Формирование у детей фразеологической лексики доклад

Обновлено: 18.05.2024

Автор: Пантеева Алёна Эдуардовна

Населенный пункт: Омская область, г. Омск

Формирование у дошкольника фразеологического словаря – особая задача в развитии речи ребёнка. Фразеологизмы отражают культуру народа, развивают мыслительную деятельность, позволяют обогатить как активный, так и пассивный словарь дошкольника, делая его речь яркой и образной.

Проблемой усвоения дошкольниками фразеологизмов занимались такие учёные, как В. В. Гербова, С. В. Плотникова, О.С.Ушакова, Ю. В. Фоменко, С. Н. Цейтлин и другие.

Согласно лингвистическому словарю Д. Э. Розенталь, фразеологизм или фразеологическая единица – это лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы [2, с. 337]. Именно единое значение нескольких компонентов фразеологического оборота вызывает определенные трудности у дошкольника. Исходя из этого, можно выделить типичные ошибки ребёнка старшего дошкольного возраста в употреблении фразеологизмов в речи:

Для того чтобы помочь ребёнку дошкольного возраста овладеть умением правильно использовать в речи фразеологические обороты, необходимо определить причины возникновения этих ошибок.

Прежде всего, ошибки употребления фразеологических оборотов связаны с особенностью мышления старшего дошкольника. В шесть-семь лет ведущим типом мышления является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Логическое мышление отличается оперированием абстрактными категориями и установлением различных связей, которые не представлены в наглядной или образной форме. Дети рано заучивают слова, обозначающие объекты, их свойства и действия с ними, однако понятия, которые обозначаются этими словами, формируются постепенно.

Другой причиной ошибок в употреблении фразеологизмов является неполное или неточное усвоение значения фразеологического оборота. В этом случае вся ответственность лежит на взрослом. От того, насколько точное, полное, образное и яркое объяснение услышит дошкольник, зависит степень усвоения фразеологического оборота.

Отсутствие систематической работы по формированию фразеологического словаря у дошкольника также является одной из причин ошибок в употреблении фразеологизмов. Пренебрежение ошибками в дошкольном учреждении или дома приводят к искажению смысла фразеологизма или постоянной замене элементов фразеологического оборота.

Исходя из этого, можно предложить несколько вариантов путей решения данной проблемы, которые предполагают целенаправленную работу не только воспитателя, но и родителей:

1. Постоянное наблюдение за речью дошкольника, исправление речевых ошибок, подробные и полные объяснения и приведение примеров помогут ребёнку овладеть нормами языка и научат самостоятельно замечать и исправлять ошибки.

2. Обогащение словаря старшего дошкольника различными фразеологизмами через литературу (в особенности с помощью фольклора), беседу или игру.

3. Стимулирование использования в речи фразеологических оборотов и поощрение образности речи. В этом могут помочь различные игры на подбор синонимов к фразеологизмам, сопоставление иллюстрации и фразеологического оборота или поиск фразеологизмов в книгах.

4. Последовательное усложнение словарного материала с учетом структуры, степени семантической сплоченности компонентов фразеологизмов, принадлежности к части речи.

Формирование фразеологического словаря требует направленной и систематической работы как в дошкольном учреждении, так и вне. Постепенное усложнение фразеологических единиц позволит сократить ошибки в употреблении фразеологизмов и поможет дошкольнику лучше усвоить структуру и значение фразеологизмов, обогатить речь ребёнка образными выражениями и яркими сравнениями.

2. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов: пособие для учителя. – 3-е изд., испр. и доп. – М: Просвещение, 1985. – 399 с.

Русский язык очень богат фразеологизмами. дети выделяют их из речи взрослых, задают вопросы, пытаются самостоятельно найти обьяснение выражениям. Псоле первого использования фразеологизмов ребенок с удовольствием применяет их в своей разговорной речи.

ВложениеРазмер
statya_fraeologizm.docx 21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование фразеологического словаря
у детей старшего дошкольного возраста

Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.
К.Д. Ушинский

Исследоватeли детской речи (В. К. Харченко, С. Н. Цейтлин, К. И. Чуковский и др.) отмечают повышенный интерес дошкольников к фразеологизмам. Дети выделяют их из речи взрослых, задают вопросы, требующие объяснения значений.

Проблема усвоения фразеологическими единицами была затронута во многих научных исследованиях.

Еще Ж. Пиаже наметил возрастную границу усвоения фразеологизмов детьми - с 11-12 лет, в период развития у ребенка ассоциативных, формальных операций. Однако экспериментальные наблюдения О.Ф.Мирошниченко показали, что дети в возрасте 6 - 7 лет уже в состоянии не только понимать, но и употреблять отдельные, понятные для них обороты. В ходе эксперимента, проведенного О.Ф. Мирошниченко, дети 5-6 лет смогли понять и объяснить более половины предложенных им фразеологизмов. Чем меньше степень идиоматичности значения, тем раньше входит фразеологизм в речь ребенка.

Наблюдения за речью ребенка от рождения до 9 лет свидетельствуют о том, что условия разговорной речи допускают возможность использовать фразеологизмы уже на 3-4 году жизни ребенка. Устойчивые сочетания, повторяющиеся в однотипных ситуациях, воспроизводятся ребенком в пределах тех же ситуаций. Характерно использование клишированных выражений и фразеологизмов с оттенками удовольствия, неудовольствия, удивления, поощрения, осуждения, оценки.

Наиболее ранней стратегией в процессе онтогенеза является, судя по материалам Н.Г.Бронниковой, ориентация ребенка на внешние, звукоизобразительные и интонационноритмические признаки фразеологизма -- ритмикозвуковой и лексический повтор. Не случайно поэтому тавтологические и рифмованные фразеологизмы, а также близкие к ним шаблонные формулы появляются в детской речи раньше других типов фразеологизмов. Рассматриваемые фразеологизмы строятся на основе повтора: в тавтологизме повторяется лексема (например, ходить ходуном), в рифмованном фразеологизме -- часть лексемы, звуковой комплекс (например, тарыбары).

Наблюдения показывают, что после первого самостоятельно употребленного фразеологизма, тем более если это не осталось не замеченным взрослыми, ребенок с удовольствием использует и другие доступные ему образные выражения, в которых легко осознается внутренняя форма.

Параллельно со словом ребенок начинает овладевать и фразеологическими единицами. Эти два процесса, на наш взгляд, не отделимы друг от друга. Материалом для анализа послужили фразеологизмы, зафиксированные в речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Исследователи отмечают, что дети начинают уже употреблять фразеолоизмы примерно с 2 лет 5 месяцев. В устойчивых оборотах их привлекает необычное сочетание слов, яркость звучания.

Например, мальчик, 2 г. 10 м.

- Ты сейчас опять будешь кота за хвост тянуть?

- У меня нет никакого хвоста .

Употребление фразеологизмов в раннем возрасте происходит под влиянием примера родителей.

Со временем, усвоив определенный фразеологический запас, ребенок использует фразеологизмы для необходимого разъяснения какого-либо явления. Это делает речевое общение более интересным и увлекательным.

Если внимательно посмотреть на особенности употребления фразеологических единиц, встречающихся в речи ребенка дошкольного возраста, то можно выделить наиболее типичные ситуации, в которых дети часто употребляют фразеологизмы. Употребление фразеологизмов связано у дошкольника с ситуациями, которые возникают при общении в семье, со сверстниками в детском саду, с животными на улице. При этом прежде всего реализуется эмоциональнооценочная функция фразеологизма. Используя фразеологизм, ребенок показывает свое отношение к ситуации, подчеркивает ее смешную сторону.

Надо заметить, что в детской речи очень часто не воспроизводится в полном объеме лексическое наполнение фразеологизма. Как известно, фразеологизмы характеризуются незыблемостью состава своих компонентов. Эта незыблемость и нарушается ребенком, который не знаком с этим важным обстоятельством, поэтому речи ребенка так часто присуща неоправданная лексическая замена компонентов фразеологизма с сохранением значения.

Использование детьми фразеологизмов способствуют совершенствованию мышления, поскольку понимание переносного значения фразеологизмов требует достаточно высокого уровня развития логического мышления.

Основные направления в работе над формированием фразеологического словаря у старших дошкольников, это: обогащение словаря и формирование образной речи.

Условия для успешного формирования фразеологического словаря необходимы:

  • отбор фразеологических единиц с учетом детского понимания и восприятия текста, необходимости для общения и познания;
  • наглядные методы и приемы;
  • создание условий для формирования навыков употребления фразеологических единиц в речевой практике.

Виды детских практик в формировании словаря фразеологизмов и образных выражений:

  • игра;
  • ознакомление с художественной литературой;
  • фольклорные праздники и развлечения;
  • занятия в творческой мастерской (рисование, лепка, аппликация и др.);
  • драматизации, инсценировки;
  • рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок;

Цель: выявить наличие знаний детей о фразеологизмах.

Ход игры: Воспитатель читает предложение, в котором один из компонентов фразеологизма употреблён неправильно. Задача детей найти ненужное слово и вставить необходимое для данного фразеологизма.

Цель: Учить детей подбирать к названному фразеологизму картинку с изображением животного.

Ход игры: Воспитатель называет фразеологизм, но опускает название животного. Дети должны подобрать соответствующую картинку с изображением животного.

Голоден как (волк)

Труслив как (заяц)

Болтлив как (сорока)

Грязный как (свинья)

Подводя итог сказанному, надо отметить, что дети дошкольного возраста очень часто пользуются фразеологическими единицами. Основная сложность для детей заключается в том, что порой они не понимают истинного смысла фразеологизмов, так как речевой опыт ребенка еще не настолько богат, чтобы его усвоить. Если он слышал этот фразеологизм несколько раз, то это еще не значит, что ребенок может сделать вывод обо всех особенностях его употребления. С другой стороны, дети довольно часто дословно понимают фразеологизмы и отсюда возникают парадоксы и комические ситуации. Наиболее часто употребляемым типом фразеологических единиц являются фразеологические единства, что, скорее всего, связано с их образностью и эмоциональностью, наличием связи между свободным словосочетанием, соотносимым с фразеологизмом, и собственно фразеологической единицей.

Роль фразеологизмов как статистического средства очень важна. Они являются одним из источников развития выразительности детской речи и находят свое отражение в произведениях художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и в малых фольклорных формах. На необходимость приобщения детей к красоте русского слова, развития культуры речи указывали такие русские педагоги, как К. Д. Ушинский, И. Тихеева, К. Л. Флерина, А. Н. Усова.

Особо актуален этот вопрос в старшем дошкольном возрасте. К этому времени словарь ребенка насыщен в достаточной мере для того, чтобы была предоставлена возможность открытия всего богатства родного языка.

На необходимость обогащения речи дошкольников фразеологизмами указывали А. М. Бородин, Н. В. Гавриш, В. В. Гербова, О. С. Ушакова и другие.

Исследования педагогов и психологов, посвященные изучению особенностей художественного восприятия и творчества показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в особенности замечать и выделять средства выразительности. В данном случае фразеологизмы.

Фразеологизмы это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Сравните: Бить баклуши — бездельничать; Зарубить на носу — запомнить; Очки втирать — обманывать и т. д.;

Работа логопеда над фразеологизмами

При анализе мелодической литературы я пришла к выводу, что в современной науке имеется достаточно богатый материал для работы с фразеологией. По программе обогащения речи дошкольников фразеологизмами нуждается в дополнительном исследовании. Уточнения требуют: состав фразеологического словаря, методы ознакомления, конкретизации и активизации фразеологической лексики. Подходы к формированию фразеологического словаря в речи детей старшего дошкольного возраста должны основываться на положениях словарной работы, методике ознакомления с художественной литературой, с малыми фольклорными формами развития образной речи, формировании связных высказываний.

Этапы работы над фразеологизмами

Не менее важно проводить работу поэтапно, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

1 этап обучения : ориентировочный

- определение примерного объема фразеологического словаря у детей
старшего дошкольного возраста;
- выяснить наличие у детей фразеологической лексики.

2 этап обучения :

- познакомить детей с тематической классификацией фразеологических единиц, обозначающая время, меру, признаки поведения, волевые акции.
- выявить умение детей старшего дошкольного возраста давать
толкование значений фразеологизмов.

3 этап обучения :

- самостоятельное исследование в речи фразеологических единиц детьми старшего дошкольного возраста.
- закрепить умение детей осознанно использовать фразеологические единицы, что придаст речи детей живость и образность.

Исследовательская работа

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа

Онлайн вебинары и НПК для учителей

Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.

Читайте также: