Фармация в древней индии доклад

Обновлено: 17.05.2024

В данной работе будут рассмотрены факты, касающиеся истории, развития, культуры, медицинских предпосылок и врачевания на территории Древней Индии, с которой связано множество загадок.

Содержание

Введение
1. Источники по истории и врачеванию древней Индии
2. Хараппский период
3. Ведийский период
4. Классический период
5. Развитие ветеринарного дела в Древней Индии
6. Учение Аюверда
Заключение
Список использованных источников

Введение

В данной работе будут рассмотрены факты, касающиеся истории, развития, культуры, медицинских предпосылок и врачевания на территории Древней Индии, с которой связано множество загадок.

Древняя Индия сложилась в III тысячелетии до н. э. в пределах Индостанского субконтинента задолго до появления в стране индо-иранских (арийских) племен. В настоящее время на ее территории располагаются современные государства:

  • Индия,
  • Пакистан,
  • Бангладеш,
  • Бутан,
  • Непал.

В древней Индии четко прослеживаются три этапа, они разделяются как во времени, так и в пространстве:

1) период хараппской цивилизации

(Ш — начали II тысячелетия до н. э., долина р. Инд) — на территории современного Пакистана сформировались первые в истории древней Индии рабовладельческие города-государства;

2) ведийский период

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

3) классический период

(вторая половина I тысячелетия до н. э. — начало I тысячелетия н. э., Индостанский субконтинент) — время наивысшего расцвета традиционной культуры древней Индии.

Рассмотрим все эти периоды по отдельности, обращая внимание на особенности культуры, развития и врачевания.

1. Источники по истории и врачеванию древней Индии

Существует множество источников по исследованию истории развития жизни, культуры, религиозных взглядов, медицины, культуры, хозяйства в Древней Индии.

О древней Индии писали известные историки, философы а также путешественники древности:

  • греческие историки Геродот, Страбон и Диодор,
  • участники походов Александра Македонского,
  • посол Селевкидов при дворе царя Чандрагупты — Мегасфен,
  • китайский историк Сыма Цянь,
  • паломник Фа Сянь и другие.

2. Хараппский период

Расцвет хараппской культуры приходится на конец III — начало II тысячелетия до н. э. По многим критериям хараппская культура значительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Месопотамии соответствующего периода.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Источники о врачевании в Древней Индии в период хараппской цивилизации практически не сохранились.

Известно только о врачевании с помощью эфирного масла. Открытие розового масла произошло, когда один индийский раджа устроил пышные торжества в честь бракосочетания своей дочери. Готовясь к празднику, он приказал наполнить розовыми лепестками ров с водой, ведущий в его замок. Когда праздник окончился, люди заметили, что вода покрылась пленкой розовой эссенции. Так началось производство эфирного масла розы, которое до сих пор занимает важное место в промышленности Индии. Древний метод экстракции эфирных масел заключался в измельчении и растирании свежей или сухой травы с последующим отжимом масла.

3. Ведийский период

Очагом цивилизации на этом этапе истории древней Индии явилась р. Ганг на северо-востоке страны. После прихода индо-иранских племен — ариев сформировалось несколько государств.

  • проказа,
  • чахотка,
  • кровотечение.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Главными медицинскими божествами ведийского периода были:

  • близнецы Ашвины — боги-врачеватели и хранители,
  • Рудра — владыка лекарственных трав и покровитель охотников,
  • высшие божества: Агни — бог огня и возрождающейся жизни, Индра — символ небесного грома и податель дождя и Сурья — бог солнца.

В конце ведийского периода древнеиндийское общество окончательно подразделилось на четыре основных сословия (варны):

  • брахманы (brahmanа — знающий священные учения, т. е. жрец),
  • кшатрии (ksatriya — наделенный могуществом, т. е. военная знать и члены царских родов),
  • вайшьи (vaisya — свободный общинник, т. е. главным образом земледельцы и скотоводы)
  • шудры (sud-га — бесправные бедняки).

Каждая из варн состояла из множества каст и подкаст. Кроме того, вне варн и как бы вне закона существовало пятое, самое низкое сословие — парии (неприкасаемые), используемые на самых неприятных и унизительных работах.

Заниматься врачеванием и изучать веды имели право лишь представители трех высших варн.

4. Классический период

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

К началу нашей эры в древней Индии сложилась высокоразвитая система знаний медицине, подобная системе Гиппократа и Галена, ушедшая еще дальше вперед.

Искусство врачевания высоко ценилось очень сильно.

Основные направления традиционной древнеиндийской медицины классического периода отражены в двух выдающихся памятниках древней аюрведической письменности:

  • лечение ран;
  • лечение болезней области головы;
  • лечение болезней всего организма;
  • лечение психических заболеваний;
  • лечение детских болезней; противоядия;
  • элексиры против старческого одряхления;
  • средства, повышающие половую активность.

Познания индийских врачевателей о строении тела человека были самыми полными в древнем мире. Даже несмотря на несовершенство метода исследования, который основывался на мацерации тела умершего в проточной воде, древние индийцы различали:

  • перепонки,
  • мышцы,
  • 900 связок,
  • 90 сухожилий,
  • 300 костей (сюда входят зубы и хрящи), которые подразделяются на плоские, круглые и длинные,
  • 107 суставов,
  • 40 главных сосудов
  • 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха),
  • 24 нерва,
  • органов чувств и 3 субстанции (слизь и желчь).

Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, который, по мнению древних индийцев, состоял из пяти стихий:

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

  • земли,
  • воздуха,
  • огня,
  • воды,
  • эфира.

Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды. Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (влияние времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды и т. п.) считались болезнью.

По мнению Сушруты все болезни подразделялись на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами. Понять причины этих болезней в то время было еще невозможно.

При диагностике болезней основывались на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п. Ни Сушрута, ни Чарака ничего не сообщают об исследовании пульса.

В то же время Сушрута описывает не известное даже древним грекам сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи.

Также в трактате Сушруты описаны три стадии воспаления, признаками которого он считал:

  • незначительные боли,
  • стреляющие боли,
  • припухлость,
  • чувство сдавления,
  • местный жар,
  • красноту и нарушение функции,
  • уменьшение припухлости,
  • образование гноя.

Для лечения воспаления Сушрута предлагал местные лекарственные средства и хирургические методы лечения.

Тактика лечения в древней Индии определялась прежде всего излечимостью или неизлечимостью заболевания. При благоприятном прогнозе учитывались особенности болезни, время года, возраст, темперамент, силы и ум больного. При лечении они старались уравновесить соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось диетой, лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого совершенства.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Еще одним направлением во врачевании хараппцев было родовспоможение. Родовспоможение в древней Индии считалось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, там же описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия, кесарево сечение.

  • Никогда не следует есть пищу больных на которой оказались волосы или насекомые, тронутую намеренно ногой, поклеванную птицей, тронутую животными.
  • Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при проведении очистительных обрядов.
  • Утром нужно одеться, искупаться, почистить зубы и почтить богов.

Предупреждение болезней было одним из важнейших направлений индийского врачевания. Уже в глубокой древности делались попытки предупреждения заболевания оспой, которая была очень широко распространена в Индии.

Гигиенические традиции способствовали развитию медицинского дела. Также в те времена были установлены также строгие наказания за подмешивание ядов в пищу, лекарства и благовония.

Во времена Ашоки (268—231 гг. до н. э.) строились богадельни и помещения для больных — дхарма-шала (лечебницы), которые в Индии появились на несколько веков раньше, чем в Европе. Поощрялось также разведение лекарственных растений, сооружение колодцев, озеленение дорог.

Медицина древней Индии была тесно связана с религиозно-философскими учениями, среди которых особое место занимает йога. В ней объединиляли религиозную философию, морально-этическое учение и систему упражнений (позы). Большое внимание в йоге уделяется чистоте тела и своеобразному образу жизни.

Важную роль в развитии врачевания в древней Индии сыграли монастыри и монахи, среди которых было много сведущих лекарей. Все монахи имели некоторые познания в области медицины. Оказывать лечебную помощь мирянам считалось высокой добродетелью.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Среди центров медицинского образования особое место занимает г. Таксила (инд. Такшашила). Согласно буддийской традиции, в нем в течение семи лет учился медицине Дживака (VI—V вв. до н.э.)—знаменитый врачеватель при дворе ма-гадхского царя Бимбисары (по преданию Дживака лечил и Будду). После индийского похода Александра Македонского Таксила стала местом поселения греков, которые в конечном счете индианизировались и оказали свое влияние на развитие местной культуры.

Однако вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов; и наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось все их имущество. За неправильное лечение врачеватель должен был выплачивать штраф в зависимости от социального положения больного.

В классический период традиционная индийская медицина достигла апогея своего развития. На протяжении всей истории индийская медицина оказывала и продолжает оказывать большое влияние на развитие медицины в различных регионах земного шара.

5. Развитие ветеринарного дела в Древней Индии

6. Учение Аюверда

Возникло это учение 3000 лет назад как результат слияния культур ариев и дравидов. Знания древних народов основывались на опыте небольшой группы людей, они называли себя вайдьями. Проживая в лесах и горах, они занимались целительством, передавая тайные знания последующим поколениям. По их утверждениям, человек — это маленькая частица Вселенной, отражающая сущность всего мироздания. Все виды энергий космоса, пять первоэлементов, все стихии и даже самые высшие силы, включая бога, присутствуют в человеке. Именно в этом проявляется связь всего земного с космосом. Понимая зависимость жителей Земли от лунных циклов, смены времен года, вайдьи знали, что каждый орган человека имеет свой аналог в растениях или животных.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заключение

В данной работе было рассказано о медицине древней Державы. Она появилась не самой первой, но множество первовведений были сделаны именно Древней Индией.

В древнеиндийском государстве первым появились совершенное санитарное дело, медицинские зачатки которые используются до сих пор. Из трактатов Аюверда были заимствованы множественные сведения о медицине, которые используются тибетскими врачами для своей работы, индийские тексты расширили спектр тибетских лекарственных средств, подав идею создания субстанций растительного или животного происхождения, полученных из местной флоры и фауны.

Особое внимание, как уже указывалось, оказано было отношению врача к больному и к соблюдению врачебной этики. Много времени и трудов посвящалось обучению врачеванию. По окончанию учебы эти люди должны были обязательно пройти все возможные трудности, для приобретения опыта. Медицина древней Индии основывалась на древних традициях и на эмпирическом опыте множество предшествующих поколений!

Нельзя сказать, что медицина в Древней Индии была совершенной, но можно заметить, что жители Индии старались сделать ее именно такой, они изучали человека, его внутреннее и духовное состояние, делали письменные заключения, некоторые из которых являются родоначальниками тибетской, китайской и другой медицины. Каждое поколение набирало все больший опыт и направляло его на то, чтобы излечить и предотвратить гибель человека независимо от ранга и сословия человека.

Древнеиндийские врачи определяли здоровье как оптимальное сочетание в организме слизи, желчи и воздуха. Методы лечения заключались в использовании диеты, лекарственных средств, вызывающих удаление из организма “ испорченных жизненных соков ” (мочегонных, слабительных, потогонных, рвотных, очищающих наружные покровы), огня и режущих инструментов. Лекарственные средства назначались больным в критические дни и времена года c учётом телосложения, возраста, пола, темперамента. Древнеиндийские врачеватели использовали лекарственные средства растительного, животного и минерального происхождения в различных формах: порошки, пилюли, настойки, отвары, мази. Особенно богатым был выбор лекарственных средств растительного происхождения. Самый известный и легендарный врач Древней Индии Сушрута оставил описание 760 лекарственный растений, некоторые из которых до сих пор не изучены.

Содержание работы

1. Введение. 3
2. Источники изучения истории фармации и медицины в
Древней Индии…………………………………………………. 4
3. Растительные лекарственные средства……………………….. 4
4. Минеральные вещества и их соли…………………………….. 5
5. Яды……………………………………………………………. 5
6. Хирургические методы лечения и гигиенические
мероприятия…………………………………………………….. 6
7. Система подготовки врачей в Древней Индии……………….. 6
8. Развитие химии в Древней Индии…………………………….. 6
9. Заключение……………………………………………………… 7

Файлы: 1 файл

Лекарствоведение в Древней Индии.docx

  1. Введение. . . . 3
  2. Источники изучения истории фармации и медицины в
  1. Растительные лекарственные средства……………………….. 4
  2. Минеральные вещества и их соли…………………………….. 5
  3. Яды……………………………………………………………. . 5
  4. Хирургические методы лечения и гигиенические
  1. Система подготовки врачей в Древней Индии……………….. 6
  2. Развитие химии в Древней Индии…………………………….. 6
  3. Заключение…………………………………………………… … 7

Всевышний повелел лекарствам произрастать

из земли, и разумный человек ими не пренебрегает.

Источники изучения истории фармации и медицины в Древней Индии

Древнеиндийские врачи при лечении больного исходили из необходимости устранения несоответствия между дыханием, желчью и кровью. Врач должен был восстановить существовавшее до болезни равновесие с помощью лекарств, хирургического вмешательства или физических методов воздействия. В первом случае применялись рвотные и слабительные средства, потогонные вещества и масла. При этом врач должен был уменьшить или увеличить количество жидкостей в организме, способствовать нормализации процессов усвоения пищи. Выбирая метод лечения, древнеиндийские врачи обязательно учитывали пол, возраст и телосложение больного, время года, характер болезни.

Растительные лекарственные средства

Минеральные вещества и их соли

Хирургические методы лечения и гигиенические мероприятия

Наряду с лекарственной терапией в Древней Индии применялись хирургические методы лечения болезней, гигиенические мероприятия, осуществлялись прививки против оспы, изоляция больных при лечении проказы. Индийские врачи осуществляли ампутации конечностей, удаление катаракт, производили пластические операции. При лечении переломов применялись вытяжение, вправление, неподвижные повязки, шины из бамбука. Для остановки кровотечений индийские врачи использовали холод, горячую воду, золу. Раны перевязывали шелковыми и шерстяными бинтами, пропитанными коровьим маслом, повязками из кожи, древесной корой некоторых растений. В законах Ману и Ведах не рекомендовалось пресыщение, предписывались умеренное употребление мяса, растительная пища, молоко, мед. Были разработаны гигиенические правила ухода за телом и за жильем, ежедневная гимнастика.

Система подготовки врачей в Древней Индии

Заслуживает внимания система подготовки врачей в Древней Индии: преподавание вели наставники из высшего сословия. Наставник должен был обладать высокими нравственными качествами, а также иметь отличную специальную подготовку по всем разделам медицины, которые преподавались ученикам. У каждого наставника их было от трех до четырех человек. Теория и практика преподавались в постоянном единстве, в том числе при совместном посещении больных. Навыкам хирургических операций учеников обучали на своеобразных макетах (сочные плоды, луковицы, доски, облитые воском). После окончания обучения ученик принимал обязательство, которое требовало гуманного отношения к больному, готовности всегда прийти на помощь больному, скромного поведения в быту. Разумеется, врачи в первую очередь обслуживали привилегированные касты.

Развитие химии в Древней Индии

Постепенно накапливались знания и в области химии, что было характерно еще для предшествующего тысячелетия. Развитие химии в Древней Индии непосредственно сказывалось на развитии лекарствоведения. Великий индийский ученый II в н.э. Нагарджуна в своих сочинениях приводит сложные рецепты приготовления металлических солей и амальгам для очищения и осаждения металлов. Известную еще со II в до н.э. азотную кислоту стали применять в Древней Индии в технике и ремеслах, в медицине и ветеринарии. Затем были открыты способы изготовления соляной и серной кислоты, научились получать ляпис. Все эти открытия оказали огромное влияние на дальнейшее развитие фармации не только в Индии, но и в соседних арабских странах.

Согласно древнему учению Сушруты, существуют три органические жидкости: желчь - между пупком и сердцем; воздух - ниже пупка; слизь - выше сердца. Затем он определял пять основных космических элемента: земля, вода, огонь, воздух и эфир.

Из этих элементарных веществ образуется 7 органических продуктов, входящих в состав тела: хилус, кровь, мясо, жировая клетчатка, кости, мозг, тело. Сушрута указывая на причины развития заболеваний называл такие как - климат, времена года, космические стихии, ветры, неопрятность одежды, жилища, вредные местности, испорченную воду и др.

Лекарства в древней Индии разделялись на возбуждающие и прохлаждающие. Врач должен стараться содействовать усилиям природы и стремления ею извергнуть испорченные соки, а поэтому принимать лекарства больным следует лишь во время созревания в организме этих самых испорченных соков. Например, рвотные препараты следует употреблять раз в две недели, слабительные средства - один раз в месяц, кровопускания - 2 раза в год.

imagesя

Перечень лекарственных средств весьма богат по ассортименту и включает различные препараты животного, растительного и минерального происхождения. Более всего почиталась вода Ганга. Самым священным цветком у индусов был Лотус - они считали его древним живым божеством на Земле. Драгоценные камни употребляли как укрепляющее средство. Золото считалось самым сильным укрепляющим средством, так же применялись свинец, олово, железо, ртуть, сурьма, мышьяк.

Знание ядов и противоядий было обязательно, ибо "враги раджи, злые женщины и неблагодарные слуги отравляют иногда пищу". В качестве перевязочных материалов использовались хлопок, камбий деревьев, шелк, волокна растений, кишечник животных (специальным образом обработанный).

Также наравне с лечением лекарственными препаратами в Древней Индии применялись различные оперативные методы лечения заболеваний, гигиенические мероприятия, прививки против оспы, так же использовалась изоляция больных при лечении заразных заболеваний. Индийские врачи могли ампутировать конечности тела, удаляли катаракту. При переломах и вывихах суставов использовали методы вправления, растяжения, наложения специальных шин.

Медицина и фармация Древней Индии оказала огромное положительное влияние на дальнейшее развитие фармации в соседних странах, откуда пошло дальше по всему миру.

Историю Древней Индии можно ус­ловно разделить на три периода: период хараппской цивилизации (III – начало II тысячелетия до н.э.), ведийский период (конец II – середина I тысячеле­тия до н.э.), классический период (вторая половина I тысяче­летия – IV в. н.э.).

Характерной чертой хараппской культуры является высокий уровень санитарного благоустройства городов. В этом отношении Индия значительно превосходила современные ей цивилизации Египта и Месопотамии. В одном из городов – Мохенджо-Даро – археологами обнаружены колодцы, бани, бассейн, система канализации. В последующие периоду истории Индии уровень санитарного строительства значительно снизился.

Считалось, что медицина создана богом Брахмой, от которого перешла к другим божествам – Агни (богу огня и возрождающейся жизни), близнецам Ашвинам (богам-врачевателям и хранителям здоровья) и др. К Ашвинам обращались, желая получить исцеление от болезней, богатство, долгую счастливую жизнь, победу в сражении, детей, избавления от злых сил. Им были известны чудотворные качества целебных и ук­репляющих растений и вод и предписывалось приготов­ление священного напитка бессмертия.

Медицинским преподаванием занимались особые на­ставники из высшего сословия. Один наставник мог одно­временно обучать не более 3-4 учеников. Обучение начи­налось с 12 лет и заканчивалось в 17-18 лет. Само препо­давание разделялось на теоретическое, которое проводи­лось под открытым небом, и практическое, состоявшее в курсах у постели больных и упражнениях в хирургичес­ких операциях. Кроме того, предпринимались экскурсии для собирания лекарственных растений.

От врача требовалось основательное знакомство со всеми отраслями медицины. За неправильное лечение врачи приговаривались к уплате штра­фа (штраф в наибольшем размере уплачивался за неправильное лечение царских чиновников).

Лечение проводилось в храмах, на дому у больных, или под открытым небом. При ис­следовании больного врач пользовался расспросом, тщательным исследованием при помощи органов чувств. Об исследовании пульса не упоминается.

Этиология сводилась к ненормальному дей­ствию пяти космических стихий (земли, воды, огня, воз­духа, эфира), которые становятся причинами болезней че­рез различное действие их на времена года, климат, через нарушение пропорциональных отношений этих стихий в нище. Главными причинами возникновения бо­лезней считались слишком обильная пища и питье, вредные местности, ветры, неопрятность одежды и жили­ща, а также недостаток или излишек движений, днев­ной сон, напряженные занятия, чрезмерный жар и холод.

Болезнь трактовалась как изменение или порчи органических жидкостей организма (желчи, воздуха, сли­зи). Поэтому система лечения основывалась на уменьше­нии или увеличении этих жидкостей. Роль врача своди­лась к восстановлению существовавшего до болезни рав­новесия с помощью лекарств, физических методов воз­действия (массаж, физические упражнения) и хирурги­ческих операций. По Сушруте, равновесие между жидко­стями организма достигается, во-первых, диетой, во-вто­рых лекарственными веществами (рвотными, слабитель­ными), очищающими тело изнутри и способствующими удалению из тела испорченных соков, а также потогон­ными средствами и ваннами, очищающими наружные покровы. Врач должен стараться содействовать усилиям природы. Так, рвотные средства реко­мендовалось употреблять раз в 2 недели, слабительные – раз в месяц, а кровопускания – 2 раза в год.

Древние индусы были весьма искусными в приго­товлении лекарств. Лекарства назначались в виде порош­ков, пилюль, отваров, мазей, паст, настоев, экстрактов, кашек, жженых средств, снаружи в виде втираний, жид­ких пластырей, обливаний, окуриваний, вдыханий.

Выше всего почиталась вода, особенно Ганга.

Из средств животного происхождения употреблялись:

кожа, ногти, волосы для окуривания помещений при лихорадке;

кровь при потере крови;

мясо в смеси с маслянистыми растительными ве­ществами – при истощении, нервных болезнях;

кости в виде золы в смеси с другими лекарствами – при нервных и детских болезнях, а также для окуривания;

масла и жиры применялись как наружное в виде вти­раний, внутрь – коровье масло при чахотке;

мозг – как наружное для втираний и внутрь – при исто­щении;

желчь считалась возбуждающим средством и ис­пользовалась при лихорадке, а также как наружное при глазных болезнях;

молоко как главное питательное средство в соеди­нении с различными отварами при детских и не­рвных болезнях, а в соединении с маслом – как наружное средство. Применялось ко­ровье, козье, верблюжье, овечье молоко и буйволицы.

моча как легкое слабительное при глистах и от­равлениях, водянке, желтухе, диспепсии;

помет, особенно коровий – как наружное при воспале­нии и изменении цвета кожи и также внутрь в смеси с другими лекарствами;

мед, яйца, шпанские мушки, пиявки.

Сушеная желчь рыб, козлов, буйволов, диких кабанов считалась возбуждающим средством.

Индусы обладали замечательными познаниями в об­ласти химии и одними из первых стали употреблять ми­неральные вещества в качестве лекарственных средств. Широко использовались селитра, едкий натр, черная соль (морская), бура, нашатырь, сера. Драгоценные камни (ал­маз, жемчуг, кораллы) употреблялись как укрепляющие, их давали в смеси с лимонным соком.

Золото считалось самым сильным укрепляющим сред­ством, оно разбивалось в тоненькие листочки, накалива­лось, затем его 6-7 раз гасили в масле или молоке. Таким же образом готовили: серебро, медь (ею лечили глазные бо­лезни) и железо (оно восстанавливало кровопотерю) для лечебного применения. Свинец, олово, цинк, сурьму, мышьяк в виде желто­го и белого вещества или мышьяковистой кислоты упот­реблялись при лечении кожных болезней, входили в со­став мазей.

Лекарства растительного происхождения составля­ли самый большой класс. Древнеиндийская фармакопея насчитывала их до 700 названий. Значительная их часть до настоящего времени используется в научной ме­дицине Индии. Растительные лекарства собирали и гото­вили сами врачи в специальные дни и часы, с произнесе­нием установленных молитв. Лекарства, при­готовленные не врачами, считались недействительными. Точно также они теряли силу от прикосновения больной женщины. При сборе растений обра­щали внимание на место произрастания. По мнению ин­дусов, целебные свойства растений происходят от солнеч­ных лучей, от грозы и дождя. Для отыскания хороших растений надо было странствовать по горам и лесам, учить­ся у пастухов и охотников.

В III в. до н.э. в Индии был издан закон о разведении лекарственных растений.

Сушрута делил все лекарства на два больших клас­са. К первому относились возбуждающие и укрепляющие средства, сюда же он причислял также слабительные и рвотные. Ко второму – лекарства, служащие для умень­шения возбуждающего действия испорченных соков и вос­становления их нормальных отношений. Сушрута разли­чал 39 лекарств для лечения болезней воздуха, 23 лекар­ства против болезней слизи и 20 против болезней желчи.

В зависимости от действия лекарства подразделялись на следующие группы:

потогонные (горячая вода, припарки, различные отвары);

слабительные. К двум последним группам относи­лись рвотный орех (чилибуха), кротоновое масло из семян кротонового кустарника, кунжут, сенна, ревень;

чихательные. Дым от сжигания волос, смол; пас­ты из черного перца и душистых деревьев втяги­вали в нос через трубку;

мочегонные в виде отваров или порошков;

слюногонные. Эти средства никогда не употребля­лись раньше 5-летнего возраста, главную роль иг­рали черный перец, кислые плоды, сухой имбирь;

вяжущие – употреблялись при поносах, язвах, кро­вотечениях;

укрепляющие – служили для освежения памяти и сохранения долголетия. Самым сильным средством считался напиток Soma.

От практического врача древнеиндийская медицина требовала основательного знания ядов (как растительных, так и животных). В отравлении выделяли 7 периодов, заканчивающихся смертью. Противоядием при этом слу­жили сначала холодная вода, затем употребление рвот­ных растений в виде отваров с медом, маслом, потом слабительных и чихательных средств.

Сушрута различал 80 видов ядовитых змей. Против змеиных укусов он разработал универсальный анти­дот из Assa foetida Citrus decumanus в смеси с солями, перцем, имбирем. В медицине Древней Индии употребля­лись яды и как лекарственные средства. Ядовитые лекар­ственные растения (дурман, аконит, опий) кипятили с молоком или водным настоем коровьего помета. Минеральные яды, такие как сулема, сернокислая медь давались в малых количествах в растворе при различных болезнях. Вообще запрещалось назначать яды больным моложе 10 лет и старше 80 лет. Яды давались внутрь в таком порядке: первый день в приеме величиной с горчичное зерно, прибавляя ежед­невно такое же количество в течение 7 дней и затем убав­ляя столько же в течение следующих 7 дней.

Для лечения детских болезней употреблялся специ­альный род пасты из сахара, меда, молока и масла. Более сильные лекарства требовали большой осторожности, смотря по консультации и природе ребенка.

Познания индусов о строении тела человека были самыми полными в древнем мире. Метод исследования основывался на мацерации тела умершего в проточной воде. Они различали: 500 мускулов, 900 связок, 300 костей, 107 суставов и т.д. Некоторые зоны – ладонь, подошвы, паховые – выделялись как особо важные.

Лучшие лекарственные растения доставлялись с Гималаев. Слава о целебных индийских растениях распространялась далеко. Их вывозили в Средиземноморье, Среднюю Азию, Южную Сибирь, Китай (алоэ, мускус, сандал, кинамон и др.).

Родовспоможение считалось самостоятельной областью врачевания. Описаны отклонения от нормального течения беременности, уродства плода, кесарево сечение.

Хирургия в древней Индии по своему мастерству и результативности была самой высокой в древнем мире. Тщательно соблюдали чистоту во время операций. Отлично владели инструментами, которые изготовляли из стали. Наточенные так, что ими можно было легко разрезать волос, они хранились в специальных деревянных коробках.

Описаны 76 глазных болезней и способы их лечения.

В Индии издавна развивались гигиенические традиции. Профилактика являлась одним из важнейших направлений врачевания. В тексте V века н.э. содержится описание вариоляции – оспопрививания (в Европе оспопрививание – вакцинация – была открыта Дженнером в 1796 г.).

Читайте также: