Формирование основ музыкальной культуры дошкольников доклад

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное дошкольное учреждение общеразвивающего вида детский сад №44 г. Томска

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Т.И. Коровникова

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений целью учебно – воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка. В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно – эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования личности.

Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является развитие музыкальной культуры ребенка. Музыкальная культура личности является важнейшим условием ее гармоничного развития. В музыке как части жизни содержится генетический код человечества, его интеллектуальный, волевой, художественный заряд, вобравший в себя всю палитру духовной и материальной культуры народов, все разнообразие облика человечества (эпохи, этносы, традиции, идеалы и др.). Восприятие музыки в разнообразных формах и видах музыкальной деятельности способствует развитию в ребенке творческого начала, образного мышления (неординарность, пластичность, фантазия, ассоциации). В этой связи правомерно будет говорить о творческом, художественном, музыкальном освоении мира.

Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки должно начинаться уже в дошкольном возрасте, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости, именно в этом возрасте закладываются все основы будущего развития человечества. В старину продавец древностей окружал своего ученика в течение первых шести месяцев обучения только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, чтобы насмотревшись на них, он всегда мог отличить истинный антиквариат от подделки.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание у детей чувства прекрасного. Успешность формирования основ культуры, музыкального вкуса зависит от музыкальных предпочтений педагогов и родителей. Поэтому очень важно, какую музыку слышит ребенок с самого рождения. Нужно руководствоваться прекрасными произведениями искусства, которые ценились во все века.

Программной установкой новой системы музыкальных занятий в дошкольном учреждении является введение дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, расширение возможности знакомства детей с лучшими образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества. Именно освоение классического наследия является основой воспитания музыкальной культуры детей. .

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Если исходить из того, что культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, то понятно, что музыкальная культура - это, с одной стороны, часть общей культуры, с другой - показатель уровня этой общей культуры. Мы говорим о музыкальной культуре того или иного общества, независимо от степени его цивилизованности. Собственную музыкальную культуру имеют народности и даже племена, очень далекие от общего стиля жизни современного мира. Если у них есть песни и танцы, пусть даже самые примитивные музыкальные инструменты - все это вместе и будет их музыкальной культурой.

1. нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности;

2. знания, навыки и умения, без которых невозможно освоение музыкального искусства (восприятие, исполнение);

3. музыкальные творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности.

Формирование музыкальной культуры дошкольников направлено на активизацию и развитие духовных сил ребенка при постижении им богатейшего опыта музыкального искусства. Процесс формирования музыкальной культуры дошкольников можно охарактеризовать как процесс возникновения, углубления и выражения в музыке личностно-значимого для ребенка жизненного смысла. Разнообразная музыкальная деятельность является одним из условий всестороннего развития музыкальных способностей детей. От сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством или нет.

Восприятие (слушание) музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, анализировать ее. Именно поэтому этому виду деятельности нужно уделять особое внимание.

Каждое музыкальное занятие в ДОУ начинается с построения в музыкальном зале. Здесь очень важно, какая музыка зазвучит в самые первые минуты занятия. Чаще всего - это марш. Марш бодрит, организует, мобилизует и дисциплинирует ребенка. Можно использовать марши зарубежных, русских и советских композиторов - классиков как в аудио записи так и в исполнении музыкального руководителя. С удовольствием дети заходят в музыкальный зал под марши И. Дунаевского, П. Чайковского, любят марши И. Штрауса, Ф. Шуберта, Д. Верди.

Музыкальное восприятие развивается не только в процессе слушания музыки, но и в работе над музыкально – ритмическими движениями. Работая в этом направлении полезно обращаться к музыке К. Орфа, немецкого композитора – классика, которая помогает организовать ритмическое воспитание детей, мобилизует их внимание, реакцию, обогащает детей музыкальными впечатлениями, которые они впоследствии используют в самостоятельной игровой деятельности.

Очень важно, чтобы дети приобретали навыки и умения во всех видах музыкальной деятельности: в области пения, ритмики, игры на детских музыкальных инструментах, осваивали азы музыкальной грамоты, способствующие осознанному выразительному исполнению песен, плясок, игр.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - игру на музыкальных инструментах. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка. Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности, творческое начало.

Следует сказать, что не только на образцах великих классиков формируется музыкальный вкус. Очень важно включать в работу народные песни, попевки, прибаутки, на примере которых ребенок впитывает национальный колорит, ощущает свои корни, что придает его дальнейшей жизни устойчивость, надежность и защищенность.

Подбирая песенный репертуар, необходимо обращать внимание на тексты песен. Вокальная, в том числе хоровая музыка представляет синтез музыки и поэзии. Работа над художественным воплощением хороших стихов в пении – богатейший источник познания новых чувств, мыслей, понятий, образов. Все это – объективные условия для накопления новых знаний, воспитания культуры ума, развития эстетического вкуса.

Обучение через творчество способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и развитие которой становится все более очевидной задачей образования. Такое обучение может способствовать не только развитию музыкальных навыков, но и формированию здоровой психики ребенка, его эмоциональному развитию, социализации, способности к сопереживанию.

Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современный мир. Во времена быстрых перемен, подобных нашему времени, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи. И для достижения этой цели нет лучшего средства, чем занятия музыкой, уроки музыкальной импровизации, активного творческого музицирования, которые станут для детей уроками жизни. Сегодня мы можем говорить о том, что музыкальное воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, но и очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности. Музыкальное воспитание должно рассматриваться сейчас как важная часть общего воспитания, которая не просто дает сумму навыков и знаний о музыке, но и готовит жить и действовать в этом мире.

Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание и развитие детей младшего возраста М. 2000

Дубровская Е. Ступени музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений М., 2013

Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Дети в процессе обучения должны научиться чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцем, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством.

Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формированию навыков самостоятельной работы. При развитии мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать. Практическая музыкальная деятельность активизирует волю ребенка, делает процесс обучения более эффективным. В ходе музыкальных занятий происходит естественное развитие речи, способности ясно излагать свои мысли, выражать словами эмоциональные восприятия и ощущения.

Используя именно такое направление современной музыкальной педагогики, я строю свою работу с дошкольниками по развитию эмоциональной отзывчивости, формированию основ музыкальной культуры: ребенок сначала слышит, видит классический музыкальный образец, затем проявляет свое эмоциональное отношения и после этого творчески реализовывает полученные впечатления, навыки и умения в других видах музыкальной деятельности.

Слушание (восприятие) музыки - уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка.

Слушание (восприятие) музыки - универсальный вид деятельности, ведь без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой-драматизацией, их нужно обязательно прослушать.

Слушание музыки с детьми начинаю с первых дней их пребывания в детском саду. Эту работу провожу в разных формах (в зависимости от цели и музыкального развития детей): как часть классического занятия, тематические интегрированные занятия, тематические музыкальные развлечения, музыкальные спектакли, использование классической музыки на праздничных утренниках.

Сказку любят все: и взрослые, и дети.

Сказка - это воплощение народной мечты, представление народа о справедливости, о победе над пространством и временем, воплощение веры в могучую силу родной земли. Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.

В музыкальных сказках духовно- нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально- чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. Музыкальная сказка - это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно- нравственное содержание.

Со старшими дошкольниками продолжаем слушать и разыгрывать музыкальные сказки, используя лучшие образцы классической музыки.

На музыкальных занятиях по ознакомлению детей с оперой или балетом, читая замечательные сказки и рассматривая иллюстрации к ним, а также картины известных художников, всегда стараюсь сохранить приоритет музыки. Все средства, используемые на занятиях, должны помочь ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание.

Для этого я использую сценарии, разработанные Мариной Юрьевной Картушиной.

Её сценарии имеют развернутый сказочный сюжет и предполагают активное участие как взрослых так и детей. Театрализованные представления проходят в нашем детском саду всегда в увлекательной форме и помогают нам решать задачи гармоничного развития детей, обогащать их яркими радостными впечатлениями, развивать активную речь и творческие способности, а также воображение.

Сказка –это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужны фантазия и воображение.

Подводя итоги можно сказать, что формирование основ музыкальной культуры у ребенка дошкольного возраста происходит в процессе его музыкального развития, а музыкальная сказка, является средством развития его фантазии, способствует пробуждению сопереживания, соучастия, сотворчества.

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Актуальность формирования музыкальной культуры у дошкольников заключается в нынешней угрозе духовного оскудения личности, опасности утраты нравственных ориентиров. Это одна из основных проблем, стоящих перед современным обществом. Воспитание подрастающего поколения должно быть обеспечено нравственным аспектом, которое противостоит потребительству, как форме существования, утрате духовных ориентиров, понижению степени образованности. Сейчас, как никогда необходимо возрождать нравственно-эстетические приоритеты в системе воспитания детей дошкольного возраста, формировать потребность в активной интеллектуальной деятельности каждого индивидуума.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. Период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознания ими чувства прекрасного, воспитания у них музыкальной культуры.

В музыкальной социологии и философии существует первостепенное, по своему значению понятие, как музыкальная культура общества. Часто оно подменяется с понятием музыка, хотя их различие четко обрисовывается в работах Р. Груббера. Он отметил, что музыкальная культура гораздо шире восприятия музыкальных произведений, в нее входят как и различные проявления самой музыки, так и область ее социального воздействия, словом – вся сфера музицирования, вся сфера музыкальной практики.

Музыкальная культура несет в себе и социальную функцию. Она находится в сложной системе взаимодействия разных уровней. Музыкальная культура представляет собой социальные участки взаимодействий:

1. Создание и охрана музыкальных ценностей в социальном обществе.

2. Деятельность по созданию, хранению, воспроизведению, распространению и использованию музыкальных ценностей.

3. Субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями и навыками, другими качествами, обеспечивающими ее успех.

4. Учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность.

Культура в целом имеет систему более низких уровней: художественная культура общества, духовная и музыкальная культура общества.

Музыкальная культура ребенка — это интегративное личностное качество. Развитие эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте ведет к появлению положительного отношения детей к музыке, основанного преимущественно на эмоциональных оценках. Постепенно совершенствуется опосредованное процессами мышления и воображения эмоционально-оценочное отношение, выражающееся в проявлении формируемого музыкально-эстетического сознания ребенка.

Накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных музыкальных произведений и развития на этой основе эмоциональной отзывчивости на произведения музыкального искусства является одним из важнейших условий формирования основ музыкальной культуры детей.

Учёные, как отечественные, так и зарубежные, утверждают, что воздействия извне, в том числе и музыкальные, участвуют в формировании человека ещё до рождения, на эмбриональной стадии развития. Так, американский учёный Энтони де Каспер, английский учёный Томас Верн высказывают предположения о том, что зародыш способен запоминать звуковые впечатления с восьми месяцев, а возможно и ранее. В настоящее время ведутся исследования в области пролонгированного эффекта систематического звукового воздействия – от эмбриональной стадии к дошкольному возрасту.

Музыкальная культура детей, начиная с самого первого года жизни и до трёх лет формируется в процессе общения с родителями. Важную роль здесь играет общение ребё нка с матерью: музыка материнского голоса, ритм, темп, интонация и динамика речи и пения являются важнейшими средствами приобщения ребёнка к музыке, формирования у него устойчивого заинтересованного отношения к музыкальному искусству.

К двум с половиной – трём годам, когда ребёнок начинает овладевать речью. Так речевой слух становится своеобразным антиподом слуху интонационному. Очень важно продолжать развитие интонационного слуха параллельно с речевым. Обогащение интонационно-слуховых представлений ребёнка расширяет его эмоциональную сферу, создавая благоприятные условия для формирования основ его музыкальной культуры.

Известно, что до трёх лет музыкальная культура детей формируется главным образом в домашней обстановке в процессе общения с близкими, в первую очередь с матерью. Необходимо, чтобы ребёнка с ранних лет окружала насыщенная положительными эмоциями музыкальная среда. При продуманной организации музыкальной деятельности родителями к трёхлетнему возрасту ребенок способен воспризводить компоненты музыкального сознания : как музыкальные эмоции, потребность в музыке и простейшие суждения о музыке.

С четвёртого года жизни у детей формируется интерес к музыке и к определённым видам музыкальной деятельности, таких как слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, творческая деятельность. В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации — способности ценить красоту в жизни и искусстве.

Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию. Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств и их оттенков, расширяет эти представления. Слушая народные мелодии и классическое музыкальное наследие прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Восприятие произведений музыкального искусства постепенно ориентирует человека на выявление важных для него мыслей, чувств, значимого для него содержания. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека, прежде всего ребёнка. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и потому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер.

Палитра классической музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения, находит отражение в музыке. Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявлять себя в этой сфере.

Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. В музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Активность эмоциональной сферы личности дошкольника является условием его успешного музыкально — творческого развития. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения, важным условием развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников.

Влияние музыки в развитии нравственно-эстетического вкуса детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка. Побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Через приобщение к мировому музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начала, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что формирование музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста.

1. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М. : Просвещение, 1981. – 240с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).

4. На пути к музыке : Методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учрежденией. Т. Ю. Кулагина, Т. А. Серде. – Ульяновск: ИПК ПРО, 999 – 72с.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Дошкольное детство – период интенсивного становления личности, этап формирования фундаментальных психологических новообразований. Именно тогда закладываются основы духовной культуры ребенка, активизируется чувственная сфера.

Одной из важных задач музыкального воспитания является формирование основ музыкальной культуры личности дошкольника.

Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Успех музыкального развития зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеется иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, разнообразные формы осуществления в музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и семье.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие творческих способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

· Развитие музыкальных и творческих способностей посредством различных видов музыкальной деятельности;

· Формирование начала музыкальной культуры, помощь в формировании общей духовной культуры;

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

Формирование основ музыкальной культуры личности дошкольника осуществляется через развитие отдельных компонентов музыкальной речи, таких как:

· музыкальность, к которой относятся следующие способности: эмоциональная отзывчивость; музыкально-ритмическое чувство; мелодический слух; репродуктивное и продуктивное музыкальное мышление;

· музыкально-эстетическое сознание, которое включает в себя: интерес к музыкальной деятельности и музыкальному искусству, эстетические переживания; музыкальные предпочтения ; первоначальные знания в области музыкального искусства.

Развитие компонентов музыкальной культуры осуществляется в процессе музыкальной деятельности, таких ее видах , как слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, творческая деятельность.

В работе с детьми в основном используется программная инструментальная музыка, то есть снабженная литературной программой или названием, в котором композитор конкретизирует образное содержание произведения.

В процессе певческой деятельности у детей дошкольного возраста происходит освоение элементарных вокально-интонационных навыков. Пение способствует развитию, укреплению легких и голосового аппарата, выработке правильной осанки у детей. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает содержание в целом. Вокальные произведения, воздействуя на чувства, вызывают определенные отношения к тому, что в них предано, развивают нравственные качества растущей личности.

Основной задачей данного вида деятельности является интегрирование навыков координации движения и музыки, воображения и слухового восприятия звукового образа.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Развивает творческие способности посредством музицирования в оркестре и ансамбле. Важно заметить, что, внедряя элементарное музицирования , прежде всего, находят эффективный и верный путь приобщения детей к народной музыке.

Основной формой музыкальных занятий у детей дошкольного возраста выступает игра , она способствует развитию воображения, фантазии, образно-ассоциативного мышления и речевой активности ребенка раннего возраста. Музыкально-дидактические игры закрепляют навыки слухового восприятия отдельных средств музыкальной выразительности, таких как темп, ритм, тембр, динамика, направление звучания мелодии.

Творческая деятельность детей дошкольного возраста проявляется: в подборе к предложенному игровому образу элементарного детского музыкального инструмента; в импровизации мелодии, ритмического аккомпанемента, а также в звукоподражании; в эмоциональной отзывчивости в процессе исполнения музыкального сочинения; в озвучивании персонажей сказок; в музыкальной рефлексии — способности ребенка передать характер мелодии с помощью жеста, слова.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что формирование основ музыкальной культуры у ребенка дошкольного возраста происходит в процессе его музыкального развития, то есть в результате музыкального воспитания и обучения, что в свою очередь содействует всестороннему развитию личности, ее эстетическому, умственному, нравственному и физическому самосовершенствованию. Формирование основ музыкальной культуры можно рассматривать как процесс музыкального развития детей дошкольного возраста с позиции педагогики и психологии и в опоре на теоретические основы эстетики. Таким образом, эстетическое развитие ребенка происходит преимущественно в процессе обучения в определенной последовательности различным видам музыкальной деятельности, то есть в результате становления основ музыкальной культуры личности.

1. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.: ноты.

Читайте также: