Финансовая система норвегии доклад

Обновлено: 23.04.2024

Файлы: 1 файл

skandinavia.docx

Финансовые системы Скандинавских стран

Скандинавскими странами называют пять стран, которые расположены на территории Скандинавского полуострова в северной части Европы, - Швецию, Норвегию, Данию, Финляндию, Исландию.

Их объединяют экономические, социальные, политические и много внеэкономических факторов, включающие исторические и национально-культурные особенности данного региона:

- активное участие социал- демократов и других левых партий в исполнительных и законодательных органах власти;

- высокая степень объединенности (часть членов профсоюзов среди работающих в различных отраслях Скандинавии составляет 70-90%);

- высокая политическая и экономическая активность женщин;

- особенный экологический менталитет всех скандинавов;

- специфическая скандинавская культура работы и этика бизнеса.

Рассматривая специфику государственного регулирования в странах Северной Европы, необходимо различать государственную собственность и государственный сектор.

Часть государственной собственности значительна только в Финляндии (на фирмы, которые принадлежат государству целиком либо частично, тут отводится около 20% капиталовложений, 12% занятых, 21% экспорта). Это объясняется радом причин:

- исторично сформированными владениями государства в Финляндии лесными и некоторыми природными ресурсами;

- переходом в собственность государства после второй Мировой Войны предприятий, которые принадлежали Германии;

- широким участием левых сил, в том числе коммунистов, в управлении и других органах власти.

Кроме того, для Финляндии было важным при помощи прямой поддержки государства догнать другие Скандинавские страны по уровню социально-экономического и научно-технического развитию.

Часть государственного сектора, наоборот, значительна почти во всех Скандинавских странах. Под ними подразумевается ступень активности участия государства во всех экономических и социальных процессах. Количественно это выражается в доле государственных затрат в ВВП; у уровне налогообложения; масштабах государственного потребления; численности государственных служащих и т.п.

По доле государственных затрат в ВВП Швеция, Дания и Финляндия занимают первые три места среди всех развитых стран (сейчас этот показатель равняется соответственно 66, 61 и 56%).

Уровень налогообложения в Скандинавских странах традиционно один из наивысших среди промышленно развитых стран Например, часть налогов в ВВП Швеции на начало 90-х годов составляла 61% (максимальный показатель среди этих стран). Сегодня она снизилась до 51%, однако все равно Швеция продолжает занимает по этому показателю первое место.

Приблизительно такой же уровень налогообложения в Дании, в Финляндии он составляет 47% (третье место среди развитых стран).

Доля государственного потребления в Скандинавских странах также высока: в Швеции – 28%, в Дании – 26, в Финляндии и Норвегии – по 22%. К сфере государственного потребления принадлежат образование, охрана здоровья, социальное обеспечение, поддержка социального порядка, оборона и т.п. Социальная сфера имеет необычайно высокий уровень развития (кроме того, что большая часть социальных услуг в Скандинавских странах бесплатные, они очень разнообразны по формам и доступны всем гражданам).

Приблизительно каждый третий швед, норвежец, датчанин, и каждый четвертый финн

принадлежат к числу государственных работников и служащих (их часть составляет в Швеции 32%, в Норвегии и Дании – около 30%, в Финляндии – 25%). Это наибольшие масштабы занятости в государственном секторе экономики среди развитых стран.

Кроме прямого участия государства в социально-экономическом развитии в Скандинавии, как и во всех других развитых странах, существуют непрямые методы регулирования при помощи мероприятий денежно-кредитной политики на основе использования элементов как неокейнсианства, так и неоконсерватизма.

Развитие экономического программирования и прогнозирования в промышленности, научно-технической, региональной, торговой, валютной политики дает предпринимательскому сектору среднесрочные и долгосрочные ориентиры, знание которых необходимо для разработки эффективной бизнес - стратегии.

Читайте также: