Французские прически 16 века доклад

Обновлено: 19.04.2024

Ренессанс до сих пор остается источником вдохновения для архитекторов и дизайнеров. Но можно ли так сказать про барберинг? Мы разберем прически Возрождения и расскажем об их современных вариациях.

Дата:
25 июня 2021

У многих Ренессанс ассоциируется с расцветом культуры, и это действительно так. Именно в это время создали свои шедевры Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль. Прошло не одно столетие, появились новые направления, но эпоха Возрождения продолжает оставаться источником идей и вдохновения для дизайнеров и архитекторов. Можно ли так сказать про барберинг?

Несмотря на то, что мужские стрижки тех времен могут показаться нам старомодными, Ренессанс стал важнейшей вехой и для парикмахерского искусства. В этой статье мы расскажем, какие прически были в моде в эпоху Возрождения, и есть ли у них что-то общее с современными.

ИТАЛИЯ. ЗАВИВКА И БАКЕНБАРДЫ

Эпоха Возрождения началась с Италии. Центрами развития нового направления стали три итальянских города — Флоренция, Рим и Венеция. Причем Флоренция и Венеция задавали тенденции и в искусстве, и в мужских прическах.

Венецианские стрижки тех времен во многом похожи на флорентийские. При этом обязательным дополнением к прическе был головной убор. Обычно мужчины выбирали небольшие шляпы, похожие на берет. Головные уборы могли быть богато декорированными, в восточном стиле. Также итальянцы носили шляпы с полями, фески, чепцы, капюшоны.

В 1470-х годах в итальянскую моду вошли завитые бакенбарды округлой формы. Юноши носили одни усы или короткие бакенбарды до середины ушей. Нужно отметить, что до того времени они должны были начисто брить лицо: борода и усы считались признаком зрелости.

О бороде в Италии стоит сказать отдельно. Помимо того, что ее могли носить только по достижении определенного возраста, обязательным условием для красивой бороды был равномерный цвет. Поэтому мужчины подкрашивали волосы, а с первой сединой полностью обесцвечивали их. Сейчас необязательно прибегать к такой радикальной мере: достаточно записаться на камуфляж бороды в OldBoy Barbershop.

С 1530-х годов Италия попадает под влияние испанской моды…

ИСПАНИЯ. КОРОТКИЕ СТРИЖКИ И ЗАЧЕСЫ

В Испании времен Возрождения удлиненные стрижки практически не носили. Все просто: волосы мешали носить пышные гофрированные воротники, которые еще называли рафом или фрезой.

За белизной воротников тщательно следили: идеально накрахмаленный раф был символом элегантности. А вот к чистоте тела отношение тогда еще не поменялось, и люди старались как можно реже мыться

За белизной воротников тщательно следили: идеально накрахмаленный раф был символом элегантности. А вот к чистоте тела отношение тогда еще не поменялось, и люди старались как можно реже мыться

Начало Возрождения во Франции принято связывать со вторжением войск Карла VIII в Италию в 1494 году. По другой версии, эпоха Ренессанса началась в стране еще в середине XV века.

В XVI веке французский двор становится самым пышным в Европе, но модные тенденции задает не он: во всем чувствуется влияние не только Италии, но и Испании, войну с которой Франция проиграла. В первой половине XVI века французы носили практически те же прически и головные уборы, что и испанцы, делали локоны. Завивка была особенно популярна среди пожилых дворян.

В 1620-х годах в моду вошли короткие прически. По одной из версий, мужчины перестали носить удлиненные стрижки из-за высоких испанских воротников, которые были популярны в то время. Но есть и другая, более интересная версия: однажды во время игры в снежки Франциск I получил травму головы. Врачи порекомендовали ему коротко подстричься, и королю ничего не оставалось, как последовать совету. Так появилась стрижка ежик, которая популярна до сих пор.

Генрих IV ввел моду на короткую стрижку с завивкой, которая в итоге получила название в честь него. Прическу короля дополняла небольшая остроконечная бородка и завитые усы.

Со смертью Генриха IV во Франции закончилась и эпоха Возрождения

Со смертью Генриха IV во Франции закончилась и эпоха Возрождения

http://s017.radikal.ru/i425/1609/41/43084d4721f7t.jpg

Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь.

АТТИФЕ

http://s017.radikal.ru/i444/1609/16/482f0a192835t.jpg

[float=left][/float]
Аттифе - так в 16-м веке называли головной убор, образующий дугу с каждой стороны лба.

Это мода была принята у знатных дам в период религиозных войн, когда всё популярнее становилась прическа "en raquette". Аттифе мог служить, чтобы ее поддержать:

http://s019.radikal.ru/i638/1609/36/186cc21d65f0t.jpg

[float=right][/float]Аттифе и прическа "en raquette" это два элемента, которые вытекают из тенденции 1570-х годов - формировать сердце над лицом. Они встречаются на портретах дам французского двора в конце царствования Карла IX, эпохи, отмеченной обновлением моды, которое достигло своего апогея при дворе Генриха III. Болезненные времена, которые последовали за ночью святого Варфоломея (1572), будто бы никак не мешали переменам во внешности; совсем наоборот. Культурная реакция на суровости протестантского пуританства?

Аттифе могли носить с шапероном, и как правило, путают с ним. Посмотрим на иллюстрацию ниже, на портрет второй дамы. Шаперон виден над аттифе и формирует острие на лбу:

http://s019.radikal.ru/i615/1609/6a/38a2a4b784c3.jpg

Аттифе в 1575 году:

Поскольку аттифе связан с прической "en raquette", он развивается одновременно с ней. В течение многих лет он расширяется и поднимается вверх.

Аттифе в 1595-1600 годах:

http://s017.radikal.ru/i435/1609/df/13b66608c860.jpg

[float=right][/float]

Аттифе часто безосновательно ассоциируют с тяжелой утратой и вдовством. Совсем наоборот. На обоих портретах, расположенных справа, изображены две молодые женщины, которые недавно вышли замуж или только собираются; Луиза герцогиня Монморанси и Катрин де Бурбон, сестра Генриха IV.

Аттифе кажется скорее данью прихотям моды, чем удобным аксессуаром, который носили, чтобы подчеркнуть период печали и сдержанности.

http://s019.radikal.ru/i626/1609/42/07ff5684c32ft.jpg

За рубежом мы встречаем тот же аксессуар, как здесь, у Елизаветы Английской (ниже), которой, как известно, возраст не мешал оставаться кокеткой.

Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь.

Эпоха Возрождения или же Ренессанс неизменно ассоциируется с тремя великими художниками – Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль.

Леонардо да Винчи – больше, чем художник. Впрочем, это и есть идеал эпохи Возрождения – быть всем, знать многое, запомниться прекрасным. Леонардо да Винчи был и художником, и скульптором, и изобретателем – первый танк, самолет, парашют – все это сохранилось на его рисунках.

Микеланджело – художник, архитектор, скульптор. Его скульптуры впечатляют. В случае с Рафаэлем (художник, архитектор, скульптор) впечатляют его картины, а особенно Мадонны, которых за свою недолгую жизнь он написал более 300.

Помимо Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля эпоха Возрождения подарила человечеству и других не менее талантливых скульпторов, живописцев и архитекторов – Сандро Боттичелли, Браманте, Донателло, Тициан.

В эпоху Возрождения в центр мира, как и в период Античности, вновь вернулся человек и его тело. Про душу можно было забыть. Художники Возрождения обратились к античным образцам как в живописи и скульптуре, так и в архитектуре, забыв про Средневековье. Но что удивительно, одним из основных заказчиков их работ стал Ватикан.

Прически эпохи Возрождения

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. Лувр, Париж

В Италии центрами развития искусства Возрождения были три города – Флоренция (главный заказчик произведений искусства семейство Медичи), Рим (Ватикан) и Венеция.

То же самое касается и моды. Моду в одежде и прическах в XV веке задавала Флоренция, с конца XV - в XVI веках – Венеция.

Прически Флоренции

Мужские прически жителей Флоренции как бедных, так и богатых были весьма схожи по своему силуэту. В основном это были шарообразные прически. Делались прически чаще всего из длинных завитых волос.

флорентийские прически эпохи Возрождения

Молодые люди носили завитые, пышновзбитые и распущенные волосы. Либо с небольшой челкой, либо без нее. Волосы зачесывались назад или же имели прямой пробор.

флорентийские прически эпохи Возрождения

Джованни Амброджо де Предис (ученик Леонардо да Винчи). Святой Себастьян.
Прическа юноши.

Еще одним вариантом прически была прическа из завитых волос, уложенных в широкий валик концами внутрь.

Бороды носили лишь пожилые мужчины. Молодежь ходила с выбритыми лицами.



Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи (1478—1482).
Элипсообразная прическа.

Женские прически Флоренции были сложными, состоящими из кос и завивки. Их обильно украшали лентами и нитями жемчуга. В отличие от Средних веков женщины теперь могли ходить с непокрытой головой.

Прическа Флорентийская коса

Прическа Флорентийская коса

Прически Венеции

В Венеции на прически и головные уборы, а также наряды местных жителей будет влиять не только западная мода, но и мода Востока. Ведь Венеция – портовый город. Так, к примеру, в качестве головного убора венецианки начнут носить восточные тюрбаны.

Мужские прически Венеции были во многом похожи на флорентийские прически.

С XVI века в моду входят высокие воротники, которые появятся и будут популярны при испанском дворе. Под влиянием моды на такие воротники (воротник-фреза – тугой, на каркасе, обрамляющий шею, накрахмаленный, из кружева) мужские прически будут становиться все короче. Придет мода на короткие стрижки и в Венецию.



Тициан. Портрет неизвестного с серыми глазами.
Короткая стрижка.

Мужчины как в Венеции, так и во Флоренции чаще всего носили небольшие шляпы, по форме напоминающие береты.

Женские прически Венеции делились на два основных вида:
• прически с завитыми локонами, закрепленными шпильками и с украшениями;
• прически из кос, уложенных самыми различными способами.

Венецианские прически эпохи Возрождения

Была и прическа куртизанок, которую приличные дамы (матери и жены) не могли себе позволить носить – прическа состояла из двух толстых жгутов, которые были уложены надо лбом в виде баранок, плюс атрибутом такой прически было обязательное наличие густой челки с мелкими кудряшками. Волосы с затылка были гладко зачесаны.



Тициан. Изабелла д'Эсте, 1535.
Головной убор в виде тюрбана.

Как у жительниц Флоренции, так и у жительниц Венеции в тот период красивым считался высокий чистый лоб. Брови и даже ресницы, как и в Средние века, полностью выщипывались, подбривались и волосы надо лбом. В моде был золотой цвет волос – златокудрые греческие богини, о которых вновь с появлением интереса к Античности вспомнили. Волосы осветлялись различными растительными экстрактами. Или же солнцем. Среди женщин популярностью пользовались соломенные шляпы с широкими полями, но без донышка. Таким образом, волосы находились на солнце. А на крышах домов даже могли сооружаться специальные деревянные будки, в которых дамы, сидя на солнце, осветляли свои волосы. Правда загар в те времена совсем не был в моде.



Все эти прекрасные французские аристократки, чьи образы хранят картины и воспроизводят киноэкраны, иногда просто завораживают своими сложными прическами. Можно было бы подумать, что модницы тех времен задавались одной целью – перещеголять друг друга в эффектности и великолепии своих образов. Но нет, и в XVII веке волосы стригли и укладывали согласно веяниям моды, и каждая из причесок – Анны Австрийской ли, другой ли королевы или фаворитки короля – носила свое название.

Эпоха барокко в прическах XVII века

Семнадцатый век во Франции - время причесок в стиле барокко

Это была отдельная эпоха в истории парикмахерского искусства – французский XVII век. Стиль барокко из изобразительного искусства перекочевал во все сферы жизни аристократии – в моде были роскошь и пышность, дорогие изысканные материалы, крупные, тяжелые украшения. Сдержанности не было места ни в интерьерах дворцов, ни в одежде, ни в нарядах. Это столетие ознаменовалось чрезмерным вниманием к внешности – как женщин, так и мужчин. Аристократы обоего пола в изобилии пользовались пудрой и духами, носили чулки, банты, кружева и драгоценности, само собой, не забывая и о волосах и прическах.

П.П. Рубенс. Портрет Марии Медичи

Женские прически XVII века

Портрет трех сестер Манчини, Олимпия - в центре

Фаворитки короля – законодательницы моды в области причесок

Маркиза де Монтеспан

А. Пигайем. Портрет Анжелики де Фонтанж

М.В. Жакото. Портрет маркизы де Ментенон

Дамы более поздних эпох продолжали экспериментировать с теми прическами, что придумали когда-то французские аристократки

Дамы более поздних эпох продолжали экспериментировать с теми прическами, что придумали когда-то французские аристократки

Прически барокко, однажды возникнув во французских придворных кругах, продолжали пользоваться успехом и в последующие эпохи – видоизменяясь, то набирая популярность, то утрачивая ее. На портретах уже русских аристократок XVIII и XIX века можно проследить влияние этой моды, созданной еще при Людовике XIV. Сам же король к закату своего правления все больше ценил парики, которые стали во Франции очень распространены – все потому, что, по всей видимости, с возрастом он заметно облысел.

Героини Атенаис де Монтеспан и Анжелики де Пейрак на экране причесаны в соответствии с правилами своей эпохи

Героини Атенаис де Монтеспан и Анжелики де Пейрак на экране причесаны в соответствии с правилами своей эпохи

Читайте также: