Гарантии реализации конституции российской федерации доклад

Обновлено: 05.07.2024

Функции определенных субъектов и реализация конституционных предписаний представляет собой реализацию Конституции. Она являет собой непростой процесс, который состоит из многих слагаемых, задачей которого является соблюдение целей, прописанных в Конституции. Благодаря данному процессу достигается правопорядок в стране, особенно в таких сферах, как: политика, общественные отношения, различные связи.

Реализация Конституции подразумевает совокупность работы определенных субъектов, направленной на осуществление конституционных предписаний в условиях реальной жизни. Суть этой работы заключается в установлении правового порядка, заданного Конституцией в важнейших сферах жизни, в первую очередь в политике и общественных отношениях.

Характер реализации

Учитывая то, что реализация затрагивает различные сферы общественной отношений со всей их неоднородностью, характер реализации будет универсальным, каждая из мер предполагает комплексный подход. Под каждой из сфер, в которых проходит реализация, понимается важнейшая составляющая жизни отдельных граждан и общества, в каждой из сфер взаимодействуют различные субъекты правовых отношений. Важной особенностью характера реализации является многогранность действующих лиц – непосредственно государство, отдельные субъекты в стране, а также каждый представитель народа.

Осуществление конституционных норм осуществляется в различных формах:

  • соблюдение;
  • исполнение;
  • использование;
  • применение.

Соблюдение норм

Соблюдение выражается в том, что субъекты связывают свое поведение с юридическими запретами (характерная черта данной формы – пассивное поведение субъекта: он не совершает действий, которые запрещенны основными нормами). В данной форме реализации права заинтересованы государственные институты, гражданское общество, политические партии, так как она во многом поддерживает стабильность конституционного строя и характер политического режима.

В Конституции РФ отмечается особая значимость соблюдения конституционных предписаний. Соблюдение Конституции и законов (ч. 2 ст. 15) относится к фундаментальным обязанностям, возлагаемых на органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений,Конституции и законов (ч. 2 ст. 15). Отсутствие нарушений законов гарантирует реализацию многих прав и свобод человека.

В демократическом государстве запрещено издание законов, которые отменяют или ущемляют права и свободы человека

Исполнение предписаний

Важно сделать акцент на разграничении соблюдения и исполнения конституционных предписаний. Исполнение, в отличие от соблюдения, это активная работа, суть и направленность которой прописана в Конституции со строгим указанием целей. Для реализации этой работы подключаются различные субъекты, они реализуют нормы законодательного происхождения. Исполнение – это первоочередная задача для государственных органов в целом и каждого должностного лица в частности. Их работа сводится к кругу обязанностей, а также исполнению обязательств перед народом. В статьях 80 и 82 Конституции РФ ведущая роль в данном процессе отведена Президенту.

В Конституции РФ утверждены три способа осуществления:

  • все субъекты права обязаны точно и единообразно исполнять Конституцию и законы РФ;
  • государство обязано исполнять международные договоры Российской Федерации;
  • граждане обязаны выполнять конституционные обязанности.

Подобные обязанности должны исполнять проживающие на российской территории иностранные граждане, а также люди, не имеющие гражданства. Но есть и исключения, они предусмотрены федеральным законом или международными договорами.

Исполнение происходит при обязательном осуществлении прав и свобод, обозначенных в Конституции, поэтому оно по определению может включать в себя исключительно правомерные действия. Предусмотрен механизм выполнения управомоченных норм, он предполагает прямые или косвенные действия от представителей общества с целью реализации предоставленных их правомочий. Данная возможность затрагивается несколькими конституционными статьями – с 31 по 34, а также 45.

Под применением конституционных норм понимается сложная и ответственная государственно-властная деятельность компетентных органов государства и должностных лиц, направленность которой заключается в установлении юридически значимых фактов. Применение нормы конституционного права происходит в том случае, если необходима защита прав и законных интересов граждан, должностных лиц, общественных объединений или тогда, когда существует спор о праве. Зачастую для восстановления нарушенного права приходится прибегать к аппарату государственного принуждения. Эффективным правоприменительным и юрисдикционным органом являются суды, в особенности Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.

Российская Федерация является конституционным государством, в котором Конституция — это Основной закон, применяющийся судами по всей территории РФ при совершении акта правосудия. Любые законы и правовые акты РФ не противоречат Конституции государства.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

  • знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
  • представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
  • понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.

Конституция РФ состоит из:

  • вступительной части (преамбулы),
  • первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
  • второго раздела.

Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

  • приоритет человеческих прав и свобод;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода;
  • разделение властей;
  • гарантии МСУ;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет Закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Конституция Российской Федерации. 9-11 классы. Учебное пособие

Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.

Правовой статус человека и гражданина

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

  1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
    • право на жизнь,
    • право на имя,
    • неприкосновенность личности,
    • свобода передвижения и выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища,
    • запрет принудительного труда,
    • тайна переписки,
    • достоинство личности,
    • свобода совести и вероисповедания.

  2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
    • равенство всех перед законом,
    • свобода слова и печати,
    • свобода собраний,
    • свобода союзов,
    • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.

  3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
    • право на труд,
    • право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
    • право на социальное обеспечение,
    • право на жилище,
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
    • право на образование и др.

  4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
    • право на образование,
    • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
    • свобода преподавания,
    • право получения образования на родном языке и др.

  5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
    • право на благоприятную окружающую среду;
    • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
    • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обществознание. 9 класс. Учебное пособие

Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:

  • Государственная защита прав и свобод:
    • президент РФ гарантирует человеческие и гражданские права и свободы;
    • правительство РФ обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод;
    • прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением личностных и гражданских прав и свобод;
    • уполномоченный по правам человека принимает заявления граждан о нарушении их прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ, осуществляет меры по соблюдению закона.

    Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.

    Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:

    Проблемы реализации конституционных прав граждан

    Конституция РФ утверждает права и свободы человека и гражданина, гарантию их защиты и реализации.

    Одним из основных конституционных прав гражданина являются трудовые права, гарантированные ст. 37 Конституции РФ.

    В целом трудовые права актуальны всегда, в том числе в сфере занятости, своевременности выплаты заработной платы, соответствие её размера требованиям трудового законодательства.

    По данным Госкомитета Якутии по занятости населения, по итогам 2017 года уровень общей безработицы в республике составил 7,1% (средний показатель по стране – 5,5%). При этом наблюдается более высокий уровень безработицы по сравнению с общероссийским уровнем и уровнем безработицы по ДФО, в сельской местности. В этой связи, особую актуальность имеет проблема сельской безработицы. В отдельных сельскохозяйственных районах Якутии уровень безработицы превышал среднереспубликанский уровень в два раза.

    Важным показателем, характеризующим напряжённость на рынке труда, является нагрузка безработного населения на одну заявленную вакансию. Причины высокой безработицы в сельской местности носят системный характер: экономические – нерентабельность сельскохозяйственной деятельности, недостаточная государственная поддержка сельхозпроизводителей; структурные - специфика сферы труда на селе, низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве, неразвитость неаграрных видов занятости; социальные – неадаптированность к рыночным условиям и др.

    Одной из ключевых проблем рынка труда республики является количественный и качественный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, поддерживающийся несоответствием профилей профессиональной подготовки специалистов потребностям экономики. Несбалансированность спроса и предложения приводит, с одной стороны, к наличию невостребованных работников на рынке труда, а с другой стороны, к дефициту работников конкретных профессий, специальностей и квалификаций на промышленных предприятиях. Одним из наиболее существенных факторов, формирующих дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, является несоответствие между структурой подготовки кадров и структурой спроса на рабочую силу.

    Необходимым условием для обеспечения экономической и социальной стабильности населения и основным критерием соблюдения трудовых прав граждан является своевременная и полная оплата труда.

    Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в ст. 41 Конституции РФ и является общепризнанным социально-экономическим правом, фундаментальную основу которого составляют нормы международных актов: ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

    Существует проблема дефицита врачебных кадров, что не позволяет в полной мере обеспечить право граждан на квалифицированную и качественную медицинскую помощь. По состоянию на 01.01.2018 Министерством утверждено 6423,00 штатных врачебных должностей, укомплектованность врачами штатных должностей составила только 75,1% (2015 г. – 73,2).

    Отрицательно сказывается на качество и своевременность оказания медицинской помощи наличие фактов ненадлежащего укомплектования учреждений здравоохранения медицинской техникой, материалами и лекарственными препаратами.

    Серьезную озабоченность вызывает не своевременное обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами и изделиями.

    Статья 40 Конституции РФ закрепляет право на жилище, под которым понимается субъективное право гражданина на пользование и приобретение жилого помещения. Основной закон формулирует основные гарантии реализации этого права: запрет произвольного лишения жилища; поощрение жилищного строительства органами государственной власти и местного самоуправления; создание условий для осуществления права на жилище; предоставление жилища бесплатно или за доступную плату малоимущим или иным указанным в законе гражданам.

    Особую актуальность вопросы обеспечения законности в данной сфере приобретают в связи с нехваткой государственного и муниципального жилищного фонда, предназначенного для проживания граждан, высокой долей ветхого и аварийного жилья, распространенностью грубых нарушений прав граждан при строительстве жилья и т.д.

    Типичными нарушениями, выявляемыми в сфере предоставления гражданам коммунальных услуг и содержания общего имущества многоквартирных домов, являются несоблюдение нормативов их предоставления (например, отсутствие водо-, тепло-, электроснабжения ввиду технологических нарушений или недостаточный объем предоставления услуг в связи с ненадлежащим содержанием инженерных коммуникаций), непроведение организациями, обслуживающими жилищный фонд, работ по заключенным договорам (в том числе вывоз ТБО и ЖБО, ремонт общего имущества дома).

    Серьезной проблемой остается вопрос собираемости с граждан платежей за оказываемые управляющими организациями услуги по содержанию общего имущества дома, что обычно недобросовестные предприниматели используют для оправдания своего бездействия. Помимо этого, надлежащее обслуживание значительного числа домов, находящихся в неудовлетворительном эксплуатационном состоянии, экономически нерентабельно, что побуждает управляющие организации бездействовать в части оказания проживающим в них гражданам необходимого перечня услуг.

    В последние годы повышенное внимание уделяется вопросам законности при долевом строительстве жилья.

    Осуществление долевого строительства связано с привлечением значительных объемов денежных средств от широкого круга граждан, что приводит в случае совершения застройщиком недобросовестных действий к существенному росту социальной напряженности.

    При этом ответственность за причинение имущественного вреда дольщикам по правилам гражданского законодательства несет застройщик, т.е. лицо, данный вред причинившее.

    Вместе с тем, многими субъектами РФ, в том числе Республикой Саха (Якутия), приняты нормативные правовые акты, предусматривающие формы социальной поддержки пострадавших граждан, так или иначе требующие значительных расходов из государственного бюджета. Фактически в таких случаях государство принимает на себя ответственность за виновные действия иных лиц.

    Например, в конце 2017 года внесены изменения в Закон о госбюджете республики на 2018 год, для оказания мер поддержки предусмотрено выделение денежных средств в размере 50 млн. руб.

    Приняты постановления Правительства региона, предусматривающее сроки и порядок выделения субсидий ЖСК дольщиков (от 30.08.2017 № 298, от 12.07.2018 № 216).

    Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    Органами прокуратуры республики выявлены единичные случаи необоснованных отказов пенсионных органов в компенсации расходов на приобретение авиабилетов к месту отдыха и обратно, незаконного уменьшения размеров пенсии, и др.

    Широкое распространение имеют нарушения прав граждан при рассмотрении их письменных обращений.

    Особое внимание органами прокуратуры уделяется вопросам исполнения избирательного законодательства, поскольку от обеспечения беспрепятственного, свободного волеизъявления граждан зависит облик всего государства в целом.

    Согласно частям 1, 2 ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Таким образом, право на землю относится к основополагающим правам граждан, которое должны соблюдать и защищать государственные органы, в том числе прокуратура РФ.

    Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ регулируются особенности предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

    Основной целью Федерального закона № 119-ФЗ стало привлечение жителей РФ к освоению земельных участков, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, в целях более эффективного развития региона в целом, его экономической, демографической и других составляющих.

    Согласно Закону любому жителю из любого уголка России безвозмездно один раз может быть предоставлен земельный участок в размере одного гектара земли с условием его освоения по назначению в течение пяти лет при множестве вариантов его использования. Через пять лет при условии освоения земли ее можно будет арендовать или получить в собственность.

    В целях реализации указанного Федерального закона на территории республики принята нормативная правовая база, в том числе 2 Закона Республики Саха (Якутия), 3 Указа Главы РС(Я), административные регламенты органов исполнительной власти и местного самоуправления.

    Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    В систему экологических прав граждан, кроме права на благоприятную окружающую среду, которое считается основным экологическим правом, входят и иные права - права на использование природных ресурсов в целях удовлетворения личных потребностей (общего природопользования). Основное право - право на благоприятную окружающую среду обеспечивается государством посредством специального механизма, в котором занимают особое место меры государственного принуждения. В лесном законодательстве право граждан на благоприятную окружающую среду и право на общее природопользование реализуются посредством обеспечения права граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

    Однако это право граждан может быть ограничено. В соответствии с п. 5 ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах и безопасности граждан при выполнении работ. Ограничение одного права направлено на обеспечение другого права - того же самого права на благоприятную окружающую среду, в связи с тем что неконтролируемое посещение лесов во время пожароопасного периода может привести к лесному пожару, в результате которого будет причинен как экономический, так и экологический ущерб - сокращение лесов отрицательно сказывается на состоянии всей природной среды.

    Одним из основных направлений деятельности федерального государственного лесного надзора является выявление и пресечение незаконных рубок.

    Республика Саха (Якутия), занимая площадь 1/5 части территории Российской Федерации, является не только самым крупным субъектом Российской Федерации, но и самым крупным лесным регионом по площади земель лесного фонда. Площадь земель лесного фонда составляет 254,7 млн. гектаров или 82% от общей территории республики.

    Поэтому, при осуществлении переданных полномочий в области лесных отношений особое внимание уделяется пожарной безопасности, предупреждению возникновения лесных пожаров по вине человека, в том числе путем контроля за деятельностью лесопользователей на лесных участках, а также на пресечение и выявление незаконных рубок на землях лесного фонда и случаев незаконного использования лесов.

    Гарантии реализации Конституции  юридически значимые и организационно-оформленные средства реализации предписаний, содержащихся в нормах Конституции, способы достижения целей этих норм, организационно-правовые условия перевода регулирующих возможностей конституционного права в действительность, в фактическое поведение субъектов конституционно-правовых отношений.

    Виды гарантий:

    Социальные и экономические факторы (условия). Если разруха в стране, то никакие предписания не будут исполняться.

    Общие принципы, направленные на обеспечение незыблемости конституционного строя, определяющие характер взаимоотношений между личностью и государством, создают реальные условия для уважения, соблюдения и осуществления прав и свобод человека:

    верховенства права (ст. 1);

    разделения властей (ст. 10),

    неуклонного соблюдения Конституции РФ (ст. 4),

    неотчуждаемых прав и свобод человека (ст. 7) и общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 15);

    Принципы правосудия.

    право каждого человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2, ст. 45);

    судебная защита прав и свобод личности (п. 1, ст. 46),

    право каждого в соответствии с международными договорами нашего государства обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если использованы все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (п. 3, ст. 46);

    право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48);

    принцип презумпции невиновности (ст. 49)

    Деятельность специальных государственных органов.

    Президент РФ, как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина,

    КПО должностных лиц государства.

    Принцип, согласно которому коллизии между требованиями Конституции и других НПА, действует конституционная норма, а акт ей противоречащий, подлежит изменению или отмене. Ст. 85 Конституции предоставляет Президенту право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ до решения этого вопроса соответствующим судом.

    Прямое действие на всей территории РФ  способность быть реальным регулятором общественных отношений, когда непосредственно на основе конституционных предписаний разрешаются дела в судах, органах исполнительной и законодательной власти. Прямое действие означает, что она подлежит реализации независимо от наличия конкретизирующих и развивающих ее нормативных актов. *Но, прямое действие многих норм Конституции может иметь место только вместе с нормами текущего законодательства, развивающими нормы Конституции.

    Читайте также: