Феминизация культуры и эмансипация женщины как фактор изменения брачно семейных отношений доклад

Обновлено: 04.05.2024

Эмансипация женщин — одно из наиболее заметных явлений нового времени.

Под женской эмансипацией понимается выделение женщин в отдельную социальную группу со своими особыми интересами и выход женщины из тесных семейных рамок в широкую общественную жизнь.

У эмансипированной женщины интересы семьи, детей и рода могут сохраняться, но могут быть и пренебрегаемы ею, если она посчитает, что вытекающие из них обязанности ограничивают её право на личную жизнь и независимость.

Женская эмансипация, как и любое явление, имеет свои плюсы и минусы.

Женщина раскрепостилась, получила равные права с мужчиной (образно говоря, вздохнула свободно, полной грудью), но взамен приобрела немалые нагрузки на работе и в общественной жизни, сохранив при этом практически в полном объёме прежние обязанности как жены, матери и хозяйки домашнего очага.

Отсюда нередки нервные срывы, психические расстройства, употребление женщинами спиртного, сигарет, наркотиков, что, как известно, отнюдь не укрепляет здоровье и пагубным образом сказывается на воспитании детей.

Эмансипация женщины означает и её сексуальное раскрепощение.

Давно уже не мажут дёгтем ворота у дома девушки, которая не сохранила девственность до замужества – теперь почти все молодые женщины в больших городах ведут добрачную половую жизнь.

Но такая необязательность во взаимоотношениях приводит к росту венерических заболеваний, числа абортов и женской бесплодности.

Более того, мужчина получил теперь то, о чём он раньше и мечтать не смел – право на сексуальные отношения с женщиной вне зависимости от того, видит он её своей будущей супругой или нет!

Раньше как было? Хочешь интимной близости – женись! Потом мужчина может, конечно, развестись, но при этом он будет обязан содержать рождённых женщиной детей, пусть даже и не его собственных, до их совершеннолетия.

Сегодня Интернет изобилует предложениями бесплатного секса без обязательств на одну ночь (или на один – два раза) со стороны женщин.

Разве что, предложит купить бутылку вина…

Так какой же мужчина откажется от бутылки! Обычно женщины категорически запрещают употребление спиртного, а тут – сами предлагают! Сказка, а не жизнь.

С другой стороны, вступая в брак, мужчине стало труднее ожидать, что ему достанется девственница. Он может смириться с тем, что у девушки он, выражаясь понятным языком, не первый. Так какой тогда, второй? Или сто двадцать второй?

Многие мужчины хорошо знают о таком явлении, как телегония - тот факт, что в ДНК женщины встраиваются гены мужчин, имевших с ней интимную связь, вследствие чего супруги со временем становятся внешне похожими друг на друга.

- Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь.
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку.


. Далее, эмансипация женщин привела одновременно к снижению чувства ответственности у мужчин за себя, за свою спутницу жизни и за семью в целом.

Вместо того, чтобы о чём-то заботиться, ломать себе голову и наживать инфаркты, инсульты и язву желудка, мужчине куда проще лежать на диване, смотреть телевизор и попивать пивко - она же у нас самая сильная и умная (деловая, одним словом) – справится! Тем более, если уж ей самой этого так сильно хочется.

А мужчина ещё и посмеётся, глядя на неумелые и оттого – особенно нелепые и смешные – потуги женщины изображать из себя мужчину.

Эмансипация женщины дала ей шанс развиться как личности, но привела к подрыву традиционного семейного уклада жизни и снижению рождаемости.

Сдвоенная жизнь — рабочая и домашняя — будит в женщинах тягу к независимости от мужчин — экономической, житейской, моральной, к широкому (вне дома) личностному общению, к духовному и профессиональному развитию, к современным видам отдыха.

Социологи в последние годы отмечают отчётливую тенденцию среди представительниц прекрасного пола: они всё чаще стали уклоняться от вступления в брак, который откладывается ближе к 30-летнему возрасту.

Эмансипация женщины приводит к омужествлению женской психологии и феминизации мужской.
Современная женщина вынуждена во многом подражать мужчине, перенимать мужские нравы, манеры, стиль жизни.

Материнская роль привязывает женщину к дому, делает её жизнь более осёдлой, а значит, и лишённой многих опасностей, чрезмерного разнообразия, информационной пресыщенности.

Стиль жизни мужчины — как бы осёдло-кочевой. На его жизненном пути гораздо больше разнообразного и неведомого, больше риска, опасности, напряжённости, его информационный круг куда шире.

Но традиционная женственность, которую теряют женщины, не исчезает. По какому-то неизвестному закону сохранения психологической энергии она переходит к мужчинам.

Эмансипированная женщина больше не желает рожать. Всё меньше появляются на свет будущих налогоплательщиков, созидателей материальных богатств и защитников Отечества.

По этой причине, мне думается, сегодня в России и не строится крупных предприятий – уже и на существующих становится некому работать (газеты пестрят объявлениями о приёме на работу, предлагая представителям некоторых рабочих специальностей непостижимые зарплаты в 60 тысяч рублей и более; да за такие-то деньги можно и в Заполярье поехать!).

Или территории, которые прежде населял белый человек, будут населять другие народы, женщины у которых значительно менее эмансипированы.

Одно из двух: либо мы сохранимся как народ, либо деградируем и вымрем, растворимся в человеческом море.

Итак, спросим себя: эмансипация - это хорошо или плохо?
Следует ли нам поддерживать этот процесс или, напротив, необходимо решительно бороться с этим явлением?

Предлагаю любому желающему набрать эту фразу в Гугле - и вы получите многократное подтвержение этим словам.

На заре своего существования численность человеческой популяции была невелика и находилась вблизи критической отметки. Генетики установили, что некогда число представителей Гомо сапиенс составляло всего лишь тысячу человек.

Для того, чтобы человеческий род не вымер, женщины того времени (и последующих времён) рожали практически каждый год, вследствие чего число людей на Земле начало расти и сегодня превышает уже 7 млрд. человек.

Естественное снижение рождаемости, вызванное эмансипацией, существенно отдаляет от нас риск перенаселённости планеты и обострения связанных с этим далеко не шуточных проблем – в частности, таких, как нехватка продуктов питания и питьевой воды.

Далее, снижение социальной роли мужчин – активных искателей нового, неизведанного – и выдвижение на первый план женщин, олицетворяющих консервативное начало, может привести к уменьшению темпов так называемого прогресса, который уже поставил Землю перед угрозой глобального катаклизма.

Если использовать уже имеющиеся научные открытия и внедрить уже готовые изобретения, жизнь человечества может кардинально улучшиться – при условии, если на планете прекратятся войны и человечество объединит усилия на благо и созидание (а не на разрушение).

То есть, эмансипация представляется естественным, неизбежным процессом в истории человечества и представляет собой скорее благо, чем зло.

Не навреди планете с её (пока что) многообразным растительным и животным миром, а в конечно счёте – и себе самому.

Хватит издеваться над Природой, нещадно эксплуатировать её, иначе уже к концу этого столетия Земля может стать непригодной для жизни.

- Берегите природу, мать вашу.

Надеюсь на вашу мудрость, женщины.

Я отнюдь не призываю всех женщин бросить мужа и детей и, что называется, удариться в бизнес и активную общественную жизнь.

Со временем, будем надеяться, материальное положение населения страны (Россию, конечно, имею в виду) будет и дальше расти. Уже и сейчас мы активно пользуемся в быту такими чудесами цивилизации, как газовая плита, стиральная и посудомоечная машины, микроволновка, пылесос и т. д.

В недалёком будущем - появление и широкое распространение домашних роботов (конечно, при этом никто нам лёгкой жизни не обещал; напротив, она будет становиться всё сложнее и сложнее).

Женщина получит возможность с меньшими затратами времени и энергии заниматься производственной и общественную деятельностью, оставаясь при этом любящей, заботливой женой и матерью.

Тем же женщинам, которые не мыслят себя без активного участия в экономической, политической и общественной жизни государства, никаких препятствий, естественно, чиниться не будет.

Но эмансипация налагает немалые обязанности и на мужчин. Нельзя будет уже (не получится) требовать от жены беспрекословного подчинения и уважения, не приложив для этого никаких собственных усилий. За право называться мужчиной следует бороться, в том числе, и в своей собственной семье.

А для этого необходимо вести здоровый (в первую очередь – трезвый) образ жизни, быть активным членом семьи (по возможности – её главой; дай Бог каждому, если получится) и служить примером, образцом в поведении как для женщины, так и для детей.

В нашей стране уже и сейчас есть такие мужчины, немало было их и раньше, так что, остальным представителям сильного пола, отстающим в этом смысле, есть с кого брать пример. Иначе мы, сильный пол, можем, образно говоря, оказаться на свалке истории.

Так что, мальчики, наша гордость, надежда и опора, мотайте себе на ус!
Да и девочки тоже.

Тема - актуальная! Почему она так мало обсуждается в СМИ - непонятно. От правильности поведения мужчин и женщин, от их взаимоотношений зависит решение проблем и семейных, и социальных, а в конечном счёте - и общественных. Эмансипация женщин в том виде, в каком существует ныне - большая ошибка ваша, дорогие мужчины! Вам был доверен корабль, вы были назначены капитаном (каждый на своём месте), вы выбрали курс и вы привели его к нынешним берегам. Я всегда считала мужчину наместником Бога на Земле, уважала его умение стратегически мыслить, принимать решение. Разымансипировать женщину - ваш долг, если хотите сохранить институт семьи и иметь нормальных детей, а с ними и защищённое будущее. Сергей, спасибо за Вашу статью, за Ваше неравнодушие, за Ваш призыв обратить внимание на эту проблему! С уважением, Галина

Спасибо за отзыв, Галина!
Дело в том, что мужчина вовсе не ангел. И у нас есть масса недостатков, и мы это очень хорошо понимаем. Не всегда удаётся удержать планку на высоте. Чаще всего, мы молодцы-удвльцы, но вот пьянка нас губит.
Вначале это хорошо и приятно, но потом появляется зависимость, и уже не ты главный, а злодлейка с наклейкой. Это - беда большинства мужчин.
Вот в чём ещё проблема.
С уважением - Сергей.

Ну, тот, кто пьёт, вовсе не мужчина. А таких сейчас, увы, много! Какое-то звено в воспитании молодёжи было потеряно, я связываю это с нарушением семейных устоев, прежде всего, с загруженностью матери. А сейчас женщину загнать снова только в лоно семьи, пожалуй, и невозможно. Но, на мой взгляд, -надо. И прежде всего - повысить ответственность за сохранение семьи, особенно отца. Вы и сами знаете, сколько неполных семей. Дети не видят нормальных отношений, и вырастают не готовыми к созданию семьи. Это же снежный ком! Как-то его надо остановить! Вот Ваша статья как раз и есть вклад в это дело: она заставляет серьёзно задуматься над этим вопросом. С глубоким уважением, Галина

В прошлом году я работал в одной фирме. Как-то один начальник цеха после работы отмечал день рождения. Очень видный мужчина - ну, что генерал! А довольствовались несколькими бутылками пива. Я был просто восхищён трезвостью современных молодых людей: мы-то, в их годы, употребляли водку. А эти мужчины - пиво. Скромно так. Молодцы! На таких и держится Россия.

Прочитала, спасибо! Ваша любовь к дочери, наблюдательность, терпение и восхищение делают Вам честь, Сергей! Такие отцы есть, мой собственный муж тоже относится к их числу. А хотелось бы, чтобы любящих отцов было гораздо больше, хотелось бы, чтобы общество было более моральным, что ли. Я не ханжа, но различные конкурсы красоты меня прямо-таки шокируют: выходят девушки, прикрытые тремя лоскутиками, на всеобщее обозрение, а жюри оценивает (как лошадей!)длину ног, размер груди. И ведь это поощряется, к этому стремятся и сами участники и их родители, наконец, это оплачивается гораздо выше, чем работа, к примеру, у станка или на ферме! А как Вы думаете, о чём мечтает та самая доярка, что посмотрела эту передачу, а потом увидела в глянцевом журнале, как живёт такая красавица? И стоит ли снабжать город молоком, а может, лучше в этом городе найти работу полегче и пожить в своё удовольствие? Вот что страшно: ценности стали другие, а кушать всё равно хочется. И круг замыкается опять на моральных ценностях и воспитании. Так что пишите, будите народ, у Вас это так здорово получается, чувствуется профессионализм в каждом слове, в каждой фразе! С теплом, Галина

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Семья как социальный институт исторически всегда изменялась в соответствии с более широкими социальными изменениями в обществе и никогда не была жестким автономным образованием. Сейчас же мы находимся на стадии достаточно быстрых изменений в обществе, что не может не отражаться на семье как социальном институте и социальной группе.

Признаки трансформации семьи стали проявляться в развитых странах Европы уже с середины 1960-х годов, а в других европейских странах - с конца 1980-х - начала 1990-х годов. Перечень важнейших перемен в состоянии семьи были кратко сформулированы Дирк ван де Каа (Dirk J. van de Kaa):

· переход от "золотого века" брака к конкубинативному союзу;

· переход от пары "ребенок-король с родителями" к "паре королей с ребенком";

· переход от контрацепции в целях предохранения к контрацепции как самовыражению;

· переход от однородного хозяйства к плюралистическим типам семьи и домашнего хозяйства[13].

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивало уровень смертности.

Можно выделить ряд основных тенденций изменения семейно-брачных отношений:

Помимо неудовлетворительных жилищных и материальных условий среди причин, по которым молодые люди не могут иметь большее количество детей, довольно часто упоминался страх перед будущим, неуверенность в завтрашнем дне (21,4% молодых людей в целом, 22,5% семейной молодёжи). Обращает на себя внимание тот факт, что молодые девушки указывали эту причину практически вдвое чаще, чем юноши (27,8% девушек и 15,4% юношей), однако имеющиеся данные не позволяют однозначно объяснить, что лежит в основе такой ситуации.

Оставшиеся причины (перегрузки на работе, плохое здоровье, плохие отношения с брачным партнёром и т.п.) упоминались значительно реже.

Удручает то, что если среди молодых людей, не состоящих в браке, 32,8% отметили, что они не видят причин, мешающих им завести столько детей, сколько им хочется, то среди семейной молодёжи таких остаётся только 18,3%, то есть практически вдвое меньше. Похожим образом выглядит и распределение этого показателя по возрастным группам. Таким образом, вновь подтверждается вывод о том, что по мере взросления (вступления в репродуктивный возраст) молодые люди, сталкиваясь с всё большими трудностями, уменьшают планируемое количество детей.

  • Увеличение количества семей с одним родителем, в основном – с матерью.

Данная тенденция характерна и для многих других стран. Так, например, в прибалтийских странах к 2000 году число детей, рожденных вне брака, значительно увеличилось – в Эстонии было рождено вне брака 52% детей, в Латвии - 40%, а в Литве – 22%. Эти цифры различаются, возможно, в силу разной религиозной принадлежности стран – Литва является католической страной, а Латвия и Эстония – протестантскими[14].

· Увеличивается количество сожительств (конкубинат) с детьми (около 10%) и без детей (около 14%).

В поколениях, родившихся до 60-х годов, лишь 20% пар начинали совместную жизнь с конкубината, тогда как современные молодые пары уже в 50% случаев начинают сожительство без оформления отношений. Россия движется от модели, близкой к американской и достаточно традиционной для развитых стран, к нетрадиционной шведской модели. Для неё практически повсеместно характерно более или менее продолжительное совместное проживание партнёров до брака.

Согласно данным А.А.Авдеева[17] одна треть женщин в сельской местности и одна шестая женщин в городах не состоят в браке, а находятся в сожительстве. Эта практика не одобряется обществом, но и не осуждается. Для мужчин сожительство означает возможность жить с женщиной и при этом оставаться более свободным, чем в браке. Перепись населения это подтверждает – у нас всегда большее количество женщин, считающих себя замужними, нежели мужчин, считающих себя женатыми.

Современные опросы показывают, что разделение труда в сожительствующих союзах является более традиционным, однако сожительствующие мужчины и женщины отмечают более активное участие мужчин в домашних делах и большую удовлетворенность разделением домашнего труда. Как отмечают авторы исследования, вероятно, происходит сдвиг властных полномочий с вступлением в брак: мужчины более склонны помогать женщинам, когда в их отношениях меньше определенности и поэтому сожительствующие женщины больше удовлетворены браком.

Хотя еще год назад статистика свидетельствовала о тенденции роста бракосочетаний. В 2006 году в Беларуси появилось чуть больше 80 тысяч новых семей, а в 2007 году марш Мендельсона прозвучал уже более чем для 90 тысяч пар молодоженов. Брачную статистику портит тот факт, что в период брачного возраста вступят белорусы, родившиеся после чернобыльской аварии. А это были времена спада рождаемости. Во-вторых, в стране наметилась тенденция заключения гражданских браков. И это, пожалуй, одна из главных причин.

Исследователи говорят о том, что это - общемировая тенденция. Во всем цивилизованном мире падает заинтересованность в регистрации семейных отношений, за исключением разве что мусульманских стран. Например, в Великобритании прогнозируют, что к началу 2010 года пар, живущих в гражданском браке, будет больше, чем семей, которые свои отношения узаконили. По некоторым данным, доля британок в возрасте от 18 до 49 лет, никогда не бывавших замужем, удвоилась.
В Беларуси нет статистики, сколько молодых пар официальной регистрации предпочли гражданский брак. В частности можно говорить об увеличении числа регистраций становления отцовства - это когда ребенок рождается вне брака и мужчина просто узаконивает свое отцовство.

· Рост числа разводов

Наряду с увеличением числа разводов в двадцатом веке одновременно происходит уменьшение числа людей осуждающих разводы. Если посмотреть в глубь веков, то брак во многих западных странах был практически не расторжим. Развод допускался лишь в единичных случаях, если партнер демонстрировал не способность к брачным отношениям (например, женское бесплодие, психическая болезнь). В современной Испании это происходит до сих пор.

С 1976 года число разводов в России не опускалось ниже полумиллиона в год. Среднее число детей на один развод в семьях, в которых есть дети - существенно выше единицы, оно колеблется вокруг величины 1,3 ребенка на один развод.

В большинстве стран Европы удельный вес разводов по отношению к заключаемым бракам заметно возрос, тогда как показатель разводов, приходящихся на 1000 жителей, с течением времени относительно снизился, поскольку уменьшилось количество браков, например,

Развод часто является длительным процессом, возникающим в недрах брака. П. Беннон выделяет шесть этапов развода:

· Эмоциональный развод – нарастание напряжения между партнерами, обычно ведущее к разрыву.

· Легальный развод, включающий необходимые основания для окончания брака.

· Экономический развод, связанный с разделом имущества и собственности

· Со-родительский развод, включающий вопросы, связанные с опекой над детьми.

· Коммуникативный развод, связанный с изменением дружеских связей.

· Психологический развод – окончательное разрушение эмоциональной зависимости.

Исследования показывают, что женщины больше страдают от развода в экономическом плане – развод в большей степени снижает материальный уровень жизни женщины, особенно если дети остаются с ней, как это часто в реальности и происходит.

Процесс психологической и социальной адаптации после развода у мужчин и женщин протекает примерно одинаково.

Причины разводов

По мнению опрошенных россиян, препятствуют разводам чаще всего невозможность "поделить" детей между родителями (33%), сложности с разделом жилья, имущества (32%), материальная зависимость, несамостоятельность одного из супругов (24%), несогласие на развод одного из супругов (20%), неприятность процедуры развода (12%), национальные и религиозные обычаи (10%), осуждение родственников, друзей (8%). При этом 23% опрошенных россиян уверены, что на пути развода нет непреодолимых препятствий, развестись можно всегда.

· Изменение ролевой структуры семьи.

Распределение обязанностей в семье становится более равноправным, повышается авторитет и влияние женщины-матери, изменяются представления о главе семьи.

До Второй Мировой войны в России преобладала патриархальная семья, которая характеризуется преобладанием мужчины в доме и подчинением ему всех остальных членов семьи. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х годов до 80-х, доминирующей стала детоцентристская семья, в которой очень большое значение придается благополучию детей и сохранению брака в интересах детей.

Совсем недавно возникла супружеская семья, в которой доминируют равноправные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами.

Экономическая самостоятельность женщин, повышение их социального статуса неизбежно предполагает иной - партнерский тип супружества. Причем немногие мужчины готовы мириться с равным положением и тем более превосходством жен в браке, а женщины, в свою очередь, часто предпочитают свободу от супружества, в котором они не находят понимания и материнство без брака.

В целом современная молодёжь в основном придерживается достаточно традиционных взглядов на брачно-семейные отношения. Большинство опрошенных (88,7% молодёжи в целом, 92,5% молодых людей, состоящих в браке) согласны с тем, что ребёнку нужна семья с двумя родителями (отцом и матерью), что говорит о том, что неполные семьи являются в глазах молодого поколения скорее исключением, а не нормой. Наличие детей также остаётся важным для современной молодёжи – 58,3% молодых людей полагают, что женщина должна иметь детей, чтобы выполнить своё предназначение. При этом в русле традиционных представлений о семье, для мужчины наличие детей не так важно как для женщины – с тем, что мужчина должен иметь детей, чтобы он мог выполнить своё предназначение, соглашались несколько реже (49,4% опрошенных). Семья и брак занимают достаточно высокие позиции в ценностной иерархии молодых людей: 56,8% опрошенных согласились с тем, что брак или длительные отношения являются необходимым условиям для счастья и только 17,4% полагают, что брак – это устаревший социальный институт.

Тем не менее, на фоне преобладания традиционных семейных ценностей, всё отчётливей оформляется новый образ современной женщины – не только жены и матери, но и социально активного члена общества, которая уже не должна жертвовать своей карьерой ради семьи. По результатам опроса полагают, что ребёнок в дошкольном возрасте страдает от того, что его мать работает только 37,7% опрошенных. К тому же, пока мама на работе, отец вполне может позаботиться о детях самостоятельно – так ответили 76,3% молодых людей. Впрочем, возможно причины такой ситуации кроются не столько в доминировании посттрадиционных идей и взглядов, сколько в объективной необходимости: молодые мамы вынуждены выходить на работу, чтобы прокормить семью. Имеющиеся данные пока не позволяют однозначно ответить на данный вопрос. Наличие противоречий в этой сфере подтверждает и то, что достаточно небольшое количество опрошенных (40,3%) считают, что иметь работу – это единственный выход для женщины быть независимой (ещё столько же с этим не соглашаются, полагая, что быть домохозяйкой – это тоже работа, а 17,3% молодых людей вообще затруднились определить своё мнение). Обращает на себя внимание и существенное расхождение мнений на этот счёт у юношей и девушек: согласны с тем, что иметь работу – это единственный выход для женщины быть независимой 52,7% опрошенных девушек и только 28,7% опрошенных юношей. Такая ситуация говорит о несовпадении взглядов на семью: если молодые люди видят место женщины прежде всего в семье, при этом роль добытчика и кормильца оставляя для себя, то девушек такое положение вещей уже не устраивает.

· либерализация общественной морали,

· меньшее влияние религии,

· лояльное отношение общественного мнения к разводам и повторным бракам,

· упрощение процедуры расторжения брака.

Способность личности легко перестраиваться является весьма необходимым качеством в эпоху постоянных изменений, занятости обоих супругов вне дома и необходимости менять модели взаимодействия, распределения труда. Чем в большей мере браки становятся гетерогенными, тем больше они уязвимы с точки зрения оптимального функционирования и стабильности. Понятие супружеской автономииявляется отражением растущей индивидуализации западного общества, потребности человека иметь интересы за пределами семьи. Особое значение приобретает совпадение взглядов супругов в отношении границ автономии каждого из них[19].

Экономической же причиной кризиса института семьи ряд исследователей считает нерегулируемую глобальную экономику, которая предполагает ненормированный рабочий день, постоянную смену места работы, необходимость постоянно максимизировать свой человеческий капитал, риск остаться без подходящей работы. Работодатели не заинтересованы в работниках с семейными обязанностями, которыми чаще всего являются женщины. Рынок в большей степени создает рабочие места для работников мужчин.

Проблема кризиса материнства. Элизабет Бадинтер: инстинкт материнства - миф. Женщина может не хотеть ребенка, не испытывать чувства, которое ей веками приписывалось. Это естественно не хотеть иметь детей. И поэтому, все зависит от чувств женщины, от ее готовности к рождению ребенка от общества в котором она живет. Феминизация: с женщины снимаются все стереотипные роли, которые ей приписывались. Женщина может быть специалистом, а значит вполне возможно, что она может остаться за рамками материнства. Таким образом, кризис материнства - это результат перехода к новой ступени развития общества и результат феминизации.

a) Ухудшение материального положения молодой семьи. Большая часть доходов уходит на питание. Мало употребляется овощей и фруктов, что является опасным для детей и беременных женщин;

b) Низкая зарплата молодоженов, бытовая неустроенность.

c) Высокая нагрузка у женщин дома и на работе.

d) Многие семьи вынуждены вести подсобное хозяйства, что приводит к отсутствию свободного времени.

e) Тяжелое материальное положение приводит к отказу от ребенка (РБ занимает одно из первых мест по количеству абортов).

Существенные сдвиги в сфере добрачного поведения. Терпимые установки к добрачным связям.

Появление и распространение нетрадиционных форм семьи (неполные, монородительские, фактическое сожительство);

Женщины отчаянно отстаивали свои права и боролись за равноправие. В результате получили ожидаемое, сравнялись в правах с мужчинами. Сегодня женщина самостоятельно выбирает спутника жизни, строит карьеру, успевает воспитывать детей. Получается, что вместе со свободой слабый пол получил ворох обязанностей. Принесли ли такие изменения женщине счастье и решили, наболевшие вопросы, или погрузили в дополнительные проблемы? Как проявляется эмансипация женщин в современном обществе?

Эмансипация женщин: история

Движение за эмансипацию женщин берет истоки с французской революции. Слабый пол отвоевывал права, создавал кружки, выражал протесты путем облачения в мужские костюмы. Последней выходкой дамы вывели мужчин из равновесия и получили обратный эффект. Женщинам запретили собираться и организовывать подобные сообщества. Это француженок не остановило, и они продолжили неравный бой.

Эмансипация обросла синонимами и определениями. Это свобода, раскованность, смелость, уверенность. Эмансипированная женщина – это волевая, решительная и яркая личность, живущая в ногу со временем. Она строит самостоятельно жизнь, способна быть счастливой и подарить радость окружающим.

Если заглянуть в прошлое, то мы увидим, что женщина была дополнением к мужчине. Список прав был ограничен. Девушка, получившая приданное, не имела права распоряжаться деньгами. Операции, связанные с финансами, проводились с помощью мужа, отца, брата. Спутника жизни девушка видела за несколько дней до свадьбы. Мужа подбирали родители. Брак подразумевал выгодный союз, а не единение любящих сердец.

Главное, что получили женщины – это свободу распоряжаться временем и принимать решения. Материальная свобода, возможность путешествовать, развиваться в выбранном направлении – плюсы движения. Какие еще положительные стороны женской эмансипации?

Эмансипация женщин: проблема или решение?

интеллектуальному развитию, раскрепощенности. Женщине не навязывают круг общения, окружая исключительно друзьями мужа.
Снизился уровень насилия. Неравные браки приводили к печальным последствиям. Женщина выполняла роль служанки, любовницы, подвергалась унижениям. Эмансипация не решила проблему полностью, но дала выбор. Сегодня девушки наделены правом подать на развод при малейшем намеке на насилие.
Образование и карьерный рост. Уже не существует разделения на мужские и женские профессии. На руководящие должности чаще выбирают женщин, поскольку ценят скрупулезность, внимательность, ответственность. Если повернуть эмансипацию вспять, то важные сферы останутся без сотрудников.

Женщина сама решает, как ей воспользоваться победой предшественниц. Заняться поисками мужа и продолжением рода или реализовываться в профессиональной сфере. Большинство представительниц слабого пола выбирают смешанные обязанности: ведение домашнего хозяйства и выполнение рабочих обязательств.

Проблема эмансипации женщин

Выбор профессии, возможность голосовать, свобода в политической сфере и личной жизни – это несомненные плюсы и плоды эмансипации. Но, на этом дары женского движения не заканчиваются. Пришли дополнительные обязанности, а ведение хозяйства и воспитание детей с женщин никто не снимал. В результате слабый пол оброс дополнительными хлопотами.

Эмансипация женщин: проблема или решение?

зачем выходить замуж, если обеспечением семьи и воспитанием детей дамы занимаются в одиночку. Статистика показывает, что современные девушки отказываются вступать в брак. Подобная тенденция приводит к неполным семьям и пробелам в воспитании детей.
Женский алкоголизм. Перенимание мужских обязанностей, активный ритм жизни приводит к желанию расслабиться и оградиться от проблем. Алкоголь выступает временным антидепрессантом, который создает иллюзию отдыха и спокойствия. Пристрастие к спиртным напиткам появляется в результате деловых переговоров, проходящих за накрытыми столами.

Если женская эмансипация принесла столько проблем, то может вернуть все назад? Даже при сильном желании невозможно восстановить то, что разрушалось несколько сотен лет. При этом статистика показывает, что 56% мужчин мечтают, что половинки вернутся к исполнению семейных обязанностей.

След эмансипации в семейной жизни

Подмена понятий произошла в отношениях между мужчиной и женщиной. Зарубежные исследователи предупреждают, что наступает нейтрализация полов, социологи уверены, что грядет эра биархата, означающая полное равенство. Женщина, перенимая привычки, поступки и стиль жизни от сильного пола, отходит от женственности и становится мужественной. Способствует такому образу литература и фильмы, где восхваляются решительные, уверенные девушки, которые не ищут опоры в лице мужчин.

Такие изменения коснулись и семейной жизни, эмансипация оставила свой след:

Материнская роль. Ранее миссия женщины сводилась к браку, рождению детей и воспитанию. Семьи были многодетными, и на выполнение обязанностей уходило 20–30 лет. Сегодня женщины рожают одного или двух детей, а через год уже выходят на работу. Получается, что вместо создания семейного очага женщина отправилась открывать новые территории. Эта функция ранее принадлежала мужчинам, которые вели кочевнический образ жизни. Женщине отводилась роль созерцательницы и творительницы настоящего.
Мужская роль. Слабый пол, привыкший к завоеванию и познанию нового, смиряется с активностью женщины. Нередки случаи, когда жена зарабатывает больше, занимает выше должность, а муж берет на себя домашние хлопоты. Интересно, что женственность слабого пола не уходит бесследно. Ее примеряют мужчины, но в искаженном виде. Мягкость девушек переходит в мягкотелость, внимание к деталям выражается в мелочность.

Эмансипация женщин: проблема или решение?

Эмансипация женщин в современном обществе

Даже самая уверенная и гордая дама, внутри маленькая и ранимая девочка, мечтающая спрятаться за сильным плечом. К активности женщин вынуждают современные условия жизни. И речь уже не идет о борьбе за свои права. Сменилось уже несколько поколений, после проведенных движений эмансипации. Это сказалось на воспитании. Мама рассказывает девочке, что нужно хорошо учиться, поступить в институт, построить карьеру. Уроки по приготовлению еды, уборке и поведению в семье уходят на второй план. Не удивительно, что в реальной жизни девушка сталкивается с проблемами, особенно после заключения брака или рождения детей. Вкладывайте в девочек не только желание развиться, как личность, но и учите семейным премудростям.

Основная проблема эмансипации женщин в современном обществе заключается в подмене понятий. Женщина желала равных прав с мужчиной, но не мечтала быть с сильным полом наравне. Если правильно подходить к эмансипации, то конфликтов не будет. Не стоит меняться ролями, отправляя мужа в декрет, а самой горбатиться на работе. Не забывайте, что дома вы женственная, ранимая и любящая. Дайте мужу почувствовать себя мужчиной. Стервозность, уверенность и желание командовать оставьте на работе.

Феминизм и его влияние на брак

В 70-х годах прошлого столетия книга Бетти Фридан устроила настоящую революцию, заставив многих пересмотреть устоявшиеся идеи, гласящие, что муж – кормилец, а жена – домохозяйка.

В противовес были выдвинуты идеи равенства в семье, когда оба партнера выполняют работы по дому и могут зарабатывать деньги, что должно сделать женщин более счастливыми. Каждая новая семейная пара вправе выбирать любую из предложенных систем поведения в браке или создавать свой усовершенствованный союз.

Феминизм и брак

Стали ли все женщины в браке счастливее с появлением движения феминизма? В каждой стране по-разному. Хорошо, если отношения между мужчиной и женщиной открытые, они могут обсудить любой семейный вопрос, как партнеры, помогающие друг другу, а не как начальник и подчиненный. Или еще хуже, как два начальника, желающие другого сделать подчиненным. Не может быть ничего лучше в семье, чем два друга – понимающих и желающих помочь. Тогда легко договориться, извиниться, простить и оставаться счастливыми.Что же показывает практика? Некоторые жены находятся в процессе постоянной борьбы с устоявшимися в обществе или семье традициями. Другие получили победу, которая как-то странно выглядит: кроме домашних обязанностей они взялись еще тянуть и ношу пополнения семейного бюджета. Есть, конечно, и третьи, которые живут не ради получения собственного счастья и свободы, а стремятся достичь благополучия семьи, радостных отношений и счастья каждого ее члена.

Можно сказать, что влияние феминизма и активистов равноправного брака уже поменяло множество вещей в обществе – в хорошую сторону. Женщины могут зарабатывать больше, чем когда-либо, быть образованными, а браки все чаще становятся равноправными. Работа по дому зачастую распределяется между двумя супругами, хотя женщины и дальше выполняют львиную ее часть. Замечено, что при одинаковом распределении домашней работы, супруги чаще и охотнее вступают в интимные отношения. Мужчины больше времени проводят со своими детьми. От этого каждый член семьи становится счастливей, а сама семья несравненно крепнет.

Смена экономических ролей мужа и жены дала неожиданный эффект в стабильности семьи. Исследования показывают, что в связи с тем, что мужчины больше заняты работой у семейного очага, а их жены могут больше зарабатывать, повысилось ощущение счастья от совместной жизни и уменьшилось количество разводов.

И, несмотря на некие устрашающие лозунги о том, что повышение образования женщин в некоторых странах приведет к потере их семейного счастья, статистика показывает следующее. Если все говорят, что финансовая независимость женщин увеличивает риск разводов, то статистика, например в США, указывает на уменьшение количества разводов. Социологи и экономисты утверждают, что финансово независимая женщина в семье более гибкая и с большей уверенностью переносит житейские проблемы. В конечном результате, женщине действительно удается поддержать своего мужа и проходить вместе с ним все семейные трудности.


Эмансипация женщин – это направление социально-политического реформаторского движения, основой которого является стремление к освобождению женщин от угнетения на основе гендерной принадлежности. Эмансипация женщин простыми словами подразумевает предоставление им полного равноправия во всех социальных проявлениях, как на уровне государства и общественности, так и в трудовой, а также семейной жизни. По сути, данное движение требует предоставления равных прав с мужчинами, возможность участвовать в выборе дальнейшего курса движения (как в политике, так и собственной семье), а также активном преобразовании действительности.

Что это такое

Понятие эмансипации приобрело свою известность в контексте борьбы женской половины за свои права, однако этот термин обозначает освобождение от любой зависимости, предрассудков или угнетения. Данная категория используется в социологических сферах и характеризует не только освобождение женщин, но также выход из-под отцовской власти детей и признание их дееспособности.

Относительно различных национальностей понятие используется для обозначения отмены угнетения в правах различных народов (особенно ярко это видно на процессе эмансипации иудейских народов). Помимо человеческих сфер, эмансипация используется в любых сферах, где необходимо подчеркнуть независимость или свободу самостоятельного выражения, даже в музыке это характеризует отсутствие необходимости попадать в диссонанс, что может приводить к рождению новых творческих произведений.

Помимо отказа неадекватной власти, эмансипация предполагает восстановление правовой сферы и наделение одинаковыми обязанностями. Эти устои обязаны соблюдать обе стороны, т.е. не бывает так, что только женщина или ребенок требуют своей независимости и равноправия, а и тот человек, который теоретически может ущемить права должен соблюдать свободу и требовать соответственное выполнение обязательств от второй стороны.


Эмансипация, как общечеловеческое движение подразумевает добровольный отказ от притеснения. Это очень важный момент, поскольку ранее человека могли формально освободить от повинностей или уничижительного отношения, а по факту передать право собственности на его жизнь и решения другому или же воздействовать на уровне психологического давления и манипуляции.

В первоначальном историческом контексте термин употреблялся относительно детей, которые сепарировались от родителей и переставали пребывать под их влиянием и опекой. Только со временем это стало синонимом равноправия и стало распространяться на различные социальные группы, свободы которых ущемлялись по тем или иным причинам. Наиболее распространенной является женская эмансипация и стремление фемин к получению равных свобод.

Движение за эмансипацию женщин в 19 веке

История эмансипации женщин официально началась во времена французской революции, однако нельзя говорить, что подобные идеи только тогда и зародились, скорее это был удобный момент для переворота сознания и создания новых социальных и правовых устоев. Фемин пытались отстаивать свои права и получать новые уровни свободы, действуя подпольными методами – они устраивали демонстрации и забастовки, собирали закрытые собрания и кружки, где обсуждали роль собственного мнения и возможности реализации своего личностного ресурса. Из-за официального запрета женщинам влиять на политику, они переодевались в мужские костюмы и таким образом пытались изменить действующее законодательство, чем вызвали бурное возмущение со стороны мужчин. После подобных выходок были официально запрещены собрания и протесты, а те, кто поддерживал подобные акции, наказывались, как нарушители действующего режима.

Представители за женскую эмансипацию не остановились после наложенных запретов, и в итоге им удалось отстоять собственную точку зрения и добиться сдвига в равноправии. Естественно изначально каждая новая возможность отвоёвывалась с большим трудом, да и по настоящий момент есть сферы, куда эмансипированные деятели ещё не добрались. Многовековой уклад патриархата, восприятие женщины, как более низкого существа надолго отпечатались в истории, законодательстве и психологии невозможно искоренить из психики и общемирового уклада за один день.


Помимо самостоятельного женского движения с целью получения дополнительных свобод, экономическое развитие в 19 веке привело к тому, что требовалось все больше рабочих на заводах и фабриках. Именно такая новая индустрия превратила женщин из домашних наседок в наёмных рабочих, которые выполняли свои обязанности наравне с мужчинами, за что получали соответствующее вознаграждение. Двигалось и интеллектуальное развитие, и все больше женщин начинали пользоваться формальным согласием на получение образования – стали появляться учёные и доктора наук, многие уходили преподавать в университеты или делали новые научные открытия.

Можно сказать, что социально-экономическая ситуация и развитие многих стран помогло развитию эмансипированного движения изнутри, поскольку при иных внешних условиях женский бунт был бы банально подавлен и всё вернулось на круги своя. Революционные периоды навсегда оставили в прошлом множество запретов и предоставили возможности для самореализации, но вместе с тем появились новые проблемы, как на личностном уровне, так и на общесоциальном. Изменение роли женщины оказывает непосредственное и очень яркое влияние на систему всего общества, на его дальнейшее развитие и рамки существования.

Проблемы и последствия эмансипации женщин

Положительные стороны эмансипации были чётко расписаны еще в революционные времена, сейчас о них продолжают говорить при каждом удобном случае, когда отстаиваются новые уровни равноправия, но при этом для справедливости стоит отметить, что новая организация социума принесла и новые проблемы.

Получив равные права после долгих времён запрета, многие женщины стали вести себя, как подростки, у которых родители уехали на дачу. Неконтролируемое употребление алкоголя и курение, работа на тяжёлых производствах с одной стороны наносят вред её здоровью, а с другой постепенно уничтожают всё человечество. Женский организм быстрее приобретает зависимость, хуже справляется с переработкой ядов, и в итоге разрушенной оказывается не только индивидуальная судьба женщины, но и её детей, если такие вообще могут появиться с нарушением здоровья.

Повлияло равноправие и на семейные отношения, где люди договорились о совместном выполнении семейных обязательств. На данном этапе уже существуют официальные исследования и подтверждённые данные того, что семьи, живущие по старому укладу, разводятся реже. Причина кроется в том, что мужчины внутренне не хотят идти навстречу, готовить обеды или мыть полы, а женщины устраиваются на полноценный рабочий график, и просто не имеют времени этим заниматься, что приводит к постоянным конфликтам. Если обязанности делятся не по времени, а по функционалу, то это начинает напоминать рабочие договорённости, что в итоге лишает отношения яркости чувств, непосредственности проявления и первоначальной романтической составляющей.


Это всё только добавляет острых углов, а с тем, что женщины получили финансовую независимость, то они более не стремятся к сохранению отношений любым путем, а с лёгкостью идут на разрыв. Нельзя сказать, что это однозначно негативно, ведь жить с человеком, постоянно унижающим достоинство, не имеет смысла и теперь есть возможность положить этому конец, но в некоторых моментах люди перестают ценить сами отношения в принципе.

На психологическом уровне происходит искажение гендера, женщины становятся более маскулинными, что в свою очередь усиливает феминную часть мужчин. Стираются ранее чёткие границы между полами, общество становится андрогинным, увеличивается количество разнополовых связей. Мужчины всё чаще пользуются женскими правами, например, уйти в декретный отпуск, заниматься ребёнком, освоить вышивку или танцы. Это нельзя однозначно считать негативом просто в переломный момент общество ещё не готово принять те изменения, которые происходят.

Сейчас есть достаточно большое количество людей, живущих по прежним понятиям мужского и женского, они пытаются всё вернуть к исходному состоянию, что вызывает только конфликты. Сами женщины, пользуясь карьерой, преодолевая трудности, недоступные мужчинам, добивающиеся успехов и воспитывающие в себе активные мужские качества начинают чувствовать тоску по сильному плечу.

Внутри тех, кто боролся за свободу и самостоятельность жива внутренняя память о тех временах, когда можно было не брать на себя столько ответственности и спрятаться за сильной спиной. В настоящем же мире, где женщины становятся всё сильнее, мужчины не наращивают силу, а слабеют – закон сохранения энергии, который никто не учёл.

Общая нагрузка на женщину в итоге увеличилась, поскольку прежние домашние и семейные обязанности никуда не делись, только теперь к ним добавились профессиональные. Негативная сторона заключается в том, что мужчины отказывают в помощи, указывая на то, что каждый самостоятелен и может помочь себе.

Если раньше женщина просто писала список всего необходимого, то сейчас она ещё должна его приобрести, а потом держать в нормальном состоянии хозяйство и работу. Там, где мужчины не понимают внутренний смысл понятия, и не присутствует помощь со стороны няни, домработницы и прочих людей, женщина собственными усилиями попадёт в ещё большее рабство, выбраться из которого невозможно, поскольку винит только себя.

Как и в любых реформаторских начинаниях, главной остаётся проблематика правильной подачи информации и отсутствие искажения смысла. Там, где это сделано правильно и аккуратно, женщины получают исключительно возможности для развития, реализации и возможности положительно повлиять на мир. В тех ситуациях, где понятие искажается самими женщинами, мужчинами или властью происходит подмена понятий и то, что планировалось для улучшения жизни, в итоге её не только утяжеляет, но в некоторых ситуациях и губит. Поэтому, если вы лично знаете, что ваш не будет помогать вам по дому, придерживается старых традиций, то имеет смысл позаботиться о себе и выбирать только ту работу, которая будет приносить удовольствие и давать много ресурса и свободного времени, а ответственность за обеспечение семьи переложить на его плечи.

Эмансипация – это только один из возможных путей, вариант развития собственной жизни, а насколько его использовать необходимо решать самостоятельно. На уровне же государства и законодательной базы, женская свобода реализации всегда отстаивается благодаря усилиям революционерок.

Читайте также: