Этика доклад по философии

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.3. Происхождение профессиональной этики………………………………….9

2.2. История развития этикета как части этики………………………………..12

2.3.Что собой представляет современный этикет……………………………..15

2.4.Этикет :его основные требования , место в деловых отношениях……….17

Библиографический список …………………………………………………….22

Я принялась написать эту тему, так как она показалась мне одной из лучших. Моя цель состоит в том, чтобы я наиболее понятно донесла до вас мои мысли и раскрыла эту тему. И я считаю, что эта тема является актуальной. Ведь в наши дни не каждый человек знает, что такое этика и современный этикет. Этика и этикет -понятия близкие, взаимозависимые, взаимно друг друга дополняющие. Этика, естественно, понятие намного более широкое. Этикет сегодня - это уже не только свод правил хорошего тона. Это знаковая система, освоение которой требует знаний на стыке многих дисциплин: этики, эстетики, психологии, дипломатии. В наши дни серьезный деловой человек, помимо хороших манер, должен иметь представление о международных стандартах делового общения, основах делового протокола, делового этикета, об общепринятых правилах поведения на разных видах приемов. Наша жизнь очень динамично меняется, особенно в последнее время, меняются и правила этикета. Нужно постоянно быть в курсе таких изменений. На определенном этапе карьерного роста человеку уже мало книг и пособий по этикету, они служат лишь отправной точкой, а дальше ему уже будут необходимы педагоги и консультанты по современному деловому этикету. Самое главное в хороших манерах - постоянное упражнение, если хочешь достичь вершин карьеры, а не застрять на одном уровне. Цель исследования заключается в определении понятий, особенностей и проблем этики и этикета.

Определение этики

1.2. Виды этической теории

1.3. Происхождение профессиональной этики

Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI - XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше. Появление профессиональной этики предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

2.1. Понятие об этикете

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, так как нельзя существовать не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений. Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Различают несколько видов этикета, основным из которых являются: -придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов; -дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах; -воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности; -общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом. Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах. Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения. Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Итак, этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

2.2. История развития этикета как части этики

2.3. Что собой представляет современный этикет

2.4. Этикет: его основные требования, место в деловых отношениях

Появление этики было обусловлено необходимыми факторами развития человечества. Этика включала в себя целый ряд проблем философского плана, связанных с бытием человека. Этическими нормами являются понятия нравственности и морали. Этикет является частью этики. Знание этикета позволяет человеку произвести приятное впечатление своим внешним видом, манерой говорить, умением поддерживать разговор, вести себя за столом. Трудно представить себе человека, который не хотел бы держаться уверенно, раскованно, свободно в любом обществе и компании. Каждый мечтает нравиться, привлекать к себе окружающих манерами, внешностью, умением чувствовать себя свободно в самой сложной ситуации. Как добиться этого? Очень просто - овладеть искусством этикета общения. Его основные правила раскрыты в этой работе. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения. Важность и необходимость этикета для каждого современного человека стала результатом развития и совершенствования человеческих отношений в течение многих веков.Этикет определяет ситуативные нормы поведения людей. Несмотря на то, что в каждом веке он претерпевал изменения, его основополагающие принципы остаются неизменными в течение многих веков.

Библиографический список

5.Кузнецов И.Н. Все об этикете, Книжный дом 2005;

6. Лачугина Ю.Н. Этика деловых отношений . УлГТУ 2010.

Историческое становление и развитие этики как философской науки. Характеристика взглядов Августина Блаженного (средневековый философ, представитель западных "отцов церкви") на свободу воли человека. Понятие альтруизма, благородства и великодушия.

Рубрика Этика и эстетика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 02.08.2013
Размер файла 21,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Историческое становление и развитие этики как философской науки

У Аристотеля этика имеет два значения. В узком значении она является наукой об этических добродетелях, совершенном состоянии души и поведении как существенном содержании человеческой эвдемонии. В более широком значении она есть политическая наука (т.е. наука о полисе), к тому же высшая политическая наука. Так как она рассматривает высшую цель человеческой деятельности, она задает основу и для политики, имеющей своим содержанием устройство государства, и для экономики, имеющей своим содержанием домашнее хозяйство.

Духовная жизнь средневековья характеризуется безусловным господством христианской религии. Этот фундаментальный факт оказал также существенное воздействие на этику. Встреча Афин и Иерусалима, видимое подчинение первого второму и фактическое его торжество составляют сюжетную основу драмы средневековой этики. После некоторого начального периода конфронтации с греческой философией как виновницей гибельного падения нравов основные усилия средневековых христианских философов направлены на то, чтобы обосновать возможность интеграции языческой этики в систему христианских ценностей. Преимущественной точкой опоры в решении данной задачи первоначально становится традиция Платона. этика августин блаженный альтруизм благородство великодушие

Как бы ни оценивать основную установку средневековой христианской этики, согласно которой разум становится моральным только в качестве верующего разума, а этика достигает завершенности только в соподчиненности теологии, следует признать основательность ее главного аргумента о том, что рациональная, философская этика собственными средствами не может доказать абсолютности претензий морали.

Этика Нового времени отказывается от идеи трансцендентных моральных сущностей и апеллирует к эмпирии, стремясь понять, каким образом мораль, будучи свойством отдельного индивида, является в то же время общеобязательной, социально организующей силой.

Родоначальники философии Нового времени Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс не создали собственно этических систем и не писали специальных произведений по этике, ограничившись общими эскизами. Но они методологически, а в значительной мере и содержательно, предопределили новый этап развития этики.

Декарт уподоблял философию дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви - практические науки, сводящиеся к медицине, механике и этике.

Гоббс также видит недостаток всей прежней моральной философии в том, что она была лишена ясного метода, твердых и точных принципов, красноречие и остроумие в ней довлели над истиной. Он считает, что этика должна следовать за геометрией и физикой. Эти методологические установки у Гоббса сочетается с пониманием морали, которые из них прямо не вытекает, хотя само по себе очень важно и открывает принципиально новую исследовательскую перспективу этики.

Спиноза, пожалуй, более решительно, чем кто-либо до него, порывает с традицией, которая непосредственно связывала этику с общественным бытием человека, установлениями культуры: человека в природе нельзя изображать как государство в государстве. Посредствующим звеном между индивидом и добродетелью является не политика, а познание (без познания нет разумной жизни). Его этика находится в органическом единстве с онтологией и гносеологией, она выводится из онтологии и гносеологии в такой же мере, в какой и является их оправданием. И в то же время она независима от политики, социальных наук и медицины. Особо следует отметить независимость этики Спинозы от его политической концепции, что в европейской интеллектуальной истории является большой редкостью.

Не смотря на то, что Кант много сделал для этического обоснования права, тем не менее, напряжение между моральностью и легальностью составляет характерную особенность его учения. Соединение свободы с необходимостью, долга со склонностями, переход от нравственного закона к конкретным нравственным обязанностям - самый напряженный и, быть может, самый слабый пункт этики Канта. Для того чтобы можно было нравственность мыслить осуществленной, Кант вводит постулаты бессмертия души и существования Бога.

Новую парадигму в понимании морали можно условно назвать антинормативной, имея в виду ее нацеленность на критику морализирующего отношения к действительности. Она заявила о себе в двух основных вариантах - варианте массового революционного действия и индивидуального бунта. Первая линия наиболее цельно воплощена в марксизме, вторая - в философии Ф. Ницше.

Расширительное понимание морали и этики, растворяющее их в онтологии и предопределяющее все строение философии, в 20 в. получило развитие в экзистенциализме.

Русская религиозно-философская этика конца 19-20 в., так же, как и вся западная этика Нового времени, вдохновлена идеей морального суверенной личности. Ее отличие состоит в том, что она стремится обосновать эту идею без отказа от метафизики морали и от изначальной коллективности человеческого существования.

И то, и другое приобретает в ней религиозно-мистические формы: основания морали усматриваются в божественном Абсолюте, коллективность интерпретируется как соборность, общинность.

В конце 20 в. в европейской этике наметились две новые тенденции - переход к прикладной этике и переосмысление предмета этики с позиций постмодернистской философии.

С.Л. Франк считал основным вопросом философии вопрос о смысле жизни. Подобная позиция типична для русской философии рубежа 19-20 вв. Прослеживая сложную эволюцию западноевропейской и американской философии в 20 в., обнаруживаешь эту же тенденцию. Этизация философии - следствие актуализации проблем человека и человечества.

Попытаемся очертить современные границы предмета этики.

Во-первых, это традиционное ядро классической этики: проблемы свободы, необходимости и ответственности человека; нормативная этика, проблема относительного или абсолютного характера морали, подразумевающая решение вопросов ее происхождения, развития и сущности; история этических учений; проблема моральных ценностей и вопросы нравственного воспитания.

В-третьих, возникают такие направления этического исследования, которые отражают наиболее актуальные и новые и новые проблемы: такова, например, этика ненасилия.

Таким образом, сам факт многообразия философски санкционированных моральных программ может быть косвенным аргументом в пользу ответственного отношения человека к нравственному смыслу собственной жизни.

Конечно, принимая моральные решения, задавая ценностную направленность своей жизни, индивид может учитывать накопленный другими практический и интеллектуальный опыт, в том числе и обобщенные версии этого опыта, предлагаемые философской этикой, но тем не менее последнее слово остается за ним самим и на нем лежит вся ответственность за риск морального выбора.

2. Изложите взгляды Августина Блаженного на свободу воли человека

Вместе с тем, Августин отчетливо сознает ту важную роль, которую играют рациональные средства воздействия. Поэтому он считает необходимым усилить веру доказательствами разума, радует за внутреннюю связь веры и знания. Врачевание души, по его словам, распадается авторитет и разум. Авторитет требует веры и подготавливает человека к разуму. Разум приводит к пониманию и знанию. Хотя разум не составляет высшего авторитета, познанная и уясненная истина служит высшим авторитетом. Послушный религии разум и подкрепленная разумными доводами вера - таков идеал августиновской апологетики. Однако следует отметить, что представленная Августином теория о гармонии веры и разума не допускает и возможности, хотя бы в какой-то степени, поставить веру в зависимости от разума. Решающее значение в его системе без всякого сомнения отдается откровению.

Августин создавал свою теорию гармонии веры и разума в 4-5 вв. в ранний период христианской истории. В 11-12 вв. в борьбе за идейное господство в обществе начинает оказывать все возрастающее влияние зародившееся в недрах феодальной культуры свободомыслие. Появление средневекового свободомыслия связано с рядом объективных факторов: выделение из крестьянского хозяйства ремесла и развитие на этой основе городов, которые постепенно становятся существенным фактором средневековой жизни. В городах начинает формироваться светская культура. Одним из важнейших следствий этого фактора является то, что церковь перестала быть абсолютным носителем образования и образованности. В связи с развитием ремесла и торговли среди городского населения возрастает потребность в знании права, медицины, техники. Возникают частные юридические школы, которые находятся под контролем церкви, городского управления.

3. Альтруизм, бережливость, благодеяние, благородство, великодушие

Альтруизм - (от лат.alter - другой), правило нравственной деятельности, признающее обязанностью человека ставить интересы ближнего и общее благо выше личных интересов; самоотверженность, сознательное и добровольное служение людям, желание помочь другим, способствовать их счастью на основе мотива любви, преданности, верности, взаимопомощи, сочувствия, сострадания. Термин введен О.Контом как противоположный по смыслу эгоизму. Альтруизм выступает одним из принципов в социальной работе. Способность к Альтруизму - необходимое качество работников социально-культурной сферы.

Бережливость (бережливый) - бережно относящийся к имуществу, расчетливый, экономный.

Благодеяние - общественно-нравственное действие, направленное на творение добра и бескорыстное служение людям.

Благородство - высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью.

Великодушие (великодушный) - обладающий высокими душевными качествами, снисходительный к другим до готовности бескорыстно жертвовать своими интересами.

Список использованных источников

1. Григорьева, О.Н. Современная этика: Учебно - практическое пособие. - Бузулук: БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, 2006. - 130 с.

2. Иванов, В.Г. Этика. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с. Мусский, И.А. 100 великих мыслителей. - М.; Вече, 2002. - 688 с.

3. Ожегов, С.И. Словарь русского языка; Ок. 57 000 слов / Под ред.чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. - 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. - 750 с.

4. Социальная работа: Учебное пособие / В.И. Курбатов (и др.). - 5-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 480 с.

5. Радугин, А.А. Философия: курс лекций. - 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Центр, 2003. - 272 с.

6. Этика: Учебник для студентов вузов / под общей редакцией А.А. Гусейнова и Е.Л.Дубко. - М.: Гардарики, 2007. - 496 с.

Подобные документы

Предпосылки развития христианской этики. Взгляды Франциска Ассизского, Джованни Бонавентуры на отношения человека с богом. Учения Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Этика рыцарства. Городская этика и зарождение этики просветительского направления.

реферат [32,6 K], добавлен 07.04.2010

Понятие этики как философского исследования морали и нравственности. Основные проблемы и современное состояние этики, ее направления и разделы. Классификация этических ценностей. Вопрос о долженствовании действий. Философы-этики в мировой истории.

презентация [1,1 M], добавлен 06.10.2011

Этика как философская наука о нравственности. Основные категории "гуманизм", "свобода", "равенство", "справедливость" и их современное содержание. Биоэтика: основные причины появления и специфика проблем. Этические традиции отечественной медицины.

реферат [24,3 K], добавлен 26.02.2015

Становление науки "Этика бизнеса" и ее развитие в современных условиях. Экономическая этика-понятие, история. Управленическая этика как психология бизнеса. Деловой этикет. Этика поведения: деликатность, тактичность, точность, обязятельность. Общение.

реферат [32,2 K], добавлен 30.10.2007

Предмет этики. Функционирование морали. Этика — наука о морали и нравственности. Структура морали и ее элементы. Этические учения в истории религий. Этические представления в философии. Развитие этики в XX веке. Этические проблемы современности.

4. Этика сегодня: современное состояние и перспективы развития.

II. Этические учения Древней Индии. Общая Характеристика.

III. Обработать работу Аристотеля "Никомахова этика" и


обычно понимается стремление человека опираться в своей нравственной

деятельности на более глубокое, научное знание действительности. И с

или математической формы, не является и строго обоснованной через опыт;

Замечательно об этом свойстве этического знания выразился Л.Н.

Толстой. Он писал: « В области нравственной происходит одно

Если я расскажу человеку, не знавшему этого, то, что мне известно из

геологии, астрономии, истории, физики, математики, ч еловек этот получит

совершенно новые сведения, и никогда не скажет мне: «Да что ж тут нового?

самым ясным, сжатым образ ом, так, как она никогда не выражалась,

выраженную нравственную истину, - всякий обыкновенный человек,

особенно такой, который не интересуется нравственными вопросами, или тем

более такой, которому эта нравственная истина, высказываемая вам и, не по

шерсти, непременно скажет: «Да кто ж этого не знает? Это давно и известно

Только те, для которых важны и дороги нравственные истины, знают, как

важно, драгоценно и каким длинным трудом достигается уяснение,

упрощение нравственной истины – переход её из тум анного,

неопределённого сознаваемого предположения, желания, из неопределённых,

несвязных выражений в твёрдое и определённое выраж ение, неизбежно

опирающейся на конкретную науку концепцией морали. Такая этика,

считается, основывается на научно-проверенных фактах и использует

инстинкты человека, его естественное стремление к удовольствию, его

иррациональная воля к жизни, к власти. Такой этикой явилась этика социал-

дарвинистов, представителями которой были Ч. Дарвин, П.А. Кропоткин и


инстинктивная взаимопом ощь среди видов, что и предстаёт основой морали.

Инстинкт взаимной симпатии наиболее полно проявляется у общественных

животных, человека. Современная биология, в частности этология,

значительно расширила представление человека о поведении животных.

Однако она сохранила идею о естественных факторах морали, зачастую

преувеличивая их роль. Примерам и здесь могут служить концепции К.

Научной считала себя и марксистская этика, которая выводила мораль

из объективных социальных отношений, рассматривала её как

специфическую форму сознания или особый способ освоения

действительности, имеющего классовую основу. Специфическую научную

этику разрабатывает неопозитивизм , который считает, что предметом

научной этики может быть лишь язык морали и этики, а не сама мораль.

Наиболее серьёзная критика представлена эмотивизмом как одним из

направлений неопозитивистской теории морали. Главный аргумент

эмотивизма касается сущности нравственных ценностных суждений. Здесь

утверждается, что все ценностные суждения являются прескрипциями , а не

дескрипциями , т.е. они выражают наши субъективные установки или эмоции,

возможность моральной аргументации, споров, - они тогда просто становятся

бессмысленными, ибо все суждения равнозначны. Целые пласты бытия как,

Этические учения, отстаивающие тезис о дескриптивности ценностных

суждений, т.е. о том, что они описывают нечто объективное в морали,

предстают более правдоподобными. Они объясняют большее количество

моральных явлений, и им следует отдать предпочтение. Эмотивизм ведёт к

релятивизму и нигилизму как этическим учениям, утверждающим, что в

сфере морали всё относительно, и что нет абсолю тных, общечеловеческих

бессмысленным. Этика м ожет и должна включать в себя научные факты,

методы, теории, хотя их возможности здесь ограничены. В этике велика роль


Что такое мораль? Мораль (нравственность) – это принятые в обществе нормы поведения. Мораль (нравственность) (лат. Moralis) – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; форма общественного сознания. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации, цели и мотивы поступков, проводя границу между добром и злом, милосердием и жестокостью и т. д. Нет морали индивида, есть понимание морали индивидом.

В этике выделяют два крупных направления: 1) этика неразрывна связана с религией (идеализм) 2) этика носит самостоятельный автономный характер

Особенности морального сознания:

Мораль заключает в себе все общечеловеческие ценности

Моральный закон всегда выше формального юридического права.

Мораль зародилась как отношение общества и личности. Мораль регулятор межличностных отношений и поведения человека в социуме. Важная черта нравственного отношение – это сочетание личного и коллективного интереса.

С появлением религиозного сознания у морали появились новые ориентиры – это чувство религиозной общности, совести, сострадания.

С развитием экономики и промышленности в приоритетах стали такие моральные качества как честность, бережливость, трудолюбие, долг, справедливость.

В ХХ веке появляются концепции морального сознания. Мораль отходит от принуждения, утверждается ценность Личности, уважение человеческого достоинства. Главным принципом стал гуманизм, человеколюбие.

Сейчас мы живет в эпоху пересмотра базовых нравственных ценностей. Вот почему некоторые понятия деформированы.

Важно отметить, что прогресс истории, науки, искусства, не есть прогресс нравственности. Они могут не совпадать. Прогресс морали заключается в том, что она: 1. охватывает всё большие сферы человеческой жизни; 2. декларируется принцип гуманизма как основной; 3. Нравственные ценности приобретают общенациональные черты (всеобщность законов морали).

А можно ли научиться Быть нравственным? Еще Конфуций и Сократ считали, что высокообразованный человек – это моральный человек. Важно захотеть быть Человеком, т. е. быть нравственным, ибо человечность и есть главная основа морали. Важен нравственный мотив действий человека.

Моральное сознание включает в себя два уровня: рациональный и эмоциональный.

Рациональный уровень морального сознания включает в себя знание принципов, норм и категорий морали; понимание их сущности и необходимости применения; и принятие, т. е. согласие с ними. Эмоциональный уровень морального сознания характеризует непосредственную реакцию личности на событие, отношение и т. д. Этот уровень включает в себя чувства, эмоции, переживания, настроения личности.

Исходя из этого, формируются функции морали:

1. Регулятивная функция (главная): мораль – это форма регуляции поведения и жизни человека. Средства регулирования: нормы, идеалы, принципы, традиции, обычаи, заповеди, общественное мнение, ценности, авторитеты и др.

2. Оценочная функция. Предметом оценки с точки зрения нравственных норм и моральных понятий являются поступки людей, их намерения, мотивы, личные качества, действующее право, политика государства и многое другое. Человек постоянно оценивает всё, что входит в поле его жизни.

4. Воспитательная функция морали определяется участием в созидании человека как личности.

5. Познавательная функция может рассматриваться с позиции ценностных ориентаций, т. е. важно не само знание моральных принципов, а их значимость для индивида.

6. Гуманизирующая – формирующая лучшие человеческие качества, формирующая Личность в целом.

Основные моральные качества делят на группы:

– идейно – политические качества (гражданственность, патриотизм, героизм, мужество и др. );

– качества, характеризующие положительное или отрицательное отношение личности к общественному благу как высшей цели (солидарность, чувство долга, справедливость и др. );

– гуманистические качества, т. е. качества, характеризующие положительное или отрицательное отношение к личности как к высшей ценности (любовь, уважение, милосердие, достоинство и др. );

– морально – прагматические качества (чувство хозяина и др ).

Личность созидается в моральном поступке, т. е. важно не просто знать моральные принципы, но и поступать согласно им.

И здесь большую роль играет гуманитарная составляющая образования и воспитания, гуманизация образования в целом.

Гуманизация образования – система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, таким образом, на формирование целостной Личности.

Читайте также: