Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста доклад

Обновлено: 20.05.2024

Участниками реализации образовательной программы являются: педагоги, дети, родители. Здоровье детей – в наших руках: в руках педагогов и родителей. КОГДА МЫ ЕДИНЫ - МЫ НЕПОБЕДИМЫ, тогда достижение любых целей нам по плечу. СЕМЬЯ + ДОУ УСПЕХ. Образовательная программа ДОУ, разработанная в соответствии с ФГОС ДО должна обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, формировании культуры и здорового образа жизни. Основная образовательная программа ДОУ направлена - на создание условий для формирования культуры здорового образа жизни, на основе сотрудничества со взрослыми; -на осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования; Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни осуществляется при изучении каждой образовательной области в отдельности и благодаря интеграции пяти образовательных областей. Образовательная деятельность ДОУ направленная на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, формировании полезных привычек), ведущими к здоровому образу жизни осуществляется : - в ходе режимных моментов;

- в организованный детской деятельности;

- в самостоятельной детской деятельности;

- при взаимодействии с семьей.

Рассмотрим коротко каждый из аспектов здоровья.

 развитие основных движений;

 развитие мелких мышц руки, мимики лица;

 спортивные и музыкально-ритмические упражнения;

- Проводится активно оздоровительная работа:

 дыхательная и звуковая гимнастика;

 упражнения для формирования и коррекции осанки;

 упражнения для профилактики плоскостопия;

На третьем году жизни необходимо формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза – смотреть; уши – слышать; нос – нюхать; язык – пробовать(определять) на вкус; руки- хватать, держать, трогать; ноги – стоять, бегать, прыгать, ходить; голова – думать, запоминать.

На четвёртом году жизни развивать умение различать и называть органы чувств(глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Дать представление о полезной и вредной пище, об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека. Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение, с помощью сна восстанавливаются силы. Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания, о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни, умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения, потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

На седьмом году жизни расширять представления о рациональном питании (объем пищи, последовательность её приёма, разнообразие в питании, питьевой режим). Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем. Формировать представления об активном отдыхе. Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.

Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.

Конечно, «Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется,

Посеять в душах благодать

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать,

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Чаще сердце ребёнка слушай

Очень много тебе доверено

Ты характер лепишь и душу

Так работай легко и уверенно!

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

Целью оздоровительной работы в дошкольном учреждении является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

Основные компоненты здорового образа жизни

1. Рациональный режим. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

• Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании). Крепкий сон - залог гармоничного развития, один из важнейших элементов человека, а особенно ребёнка. Именно во сне происходит сложнейшая работа, в результате которой формируется мозг, развивается тело. Нужно постараться в максимальной степени соблюдать ритм сна и бодрствования.

• Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

• Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.

• Формирование культурно-гигиенических навыков.

• Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

• Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

2. Правильное питание. В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Основные принципы рационального питания:

• Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.

• Соблюдение режима питания.

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям над рекомендовать придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении.

3. Рациональная двигательная активность. Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.

Средства двигательной направленности

• Гимнастика (оздоровительная после сна);

• Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;

• Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.

Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.

Основными условиями формирования двигательной культуры являются:

• Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.

• Развитие воображения при выполнении двигательных действий.

• Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.

• Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.

В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы. Как правило, в детском саду здоровый образ жизни реализуется в частности регулярными физическими нагрузками. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными практически в любом дошкольном учреждении. Не должны стать исключением и выходные дни.

Кроме активного развития костного скелета и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.

4. Закаливание организма

Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма.

5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния. .

Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.

Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.

Касательно психологической обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.

Что же касается отношений в детском саду, то, как правило, любая конфликтная ситуация может быть решена. Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы.

Для развития психологически полноценной личности следует использовать все возможные способы: творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции; общение со сверстниками.

6. Соблюдение правил личной гигиены

Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением.

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья : каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку, ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в уринизации, дефекации и т. д.

Приучать ребё нка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.

Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

Обучение организовывать не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.

Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников

Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Реализация данного направления обеспечивается:

- направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);

- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;

- созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;

- формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.

Задачи работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников

1. Формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья

2. Воспитывать навыки здорового поведения

3. Любить двигаться

4. Есть побольше овощей и фруктов

5. Мыть руки после каждого загрязнения

6. Быть доброжелательным

7. Больше бывать на свежем воздухе

8. Соблюдать режим.

9. Помочь овладеть устойчивыми навыками поведения

10. Развивать умение рассказывать о своем здоровье, о здоровье близких

11. Вырабатывать навыки правильной осанки

12. Обогащать знания детей о физкультурном движении в целом

13. Развивать художественный интерес.

Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. И наша работа должна быть направлена на то, чтобы доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 4 часть Вот, Я какой. Задачи. Различать и называть части тела. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу. Дидактические.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во 2 младшей группе. 5 часть Здоровье в движении. Задачи. Расширять представление детей о том, что здоровье человека зависит от его движений. Поддерживать интерес к.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время приобрела особую актуальность. Количество детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в три раза. Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы, низкая грамотность родителей не способствуют сохранению уровня здоровья детей. Среди основных причин сложившейся ситуации заключается в недостаточной осведомленности в вопросах здоровья и здорового образа жизни большей части населения страны, в том числе и детей дошкольного возраста.

Дети в силу своих психофизиологических особенностей часто болеют. Поэтому важно создание необходимых санитарно-гигиенических, психолого-педагогических условий и подбор оздоровительных средств.

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Этот период является основополагающим в становлении личности человека.

Дошкольное учреждение является первым звеном, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка от рождения и до 7 лет. На первое место сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей; использование технологий, сберегающих здоровье; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберегающими технологиями является одной из значимых и приоритетных.

Предметно - пространственная среда, созданная в группе, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет врождённую потребность детей в движении, которая служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нём, а также средством всестороннего развития дошкольника.

Формировать у детей представления о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нем. Обеспечить высокий уровень реального здоровья воспитаннику детского сада и осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Сформировать навыки здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом;

Формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, нетерпимости и умении противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и обществу в пределах своих возможностей;

Обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;

Обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности;

Воспитать у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;

Установить гармонические отношения детей с живой и неживой природой;

Формировать личность ребенка;

Формы работы по приобщению детей к ЗОЖ:

самостоятельная деятельность детей;

физкультминутки, упражнения после дневного сна;

физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;

прогулки, физкультурные досуги, спортивные праздники, музыкальные праздники;

беседы; чтение художественной литературы.

Ежемесячно проходят занятия по здоровому образу жизни. В ходе таких занятий детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни. В ходе каждого занятия используются динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры и упражнения. Кроме того, материалы таких занятий находят отражение во всех режимных моментах, самостоятельной и совместной деятельности детей.

Навыки здорового образа жизни закрепляются в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, в повседневной жизни.

Игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие.

Физкультурные досуги и праздники.

Дни здоровья, досуги и развлечения являются хорошей основой для развития двигательной активности и обучения детей. Они с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям.

В работе по формированию ЗОЖ у детей использую здоровьесберегающие образовательные технологии:

медико-профилактические технологии, обеспечивающие организация и контроль питания детей, физическое развитие;

физкультурно-оздоровительные технологии - закаливание, дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки; спортивные праздники;

психолого-педагогические технологии, обеспечивающие комфортность воспитанников;

учебно-воспитательные технологии, которые включают обучение заботе о своем здоровье;

технологии здоровьеобогащения педагогов и просвещение родителей;

технологии обучения здоровому образу жизни, включающие в себя: физкультурные занятия, проблемно-игровые занятия;

коррекционные технологии, которые включают в себя: технологии музыкального воздействия и сказкотерапия;

Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой гимнастики. Цель утренней разминки – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе.

Психологические мероприятия, проводимые в работе с детьми.

Технологии музыкального воздействия, способствующие уменьшению напряжённости детей. Музыка повышает эмоциональный тонус, способствует развитию внимания, чувства ритма во вводной части и во время выполнения основных движений. В конце занятия музыкальное сопровождение может стать средством снятия возбуждения и усталости.

Сказкотерапия используется для психо-терапевтической и развивающей работы.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в МБДОУ.

технологии профилактики заболеваний;

углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники;

витамино -профилактика (фрукты – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием сухофруктов);

санитарно-гигиеническая деятельность ДОУ;

Принципы организации питания.

Выполнение режима питания;

Гигиена приёма пищи;

Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;

Эстетика организации питания (сервировка);

Индивидуальный подход к детям во время питания;

Правильность расстановки мебели;

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с педагогами МБДОУ.

Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях для детей;

Консультации для педагогов;

Взаимодействие МБДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей использую, как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями:

Результаты работы.

Созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности.

У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств, для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.

В результате организованной работы по формирование здорового образа жизни у детей сформировались определенные умения и навыки. Дети стали увереннее, у них повысилась умственная трудоспособность, усидчивость; они стали выдержаннее и внимательнее, улучшилась эмоциональная сфера.

У дошкольников сформированы положительные привычки к здоровому образу жизни, правильная осанка, в движениях присутствует свобода и непринужденность.

Анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная работа по сохранению и укреплению физического здоровья обеспечила стабильно низкие показатели детской заболеваемости.

У педагогов и родителей сформированы ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья детей.

Гост

ГОСТ

Здоровье относится к важнейшим составляющим счастья и благополучия человека во всех сферах жизнедеятельности. От состояния здоровья граждан зависит успех социально-экономического развития всего общества и государства. В этой связи, государственная политика в социальной сфере ориентируется на развитие здоровой нации. Ее формирование целесообразно начинать с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период происходит активное развитие ребенка в физиологическом, психическом, нравственном и духовном направлении.

В дошкольном возрасте образовательная программа строится на основе формирования культуры здоровья у подрастающего поколения.

Понятие культуры здоровья и ее параметры

Культура здоровья детей дошкольного возраста является составным элементом общечеловеческой культуры. Она включает в себя ценностное и грамотное отношение к своему здоровью и здоровью других граждан, его укреплению, сохранению и поддержанию в оптимальном для жизнедеятельности состоянии. Кроме того, культура здоровья базируется на личностных и социально значимых способах организации жизнедеятельности, ориентированных на развитие физического, психического и социального благополучия, недопущения развития недомоганий и различного рода заболеваний.

Формирование культуры здоровья является важным направлением общественного развития на современном этапе. Приоритетным периодом развития культуры здоровья является ранний и дошкольный возраст, поскольку именно в это время происходит формирование ценностных ориентаций личности, осуществляется ее социализация и ознакомление с различными способами деятельности и приемами построения общественных взаимоотношений. Постепенно, ребенок формирует опыт в различных областях жизнедеятельности, развиваются его представления о правилах поведения в различных сферах, в том числе и в отношении здоровья.

Формирование культуры здоровья у дошкольника происходит посредством развития его здоровьесохраняющей компетентности, как желания решать задачи по поддержанию здорового образа жизни и формирования навыков безопасного поведения, в отношении своего здоровья и не причинения вреда жизни и здоровью окружающим. С другой стороны, культура здоровья дошкольника проявляется в его здоровьесозидающей деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Основными показателями наличия культуры здоровья у детей дошкольного возраста являются:

  1. Ценностное отношение детей к здоровью, осознание его смысла и значимости для себя и для всего общества;
  2. Формирование системных и устойчивых представлений о здоровье и здоровьесберегающих нормах общественного поведения, принятие и следование концепции здорового образа жизни;
  3. Формирование здоровьесберегающего поведения, умений и навыков деятельности по сохранению и поддержанию здоровья;
  4. Развитие и проявление здоровьесберегающей грамотности и следование здоровьесозидающему направлению деятельности;

На современном этапе общественного развития, культура здоровья подрастающего поколения включает в себя формирование регулярного и оптимального двигательного режима, процедуры закаливания, разработку оптимального режима дня ребенка, включающего рацион и время питания, режим сна и досуга, знакомство с правилами и нормами гигиены, создание благоприятной атмосферы, создающей положительный эмоциональный настрой ребенка и мотивирующий его к общественно полезной и рациональной деятельности.

Содержание и задачи формирования культуры здоровья у детей младшего дошкольного возраста

В младшем дошкольном возрасте, развитие ребенка во всех сферах жизнедеятельности находится на начальной стадии. Ребенок получает первоначальные представления о том, что представляет собой здоровье, как оно влияет на организацию нормальной жизнедеятельности и насколько важно его сохранять и поддерживать. Ребенок усваивает эту информацию неосознанно, а только лишь на основе копирования поведения взрослых, которым он стремится подражать: родители, братья, сестры, педагоги. Поэтому для формирования культуры здоровья в младшем дошкольном возрасте особенно важное значение играет демонстрация здоровьесберегающего поведения.

Основными задачами по развитию ценностного отношения к здоровью являются:

  1. Формирование заинтересованности и стремления к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.
  2. Формирование заинтересованности изучения себя, своих физических качеств и способностей. Ребенок изучает свою структуру – осанку, рост, строение ног и рук, оценивает свои двигательные навыки, состояние здоровья.
  3. Формирование представлений о человеке, его организме и критериях здоровья.
  4. Формирование элементарных гигиенических навыков и правил поведения.
  5. Формирование навыков безопасного поведения в обществе, различных ситуациях и приемах прошения помощи в затруднительных ситуациях.
  6. Формирование навыков оказания простой помощи взрослым.
  7. Развитие самостоятельности в выполнении гигиенических процедур, одевании, уходе за своими вещами и игрушками.
  8. Формирование навыков игровой деятельности с здоровьесберегающими направлениями.

Содержание и задачи формирования культуры здоровья у детей среднего и старшего дошкольного возраста

Средний дошкольный возраст охватывает период с четырех до пяти лет. В это время осуществляется развитие более устойчивого интереса детей к правилам сохранения здоровья, развивается их заинтересованность в следовании элементарным гигиеническим навыкам, поддержании собственного здоровья. Кроме того, в этот период развивается самостоятельность детей. Они уже в большей степени способны выполнять гигиенические процедуры, поддерживать опрятный внешний вид и стремятся уберечь себя от различных негативных факторов, воздействующих на организм и наносящих вред здоровью.

К шести-семи годам осуществляется развитие здоровьесберегающих компетенций, расширяются знания и навыки детей в области своего здоровья и его защиты.

Читайте также: