Феномен молодежной субкультуры анализ и примеры доклад

Обновлено: 03.07.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тенденция развития общества неразрывно связана с идеей личности в развивающемся мире. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей все еще устойчивы такие негативные явления, как невысокий культурный уровень, утрата чувства ответственности и долга.

Актуальность исследования. Молодежные субкультуры, являясь одним из неотъемлемых элементов современных культуры и общества, создают предпосылки для осмысления возможностей, ответственности и самореализации индивидов. Благодаря им расширяется творческое пространство и повышается уровень свободы выбора молодых людей, рождается новая альтернативная реальность, предлагающая инновационные жизненные стратегии и способствующая развитию здорового самосознания будущих поколений.

Вместе с тем молодежные субкультуры могут усиливать деструктивные тенденции в духовной жизни молодого поколения, повышая уровень нигилистических настроений или уводя в сферу виртуальных симулякров массовой культуры и информационных технологий эпохи постмодерна.

Изучение молодежных субкультур позволяет раскрыть подлинную суть современного мира, утратившего смысл для молодого поколения, и понять, почему абсурдное сознание молодежи не только фиксирует распад привычных связей действительности, но и в немалой степени способствует ему, воплощает в себе противоречия, заставляет отстаивать собственную реальность перед реальностью наличной.

Английский социолог М. Брейк разделяет молодежные субкультуры по классовому признаку на два типа: молодежные субкультуры среднего класса и молодежные субкультуры рабочего класса, не учитывая высший класс по причине его закрытости и малочисленности. Он считает, что данные субкультуры различаются по своей структуре и организации. Молодежные субкультуры рабочего класса основываются на культуре ближайшего окружения и кратковременны. Они ограничены промежутком между учебой, началом работы и семейной жизни. Среднеклассовые молодежные субкультуры более разнообразны и интернациональны, члены этих молодежных субкультур вовлечены в них на протяжении большего промежутка времени.

Объектом исследования данной работы является феномен молодежных субкультур. Предметом работы выступают эволюция и экзистенциальные основания молодежных субкультур.

Цель исследования - эволюции молодежных субкультур и их трансформаций.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

• доказать, что свобода и творчество выступают сущностными основаниями молодежных субкультур а не вседозволенности;

• проанализировать тенденции эволюции современных молодежных субкультур в различных экзистенциальных ситуациях культуры постмодерна;

• определить причины возникновения, особенности антропологической специфики западных и российских молодежных субкультур, их современные проблемы;

• установить, что между западными и российскими молодежными субкультурами, при всем их сущностном и типологическом сходстве, восприятие свободы и творчества основано на различиях российской и западной культуры и менталитета.

Методологическим основанием работы является системный метод, поскольку она строится на синтезе различных взглядов на феномен молодежных субкультур. Данный метод сочетается со стремлением к дифференциации и детальному описанию аспектов понимания сущности неформальных групп и объединений молодежи, рассматриваемых как в отдельности с целью изучения их своеобразия, так и в совокупности для лучшего понимания базовых механизмов их функционирования.

Новизна работы заключается в исследовании экзистенциальных оснований молодежных субкультур

Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Субкультуры не являются инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте. 1

Неформальные молодежные движения - это массовое явление, созданное при объединении подростков, ради общих интересов, действий, и реализации своих способностей. 2

Под субкультурой понимается частичная культурная подсистема культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей, субкультура - система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.

Для любой субкультуры существует ряд определенных черт, что бы социокультурное образование относилось к субкультуре:

Специфический стиль жизни и поведения;

Свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия;

Наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи. 3

Отличительными признаками молодежи служат:

Определение собственного социального статуса;

Дифференциация в соответствии с социальными слоями.

Еще не достигнута в полном объеме экономическая активность;

Отсутствие собственной семьи;

Социальная ролевая промежуточность между ролью взрослого и ребенка;

После рассмотрения этих понятий, можно перейти к феномену молодежной субкультуры, для которой характерно следующее:

Молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель, который сам причисляет себя к ней, т.е. идентифицирует себя с ней;

Вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а так же внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре;

Как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо цента, либо инициатора тех или иных инноваций, выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям и т.д.;

Значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получает внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике. 4

Получается, что молодежная субкультура - культура, воссозданная молодыми людьми для себя; культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; культурная подсистема внутри культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет.

В культурологи, психологии проблема молодежной субкультуры рассматривается, как правило, в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры - процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические, социальные и иные трудности. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву.

С конца 80-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным - как у нас, так и за рубежом.

Российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, предопределяет 3 фактора:

Социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения;

Особенности социальной мобильности в российском обществе (Каналы восходящей социальной мобильности в 90-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Эта возможность, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи.)

Утрата тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности.

Эти обстоятельства имеют непосредственное отношение к специфике молодежной субкультуры в России.

3 Характеристика молодежных субкультур

Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с недоверием и неодобрением.

Фролов С.С., российский социолог, предложил следующую типологию субкультур:

Романтико-эскапистские субкультуры - ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).

Анархо-нигилистические группы - отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).

Криминальная субкультура - ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники, люберы). [25] 5

Основные заблуждения, связанные с движением скинхэд-культуры

. Скинхэды - это движение, связанное с фашизмом

. Скинхэды - это преступная группировка и никакой культуры там нет

История: три волны классической скинхед-культуры

Характерные черты движения.

Отказ от наркотиков ( в том числе алкоголь, кофеин, табак, психо - активные вещества)

Сдержанность в сексе (разборчивые половые связи, один партнер, критическое отношение к порно-индустрии)

Крест на тыльной стороне ладони - символ, появившийся в конце семидесятых, когда несовершеннолетним, приходившим в клубы на концерты, рисовали на руке крест, чтобы тем в баре не продавали спиртное. Такой же крест, но уже добровольно, рисовали себе приверженцы Straight edge.

Три креста, символ трёх НЕ: не пить, не курить, сдержанность в сексе.

Часто вышеприведённые символы используются на татуировках, которые обозначают, что носящий их человек принял принципы Straight edge на всю жизнь, наносятся на стены зданий и т.п. Движение Straight Edge получило название от одноименной песни группы Minor Threat, и оно всегда было очень тесно связано с хардкор-панк музыкой.

Рэперы. История возникновения субкультуры репа в мире

В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странной ситуации, так как для появления хип-хопа в нашей стране не было объективных социальных причин. Однако был найден выход из ситуации, и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строится не по расовому признаку, а по социальному (бедные - богатые), культурному (конформисты - нонконформисты) и другим признакам. Этот подход оправдал себя в 90-е года.

Всего в современном рэпе существует свыше 20-ти различных направлений, каждый из которых имеет свою историю, богатую учениками школу, стиль звучания и преданных фанатов по всему миру.

Помимо музыкальных различий, существуют различия в социальных ролях рэп-культуры, которые отличаются как своим поведением, так и манерой одеваться и сленгом.

3 Мода и социальные роли в молодежной субкультуре .

Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом. Субкультуры не являются неким инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте.

4. Заключение

Громов Д. - Молодёжь. Конструирование экстремальности Издательство М. 2008

Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.: Воронеж, 1997.

Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. Москва 1994г

Крэйг`О`Хаара. Философия панка - больше, чем шум./ СПб 2005.

Результаты социологических исследований

В ходе исследования моим одноклассникам был предложены ряд вопросов:

«Перечислите представителей каких молодежных субкультур вы встречали ?

Результаты были следующие:

1. Субкультуры, выделенные на основании признака асоциальной направленности и деликвентного / криминального поведения – 2,19%

2. Субкультуры, выделенные на основании признака увлечения различными видами спорта – 6,24%

3. Субкультуры, выделенные на основании способа проведения свободного времени / трудно идентифицируемые – 7,78%

4. Субкультуры, выделенные на основании признака социальной активности и политических взглядов – 20,92%

5. Субкультуры, выделенные на основании признака музыкальных пристрастий, соответствующей моды – 62,87%

Следующим вопросом к респондентам был «Представители каких музыкальных субкультур вы встречали ?

Ответы распределились следующим образом:

- Телевидение – 35,20% - Рассказы друзей – 23,70% - Наблюдаете со стороны, являетесь очевидцем – 14,59% - Сами активно участвуете в жизни какой-либо из субкультур – 10,52% - Газеты, журналы, радио – 10,52% - Интернет – 4,63% - Нет ответа – 0,84%

INCLUDEPICTURE "http://www.molportal.ru/images/socis/image067.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://www.molportal.ru/images/socis/image067.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://www.molportal.ru/images/socis/image067.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://www.molportal.ru/images/socis/image067.jpg" \* MERGEFORMATINET

Мотивы, по которым молодые люди становятся участниками определённой субкультуры, распределились следующим образом:

- Попытка победить внутреннее одиночество, желание найти друзей и единомышленников – 34,71%

- Потребность в эмоционально насыщенном общении – 12,48%

- Конфликты на учёбе и дома – 5,89%

- Потребность в защите и независимости – 4,29%

Как видно группа мотивов, обусловленных проблемами в общении, отношениях со взрослыми, чувством незащищённости дома и на учёбе в сумме составляют 12,48%. То есть субкультуры в большей степени выступают как объединения по интересам, помогающие уйти от одиночества и удовлетворяющие потребность в насыщенном общении.

1 Громов Д. - Молодёжь. Конструирование экстремальности Издательство М. 2008

2 Громов Д. - Молодёжь. Конструирование экстремальности Издательство М. 2008

4 . Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.: Воронеж, 1997.

5 Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. Москва 1994г

Возникновение и характеристики молодежных субкультур, их виды и российская специфика, социальные факторы и характерные черты, влияние западных молодежных субкультурных феноменов. Интернет-сообщества, музыкальные, индустриальные и спортивные субкультуры.

Оглавление

Введение
Глава I: Культура и субкультура как социальный феномен. Молодежная субкультура: социокультурный аспект
1.1. Понятие культуры. Фундаментальные характеристики культуры
1.2. Соотношение понятий "культура" и "субкультура"
1.3. Молодежные субкультуры в современном мире
Глава II. Исследование молодежных субкультур г. Набережные Челны
2.1.Методы, организация и анализ исследования
2.2. Выводы по результатам исследования
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсоВик.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Молодежная субкультура как

социальный феномен

Курсовая работа

Исполнитель: Миненко В.С.

Дата допуска к защите:

В последнее время понятие "молодежная субкультура" все чаще стало использоваться учеными-социологами и журналистами при обращении к явлениям и процессам, происходящим в молодежной среде. Анализ публикаций показывает, что авторы неодинаково подходят к содержанию, пытаясь интерпретировать термин в зависимости от контекста. Но даже такое разнообразие в подходах позволяет увидеть некоторую общность взглядов применительно к отдельным элементам данного феномена. Прежде всего, это касается положения о том, что субкультура есть ничто иное, как особая и обособленная сфера жизнедеятельности человека, которую отличает специфическая система ценностей.

Проблема субкультуры не нова. В исследованиях американских, французских, английских ученых ей отводилось большое место, особенно если речь шла о молодежных группировках.

В нашей стране интерес к этой системе возник не так давно, а именно с того времени, когда изменения в общественно-политической жизни страны, объективно критический анализ социальных противоречий вскрыли целый пласт острых проблем долгое время остававшихся под запретом изучения.

Молодежная субкультура - достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. Существование этого феномена затрагивает множество аспектов - от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп. Для того чтобы понять, что такое молодежная субкультура, почему она возникла, какую роль она играет в жизни общества, каким образом развивается и функционирует, необходимо понять сам феномен культуры, его значение и его роль в жизни отдельного человека и общества в целом. То есть, разобраться в этом феномене с позиций социокультурного анализа.

Цель работы – выяснить, какую роль играет молодежная субкультура в жизни современного общества, в каком виде существует, какие функции выполняет, и каким образом представлена молодежная субкультура в городе Набережные Челны.

  • изучить понятие культуры, ее значение и роль в жизни человека и общества.
  • изучить причины возникновения феномена молодежной субкультуры, его виды и функции.
  • исследовать представленность молодежной субкультуры в городе Набережные Челны, ее виды и особенности.

Объект исследования: молодежная субкультура как социальный феномен.

Предмет исследования: представленность молодежной субкультуры в городе Набережные Челны.

Гипотеза курсовой работы - молодежная субкультура, по сути, мини культура. В определенной степени, для нее характерны те же функции и закономерности, что для любой культуры.

При изучении проблемы молодежных субкультур использовался метод анализа документов. Этот метод использовался в двух направлениях:

Анализ научной литературы, посвященной не только проблемам молодежной субкультуры, но и рассмотрению культуры как феномена социальной жизни. Использовалась литература не только социологического характера, но и из смежных областей - психологии, антропологии, этнографии, культурологии.

Анализ документов, произведенных самими субкультурами как для внутреннего использования, так и для внешней презентации. При изучении субкультур рассматривались песни, фотографии, анекдоты, статьи и т. д. Использование этого метода не отражено на страницах данной работы, но без этой информации полное осмысление субкультурного поля было бы невозможным.

В практической части работы рассматриваются некоторые молодежные субкультуры; их общие характеристики и частные проявления в г. Набережные Челны. Эта часть работы содержит конкретное социологическое исследование молодежных субкультур города Набережные Челны, в котором использовались методы онлайн-исследования, интервьюирования, опрос и анализа собранной информации.

1.1. Понятие культуры. Фундаментальные характеристики культуры

Для того чтобы подойти к пониманию того, что представляет собою субкультура, какие области человеческой жизни она затрагивает, необходимо понять, что такое вообще любая культура. Так как субкультура вообще и молодежная субкультура в частности суть культурные явления, то, поняв какую роль, играет культура в человеческой жизни, мы сможем понять, какую роль играет и субкультура как вариация базовой культуры общества.

Современное научное определение культуры значительно шире. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации – усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

Л. Г. Ионин [12,с.34] выделяет следующие общие суждения о культуре:

  1. Культура - это то, что отличает человека от животных, что культура - это характеристика человеческого общества.
  2. Культура не наследуется биологически, но предполагает обучение.
  3. Культура напрямую связана с идеями, которые существуют и передаются в символической форме.

Жорж П. Мердок [18, с.63] выделяет характеристики культуры, которые являются базовыми, основными для любой культуры:

  1. Культура передается посредством научения. Любая культура, говорит Мердок, состоит из привычек - то есть определенных способов реагирования, которые приобретаются посредством научения.
  2. Культура прививается воспитанием. Культура - то, что переходит из поколения в поколение, каждый новый адепт обучает следующего
  3. Культура социальна. Культурные привычки сохраняются во времени не только благодаря тому, что передаются в процессе воспитания. Они, кроме того, еще и социальны; иначе говоря, они разделяются людьми, живущими в организованных коллективах или обществах, и сохраняют свое относительное единообразие под воздействием социальных факторов. Короче говоря, это групповые привычки.
  4. Культура идеационна. Групповые привычки, составляющие культуру, в значительной степени концептуализированы как идеационные нормы или паттерны поведения.
  5. Культура обеспечивает удовлетворение. Культура всегда обеспечивает удовлетворение базисных биологических потребностей, и вторичных потребностей, возникающих на их основе. Элементы культуры - это проверенные, привычные способы удовлетворения человеком своих побуждений во взаимодействии с внешним природным миром и своими собратьями. Таким образом, элементы культуры могут продолжать существовать лишь при том условии, что они окружены для членов общества аурой удовлетворения, то есть, сопряжены с таким балансом удовольствия и страдания, в котором первое преобладает.
  6. Культура адаптивна. Культурные изменения и сам процесс изменения, очевидно, столь же адаптивны, как и эволюция в органическом мире. Культура с течением времени приспосабливается к географической среде, что было убедительно показано антропогеографами; вместе с тем влияние среды уже не воспринимается как движущая сила культурного развития. Кроме того, культура адаптируется к социальной среде соседних культур посредством заимствований и реорганизации. И наконец, культура, вне всяких сомнений, имеет тенденцию приспосабливаться к биологическим и психологическим потребностям организма.
  7. Культура интегративна. Будучи одним из продуктов процесса адаптации, элементы данной культуры имеют тенденцию образовывать согласованное и интегрированное целое. По утверждению Самнера [24,с.78] народные обычаи "тяготеют к согласованности друг с другом", но фактически интеграция никогда не достигается по той простой причине, что исторические события постоянно оказывают на нее свое разрушительное воздействие.

Выделение этих характеристик позволяет нам обозначить основные направления анализа молодежной субкультуры, выявить основные механизмы и закономерности ее функционирования и в дальнейшем проникнуть в суть молодежной субкультуры как социокультурного явления.

1.2. Соотношение понятий "культура" и "субкультура"

В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема "официальной" культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура - это подкультура или культура в культуре.

Субкультура - это, прежде всего, система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительства. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако, большинство, как правило, относится к субкультуре с недоверием или неодобрением.

Следует различать традиционалистские и инновационно-авангардные субкультуры. К традиционалистским относятся профессиональные субкультуры, возникающие как позитивная реакция на потребности общества. Появление инновационно-авангардных связано с отрицанием "базовой" культуры общества. Для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам "базовой" культуры, используется термин "контркультура".

Интересную трактовку генезиса контркультуры и субкультуры можно проследить в модели субъектности человека К. Ясперса. Человек рассматривается им как граница двух бесконечных миров: материального мира и мира сознания. Рельеф этой границы и определяет субъектность человека. Общество состоит из людей, соответственно через эту же схему мы можем представить субъектность общества в целом. На границе этих двух миров и протекает социально-психологическая жизнь общества. Но, поскольку, граница двух бесконечных миров также бесконечна, культура данного общества охватывает лишь определенный участок этой границы. Контркультура же, это всего лишь другой ее участок, чаще всего не столь отдаленный. А субкультура – участок с ней пересекающийся.

Под культурой в общем виде понимаются ценности, убеждения и выразительные средства, которые характерны для определенной группы людей и используются для упорядочения опыта и формирования необходимого поведения членов этой группы.

Субкультура – это система норм и ценностей, которая выделяет определенную группу на фоне большинства обществ

Субкультура формируется с учетом ряда факторов, среди которых, как правило:

  • возраст,
  • этническое происхождение,
  • религия,
  • местожительство,
  • социальная группа.

Многие люди относятся с недоверием и неодобрение к субкультуре, особенно молодежной. Но, как правило, ценности субкультуры лишь незначительно отклоняются от принятой большинством национальной культуры и не являются полным отказом от нее.

Характеристика молодежной субкультуры

Молодежная субкультура – это культура лиц молодого возраста, объединенных общностью стиля жизни, норм, ценностей, моделей поведения в обществе и стереотипов

У подростков совсем не такое восприятие окружающего мира, как у умудренных опытом взрослых людей. Молодежь стремится стать уникальными личностями, не такими, как все, чем-то выделиться из серой массы, стать кем-то значимыми в глазах других.

Переходный период от детства к зрелости – крайне сложное время для подростка. Молодые люди сталкиваются с множеством трудностей, преодолеть которые они не способны в силу малого жизненного опыта. Но при этом просить взрослых о помощи подростки не станут из духа противоречия.

Поэтому они объединяются со сверстниками, которые имеют похожие проблемы и придерживаются схожих ценностей и идеалов. И такие объединения формируют молодежные субкультуры, в рамках которых возникает собственная культура.

Основные преимущества субкультуры для подростков:

  • позволяет удовлетворить потребность в общении, которое так необходимо молодому человеку в тот или иной период времени;
  • помогает выработать коммуникативные навыки, что повышает авторитет подростка в глазах сверстников;
  • оказывает психологическую помощь в виде поддержки со стороны членов субкультуры;
  • способствует адаптации к будущим трудностям взрослой жизни.

Казалось бы, в обществе созданы специальные общественные организации, которые должны помогать подросткам пережить адаптационный период и вступить во взрослую жизнь. Но молодежь далеко не всегда доверительно относится к подобным учреждениям.

Это объясняется тем, что общественные организации для молодежи, как правило, формируют группы детей одного возраста и, самое главное, основное внимание уделяют общественной, а не личной жизни подростков.

Характеристика молодежной субкультуры

Исследователи выделяют следующие основные признаки молодежной субкультуры:

  • уличный стиль – является основой любой молодежной субкультуры;
  • определенный стиль музыки – необязательный признак, но характерный для большей части молодежных субкультур;
  • сленг – молодежный жаргон, который понятен только избранным.

Подобные слова и выражения становятся сленговыми за счет того, что, во-первых, о них известно только ограниченному кругу людей, во-вторых, они добавляют в язык особый смысловой оттенок. Вдобавок такие лексические единицы зачастую отличаются нетрадиционным, не принятым литературной нормой написанием или словообразованием.

В настоящее время субкультура является предметом пристального изучения целого ряда наук:

  • антропология;
  • история;
  • культурология;
  • психология;
  • социология.

Под субкультурой понимают:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Вид культуры, в значительной мере отличающийся по разным признакам от доминирующей культуры данного общества.
  2. Самих носителей культуры меньшинства.

Аспекты, по которым субкультура может отличаться от доминирующей культуры:

  • поведение;
  • язык (сленг);
  • моральные ценности;
  • внешний вид;
  • отношение к запрещенным веществам;
  • музыкальные предпочтения;
  • особенности мировоззрения.

Молодежные субкультуры громко заявили о себе как общественно-культурологический феномен с 1960-х гг. Ученые называют несколько причин их появления.

Виды субкультур, какие существуют, особенности

Музыкальные субкультуры

Одними из наиболее распространенных видов субкультур являются молодежные объединения по музыкальным интересам. Это фанатские клубы, рок-тусовки, рэп-баттлы, философско-музыкальные течения.

Хиппи

Старейшая музыкальная субкультура. Зародилась в США в 1960-е гг. Хиппи объединяло не только увлечение схожей музыкой, но и особая философия. Они призывали к миру, любви, духовному саморазвитию. Пропагандировали свободный образ жизни.

У них выработался свой стиль в одежде: свободного покроя юбки, рубашки, джинсы. Они использовали многочисленные украшения – бусы, браслеты, головные повязки. Многие хиппи были вегетарианцами, практиковали медитации и духовно-религиозные практики.

Движение хиппи скомпрометировало себя свободным отношением к наркотикам и сексу. Многие дети, рожденные в коммунах хиппи, получили в детстве психологические травмы и испытывали в дальнейшем трудности в социализации.

Расцвет движения пришелся на конец 1960-х – начало 1970-х гг., но и сейчас во всем мире есть немало его последователей.

Панки

Движение появилось в англоязычной среде в конце 1960-х гг. В этот период времени были популярны молодежные команды, исполнявшие рок-н-ролл. От них отделились группы, для которых было характерно:

  • примитивное звучание;
  • эпатаж;
  • вызывающий внешний вид;
  • вульгарные манеры;
  • пристрастие к громким и резким звукам.

В настоящее время это очень разнородное движение с множеством ответвлений, часто враждующих между собой.

Металлисты

Расцвет субкультуры пришелся на 1980-ее гг. Движение зародилось в Великобритании как одно из ответвлений панк-рока. В 2000-х гг. готы пережили новую волну популярности. Для них характерна яркая, легко узнаваемая внешность: бледные лица, черная одежда, серебряные украшения, цилиндры и т.д.

Представители движения любят готическую музыку, черный юмор, фильмы ужасов, мистические книги. Это довольно разветвленная и распространенная субкультура. Готы проводят свои фестивали и съезды.

Относительно молодое движение. Зародилось в 1990-х гг. в Южной Корее, с 2000-х гг. распространилось по всему миру. В музыкальном отношении K-Pop – это смесь танцевальной музыки, электропопа, хип-хопа.

Поклонники южнокорейских групп следят не только за творчеством любимых исполнителей, но за их личной жизнью. Подражают им в прическах и одежде. Внешность певцов K-Pop часто похожа на кукольную. Большое внимание уделяется не только вокальным данным, но и хореографии, артистизму, постановке номеров.

Арт-культуры

Связаны с самовыражением через изобразительное искусство.

Граффити

Настенные изображения и надписи известны с древнейших времен. Как субкультура граффити зародилось на рубеже 1960-1970-х гг. в США и не теряет популярности до сих пор. Движение неоднородно. Оно включает в себя весь спектр от примитивных, грубых изображений, не имеющих культурной ценности, до настоящих произведений искусства. Уличные художники часто соревнуются между собой по скорости, масштабам, качеству изображений.

Фрики

Косплей

Движение появилось в США в 1960-е гг. Первоначально это были любители жанра научной фантастики и комиксов. Они переодевались в костюмы любимых героев и воспроизводили художественную реальность. Впоследствии косплей распространился по всему миру.

Сейчас это массовое движение, которое объединяет фанатов разных фильмов, сериалов, книг, комиксов, мультфильмов. Они проводят грандиозные фестивали, устраивают игровые соревнования, создают клубы по интересам.

Интернет-культуры

Хакеры

Геймеры

Появились вместе с распространением компьютерных технологий. У геймеров есть все признаки субкультуры: специфический язык, собственная система ценностей, своя символика. С 2013 г. киберспорт был признан на официальном уровне.

Урбанистические субкультуры

Сталкеры

Диггеры

Это разновидность сталкеров – они исследуют подземелья, заброшенные станции метро, пещеры и т.д.

Руферы

Они забираются на высотные здания, исследуют крыши домов. Это небезопасное увлечение: ради красивого селфи руферы часто рискуют жизнью.

Спортивные субкультуры

Воркаут

Спортом на улицах занимались во многих странах в разные времена, но как молодежная субкультура это течение оформилось только в 2000-е гг. В интернете набирали популярность ролики с уличными тренировками, и вскоре это движение охватило весь мир. Воркаут особенно распространен в бедных кварталах, где у жителей нет денег, чтобы заниматься профессиональными тренировками в спортзале.

Паркур

Движение зародилось во Франции в начале 2000-х гг. Основоположник паркура – французский актер и каскадер Давид Белль. Паркур – это не просто преодоление препятствий, но особая философия жизни. В наши дни проходят спортивные соревнования по паркуру, им занимаются в спортивных секциях, а в некоторых странах – и на уроках физкультуры.

Спортивные фанаты

Контркультуры

Это разновидность субкультуры. Ее представители отрицают ценности доминирующей культуры и вступают с ней в конфликт.

Яркий пример – уголовная культура. Ее основные черты:

Классификации молодежных субкультур, какие бывают

По принципу объединения

В зависимости от того, что лежит в основе объединения неформальной группы, субкультуры делятся на:

  • гендерные;
  • игровые;
  • криминальные;
  • политические;
  • профессиональные;
  • религиозные;
  • спортивные;
  • творческие;
  • этнические.

По типам общностей их носителей

Доктор философских наук Ю.В. Осокин предлагал делить субкультуры по принципу общности на:

  • досуговые;
  • локальные;
  • корпоративные;
  • возрастные;
  • социальные.

По времени возникновения

Существует классификация по временному признаку. Часть субкультур ушла в прошлое – например, стиляги. Некоторые переживают вторую и третью волну популярности. Это реанимированные субкультуры: готы, хиппи, панки. Современные культуры – те, которые возникли в последние два десятилетия (K-Pop, геймеры).

По принципу официальности

Субкультура уже по определению противостоит официальной доминирующей культуре. Но иногда из разряда осуждаемой и не принимаемой обществом культуры она переходит в статус официальной.

Например, паркур сейчас входит в программу многих спортивных соревнований, геймеры получили официальный статус после признания киберспорта. Соотношение между признаваемыми обществом и отвергаемыми субкультурами постоянно меняется.

По отношению к обществу

Субкультуры по-разному выстраивают отношения с социумом.

  • толерантные – не вступают в жесткую конфронтацию с представителями доминирующей культуры (байкеры, диггеры, любители косплея);
  • нигилистические – не принимают общество, но выбирают пассивные формы сопротивления (готы, эмо, битники);
  • негативные – всеми возможными легальными способными выражают пренебрежение к социуму, неприятие общепринятых норм (панки, хиппи);
  • агрессивные – проявляют насилие, нарушают закон (скинхеды, некоторые спортивные фанаты).

Как способ самовыражения

По способам и формам самореализации выделяют субкультуры:

  • альтернативные – их последователи пытаются выработать новые стандарты поведения и мышления;
  • социальные – они направлены на решение конкретных социальных задач;
  • эпатажные – имеют главной целью самовыражение через внешность и вызывающее поведение;
  • агрессивные – в их основе лежит культ грубой физической силы.

Ценности субкультур, что наиболее характерно

В основе любой субкультуры лежит представление о ценностях, которое разделяют все члены неформальной группы. Для разных видов субкультур свой набор базовых мировоззренческих принципов и моральных установок. Наиболее распространены следующие виды ценностей:

Главной ценностью любой молодежной субкультуры является ощущение внутренней свободы. Его пытаются достичь за счет отвержения общепринятых норм и утверждения своих идеалов.

Читайте также: