Философия в средневековых университетах доклад

Обновлено: 19.05.2024

Философия Средневековья – это христианская философия, т.е в этот период развития общества, могли подняться те философы, которые думали так как надо было церкви, их взгляды основывались на Боге.

В это время шло тесное переплетение средневековья и античности. Появились новые философские течения – патристика и схоластика.

Местом рождения новых философских взглядов принято считать Средиземноморье. Именно в это время рушится старый мир, и зарождаются новые взгляды на жизнь.

Лидирующие науки были философия и богословие. В этот момент были четко определены, какие цели, задачи и функции выполняет философии этого периода.

Главная цель философии этого периода считается укрепление знаний о Боге. А главная задача философии, которую решали мыслители, как правильно объяснить Священное Писание, и доказать то, что Бог существует.

Итак, патристика (II -VII века) представляет собой первое ответвление средневековой философии. Мыслители этого ответвления все свои идеи развивали на основе Библии.

Послания апостолов, записанные в Писании, считаются первыми христианскими философскими идеями, но они были разбавлены идеями античной философии.

Главный принцип патристики – во главе всего во вселенной стоит Бог. Второй принцип - весь мир и окружающий нас мир создал Бог. Третий принцип - человек создание Божье.

Философы работающие в этом направлении: Тертуллиан, Григорий Богослов, Афанасий Великий, Августин Блаженный и другие.

Главное утверждение христианской философии: человек зависит от воли Бога.

Схоластика второе направление философии средневековья. Она тяготела к идеям античных ученых таких, как Аристотель и Платон.

В этом направлении работали учёные: Фома Аквинский, Иоанн Эриугена, Бонавентура. Лидером схоластической науки был Фома Аквинский.

Он думал, что предназначение философии в том, чтобы через неё утверждать религию и её каноны.

В религии он усматривал лучшее выражение философской рефлексии.

Для Фомы Аквинского Бог был связан с благом, радостью, любовью. Он считал что и люди и животные обладают душой, но у людей есть и разум, через который они постигают Бога.

По учению схоластов, понять мир можно только разумом. Но без особенных методов понять мир нельзя. Надо знать, что существует два разума человеческий, и божественный.

В конце этапа средневековья появляется учение номиналистов, в нем есть зачаток материализма, поэтому церковь их запретила. К ним относились Пьер Абеляр и Иоанн Росцелин. Но и они не отрицали существование Бога во вселенной.

Средневековая философия

Популярные сегодня темы

Эта болезнь оставила страшный след в истории человечества, унеся многие десятки миллионов жизней. Она опустошала города в различных странах, причиняя страдания и смерть заболевшим

Рыбы относятся к животному миру, и это значит, что у них имеется позвоночник. Они живут в воде и дышат при помощи жабр. Практически у всех видов рыб нет легких.

Ежедневная жара, сильный ветер со скоростью до 100 к/ч гонит раскаленный и очень сухой воздух, резкие перепады температуры воздуха (днем до + 50° С, ночью может снизиться до + 5° С)

Чтобы стать университетом, учреждению нужно было получить папскую буллу (указ) о своем создании. Такой буллой папа римский выводил школу из-под контроля светской и местной церковной власти и узаконивал существование университета. Права учебного заведения подтверждались привилегиями — особыми документами, подписанными папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, а также право дарования ученых степеней), освобождали студентов от воинской повинности. Профессора, студенты и служащие образовательного учреждения подчинялись не городским властям, а исключительно выборному ректору университета и выборным деканам факультетов. Если студент допускал какой‑то проступок, городские власти могли лишь просить университетских руководителей судить и наказать провинившегося.

Студенты обычно делились по нациям, землячествам, обозначавшим объединения учеников из различных регионов. Они могли снимать квартиры, но многие жили в колледжах (коллегиях). Эти колледжи обычно формировались по нациям, в одной коллегии жили представители одного землячества.

Как правило, выпускника университета ждала прекрасная карьера. С одной стороны, университеты активно сотрудничали с церковью. С другой — вместе с постепенным расширением аппаратов управления различных феодалов и городов возрастала потребность в грамотных и образованных людях. Вчерашние студенты становились писцами, нотариусами, судьями, адвокатами, прокурорами.

Контингент учащихся был самым разношерстным — большинство происходило из знатных горожан, однако получить стипендию и образование могли даже дети крестьян. Много было монахов и клириков. Именно в эпоху Средневековья появилось понятие странствующего вечного студента — ваганта. Они переходили из одного университета в другой с целью получения знаний из различных источников. Поэзия вагантов известна во всем мире, она представляет собой сплетение фольклора и латинских традиций. Основные ее темы — любовь, смерть, веселье, пирушки, образование. Подлинные имена авторов неизвестны: как правило, большинство из них предпочитали сохранять инкогнито во избежание столкновений с представителями инквизиции.

2. В средние века не было отделения высшего образования от среднего, поэтому в университетах и существовали младший и старшие факультеты. После изучения латыни в начальной школе школяр (scolarius) в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет поступал в университет на подготовительный факультет. Здесь он изучал "семь свободных искусств" (septem artes liberales), состоявших из двух циклов--"тривиум" (trivium--"перекресток трех путей знаний": грамматика, риторика, диалектика) и "квадривиум" (quadrivium--"перекресток четырех путей знания": музыка, арифметика, геометрия, астрономия). Только после изучения "философии" предоставлялось право поступать на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский.

Учебные занятия в университете были рассчитаны по составленному учебному плану на весь учебный год. Он делился на две неравных части: большой ординарный учебный период (magnus оrdinarius) с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также "малый ординарный учебный период (ordinarius parvus) с Пасхи и до конца июня. Разделение на полугодия или семестры появляется лишь к концу средневековья в германских университетах. Основных форм преподавания было три:

Lectio (лекция)--полное, систематическое изложение учебного предмета, по программе, изложенной в статутах, в определенные часы. Эти лекции делились на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнительные). В средние века школяры не слушали курс какой-то определенной науки, например, курс философии или римского права. Тогда говорили, что такой-то преподаватель читает или такой-то студент слушает такую-то книгу. Роджер Бэкон в XIII веке сформулировал это так: "Если некто знает текст, он знает все, что относится к науке, о которой толкует этот текст". Одни книги считались более важными и обязательными (ординарными) для учащегося, другие--менее важными и необязательными (экстраординарными). Различие лекций обусловило и разделение преподавателей на ординарных и экстраординарных. Для ординарных лекций обычно назначались утренние часы (с рассвета и до 9 часов утра), как более удобные и рассчитанные на более свежие силы слушателей, а экстраординарные читались в послеобеденные часы (с 6 до 10 часов вечера). Лекция продолжалась 1 - 2 часа. Перед началом лекции преподаватель делал краткое вступление, в котором определял характер работы над книгой и не гнушался саморекламой. Главная задача преподавателя заключалась в том, чтобы сличить различные варианты текстов и дать необходимые разъяснения. Статуты запрещали студентам требовать повторения или медленного чтения. Школяры должны были являться на лекции с книгами. Это делалось для того, чтобы заставить каждого слушателя непосредственно знакомиться с текстом. Книги же в то время были очень дороги, поэтому школяры брали тексты напрокат. Уже в XIII веке университеты начали накапливать рукописи, копировать их и создавать собственные образцовые тексты. Аудиторий долго не существовало. Каждый преподаватель читал определенному кругу своих учеников в любом нанятом помещении или у себя дома. Болонские профессора одни из первых стали устраивать школьные помещения, а с XIV века города стали создавать общественные здания для аудиторий. Так или иначе, школяры группировались в одном месте. В Париже это была улица Соломы (Foir), названная так потому, что студенты сидели на полу, на соломе, у ног учителя. Позднее появилось подобие парт - длинные столы, за которыми умещалось до 20 человек. Кафедра стала устраиваться на возвышении, под балдахином.

Repetitio (повторение) - это подробное объяснение отдельного текста с разных сторон, с учетом всех возможных сомнений и возражений. В Парижском университете чаще это была проверка всех относящихся к определенной частной проблеме источников по различным рукописям и просмотр соответствующих комментариев в различных сочинениях. В германских университетах они проходили в форме диалога между учителем и учеником. Учитель задавал вопросы и по ответам судил об успехах ученика. Была и еще одна форма - повторение части прочитанного. В это же время готовились к диспутам.

Disputatio (диспут)--одна из самых распространенных форм преподавания. Руководство университетов придавало им очень большое значение. Именно диспуты должны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. В них на первое место выдвигалась диалектика. Самым распространенным методом проведения диспутов был предложенный Пьером Абеляром метод pro et contra, sic et non (за и против, да и нет). Каждые две недели один из магистров держал речь по возможно более широкой теме и в заключение называл тезисы или вопросы, которые должны были стать предметом спора, затем в течении нескольких дней собирал со школяров все "за" и "против". Самым любопытным и самым торжественным был проходивший на подготовительном факультете диспут "о чем угодно" (disputatio de quodlibet). Темы диспутов были самые разнообразные.

По окончании обучения студент выдерживал экзамен. Его принимала группа магистров от каждой нации во главе с деканом. Студент должен доказать, что читал рекомендованные книги и участвовал в положенном количестве диспутов (6 у своего магистра и 3 общеуниверситетских). Интересовались здесь и поведением школяра. Затем его допускали к публичному диспуту, на котором полагалось ответить на все вопросы. Наградой была первая степень бакалавра. Два года бакалавр ассистировал магистру и получал "право на преподавание" (licentio docendi), становясь "лиценциатом". Спустя полгода он становился магистром и должен был прочесть торжественную лекцию перед бакалаврами и магистрами, дать клятву, устроить пир.

Таков в самых общих учебный процесс в средневековом западноевропейском университете. Несмотря на все свои недостатки, средневековый университет все же давал возможность получить неплохое образование. В университетах обучались такие известные деятели культуры, как Пьер Абеляр, Петр Ломбардский, Фома Аквинский, Дунс Скотт, Вильям Оккам и др.

Обучение рыцарей и женщин

Образование женщин оставалось сугубо домашним. Дочери феодалов воспитывались в семье под надзором матерей и специальных женщин. Девушек нередко обучали чтению и письму капелланы и монахи. Широко распространилась практика отдавать девочек из знатных семей на воспитание в женские монастыри, где обучали латыни, знакомили с Библией, прививали благородные манеры. Девочек из непривилегированных сословий в лучшемслучае учили ведению хозяйства, рукоделию и основам Библии.


Описание презентации Средневеково е образование и философия. Средневековые университеты по слайдам

Средневеково е образование и философия.

Средневеково е образование и философия.

Скульптура средневекового студента.

Скульптура средневекового студента.

Средневековые университеты часто создавались в монастырях В средневековом университете.

Средневековые университеты часто создавались в монастырях В средневековом университете.

Нелёгкой была жизнь школяров — выходцев из бедных семей. Вот как описывает её Чосер: Прервав над

Нелёгкой была жизнь школяров — выходцев из бедных семей. Вот как описывает её Чосер: Прервав над логикой усердный труд, Студент оксфордский с нами рядом плёлся. Едва ль беднее нищий бы нашёлся. . . Выносить Нужду и голод приучился стойко, Полено клал он в изголовье койки. Ему милее двадцать книг иметь, Чем платье дорогое, лютню, снедь. . .

 Но студенты не унывали. Они умели радоваться жизни, своей молодости, веселиться от души. Особенно

Но студенты не унывали. Они умели радоваться жизни, своей молодости, веселиться от души. Особенно это касается вагантов — бродячих школяров, переходящих из города в город в поисках знающих преподавателей или возможности подзаработать. Часто им не хотелось утруждать себя учёбой, с удовольствием распевали ваганты на своих пирушках: Бросим все премудрости, Побоку учение! Наслаждаться в юности — Наше назначение.

Здание университета в Сорбонне. Университет в Париже, основанный в 1257 г

Здание университета в Сорбонне. Университет в Париже, основанный в 1257 г

Болонья - родина самого старого университета Европы. (Италия) Авиньонский университет. (Франция)

Болонья — родина самого старого университета Европы. (Италия) Авиньонский университет. (Франция)

КРАКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (Польша) Оксфордский университет (Англия)

КРАКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (Польша) Оксфордский университет (Англия)

Философия - любовь к мудрости. Наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества

Философия — любовь к мудрости. Наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления.

Схоластика – религиозно - философское учение о познании Бога, мира при помощи логических рассуждений.

Схоластика – религиозно — философское учение о познании Бога, мира при помощи логических рассуждений.

Пьер Абеляр - (1079 -1142 гг. ) Французский философ. В 1113 г. открыл собственную школу,

Пьер Абеляр — (1079 -1142 гг. ) Французский философ. В 1113 г. открыл собственную школу, привлекшую множество учеников. Неоднократно осуждался католической церковью за еретические воззрения.

Цитаты Пьера Абеляра То, чем мы грешим в молодости, приходится искупать в старости. Нельзя уверовать

Цитаты Пьера Абеляра То, чем мы грешим в молодости, приходится искупать в старости. Нельзя уверовать в то, чего бы предварительно не понял. Любовь одно из зол, которых нельзя скрыть; одно слово, один нескромный взгляд, иногда даже молчание выдают ее.

Бернар Клеворский - (1090– 1153), христианский святой и учитель церкви, французский теолог-мистик, аббат монастыря

Бернар Клеворский — (1090– 1153), христианский святой и учитель церкви, французский теолог-мистик, аббат монастыря в Клерво, один из основателей ордена Тамплиеров. Боролся с ересями и свободомыслием, в частности был инициатором осуждения Пьера Абеляра.

Фома Аквинский - родился прим. в 1225, замок Рокказекка, близ Аквино — умер 7 марта

Фома Аквинский — родился прим. в 1225, замок Рокказекка, близ Аквино — умер 7 марта 1274, наиболее авторитетный католический религиозный философ.

Три вида познания: ум — вся сфера духовных способностей. интеллект — способность умственного познания.

Три вида познания: ум — вся сфера духовных способностей. интеллект — способность умственного познания. разум — способность к рассуждению. Познание — есть самая благородная деятельность человека: теоретический разум постигающий истины, постигает и абсолютную истину, то есть Бога.

Роджер Бэкон – род. около 1214, -ум. после 1292 , английский философ и

Роджер Бэкон – род. около 1214, -ум. после 1292 , английский философ и естествоиспытатель. Известен также как Удивительный доктор, считал, что опыта: 1) реальный, жизненный опыт, который можно приобрести только в процессе жизни; и 2) опыт-доказательство, полученный через внешние чувства. Основатель опытной науки.

Активно занимался алхимией, астрологией и оптикой. Считал, что алхимия может принести большую пользу

Активно занимался алхимией, астрологией и оптикой. Считал, что алхимия может принести большую пользу медицине. Целью всех наук считал увеличение власти человека над природой.

Николай Ореем, или Николай Орезмский (до 1330 г. - 1382 г. ) французский философ, математик,

Николай Ореем, или Николай Орезмский (до 1330 г. — 1382 г. ) французский философ, математик, астроном, теолог. Его научные труды оказали влияние на Николая Коперника, Галилея и Декарта. Рассматривает все доводы против вращения Земли, окончательный вердикт Орема о возможности вращения Земли был отрицательным.

Развитие средневековых городов, равно как и другие перемены, которые происходили в жизни общества, всегда сопровождалось изменениями в образовании. Если во времена раннего Средневековья его получали в основном в монастырях, то позже начали открываться и школы, в которых изучалось право, философия, медицина, ученики читали произведения многих арабских, греческих авторов и т. д.

Средневековые университеты

История возникновения

Как был устроен средневековый университет

Как был устроен средневековый университет

То, как был устроен средневековый университет, практически не отличается от современного способа получения образования. Они были открыты перед каждым желающим. И хотя среди студентов и преобладали дети из богатых семей, однако немало было и выходцев из сословия бедняков. Правда, от момента поступления в средневековые университеты и до получения высшей степени доктора проходило много лет, и потому очень немногие проходили этот путь до конца, но зато ученая степень счастливчикам обеспечивала и почет, и возможности быстрой карьеры.

Студенты

Распорядок жизни студентов был простым: по утрам лекции, а по вечерам - повторение пройденного материала. Вместе с постоянной тренировкой памяти в университетах Средневековья огромное внимание уделяли и умению спорить. Этот навык отрабатывался во время ежедневных диспутов.

Студенческая жизнь

Традиции средневековых университетов сохранившиеся до наших дней

Студенты обычно собирались в небольшие группы по нациям или землячествам, объединяя в себя учеников из самых различных регионов. Вместе они могли снимать квартиру, хотя многие проживали в колледжах - коллегиях. Последние тоже, как правило, формировались по национальностям: в каждой собирались представители из одного землячества.

Университетская наука в Европе

Схоластика начала свое формирование в одиннадцатом веке. Ее самой важной чертой считалась безграничное верование в силу разума при познании мира. Однако с течением времени в Средневековье университетская наука становилась догмой, положения которой считались окончательными и непогрешимыми. В 14-15 вв. схоластика, которая использовала одну только логику и полностью отрицала любой эксперимент, стала превращаться в очевидный тормоз на пути развития естественной научной мысли на территории Западной Европы. Практически полностью образование средневековых университетов было тогда в руках монахов францисканского и доминиканского орденов. Образовательная система того времени оказала достаточно сильное влияние на эволюцию формирования западноевропейской цивилизации.

Только спустя века средневековые университеты Западной Европы стали способствовать росту общественного самосознания, прогрессу научной мысли и свободы личности.

Законность

Чтобы получить статус образовательного, учреждение должно было иметь папскую буллу, одобряющую его создание. Таким указом понтифик выводил заведение из-под контроля светской или местной церковной власти, узаконивая существование данного университета. Права учебного учреждения подтверждались также получаемыми привилегиями. Это были особые документы, подписанными или папами, или царствующими особами. Привилегиями закреплялась автономия данного образовательного заведения - форма управления, разрешение иметь собственный суд, а также право даровать ученые степеней и освобождение студенчества от воинской повинности. Таким образом, средневековые университеты становились полностью независимой организацией. Профессора, студенты и служащие образовательного учреждения, одним словом, все, подчинялись уже не городской власти, а исключительно выбранному ректору и деканам. И если учащиеся допускали какие-то проступки, то руководство данного населенного пункта могло лишь просить их осудить или наказать провинившихся.

Образование средневековых университетов

Выпускники

Средневековые университеты давали возможность получать неплохое образование. В них обучались многие известные деятели. Выпускниками этих образовательных учреждений были Пьер Абеляр и Дунс Скотт, Петр Ломбардский и Вильям Оккам, Фома Аквинский и многие другие.

Как правило, окончившего такого заведение ожидала великолепная карьера. Ведь, с одной стороны, средневековые школы и университеты активно контактировали с церковью, а с другой, наряду с расширением управленческих аппаратов различных городов, увеличивалась и потребность в образованных и грамотных людях. Многие вчерашние студенты работали нотариусами, прокурорами, писцами, судьями или адвокатами.

Структурное подразделение

Европейские средневековые ууниверситеты

Принцип обучения

И сегодня в современных вузах используются традиции средневековых университетов. Сохранившиеся до наших дней учебные планы составлялись на год, который в те времена делился не на два семестра, а на две неравные части. Большой ординарный период длился с октября до Пасхи, а малый - до конца июня. Подразделение учебного года на семестры появилось только к концу Средневековья в некоторых германских университетах.

Существовали три основные формы преподавания. Lectio, или лекции, представляли собой полное и систематическое изложение в определенные часы конкретного учебного предмета по заранее изложенной в статуте или в уставе данного университета. Они подразделялись на ординарные, или обязательные, курсы и на экстраординарные, или дополнительные. По тому же принципу классифицировались и преподаватели.

К примеру, обязательные лекции обычно назначали на утренние часы - с самого рассвета и до девяти утра. Это время считалось более удобным и рассчитанным на свежие силы студентов. В свою очередь экстраординарные лекции читали слушателям в послеобеденные часы. Они начинались в шесть и заканчивались в десять вечера. Урок продолжался один или два часа.

Традиции средневековых университетов

Главной задачей преподавателей средневековых университетов являлось то, чтобы, сличая различные варианты текстов, по ходу давать необходимые разъяснения. Статутами студентам запрещалось требовать повторения материала или даже медленного прочтения. Они должны были приходить на лекции с книгами, которые в те времена были очень дорогими, поэтому школяры брали их напрокат.

Средневековые школы и университеты

Уже с восемнадцатого века университеты стали накапливать рукописи, копируя их и создавая собственного образца тексты. Аудиторий достаточно долго не существовало. Первый средневековый университет, в котором профессоры стали устраивать школьные помещения - Болонский, - уже с четырнадцатого века начал создавать общественные здания для размещения в нем комнат для лекций.

А до этого студенты группировались в одном месте. Например, в Париже это было авеню Foir, или улица Соломы, названная этим именем потому, что слушатели садились на пол, на солому у ног своего учителя. Позднее стали появляться подобия парт - длинные столы, за которыми могло уместиться до двадцати человек. Кафедры же стали устраивать на возвышении.

Присвоение степеней

После окончания обучения в средневековом университете студенты выдерживали экзамен, который принимали несколько магистров от каждой нации. Руководил экзаменующими декан. Студент обязан был доказать, что прочитал все рекомендованные книги и успел поучаствовать в положенном статутами объеме диспутов. Интересовалась комиссия и поведением выпускника. После благополучного прохождения этих этапов студент допускался к публичному диспуту, на котором должен был ответить на все вопросы. В результате ему присваивалась первая степень бакалавра. Два учебных года он должен был ассистировать магистру, чтобы получить право преподавать. А уже спустя полгода ему тоже присваивалась степень магистра. Выпускник должен был прочесть лекцию, произнести клятву и устроить пир.

Структура средневекового университета

Это интересно

История древнейших университетов берет свое начало с двенадцатого века. Именно тогда зародились такие учебные заведения, как Болонский в Италии и Парижский во Франции. В тринадцатом столетии возникают Оксфорд и Кембридж в Англии, Монпелье в Тулузе, а уже в четырнадцатом XIV веке первые университеты появились и в Чехии и Германии, Австрии и Польше. У каждого учебного заведения были свои традиции и привилегии. К концу пятнадцатого столетия в Европе насчитывалось около ста университетов, которые были структурированы по трем типам, в зависимости от того, от кого получали зарплату учителя. Первый был в Болонье. Здесь студенты сами нанимали и платили за преподавателей. Второй тип университета был в Париже, где учителей финансировала церковь. Оксфорд с Кембриджем поддерживались и короной, и государством. Надо сказать, что именно факт помог им пережить в 1538 году роспуск монастырей и последующее за этим удаление основных английских католических учреждений.

Все три типа структур имели свои особенности. К примеру, в Болонском, например, студенты управляли практически всем, и этот факт часто доставлял учителям большое неудобство. В Париже же было наоборот. Именно из-за того, что преподавателям платила церковь, основным предметом в этом университете было богословие. Зато в Болонье студенты выбирали больше светские исследования. Здесь основным предметом являлся закон.

Развитие производства в XIV—XV вв. обусловило непрекращающийся рост потребности в образованных людях. В Европе были основаны десятки новых университетов (в Орлеане, Пуатье, Гренобле, Праге, Базеле и в других городах). Гораздо более широкое развитие получают науки, связанные с практическими потребностями общества: математика, юриспруденция, медицина.

Усиливается реалистическое направление в алхимии, которая все теснее связывает свои опыты с повседневными нуждами, в частности, с медициной (создание лекарств из неорганических соединений врачом Парацельсом в XV в.). Разрабатываются новые методы опытов, совершенствуется аппаратура (перегонный куб, химические печи), были найдены способы получения соды, едких натрия и калия.

Среди магистров и студентов появляется много выходцев из горожан и даже крестьянства. Распространение грамотности увеличило спрос на книги. При университетах создаются обширные библиотеки. Так, библиотека Сорбонны в середине XIV в. уже насчитывала почти 2000 томов. Появляются частные библиотеки. Для обеспечения возросшей потребности в книгах в городах организуется их массовая переписка в мастерских с широким разделением труда. Крупнейшим событием в культурной жизни Европы являлось изобретение Гуттенбергом книгопечатания (ок. 1445), распространившегося затем по всем странам Европы. Искусство книгопечатания дало в руки читателя дешевую и удобную книгу, способствовало быстрому обмену информацией и распространению светской образованности.

Развитие философии XIV в. ознаменовалось новым временным подъемом номинализма. Крупнейшим его представителем был Уильям Оккам (ок. 1300 — ок. 1350), получивший образование в Оксфордском университете. Оккам завершил критику философских доказательств существования бога, объявив, что бытие бога — предмет веры, а не философии. Задача знания — постижение реально существующего, а так как реальны только единичные вещи, то познание мира начинается с опыта. Все же общие понятия (универсалии) — знаки (термины), логически обозначающие многие объекты, существуют только в уме, хотя и не лишены полностью объективного значения.

Учение Оккама широко распространилось не только в Англии, но и в других странах Европы. Один из его продолжателей — Николай из Отрекура отрицал всякую возможность философского доказательства веры. С учением этого философа в схоластику проникает веяние материализма. Представители парижской школы оккамистов Жан Буридан и Никола Орем занимались не только богословием, но и естественными науками. Они интересовались физикой, механикой, астрономией. Орем попытался сформулировать закон падения тел, развил учение о суточном вращении земли, выдвинул идею применения координат. Учение оккамистов было последним взлетом схоластики. Противодействие церкви привело в конце XIV в. к ее окончательному упадку. На смену ей все более выдвигалась экспериментальная наука.

§ 16. Образ мира: наука и философия в XVI–XVII веках

§ 16. Образ мира: наука и философия в XVI–XVII веках Человек смотрит на звёздыС середины XVI в. противостояние нового и старого в науке и философии приобрело масштабные и драматичные формы. Особенно острая борьба между научным и церковным мировоззрением развернулась в

6. Философия и наука

6. Философия и наука I Через принятие христианства и последующую доступность переводов работ греческих отцов церкви и иной религиозной литературы русские постепенно восприняли элементы христианской философии и до определенной степени философию Древней Греции.В

Литература, философия и наука

Литература, философия и наука Центральной идеей, объединяющей все остальные элементы официальной идеологии в период империи, была идея величия и вечности Рима и его провиденциальной миссии, слившейся теперь с миссией самого Августа: господствовать над всеми народами,

2. Наука и образование

2. Наука и образование

2. Наука и образование Намечая реформу средней школы, нарком просвещения А.В. Луначарский и его заместители, Н.К. Крупская и М.Н. Покровский, преследовали две основные цели: 1) демократизировать образование, сделать его всеобщим, ликвидировать безграмотность; 2) превратить

2. Наука и образование

2. Наука и образование Приоритетными научными направлениями в первой половине 1940-х гг. стали те, которые непосредственно были связаны с нуждами войны.Важнейшие среди них — совершенствование вооружений, поиски новых источников сырья, создание эффективных медицинских

2. Наука и образование

2. Наука и образование Крупнейшим научным достижением 1950–1960-х гг. было освоение космоса. Ключевую роль в осуществлении космической программы сыграло конструкторское бюро, возглавляемое СП Королевым. 4 октября 1957 г. в СССР был запущен первый искусственный спутник Земли,

2. Наука и образование

2. Наука и образование Научно-техническая революция существенно обнажила технологическое отставание Советского Союза от развитых стран Запада.Это сказалось прежде всего в космонавтике, первенство в которой ранее безраздельно принадлежало советским ученым. У

Искусство, наука, философия

Искусство, наука, философия Никогда в I веке культурная жизнь не была такой блестящей, как при Нероне. В это время, оживленное и экстравагантное, когда стоицизм сенаторов противостоял фантазиям Нерона, развивались общественные чтения и образование. Изучали великих

Наука и философия в Европе

Наука и философия в Европе В отношении европейцев к арабам сочетались такие контрасты, как глубокий страх и восхищение, смешанные с признанием превосходства арабов. К концу XI в., ко времени захвата Толедо (1085), окончательного завоевания Сицилии (1091) и падения Иерусалима

2. Образование, наука

2. Образование, наука Создание регулярной армии и флота, формирование бюрократического аппарата абсолютизма и другие реформы в стране требовали коренной перестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов. Петр I заставил

2. Образование и наука

2. Образование и наука Необходимым условием успешного развития народного хозяйства страны являлась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. В 1941 г. прием в вузы был сокращен вдвое, и их число уменьшилось, численность студентов сократилась в 3,5 раза, а

2. Образование и наука

2. Образование и наука В этот период руководство СССР стало уделять большое внимание образованию. В 1946 г. советское правительство значительно увеличило расходы и на науку (они в 2,5 раза превысили расходы предыдущего года). Тогда же были восстановлены Академии наук

2. Образование и наука

2. Образование и наука В трудных условиях оказались наука и образование. Интересно, что главное место в государственной политике уделяется среднему образованию. Его регулирует закон об образовании, принятый в 1992 г. При этом качественно изменилось содержание

2. Образование и наука

§ 16. Образ мира: наука и философия в XVI–XVII веках

§ 16. Образ мира: наука и философия в XVI–XVII веках Человек смотрит на звездыС середины XVI в. противостояние сил нового и старого в науке и философии приобрело масштабные и драматичные формы. Особенно острая борьба между научным и церковным мировоззрением развернулась в

Читайте также: