Ежегодный доклад уполномоченного по правам человека в новосибирской области

Обновлено: 01.06.2024

Приближается знаменательная дата – 220 лет Министерству юстиции Российской Федерации. Скажите, что лично для Вас значит Министерство юстиции?

- Сегодня Министерство юстиции обладает настолько масштабным объёмом полномочий, что трудно переоценить его предназначение. В его ведении находится деятельность Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, деятельность нотариальных и адвокатских палат, института независимой антикоррупционной экспертизы. Это Министерство ещё со времён деятельности первого министра юстиции Гавриила Романовича Державина стало выполнять роль правового каркаса нашего государства, его прочную основу.

В настоящее время в Министерстве служат эксперты и контролёры, регистраторы и нормотворцы, деятельность которых в том числе направлена на качественное улучшение процесса кодификации действующего законодательства. По большому счёту сложно назвать сферу, которая не соприкасается с работой органов юстиции, однако, если говорить о значении и роли юстиции, то это ведомство всегда ассоциировалось у меня с тремя ключевыми словами: государственность, законность, справедливость. И не случайно министерство юстиции называют ещё Министерством справедливости, главная цель которого – обеспечение правового порядка в стране, её национальной безопасности и, конечно, защита прав и свобод человека.

Институт Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области и Главное управление Минюста России по Новосибирской области связывают длительные отношения сотрудничества и взаимодействия. Расскажите, а как всё начиналось?

- Сразу отмечу, что с представителями территориального органа Минюста России я встречалась на различных мероприятиях и до того, как вступила в должность Уполномоченного по правам человека. Поэтому в 2014 году, будучи уже на посту омбудсмена, мы продолжили наше взаимодействие, закрепив его документально.

21 января 2014 года я и возглавляющий в то время Главное Управление Министерства юстиции РФ по Новосибирской области Александр Иванович Плотников подписали Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в области защиты прав и свобод человека. Стоит отметить, что это было первое Соглашение Уполномоченного по правам человека по организации взаимодействия с территориальными органами федеральных органов власти в нашей области. Оно стало по-настоящему рабочим документом: позволило более тесно взаимодействовать и оперативно решать возникающие вопросы, связанные с нарушением прав граждан, проводить совместную работу по совершенствованию законодательства о правах и свободах человека и гражданина, осуществлять информационное взаимодействие. Кроме того, наше сотрудничество включило в себя большую совместную работу по правовому просвещению жителей нашей области. Подписание Соглашения позволило расширить спектр наших деловых отношений, выработать новые формы сотрудничества и более эффективно применять их на практике.

Весомый вклад в развитие взаимодействия между институтом Уполномоченного по правам человека и Главным управлением Минюста вносит заместитель начальника Главного управления Вячеслав Игоревич Ковалевский. С самого начала работы сформированного мной Экспертного совета он входит в его состав и является одним из самых активных членов. Это касается как выступлений на заседаниях по актуальным вопросам правозащиты, так и выработки предложений и рекомендаций органам власти по улучшению ситуации в сфере прав человека.

К примеру, сегодня в рамках Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года у Министерства юстиции есть предложения по созданию специальной службы в рамках ФСИН России, которая будет на системной основе (но по индивидуальной программе) готовить людей, находящихся в местах лишения свободы, к освобождению, заниматься их социальной адаптацией, ресоциализацией и последующей реабилитацией.

Эти проблемные вопросы (как и пути их решения) мы не раз обсуждали на площадке Экспертного совета, на заседаниях рабочих групп и круглых столов. По одноименной тематике в 2019 году я подготовила специальный доклад с конкретными предложениями и рекомендациями.

Последние годы мы работали в условиях пандемии. Скажите, удаётся ли находить какие-то новые формы взаимодействия в этих условиях?

Что бы Вы могли пожелать органам юстиции (их сотрудникам) в этот юбилейный год?

- От души поздравляю руководителей и всех сотрудников Министерства юстиции с 220-летием. Являясь одним из ключевых федеральных органов исполнительной власти, Минюст обеспечивает защиту законных прав и интересов граждан, выступая проводником проводимых в стране реформ, носителем российских правовых традиций. Желаю всем здоровья, благополучия и дальнейших успехов на благо нашего Отечества!

Отдельные слова благодарности тем друзьям и коллегам из Министерства юстиции, с кем мне все эти годы посчастливилось работать. Спасибо за неравнодушие к судьбе жителей нашей области, за мастерство, профессионализм и верность профессии. Надеюсь на дальнейшее не менее эффективное сотрудничество и совместную работу по обеспечению гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории нашего региона.

Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области

Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Новосибирской

В ежегодном докладе отражены: - данные о количестве поступивших и

принятых к рассмотрению обращений, о результатах их рассмотрения Уполномоченным; - факты, установленные в ходе осуществления деятельности Уполномоченного; - анализ наиболее актуальных проблем; - выводы и предложения, основанные на анализе ситуации в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Новосибирской области; - сведения об органах власти Новосибирской области, иных государственных органах, органах местного самоуправления, муниципальных органах, их должностных лицах, допустивших нарушения прав и свобод человека и гражданина, и уклоняющихся от принятия мер по их восстановлению и защите. Помимо деятельности по обеспечению гарантий защиты и содействию восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина, в докладе представлена информация: - об организации деятельности Уполномоченного; - о создании и функционировании Экспертного совета по защите прав и свобод человека и гражданина; - об организации взаимодействия и сотрудничества Уполномоченного по вопросам соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; - об участии Уполномоченного в деятельности по правовому просвещению и информированию населения по вопросам прав и свобод человека и гражданина.

Количество обращений граждан к Уполномоченному по правам человека в

Новосибирской области (в 2014 году)

Территориальная принадлежность граждан, обратившихся к Уполномоченному

по правам человека в Новосибирской области в ходе личного приема (в 2014 году)

Результаты рассмотрения обращений граждан в ходе проведения личного

приема (в 2014 году)

Количество письменных обращений граждан (за 2014 год)

Кто чаще всего обращается к Уполномоченному по правам человека

- Представители наименее социально защищенных слоёв населения; - попавшие в трудную жизненную ситуацию; - принимающие меры по защите своих прав в судебном или административном порядке, но не согласные с решениями, принятыми по их заявлениям и жалобам, и не смирившиеся с ущемлением их конституционных прав; - пострадавшие от неправомерных действий должностных лиц органов власти, муниципальных органов, руководителей организаций, учреждений; - наиболее активные члены гражданского общества, пытающиеся повлиять на существующее положение вещей и изменить условия жизнедеятельности в лучшую сторону.

Тематика обращений, связанных с нарушением прав и свобод граждан

Обращения граждан, связанные с нарушением социальных прав и свобод

Обращения граждан, связанные с нарушением жилищных прав

- нарушение прав в сфере жилищно-коммунального хозяйства; - ущемление прав детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей; - ущемление прав малоимущих граждан; - нарушение прав военнослужащих, уволенных с военной службы; -нарушение прав граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; - ущемление прав многодетных, молодых семей, проживающих на территории Новосибирской области; - нарушение прав граждан при расселении их из ветхого и аварийного жилья; - ущемление жилищных прав инвалидов, ветеранов; - несогласие с порядком и очередностью предоставления нуждающимся гражданам жилых помещений из муниципального жилого фонда по договорам социального найма; - нарушение жилищных прав граждан, находящихся в местах лишения свободы.

Основные вопросы и проблемы в социальной сфере

- Права граждан на пенсионное обеспечение; - трудовые права граждан; - по вопросам трудоустройства и занятости населения; - право на предоставление конкретных мер социальной поддержки; - вопросы создания безбарьерной среды для граждан с ограниченными физическими возможностями.

Обращения граждан связанные с реализацией прав на охрану здоровья и

- Нарушения порядка и условий обеспечения лекарственными препаратами; - неоказание квалифицированной медицинской помощи, в том числе и первой медицинской помощи; - неоказание медицинской помощи лицам, содержащимся в местах лишения свободы; - несогласие с результатами медико-социальной экспертизы; - несогласие с качеством оказанной медицинской помощи; - необеспечение пациентов, больных сахарным диабетом, тест-полосками и иглами для шприц-ручек; - проблема территориальной недоступности медицинской помощи; - нехватка профильных специалистов; - несогласие с действиями (бездействием) конкретных специалистов в сфере здравоохранения, осуществляющих медицинское лечение.

Обращения граждан по вопросам нарушения прав несовершеннолетних

- Реализация жилищных прав несовершеннолетних (предоставление жилых помещений, выселение, расселение, условия проживания); - опека над несовершеннолетними; - определение порядка общения; - неисполнение решения суда о взыскании алиментов; - предоставление мест в дошкольном образовательном учреждении; - реализация права на образование; - предоставление бесплатного детского питания; - нарушение половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Обращения граждан по вопросам, связанным с нарушением прав и свобод

граждан, находящихся в местах ограничения и лишения свободы

- неоказание медицинской помощи; - нарушение санитарных норм; - длительное не направление документов заключенных на МСЭ; - нарушения режима и условий содержания; - неправомерные действия сотрудников администрации исправительных учреждений, представителей правоохранительных структур; - несогласие с решением суда, следственными действиями; - получение гражданства Российской Федерации; - регистрация брака между осужденными; - насилие над осужденными и необоснованное применение сотрудниками администраций исправительных учреждений специальных средств; -несогласие с этапированием в иное исправительное учреждение для дальнейшего отбывания наказания.

Обращения граждан, связанные с нарушением экономических прав и свобод

Обращения граждан в виде жалоб на неправомерные решения, действия

(бездействие) органов власти, органов местного самоуправления, иных организаций и их должностных лиц (766 обращений)

Взаимодействие и сотрудничество Уполномоченного по правам человека в

Правовое информирование граждан

Обращаю Ваше внимание, что в тексте ежегодного доклада указаны


Государственное автономное учреждение Новосибирской области стационарного социального обслуживания

Уполномоченный по правам человека в НСО

Основные задачи деятельности и компетенции Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области

Должность Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области является государственной должностью Новосибирской области, учреждаемой в соответствии с Уставом Новосибирской области в целях обеспечения гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина и их соблюдения органами государственной власти Новосибирской области, иными государственными органами, расположенными на территории Новосибирской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, муниципальными органами муниципальных образований Новосибирской области и их должностными лицами.

Деятельность Уполномоченного по правам человека осуществляется на основе принципов законности, независимости, справедливости, гуманности, открытости, объективности.

Основные задачи деятельности Уполномоченного по правам человека:

1) Обеспечение гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Новосибирской области;
2) Содействие восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина на территории Новосибирской области;
3) Содействие совершенствованию законодательства Новосибирской области в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) Участие в деятельности по правовому просвещению в области прав и свобод человека и гражданина;
5) Участие в межрегиональном сотрудничестве в области защиты прав и свобод человека и гражданина и содействие его развитию;
6) Информирование населения Новосибирской области о соблюдении и защите на территории Новосибирской области прав и свобод человека и гражданина и своей деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина.

Полномочия Уполномоченного по правам человека:

1) Рассмотрение обращений граждан Российской Федерации и находящихся на территории Новосибирской области иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе жалоб на решения, действия (бездействие) органов государственной власти Новосибирской области, государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных органов, их должностных лиц при условии, если ранее гражданин не обжаловал эти решения, действия (бездействие) в судебном порядке;
При поступлении Уполномоченному по правам человека жалобы на решения, действия (бездействие) организаций (различных организационно-правовых форм) и общественных объединений Уполномоченный по правам человека разъясняет гражданам порядок обжалования указанных решений, действий (бездействия);

3) Внесение в органы государственной власти Новосибирской области, иные государственные органы Новосибирской области, органы местного самоуправления, муниципальные органы, их должностным лицам представления об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина;

4) Направление заключений, подготовленных по результатам рассмотрения обращений граждан, органам государственной власти, государственным органам, органам местного самоуправления, муниципальным органам, их должностным лицам, допустившим нарушения прав и свобод человека и гражданина;

5) Подготовка ежегодных и специальных докладов Уполномоченного по правам человека и их представление в Законодательное Собрание Новосибирской области, Губернатору Новосибирской области;

6) Внесение предложений Законодательному Собранию Новосибирской области о рассмотрении вопросов о нарушениях прав и свобод человека и гражданина в Новосибирской области;

7) Осуществление иной деятельности, направленной на защиту прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.

В соответствии с федеральным законодательством вмешательство Уполномоченного по правам человека в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную, судебную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях не допускается.

При осуществлении своей деятельности Уполномоченный по правам человека пользуется следующими гарантиями:

1) Безотлагательно быть принятым по вопросам своей деятельности должностными лицами органов государственной власти Новосибирской области, иных государственных органов Новосибирской области, органов местного самоуправления, муниципальных органов;

2) Беспрепятственно посещать по вопросам своей деятельности органы государственной власти Новосибирской области, иные государственные органы Новосибирской области, органы местного самоуправления, муниципальные органы, государственные учреждения Новосибирской области и муниципальные учреждения;

3) Запрашивать и получать от органов государственной власти Новосибирской области, иных государственных органов Новосибирской области, органов местного самоуправления, муниципальных органов, их должностных лиц необходимые сведения, документы, материалы и разъяснения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и свобод человека и гражданина;

4) Получать пояснения от органов государственной власти Новосибирской области, иных государственных органов Новосибирской области, органов местного самоуправления, муниципальных органов, их должностных лиц по обстоятельствам, подлежащим выяснению в ходе проверки обращения;

5) Привлекать экспертов и специалистов для осуществления отдельных видов работ, требующих специальных знаний.

Как обратиться к Уполномоченному по правам человека в Новосибирской области

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения (заявления, жалобы), далее по тексту — обращения.

Письменные обращения направляются почтовой связью или передаются лично в канцелярию, расположенную по адресу: 630011, город Новосибирск, улица Кирова, дом 3, кабинет 110.

Письменное обращение, адресованное Уполномоченному по правам человека в Новосибирской области, должно содержать: фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) и адрес заявителя по которому должен быть направлен ответ (желательно указать номер телефона для оперативной связи), изложение существа решения или действия (бездействие), нарушающего по мнению заявителя его права или свободы (фактические обстоятельства нарушения или ограничения прав и свобод, личная заинтересованность в устранении таких нарушений, а не общие рассуждения о недостатках в деятельности тех или иных органов и должностных лиц), а также дату и личную подпись заявителя. К обращению могут быть приложены копии документов, подтверждающих обстоятельства указанные в обращении и доводы заявителя о нарушении его прав, свобод, законных интересов.

В обращении желательно сообщить, какую помощь от Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области надеется получить заявитель.

Анонимные обращения не рассматриваются.

Уполномоченный по правам человека в Новосибирской области Шалабаева Нина Николаевна проводит личный прием граждан по предварительной записи.

При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность.

Образец обращения

по правам человека

в Новосибирской области

Шалабаевой Нине Николаевне

от Иванова Ивана Ивановича,

проживающего по адресу:

630049, г. Новосибирск,

ул. ХХХХХХХХХ, д. ХХ, кв. ХХХ,

контактный телефон: ХХХ-ХХ-ХХ

Обращение (заявление, жалоба)

Опишите кратко сущность возникшей проблемы в реализации Ваших прав. Изложите существо решения, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, нарушивших или нарушающих, по Вашему мнению, Ваши права и свободы. Ссылаясь на решения, действия (бездействие) органов власти или должностных лиц, необходимо указывать, когда это произошло.

Напишите, какие меры по защите своих прав Вы предприняли самостоятельно. Укажите, почему, на Ваш взгляд, действия, предпринятые органами власти, не привели к решению вопроса по существу.

Приложение (при наличии)

Дата в формате (день, месяц, год) _______________

Обратите внимание!

В соответствии с федеральным законодательством вмешательство Уполномоченного по правам человека в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную, судебную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях не допускается.

— принять его к рассмотрению;

— разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

— передать обращение органу государственной власти, государственному органу, органу местного самоуправления, муниципальному органу или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение обращения по существу;

— отказать в принятии обращения к рассмотрению.

В случае отказа в принятии обращения к рассмотрению, Уполномоченный обязан указать причины отказа.

Решение Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области об отказе в приеме обращения к рассмотрению не является препятствием для подачи аналогичного обращения к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законодательством.

2020 год навсегда войдет в историю событиями непреходящего значения как для России, так и для всего мирового сообщества: коренные изменения Конституции Российской Федерации, направленные на укрепление гарантий социальных прав граждан, суверенитета и основных ценностей нашего государства и общества, 75-летие окончания Второй мировой войны и Великой Отечественной войны - самой разрушительной и жестокой за все время существования человечества, наиболее масштабной по нарушению прав человека, когда само понятие "права человека" было растоптано и уничтожено (превращено в пыль), 75-летие образования ООН и 70-летие принятия Конвенции о защите прав человека и основных свобод. И, конечно же, этот год останется в памяти миллиардов людей нашей планеты как год пандемии COVID-19, борьбы за спасение людей от заражения коронавирусом, изменения привычного образа жизни, переформатирования сознания и всех систем общественного бытия, а также механизмов и инструментариев соблюдения и защиты прав человека и гражданина.

Эти события в значительной степени детерминировали перезагрузку и всей деятельности института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации (далее - региональные уполномоченные или уполномоченные в субъектах Российской Федерации), включая формы и контент работы.

В представляемом докладе изложены взгляды Уполномоченного на ситуацию с правами человека в России и в мире в системе координат современных реалий, в концентрированном виде показаны проблемы на правочеловеческом треке и представлены возможные пути их решения, подводятся итоги работы за нелегкий и во многом судьбоносный 2020 год.

Общее падение уровня жизни, увеличение безработицы, сложности передвижения и публичного выражения своих прав, цифровое неравенство и сужение личного пространства - все это стало реалиями сегодняшнего дня. Особенно тяжело эти обстоятельства отразились на наиболее уязвимых слоях населения: людях старшего поколения, многодетных семьях, инвалидах и других.

В условиях борьбы с новой коронавирусной инфекцией в нашей стране была по сути создана принципиально новая система прав на социально- экономическую поддержку, которую установило государство для широких слоев населения на время пандемии и в посткарантинный период: отсрочки по налогам, кредитам и страховым взносам, льготные кредиты, арендные каникулы, мораторий на банкротство, социальная поддержка семей с детьми и тех, кто потерял работу, субъектов малого и среднего предпринимательства, застройщиков и туроператоров, смягчение требований в лицензировании и в иных разрешительных процедурах, освобождение от штрафов за просрочку оплаты услуг ЖКХ, страховые и стимулирующие выплаты медицинским работникам и гражданам, принявшим на патронаж инвалидов и престарелых людей, отмена оформления специального продления патентов, разрешений на временное проживание и других документов, легализующих нахождение иностранных граждан на территории России, и многие другие.

Острая востребованность в помощи института государственной правозащиты человека стала ощущаться с первых дней пандемии. На специально организованную горячую линию и по электронной почте в этот период к нам поступило около трех тысяч обращений. Они были крайне эмоциональными, наполненными тревогой, а порой и отчаяньем. Особенно когда дело касалось потери работы, невозможности вернуться на Родину из других стран из- за закрытых границ или, напротив, выехать с территории России к месту постоянного проживания и воссоединиться с семьей, сложностей в обеспечении для детей- школьников дистанционного обучения ввиду отсутствия в доме компьютеров для каждого ребенка, оказания срочной медицинской помощи, недопусков адвокатов к лицам, находившимся под стражей, и т.д.

Несмотря на то что сотрудники Аппарата Уполномоченного также перешли на дистанционную форму работы, выполняя предписания о самоизоляции, рассмотрение и принятие мер по обращениям граждан не останавливались ни на один день. По видео- конференц- связи велся личный прием, большая доля переписки стала осуществляться по электронной почте. В результате удалось добиться восстановления прав свыше 5 тыс. человек только по обращениям, поступившим на горячую линию.


В таком же режиме трудились и региональные уполномоченные. Они проводили масштабную работу по соблюдению и защите прав человека в условиях стремительного распространения COVID-инфекции. Укрепление взаимодействия между уполномоченными позволило не только не снизить результативность в решении вопросов по оказанию помощи людям в защите прав, но и, напротив, улучшить эти результаты.

Всего в 2020 году удалось оказать содействие в защите прав по 1701 обращению 6492 гражданам. А вместе с неопределенным кругом лиц, т.е. когда, например, по одному обращению оказывалась помощь всем жильцам аварийного дома или целой группе лиц, содержащихся в лечебном учреждении, доме ветеранов, психоневрологическом интернате и т.д. - около 500 тыс. гражданам.

На этом фоне проявились морально устаревшие, не отвечающие современным потребностям законодательные акты, как, например, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также отсутствие в законах и подзаконных актах норм, регулирующих правоотношения в условиях ограничительных мер, вводимых в связи с пандемией или другой чрезвычайной ситуацией. В настоящем докладе содержатся предложения и рекомендации государственным органам по этому поводу, сформулированные на основе примеров конкретных жизненных ситуаций, которые нам пришлось разрешать в наиболее острые фазы действия режимов ограничительных мер.

Кроме того, нам удалось, как представляется, не снизить темпы в работе и по другим направлениям: в области международного сотрудничества, правового просвещения, законотворчества и координации деятельности региональных уполномоченных.

В непростых условиях, под натиском угроз современности обязанностью всех демократических сил является укрепление правозащитного инструментария как на международном, так и на национальном уровнях. Этим целям была подчинена и деятельность Уполномоченного, направленная на развитие форм правозащитной дипломатии, консолидацию национальных институтов защиты прав человека на двусторонней и многосторонней основах. Нами была организована и проведена IV Международная научно- практическая конференция "Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов", в работе которой приняли участие более 80 человек, среди которых зарубежные омбудсмены из 18 государств, представители 6 международных организаций, 2 заседания Евразийского Альянса Омбудсменов (в апреле 2020 года, посвященное 75-летию победы в Великой Отечественной войне, и в ноябре 2020 года - по вопросам защиты прав человека в условиях COVID-19), подписан меморандум о сотрудничестве с омбудсменом Катара, проведены встречи с Генеральным секретарем Совета Европы М. Пейчинович-Бурич, Комиссаром Совета Европы по правам человека Д. Миятович.

На правопросветительском направлении были проведены все без исключения традиционные мероприятия. Реализовано 12 масштабных правопросветительских проектов. Среди них: Всероссийский единый урок по правам человека, охвативший впервые студентов вузов; интерактивный просветительский проект "Школа правозащитников: учиться и действовать"; Всероссийский социально-ориентированный проект "Правовой марафон для пенсионеров"; Всероссийский конкурс "Инновационные технологии в правовом просвещении по вопросам прав и свобод граждан, форм и методов их защиты"; в интернет- формате впервые был запущен "Правозащитный диктант" для студентов вузов и другие. В дека бре 2020 года состоялась очередная церемония награждения медалью Уполномоченного "Спешите делать добро".

Законотворческая активность в 2020 году была ознаменована не только изменениями в Конституцию Российской Федерации, о которых говорилось в первых строках вступительного слова, но и принятием многочисленных законов, направленных на укрепление гарантий прав граждан буквально во всех сегментах общественной жизни.


Продолжала развиваться и укрепляться правоприменительная практика института региональных уполномоченных, осуществлялись ротации омбудсменов в субъектах Российской Федерации, которым предшествовала процедура согласования соответствующих кандидатов на эту должность. Был проведен Всероссийский координационный совет по вопросам защиты прав граждан в условиях пандемии.

2020 год позволяет подвести и итоги моей пятилетней работы в должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Еще придет время более объемному и глубокому по содержанию описанию этого непростого, но, как представляется, вполне результативного периода в истории института Уполномоченного и, конечно же, моей жизни.

Если же говорить о прошедшей пятилетке прав человека в самом сжатом виде, языком цифр и юридических фактов, то следует отметить, что за это время к нам поступило свыше 200 тыс. обращений, более 20 тыс. граждан пришли на личный прием.

Пройден огромный путь по укреплению системы реальной защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе с помощью использования новых механизмов. Мы всегда помним, что за каждым обращением стоят судьбы людей, горе и страдания, годы мытарств по разным инстанциям в поисках истины и справедливости.

Вместе с сотрудниками рабочего аппарата - командой профессионалов и сподвижников благодаря достаточно обширному инструментарию, предоставленному Уполномоченному Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", по каждому обращению проводилась большая кропотливая работа. В случае установления нарушений прав человека использовались все возможности, чтобы их устранить и восстановить справедливость.

В общей сложности за прошедшие 5 лет Аппарат Уполномоченного оказал содействие более чем миллиону граждан, в том числе по резонансным делам. В частности, речь идет об освобождении К. Вышинского, М. Бутиной, И. Голунова и других.

Высшей наградой за эту работу являются благодарности людей, которым удалось помочь на основе конструктивного взаимодействия с компетентными органами. Например, от российских моряков, освобожденных из пиратского плена в Нигерии, от эвенков, проживающих на Байкале, в связи с отменой им запрета на вылов омуля, от 6 тыс. строителей космодрома "Восточный", которым была погашена задолженность по заработной плате, от членов экипажа судна "Норд", более полугода удерживаемых на Украине без малейших на то оснований, от жителя села Ворга в Смоленской области (в отношении него отменили незаконный отказ в регистрации кандидатом в районные депутаты), от чернобыльца, наконец получившего квартиру, и многих других.

Наряду с рассмотрением обращений граждан непрерывно осуществлялась работа по совершенствованию законодательства, итогом которой становились решение системных правовых проблем и закрепление механизмов упреждения нарушений и защиты прав неограниченного круга лиц. Установление права осужденных на перевод в исправительное учреждение вблизи места жительства или места жительства их родственников; введение зачета времени содержания под стражей до вступления в силу приговора суда при определении срока отбывания наказания в виде лишения свободы; установление гарантий защиты прав добросовестных приобретателей недвижимости; определение порядка учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, - вот лишь некоторые результаты законопроектной работы, в которой институт Уполномоченного принял непосредственное участие. Нередко такая деятельность требовала многолетних совместных усилий с органами государственной власти, научным и правозащитным сообществами.

Удалось решить одну из главных задач, которая стояла передо мной как перед федеральным омбудсменом несколько лет, - подвести деятельность региональных уполномоченных под прочную, единую законодательную основу.

За эти годы выстроена разветвленная система правопросветительской работы, ориентированной на различные категории граждан и возрастные группы населения. Аппаратом Уполномоченного за 2016-2020 годы организовано порядка 500 мероприятий по правовому просвещению. Одним из наиболее масштабных стал Единый урок по правам человека, проводимый ежегодно с 2017 года. За это время в нем приняли участие более 27 млн школьников и студентов.

С 1 февраля 2019 г. на базе Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) действует созданный при поддержке Президента Российской Федерации Научно- образовательный центр по правам человека, который не только содействует научному и методическому обеспечению деятельности омбудсмена, но также организует обучение уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, государственных служащих их аппаратов, членов общественных наблюдательных комиссий.

Одним из результатов пятилетней работы стало укрепление международных связей, что особенно важно в условиях геополитических противоречий и конфликтов, характерных для современного мира. Выстроены каналы взаимодействия Уполномоченного со структурами в рамках ООН и Совета Европы, осуществлялось тесное сотрудничество с омбудсменами зарубежных государств. С 2017 года дан старт работе Евразийского Альянса Омбудсменов, учредителями которого выступили омбудсмены трех государств: России, Армении и Киргизии. На сегодняшний день он насчитывает 8 участников. Альянс позволяет объединить усилия государственных правозащитников в деле обмена опытом и, что особенно важно, защиты прав конкретных граждан, попавших в беду.

Многосторонняя и двусторонняя правозащитная дипломатия стала действенным инструментом для отстаивания нарушенных за рубежом прав россиян и соотечественников. Ярким примером может служить участие Уполномоченного в российско- украинском обмене заключенными, в результате которого в Россию в 2019 году вернулись 35 граждан, а также состоявшийся в 2018 году обмен российскими и украинскими рыбаками рыболовецкого судна "Норд" с российской стороны и судна "ЯМК-0041" - с украинской.


Работа уполномоченных по правам человека сегодня как никогда востребована и получила признание среди граждан, о чем свидетельствуют и опросы общественного мнения. Всякий раз, когда удается помочь людям и изменить правила жизни в их пользу, я чувствую за этим не просто перемену к лучшему, но ощущаю институт омбудсмена частью будущего. Того, в котором человек - нет, не застрахован от нарушения своих прав, так не бывает в жизни, мы живем и будем жить в условиях конфликта интересов, - но в котором он может рассчитывать на объективное и беспристрастное установление истины по своему делу, на уважение его прав и реальную возможность восстановления их в случае нарушения.

Прошедшие пять лет и особенно 2020-й год показали, что права человека наиболее эффективно защищены там, где общество и государство не только умеют слушать и слышать друг друга, но и объединяют свои усилия ради достижения высокой цели. Возможно, для меня как Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в этом и заключается главный вывод доклада, который предлагается вашему вниманию.

В представленном докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации сохраняется преемственность с докладами прошлых лет.

Как и прежде, в нем приведены: тематическая статистика, инфографика о динамике состояния дел в сфере прав человека, актуальная информация о системных проблемах защиты прав и свобод человека и гражданина в России, о мерах, которые были приняты в целях обеспечения их гарантий, соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Доклад состоит из вступительного слова, 10 глав, объединяющих 32 параграфа.

Традиционно он завершается рекомендациями и предложениями, адресованными государственным органам власти в целях принятия мер, направленных на совершенствование законодательства и правоприменительной практики для повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина.

По аналогии с прошлым годом во избежание значительного увеличения объема доклада в качестве самостоятельного издания выпущен сборник лучших практик Уполномоченного и Аппарата по оказанию содействия в защите прав человека 1 .

В заключение хотела бы поблагодарить служащих Аппарата Уполномоченного за многолетнюю добросовестную работу, неравнодушное отношение к делу и проблемам, с которыми к нам обращаются люди, слаженность коллектива и профессионализм.

Выражаю также свою искреннюю благодарность членам Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, моим коллегам - региональным омбудсменам, представителям правозащитного сообщества, государственным учреждениям и общественным объединениям, оказавшим содействие в подготовке настоящего доклада.

Читайте также: