Формирование актива подразделения доклад

Обновлено: 17.06.2024

Цели и принципы управления персоналом в современной организации

Персонал организации — самый сложный объект управления. В отличие от материальных активов, люди способны самостоятельно принимать решения и оценивать предъявляемые к ним требования. Кроме того, персонал — это коллектив, каждый член которого имеет свои интересы и весьма чувствителен к управленческим воздействиям, причем реакцию на них нередко сложно предугадать.

Современные концепции управления персоналом основаны на признании возрастающей значимости личности сотрудника, на изучении его мотиваций, умении правильно формировать их и корректировать в соответствии со стратегическими задачами, стоящими перед компанией.

Несмотря на то, что с точки зрения руководства основной целью бизнеса является получение прибыли, современная теория и практика управления персоналом немалое внимание уделяет необходимости удовлетворения не только материальных, но и социальных потребностей сотрудников.

Управление персоналом базируется на нескольких важных принципах:

  1. Принцип подбора персонала по деловым и личным качествам.
  2. Принцип преемственности: сочетание в коллективе опытных и молодых сотрудников.
  3. Принцип должностного и профессионального продвижения работников на основе использования обоснованных критериев оценки их деятельности и обеспечения условий для постоянного карьерного роста.
  4. Принцип открытого соревнования: компания, которая заинтересована в создании кадрового потенциала, должна поощрять соревнование между сотрудниками, претендующими на руководящие должности.
  5. Принцип сочетания доверия к работникам и проверки исполнения распоряжений.
    Принцип соответствия — порученная работа должна соответствовать возможностям и способностям исполнителя.
  6. Принцип автоматического замещения отсутствующего сотрудника с учетом служебных должностных инструкций.
  7. Принцип повышения квалификации.
  8. Принцип правовой защищенности — все кадровые управленческие решения должны приниматься только на основе действующих правовых актов.

Управление персоналом должно иметь системный характер, то есть необходим скоординированный подход ко всем направлениям формирования и регулирования кадрового состава компании: набору персонала, расстановке руководящих кадров, подготовке и повышению квалификации, отбору и трудоустройству.

Стратегии управления персоналом

Это главное направление формирования профессионального, конкурентоспособного, ответственного и сплоченного кадрового состава организации. Подразумевается, что такой коллектив помогает достигать долгосрочных целей и следовать общей концепции (стратегии) развития предприятия.

Есть две основных характеристики стратегии управления персоналом. Первая — это долгосрочность. Стратегию, предполагающую разработку и изменение психологических установок, мотивации, всей структуры персонала и даже самой системы управления кадрами, нельзя реализовать за короткий срок.

Вторая характеристика — это тесная связь с общей стратегией (концепцией развития) компании, учет факторов внешней и внутренней среды. Изменение последних обязательно влечет модификацию или даже смену стратегии предприятия и требует соответствующих корректировок численности и структуры кадрового состава, его квалификации, навыков, стиля и методов работы.

Существует четыре типа стратегии организации, с которыми тесно связана и современная стратегия управления персоналом:

Предпринимательская стратегия.

Она характерна для компаний, занимающихся новым видом деятельности, в центре внимания которых удовлетворение всех требований заказчика без тщательной проработки последствий. Стратегия управления персоналом в этом случае отличается следующими чертами:

  • отбор сотрудников, которые готовы рисковать и обладают такими качествами, как инициативность, контактность, нацеленность на долговременную работу;
  • вознаграждение на конкурентной основе, удовлетворяющее ожидания сотрудника;
  • оценка по реальным результатам;
  • неформальное развитие личности, ориентация на наставника;
  • планирование кадровых перестановок с учетом интересов сотрудников.

Стратегия динамического роста.

В этом случае степень риска значительно меньшая, закладывается фундамент для будущего компании, все решения принимаются на основе сопоставления целей и средств, необходимых для их достижения. Черты кадровой управленческой стратегии таковы:

  • отбор и расстановка кадров направлены на поиск гибких и лояльных компании сотрудников, готовых рисковать в случае необходимости;
  • беспристрастное и справедливое вознаграждение;
  • оценка по четко оговоренным критериям;
  • акцент на развитии личности в сфере основной деятельности;
  • планирование перестановок с учетом реальных возможностей компании и различных форм служебного продвижения.

Стратегия прибыльности.

Центром ее внимания является сохранение существующего уровня прибыли предприятия. Этому же подчинена стратегия управления персоналом:

  • отбор и расстановка кадров максимально жесткие;
  • вознаграждение, основанное на заслугах, старшинстве и внутрифирменных представлениях о справедливости;
  • оценка узкая, ориентированная на конкретный результат;
  • развитие личности — концентрация на развитии в области поставленных задач;
  • планирование перестановок жесткое, в соответствии с представлениями руководства о целесообразности.

Стратегия ликвидации.

Продажа активов компании с целью устранения убытков. В будущем возможно сокращение штата, поскольку ожидается дальнейшее падение прибыли. Стратегия управления персоналом в этом случае следующая:

  • набор служащих маловероятен;
  • оплата основана на заслугах, практически не повышается, без дополнительного стимулирования;
  • оценка строгая, формальная, в соответствии с управленскими критериями;
  • развитие и обучение — только в случае служебной необходимости;
  • продвижение — только для тех, кто имеет требуемые навыки.

Стратегия круговорота.

Основная цель — спасение компании. С целью выживания нередко принимаются меры по сокращению штатов. Управление персоналом имеет следующие характеристики:

  • отбор персонала — только разносторонне развитые и квалифицированные сотрудники;
  • оплата по системе стимулов и проверки заслуг;
  • оценка по результату работы;
  • обучение — тщательные отбор претендентов на повышение квалификации;
  • продвижение может иметь различные формы.

Технологии управления

Это своеобразный инструмент воздействия, использующий специальную систему методов, способов и целей.

Все разработанные технологии можно разделить на несколько групп в зависимости от конечной цели, масштабов применения или происхождения. Последняя классификация является наиболее распространенной в кадровой работе. Согласно ей технологии управления персоналом можно разделить на четыре большие группы:

  1. Традиционные технологии. Используются в любой организационной структуре. Частично они являются результатом профессионального наследования, частично закреплены законодательно. Один из ярких примеров традиционной технологии — система кадрового учета. Практически во всех компаниях она строится по единому принципу на основе ТК РФ.
  2. Отраслевые технологии. Применяются в деятельности специализированных отраслевых служб и органов. При использовании отраслевых технологий управления разрабатывается специальное технологическое сопровождение деятельности отрасли, касающееся кадровых вопросов.
  3. Профессиональные. Технологии этой группы создаются по специальному заказу компании консалтинговыми агентствами. Их преимуществом является возможность учесть специфику конкретной организации и особенность периода, для которого создается технология. Минусы — высокая себестоимость и отсутствие универсальности: сфера их применения очень узкая.
  4. Инновационные. Создаются кадровой службой предприятия для решения актуальных проблем. Для того чтобы разработать и внедрить в компании подобные технологии, необходима высочайшая квалификация специалистов HR-отдела.

Выбор той или иной технологии управления развитием персонала должен опираться на понимание того, какими ресурсами обладает компания и каковы базовые задачи, стоящие перед кадровой службой. Специалисты рекомендуют использовать на практике несколько технологий, чтобы повысить эффективность управления персоналом. Например, сочетание традиционных и инновационных подходов в сфере подбора кадров помогает точнее выявить перспективных кандидатов на должность, определить лидерские качества претендентов.

Методы управления

Это способы воздействия на персонал с целью достижения определенных управленческих целей, необходимых для функционирования компании в целом.

Наука и практика менеджмента выработали три группы методов управления персоналом организации:

  • Экономические методы. К ним относятся все методы материальной стимуляции сотрудников. Основной экономический метод — это заработная плата, а также участие в прибыли, система поощрений за качество труда и его эффективность, система наказаний в виде вычетов и штрафов. В эту же группу входят некоторые элементы социального обеспечения сотрудников — оплата питания, проезда, предоставление медицинского страхования. Применение экономических методов базируется на их окупаемости. Инвестирование средств в материальное стимулирование должно иметь отдачу в виде прибыли за счет повышения качества работы.
  • Административные, или организационно-распорядительные методы. В их основе лежит применение власти и нормативное обеспечение трудовой деятельности сотрудников. Обычно реализуются в виде приказов, распоряжений, указаний и ориентированы на такие мотивы человеческого поведения, как чувство долга, осознание необходимости соблюдения трудовой дисциплины, стремление работать в определенной организации. Административные метолы имеют прямой характер воздействия — любой приказ или распоряжение руководства должны быть обязательно выполнены.
  • Социально-психологические методы воздействия на интересы личности или коллектива основаны на законах психологии и социологии. Один из наиболее важных результатов применения психологических метолов — минимизация личностных конфликтов. Кроме того, с их помощью можно управлять карьерой каждого работника, формировать корпоративную культуру на основе образа идеального сотрудника. Социологические методы помогают определить место каждого в коллективе, выявить неформальных лидеров, решить производственные конфликты.

Современные подходы к управлению персоналом на каждом из уровней

Сегодняшние HR-специалисты используют на каждом этапе своей работы множество самых различных разработок и методик. Каждый уровень — от подбора персонала до его увольнения — имеет определенные приемы, направленные на достижение максимальной эффективности.

Подбор кадров. На этом этапе может применяться целый комплекс подходов:

  • Агрессивный хедхантинг — охота за перспективными сотрудниками компаний-конкурентов.
  • HR-брендинг — формирование привлекательного образа компании.
  • Автоматизация подбора персонала — использование IT-систем, так называемых ATS.
  • Дистанционный подбор персонала — наём на работу удаленных сотрудников.
  • Использование социальных сетей для поиска сотрудников.

Адаптация — процесс вхождения новых сотрудников в коллектив и ознакомление их со спецификой работы. Кадровые службы компании должны способствовать быстрой адаптации новых членов команды.

Для этого используются следующие методы:

  • Наставничество — помощь со стороны опытного сотрудника.
  • Семинары и тренинги по развитию коммуникативных навыков, по изучению специфики предприятия, обучение технологиям поведения в стрессовых ситуациях.
  • Специальные ролевые игры, разработанные для сплочения коллектива и укрепления командного духа.
  • Ознакомительные экскурсии по предприятию, знакомство с коллегами, корпоративной культурой.
  • Беседа нового сотрудника с менеджером по персоналу, непосредственным руководителем.

Мотивация — материальная и нематериальная. Обычно оба этих вида применяются совместно. В качестве материальной мотивации может применяться система денежных вознаграждений (премий по итогам работы или участия сотрудников в распределении прибыли компании). Нематериальная мотивация выражается в форме повышения самооценки, создания психологического комфорта или формирования у сотрудника гордости за проделанную работу. Система нематериальной мотивации была очень развита в эпоху социализма, когда работникам за отличную работу давали вымпелы, почетные грамоты или присваивали звание “Ударник коммунистического труда”.

Оценка. Необходима для получения объективного представления о профессиональных качествах сотрудников. Наиболее популярные методы оценки персонала:

  • Аттестация — порядок проведения излагается в официально утвержденных компанией документах. Проводится она один, два или три раза в год с целью определения или подтверждения разряда/категории/квалификации сотрудников. По итогам аттестации сотрудник может быть уволен.
  • Ассессмент-центр — современный метод оценки, дающий наиболее полную и достоверную информацию о личностных и деловых качествах сотрудников. Это самый сложный в реализации комплексный метод, обычно он применяется только в крупных компаниях.
  • Тестирование, интервьюирование.
  • Метод экспертных оценок — заключается в привлечении экспертов, которые на основе собственного опыта и знаний анализируют характеристики сотрудников и делают выводы.
  • Деловые игры. Метод оценки с помощью имитации деловой активности сотрудника в той или иной сложной ситуации.

Обучение и развитие персонала. В рамках этого подхода к управлению персоналом кадровыми службами могут проводиться:

  • Профессиональные курсы обучения.
  • Семинары, лекции, конференции, деловые завтраки, круглы столы, дискуссии. , основанное на самостоятельном решении конкретных задач из реальной практики.
  • Деловые игры и тренинги.
  • Самостоятельное обучение.

Система управления персоналом компании с одной стороны зависит от кадровой службы, а с другой — возлагает на нее ответственность за решение массы кадровых вопросов. Последние тесно переплетены с бизнес-стратегией компании. В целом ряде случаев неоценимой бывает помощь профессиональных HR-консультантов. В первую очередь речь идет о решении таких задачах, как:

  • подбор персонала, особенно работников на ключевых должностях;
  • объективная оценка эффективности применяемой системы управления персоналом и ее корректировка в соответствии с действующим законодательством;
  • решение и предупреждение трудовых споров — как личностных, так и групповых конфликтов;
  • автоматизация кадрового делопроизводства и многое другое.

Таким образом, привлечение профессиональных HR-консультантов вносит важный вклад в развитие компании в целом, обеспечивая системе управления персоналом независимый кадровый аудит и снижение рисков правового характера.

Программа 2011 года

Обсуждена на заседании предметно-методической комиссии военной кафедры

По книге учета методических документов цикла №_____

Г.АСТАНА

УТВЕРЖДАЮ

Начальник цикла воспитательной и социально-правовой работы

Подполковник Б.Каиров

План

Проведения лекции по МЕТОДИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ РАБОТЫ

со студентами _________взвода ____ ___________20 г.

со студентами _________взвода ____ ___________20 г.

со студентами _________взвода ____ ___________20 г.

Занятие №1. Актив подразделения методика его подбора обучения и воспитания.

Учебные вопросы:

1. Состав актива подразделения его задачи.

2. Учебный вопрос:Методика работы заместителя командира роты по воспитательной и социально-правовой работе по подбору, обучению и воспитанию актива подразделения.

3. учебный вопрос:Основные формы и методы работы актива подразделения.

Учебные и воспитательные цели:

1.Вооружить студентов необходимыми указаниями о сущности, задачах, методике воспитательного процесса в подразделении и части, методика подбора актива, его обучения и воспитания.

2.Привитие навыков организации и проведения основных воспитательных мероприятий в подразделении.

Метод:лекция

Время:2 часа (80 минут)

Место: учебная аудитория

Литература:

1.Конституция (Основной закон) РК., 1995 г., ст. 36

2.Военная доктрина РК., 2011 г.

6.Устав внутренней службы Вооруженных Сил, др. войск и воинских формировании Республики Казахстан, ст. 153, 154. 2007 г.

Материальное обеспечение: интерактивное оборудование, конспект- лекция.

Учебные вопросы и примерное распределение времени:

№ п/п Учебные вопросы Время (минут) Действия руководителя и обучаемых, содержание учебных вопросов
1. Вводная часть Принимаю доклад от дежурного по взводу; Проверяю наличие личного состава, внешний вид и готовность взвода к занятию; Провожу контрольный опрос по предыдущей теме: 1)Дать определение нравственному воспитанию.2)Основные направления, формы и методы воспитательной работы по формированию у воинов высоких нравственных чувств. 3) Перечислить основные черты личности военнослужащего необходимых для успешного выполнения обязанностей. Объявляю тему, учебные цели и вопросы занятия.
2. Основная часть: Введение 1. учебный вопрос: Состав актива подразделения его задачи. Довожу до студентов руководящие документы по организации воспитательной работы с активом подразделения. Делаю вывод.
2. учебный вопрос: Методика работы заместителя командира роты по воспитательной и социально-правовой работе по подбору, обучению и воспитанию актива подразделения. Довожу под запись до студентов основные принципы и методы по подбору, обучению и воспитанию актива подразделения. Делаю вывод.
3. учебный вопрос: Основные формы и методы работы актива подразделения. Вывод по теме: Довожу под запись до студентов основные формы и методы работы актива подразделения. Делаю вывод.
3. Заключительная часть. Напоминаю тему, учебные вопросы и цели занятия; Провожу краткий опрос по пройденной теме:1)Назовите состав актива роты и методику его подбора. 2)Основные обязанности актива подразделения. 3)Перечислить основные формы и методы работы актива подразделения. Подвожу итоги занятия; Отвечаю на вопросы; Даю задание на самоподготовку (изучить руководящие документы по теме); Отмечаю дисциплину на проведенном занятии.

Руководитель занятия:




Имени Л.Н.Гумилева

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Программа 2011 года

Обсуждена на заседании предметно-методической комиссии военной кафедры

По книге учета методических документов цикла №_____

Г.АСТАНА

УТВЕРЖДАЮ

Начальник цикла воспитательной и социально-правовой работы

Подполковник Б.Каиров

План

Проведения лекции по МЕТОДИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ РАБОТЫ

со студентами _________взвода ____ ___________20 г.

со студентами _________взвода ____ ___________20 г.

со студентами _________взвода ____ ___________20 г.

Занятие №1. Актив подразделения методика его подбора обучения и воспитания.

Учебные вопросы:

1. Состав актива подразделения его задачи.

2. Учебный вопрос:Методика работы заместителя командира роты по воспитательной и социально-правовой работе по подбору, обучению и воспитанию актива подразделения.

3. учебный вопрос:Основные формы и методы работы актива подразделения.

Учебные и воспитательные цели:

1.Вооружить студентов необходимыми указаниями о сущности, задачах, методике воспитательного процесса в подразделении и части, методика подбора актива, его обучения и воспитания.

2.Привитие навыков организации и проведения основных воспитательных мероприятий в подразделении.

Метод:лекция

Время:2 часа (80 минут)

Место: учебная аудитория

Литература:

1.Конституция (Основной закон) РК., 1995 г., ст. 36

2.Военная доктрина РК., 2011 г.

6.Устав внутренней службы Вооруженных Сил, др. войск и воинских формировании Республики Казахстан, ст. 153, 154. 2007 г.

Материальное обеспечение: интерактивное оборудование, конспект- лекция.

Тщательный анализ финансового состояния предприятия - одна из составляющих коммерческого успеха. Анализ деятельности позволяет оценить текущую позицию компании, учесть риски и благоприятные факторы, составить адекватный прогноз на будущее.

Понятие финансового анализа предприятия


Финансовым анализом называют комплекс методик по накоплению, переработке и анализу качественной и количественной информации, касающейся финансов предприятия. В успешных компаниях финансовый анализ идет рука об руку с управленческим, позволяя вовремя обнаружить и искоренить негативные тенденции и усилить позитивные.

Цели и задачи финансового анализа предприятия

Финансовый анализ выполняется для того, чтобы принять обоснованные управленческие решения.

На предприятиях проводится как внешний, так и внутренний анализ:

  • внутренним анализом занимаются сотрудники компании, используя более широкую базу (не только данные открытой отчетности, но и специфическую внутреннюю отчетность, вплоть до того, каков процент брака и рекламаций по тому или иному виду продукции) и большую степень детализации (то есть изучается не только общий результат предприятия, но и локальные показатели отдельных подразделений); чаще всего данные внутреннего финансового анализа не предоставляются общественности и могут быть достаточно специфическими, в них отражаются не только результаты, но и механизмы, которые к ним привели;
  • внешний анализ выполняется сторонними специалистами, представляющими интересы как бизнеса (партнеров, кредиторов, инвесторов), так и контролирующих органов (например, Федеральная налоговая служба), СМИ, научных организаций; целью проведения внешнего анализа являются: определение степени рисковости вложений капитала в предприятие, прогнозирование возможной доходности инвестиций, конкурентоспособности фирмы; отчеты максимально формализованы.

Иными словами, внешний анализ - констатация фактов. Внутренний - углубленная оценка причинно-следственных связей.

Также финансовый анализ предприятия может быть:

  • полным, тематическим (зависит от объема);
  • предварительный, текущий (или оперативный), ретроспективный (зависит от периода, за который проведен анализ).

Задачи подчиняются цели и виду исследования, среди них:

  • полная, объективная и своевременная оценка состояния финансов компании на отчетную дату;
  • выявление причин, которые привели к такому состоянию дел;
  • обнаружение резервов и ресурсов (возможно, не использованных), которые можно использовать для оптимизации деятельности предприятия в финансовой сфере;
  • проработка конкретных шагов, направленных на улучшение финансового состояния компании;
  • прогнозирование финансовых результатов будущих периодов.

Источники данных для анализа

В зависимости от заказчика, выбираются и источники информации. Могут использоваться как все перечисленные документы, так и часть.

  • Бухгалтерский баланс (форма №1). В нем отражены активы и пассивы предприятия на начало и конец отчетного периода.
  • Отчет о доходах или отчет о финансовых результатах (форма №2). В этом документе отражают как общие финансовые поступления (объем продаж), так и издержки, чистую прибыль и убыток.
  • Отчет о движении капитала (форма №3). В структуру этого отчета включаются данные о величине и составляющих собственного капитала, а также динамика изменений (за счет вкладов, изъятий и прочих операций).
  • Отчет о движении денежных средств или отчет о денежных потоках (форма №4). Документ отражает поступление и выплаты денежных средств и их эквивалентов за отчетный период. Не выплаченные или не полученные на момент составления отчета суммы в форме №4 не отражаются.
  • Дополнительные финансовые документы. Они выбираются, исходя из конкретной ситуации.

Важно понимать, что используемые данные имеют ограничения, на которые надо делать поправку при анализе:

  • коэффициенты, рассчитанные на основе бухгалтерской отчетности, являются общими, их целесообразно применять для принятия узких управленческих решений;
  • инфляция - фактор, способный исказить результаты анализа;
  • прибыль - недостаточно информативный показатель, чтобы только на его основе оценивать эффективность управленческих решений.

Есть программные продукты, которые позволяют получить нужные данные быстро и при минимальном влиянии человеческого фактора. Например, БИТ.ФИНАНС.Управленческий учет - Комплексное решение на базе 1С:Предприятие 8 для организации управленческого учета предприятия любого масштаба!

Методики финансового анализа предприятия

Чаще всего последовательно или параллельно применяют несколько методик. Это позволяет получить полную картину финансового состояния в разных разрезах.

Вертикальный анализ

В основе этого вида анализа - то, что итоговые показатели (на отчетную дату) принимаются равными 100%. Далее отдельные части (статьи) выражаются в виде процентов от целого. Иначе говоря, в процессе такого анализа выясняется удельный вес каждой составляющей в общем результате.

Второе название этого вида анализа - структурный. В рамках этой процедуры проводятся такие виды анализа:

  • анализ активов (оборотные, внеоборотные, их элементарный состав и уровень ликвидности) - это помогает в последующей оптимизации состава активов;
  • анализ капитала (удельный вес собственного и заемного капитала, их элементарный состав, срочность обязательств) - это позволяет выявить средневзвешенную стоимость капитала;
  • анализ денежного потока по видам деятельности (операционной, финансовой, инвестиционной).

Горизонтальный анализ

Второе название этого подхода - временной (динамичный). В его процессе данные, имеющиеся на отчетную дату, сравниваются с аналогичными данными за прошедший период (например, сравнивается собственный капитал на начало и конец 2-3 предшествующих лет).

В процессе отслеживается не только скорость роста отдельных статей, но и выявляются тенденции изменений.

Горизонтальный анализ особенно важен для компаний, деятельность которых существенно зависит от сезонности.

Важно! Вертикальный и горизонтальный анализы дополняют друг друга, рекомендовано их параллельное выполнение.

Сравнительный (пространственный) анализ

Главное в этом подходе - сопоставление между собой отдельных групп показателей. При этом по группам разбивается финансовая отчетность филиалов, подразделений компании. В качестве базы для сравнения могут выступать данные по таким же группам показателей у конкурентов или в целом по отрасли:

  • сравнение с конкурентами помогает понять, какие меры помогут занять выгодную позицию по отношению к конкретным компаниям;;
  • сравнение со средними показателями по отрасли показывает резервы, задействовав которые можно улучшить свои показатели;
  • сравнение сопоставимых данных между подразделениями компании дает пространство для маневра внутри компании и перераспределения ответственности и ресурсов между отделами;
  • сравнение текущих показателей с плановыми позволяет вовремя отследить отставание или опережение компанией и принять меры для исправления ситуации и извлечения из нее пользы.

Трендовый анализ

Разновидность горизонтального анализа, выделяемая в отдельный метод. Суть его в том, что показатели какого-то периода принимаются базовыми. С этой базой сравниваются показатели других периодов. На основе выявленных отклонений формируется тренд. Этот тренд служит основой для построение прогнозов на перспективу.

Факторный (интегральный) анализ

Данный метод подразумевает использование многомерного статистического анализа. Исследуется влияние отдельных факторов на общий результат. В рамках этого метода берутся во внимание внутренние и внешние факторы, оказывающие воздействие на предприятие:

  • законодательные изменения;
  • колебание уровня цен (как на продукцию, так и на ресурсы для ее производства);
  • социально-экономические изменения в регионах, где работает компания, ее подрядчики и клиенты.

При факторном анализе каждый фактор может быть разложен на ряд составляющих.

Анализ коэффициентов (относительных показателей)

Один из наиболее важных по мнению экспертов методов. Чаще всего рассчитываются показатели платежеспособности и ликвидности.

Иными словами, выясняется, есть ли у компании финансы для оплаты всех своих обязательств и насколько легко и быстро имущество может быть трансформировано в деньги.

БИТ.ФИНАНС/ПРОФ

С помощью БИТ.ФИНАНС/ПРОФ вы можете создать финансовый анализ своего предприятия в кратчайшие сроки

  • Бюджетирование;
  • Казначейство;
  • Формирование БДДС и план-фактный анализ;
  • Платёжный календарь.

Этапы проведения финансового анализа предприятия

1. Описание цели анализа, его формата

На этом этапе обычно привлекаются аналитики, которые на основе круга вопросов, на которые надо получить ответы, подбирают методы, которыми можно получить нужную информацию.

Уже на этом этапе необходимо понимать:

  • кто будет использовать данные финансового анализа, в какой форме должны быть поданы результаты, какова часть конфиденциальной информации;
  • промежуток времени, за который понадобятся данные;
  • перечень документов, из которых черпают нужную информацию.

2. Предварительный обзор состояния предприятия

Собираются данные о том, каковы ключевые показатели деятельности компании на момент проведения анализа. Обязательно надо зафиксировать такие данные:

  • условия работы компании;
  • результаты, которых добилось предприятие;
  • имущественное положение на начало и конец отчетного периода;
  • перспективы.

3. Проверка имущественного и финансового состояния организации

На этом этапе проверяется рациональность вложения денежных средств в активы. Также оцениваются платежеспособность и ликвидность организации.

Обычно рассчитываются такие показатели.

Обеспечивают понимание способности компании отвечать по краткосрочным обязательствам. В идеале - досрочно. В пессимистичном варианте - с нарушением сроков.


На основании приведенных ниже коэффициентов можно понять, насколько компания стабильна в долгосрочной перспективе. Практика показывает, что рассматривать эти показатели необходимо в динамике.

При этом постоянный рост заемного капитала - неблагоприятный фактор. Если в динамике и в сравнении с коэффициентом маневренности собственного капитала заемные средства периодически уменьшаются, это может быть свидетельством особенностей компании (например, сезонности). Также при оценке структуры капитала важно учитывать репутацию компании, источники привлечения средств.


4. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности

На этом этапе оцениваются и интерпретируются данные таких параметров.

  • Эффективность использования ресурсов предприятия

Анализируется на основе коэффициентов, приведенных ниже. Практика показывает, что от скорости оборота средств зависит годовой финансовый оборот.

Прослеживается закономерность: ускорение оборота на одном участке ведет к тому же на других. То есть: средства, вложенные в активы, быстрее становятся реальными денежными средствами.


Они задаются внутри компании (реже - вышестоящими организациями). Есть случаи, когда отклонение от плана не говорит о неполадках в работе. Если есть данные о том, что ресурсы перераспределены для достижения высоких результатов в других направлениях, то отставание от плана в определенном сегменте может быть оправданным и нормальным.

Этот показатель - комплексная оценка степени эффективности применения разных видов ресурсов предприятия.


5. Анализ структуры баланса

На этом этапе проверяется риск несостоятельности предприятия и возможности ее преодолеть. Обычно рассчитывается коэффициент утраты (или восстановления) платежеспособности. Покажет реальные перспективы компании:


Результат, который меньше 1 - опасный признак. Говорит о том, что в ближайшее время структура баланса может стать неудовлетворительной.


Результат, который больше 1 - свидетельство того, что на протяжении полугода компания может стать платежеспособной.

Оба показателя - вероятностные. Чтобы сделать картину достовернее, можно взять для расчетов не 2, а 4 временных отрезка (и даже более).

Вывод

Финансовый анализ деятельности предприятия - эффективный инструмент для анализа ограничений. Понимание ограничений, поможет составить план действий по увеличению эффективности вашего бизнеса.Также анализ деятельности организации поможет выявить наиболее уязвимые сегменты деятельности, планомерная работа с которыми приведет к положительной динамике деятельности.

БИТ.ФИНАНС.Проф – решение на базе 1С:Предприятие 8 для создания полноценной системы казначейства и бюджетирования в компании, холдинге. Система обеспечит вас финансовыми показателями (KPI) компании в виде наглядных отчетов, графиков, диаграмм и дашбордов для руководства компании.

Закажите бесплатную консультацию наших специалистов и они расскажут вам с помощью каких программ и отчетов 1С можно контролировать и анализировать деятельность предприятия.

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Читайте также: