Герман иванович гесс доклад

Обновлено: 17.06.2024

7 августа 1802 г. в семье женевского художника Гесса появился на свет мальчик, которого при крещении нарекли Германом Генрихом. Отец вскоре покинул Швейцарию. Ему предложили место гувернера в богатом русском семействе, обитавшем в подмосковном имении. Спустя три года туда приехала жена с малолетним сыном. С той поры судьба Германа Гесса навсегда оказалась связанной с Россией. В ее историю он вошел как Герман Иванович Гесс.

О детских и юношеских годах Г.И.Гесса известно очень мало. Хорошее начальное образование он получил под руководством учителей, обучавших детей владельцев имения. В 15-летнем возрасте Герман уезжает в Дерпт (ныне Тарту, Эстония). Здесь он сначала учится в частной школе, а затем в гимназии, которую с блеском заканчивает в 1822 г.

На факультете был сильный состав преподавателей. Наибольшее влияние на Гесса оказал профессор Готфрид Озанн, специалист в области неорганической и аналитической химии. Ему принадлежали исследования платиновых руд, в которых, как ему представлялось, он обнаружил три новых элемента, что, увы, оказалось заблуждением. Озанн одним из первых предложил применять уравнения для записи химических реакций.

Он не только привил Гессу вкус к аналитической химии, но и сыграл важную роль в его дальнейшем совершенствовании как исследователя.

Но он пока твердо не знает, какое именно направление исследований станет для него главным, хотя уже избран экстраординарным академиком (ординарным стал в 1834 г.). Гесс в конце 1820-х – начале 1830-х гг. обучает основам химических знаний цесаревича Александра, будущего императора Александра II, – немаловажная деталь биографии ученого.

Вернувшись в Петербург, Гесс более не покидал пределов России. Единственным исключением стало путешествие летом 1838 г. по Германии, Швейцарии и Франции. Он познакомился со многими химиками — Р.Бунзеном, Ф.Велером, Ю.Либихом, П.Дюлонгом, Ж.Дюма, Ж.Гей-Люссаком, а также с астрономом и физиком Д.Араго.

У него была дружная семья: супруга Женни Эне и четверо дочерей — Лунда, Анна, Аделаида и Эмма. К сожалению, мы ничего не знаем о судьбах его потомков.

Полнота и качество химического образования в значительной степени связаны с наличием соответствующих учебных руководств. В течение трех первых десятилетий XIX в. в России фактически не появилось такого учебника химии, который бы в доступной форме излагал предмет и освещал новейшие достижения науки. Те руководства, которые были изданы (вклад их авторов собственно в химию – А.И.Шерера, И.И.Гизе, А.А.Иовского, Н.П.Щеглова – не являлся сколь-либо заметным), при отдельных достоинствах все же отражали вчерашний день химических воззрений.

Написание учебного руководства в особенности требует продуманного плана последовательного изложения материала. Раздумывая об этом, Гесс, в частности, задавался вопросом, в каком порядке описывать отдельные химические элементы. В свое время подобная проблема встанет и перед Менделеевым. Для обсуждения различных вариантов Гесс ввел в учебник специальную главу, которую дополнял от издания к изданию. В 7-м издании он четко сформулировал свои представления о классификации элементов: «Мы можем образовать следующие 5 групп:

1 2 3 4 5
Йод
Бром
Хлор
Фтор
Теллур
Селен
Сера
Кислород
Водород Углерод
Бор
Кремний
Азот
Фосфор
Мышьяк

Термохимия – один из важнейших теоретических и практических разделов физической химии, наука о тепловых эффектах, сопровождающих химические и физико-химические процессы.

Создание той или иной научной дисциплины во многих случаях связано с именами нескольких исследователей; действительные вклады каждого из них впоследствии по-разному оцениваются историками науки. Однако в настоящее время никто не оспаривает роль Гесса как основателя современной термохимии. Прежде всего потому, что он первым сформулировал в 1840 г. ее фундаментальные законы.

Более или менее осмысленное изучение тепловых явлений, сопровождающих химические реакции, началось примерно в середине XVIII в. Важнейшие выводы из калориметрических исследований были сделаны Дж.Блэком (в Шотландии), А.Лавуазье и П.Лапласом (во Франции), позднее В.Румфордом, Г.Дэви и Дж.Дальтоном (в Англии). В России М.В.Ломоносов определял теплоты растворения, Г.Рихман сформулировал правило об изменении температуры при смешении жидкостей.

Большое значение имела формулировка П.Дюлонгом и А.Пти закона постоянства атомных теплоемкостей. Он оказался важной вехой в развитии атомно-молекулярного учения и в немалой степени повлиял на становление термохимии.

Гесс дал формулировки двух фундаментальных термохимических законов.

Спустя несколько десятилетий это положение прямо повлияло на формулировку принципа максимальной работы Бертло–Томсена.

Петербургский климат, к которому так и не привык Гесс, погубил его в расцвете сил. Его памяти посвящалось много прочувственных слов. Непременный секретарь Академии наук П.Н.Фус писал в некрологе: «Гесс имел характер прямой и благородный, душу, открытую для возвышеннейших человеческих наклонностей… Будучи слишком восприимчив и скор в суждениях, Гесс легко предавался всему, что казалось ему добрым и благородным… Гесс имел от природы колкий ум и пытливый темперамент.

Но шли годы, имя ученого окутывалось пеленой забвения. Среди отечественных химиков не нашлось достойных приверженцев термохимии. Фактически у Гесса не было учеников. Да и откуда им взяться, если русская химия только-только начинала становиться на ноги, а, следуя западной моде, стремительно развивались работы, связанные с синтезом органических соединений.

Не найдя должного признания в России, исследования по термохимии переместились во Францию, где тон им задавал Пьер Бертло. Среди его учеников был Владимир Федорович Лугинин. По возвращении в Россию он организовал при Московском университете (1891) термохимическую лабораторию. Отечественная термохимия начала постепенно возрождаться.

Так имя Германа Ивановича Гесса было раз и навсегда возвращено истории отечественной и мировой химии.

Библиография:

Гесс Г.И. Термохимические исследования. Редакция и статья А.Ф.Капустинского. М.: Изд-во АН СССР, 1958; Соловьев Ю.И. Герман Иванович Гесс. М.: Изд-во АН СССР, 1962.

Гост

ГОСТ

Герман Иванович Гесс (07.08.1802-12.12.1850)

Основные периоды биографии

1802 год – в Женеве, в семье художника-педагога, родился Г.И. Гесс. Гессу было три года, когда родители переехали в Россию.

В 15-летнем возрасте будущий ученый уезжает на учебу в Тарту. Обучение вначале проходит в частной школе, а потом в гимназии.

Окончил медицинский факультет Дерптского университета; помимо медицины, много времени посвятил изучению химии, геогнозии. С 1825 года – доктор медицины.

Свое дальнейшее образование совершенствовал в Стокгольмском университете в лаборатории Йенсена Берцеллиуса, куда Гесс отправился по рекомендациям Готтфрида Озанна. Здесь молодой ученый закончил, начатый в Дерптском университете, анализ химического состава минерала вулканической природы – обсидиана.

Принимал участие в экспедиции, собирающей и изучающей минералы Уральских гор, после чего некоторое время работал врачом в Иркутске. Помимо врачебной деятельности, Гесс изучал состав минеральных вод в Туркинске, причины порчи казенной соли в магазинах, причин порчи рыбы в Охотске.

На рубеже 20-30-х гг. обучал химии Александра II, русского императора Российской империи.

С 1830 года является профессором Петербургского технологического института, а еще через два года – профессор Петербургского горного института.

1834 год – Герман Гесс становится академиком Петербургской Академии наук. В этом же году его назначают инспектором частных школ и пансионов в Петербурге.

В 1838 году ученого пригасили преподавать химию в артиллерийское училище.

Умер Г. Гесс в Санкт-Петербурге в 1850 году.

Готовые работы на аналогичную тему

Научные исследования и достижения

Герман Иванович Гесс является одним из основоположников термохимии.

Ему принадлежит открытие главных законов термохимии:

  • указал, что величины тепловых эффектов реакции могут выступать мерой химического сродства;
  • открыл основной закон термохимии (закон Гесса), раскрывающий зависимость теплового эффекта реакции от начального и конечного состояния реагирующих веществ;
  • установил закон термонейтральности, согласно которому тепловой эффект реакции отсутствует при смещении нейтральных солевых растворов;
  • доказал, что в процессе нейтрализации грамм-эквивалента любой сильной кислоты основанием всегда выделяется одинаковое количество теплоты.

Гессу принадлежит открытие и определение состава новых минералов: уваровит, вертит, гидроборацит, фольбортрит.

Предложил способ получения теллура из минерала теллурида серебра. В честь ученого теллурид серебра назван гесситом. Изучал состав бакинской нефти.

За время работы в Горном институте Гесс исследовал нефть, пчелиный воск, каучуки, спиртовое брожение молочного сахара, открыл сахарную кислоту.

В 1849 году первым в России предложил систематику химических элементов.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 06 10 2021

Наталья Николаевна Чувелева

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

В 1830 г. Гесс участвовал в совещаниях комиссии для начертания плана преподавания курса практической и теоретической химии для вновь основывающегося технологического института, в котором потом занял кафедру химии. Он был главным организатором системы преподавания в институте. В январе 1832 г. Гесс был назначен ординарным профессором химии и технологии в Главный педагогический институт, только что тогда открывшийся, и в ноябре этого же года занял кафедру химии в Горном институте. В Педагогическом институте он завел лабораторию, а в Горном произвел целый переворот в преподавании своего предмета: ввел систематические занятия по аналитической химии, на которую в институте почти не обращали внимания, и вскоре добился того, что химия сделалась одним из главных предметов преподавания. В 1835 г. Г. был членом комиссии по рассмотрению различных смет и проектов по части устройства снабжения столицы невской водой при помощи водопроводных труб. В 1838 г. Г. был приглашен преподавать химию в Артиллерийском училище. Это назначение его как нельзя более соответствовало тем новым требованиям, какие были здесь предъявлены к преподаванию химии. Пользуясь репутацией лучшего и притом, так сказать, лабораторного химика, Г. повел занятия почти только практически, и уже в 1839 году открыл новый офицерский класс для практических работ по аналитической химии. Нужно еще отметить, что со времени утверждения в звании ординарного академика (избран 14 мая 1834 г.), он был назначен инспектором петербургских частных школ и пансионов, и что в сороковых годах преподавал химию наследнику Александру Николаевичу. Как профессор, Г. отличался большой способностью заинтересовать слушателя ясным и простым изложением мысли, умелым ведением практических работ и вообще занятий. В 1849 г. Г. ездил на юг России для осмотра только что основанных сахарных заводов. Состоя членом многих ученых обществ, членом ученого комитета корпуса горных инженеров и преподавателем в вышеозначенных учебных заведениях, Г. не переставал усиленно работать над многими неразрешенными вопросами химии; такая неутомимая его деятельность вскоре окончательно подорвала его здоровье, и в 1848 г. он вынужден был оставить занятия в Главном педагогическом институте, а в 1849 г. и в Артиллерийском училище и Горном институте. 30 ноября 1850 г. Гесс скончался в Петербурге на 49 году. Погребен на Смоленском евангелическом кладбище. Почти за три года до смерти (1847 г.) он принял русское подданство.

Отдельно изданы, кроме вышеупомянутых трудов: Краткое описание способов освещения газом. СПб. 1835; Правила употребления спиртомеров по системе Траллеса. СПб. 1843; Учет спиртов, изданный по поручению м-ва финансов. СПб. 1847.

Источник: Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913. / Т. 5. Герберский - Гогенлоэ. - 1916. - [2], 442 c.

Гессе

© Общественное достояние

Историки естественных наук ставят Германа Гессе в один ряд с Ломоносовым и Мендлеевым, именуя его одним из крупнейших российских химиков. Почему же многие из его работ публиковались на французском и немецком языках, а на русский – были переведены лишь спустя долгие годы?

Дерптский университет

© Общественное достояние

Что же делал медик в лабораториях химика?

химик

© Йёнс Берцелиус

Герман Гесс родился в 1802 году в Женеве в семье художника. Когда ему было три года, семья переехала в Россию, куда отца пригласили работать гувернером. Здесь мальчика, которого при рождении назвали Жермен Анри, без долгих раздумий переименовали в Германа Ивановича и поселили вместе с родителями в хозяйской усадьбе. Хорошее начальное образование он получил благодаря учителям, обучавшим детей владельца имения, и которые согласились в свободное время заниматься с любознательным ребенком.

В юношестве Гессе перебрался в Дерпт, где после частной школе и гимназии поступил на медицинский факультет местного университета. Впрочем, его не слишком привлекала профессия доктора, зато интересовали естественные науки, в частности химия, которая на высоком уровне преподавалась в вузе.

Поэтому после окончания учебного заведения, попав в Иркутск, помимо своих непосредственных врачебных обязанностей молодой человек вел исследования в области минералогии и геологии. Он принял участие в экспедициях на Урал и Забайкалье, анализировал состав и свойства местных минеральных вод и горных пород, даже открыл четыре новых минерала – уваровит, гидроборацит, вертит и фольбортит.

менделеев

© Общественное достояние

Кстати, связь Гессе с Менделеевым гораздо крепче, чем может показаться на первый взгляд. При написании своей работы Герман Иванович задался целью определить порядок, в котором следовало бы описывать химические элементы. Он представил собственную классификацию, разделив их на 5 отдельных групп, схожих по своим свойствам.

Еще одной заслугой Гессе, ставшего на тот момент уже академиком АН, была разработка русской химической терминологии, используемой им в учебнике. Она оказалась настолько удачной, что в дополненном Менделеевым виде номенклатура применяется и по настоящий день.

Достижения академика дошли до царской семьи и его пригласили обучать основам естественнонаучных знаний цесаревича Александра, будущего императора Александра II (1832-1836 годы). Параллельно он приступил к преподаванию в лучших высших учебных заведениях страны, стараясь повысить статус химии в их образовательных программах.

горный университет

© Общественное достояние

Но все-таки главной сферой деятельности ученого было вовсе не образование. Он широко известен, прежде всего, как основатель современной термохимии. Этот раздел посвящен тепловым эффектам, сопровождающих химические и физики-химические процессы. Конечно, изучение исследователями подобных явлений началось гораздо раньше, однако никто не занимался ими систематически и целенаправленно. Например, Ломоносов по ходу своих экспериментов определял теплоты растворения, а Рихман – изменение температуры при смешении жидкостей.

Сегодня европейские историки называют француза Марселена Бертло и датчанина Юлиуса Томсена основателями термохимии, однако в действительности на 20 с лишним лет их опередил Герман Иванович, сформулировав фундаментальные законы направления в 1840 году.

Таким образом, при образовании какого-либо соединения всегда выделяется одно и то же количество тепла, независимо от того, происходит образование этого соединения непосредственно или же косвенным путем и в несколько приемов. Практическое значение этого утверждения состоит в том, что оно позволило рассчитывать тепловые эффекты самых разнообразных химических процессов. Кроме того, ученый вплотную подошел к закону сохранения энергии - одного из основных в термодинамике.

гессе

© Общественное достояние

Ошибочно будет полагать, что Герман Иванович занимался исключительно фундаментальной наукой. Как и любому талантливому ученому, ему приходилось решать и производственные задачи, которые в большом количестве ставило перед ним руководство страны. Например, по распоряжению артиллерийского управления он изготовил несгораемую бумагу для зарядов и фитилей, занимался разработкой антикоррозийной жидкости, предохраняющей сталь и железо от ржавчины, исследовал состав кавказской нефти и бакинских газов.

Этот прибор был крайне востребован, чего нельзя было сказать о термохимии. Обширный цикл научных статей, увы, во время жизни академика не нашел признания в России. Труды активно публиковались во Франции и Германии, куда переместились исследования по данной дисциплине. У нас в стране только-только зарождалась современная химия, и отечественным ученым было еще очень далеко до законов выделения тепла. Можно сказать, что только знакомство Гессе с известными западноевропейскими химиками и известность его работ за рубежом не дали уйти ему в полное забвение на родине. В конце 50-х, уже после смерти Германа Ивановича, его работы оказались своевременны и были, наконец, переведены на русский язык. Однако он не дожил до этого, скончавшись в 1850 году в возрасте 48 лет.

Читайте также: