Феномен выдающейся личности доклад

Обновлено: 02.07.2024

Ученый у нас сегодня не в почете. Его рейтинг где-то в середине второй десятки профессий. Но иногда интерес к нему вдруг взлетает. Допустим, когда появился фильм о сексуальных подвигах нобелевского лауреата Льва Ландау. И вот новый всплеск: теперь герой - Григорий Перельман, удостоенный математической Премии тысячелетия за доказательство гипотезы Пуанкаре.

Хотя точнее было бы назвать героем не ученого, а полагающийся ему миллион долларов. Весь мир гадает: откажется или нет? Уже впору устраивать тотализатор и принимать ставки.

В многочисленных опросах Перельмана, который живет с матерью в скромной квартире в самом обычном доме на окраине Санкт-Петербурга, уже называют гением с другой планеты. Что и понятно. Ведь каждый из нас прикидывает эту историю на себя: а как он поступил бы в такой ситуации?

Развязка интриги впереди. Но вся эта история в очередной раз ставит вопрос: что же такое гений? Кто-то дал красивый, казалось бы, исчерпывающий ответ: гении падают на Землю с неба. Дар природы, который мы никогда не разгадаем. Но пытливые ученые упорно пытаются докопаться до корней. Ведь если поймем, то появляется шанс повторить природу. А может, поставить гениев на поток. В СССР создали специальный институт, где хранятся мозги революционеров, ученых, писателей и т.д. Над ними колдуют уже много лет, но ничего отличающегося от мозга обычного человека так и не нашли. И западные ученые периодически извлекают из запасников мозги гениев, и прежде всего Эйнштейна, но с тем же успехом.

- Необычные способности - это заболевание, - считает директор Института мозга человека РАН член-корреспондент РАН Святослав Медведев. - И вообще, гений - человек больной, отклонение от нормы. Кстати, разве не странно, что гениальные математики и физики великие открытия совершили в возрасте до 35 лет. А дальше - никаких озарений, хотя сильные работы, конечно, были, но не прорывы. Почему? Есть гипотеза, что в мозгу работает сформировавшийся с годами "детектор ошибок", который запрещает выходить за рамки уже известных понятий. Иначе человек каждый день заново учился бы на своих ошибках. А детектор, запоминая опыт, позволяет автоматически совершать множество действий. Как только мы начинаем выходить за рамки своего опыта, придумывать что-то новое - мозг дает команду "не может быть".

Следуя этой логике, можно, к примеру, объяснить, почему говорят, что каждый ребенок гениальный. У него нет шор опыта. Но у него нет и знаний. А вот когда знания уже появились, а шоры еще не сформировались, не стали догмой, человек и способен совершить великие открытия. С возрастом багаж "не может быть" только накапливается, и прорывные идеи уже не генерируются. Известно, что гениальные люди, как правило, живут недолго. Причина, по мнению Медведева, в том, что мозг гения и весь организм работают не в штатном режиме, так как "ходят" в зону запрета.

Так, может, гений - это человек, у которого это табу снято самой природой? Не исключено. Но у этого "дара" есть и другая сторона. Ведь многие гении были со странностями, а немало - вообще больными людьми. Эта связь замечена очень давно. Об этом писал еще во времена Древней Греции Демокрит, а Сенека сказал: не было великого ума без примеси безумия.

Но это были догадки. Куда дальше в XIX веке пошел психиатр Чезаре Ломброзо. Он собрал целую галерею "странностей" великих людей в своей знаменитой книге "Гениальность и помешательство". Она вызвала бурю споров, которая уже несколько десятилетий то затихает, то вновь поднимается. Скажем, в 20-х годах прошлого века доктор Сегалин опубликовал материалы, где, анализируя генеалогическое древо родителей гениев, пытался доказать, что по одной линии (скажем отца) обычно имелась одаренность, а по другой - признаки наследственного психического заболевания. И это не случайность, утверждал доктор. По его мнению, для появления гения одной одаренности мало, так как она сдерживается "нормальным аппаратом сознания" (по сути, тем самым "детектором ошибок"). А вот психотизм "словно волшебный эликсир" выпускает дар на волю.

Сегалин исследовал древа и болезни предков многих великих людей - Льва Толстого, Достоевского, Лермонтова, Гете, Байрона Некрасова, Бальзака, Шумана, Баха и т.д. Список впечатляет. Но многих специалистов не убеждает. Во всяком случае, прямой, а тем более жесткой связи между гением и психическими расстройствами они не видят.

Но ключ к гениальности энтузиасты ищут не только на грани психики. Скажем, известный советский ученый Владимир Эфроимсон указывал на связь выдающихся способностей и подагры - повышенным содержанием мочевой кислоты. Он собрал очень внушительную коллекцию великих подагриков - Микеланджело, Рубенс, Галилей, Лейбниц, Кант, Дарвин, Лютер, Томас Мор, Ньютон и т.д.

А возможно, кто-то начнет копать тему гениальности совсем в другом месте и наткнется на свою жилу. Не напоминает ли это тех мудрецов, которые пытались понять, что такое слон? Каждый изучал какую-то часть животного и дал свой ответ: один заявил, что слон - это хобот, другой - что огромная колонна и т.д.

Впрочем, поиск секрета гениев вышел на качественно иной уровень. Ученые, вооружившись супертехникой, уже могут заглянуть прямо в мозг и посмотреть, как он решает сложные задачи. Один из ведущих специалистов в этой области - доктор медицинских наук Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Нина Свидерская. Результаты получены очень любопытные. Скажем, когда человек особенно не задумывается, действует на автомате, у него доминируют передние области левого полушария. Более сложные задачи заставляют активизировать некоторые зоны правого полушария. Апофеоз же творчества наступает, когда участвующий в эксперименте человек для решения сложной задачи с помощью различных приемов (например, специального дыхания) входит в так называемое измененное состояние сознания. В этот момент включены все области обоих полушарий.

Интересно, что у этого необычного состояния много вариантов - гипноз, аутизм, шизофрения, эпилепсия, на этом же "поле" работают экстрасенсы, шаманы. В экспериментах Свидерской шизофреники решали задачи куда с меньшим напряжением и расходом энергии, чем люди в норме. И понятно, почему. Им не надо входить в измененное состояние сознания, они в нем "живут".

Ключ ли это к секрету гениальности? Свидерская считает, что пока никаких выводов делать нельзя, слишком много неясного. А что касается необычных способностей некоторых шизофреников, то они есть, но в ущерб мозгу. Это его дефект.

Сегодня все ученые единодушны в одном: разгадку гениальности вряд ли удастся решить без помощи генетиков. Надо понять, как формировался мозг, за какие его зоны отвечают те или иные гены. И исследования уже идут полным ходом. Периодически даже появляются сенсации - открыт ген гениальности. Впрочем, серьезные ученые относятся к этому скептически. У "дара" неба слишком сложная и тонкая организация, им управляет не один, не два, а целый "ансамбль" генов. И расшифровать их - сложнейшая задача, может быть, на десятилетия.

Что же касается Перельмана, то он якобы из-за закрытой двери отвечает назойливым журналистам: у меня все есть. В связи с ним вспоминается история, как философа Диогена посетил Александр Македонский. Философ сидел, греясь на солнышке. Царь подошел, побеседовал с ним, а потом сказал: "Твой ум меня восхищает. Проси у меня все, что захочешь". Придворные нашептывают: проси дворец, корабль, деньги, но Диоген ответил: "Отойди, ты загораживаешь мне Солнце". - "Я хотел бы быть Диогеном, если бы не был Македонским", - воскликнул властелин мира.

Юрий Полищук,

доктор медицинских наук Московского НИИ психиатрии:

- Прежде всего неверен сам посыл, что гений обязательно должен иметь отклонения в психике. Конечно, можно назвать великих, у кого были такие проблемы, но не менее внушителен другой список - гениев без аномалий, например, Шопен, Дюма, Рахманинов, Чехов и т.д. Вообще у многих людей есть странности или неврозы, но это вовсе не означает, что они психически больны. Одни могут быть тревожно мнительны, другие эмоционально неустойчивы, третьи истеричны, четвертые пытаются постоянно быть на виду и т.д. Это особенности личности, а не психические аномалии. Но при большом желании такие свойства характера можно подогнать под заранее заданную схему, приклеить великому человеку психотизм, что и делают последователи Ломброзо.

По моему мнению, гений - это крайнее проявление нормы. Особенно это касается музыкантов и художников, чья эмоциональность бьет через край. У них есть "слабые" места из-за очень тонкой организации психики. А где слабо, там и рвется. И если поломка начинает прогрессировать, гений блекнет, болезнь вытесняет способности.

Каждый случай сочетания болезни и гениальности очень индивидуален, на его основе нельзя делать никаких выводов. Например, у эпилептиков мышление тормозится, и вроде бы какие уж гении. И вдруг Достоевский. Он ощущал перед припадком необычайную яркость чувств, почти экстаз, озарение. В таком состоянии человек и совершает гениальные прорывы. Наука пока не знает, как объяснить этот феномен Достоевского, такое удивительное проявление психической болезни. У огромного числа эпилептиков нет ничего подобного, наоборот, их сознание затуманивается.

От Ван Гога до Пушкина

Ученые, проанализировав жизнь гениев, создали целый раздел психиатрии - патография. Вот лишь несколько имен из обширного списка. Ван Гог считал себя одержимым бесом. У Гофмана была мания преследования и галлюцинации. Врубель и Хармс лечились в психиатрических клиниках, Достоевский страдал эпилепсией, у Мандельштама был тяжелый невроз и попытки суицида.

Серьезными расстройствами психики страдали Шуман, Бетховен, Гаршин, Гоголь, Руссо, Ницше, Чюрленис, Гендель. Анна Ахматова боялась открытых пространств, а Маяковский инфекций, он повсюду носил с собою мыльницу.

Истерические припадки Скрябина предваряли приступы творчества. У Берлиоза, наоборот, музыкальные произведения вызывали приступы истерии. У Рафаэля было видение (галлюцинация) образа Мадонны, который он и воплотил в своих произведениях. Галлюцинации переживали Крамской во время работы над картиной "Христос в пустыне", Державин при написании оды "Бог". Мопассан иногда видел у себя в доме своего двойника. У Глинки было нервное расстройство, доходящее до галлюцинаций.

Для Пушкина характерна резкая неустойчивость психики и ярко выраженная цикличность смены настроений. Именно это Ломброзо считал отличительной чертой гениев.

При установлении основных понятий учения об одаренности наиболее удобно исходить из понятия "способность".

Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей.

В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Мы не можем понимать способности. как врожденные возможности индивида, потому что способности мы определили как "индивидуально-психологические особенности человека", а эти последние по самому существу дела не могут быть врожденными. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития.

Далее, необходимо подчеркнуть, что способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Способность существует только в движении, только в развитии.

Далее надо помнить, что отдельные способности не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей.

Исходя из этих соображений, мы не можем непосредственно переходить от отдельных способностей к вопросу о возможности успешного выполнения данным человеком той или другой деятельности. Этот переход может быть осуществлен только через другое, более синтетическое понятие. Таким понятием и является "одаренность", понимаемая как то качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

Своеобразие понятий "одаренность" и "способности" заключается в том, что свойства человека рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или другая практическая деятельность. Поэтому нельзя говорить об одаренности вообще. Можно только говорить об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности.

Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.

“Гений -человек одержимый,

но он творец. ”

Сходство гениальных людей с помешанными

Как ни жесток и печален такого рода парадокс, но, рассматривая его с научной точки зрения, можно сказать, что в некоторых отношениях он вполне основателен, хотя с первого взгляда и кажется нелепым.

О гениальных людях, точно так же как и о сумасшедших, можно сказать, что они всю жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества. Микеланджело постоянно твердил, что “его искусство заменяет ему жену”.

Нередки случаи, когда вследствие тех же причин, которые так часто вызывают сумасшествие, то есть вследствие болезней и повреждения головы, самые обыкновенные люди превращаются в гениальных. Вико в детстве упал с высочайшей лестницы и раздробил себе правую теменную кость. Гратри, вначале плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном. Мабильон, смолоду совершенно слабоумный, достиг известности своими талантами, которые развились в нём вследствие полученной им раны в голову.

Этой зависимостью гения от патологических изменений отчасти можно объяснить любопытную особенность гениальности по сравнению с талантом: она является чем-то бессознательным и проявляется совершенно неожиданно.

Юрген Мейер говорит, что талантливый человек действует строго обдуманно; он знает, как и почему он пришел к известной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность бессознательна.

Те из гениальных людей, которые наблюдали за собою, говорят, что под влиянием вдохновения они испытывают какое-то невыразимо приятное лихорадочное состояние, во время которого мысли невольно родятся в их уме и брызжут сами собою, точно искры из горячей головни.

Наполеон говорил, что исход битв зависит от одного мгновения, от одной мысли, временно оставшейся бездеятельной; при наступлении благоприятного момента она вспыхивает, подобно искре, и в результате является победа (Моро). Сократ первый указал на то, что поэты создают свои произведения не вследствие старания или искусства, но благодаря некоторому природному инстинкту. Таким же образом прорицатели говорят прекрасные вещи, совершенно не сознавая этого.

“Все гениальные произведения, - говорит Вольтер в письме к Дидро, - созданы инстинктивно. Философы целого мира вместе не могли бы написать Армиды Кино или басни “Мор зверей”, которую Лафонтен диктовал, даже не зная хорошенько, что из нее выйдет. Корнель написал трагедию “Гораций” так же инстинктивно, как птица вьет гнездо”.

Таким образом, величайшие идеи мыслителей, подготовленные, так сказать, уже полученными впечатлениями и в высшей степени чувствительной организацией субъекта, родятся внезапно и развиваются настолько же бессознательно, как и необдуманные поступки помешанных. Этой же бессознательностью объясняется непоколебимость убеждений в людях, фанатически усвоивших себе известные убеждения. Но как только прошел момент экстаза, возбуждения, гений превращается в обыкновенного человека или падает еще ниже, так как отсутствие равномерности (равновесия) есть один из признаков гениальной натуры. Не подлежит никакому сомнению, что между помешанным во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение, существует полнейшее сходство. Латинская пословица гласит: “Aut insanit homo, aut versus fecit” (“Или безумец, или стихоплет”).

Очевидно, все они инстинктивно употребляли такие средства, которые временно усиливают прилив крови к голове в ущерб остальным членам тела. Здесь кстати упомянуть о том, что многие из даровитых и в особенности гениальных людей злоупотребляли спиртными напитками.

Замечено, что почти все великие создания мыслителей получают окончательную форму или по крайней мере выясняются под влиянием какого-нибудь специального ощущения, которое играет здесь, так сказать, роль капли соленой воды в хорошо устроенном вольтовом столбе. Факты доказывают, что все великие открытия были сделаны под влиянием органов чувств, как это подтверждает и Молешотт. Несколько лягушек, из которых предполагалось приготовить целебный отвар для жены Гальвани, стали причиной открытия гальванизма. Изохронические (одновременные) качания люстры и падение яблока натолкнули Ньютона и Галилея на создание великих систем. Взглянув на какого-то носильщика, Леонардо задумал своего Иуду, а Торвальдсен нашел подходящую позу для сидящего ангела при виде кривляний своего натурщика и т.д.

Следует еще прибавить, что вдохновение, экстаз всегда переходят в настоящие галлюцинации, потому что человек видит тогда предметы, существующие лишь в его воображении. Так Гросси рассказывал, что однажды ночью, после того как он долго трудился над описанием появления призрака Прина, он увидел этот призрак перед собою и должен был зажечь свечу, чтобы избавиться от него. Баль рассказывает о сыне Рейнолдса, что он мог делать до трехсот портретов в год, так как ему было достаточно посмотреть на кого-нибудь в продолжение получаса, пока он набрасывал эскиз, чтобы потом уже это лицо постоянно было перед ним, как живое. Лютер слышал от сатаны аргументы, которых раньше он не мог придумать сам.

Если мы обратимся теперь к решению вопроса - в чём именно состоит физиологическое отличие гениального человека от обыкновенного, то, на основании автобиографий и наблюдений, найдем, что по большей части вся разница между ними заключается в утонченной и почти болезненной впечатлительности первого.

По мере развития умственных способностей впечатлительность растет и достигает наибольшей силы в гениальных личностях, являясь источником их страданий и славы. Эти избранные натуры более чувствительны в количественном и качественном отношении, чем простые смертные, а воспринимаемые ими впечатления отличаются глубиною, долго остаются в памяти и комбинируются различным образом. Мелочи, случайные обстоятельства, подробности, незаметные для обыкновенного человека, глубоко западают им в душу и перерабатываются на тысячу ладов, чтобы воспроизвести то, что обыкновенно называют творчеством,

Лорби видел ученых, падавших в обморок от восторга при чтении сочинений Гомера.

Живописец Франчиа умер от восхищения, после того как увидел картину Рафаэля.

Но именно эта слишком сильная впечатлительность гениальных или только даровитых людей является в громадном большинстве случаев причиною их несчастий, как действительных, так и воображаемых. Гений раздражается всем, и что для обыкновенных людей кажется просто булавочными уколами, то при его чувствительности уже представляется ему ударом кинжала. Болезненная впечатлительность порождает также и непомерное тщеславие, которым отличаются не только люди гениальные, но и вообще ученые, начиная с древнейших времен;

Поэт Люций не вставал с места при появлении Юлия Цезаря в собрании поэтов, потому что считал себя выше его в искусстве стихосложения.

Шопенгауэр приходил в ярость и отказывался платить по счетам, если его фамилия была написана через два “n”.

Все , кому выпало на долю редкое счастье жить в обществе гениальных людей, поражались их способностью перетолковывать в дурную сторону каждый поступок окружающих, видеть всюду преследования и во всём находить повод к глубокой, бесконечной меланхолии. Эта способность обусловливается именно более сильным развитием умственных сил, благодаря которым даровитый человек более способен находить истину и в то же время легче придумывает ложные доводы в подтверждение основательности своего мучительного заблуждения. Отчасти мрачный взгляд гениев на окружающее зависит, впрочем, и от того, что, являясь новаторами в умственной сфере, они с непоколебимой твердостью отталкивают от себя большинство дюжинных людей.

Но все-таки главнейшую причину меланхолии и недовольства жизнью избранных натур по Ч.Ломброзо составляет закон динамизма и равновесия, управляющий также и нервной системой, закон, по которому вслед за чрезмерной тратой или развитием силы является чрезмерный упадок той же самой силы,

Иногда чувствительность искажается и делается односторонней, сосредоточиваясь на одном каком-нибудь пункте. Несколько идей известного порядка и некоторые особенно излюбленные ощущения понемногу приобретают значение главного (специфического) стимула, действующего на мозг великих людей и даже на весь организм.

Пуассон говорил, что жить стоит лишь для того, чтобы заниматься математикой. Д’Аламбер и Менаж, спокойно переносившие самые мучительные операции, плакали от легких уколов критики. Лючио де Лансеваль смеялся, когда ему отрезали ногу, но не мог вынести резкой критики Жофруа.

Следует еще заметить, что среди гениальных или скорее ученых людей часто встречаются те узкие специалисты, которых Вахдакоф называет “монотипичными” субъектами; они всю жизнь занимаются одним каким-нибудь выводом, сначала занимающим их мозг и затем уже охватывающим его всецело: так, Бекман в продолжение целой жизни изучал патологию почек, Фреснер - луну, Мкейер - муравьев, что представляет огромное сходство с мономанами.

Вследствие такой преувеличенной и сосредоточенной чувствительности великих людей и помешанных чрезвычайно трудно убедить или разубедить в чём бы то ни было. И это понятно: источник истинных и ложных представлений лежит у них глубже и развит сильнее, нежели у людей обыкновенных, для которых мнения составляют только основную форму, род одежды, меняемой по прихоти моды или по требованию обстоятельств. Отсюда следует, с одной стороны, что не должно никому верить безусловно, даже великим людям, а с другой стороны, что моральное лечение мало приносит пользы помешанным.

Крайнее и одностороннее развитие чувствительности, без сомнения, служит причиною тех странных поступков вследствие временной анестезии и анальгезии, которые свойственны великим гениям наравне с помешанными.

Так, о Ньютоне рассказывают, что однажды он стал набивать себе трубку пальцем своей племянницы и что, когда ему случалось уходить из комнаты, чтобы принести какую-нибудь вещь, он всегда возвращался, не захватив ее. Бетховен и Ньютон, принявшись - один за музыкальные композиции, а другой за решение задач, до такой степени становились нечувствительными к голоду, что бранили слуг, когда те приносили им кушанья, уверяя, что они уже пообедали. Джиоия в припадке творчества написал целую главу на доске письменного стола вместо бумаги.

Подобным же образом объясняется, почему великие гении не могут иногда усвоить понятий, доступных самым дюжинным умам, и в то же время высказывают такие смелые идеи, которые большинству кажутся нелепыми. Дело в том, что большей впечатлительности соответствует и большая ограниченность мышления. Ум, находящийся под влиянием экстаза, не воспринимает слишком простых и лёгких положений, не соответствующих его мощной энергии. Так, Монж, делавший самые сложные дифференциальные вычисления, затруднялся в извлечении квадратного корня, хотя эту задачу легко решил бы всякий ученик.

Гаген считает оригинальность тем качеством, которое резко отличает гений от таланта. Точно так же Юрген Мейер говорит: “Фантазия талантливого человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения - совершенно новое. Первая делает открытия и подтверждает их, вторая изобретает и создает. Талантливый человек - это стрелок, попадающий в цель, которая кажется нам труднодоступной; гений попадает в цель, которой нам даже и не видно. Оригинальность - в натуре гения”.

Гений обладает способностью угадывать то, что ему не вполне известно: например Гёте подробно описал Италию, еще не видавши ее. Именно вследствие такой прозорливости, возвышающейся над общим уровнем, и благодаря тому, что гений, поглощенный высшими соображениями, отличается от толпы в сверхпоступках или даже, подобно сумасшедшим (но в противоположность талантливым людям), обнаруживает склонность к беспорядочности, - гениальные натуры встречают презрение со стороны большинства, которое, не замечая промежуточных пунктов в их творчестве, видит только расхождение сделанных ими выводов с общепризнанными и странности в их поведении.

Если некоторые из этих последних и обнаруживают недюжинные умственные способности, то это лишь в сравнительно редких случаях, и притом ум их всегда односторонен: гораздо чаще мы замечаем у них недостаток усидчивости, прилежания, твердости характера, внимания, аккуратности, памяти - главных качеств гения. И остаются они по большей части всю жизнь одинокими, необщительными, равнодушными или нечувствительными к тому, что волнует род людской, точно их окружает какая-то особенная, им одним принадлежащая атмосфера. Возможно ли сравнивать их с теми великими гениями, которые спокойно и с сознанием собственных сил неуклонно следовали по раз избранному пути к своей высокой цели, не падая духом в несчастьях и не позволяя себе увлечься какой бы то ни было страстью!

Исключительные способности и таланты идиотов-гениев

Из одной научно-популярной книги в другую кочует утверждение : человек использует лишь около 1/10 части нейронов своего мозга, а вот если бы включить все 9 деятых, мы все стали бы гениями. Однако сейчас психологи полагают, что дело обстоит как раз наоборот: чтобы стать гением, нужно отключить часть собственного мозга.

Возможно, сняв цензуру сознания, можно продемонстрировать себе и миру свои необычайные способности.

И знаменитые случаи открытий, сделанных во сне (таблица Менделеева, строение бензола и т.д.), также объясняются отключением мозга во время сна, что позволяет разуму рассматривать самые, казалось бы, неприемлемые варианты гипотез или изобретений.

Кого вы считаете самым достойным примером и вдохновением для себя лично? Мартин Лютер Кинг младший, Юрий Гагарин или, может, ваш дедушка? Наш мир формировался несколько тысячелетий, и в этом нелегком процессе приняло участие очень много исторических фигур, внесших свой неоценимый вклад в науку, культуру и многие другие сферы жизни, как своих стран, так и всего человечества. Очень сложно и почти невозможно выбрать тех, чье влияние было самым значительным. Однако авторы этого списка все же решили попробовать и собрать в одной публикации самых вдохновляющих личностей в истории мировых цивилизаций. Некоторые из них известны всем, о других знает не каждый, но все они имеют одну общую черту – эти люди изменили наш мир к лучшему. От Далай-ламы до Чарльза Дарвина перед вами 25 самых выдающихся личностей в истории!

Топ-25: удивительные люди, изменившие наш мир к лучшему

25. Чарльз Дарвин (Charles Darwin)

Фото: wikimedia commons

Топ-25: удивительные люди, изменившие наш мир к лучшему

24. Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee)

Фото: Paul Clarke

Топ-25: удивительные люди, изменившие наш мир к лучшему

23. Николас Уинтон (Nicholas Winton)

Николас Уинтон был британским филантропом, а с конца 80-х годов он стал известен в первую очередь тем, что прямо накануне Второй мировой войны вывез 669 еврейских детей с территории оккупированной нацистами Чехословакии. Уинтон перевез всех этих детей в британские приюты, и кого-то из них даже удалось пристроить в семьи, что однозначно спасло их всех от неминуемой смерти в концлагерях или во время бомбежек. Филантроп организовал целых 8 поездов из Праги и вывозил детей также из Вены, но уже с помощью других видов транспорта. Англичанин никогда не искал славы, и целых 49 лет он хранил в тайне свой героический поступок. В 1988 году жена Уинтона обнаружила у него записную книжку с записями 1939 года и с адресами семей, принявших юных спасенцев. С тех пор на него обрушились признание, ордены и награды. Николас Уинтон умер в возрасте 106 лет в 2015 году.

Топ-25: удивительные люди, изменившие наш мир к лучшему

22. Будда Шакьямуни (Gautama Buddha)

Фото: Max Pixel

Известный также под именами Сиддхартха Гаутама (от рождения), Татхагата (пришедший) или Бхагаван (блаженный), Будда Шакьямуни (пробужденный мудрец из рода Шакья) был духовным лидером и основателем буддизма, одной из трех ведущих мировых религий. Будда родился в 6 веке до нашей эры в царской семье и жил в абсолютной изоляции и роскоши. Когда принц повзрослел, он покинул свою семью и оставил все свое имущество, чтобы окунуться в самопознание и заняться поисками избавления человечества от страданий. Через несколько лет медитаций и созерцания Гаутама достиг просветления и стал Буддой. Через свое учение Будда Шакьямуни повлиял на жизни миллионов людей по всему миру.

Топ-25: удивительные люди, изменившие наш мир к лучшему

21. Роза Паркс (Rosa Parks)

Фото: wikimedia commons

Топ-25: удивительные люди, изменившие наш мир к лучшему

20. Анри Дюнан (Henry Dunant)

Фото: ICRC

Успешный швейцарский предприниматель и активный общественный деятель Анри Дюнан стал первым человеком, получившим в 1901 году Нобелевскую премию мира. Во время деловой командировки в 1859 году Дюнан столкнулся с жуткими последствиями Битвы при Сольферино (Solferino, Италия), где схлестнулись войска Наполеона, Сардинского королевства и Австрийской империи под руководством Франца-Иосифа Первого (Franz Joseph I), а на поле битвы умирать было оставлено почти 9 тысяч раненых. В 1863 году в ответ на увиденные им ужасы войны и жестокость схватки предприниматель основал всем известный Международный комитет Красного креста. Принятая в 1864 году Женевская конвенция об улучшении судьбы раненых также основывалась на идеях, высказанных Анри Дюнаном.

Топ-25: удивительные люди, изменившие наш мир к лучшему

19. Симон Боливар (Simon Bolivar)

Фото: wikimedia commons

Известный еще как Освободитель (El Libertador), Симон Боливар был выдающимся венесуэльским военным и политическим лидером, сыгравшим ключевую роль в освобождении от испанского господства целых 6 стран Южной и Центральной Америки – Венесуэлы, Боливии, Колумбии, Эквадора, Перу и Панамы. Боливар родился в богатой аристократической семьей, но большую часть своей жизни он посвятил военным кампаниям и борьбе за независимость испанских колоний в Америке. Страна Боливия, кстати, была названа как раз в честь этого героя и освободителя.

Топ-25: удивительные люди, изменившие наш мир к лучшему

18. Альберт Эйнштейн (Albert Einstein)

Фото: wikimedia commons

Альберт Эйнштейн – один из самых уважаемых и влиятельных ученых всех времен и народов. Этот выдающийся физик-теоретик, нобелевский лауреат и общественный деятель-гуманист подарил миру свыше 300 научных трудов по физике и около 150 книг и статей по истории, философии и другим гуманитарным направлениям. Вся его жизнь была полна интереснейшими исследованиями, революционными идеями и теориями, ставшими впоследствии основополагающими для современной науки. Больше всего Эйнштейна прославила Теория относительности, и благодаря этому труду он стал одной из величайших личностей в истории человечества. Даже спустя почти столетие эта Теория продолжает влиять на мышление современного научного сообщества, работающего над созданием Теории всего (или Единой теории поля).

Топ-25: удивительные люди, изменившие наш мир к лучшему

17. Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)

Фото: wikimedia commons

Сложно описать и перечислить все те направления, в которых преуспел Леонардо да Винчи, человек, изменивший целый мир одним своим существованием. За всю свою жизнь этот итальянский гений эпохи возрождения успел добиться небывалых высот и в живописи, и в архитектуре, и в музыке, и в математике, и в анатомии, и в инженерном деле, и еще во многих других областях. Да Винчи признан одним из самых разносторонне развитых и талантливых людей, когда-либо живших на нашей планете, и он является автором таких революционных изобретений, как парашют, вертолет, танк и ножницы.

Топ-25: удивительные люди, изменившие наш мир к лучшему

16. Христофор Колумб (Christopher Columbus)

Фото: wikimedia commons

Знаменитый итальянский исследователь, путешественник и колонизатор, Христофор Колумб не был первым европейцем, приплывшим в Америку (ведь до него здесь побывали викинги). Однако его плавания дали старт целой эпохе самых выдающихся открытий, завоеваний и колонизаций, продлившихся еще несколько столетий после его смерти. Путешествия Колумба в Новый свет очень сильно повлияли на развитие географии тех времен, ведь в начале 15 века люди все еще верили, что Земля плоская, и что за Атлантикой больше не существует никаких земель.

Топ-25: удивительные люди, изменившие наш мир к лучшему

15. Мартин Лютер Кинг младший (Martin Luther King Jr.)

Фото: wikimedia commons

Это одна из самых влиятельных личностей 20 века. Мартин Лютер Кинг младший известен, прежде всего, за его мирное движение против дискриминации, расовой сегрегации и за гражданские права чернокожих американцев, за что в 1964 году он даже получил Нобелевскую премию мира. Мартин Лютер Кинг был баптистским проповедником и ярким оратором, вдохновившим миллионы людей по всему миру бороться за демократические свободы и свои права. Он сыграл ключевую роль в продвижении гражданских прав с помощью мирных протестов, основанных на христианской вере и философии Махатма Ганди.

Топ-25: удивительные люди, изменившие наш мир к лучшему

14. Билл Гейтс (Bill Gates)

Фото: DFID – UK Department for International Development

Основатель легендарной транснациональной компании Microsoft, Билл Гейтс считался самым богатым человеком в мире на протяжении почти 20 лет. Однако в последнее время Гейтс стал известен в первую очередь как щедрый филантроп, нежели за его успехи в бизнесе и на рынке информационных технологий. В свое время Билл Гейтс стимулировал развитие рынка персональных компьютеров, благодаря чему компьютеры стали доступными для самых простых пользователей, чего он как раз и добивался. Сейчас он увлечен идеей обеспечить доступом в интернет весь мир. Гейтс также трудится над проектами, посвященными борьбе с глобальным потеплением и борьбе с гендерной дискриминацией.

Топ-25: удивительные люди, изменившие наш мир к лучшему

13. Уильям Шекспир (William Shakespeare)

Фото: wikimedia commons

Уильям Шекспир считается одним из величайших англоязычных писателей и драматургов, и он оказал сильнейшее влияние на целую плеяду литераторов, а также на миллионы читателей по всему миру. Вдобавок Шекспир ввел в обиход около 2 000 новых слов, большинство из которых все еще в ходу в современном английском языке. Своими работами национальный поэт Англии вдохновил великое множество композиторов, художников и кинорежиссеров со всего мира.

Топ-25: удивительные люди, изменившие наш мир к лучшему

12. Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud)

Фото: wikimedia commons

Австрийский невролог и основатель науки психоанализа, Зигмунд Фрейд знаменит именно своими уникальными исследованиями загадочного мира человеческого подсознания. Ими он навсегда изменил то, как мы оцениваем себя самих и окружающих нас людей. Работы Фрейда повлияли на психологию, социологию, медицину, искусство и антропологию 20 века, а его терапевтические методики и теории в области психоанализа до сих пор изучаются и применяются на практике.

Топ-25: удивительные люди, изменившие наш мир к лучшему

11. Оскар Шиндлер (Oskar Schindler)

Фото: wikimedia commons

Топ-25: удивительные люди, изменившие наш мир к лучшему

10. Мать Тереза (Mother Teresa)

Фото: wikimedia commons

Топ-25: удивительные люди, изменившие наш мир к лучшему

9. Авраам Линкольн (Abraham Lincoln)

Фото: wikimedia commons

Авраам Линкольн был 16-ым президентом США и одной из самых влиятельных личностей в истории Америки. Выходец из бедной фермерской семьи, Линкольн боролся за воссоединение страны во время Гражданской войны между Севером и Югом, укрепил федеральное правительство, модернизировал американскую экономику, но репутацию выдающейся исторической личности он заслужил в первую очередь своим вкладом в развитие демократического общества и борьбой против рабства и угнетения чернокожего населения США. Наследие Авраама Линкольна до сих пор оказывает определяющее влияние на американский народ.

Топ-25: удивительные люди, изменившие наш мир к лучшему

8. Стивен Хокинг (Stephen Hawking)

Фото: Lwp Kommunikáció / flickr

Стивен Хокинг – один из самых известных и уважаемых ученых в мире, и он совершил неоценимый вклад в развитие науки (особенно космологии и теоретической физики). Труды этого британского исследователя и ярого популяризатора науки впечатляют еще и потому, что почти все свои открытия Хокинг совершил вопреки редкому и медленно прогрессирующему дегенеративному заболеванию. Первые признаки бокового амиотрофического склероза у него появились еще в студенческие годы, и сейчас великий ученый полностью парализован. Однако тяжелый недуг и паралич не помешали Хокингу дважды жениться, стать отцом двоих сыновей, совершить полет в невесомости, написать множество книг, стать одним из основоположников квантовой космологии и лауреатом целой коллекции престижных премий, медалей и орденов.

Топ-25: удивительные люди, изменившие наш мир к лучшему

7. Неизвестный бунтарь

Фото: HiMY SYeD / flickr

Таким условным именем называют неизвестного мужчину, который полчаса самостоятельно сдерживал колонну из танков во время протестов на площади Тяньаньмэнь (Tiananmen, Китай) в 1989 году. В те дни в столкновениях с военными погибли сотни протестующих, большинство из которых были простыми студентами. Личность и судьба неизвестного бунтаря остаются неизвестными, но эта фотография стала международным символом мужества и мирного сопротивления.

Топ-25: удивительные люди, изменившие наш мир к лучшему

6. Мухаммед (Muhammad)

Фото: wikimedia commons

Мухаммед родился в 570 году нашей эры в городе Мекка (Mecca, современная Саудовская Аравия). Он считается мусульманским пророком и основателем исламской религии. Будучи не только проповедником, но и политическим деятелем, Мухаммед объединил все арабские народы тех времен в единую мусульманскую империю, покорившую большую часть Аравийского полуострова. Автор Корана начинал с нескольких последователей, но в итоге его учения и практики составили основу исламской религии, ставшей на сегодняшний день второй в мире по популярности, насчитывая около 1,8 миллиарда верующих.

Топ-25: удивительные люди, изменившие наш мир к лучшему

5. Далай-лама XIV (The 14th Dalai Lama)

Фото: wikimedia commons

Далай-лама XIV или при рождении Лхамо Дхондруб (Lhamo Thondup) – лауреат Нобелевской премии мира 1989 года и известный проповедник буддистской философии мира, исповедующий почтение ко всему живому на Земле, и призывающий к гармоничному сосуществованию человека и природы. Бывший духовный и политический лидер Тибета в изгнании, Далай-лама XIV всегда старался найти компромисс и стремился к примирению с китайскими властями, вторгнувшимися в Тибет с территориальными претензиями. Вдобавок Лхамо Дхондруб ревностно поддерживает движение за права женщин, межконфессиональные диалоги и ратует за решение глобальных экологических проблем.

Топ-25: удивительные люди, изменившие наш мир к лучшему

4. Принцесса Диана (Princess Diana)

Фото: Auguel

Топ-25: удивительные люди, изменившие наш мир к лучшему

3. Нельсон Мандела (Nelson Mandela)

Фото: Library of the London School of Economics and Political Science

Нельсон Мандела был южноафриканским политиком, филантропом, революционером, реформатором, страстным борцом за права человека во время апартеида (политика расовой сегрегации) и президентом ЮАР с 1994 по 1999 год. Он оказал сильнейшее влияние на историю Южной Африки и всего мира. За свои убеждения Мандела провел в тюрьме почти 27 лет, но он не утратил веры в освобождение своего народа из-под гнета властей, и после выхода из тюрьмы добился проведения демократических выборов, в результате которых стал первым чернокожим президентом ЮАР. Его неустанный труд за мирное свержение режима апартеида и за установление демократии вдохновил миллионы людей по всему миру. В 1993 году Нельсон Мандела стал лауреатом Нобелевской премии мира.

Топ-25: удивительные люди, изменившие наш мир к лучшему

2. Жанна д’Арк (Jeanne d'Arc)

Фото: wikimedia commons

Известная также как Орлеанская дева, Жанна д’Арк – величайшая героиня в истории Франции и одна из самых знаменитых женщин во всемирной истории. Она родилась в бедной фермерской семье в 1412 году и верила, что была избрана Богом, чтобы привести Францию к победе в Столетней войне с Англией. Девушка погибла до завершения войны, но ее храбрость, страстность и преданность своей цели (особенно во время осады Орлеана) вызвали долгожданный моральный подъем и воодушевили всю французскую армию на окончательную победу в затянувшемся и казавшемся беспросветным противостоянии англичанам. К сожалению, в бою Орлеанская дева попала в плен к врагам, была осуждена инквизицией и сожжена на костре в возрасте 19 лет.

Топ-25: удивительные люди, изменившие наш мир к лучшему

1. Иисус Христос

Фото: wikimedia commons

Иисус Христос – центральная фигура христианской религии, и на наш мир Он оказал настолько сильное влияние, что зачастую Его называют самой влиятельной и вдохновляющей личностью в истории человечества. Сострадание, любовь к ближним, жертвенность, смирение, покаяние и всепрощение, к которым Иисус призывал в своих проповедях и личным примером, были понятиями, абсолютно противоположными ценностям древних цивилизаций во время Его жизни на Земле. Тем не менее сегодня в мире насчитывается около 2,4 миллиарда последователей Его учений и христианской веры.


Популярная личность – привычный конструкт современной культуры. Многие сферы жизни общества вмещают популярных личностей, а отдельные из них усиливают и закрепляют феномен популярности человека. В обыденном сознании популярность приобретает черты народной любви и почитания, известности и славы. Научное осмысление феномена популярности происходило в русле разных гуманитарных наук и в каждой отрасли знания получало свой специфический угол рассмотрения. В данной статье мы проведем культурологическую интерпретацию феномена популярности, рассмотрим природу этого феномена.

Ведя речь о популярности, стоит оговориться, что могут существовать различные формы проявления этого феномена: популярность отдельных материальных объектов, предметов, вещей и т. д. (материальная среда), популярность идей, взглядов, мнений, теорий и т.п. (духовная среда). Но в то же время как иногда идея неотделима от своей материальной оболочки, так и популярность идеи сливается с популярностью носителя этой идеи. В большей мере это свойственно феномену популярной личности. Популярная личность является одной из форм существования феномена популярности. Именно эта форма популярности вызывает наибольший исследовательский интерес. Избрав личность как носитель популярности, мы предпримем попытку интерпретации феномена популярности в его преломлении к персоналии.

Осмысление проблемы личности возможно на пересечении двух основных подходов – условно говоря, горизонтальном, который предполагает понимание и интерпретацию понятия в смежных областях знания, и вертикальном, который позволит представить динамику представлений о личности в исторической перспективе.

В гуманитарном знании мы встречаем несколько подходов к определению личности. В общей психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Разные школы (Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева) формировали различные направления в изучении личности, но в целом надолго утвердилась традиция считать личностью единство социальных и биологических компонентов с преобладающим влиянием внешней детерминации человеческих сущностных сил.

Отправная точка социологических исследований личности – не индивидуальные особенности человека, а та социальная система, в которую он включен, и те социальные функции, роли, которые он в ней выполняет.

В дискурсах социальных наук специфику подхода в понимании человека задает тематика и проблематика самореализации последнего в контекстах социальных отношений, предметной деятельности и общения, в которых через индивидуальное проявляется типическое. В этом случае можно вести речь о социальной или, если быть точнее, социокультурной природе человека.

Со сменой взглядов, а особенно с накоплением знаний о человеке изменяется и понятие о личности. В процессе исторического развития, в особенности с начала Нового времени многие интерпретации личности выступают в философском обличье, и почти все они так или иначе сводятся к декартовскому дуализму тела и души и, значит, к религиозному его источнику – будь это дуализм между Я и не-Я (Фихте), дуализм природы и духа (Гегель), воли и представления (Шопенгауэр), жизни и духа (романтизм), сознательного и бессознательного (Э. Гартман) или наличного бытия и существования (современный экзистенциализм, Кьёркегор).

В гуманизме нового и новейшего времени персоналисткая тенденция европейской культуры освободилась от религиозного содержания. Она стала признавать право человека на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Гуманизм рассматривает человека как существо, достойное духовного и физически полноценного существования. В последующие эпохи эти умонастроения воплотились в идеалах индивидуализма, которые в специфической форме реализовали концепцию возвышения личности. В истории европейской мысли не было другой эпохи, которая с подобной силой утверждала бы человеческую личность в ее грандиозности, в ее красоте и величии.

Относительно иной строй рассуждений был свойственен русской философской мысли. Экстремальность человеческого существования в нашей истории имела своим следствием формирование определенного человеческого идеала, образцов поведения. Постепенно вырабатывался яркий национальный тип подвижника, борца за веру, страдальца за истину. С особой силой звучали частые и настойчивые призывы к добру, состраданию, милосердию, преодолению жестокости, господства грубой силы.

Во многом идея персональной выделенности нашла отражение в представлениях об идеальной личности[1]. Идеализация проявилась как в философском анализе личности вообще[2], так и в обращении к личности, которая существенно отличалась от основной массы людей. В этом случае речь идет о выдающихся, великих личностях. Можно обозначить несколько типов личностей: великая, выдающаяся личность, героическая личность, гениальная личность, эти типы возникают благодаря основаниям, на которых строятся отличительные признаки личности.

По сути же выходит, что через диалектику качеств личности и отношения к ней общества возможно осмысление основания популярности человека. Благодаря усилению личностного начала в человеке, он становится объектом пристального внимания и интереса общества. Личность, отличная от других, воспринимается как уникальная, особая, наделенная божественной силой, приобщенная к сакральным смыслам и тайным значениям.

Теория элит, пожалуй, наиболее точно обосновывает существование особой личности, ее отличие и уникальность. Если в теориях власти главный отличительный признак особой личности заключается в ее властвующем, легитимном доминировании, то в теориях элит особенность утверждается идеей избранничества. Отличительным признаком элиты, как правило, признают качества эвристичности и креативности, реализуемые в инициировании социальных изменений, которые и позволяют называть их творческим меньшинством, а также атрибутивные и ритуальные признаки, которые идентифицируют их как элитарное меньшинство.

С ходом исторического развития изменялись отношения отдельной личности и общества. Постепенно развивались как институциональные формы отношений, выраженные во взаимодействиях политического лидера и его последователей, государственного деятеля и его подданных, военачальника, полководца и его армии и т.д., так и неинституциональные – отношение общества к писателям, ученым, артистам и т.д.

Так, постепенно зарождались, сначала в обыденном сознании, а затем и в философском осмыслении, представления о человеке, который отличается от основной массы людей благодаря своим особым, уникальным личностным качествам. Позицию восприятия личности определяла не только ее деятельностная и функциональная принадлежность, но и степень ее известности и узнаваемости в обществе, масштаб и значение личности.

С развитием общественного мнения и новых форм и средств взаимодействия личности и общества качественно изменились их существенные позиции и отношения. Теперь личность стает в позицию профессиональной реализации раскрытия своего личностного капитала в пространстве публичного. Общество же позиционируется как аудитория, которая ориентирована на потребление продукта профессиональной реализации личности.

Таким образом, нами были обнаружены две основные социокультурные интерпретации феномена популярности личности, которые обращены к двум разным интерпретациям природы этого феномена. В первой интерпретации популярность обнаруживает природу возвышения и обособления, и отсылает нас к конструкту элитарного, особого. Такая личность не доступна для познания, она трансцендентна по определению (гений, герой, талант, харизматик и т.п.). Во второй интерпретации популярности присуща природа низведения, обобщения, т.е. понимание личности доступно каждому и каждый может обнаружить в себе подобные характеристики и свойства. Это предполагает вписанность феномена популярности в общее, повседневное.

Но все же, нам кажется, такая трактовка представлений о популярности несколько упрощает действительность. Личность, ставшая объектом внимания большинства, т.е., обладающая популярностью, потому становится в такие отношения с обществом, что вызывает к жизни его архетипы, заключающиеся в идеализированном отношении к личности вообще (усиление личностного начала в культуре) и человеческой природе, которая обнаруживает склонность к подчинению, преклонению, следованию за кем-то, почитанию и т.п.. Таким образом, в подобных интерпретациях феномена популярности мы займем срединное положение, которое позволит нам, с одной стороны, избежать чрезмерной идеализации личности и связанного с ней феномена популярности, а с другой – не опуститься до простого описания механизмов и способов популяризации личности в обществе.

[1] Хотя, конечно, существуют и другие основы построения идеального конструкта личности в философии.

[3] Представления Ш. Монтескье, А. де Токвиля, Т. Гоббса, Г. Гегеля, Р. Эммерсона, Ж. Блоделя, Л. Даймонда, Р. Такера, С. Хантингтона и др.

Основные термины (генерируются автоматически): личность, общество, особая личность, большая мера, знаменитость, качество, отношение, популярная личность, популярность, Иностранная литература.

Похожие статьи

Гармоничная личность — один из приоритетов национальной.

Придание ей большей гибкости. Изменение содержания образовательных программ, их большая связь с современностью.

Говоря о тех качествах личности, необходимых в демократическом обществе, которые должна воспитать новая система преподавания.

Формирование представлений о чести и достоинстве личности.

Языковая личность в Интернете | Статья в журнале.

Существует также мнение о том, что «по мере углубления в Интернет-пространство в отношениях между людьми будет происходить замена личностей их образами.

Литература

Зависимости известных людей | Статья в журнале.

Проблемы во взаимоотношениях с родителями, были одним из факторов, повлиявших на становление личности, не

К сожалению, необходимо большая работа на государственном уровне, чтобы изменить отношение к

Литература: 1. Who’s who, американский справочник.

Успешный имидж политического лидера глазами общественности

Может возникать стихийно без усилий со стороны личности (группы), суггестивно либо при помощи особых средств, находящихся в распоряжении специалистов по созданию имиджа.В

На вопрос о личностных качествах политического лидера были получены следующие ответы

Артур Конан Дойл: формирование личности, взгляды.

Само же историческое время, по крайней мере, период первых почти пяти десятилетий жизненного пути, который прошёл Артур Конан Дойл

Любая школа не только обучает, но и воспитывает личность.

Можно отметить особое отношение к гуманитарным дисциплинам.

Психологические особенности личности, влияющие на сокрытие.

производственные отношения, высоким уровнем субъективного контроля.

Ценностные приоритеты и образ успешного человека в культуре.

Доминирующее значение здесь — известная личность. В средствах массовой коммуникации в качестве успешных людей также преимущественно

Не обладая большим богатством или влиянием в обществе, они стремятся сделать социальную действительность вокруг себя лучше.

Образ героя-подростка в западных научно-фантастических.

Основные термины (генерируются автоматически): взрослый, отношение, подросток, фильм, герой, научная фантастика, почитаемый авторитет, друг, большая мера, визуальная культура.

Похожие статьи

Гармоничная личность — один из приоритетов национальной.

Придание ей большей гибкости. Изменение содержания образовательных программ, их большая связь с современностью.

Говоря о тех качествах личности, необходимых в демократическом обществе, которые должна воспитать новая система преподавания.

Формирование представлений о чести и достоинстве личности.

Языковая личность в Интернете | Статья в журнале.

Существует также мнение о том, что «по мере углубления в Интернет-пространство в отношениях между людьми будет происходить замена личностей их образами.

Литература

Зависимости известных людей | Статья в журнале.

Проблемы во взаимоотношениях с родителями, были одним из факторов, повлиявших на становление личности, не

К сожалению, необходимо большая работа на государственном уровне, чтобы изменить отношение к

Литература: 1. Who’s who, американский справочник.

Успешный имидж политического лидера глазами общественности

Может возникать стихийно без усилий со стороны личности (группы), суггестивно либо при помощи особых средств, находящихся в распоряжении специалистов по созданию имиджа.В

На вопрос о личностных качествах политического лидера были получены следующие ответы

Артур Конан Дойл: формирование личности, взгляды.

Само же историческое время, по крайней мере, период первых почти пяти десятилетий жизненного пути, который прошёл Артур Конан Дойл

Любая школа не только обучает, но и воспитывает личность.

Можно отметить особое отношение к гуманитарным дисциплинам.

Психологические особенности личности, влияющие на сокрытие.

производственные отношения, высоким уровнем субъективного контроля.

Ценностные приоритеты и образ успешного человека в культуре.

Доминирующее значение здесь — известная личность. В средствах массовой коммуникации в качестве успешных людей также преимущественно

Не обладая большим богатством или влиянием в обществе, они стремятся сделать социальную действительность вокруг себя лучше.

Образ героя-подростка в западных научно-фантастических.

Основные термины (генерируются автоматически): взрослый, отношение, подросток, фильм, герой, научная фантастика, почитаемый авторитет, друг, большая мера, визуальная культура.

Читайте также: