высокого разрешения.

Задачей фотореалистичной работы является получение технически точного и четкого результата. Художники, пишущие картины в стиле фотореализм, могут нарочно лишать свою работу каких-то эмоциональных деталей, если это нарушает целостность повествования. Темой фотореализма, как и в произведениях поп-арта, является повседневная жизнь человека и ее объекты.

Гиперреализм же, в отличие от фотореализма, наоборот, не дистанцирует себя от эмоциональной составляющей изображений, а добавляет картинам повествовательный характер и новые чувства. Он влечет за собой нечто большее, чем просто точная техника. Такие картины могут быть супер-реалистичными и детализированными настолько, что в итоге картина представляет собой какую-то другую реальность, а не ту, что была на фотографии или в действительности.

Объем объекта, свет и тень, текстура материалов – все это изображается таким способом, чтобы выглядеть еще более ясно и подробно, даже преувеличенно в сравнении с оригиналом. Однако при этом картины не уходят в сюрреализм – изображение в гиперреализме должно оставаться убедительным, просто настоящая реальность подменяется на ложную, иллюзорную.

Лучшие художники-гиперреалисты XXI века Стиль гиперреализм на сегодня стал очень популярным, а армия его последователей растет с каждым годом: благодаря Интернету можно увидеть тысячи гиперреалистичных работ и в графике, и в живописи. Все имена назвать невозможно, поэтому ниже представляем вам картины всего лишь нескольких художников, которые, тем не менее, являются одними из самых примечательных авторов XXI века, представляющих гиперреализм в живописи.

Джейсон де Грааф Увидев работы Джейсона де Граафа впервые, вам будет непросто поверить, что это живопись. Его гиперреалистичные миры – тщательно продуманные иллюзии, созданные с помощью нежных мазков и создающие впечатление самых настоящих фотографий в высоком разрешении. Де Грааф пишет картины в таком жанре живописи, как натюрморт

Марко Грасси Еще один автор в стиле гиперреализм, чьи работы поражают своей реалистичностью и заставляют многих приглядеться к ним еще разок – это итальянский художник из Милана по имени Марко Грасси. Его картины настолько детализированы, что действительно имеют качество фотографий. Работы Грасси – это чувственные портреты моделей, застенчиво глядящих в сторону от камеры. В них часто добавлен какой-то сюрреалистический элемент, который будто вплетается в портрет – например, это может быть узор, который нарисован или вырезан на коже модели. Кстати, кожа девушек на портретах – отдельная причина увидеть эти работы, она кажется идеальной и бархатной, и присмотревшись, зритель сможет разглядеть каждую веснушку или пору на лицах.

Род Чейз Как один из лучших и наиболее узнаваемых художников-гиперреалистов нашего времени, Род Чейз заслужил огромное уважение своих коллег и обожание множества коллекционеров. Каждая картина, снятая с его мольберта – шедевр, созданный благодаря тщательному исследованию объекта живописи и его многочисленным фотографиям. Этот подход к написанию картин и привел к невероятному качеству каждой работы Чейза. Художник написал множество картин в стиле гиперреализм с пейзажами и знаменитыми местами городов Нью-Йорка и Вашингтона, штатов Колорадо и Калифорнии, таких стран Европы, как Италия, Великобритания, и других. В поисках интересных локаций и фотографий он лично путешествовал по всем этим местам. Чейз говорит, что, будучи гиперреалистом, он сильно зависит от поиска хорошего материала для каждой картины. Картины Чейза, в основном, выполнены акрилом на холсте. Художник тратит сотни часов на создание каждой работы с целью представить свежий, элегантный и уникальный подход к уже знакомым объектам. И детализация, и настроение его картин одинаково впечатляют.

Эмануэль Дасканио Эмануэль Дасканио – один из лучших современных художников, настоящий мастер стиля гиперреализм, работы которого поражают своей чувственностью и реалистичностью. Помимо замечательной техники, Дасканио прячет в своих работах дополнительные смыслы с помощью малозаметных визуальных деталей, которые помогают художнику создать иллюзию реального мира. Сам автор утверждает: загадка только тогда является таковой, если она открывается глазам зрителя не спеша.



Гиперреализм – недавно возникший стиль разных направлений искусства – графики, живописи, скульптуры, цель которых максимально реалистично изобразить художественные образы. Мастера-гиперреалисты точно и беспристрастно копируют объекты изображения, используя фототехнику для детальной проработки каждой мелочи.



История возникновения стиля

Первые произведения художников этого стиля появились в Соединенных Штатах. Чтобы изобразить мир предельно достоверно – сверхпохоже и сверхреалистично, мастера использовали методы механического копирования фотографий при увеличении их до размеров большого полотна. Этого они достигали с помощью диапроектора и масштабной сетки. Краску художники распыляли с помощью аэрографа, чтобы сохранить все особенности фотоизображения и исключить проявления индивидуального почерка художника.

Название стилю дал Изи Брашо, в 1973 году организовавший первую выставку работ гиперреалистов в Брюсселе. На ней были представлены полотна американских, немецких, французских и итальянских мастеров. Увлечение новым направлением искусства в течение 10-ти лет поутихло.

С новой силой оно вспыхнуло в начале 21-го века. Именно тогда стала доступной техника для создания высококачественных цифровых фотографий. Они так и просились на холст и бумагу, чем воспользовались мастера изобразительных искусств, желающие испытать силы в новом направлении.

Гиперреализм, основанный на принципах фотореализма, все же отличается от него тем, что не ставит своей целью копировать реальность. Объекты и сцены в произведениях искусства этого стиля детализированы до крайности – иногда не все, а только те, на которых заостряет свое внимание мастер, чтобы создать иллюзию реальности.



Особенности техник и жанры гиперреализма

Гиперреализм – не совсем реальность на холсте, стилю присуща эмоциональная составляющая художника. Автор создает иллюзию объекта с безупречной текстурой поверхности, игрой теней и световыми эффектами. Особенности техник, в которых работают мастера-сверхреалисты:

  • Для создания изображения используется фотографическое оборудование с высоким разрешением, но не всегда. Некоторые мастера создают фантазийные объекты, используя снимки лишь для проработки отдельных моментов.
  • Картины имеют огромные размеры по сравнению с фотоснимками.
  • Каждая деталь прорисовывается очень тщательно, некоторые из них – особенно интересующие мастера, прорабатываются для привлечения внимания зрителя.
  • Средства, используемые для создания картин, могут быть самыми разными: простой карандаш и уголь, масляные и акриловые краски. Есть мастера, которые создают шедевры, в совершенстве владея шариковыми ручками, по-прежнему встречаются приверженцы аэрозолей.

У этого стиля, появившегося совсем недавно, с каждым днем становится все больше и больше поклонников и приверженцев. Художники, работающие в других стилях, желают испытать свои силы в этом направлении.

Читайте также: