Феофан прокопович доклад по истории

Обновлено: 18.05.2024

Феофан Прокопович – русский писатель, философ, богослов, сподвижник царя Петра I. Известен научными трудами в разных областях науки а также просветительскими проповедями.

Реформатор Русской церкви и ближайший сподвижник государя – фигура спорная и неоднозначная. Его яркие мысли, увековеченные в философских трудах, у одних вызывали восхищение, у других же – чувство ненависти. Проповеди и вирши Прокоповича раскрывают новым поколениям и хрестоматию русского ораторского искусства, и полную антологию уникальной национальной поэзии.

Детство и юность

Будущий петровский богослов родился 18 июня 1681 года в Украине. При рождении мальчик получил имя Елеазар, но в истории он остался, как Феофан Прокопович. Происходил из купеческой семьи, которую потерял в раннем возрасте. Оставшегося без родителей сироту взял к себе его родной дядя, служивший наместником Киево-Братского монастыря и ректором Киево-Могилянской коллегии. В этом учебном заведении юноша изучал латынь и греческий язык. Окончив коллегию, стал студентом иезуитской школы в Польше, где ему пришлось вступить в раскольнические ряды униатов.

Феофан Прокопович

Получив диплом польской школы, молодой человек перебрался в Рим, где поступил в престижную по тем временам коллегию Святого Афанасия, куда брали исключительно греков и славян. Здесь Елеазар увлекся римской и греческой литературой, читал философские и богословские труды прославленных классиков. Парень показал себя необычайно талантливым и прилежным студентом, и вскоре на него обратил внимание сам папа Римский. Глава Ватикана предложил юному богослову продолжить работать в Италии, но тот решил вернуться на родину.

Начало карьеры

Вернувшись в 1704-м в Киев, Прокопович устроился преподавателем в Киево-Могилянскую академию, в которой когда-то обучался сам. Читая студентам лекции по риторике, философии и этике, педагог одновременно составлял руководство по богословию. От предыдущих книг подобного рода этот труд отличала ясность изложения и практически полное отсутствие схоластических приемов. Разносторонне образованного Елеазара вскоре назначили ректором учебного заведения.

Феофан Прокопович

Могут быть знакомы

При Петре I

В 1711-м по указу императора Петра I талантливый богослов был назначен игуменом с киевский Братский монастырь. На этом посту Феофан продолжил литературную деятельность и выступления с проповедями на важные для общества темы. Его произведения и речи отличал живой язык, остроумие и стремление к критической оценке любой ситуации. Являясь приверженцем европейских взглядов, игумен противился схоластическим методам и католицизму. Ученый с особым уважением относился к трудам Рене Декарта и Френсиса Бейкона, с которыми познакомился еще в молодости.

Феофан Прокопович

Смерть

После смерти Петра Великого Прокопович остался при дворе, примкнув к сподвижникам Екатерины. Феофан был максимально лоялен императрице, поддерживал ее в любых вопросах. Прошло всего несколько месяцев, и богослову пожаловали сан архиепископа Новгородского. Быстрый карьерный взлет ученого вызывал зависть коллег, поэтому Прокоповичу приходилось постоянно бороться с недоброжелателями.

Феофан Прокопович

Со временем давление врагов только усиливалось, и Феофан был вынужден пересмотреть свою позицию. Продолжая заниматься просвещением и наукой, он уже не так рьяно отстаивал свои политические убеждения. Некогда яростный борец с несогласными, деятель стал панегириком, соглашавшимся на сложившийся порядок и забывшим о собственных идеалах.

Феофан Прокопович

Прокопович Феофан скончался 8 сентября 1736 года на своем Карповском подворье в российской столице. Тело преосвященного богослова перевезли в Новгород и захоронили на южной стороне Софийского собора, рядом с мощами митрополита Новгородского Иова.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Архиепископ Феофа́н (в миру Елеазар Прокопо́вич; 8 (18) июня 1681, Киев — 8 (19) сентября 1736, Санкт-Петербург) — епископ Православной Российской Церкви; с 25 июня 1725 года архиепископ Новгородский. С 25 января 1721 года — первый вице-президент Святейшего Синода (и по смерти Стефана Яворского — его фактический руководитель), с 15 июля 1726 года — первенствующий член Синода. Проповедник и государственный деятель, публицист, поэт, сподвижник Петра I.

1. Детство и образование

Елисей (его светское имя) родился в купеческой семье. Об отце ничего не известно, носил фамилию матери. Оставшись в раннем возрасте сиротой, был взят на воспитание дядей — Феофаном Прокоповичем, ректором Киево-Братской коллегии и наместником Киево-Братского монастыря. Образование получил в Киево-Могилянской академии; совершенствовал свои знания во Львове и после перехода в униаты обошёл пешком всю Европу. Посещал университеты в Лейпциге, Халле, Йене. В 1701 году в Риме поступил в прославленную тогда иезуитскую коллегию св. Афанасия, учреждённую для греков и славян.

Прослушав в этой коллегии полный курс, приобрёл громадную начитанность в исторических, богословских и философских сочинениях, а также в древнеклассической литературе и своими выдающимися дарованиями обратил на себя внимание папы Климента XI, но не пожелал остаться в Риме и в 1704 году вернулся в Киев. Обладал чрезвычайно глубокими познаниями в математике. Знал много европейских языков.

2. Преподавательская деятельность в Киеве

Вернувшись в Киев и снова обратившись в православие, он стал преподавать в Киево-Могилянской академии сначала поэтику, потом риторику, философию и, наконец, богословие, и по всем этим предметам составил руководства, очень замечательные для своего времени ясностью изложения и отсутствием схоластических приёмов.

В 1711 году был вызван в царский лагерь во время Прутского похода, а по возвращении оттуда сделан игуменом Братского монастыря и ректором Киево-Могилянской академии.

Продолжая свою преподавательскую деятельность, издал ряд популярных рассуждений, диалогов и проповедей о различных богословских вопросах. Все эти сочинения отличаются живым и остроумным изложением и стремлением к критическому анализу. Несмотря на полученное в юности католическое образование Феофан являлся заклятым противником всего католического в науке и жизни и поклонником новой европейской науки, созданной Ф. Бэконом и Р. Декартом; он решительно выступал с резким, принципиальным отрицанием всякого авторитета духовенства как учительского сословия, требуя свободного, критического отношения ко всем научным и жизненным вопросам и опровергая старую теорию о первенстве духовной власти над светской и вообще о первенстве духовенства над всеми прочими общественными классами.

Пётр I, узнав образ мыслей Феофана и убедившись в его выдающихся способностях, в 1716 году вызвал его в Петербург для осуществления реформы церкви.

При образовании в 1721 году Святейшего Синода стал его первым вице-президентом (и по смерти Стефана Яворского — его фактическим руководителем), с 15 июля 1726 года — первенствующий член Синода.

Гравюра на дереве, XVIII век

Пётр нередко делал Феофану подарки: лично сам подарил ему несколько деревень, дарил значительные денежные суммы. У Феофана в Петербурге образовалось своё хозяйство.

В то время, как представители великорусской церковной партии и старшие иерархи из киевских учёных, руководителем которых был Стефан Яворский, в своих воззрениях на отношения светской власти к духовной, а также и в некоторых богословских вопросах, склонялись к католическому учению, стоял на точке зрения, близкой к убеждениям протестантских богословов, среди которых он имел немало друзей и почитателей.

С 1725 года был архиепископом Новгородским.

Благодаря своему деятельному участию в этом событии, вновь приобрёл прочное положение при Дворе и в Синоде — и обрушился на своих старых врагов, полемику с которыми на этот раз повел уже не столько в литературе, сколько в застенках Тайной канцелярии. Прежний горячий защитник реформы, действовавший во имя интересов просвещения, в котором он видел единственный залог блага России, теперь, при изменившихся условиях русской жизни, хотя и старается ограждать результаты реформы от посягательств реакции, но по существу своей роли официального проповедника-публициста обращается из деятеля прогрессивного в строгого консерватора и становится панегиристом, оправдывающим существующий порядок даже и в тех случаях, когда он противоречил его собственному идеалу.

Но Феофан всё же оставался человеком, высоко ценившим и, по возможности, отстаивавшим науку и просвещение. В лучших своих произведениях он выступает представителем критически-обличительного направления. Исходя из понятий современного ему научного рационализма и протестантской теологии, Феофан отрицательно относится к старым формам московской церковной и общественной жизни, которые считает особенно благоприятствующими процветанию невежества или показной псевдо-учёности, ханжества и суеверия; во имя выставленного им идеала просвещённого человека и сильного своим просвещением государства, он сатирически изображает современную ему русскую жизнь и в этом смысле может быть назван первым русским сатириком, первым представителем того направления, к которому впоследствии примкнули наши лучшие литературные силы.

Его влияние на знаменитого русского поэта Антиоха Кантемира, сатиры которого нередко являются только перифразом проповедей Феофана, было чрезвычайно сильно; не подлежит также сомнению и влияние его на В. Н. Татищева, автора первого капитального труда по русской истории, взгляды которого на русскую историю и современность вырабатывались, можно сказать, в школе Феофана.

Ректор Московской академии, впоследствии архиепископ Тверской, второй вице-президент Синода Феофилакт Лопатинский полагал (как и иные, например, Маркелл Родышевский) Феофана протестантом[1].

5. К. В. Пигарев, Г. М. Фридлендер. Феофан Прокопович // История всемирной литературы. — Т. 5. — М., 1988.

2. Георгий Флоровский. Пути русского богословия . Париж, 1937, стр. 89 — 90.

Феофан Прокопович — один из образованнейших людей своего времени, чья обширная деятельность в настоящее время практически забыта. Однако его роль в преобразовании русского общества во времена петровских реформ была одной из самых значительных.

Краткая биография

Представленный ниже рассказ об этом человеке поможет дать исторический портрет личности. Кем был, кому служил и какими идеями руководствовался в жизни Феофан Прокопович, об этом пойдёт речь далее.

Детство и образование

Феофан Прокопович

Будущий архиепископ и ректор академии родился в купеческой семье выходцев из Смоленска (который незадолго перед этим вернулся в состав русского государства) в 1681 году. Его мирским именем было имя Елисей (по другим данным — Елеазар).

Довольно рано осиротел, был взят на воспитание родным братом матери, которого звали Феофан Прокопович (не установлена фамилия родного отца, сам будущий общественный деятель носил фамилию приемных родителей).

Молодой человек получил одно из лучших образований для своего времени, закончив Киево-Могилянскую духовную академию, какое-то время учился в германских университетах, а в 1704 г. закончил изучение в римской иезуитской академии (при этом продолжая оставаться православным).

Преподавание, труды и произведения

Произведения Феофана Прокоповича

После окончания римской академии Феофан вернулся в Киев, стал преподавателем местной академии.

Иезуитское образование во все времена считалось лучшим, молодой преподаватель воспользовался полученным в Европе опытом, выстроив собственную систему обучения по важнейшим предметам, разработав совершенно новые методические рекомендации. При этом ему удалось обойтись без многих схоластических приемов, студентам стало гораздо легче усваивать богословие, философию, риторику и др.

Феофан Прокопович при Петре I

Архиепископ Феофан Прокопович

Впервые Феофан встретился с царем во время Прутского похода, в 1711 г. Глава государства назначил Прокоповича игуменом Братского монастыря, а в родную академию Феофан вернулся уже в должности ректора.

Взгляды Прокоповича отличались от мнения большинства в духовном сословии. Царь оценил образ мысли ректора, именно такому человеку стоило заниматься церковной реформой. Для этой цели Феофан в 1716 г. был приглашен в Санкт-Петербург, новую столицу государства.

Общественно-политическая деятельность

Деятельность Феофана Прокоповича

Талантливый проповедник и литератор, Феофан обеспечил идеологическое обоснование петровских реформ, совершил колоссальную работу для образования нового института власти — Священного Синода, проводившего императорскую волю в жизнь православной церкви.

Кроме того, Прокопович занимал до конца жизни несколько архиепископских кафедр, все высшие из возможных для духовного лица должности были за ним.

Смерть архиепископа Феофана

Скончался Прокопович на своем подворье в Санкт-Петербурге. Это произошло уже во время царствования Анны Иоановны, в 1736 г.

Оценка деятельности Феофана историками

Феофан Прокопович

При жизни Феофан был широко известен как один из ближайших соратников и помощников Петра I. После смерти первого императора, Прокопович уже не имел такого влияния при дворе.

Отмечается, что идеология, проповедуемая Феофаном, не нашла поддержки у русского духовенства, отношение к нему в этой среде всегда было резко отрицательным.

В настоящее время он называется в череде ведущих мыслителей своего времени. Кроме того, его вклад в историю — создание государственного профессионального сыска.


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Великого Петра дел славных проповедник, Витийством златоуст, муз чистый собеседник, Историк, богослов, мудрец Российских стран – Таков был пастырь стад словесных Феофан. - В. И. Майков.

Политические идеи Феофана Прокоповича

К началу XVIII в. тенденция к превращению сословно - представительной монархии стала определяющей в практике реализации верховной власти и построении бюрократического аппарата. Организация государственной власти и система управления подверглись существенным изменениям: Боярская дума прекратила, свое существование и ее заменил - Правительствующий сенат; вместо Приказов образовались Коллегии, работающие по Регламентам, патриаршество было ликвидировано, и для управления церковью возникла Духовная коллегия, преобразованная затем в Синод. В городах были созданы органы городского самоуправления - магистраты. Боярство и дворянство слились в единое сословие - шляхетство. Московское государство превратилось в Российскую империю. Преобразования Петра I и сам активный процесс государственного строительства находили свое обоснование в политических теориях его современников. Ставили задачу утверждения в реформ, другие предусматривали пути возможного дальнейшего государственного строительства. Реформы оказали влияние на некоторых служителей церкви. Одним из них был сын киевского торговца, талантливый проповедник, общественный деятель и писатель Феофан Прокопович. Родился Прокопович в Киеве (1681). В личности и творчестве Феофана ярко отразился переходный период начала XVIII в.. С писателями Древней Руси его сближает принадлежность к духовному сословию. Как служитель церкви, он сочинял и произносил проповеди и добился в этой области больших успехов.

Философия Феофана Прокоповича

Ораторская проза Феофана Прокоповича

Драматургия Феофана Прокоповича

Лирика Феофана Прокоповича

За могилою Рябою

Над рекою Прутовою

Было войско в страшном бою.

В день недельный от полудни

Стался час нам вельми трудный -

Пришел турчин многолюдный.

Что мне делать, я не знаю.

Проблема художественного метода Феофана Прокоповича

Сложным в современном литературоведении является вопрос о том, к какому литературному направлению принадлежит Феофан Прокопович, как художник и теоретик. Л. И. Кулакова, А. Н. Соколов, В. А. Западов относят творчество Феофана к классицизму. В. И. Фёдоров, А. А. Смирнов, Т. Е. Автухович, А. А. Аникст, Г. Н. Моисеева считают теоретические взгляды Прокоповича и его художественное наследие переходными от барокко к классицизму. И. П. Ерёмин, А. А. Морозов, А. М. Панченко доказывают, что Прокопович руководствовался в своем творчестве эстетическими нормами и принципами барокко. Феофан он всегда высказывался против рабского подражания и копирования даже самых высоких образцов, но в то же время с удивительным упорством и любознательностью добывал знания у других.

Читайте также: