Этикетные формулы речи доклад

Обновлено: 05.07.2024

Согласно определению, этикет – это совокупность принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности. Поскольку общение играет важную роль в жизни человека и также является одним из видов его деятельности, то при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета. Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения. В последнее время принято считать, что правильно и красиво говорить вовсе не является обязательным для каждого из нас, слыша об этикете, мы представляем что-то устаревшее и старомодное. Однако искусство красноречия и этикета в общении играет важную роль в жизни человека.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………… 3
Факторы, определяющие формирование речевого этикета ……………………4
Формулы речевого этикета. Основные группы формул речевого этикета ………5
Речевые формулы, относящиеся к началу общения ………………………..5
Речевые формулы, характерные для основной части общения ……………7
Речевые формулы, используемые в конце общения ………………………..8
Заключение ………………………………………………………………………….. 9
Список литературы ………………………………………………………………….10

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат. Бегунов.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Брянский государственный университет

ФОРМУЛЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ФОРМУЛ

студент 1 курса 5 группы ФМФ

Бегунов Михаил Игоревич

  1. Введение …………………………………………………………………………… 3
  2. Факторы, определяющие формирование речевого этикета ……………………4
  3. Формулы речевого этикета. Основные группы формул речевого этикета ………5
    1. Речевые формулы, относящиеся к началу общения ………………………..5
    2. Речевые формулы, характерные для основной части общения ……………7
    3. Речевые формулы, используемые в конце общения ………………………..8

    Согласно определению, этикет – это совокупность принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности. Поскольку общение играет важную роль в жизни человека и также является одним из видов его деятельности, то при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета. Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.

    В последнее время принято считать, что правильно и красиво говорить вовсе не является обязательным для каждого из нас, слыша об этикете, мы представляем что-то устаревшее и старомодное. Однако искусство красноречия и этикета в общении играет важную роль в жизни человека. Они напрямую влияют на личный и профессиональный рост человека, построение крепких семейных и дружеских отношений.

    В этой работе будут рассмотрены основные группы формул речевого этикета и сами формулы, зная и руководствуясь которыми, мы сможем создать благоприятный климат для взаимоотношений, что способствует эффективности, результативности деловых отношений.

    1. Факторы, определяющие формирование речевого этикета

    Слово “этикет” пришло в наш язык из Франции, французское слово “etiquette” буквально означает этикетка, надпись. В привычном для нас значении это слово впервые было употреблено при дворе Людовика XIV, короля Франции, когда гостям были розданы карточки со сводом правил и указаний о том, как себя нужно вести.

    Принято считать, что этикет появился в Англии и Франции, где зародились традиционные моральные правила и манеры поведения, но это не так. Исторической родиной этикета является Италия. Именно там еще в XIV веке сложились первые нормы и правила поведения людей в обществе. В России этикет появился лишь в XVI веке.

    Знание речевого этикета очень полезно для людей, так называемых, лингвоинтенсивных профессий, т.е. тех, в которых общение с людьми играет значимую роль, особенно в настоящее время. Таковыми, например, являются: политики, педагоги, врачи, юристы, менеджеры, журналисты, работки сферы обслуживания и т.д.

    Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно.

    Рассмотрим основные факторы, которые влияют на формирование речевого этикета.

    1. Особенности партнеров общения. Согласно этому фактору любой речевой этикет строится на основании ряда особенностей, присущих партнерам общения. К ним относятся: социальный статус субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальность, вероисповедание, возраст, пол, характер.
    2. Ситуация общения. На формирование речевого этикета также влияет ситуация, при которой происходит общение. Так, например, могут наблюдаться различия в речевом этикете при взаимодействии объектов общения на конференции, симпозиуме или при обычной встрече на улице.

    Следует заметить, что существует еще один фактор, влияющий на формирование речевого этикета, который ранее не был назван. Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ, нация создали свою собственную структуру нормативного общения. Простым примером этому может послужить употребление личных местоимений второго лица единственного числа ты и Вы в русском и английском языках.

    Выбор той или иной формы зависит от двух основных факторов формирования этикета общения: от социального положения собеседников, характера их отношений, от официальной / неофициальной обстановки. Такие речевые особенности наблюдаются в русском языке. В английском есть только одно местоимение второго лица единственного числа – you, которое по отношению ко всем переводится – Вы.

    Итак, учет факторов, которые формируют и определяют речевой этикет, знание и соблюдение норм речевого этикета, создает благоприятный климат для взаимоотношений, способствует эффективности, результативности деловых отношений.

    1. Формулы речевого этикета. Основные группы формул речевого этикета

    В основе речевого этикета лежат формулы речевого этикета. Что же это такое?

    Формула речевого этикета – это определенные фразы, слова, устойчивые выражения, которые применяются при разговоре. Как правило, любой разговор состоит из трех стадий: 1) начало общения; 2) основная часть разговора; и 3) его заключительная часть. Поэтому формулы речевого этикета делятся на три следующие основные группы:

      • речевые формулы, относящиеся к началу общения;
      • речевые формулы, характерные для основной части общения;
      • речевые формулы, используемые в конце общения.

      Рассмотрим каждую группу формул речевого этикета поподробнее.

        1. Речевые формулы, относящиеся к началу общения

        Любой разговор начинается с вербального или невербального приветствия. Согласно этикету младшие первыми здороваются со старшими, мужчины первыми приветствуют женщин, младшие по должности – более старших.

        • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
        • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

        Речь – одна из главных характеристик, по которым можно определить степень образованности человека, его причастность к той или иной культуре. По тому как человек общается можно определить уровень его самооценки, понять, как он себя позиционирует в обществе, как относится к окружающим его людям. Подобная совокупность правил поведения, которые касаются внешнего проявления отношения к людям (т.е. поведение в обществе, внешний вид человека, то как он обходится с другими, манеры и т.д.) называется этикетом. Именно этикет определяет то, как ведёт себя человек.

        Общение является одной из наиболее важных сфер деятельности человека. Именно при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета, который незримо, но все же оказывает сильное влияние на наши жизни. Речевой этикет представляет собой выработанные правила речевого поведения, системы речевых формул общения.

        При подготовке реферата моей целью было выяснить, какие именно формулы лежат в основе речевого этикета. Исходя из поставленной цели, я вывела для себя несколько задач:

        - выявить какие факторы определяют формирование и использование речевого этикета;

        - рассмотреть проблему культуры общения и обозначить основные формулы речевого этикета;

        - подробно ознакомиться с видами речевого этикета.

        Сегодня считается, что красивая грамотная речь не является обязательным атрибутом в жизни каждого из нас, поэтому проблему речевого этикета я считаю особенно актуальной в XXI веке, когда чтение книг и упражнения в красноречии становятся всё менее популярны.

        Одним из важнейших достоинств быть человеком является возможность общения с себе подобными. Концепция культуры общения, культуры речевого этикета входит в состав понятия о культуре в целом.

        Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом, охватывающим все способы выражения доброжелательного отношения к собеседнику. Богатство языковых средств позволяет выбрать ту форму общения, которая наилучшим образом подходит для той или иной речевой ситуации, помогает задать дружеский или формальный тон беседы.

        Выражение речевого этикета приятно каждому из нас так же как оскорбительно его несоблюдение. Но почему так происходит? Попробуем разобраться вы признаках речевого этикета, которые объяснят его социальную значимость:

        1. Первый признак. Общество негласно требует исполнения предписаний этикета. Социальная заданность ритуалов вежливости воспитывается в людях с самого детства. А если человек хочет принадлежать к какой-либо социальной группе, ему следует примерить на себя модель поведения, обязательную для того или иного сообщества.

        3. Третий признак. Некоторые действия невозможно выполнить молча. У человека получится без слов погулять или поплавать без слов, но пообещать, попросить или спросить что-то, не привлекая такой инструмент речи как язык, он не сможет.

        4. Четвертый признак. Речевой этикет тесно связан с категорией вежливости. Обходительность и почтительность нужно обязательно выражать, чтобы показать другому человеку ваше хорошее отношение. Для этого следует прибегать в речи, не забывая о речевом этикете. В противном случае, вся уважительность останется нереализованной.

        Рассмотрим основные факторы, влияющие на формирование речевого этикета:

        1. Особенности сотрудничества. В общении могут прослеживаться различия в речевом этикете у людей разных возрастов, социальных статусов и пр. Во внимание следует брать и национальность, и профессию, и религию, и характер собеседника.

        2. Ситуация, при которой происходит общение. Это также влияет на формирование речевого этикета. Во каждой культуре имеется собственная структура нормативного общения. Речевой этикет – важный элемент культуры нации, он является составной части культуры поведения и общения. Являясь частью культуры, речевой этикет каждого народа несет в себе определенный национальный смысл.

        Таким образом, речевые особенности учитывают факторы, определяющие формирование речевого этикета, которые, в своём большинстве, уникальны, но сходятся в одном – знания и соблюдения норм общения помогают установить с разными людьми одинаково тёплые дружеские или формальные отношения. Речевой этикет - важный элемент всякой национальной культуры.

        Формулы речевого этикета разделяют на три основные группы:

        - речевые формулы, относящиеся к началу беседы, знакомства, приветствия;

        - речевые формы основной части разговора;

        - речевые формулы, завершающие беседу.

        Часть 1. Начало беседы, знакомство, приветствие.

        Согласно этикету, младшие первыми здороваются со старшими, мужчины первыми приветствуют женщин.

        Использование этикетных речевых оборотов помогает собеседникам установить контакт, наладить взаимопонимание, создать благоприятную психологическую обстановку, поддерживать общение в определенной тональности [2].
        Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкость из за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих .
        В данной работе мы описали этикетные формулы русской речи.

        Содержание

        Введение. 2
        1. Этикет. Речевой этикет. История. Общие понятия. 3
        2. Этикетные формулы русской речи 5
        2.1. Приветствие. Обращение 6
        2.2. Знакомство 8
        2.3. Прощание. 8
        2.4. Приглашение. Поздравление. Соболезнование. 9
        2.5. Благодарность, похвала, комплимент. 10
        2.6. Извинение 12
        2.7. Эвфемизация речи. 13
        2.8. Приказ, предложение, просьба 13
        2.9. Телефонный разговор 15
        Заключение 17
        Список литературы 18

        Вложенные файлы: 1 файл

        Речевая_коммуникация.doc

        ______________________________ ______________________________ ______

        Министерство образования и науки Российской Федерации

        Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

        КАФЕДРА БИЗНЕС - технологий

        На тему: Этикетные формулы русской речи.

        Введение.

        Важным компонентном культурной речи является речевой этикет. Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения. Речевой этикет — неотъемлемый элемент культуры народа, продукт культурной деятельности. В речевом этикете отражается исторический опыт народа, нравственное состояние общества, его моральные устои [1].

        Быть вежливым и стремится не обидеть, не задеть словами партнера по общению — это то, чему учится человек через этикетные формулы.

        Использование этикетных речевых оборотов помогает собеседникам установить контакт, наладить взаимопонимание, создать благоприятную психологическую обстановку, поддерживать общение в определенной тональности [2].

        Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкость из за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих [2].

        В данной работе я описала этикетные формулы русской речи.

        Этикет. Речевой этикет. История. Общие понятия.

        Этика — это философское учение (объектом которого является мораль), объясняющее и описывающее происхождение и природу нравственности, структуру и социальные функции этого явления. Это наука, ориентированная на повседневные нужды человеческой жизни.

        Таким образом, этикет является по существу конкретизированным выражением положений этики общения. [3]

        Под речевым этикетом понимается разнообразные правила речевого поведения, система речевых формул общения. Речевой этикет — неотъемлемый элемент культуры народа, продукт культурной деятельности человека и необходимый элемент такой деятельности. В речевом этикете отражается исторический опыт народа, нравственное состояние общества, его моральные устои.

        Использование этикетных речевых оборотов помогает собеседникам устанавливать контакт, наладить взаимопонимание, создать благоприятную психологическую обстановку, поддержать общение в определенной тональности. Напротив, нарушение речевого этикета в уставившихся отношениях вызывает психологического свойства, меняющие намерения говорящего и реакцию слушающего.

        Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих. [3]

        Этикетные формулы русской речи

        JI. П. Якубинский пишет: «Говорение в связи С определением деленными шаблонами быта влечет образование целых шаблонных фраз, как бы прикрепленных к данным бытовым положениям и шаблонным темам разговора . Совершенно очевидно, что такой тип фразы должен быть определенномпротивопоставлен другому, где на лицо известное комбинирование. Не приходится подчеркивать, насколько важно для языкознания, в частности для учения о фразе, различение отмеченных двух типовых фраз. [14]

        Особенностью каждого языка являются формулы речевого этикета — способы выражения наиболее частых социально значимых коммуникативных намерений, характерной для каждой конкретной ситуации, закрепившихся в речевой практике закрепившиеся в речевой практике и ставшие типичными, ритуальными. [7]

        Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную в соответствии с этим в русском языке исторически сложились формулы речевого этикета. [1.1.]

        Приветствие. Обращение

        Приветствие и обращение задаю тон всему разговору. В зависимости от социальной роли собеседников, степень близости выберется ты-общение или вы-общение и соответственно приветствие здравствуй или здравствуйте, добрый день или привет, салют и т. п. Важную роль играет так же ситуация обращения. [3]

        Приветствие — это проявление уважения к собеседнику (к знакомому, а иногда и незнакомому) при встрече. [4]

        В русском языке основное приветствие — здравствуйте. Оно восходит к старославянскому глаголу здравствовать, что означает быть здравым т. е. здоровы. [9]

        Здороваться — значит подтверждать знакомство, подчеркивать хорошее отношение к адресату, желать ему здоровья. В зависимости от ситуации общения выбирается форма приветствия: Доброе утро (день, вечер)!, Здравствуй(те)!, Позвольте поприветствовать Вас!, Привет!, Салют!, Рад видеть!, Как жизнь?, и прочее. [4]

        В случае когда необходимо провести ритуал приветствия в деловом стиле, необходимо использовать следующие этикетные формулы: Приветствую вас!. Разрешите Вас приветствовать!, Рад(а) приветствовать Вас. [10]

        Независимо от индивидуальных характеристик все деловые люди активно используют нейтральные формулы Доброе утро. Добрый день, Добрый вечер.

        Обращение выполняет контактоустанавливающую функцию, является средством интимизма, поэтому на протяжении всей речевой ситуации обращение следует произносить неоднократно; это свидетельствует и о добрых чувствах к собеседники, и о внимании в его словам. [3]

        Знакомство

        Знакомство — это установление отношений между собеседниками для дальнейшего общения на более или менее длительное время. [11] Знакомство может подразумевать наличие или отсутствие посредника, при этом речевые формы будут существенно различаться: Позвольте познакомится!, Позвольте Вас представить!, Разрешите Вас познакомить! Познакомитесь! , Будьте знакомы!, Прошу любить и жаловать!. [4]

        По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи когда это необходимо сделать. Необходимо использовать следующие формулы: Позвольте (разрешите) представиться; Моя фамилия Колесников;. Если же посетитель не называет себя, тогда тот, к кому пришли, сам спрашивает: Как Ваша (твоя) фамилия? Как Ваше (твое) имя? [2]

        Кроме того, ситуация знакомства требует этикетных речевых действий от обеих собеседников, представляемых друг другу: Очень приятно познакомится!, Много о Вас слышал!, Очень рад!, Очень знакомству!. [4]

        Прощание.

        Прощание — ситуация противоположная приветствию, завершающая общение, следовательно, подразумевающая финальные реплики. Заключительные фразы черезвычайно разнообразны, они обозначают договоренность о следующей встрече, пожелание здоровья, добра, успехов, благодарность и пр.: До свидания!, Всего доброго!, До встречи!, До завтра!, Увидимся!, Будь(те) здоров(вы)!, Всех благ!, Доброй ночи!, Чао!, Пока!, Заходи!, К Вашим услугам!, Счастливо доехать!, Не пропадай!, Не болей!, Береги(те) себя!, Желаю удачи!, Спасибо за прекрасный вечер!, Позвольте откланяться!, Желаю удачи!, Не смею Вас больше задерживать!, и пр. [2]

        Если переговоры происходят между людьми, заинтересованными в преодолении общения, обе стороны внимательно прислушиваются к прощальным репликам партнера, стараясь понять его настроение и отношение к общему делу, к своей особе. Сравним несколько микродиалогов, завершающих деловой разговор:

        До свидания!, -До скорой встречи!, - Буду рад встрече после праздников!, Обязательно встретимся, всего доброго!, До скорой встречи, жду вас завтра., Всего доброго, до встречи!, Разрешите откланяться., До свидания, Разрешите попрощаться и счастливого пути, Прощайте, всего хорошего., До понедельника! До лета! До вечера! Спокойной ночи!, Я (с вами) не прощаюсь, надеюсь на скорую встречу !, Конечно, мы скоро увидимся!

        Формулы прощания в определенных случаях предваряются благодарностью, извинением, комплиментом и т.д.

        Спасибо, что помогли мне. Всего хорошего!, Извините, что отнял у вас много времени., Простите, не могу дольше вас задерживать., Сожалею, что отвлек вас от дел., Спасибо за ценные советы, спасибо, что выслушали! [10]

        Приглашение. Поздравление. Соболезнование.

        По любому торжественному поводу, знаменательному событию следует приглашение и поздравление. В зависимости от обстановки (официальное, полуофициальное, неофициальное) пригласительные и поздравительные клише меняются. [2]

        Поздравление — это реакции на какие-либо жизненные события (знаменательные даты, успехи, праздники и др.) Поздравления обычно сопровождаются пожеланиями — желание блага адресанту: будущих успехов, здоровья, счастья, исполнения желаний и т. д. Поздравляю Вас (тебя) с Новым годом (с Днем рождения, с юбилеем, с праздников весны и т. д.)!, Позвольте поздравить Вас с …!, От всей души поздравляю!, С праздников Вас!, Примите наши поздравления и наилучшие пожелания!, Позвольте пожелать вам!, Желаем Вам!, Будьте здоровы (счастливы)!, Мне хотелось бы пожелать. [4]

        Приглашение: Позвольте (разрешите) пригласить вас, Приходите на праздник (юбилей, встречу. ), будем рады (встретить вас).

        Если необходимо выразить неуверенность в уместности приглашения или неуверенность в принятии адресатом приглашения, тогда оно передается с помощью вопросительного предложения: Я могу (могу ли, можно ли, нельзя ли) пригласить вас. [2]

        В трагических, скорбной или неприятной ситуации люди нуждаются в сочувствии, утешении. Этикетные формулы сочувствия, утешения рассчитанные на разные случаи и имеют различное назначение. Утешение выражает сопереживание? Как я вас сочувствую!, Как я вас понимаю!; сопровождается уверением в благополучном исходе: Не впадайте в отчаяние (не падайте духом). Все еще изменится к лучшему, Все будет в порядке!, советом: Не нужно волноваться, беспокоиться, расстраиваться, огорчаться, переживать, страдать. Вы не должны терять самообладание (голову, выдержку) [2].

        Слово этикет (от франзуского étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила поведения людей в обществе.

        Содержание

        Введение
        1. Специфика русского речевого этикета.
        2. Формулы обращений.
        3. Речевая ситуация и стандартные средства языка.
        4. Композиция деловых писем.
        5. Языковой стандарт делового письма.
        Заключение
        Список использованных источников

        Введение

        Слово этикет (от франзуского étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила поведения людей в обществе.

        Речевой этикет — это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.

        В деловой переписке использование этикетных средств носит также регламентированный характер. Этикет — это кодекс цивилизованного поведения, который базируется на потребности человека быть признанным, на учете его социального статуса и достоинства.

        Специфика делового общения заключается в том, что столкновение, взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование осуществляется в правовых рамках. Идеальным результатом взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерские отношения, построенные на основах взаимного уважения и доверия.

        Специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчиненность установленным правилам и ограничениям.

        1. Специфика русского речевого этикета

        Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

        Нужна помощь в написании реферата?

        Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

        Неукоснительное соблюдение речевого этикета в деловом общении оставляет у клиентов и партнеров благоприятное впечатление об организации, поддерживает ее положительную репутацию.

        Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.

        Тактичность — это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.

        Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

        Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность — умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.

        Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

        2. Формулы обращений

        Этикет — важнейший инструмент в достижении коммуникативной цели и одновременно проявление культуры пишущего (говорящего).

        Нам всем хорошо известно, что одну просьбу исполнять приятно, а другую — нет. Содержание высказываний может быть идентичным, а вот форма и тональность — нет.

        Иногда одну просьбу от другой отличает наличие всего одной фразы, которая многое меняет в восприятии текста, создавая дополнительный стимул для принятия положительного решения по обсуждаемому вопросу.

        К сожалению, очень часто этой одной фразы в деловых письмах как раз и не хватает.

        До сих пор мы скупимся на слова благодарности, которые должны использовать в ответах на предложение, запрос, приглашение, поздравление, соболезнование.

        Нужна помощь в написании реферата?

        Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

        Давно известно, что самым сладостным и самым важным звуком для любого человека является его имя.

        Это бесценные советы не только для говорящих, но и для пишущих.

        Нужна помощь в написании реферата?

        Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

        Однако следует помнить, что даже сведенное до индекса вежливости при пофамильном обращении или адресации, слово это не свободно от лексического значения, включающего представление о социальном статусе адресата.

        Знак восклицания в данном случае указывает на то, что факту обращения к данному лицу или затронутому вопросу придается особое значение.

        Последнее уместно при обращении к лицам одной профессии. Выбирая формулу обращения, нужно помнить, что пофамильное обращение подчеркивает дистанцию и придает письму более официальный характер, а обращение по имени и отчеству подчеркивает налаженность деловых отношений.

        Отсутствие пофамильного и поименного обращения допустимо только при наличии коллективного адресата и в трафаретных письмах, а также при адресации письма юридическому лицу.

        Нужна помощь в написании реферата?

        Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

        Заключительные фразы письма так же значимы, как и начальные. В деловом письме, как и во всем бизнесе, не бывает мелочей или незначащих деталей.

        Корректность и оптимизм определяют тональность деловых писем. В деловой переписке совершенно исключаются насмешки, колкости, проявления грубости и даже ирония.

        Использование этикетных средств позволяет смягчить категоричность требования. Сравните:

        Нужна помощь в написании реферата?

        Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

        Арсенал этикетных средств включает в себя также этикетные тексты. Это чаще всего тексты-аналоги. В деловой переписке они представлены письмами-поздравлениями, письмами-соболезнованиями. Такие тексты чаще всего имеют общую текстовую схему с незначительными вариантами, например:

        Поздравление с юбилеем:

        • Уважаемый (Фамилия И.О.)
        • Многоуважаемый
        • Дорогой
        • Позвольте
        • Разрешите
        • мне
        • нам
        • от имени…
        • поздравить Вас с юбилеем и пожелатъ
        • Вашей фирме
        • здоровья и успехов в работе
        • преуспевания на долгие годы
        • процветания и благополучия

        Соболезнование:

        • Выражаем
        • Примите наше
        • глубокое
        • искреннее /
        • соболезнование
        • сочувствие
        • Разделяем
        • Ваше горе
        • потерю
        • Вашу скорбь
        • Скорбим вместе с Вами…

        Стандартные тексты, приведенные выше, сплошь состоят из этикетных клишированных фраз. Их использование в деловой переписке обусловлено спецификой делового общения, процедурными, формальными требованиями.

        Специфика письменного делового диалога состоит еще и в том, что в нем исключается все личное, индивидуально значимое, не относящееся к делу.

        Соболезнование, отсылаемое родственникам, может выглядеть совершенно иначе:

        В деловом общении, напротив, очень важны форма и соблюдение условностей. Это касается специальных этикетных формул, и не только.

        Нужна помощь в написании реферата?

        Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

        Этикетные ритуалы, выраженные глаголами-перформативами, включены, как правило, в устойчивые выражения, как и остальные формулы речевого этикета:

        Нельзя не учитывать эффективность этикетных формул, арсенал которых в русском речевом этикете очень велик. От тона письма во многом зависит успех дела. Еще Френсис Бэкон утверждал, что вести деловой диалог в доброжелательном тоне более важно, чем употреблять хорошие слова и располагать их в правильном порядке.

        Нужна помощь в написании реферата?

        Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

        Система отрицательных этикетных знаков (например, неполучение ответа) оценивается как нежелание поддерживать деловые отношения, как знаки неуважения.

        Этикет подчинен сложившейся системе ценностей, отражает и закрепляет ее. Вместе с тем этикет — явление национальное, имеющее у каждого народа ярко выраженную специфику.

        Для русского речевого этикета характерно выделение приоритетов в ином порядке, чем, скажем, для английского или французского: для англичан первичен социальный статус, затем пол, и в третью очередь личные заслуги; для французов — пол, социальный статус, и затем личные заслуги; для традиций русского речевого этикета характерно равновесие таких приоритетов, как личные заслуги и социальный статус, а вот признак пола практически не существен для выбора этикетного знака.

        Мы выбираем существительное мужского пола для обозначения должностного лица, кем бы оно ни было: прокурор Степанова О.А., генеральный директор Осипова Н.Я., менеджер Горшкова Л.И.

        Этикет дает нам много возможностей для регулирования отношений между корреспондентами и для достижения самых различных коммуникативных целей. Аксиома этикетных требований — забота о сохранении чувства собственного достоинства адресата и принцип удовольствия от общения, столь важный для желающих установить прочные деловые контакты.

        Нужна помощь в написании реферата?

        Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

        Фактор адресата и особенности речевой ситуации должны учитываться при выборе этикетных средств.

        Вслед за заключительными репликами вежливости следует самоименование должностного лица, подписывающего документ, и его подпись. В самоименование включаются указание на занимаемую должность и название организации, если письмо направляется не на бланке учреждения, в противном случае — только должность:

        Принцип использование этикетных средств: пишущему необходимо знать положение адресата и представлять его перед собой, составляя официальное письмо, как будто в данный момент ведется диалог. Это особенно важно сегодня, когда официальная переписка начинает носить более личный и динамичный характер.

        3. Речевая ситуация и стандартные средства языка

        Для деловой переписки понятие речевой ситуации включает следующие необходимые факторы.

        На приведенной схеме выделены основные объективные факторы речевой ситуации, среди которых, пожалуй, самым важным является фактор цели. Поскольку ясно осознанная и хорошо сформулированная цель – основа коммуникативного успеха, она подается в виде речевой формулы, ключевым словом которой является глагол-действие: прошу, сообщаем, предлагаем, требуем и т.п.

        Речевые цели связаны с необходимостью:

        • (а) привлечь внимание к проблеме, информировать адресата;
        • (б) побудить к действию — решению проблемы, склонить к участию в чем-либо, заставить совершить необходимое действие;
        • (в) документировать, придать юридический статус какому-либо событию (чаще всего финансовой операции);
        • (г) поддержать деловые отношения, сделать их более прочными.

        Нужна помощь в написании реферата?

        Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

        Практику обращения только по имени в русских деловых письмах нельзя считать плодотворной, хотя она появляется сегодня в деловой корреспонденции. Обращение регулирует социальную дистанцию общения. У русскоговорящих есть прекрасный инструмент такого регулирования — обращение по имени и отчеству в условиях официального общения, и обращение по имени в неофициальной обстановке. Эти различия представляют традиции русской речевой культуры.

        Такой текст приближается к телеграфному по лаконизму. И, напротив, чем менее знаком адресат, тем полнее должна быть информация, содержащаяся в письме.

        Нужна помощь в написании реферата?

        Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

        Приведенные выше стандартные выражения функционально однородны, однако тональность их ощутимо различается. В одном случае подчеркивается уважительное отношение к адресату, обладающему достаточно высоким социальным статусом, во втором — официальность, административное давление.

        Коммуникативные роли — это роли инициатора письменного диалога и отвечающей стороны. Инициативные письма, требующие ответа, — в деловой практике это коммерческие письма. Причем отвечать нужно по возможности быстро, желательно в трехдневный срок. Максимальная отсрочка ответа не должна превышать 10-12 дней.

        Инициативные письма, не требующие обязательного ответа:

        В письмах-ответах обязательно повторяются формулировки инициативного письма. Например, письмо-ответ, содержащее отказ в просьбе или отклонение предложения, составляется по схеме:

        1. повторение просьбы;
        2. причины, по которым просьба не может быть удовлетворена или почему предложение не может быть принято;
        3. констатация отказа или отклонения предложения.

        4. Композиция деловых писем

        III. А также просим…

        Выделение каждого речевого действия в самостоятельный аспект необходимо потому, что по каждой просьбе, по каждому предложению принимается самостоятельное решение.

        Нужна помощь в написании реферата?

        Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

        1. обоснование актуальности запроса;
        2. содержание запроса;
        3. ожидаемый результат, если запрос будет удовлетворен;
        4. формулирование гарантии

        Многоаспектное письмо представляет собой последовательно повторяющиеся содержательные аспекты, синтаксически оформленные в виде абзацев.

        Для связи аспектов и содержательных фрагментов одноаспектных писем используются стандартные выражения:

        Во-первых…

        Прежде всего…

        Во-вторых…

        Затем…

        В-третьих…

        В заключение…

        Переходя к следующему вопросу…

        Что касается вопроса о…

        Учитывая все вышесказанное…

        Исходя из вышесказанного…

        В связи с необходимостью вернуться к вопросу о…

        Подводя итоги, необходимо подчеркнуть…

        В заключение выражаем надежду на…

        В заключение хотим напомнить Вам о…

        Объем абзаца колеблется в деловых письмах весьма существенно – от одного предложения до страницы и более.

        Абзацное членение может быть проведено в пределах текста одноаспектного письма, представляющего идеальный вариант композиции, а также в пределах одной композиционной части письма, совпадающей с аспектом. Красной строкой выделяется новая мысль, тема или новый поворот темы письма.

        Стандартизация и унификация, требующие единообразия в построении текста, обусловили строгую композиционную соотносимость и закрепленность частей делового письма.

        Несоблюдение этих правил затрудняет процесс восприятия текстовой информации. Письма, в которых не соблюдаются правила абзацного членения и выделения аспектов содержания, приходится читать и перечитывать по несколько раз, что резко снижает их эффективность.

        5. Языковой стандарт делового письма

        Своеобразным итогом стандартизации языка делового письма стали тексты-аналоги, или типовые тексты, и трафаретные письма.

        Появление трафаретных писем было связано с необходимостью решения однотипных проблемных ситуаций в производстве, на транспорте, в торговле.

        Нужна помощь в написании реферата?

        Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

        Трафаретных текстов сегодня становится меньше, потому что увеличивается количество нестандартных ситуаций, отражающихся в деловой переписке. Однако контракты, письма-заявки и другие виды писем, необходимых для предприятия в большом количестве, чаще всего представляют собой трафаретные тексты.

        Фразы-клише в остальных регламентированных текстах могут представлять собой:

        1. мотивацию речевого действия;
        2. устойчивую речевую формулу ввода информации;
        3. устойчивые этикетные формулы обращения, приветствия.

        Все эти стандартные аспекты делового письма используются в тексте исходя из практической необходимости, определенной таким понятием, как речевая ситуация.

        Заключение

        Деловая переписка требует соблюдения твердо закрепившихся в деловой практике норм и правил письменной речи, т.е. того, что принято называть ее речевым этикетом. Нормы такого этикета как бы предполагают общественную договоренность о том, что считать принятым в деловой переписке, а что — непринятым.

        Деловое общение — это самый массовый вид социального общения. Оно представляет сферу коммерческих и административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений.

        Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно составить текст документа, умение работать с документами – важнейшие составляющие профессиональной культуры человека, принимающего решения.

        Низкая речевая культура напрямую связана с низкой эффективностью совещаний, переговоров.

        Культура речи является экономической категорией. Высокая речевая культура и развитая экономика в передовых странах неотделимы друг от друга, взаимосвязаны. И наоборот, низкая речевая культура общества определяет соответствующий уровень развития и эффективность экономики.

        Нужна помощь в написании реферата?

        Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

        Список использованных источников

        Читайте также: