Формы профориентационной работы с школьниками доклад

Обновлено: 14.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

воспитатель Пахомов В.И.

р.п. Первомайский, 2017г.

Формы и методы профориентационной работы с учащимися

Сущность профориентационной работы Профориентация – неотъемлемая часть учебно-воспитательной работы, которая представляет собой систему психолого-педагогических мероприятий, направленных на активизацию процесса профессионального самоопределения личности, сопровождения профессионального развития, формирование жизненных и профессиональных целей учащегося в соответствии с его индивидуальными особенностями и учетом потребностей рынка труда.

Профориентационная работа не может сводиться к отдельным мероприятиям, поэтому необходимо спланировать систему профориентационной работы. О наличии такой системы можно говорить только тогда, когда мероприятия профориентационного содержания проводятся не от случая к случаю, а систематически, когда они связаны достижением конкретной цели. Система профориентационной работы имеет место в том случае, когда реализованы все компоненты ее структуры, когда эти компоненты органически связаны друг с другом. При организации системы профориентационной работы в школе необходимо учитывать следующее:

- в любых мероприятиях учебного и воспитательного характера должны быть, по возможности, отражены задачи профессиональной ориентации;

- все субъекты образовательного процесса должны быть вовлечены в профориентационную работу;

- необходимо принять меры для повышения уровня знаний всех специалистов, участвующих в проведении работы по профориентации.

План профориентационной работы в должен включать в себя систему мероприятий профинформационного и профконсультационного характера. Определенное место в нем должно отводиться мерам, направленным на обеспечение педагогического коллектива знаниями и методикой проведения профориентационной работы.

Профессиональное самоопределение учащихся

К началу Х класса у школьников формируется профессиональное самоопределение. Для эффективного управления профессиональным самоопределением учащейся молодежи психологи выделяют показатели, характеризующие его как процесс, предполагающий развитие личности – субъекта своей будущей профессиональной деятельности, включающей в себя:

1. Информированность учащегося: знание отраслей экономики и видов профессионального образования, состояния рынка труда, содержания и условий труда по избранной профессии, учебных заведений, где можно получить избранную профессию (специальность).

2. Сформированность общественно значимых мотивов выбора профессии (сближение профессиональных намерений с потребностями рынка труда).

3. Выраженность профессиональных интересов к определенной области деятельности и конкретной профессии.

4. Наличие специальных способностей к определенному виду профессиональной деятельности.

5. Практический опыт в избранной трудовой деятельности (занятия в кружке, факультативе, секции, музыкальной школе и т.д.).

6. Сформированность профессиональных намерений.

7. Реальный уровень профессиональных притязаний (интересы, способности, самооценка, профессиональные намерения учащихся согласуются между собой).

8. Состояние здоровья позволяет избрать данный вид деятельности (профессию) по заключению врача.

Формы профориентационной работы

В зависимости от количества участников различаются индивидуальные формы профориентационной работы – индивидуальные, с конкретным учащимся, например, беседа, консультация, индивидуальная диагностика; групповые – работа с группой, например, урок, игра, беседа, групповая диагностика, семинар, тренинг; массовые – работа с большим количеством учащихся, например, межшкольные профинформационные мероприятия, презентации учебных учреждений, ярмарки учебных мест. Также выделяют пассивные формы профориентационной работы (просветительское направление):

• Беседы, лекции, просмотр видеофильмов,

• Профдиагностика, профконсультации для учащихся,

• Консультации для родителей (педагогами, психологами, профконсультантами),

• Выставки творческих работ студентов.

• Экскурсии учащихся в колледж - организация экскурсии в учебное заведение, где можно увидеть реальные условия будущей учебы, познакомиться с историей колледжа, пообщаться со студентами.

Компьютерная презентация профессии;

Семейное профессиональное древо;

Личный профессиональный герб;

Профессия в картинках;

Сочинение и эссе о профессии;

• Работа с родителями Путь взрослеющего человека к будущей профессии, так или иначе, закладывается в семье, так как семья является одним из главных звеньев в системе профориентации. Важное место должно быть отведено педагогическому просвещению родителей по вопросам профессиональной 3 ориентации. Хорошо, если тематика профпросвещения родителей дополняется обсуждением опыта трудового воспитания и подготовки к выбору профессии, решением педагогической ситуации, показом кинофильмов специалистами по профориентации. В качестве лекторов и докладчиков могут выступать учителя, родители, преподаватели учебных заведений, специалисты предприятий, специалисты ЦЗН.

Направления профориентационной работы

Профессиональное информирование является составной частью системы профессиональной ориентации и представляет собой групповое и индивидуальное информирование учащихся о состоянии и перспективах развития рынка труда, особенностях профессий и специальностей, требованиях, предъявляемых будущей профессией к личности, условиях и режиме труда, возможностях трудоустройства и получения специальности.

Цель профессионального информирования – просвещение учащихся по основным вопросам выбора профессии, профессионального обучения и трудоустройства. Профессиональное информирование может выступать в качестве самостоятельной профориентационной задачи (справочно-информационная консультация) или проводиться в рамках работы по профессиональному консультированию. Профессиональное информирование должно быть достоверным, полным, убедительным, своевременным, доступным для учащихся по форме, содержанию и проводиться как через средства массовой информации, печатные издания (буклеты, справочники, и т.д.), информационные стенды, так и посредством информационного консультирования. Ключевое значение в профессиональном информировании имеют три вида информации: профессии (специальности) - её содержании, условиях, организации труда, обучении конкретной профессии, оплате труда, требованиях к личности человека, возможностях квалифицированного и должностного роста; человеке – его возможностях и способностях, интересах и склонностях; текущем и перспективном кадровом спросе - состоянии спроса и возможности развития рынка труда. Выбор профессии, места обучения или работы происходит на основе сопоставления информации по этим трём позициям. От того, насколько будет достоверной и подробной полученная информация, зависит правильность выбора профессии, успешность профессионального обучения и деятельности, закрепление человека на рабочем месте. Результатом профессионального информирования является овладение учащимися информацией такого объема и содержания, которые необходимы для сознательного профессионального самоопределения, а также овладения способами самостоятельного поиска информации и знакомство с необходимыми для этого средствами (справочниками, бюллетенями и т.п.)

Методы профессионального информирования

Одним из ведущих методов профессионального информирования является профинформационная беседа, которая может включать бланковый метод, предполагающий использование бланковых профессиографических материалов: аннотации профессий, профессиокарты (краткая характеристика, дающая общее представление о профессии, доступное для самостоятельного изучения человеком) и информационные профессиограммы. В профориентационной работе часто используется аудиовизуальный метод. Учащиеся смотрят видеоролики продолжительностью 3-5 минут, представляющие различные профессии. Комментарии к видеоряду помогают разобраться во многих тонкостях и особенностях конкретного профессионального труда и позволяют усвоить значительный объём информации за короткий срок. К эффективным методам профессионального информирования можно также отнести экскурсии на предприятия, беседы-встречи с представителями различных профессий, профессиональные пробы. 4 Особое место в профориентационной работе отводится организации самостоятельной работы учащихся с информационно-справочной, учебной и развивающей литературой, а также с сетевыми ресурсами (интернет-порталами, поисковыми системами). Результатом профессионального информирования является обеспечение учащихся комплексной информацией, необходимой для адекватного профессионального самоопределения, а также обучение навыкам самостоятельного поиска информации.

Формы профессионального информирования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, которые происходят в нашем обществе и образовании.

Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения. В настоящее время предъявляются высокие требования к качеству подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, что выражается в следующих характеристиках: способность самостоятельно и осознанно осуществлять выбор будущей профессии и путей ее получения. Решить данную задачу призвана система мероприятий (профориентационная работа, предпрофильное и профильное обучение), которые помогают выпускникам сделать профессиональный выбор, т.е. самоопределиться.

Профессиональная ориентация – это система мероприятий по оказанию помощи в профессиональном самоопределении молодому человеку, выбирающему профессию. Профориентационная работа проводится по нескольким направлениям: профпросвещение, профдиагностика, профконсультация. Профориентационная работа является базовой основой для предпрофильного и профильного обучения, т.к. оно не возможно без учета индивидуальных интересов, способностей, склонностей и предпочтений учащихся. Именно в рамках профориентационной работы и происходит изучение индивидуальных особенностей учащихся.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержания профориентационной работы в школе:

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к игровой, трудовой, учебно-познавательной и исследовательской деятельности.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Формы и методы профориентационной работы с учащимися

Основными компонентами профориентационной работы с учащимися являются следующие:

Систематическое проведение профориентационной работы оказывает положительное влияние на повышение общей активности школьника, в том числе и в учебной деятельности.

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы в школе относятся:

  • достаточная информация о профессии и путях ее получения;
  • потребность в обоснованном выборе профессии;
  • уверенность школьника в социальной значимости труда;
  • степень самопознания школьника;
  • наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

Предпрофильная подготовка ( 9 класс) – необходимый и обязательный этап в системе профильного обучения, предполагающий по его завершении осуществление учащимся акта самоопределения в отношении направления и уровня профильного обучения. Основная задача деятельности специалистов образования на данном этапе — свести к минимуму вероятность ошибочного выбора учащимся сферы предполагаемой профессиональной деятельности и тем самым оказать ему активное содействие в выделении спектра учебных предметов необходимых для осуществления жизненных планов. Следующей ступенью в профессиональном становлении подростков является профильное обучение (10-11 классы), суть которого в том, чтобы дать старшеклассникам качественное общее среднее образование, формировать их готовность к осознанному профессиональному самоопределению.

Процесс профильного обучения эффективен, если он высоко мотивирован для учащегося и протекает с использованием организационных форм, адекватных выбранным предметам и уровням их изучения. Поэтому исходным пунктом организации профильного обучения является выбор оснований для определения профиля обучения каждого учащегося. Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества – важнейшая задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения старшеклассников способствует успеху профориентационной деятельности.

Таким образом, формы и методы профориентационных воздействий представляют собой систему целенаправлен­ных действий педагогического коллектива школы, семьи, професси­онально-технических и высших учебных заведений, производства и общественных организаций по формированию у обучающихся психоло­гической и практической готовности к определенной сфере трудовой деятельности. Эффективность проводимой работы зависит от трех основных условий: соблюдения преемственности в формах и мето­дах на протяжении всего обучения в условиях общеобразовательной школы, учета возрастных особенностей учащихся и комплексного использования методов профессиональной ориентации.

Школьники в форме работников различных профессий

Цели и задачи профориентации младших школьников

Как уже упоминалось, одна из задач учебно-воспитательного процесса для школьников 1-4 классов, согласно ФГОС, – подготовка учащихся к осознанному выбору профессии. Качественные знания о видах деятельности должны даваться в доступном формате. При этом важно учитывать возрастные особенности: не допускать назойливости и подавать информацию в адекватных формах (игры, просмотр тематических мультфильмов, детские книги и так далее).

Цели ранней профориентации школьников 1-4 классов:

  • расширить первоначальные представления о месте труда в жизни каждого человека;
  • детализировать базовые понятия о разных профессиях;
  • предоставить возможность погружения в различные виды деятельности посредством игры и прочих методов.

Качественная профориентационная работа в начальной школе позволяет решать такие задачи:

  • воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся физическим трудом, а также ко всем профессиям без исключения;
  • формировать понимание важности труда для человека;
  • знакомить с разнообразием современных видов деятельности;
  • приучать выполнять свою работу качественно;
  • мотивировать к учебе и труду посредством применения познавательных и профориентационных методик;
  • развивать творческие способности ребенка в ходе ознакомления с профессиями.

Формы профориентационной работы в 1-4 классах

В начальной школе профориентационная работа ведется непосредственно на уроках и во внеурочное время. Среди множества форм внеклассных мероприятий для нее лучше всего подходят:

  • классный час;
  • экскурсия;
  • беседа;
  • проект;
  • конкурс;
  • игра.

Эффективность воспитания интереса к труду повышается, если учитель внедряет информацию о разных профессиях в учебный процесс. Уроки в начальной школе можно разнообразить, например, профориентационными играми. Применение такого метода позволяет оживить даже самый неинтересный предмет и достичь желаемой цели.

На внеклассных мероприятиях школьники знакомятся с новыми профессиями, перевоплощаются в их представителей, играют в сценках, соревнуются на конкурсах и готовят тематические проекты. Родителям рекомендуется тоже подключаться к активному участию в социально-профессиональном самоопределении личности младшего школьника. Не стоит отказываться от приглашения учителя посетить классный час и рассказать детям о своей работе.

Экскурсии на различные предприятия, в спасательные службы, встречи с людьми, которые там работают, – все это помогает успешно решать задачи профессиональной ориентации в начальной школе. Чем больше профессий знает младшеклассник и чем более обширны эти знания, тем меньше у него будет риск совершить ошибку при выборе учебного заведения в старших классах и дальнейшем трудоустройстве.

Элементы профориентации на уроках

В 1-4 классах воспитывать у школьников интерес ко взрослому труду можно на любом учебном предмете. Кроме того, для профориентации годится почти каждая тема урока. Для наглядности приведем несколько примеров.

Внеурочные занятия и мероприятия

Внеклассные занятия можно посвящать профориентации полностью или фрагментарно. Конечно, первый вариант предпочтительнее. Традиционно в начальных классах проводятся такие мероприятия:

Перечисленные мероприятия успешно проводятся в 1-4 классах. Детям они нравятся не только потому, что дают возможность проявить себя, но и потому, что в них также могут принять участие и их родители.

Учителю на заметку: в качестве темы для классного часа или внеклассного занятия можно выбрать любой профессиональный праздник (например, 19 сентября в России отмечается День оружейника).

Игры вызывают у ребенка целый спектр положительных эмоций и оставляют продолжительно сохраняющиеся впечатления. Поэтому их активно применяют в качестве метода профориентации в начальной школе.

Для профессиональной ориентации младшеклассников лучше всего использовать такие ролевые игры:

Беседы с приглашенными специалистами

Представитель любой профессии, приглашенный в качестве спикера на профориентационное занятие, должен учитывать возраст аудитории – в данном случае 7-10 лет. Желательно заранее объяснить ему, как подготовиться к беседе с учениками начальных классов.

Прежде всего учитель просит принять участие в таком внеклассном мероприятии родителей учащихся, так как с ними уже налажен контакт. Однако надо понимать, что не у всякой мамы и каждого папы есть опыт публичных выступлений, поэтому они могут стесняться и не знать, с чего начать и что говорить. Чтобы упростить задачу, стоит предложить список вопросов-ориентиров, опираясь на которые гость будет строить связный рассказ о своем виде деятельности:

  1. Какой тип труда предполагает Ваша профессия (в основном физический либо интеллектуальный, креативный или строго по протоколу)?
  2. Сложности и непредвиденные обстоятельства, возникающие на работе.
  3. Какие черты характера и качества личности нужны для того, чем Вы занимаетесь (усидчивость, стрессоустойчивость, вежливость, смелость, внимательность, активность, настойчивость, любознательность, дисциплинированность, порядочность, трудолюбие, честность, отзывчивость, чувство юмора и так далее)?
  4. Надо ли для выполнения Ваших обязанностей обладать ловкостью рук, хорошей координацией, физической выносливостью и высокой скоростью реагирования?
  5. Какие требования ко вниманию предъявляются в Вашей профессии (распределять, постоянно переключать или, наоборот, концентрировать)?
  6. Какой тип мышления должен преобладать (образный, наглядно-действенный, аналитический, абстрактно-логический)?
  7. Каким типом памяти чаще всего приходится пользоваться на работе (двигательным, слуховым, зрительным, обонятельным, осязательным или вкусовым)?
  8. Какое влияние оказывает на Вас профессия (совершенствование характера, развитие врожденных способностей, обогащение личности, повышение уровня культуры и интеллекта).

Рисунки

Метод рисования для профориентационной работы можно использовать уже в 1-2 классах. Дети в этом возрасте еще не очень уверенно и быстро пишут, поэтому рисуночные методики – оптимальный вариант для них.

Чтобы понять, насколько ученики усвоили рассказанное им о профессии, можно попросить их нарисовать, как выглядит человек, который выполняет эту работу. Пусть каждый ребенок возьмет чистый лист формата А4 и разделит его на 2 части вертикальной линией. В самом начале занятия нужно сообщить детям, о какой профессии будет идти речь, и дать задание: нарисовать слева ее представителя. Для этого вполне хватит 4-5 минут. За 10 минут до конца урока надо повторить это же задание, только новый рисунок должен быть выполнен учеником уже в правой части листа. Сравнив оба изображения, можно оценить, насколько эффективным оказалось занятие.

Профессиографическое исследование

Методы профессиографии созданы для уже работающего человека. На их основе кандидатом педагогических наук Н. Войткевич была разработана методика профессиографических исследований для старшеклассников. А учитель начальных классов СОШ №1 (г. Шумихи Курганской области) Лариса Шелковникова переработала ее, адаптировав для учащихся 4 классов.

В рамках подготовки профессиографического проекта школьники самостоятельно занимаются сбором доступной информации о выбранной профессии (читают тематическую литературу, ищут статьи на веб-сайтах, общаются с ее представителями), по возможности подбирают наглядные пособия (орудия труда), погружаются в изучение содержания вида деятельности, условий работы и системы образовательной подготовки. Результаты исследования оформляются в виде реферата, доклада или электронной презентации.

Профессиональная проба

Наряду с профессиографическим исследованием в работе с младшеклассниками Лариса Шелковникова применяет метод профессиональной пробы. Учитель считает его уникальной возможностью практического знакомства с профессией. Ведь, как говорится, не попробовав, не узнаешь.

Предлагаем ознакомиться в качестве наглядного примера с несколькими формами реализации метода профпробы в 4 классе.

Прочие формы

Профориентационная работа с учащимися 1-4 классов не ограничивается описанными выше формами и методами. Среди других, которые также часто используются учителями, можно выделить:

Детская литература о профессиях

Отличное подспорье для беседы о профессиях с учениками младшего школьного возраста – качественная детская литература: сборники маленьких рассказов в прозе и стихах, комиксы, ярко иллюстрированные тематические энциклопедии. В качестве примера приведем несколько книг и их серий, которые могут понравиться школьникам.

Подводя итоги

Цель профессиональной ориентации в 1-4 классах – подготовить учеников к осмысленному выбору будущей профессии, научить их согласовывать личные интересы, потребности и возможности. Для ее реализации подходят как ежедневные уроки (разные учебные предметы), так и внеклассные мероприятия. На эффективность влияют систематичность, планомерность и, в первую очередь, увлекательность.

На сегодняшний день разработано множество различных форм и методик проведения профориентационных занятий с учащимися начальной школы. В основе каждого из них лежит игровая мотивация, которая плавно перетекает в учебную. Учителя, перепробовавшие в своей практике все формы такой работы, пришли к выводу, что самый высокий интерес у учеников вызывают ролевые игры и театрализованные сценки. Они помогают детям раскрыть свой потенциал, дают им возможность адаптироваться в социуме и впервые задуматься о том, кем стать в будущем.


Сегодня мы хотим поделиться с вами опытом нашей работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся и воспитанников.

Профориентационная работа в нашей школе осуществляется в соответствии с Программой профориентационной работы, разработанной на три года (2017 – 2020 гг.) и включающей три направления деятельности:

Просветительская работа - Знакомство с миром профессий.

Она проводится классными руководителями, учителями предметниками, библиотекарем. Главная цель – расширение знаний учащихся и их родителей о профессиях, показ актуальности обсуждаемой проблемы и путей решения возникающих проблем.

II. Диагностика профессиональных наклонностей,

осуществляется через раннюю профилизацию учащихся и коррекцию профессионального выбора обучающихся

Педагогическая диагностика выявляет проблемы и вопросы, возникающие у учащихся и родителей, позволяет сделать работу в данном направлении более востребованной и значимой.

Психодиагностика проводится с целью изучения личностных особенностей учащихся и оценки их профессиональных возможностей.

Коррекционная работа помогает избежать ошибок при выборе профессии, провести рефлексию своих возможностей, а также найти оптимальный путь самореализации.

III. Конкурсная деятельность по профориентаци: участие в профориентационных конкурсах различных уровней

I. Знакомство с миром профессий начинается с дошкольного возраста.

Непосредственно образовательная деятельность в старшей и подготовительной группах " Все профессии нужны, все профессии важны", в средней группе "Знакомство с профессией повар."

"Знакомство детей с профессией продавец. Экскурсия в магазин

Учителями–предметниками в учебных кабинетах оформлены информационные стенды по профориентации.

Программы воспитательной работы классных руководителей включают разделы по профориентации: Информирование; Консультирование; Диагностика; Воспитательные мероприятия по профориентации.

Организуются профессиональные пробы повара, бухгалтера, пожарного, воспитателя, медицинского работника учащихся 9-10 классов

О ВТОРОМ НАПРАВЛЕНИИ:

II. Диагностика профессиональных наклонностей учащихся и коррекция их профессиональных предпочтений

Работая на данной онлайн-платформе ученики нашей школы смогли получить данные о своих профессиональных склонностях. (Я, как куратор этого проекта имею доступ к сводному отчету по школе – вы его видите на слайде. Учащиеся получают свой личный отчет и рекомендации по предрасположенности к той или иной профессии на свой адрес электронной почты). Учащиеся получают сведения о том, какой тип профессии им подходит, каковы их профессиональные склонности, оформленную карту своих интересов, прогноз на будущий объект профессионального труда и будущий вид деятельности.

Данные, полученные в результате этой диагностики таковы: Из учащихся 9 – 11 классов, опрошенных по тесту С.И. Вершинина- 31% - человек-техника, 8% - человек-природа, 38 % - человек-человек, 23%- человек-знак, 0% - человек - художественный образ.

III. Конкурсная деятельность по профориентаци в школе

осуществляется через участие в районных, областных, всероссийских конкурсах по профориентации:

Ежегодно принимаем участие в областной аграрной олимпиаде Самарской Государственной Сельскохозяйственной Академии. Имеем призовые места

В областном конкурсе юных Исследователей окружающей среды – 1 место

Областной смотр - конкурс школьных лесничеств – 2 место

В районном конкурсе "Безопасный труд в моем представлении"

В районной Производственной олимпиаде

В областном конкурсе творческих работ по экономике и управлению

Таким образом, реализуя программу сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, мы рассчитываем на повышение уровня компетентности учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовоспитания, пробуждения потребности в самосовершенствовании; формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к своей будущей профессии.


-80%

Читайте также: