Гастев а к доклад

Обновлено: 26.07.2024

Начало XX века знаменуется очередной промышленной революцией по всему миру после изобретения первого конвейера. Теперь в разработке новых решений в области поточного производства соревновались крупнейшие компании и государства того времени. Советская Россия, где пролетариат был провозглашен "правящим классом", не могла остаться в стороне от технологизации рабочего труда и активно участвовала в мировой гонке за первенство в этом направлении. В авангарде советской промышленной революции тогда стоял Алексей Гастев, которого сейчас вспоминают гораздо реже, чем Форда или Тейлора. Идеи Гастева были оригинальны для своего времени, и ему до сих пор ставят в заслугу создание научного менеджмента в России. Давайте вспомним его достижения перед советской наукой и разберемся, как он был связан с Генри Форд и причем здесь "стахановцы".

Алексей Капитонович Гастев родился в Суздале осенью 1882 г. в семье школьного учителя и портнихи. Его отец был уважаемым человеком, изобретателем, однако, когда Алексею было два года, он отправился по делам в Москву и больше в Суздаль не возвращался. Получив среднее образование в городском училище, в 1900 г. Гастев поступает в Московский учительский институт, один из самых престижных вузов на тот момент. Там он погружается в среду политически активной столичной молодёжи, и спустя год обучения вступает в РСДРП, стремясь стать революционером. В 1902 г. организует демонстрацию в честь 40-летия со дня смерти Н.А.Добролюбова, за что его исключают из института. Лишившись возможности получения высшего образования, Гастев посвящает всего себя революционной деятельности, уйдя в подполье.

Дальше жизнь Алексея Капитоновича все больше начинает напоминать приключенческий роман. В 1903 г. его ловят сотрудники правоохранительных органов и отправляют в ссылку в Усть-Сысольск (совр. Сыктывкар). Эта ссылка ознаменовала новую главу в жизни будущего изобретателя, которая растянулась на долгие годы и стала значительной не только для формирования личности Гастева, но и в оформлении его идей. Однако уже через несколько месяцев Гастеву удаётся бежать. Благодаря своим партийным связям, ему удаётся получить документы и сбежать на поезде в Париж. Там он зарабатывает на жизнь слесарным делом и даже успевает поучиться в Высшей школе социальных наук в Париже.

Алексей Капитонович в самом расцвете сил.

Здание Центрального института труда.

Пик практической деятельности ЦИТ приходится на 1930-1934 гг. В этот момент численность подготовленных на его базе квалифицированных рабочих переваливала за полмиллиона, а количество профессий, по которым готовились обученные кадры, достигло 200. Всё это говорит о высокой степени важности данного комплекса предприятий для всего СССР.

Также высоким уровнем продуктивности пользовались курсы ЦИТ по подготовке квалифицированных рабочих кадров в области столярного дела и лесозаготовки, о чём может свидетельствовать таблица, приведенная ниже, которая отражает динамику численности промышленных рабочих в Российской империи и СССР в первой трети XX в. Согласно приведённым данным, с момента начала деятельности ЦИТ в 1921 г., число промышленных рабочих в Советском Союзе значительно возросло:

Характерно сравнение методов Гастева и его знаменитых современников, Фредериком Тейлором и Генри Фордом (с последним Гастев состоял в активной переписке). Директор ЦИТ и его коллеги сделали огромный шаг вперёд по сравнению с Тейлором и Фордом и западной наукой в целом, применив принципиально иной подход к оценке самого рабочего, рассматривая его не только как объект изучения, но и как творящий субъект, мироощущение которого во многом предопределяет возможности повышения производительности труда.

Показателен случай, произошедший в начале 30-х гг. В 1931 г. в Москве состоялось международное соревнование по укладке кирпичей. В ходе данного мероприятия были продемонстрированы несколько методик по организации рабочего труда, наиболее действенным из которых на тот момент считался метод Джилберта, изобретенный при участии Ф. Тейлора. Усовершенствованный американский подход позволил показать результат в 452 уложенных кирпичей за час. Однако метод, разработанный в гастевском Центральном институте труда, позволил двукратно превзойти своего главного конкурента и выложить 907 кирпичей.

Алексей Капитонович Гастев внёс неоценимый вклад в становлении советской промышленности, а также в развитие отечественной научно-технической мысли и заложил основы образовательного менеджмента в России. Его идеи о социальной инженерии, трудовых установках и рабочем как синтезе человека и машины были новаторскими для своего времени, а многие разработки ЦИТ остаются ориентирами и для современной отечественной промышленности.

В 20-30е годы CC века в России разворачивается мощное движение за научную организацию труда и управления производством, в котором важную роль сыграли прикладные разработки социальной инженерии.

Впервые в научный оборот понятие социальной инженерии ввел Алексей Капитонович Гастев [1]. Ученый поставил вопрос о комплексной совершенно новой науке о труде и управлении - прикладной "социальной инженерии". Эта наука была призвана заменить прежнюю теоретическую социологию и решить проблему синтеза важнейших аспектов организации трудовой и управленческой деятельности: технического, психофизиологического, экономического. Гастев А.К. рассматривал социальную инженерию, как относительно самостоятельную отрасль исследований. Ее отличительная особенность заключалась в преимущественной направленности не столько на социальное познание (открытие научных фактов или эмпирических закономерностей), сколько на изменение социальной действительности (внедрение инновационных и практических рекомендаций). Эта наука, по замыслу автора, находится на стыке социальной и естественной областей знания. У последней она заимствует точные экспериментальные методы и приверженность к достоверным фактам.

Предметом изучения А.К. Гастева являлись не вообще существующие управленческие процессы, а процессы, протекающие в различных сферах общественного производства. Структурно исследование производства включало в себя два раздела: научная организация производственного процесса, теоретической основой которого служили физиология и психология, и научная организация управления, теоретико-методологической базой которой выступала социальная психология. Предметом первой является рациональное соединение человека с орудием, а второго - взаимодействие людей в трудовом процессе.

Гастев А.К. четко различает два самостоятельных объекта исследования: управление вещами и управление людьми. Полагая наличие у них общих черт, ученый, между тем, не ставит перед собой задачи выявления различий. Проблематика руководства людьми у Гастева А.К. растворяется в сфере технической организации. Впрочем, при всем внимании к процессам, протекающим в системе "человек - машина", он подчеркивает значимость человеческих взаимоотношений в организации и указывает, что "в общей системе . движения вещей передвижение человека и его воздействие на других. оказалось небольшим, но часто определяющим оазисом" [2].

В движении к органической реконструкции всей производственной структуры страны следует начать с главного его элемента - трудящегося. Основная задача заключается в том, каким образом построить производство, чтобы уже в самой организационной технике постоянно слышался призыв к непрерывному совершенствованию, в том числе улучшению того поля, на котором работает каждый руководитель.

Гастев А.К. подходит к вопросам управления с точки зрения рабочего места (отдельно взятого работника), распространяя полученные выводы на управление цехом, предприятием, государством: рабочий у станка есть директор производства, известного под названием машины - орудия [3]. Ловкое обслуживание этой элементарной системы воспитывает в каждом работнике его настоящие управленческие качества, точные, деловые. Именно с упорядочения деятельности отдельного человека, кем бы он ни был - руководителем или исполнителем, должна начинаться работа по научной организации труда и управления. В этом суть так называемой методологии "узкой базы", на которой строится подход А.К. Гастева. Таким образом, в центре внимания ученого оказывается первичная клеточка предприятия - работник на своем рабочем месте, а схема научного поиска разворачивается в направлении от микроанализа движений (приемов, операций) к макроанализу предприятия в целом.

В деле организационного строительства встает вопрос о подготовке способных руководителей, наделенных "организационной сноровкой", стратегическим талантом, особыми "социальными" качествами. Так, "организационную сноровку" как руководителя, так и исполнителя, по замыслу А.К. Гастева, составляют: внутренняя сила, которую имеют потребность "ощущать" подчиненные. С точки зрения управляющего эта сила, на наш взгляд, есть механизм влияния, регулирования и точной координации усилий рядовых участников труда. Другое качество - ловкость как умение самого работника конструировать движения, быстро и четко выполнять задания. Для организатора эта особенность нам представляется, как способность давать наиболее оптимальные при определенных условиях рекомендации, вырабатывать решения в четком соответствии со сложившейся ситуацией, живо реагировать на успехи и неудачи в функционировании предприятия, в умении добиваться поставленных целей, своевременно проводить инструктаж и т.д. Немаловажным качеством любого руководителя оказывается храбрость, которая позволяет преодолеть нерешительность и в новых начинаниях, и в продолжение дела. Умение охватить процесс целиком, предвидеть последствия своих действий (зоркость), проникать в суть явлений ("следопытство"), быть молниеносно находчивым, обладать житейски необходимой фантазией и подкованной памятью (задатки конструктора и изобретателя), - вот необходимый набор качеств, отличающих людей "непрерывной предприимчивости".

Особым мастерством организатора является искусство коллективной работы, умение непреклонной волей и известным энтузиазмом вдохновить, сплотить коллектив на основе общей цели. Это особое искусство управления, искусство распоряжаться. Следует отметить, что Гастев А.К. под управлением понимает рассчитанное, предусмотрительное руководство, а в понятие "распорядитель", по его мнению, вносится элемент внезапности, требующего гибкости, маневренности. Искусство управлять невозможно без особого коммуникативного мастерсва, без задатков лидера с тем, чтобы вести за собой. Быть психологом - другое неотъемлемое качество руководителя: знать психологию толпы и отдельного человека. Организатору следует учиться регулировать коллективы (как это делает регулировщик уличного движения), направлять, координировать действия, слагающиеся в общий гармоничный поток. Это человек наблюдательности, сигнала и быстрого волевого действия (каковыми являются пожарные), владеющий методом инструктажа (как саперы и военные монтеры), способный рассчитать время по минутам [4].

Гастев А.К. полагает, что управленческие функции регулирующего характера как бы автоматизируются (отрабатываются отдельные приемы, методы работы), что их резко отличает от сферы генерального управления, основанного на предвидении и на учете факторов длительного действия. Тем самым, он подчеркивает присутствие своеобразной интуиции, творческого элемента, искусства в работе руководителей высшего и среднего звена. В их задачу входит осуществление планирования - постановка целей, разработка стратегии - и собственно организация - установление особенностей действий и учет ресурсов, необходимых для выполнения плана и принятия решений по распределению полномочий, обязанностей и ответственности. Другая категория руководителей, по замыслу Гастева А.К., контролирует, регулирует деятельность работников, осуществляет инструктаж и текущее консультирование [5]. Таким образом, автор устанавливает иерархию управляющих, определяет их компетенцию.

Немаловажным вопросом в организационном строительстве является подбор персонала и разработка системы стимулирования труда, которое, по Гастеву А.К., должно соответствовать требованию социальной динамики, или "квалификационного движения", то есть перспективы карьерного роста. Это решает также проблему дисциплины: самоорганизации посредством личной заинтересованности в успехе в условиях господствующей на предприятии атмосферы сотрудничества.

Большая заслуга принадлежит А.К. Гастеву в выработке правил для всякой работы и принципов собственно управленческой деятельности.

Итак, в 20-е годы возникает, на наш взгляд, самобытная, оригинальная и вместе с тем в достаточной мере впитавшая все наиболее ценные находки западной организационно - управленческой мысли концепция -концепция "социальной инженерии", основы которой заложил А.К. Гастев. Ученый создал такую эффективную методологию, принципами которой пользовались многие нотовцы: Витке Н.А., Журавский А.Ф., Дунаевский Ф.Р., Бурдянский И.М. и др. Все то, что в 20-е и позже в 60-е годы делалось в области человеческого фактора на производстве, по содержанию укладывается в понятие социальной инженерии, которая на тот период ограничивалась конструированием социальной среды на уровне отдельно взятого предприятия. Впрочем, делались попытки распространить новую методологию на управление всей сферой производства, а в далеком будущем на ее основе мыслилось быть построенным и все российское общество.

Список литературы

1. Впервые на Западе в научный оборот термин "социальная инженерия" ввел Р. Паунд в 1922 году.

2. Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. Изд. 2-е. М.,1972. С. 26-27.

3. Гастев А.К. Социальные установки// У истоков НОТ: забытые дискуссии и нереализованные идеи. Л., 1990. С.103.

4. Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. Изд. 2-е. М.,1972. С. 96-105.

Вложенные файлы: 1 файл

Гастев А.К..doc

Краткая биография Гастева Алексея Капитоновича

В 1914 г. вновь сослан в Нарымский край. Февральскую революцию встречает в побеге и выходит из подполья (с 1901 до 1917 г. на нелегальном положении).

С 1932 по 1936 гг. главный редактор журнала "Вестник стандартизации" (ныне - "Стандарты и качество").

8 сентября 1938 г. арестован НКВ Д и 15 апреля 1939 г. расстрелян.

Интересно, что А. К. Гастев находился в регулярной переписке с Генри Фордом [3] .

Сын — Юрий Гастев, также политзаключенный сталинских времён, философ, математик, правозащитник.

Значение Гастева в организации и нормировании труда.

В деятельности Гастева прежде всего обращает на себя внимание масштабность в постановке вопросов труда. Вся научная школа А. К. Гастева не сводила их только к повышению производительности труда, улучшению качества, снижению себестоимости и т. п. Для социалистического производства, считал автор и его коллеги по институту, этого недостаточно.

Проблема неизмеримо радикальнее, ибо она заключается в полной органической реконструкции всей производственной структуры и прежде всего главной производительной силы - трудящегося. Задача состоит в том, писал А. К. Гастев, каким образом перестроить производство, чтобы в самой его организационной технике постоянно слышался призыв к непрерывному совершенствованию, непрерывному улучшению как производства, так и того ограниченного поля, на котором работает каждый отдельный руководитель.

Решение столь грандиозной задачи. А. Гастев, связывал с развитием социалистической науки о труде и управлении производством, призванной выявить и сформулировать специфические принципы, а также разработать методы организации труда, имманентные новому типу экономического базиса и позволяющие коренным образом реорганизовать сам процесс труда, который должен превратиться из тяжелого ярма для рабочего, в положительный творческий процесс.

В конце 1920 г. видный общественный деятель, ученый и поэт Алексей Капитонович Гастев начал создавать Центральный институт труда (ЦИТ). В 1921 году прошла 1-я Всероссийская конференция по вопросам НОТ. На ЦИТ были возложены задачи исследования, разработки и практического внедрения в промышленность наиболее совершенных и прогрессивных методов организации труда и производства, подготовки кадров, усовершенствования орудий.

Сотрудники ЦИТ считали, что создание собственной концепции реорганизации труда на научной основе возможно в результате критического переосмысления всех теоретических достижений и практического опыта, накопленных в промышленно развитых странах.

Разработанная коллективом ЦИТ концепция, названная А.К. Гастевым концепцией трудовых установок, включала три главных органически взаимосвязанных и взаимоперекрещивающихся направления:

• теорию трудовых движений в производственных процессах и организации рабочего места;

• методику рационального производственного обучения;

• теорию управленческих процессов.

В отличие от тейлоровской школы и других систем, не уделявших должного внимания психофизиологическим проблемам труда, коллектив ЦИТ, изучая трудовые движения с целью исключения всех лишних движений и обеспечения их наивысшей эффективности, не упускал при этом из поля своего зрения самого человека, все то, что касается его здоровья и условий труда. Поэтому в исследованиях ЦИТ значительное место занимали психофизиологические аспекты (например проблемы утомляемости работников и др.). Сотрудники ЦИТ придерживались позиции активного отношения к психофизиологическим возможностям человека, решительно отвергая подход к ним, как к чему-то раз и навсегда данному. Отсюда делался вывод о необходимости постоянной тренировки физических и психических способностей работников.

А. К. Гастев предложил исследовательскую программу организации труда, которая была бы максимально приближена к потребностям крупного общественного производства. Принимая стандарт как определенную форму для данного производства, он еще выше ставил способность быстрого переконструирования производства и всех тех навыков, которые связаны с данным производством.

А. К. Гастев и его коллеги по ЦИТ сделали огромный шаг вперед по сравнению с Ф. Тейлором, Г. Фордом и буржуазной наукой в целом, применив принципиально иной подход к оценке самого рабочего, считая, что он является не только объектом изучения, но в то же время творящим субъектом, мироощущение которого во многом предопределяет возможности повышения производительности его труда. В отличие от тейлоровской школы и других систем, не уделявших должного внимания психофизиологическим проблемам труда, цитовцы, изучая геометрию и энергетику трудовых движений, для того чтобы обеспечить наивысшую эффективность и исключить все лишние движения, не упускали при этом из поля зрения самого человека, все то, что касается его здоровья и условий труда. Важнейший аспект всей НОТ, считали они, и заключается в том, чтобы основательно изучать как саму живую машину (организм человека), так и все условия, влияющие на ее функционирование.

Главным в концепции А. К. Гастева являются не сами по себе поиски рациональных трудовых движений, хотя они занимали значительный удельный вес в исследовательской программе ЦИТ. Этого-то как раз и не поняли многочисленные и суровые оппоненты, едко иронизировавшие по данному поводу.

Коллектив института изобрел остроумные способы внедрения методики установок. Это прежде всего опытные станции и орга- станции ЦИТ, создаваемые на крупных предприятиях страны, в частности, на заводах Искромет, Электросила и др. А первая опытная станция была создана при Центросоюзе. ЦИТ организовал курсы промышленных администраторов, курсы по обучению будущих инструкторов производства, которые должны были стать на предприятиях творцами новых, более совершенных установок и распространять их на всех рабочих.

В 1927 г. ЦИТ по инициативе А. К. Гастева создает акционерное общество - трест Установка, назначение которого - быть посредником между институтом и предприятиями при подготовке рабочей силы и внедрении методов НОТ. Опыт работы этого треста и сегодня представляет колоссальный интерес. Им подготовлено по цитовским методикам сотни тысяч рабочих, десятки тысяч инструкторов производства. Разработанная коллективом института методика обучения открывала широкие перспективы реформирования не только устаревшей системы профтехобразования, но и всего народного образования в целом.

Любопытен следующий факт. Научная общественность внутри страны очень неоднозначно встретила концепцию А. К. Гастева и его коллег. Одни работники сферы НОТ выразили полный восторг, другие проявили настороженный интерес, либо хмуропримирительное отношение, у третьих, составивших большинство, она вызвала пароксизм неприятия. Иначе обстояло дело за рубежом. Летом 1924 г. А. К. Гастев возглавляет советскую делегацию на I Международном конгрессе по НОТ в Праге, и там методы ЦИТ получают всеобщее признание.

Понимая, что наука об организации производства и управления находится в самой начальной стадии формирования, А. Гастев предпринял попытку выделить ее важнейшие методологические проблемы. К их числу он прежде всего отнес проблему выработки строгих научных определений основных составляющих организации производственного процесса, ибо зрелость какой-либо науки может установить наличность известного количества основных определений. Такими четко сформулированными определениями категорий и понятий теория организации и управления, понятно, еще не располагала. Среди этих проблем, далее,- проблема законов, так как наука организации и управления должна изучать законы общественной механики и общественного управления. Установление таких законов поэтому - важнейшая задача науки на всех этапах ее развития, включая и современный этап.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Гастев Алексей Капитонович. Презентация на заданную тему содержит 16 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Немного о жизни Алексея капитоновича Родился в семье священнослужителя. Окончил Суздальское городское училище и технические курсы Переехал в Москву, где поступил в Учительский институт. В 1902 г. исключен из института за участие в студенческой забастовке. 10 июня 1904 г. бежал из ссылки за границу, во Францию. В Париже работал слесарем на заводах и учился в Высшей школе социальных наук. Весной 1905 г. руководил забастовками в Ярославле, Иваново-Вознесенске, Костроме, был членом Костромского комитета РСДРП. Весной 1917 г. вернулся в Петроград, участвовал в профсоюзном движении.

Занимаемые должности Алексея капитоновича 30 марта избран в исполком Союза металлистов. 17 июня избран в Постоянный центр петроградских фабзавкомов. Генеральный секретарь Всероссийского Союза металлистов (1917-1918). В 1918 г. - чрезвычайный комиссар Сормовских заводов, затем на ту же должность переведен в Николаев, Киев, Харьков. Заведовал отделом искусств и был членом коллегии Наркомпроса Украины. На Украине организовал школу социально-инженерных наук. В 1920 г. организовал и возглавил Центральный институт труда (ЦИТ) и был его руководителем до 1938 г. С 1932 по 1936 гг. председатель Комитета по стандартизации при Совете труда и обороны СССР.

Алексей капитонович считал, что Труд любого работника может быть легко разложен на ряд операций или функций, которым можно обучить и которыми можно управлять. Вот эти функции, составляющие непрерывный ряд и одинаковые, как для рабочего, так и для директора: расчет - установка - контроль - учет - расчет

семь правил Гастева для всякого труда Правило № 1. Что такое научная организация труда? Это организация, основанная на строго учтенном опыте. Правило № 2. Если хочешь вводить научную организацию труда, стань мастером хоть одной операции, рассчитай ее и дай ускорение. Тогда ты будешь говорить фактами, а не зубрежкой. Правило № 3. Прежде чем изменить способы работы, надо их тщательно изучить. Правило № 4. Не старайся сразу сделать переворот, начинай с пустяков. Правило № 5. Не надоедай со своим изобретением, не хлопочи, а во что бы то ни стало претвори его в вещь. Правило № 6. Никогда не говори о безвыходности. Не склоняйся перед происшествиями. Настойчивая мысль и упорная воля сумеют их победить. Правило № 7. Знающий, но не умеющий - это механизм без двигателя.

Читайте также: