Элита российской авиации доклад

Обновлено: 16.05.2024

Евросоюз наложил санкции на покупку и лизинг самолетов и запчастей российским авиакомпаниями. Никогда до этого таких тяжелых мер к гражданской авиации России не применялось. Без запчастей и ремонта самолеты не могут летать по правилам безопасности. Своих самолетов в России очень мало, и они не могут заменить западные.

"Новые Известия" поговорили с авиационным экспертом Вадимом Лукашевичем. По его словам, если у самолетов нет запчастей, то у страны нет авиации. Летать будут только военные и чиновники. Остальные пересядут на поезда.

- Если мы лишимся лизинговых самолетов, нам придется летать на своих?

- Что за проблемы?

- Что нужно сделать для того, чтобы самолет мог летать?

- Так как самолёт начал летать, проводится его сертификация. Сначала даётся сертификат на то, что он вообще самолёт, какого типа. Потом второй сертификат на эксплуатацию. Общий сертификат, который они получили – это первые машины с американскими двигателями. Предполагалось, что первые 50 самолётов будут с американскими двигателями, а последующие – с нашим двигателем ПД-14, который мы только создаём. Там тоже нужно разворачивать полномасштабное производство. Получается, что сейчас сертификат выдан на американские двигатели, а самолёт с нашим крылом и нашим двигателем по планам будет сертифицироваться в следующем году или через год. Потом можно начинать серийное производство. Серийное производство начнётся с одного-двух самолётов в месяц. Когда у тебя летают Airbus и Boing, ты можешь плавно переходить на наш самолёт. А если они перестают летать, то фактически летать не на чем.

Что касается дальнемагистральных самолётов. Это сейчас Boing-777, Boing-747, который планировалось вывести из эксплуатации и Airbus A330 и А340. Других самолётов нет. Мы поставили задачу возобновления производства совершенно убыточного самолёта ИЛ-96-4, но это большие проблемы, потому что его ещё нет, но уже возникали голоса в Совете Федерации о том, что нужно заранее предусмотреть дотации на эксплуатацию самолётов. Он будет страшно неэкономичным. Необходимо дотировать из госбюджета, чтобы вообще авиакомпании его брали.

По принципиально новому самолёту ведутся совместные российско-китайские работы. Мы не можем уже самостоятельно создать совершенно новый дальнемагистральный самолёт. У нас для этого ничего нет. В первую очередь, нет ионики и двигателей. Предполагается, что двигатель будет создан на базе ПД-14, который должен пойти на среднемагистральный самолёт МС-21, но большей тяги. Но пока это только в планах.

- А где сейчас советские машины, например, ТУ?

- Наше руководство летает на самолёте ТУ-214 с нашими двигателями ПС-90. Это старая советская разработка. Они сертифицированы, они летают, но их мало. Здесь запчасти все российские. Производство штучное, единичное. Был создан самолёт ТУ-204 на замену ТУ-154, потом развалился СССР. Они строились очень маленькой серией – 15-20 самолётов. Когда хлынули Boing и Airbus в гражданскую авиацию, то авиакомпании стали брать отлаженные иностранные самолёты, без проблем роста, с обеспеченными запчастями. И экономически они вытеснили наши самолёты. Поэтому на базе ТУ-204 сделали более свежую модификацию ТУ-214.

- Как понимать введенные санкции против российских авиакомпаний?

Евросоюз ввёл запрет на покупку новых самолётов и запчастей. Запрет на покупку нам не страшен, потому что мы и так их в лоб не покупали. Мы брали в лизинг. Владельцы – зарубежные лизинговые компании. Они могут отозвать свои самолёты. Их необходимо будет вернуть владельцу. Если лизингодатель по каким-то причинам отзывает самолёт, его необходимо вернуть. Оставить его у себя – это воровство.

Для того, чтобы у нас вступили законы военного времени, должна быть война. У нас – спецоперация. Это означает, что если будет требование вернуть самолёты, авиакомпании не смогут их не вернуть. Но надо читать договоры. Там, наверное, перечислены форс-мажорные обстоятельства. Допустим, лизингодатель требует вернуть самолёт, а авиакомпания физически не может это сделать, потому что вся Европа закрыла нам небо.

-Самолёты у нас. Можем ли мы на них летать?

- Для того, чтобы самолёт отвечал требованиям безопасности, они все жёстко нормированы. У нас есть надзорный орган – Росавиация, в функции которого входит надзор за необходимыми регламентами, за необходимым обслуживанием. Если самолёту положен ремонт, а он его не прошёл, требование Росавиации такие самолёты не использовать. Поэтому когда мы говорим, что летаем без запчастей, с контрафактными запчастями или запчастями за пределами срока эксплуатации, то это прямое нарушение всех авиационных правил безопасности. И здесь Росавиация должна закрыть на это глаза, тогда самолёты начнут падать чаще. Возникнет угроза авиационной безопасности. Авиакомпании на себя эти риски не возьмут.

Неделю назад столкнулись с тем, что страховые компании отказали лизингодателям в страховании полётов в воздушном пространстве Украины. Де-факто это стало запретом, прекращением полётов. Все помнят МН-17 и сбитый над Тегераном украинский Boing-737.

А сейчас получается, что самолётам нужны запчасти. Это критично. Каркас самолёта, металлическая конструкция имеет ресурс 30-40 тысяч часов и может летать 30-40 лет, 20-30 тысяч циклов. Ресурс даётся на количество лётных часов и на количество циклов – взлёт-посадка. Это тридцать-сорок лет эксплуатации. Но двигатели надо менять чаще. Нужно чаще менять приборы и так далее. Вы купили машину. Она может ездить много лет, но раз в год ей необходимо делать ТО, менять масло, колодки, ремни, свечи. Так же и с самолётами. Есть элементы, которые очень быстро изнашиваются. Фактически, если нет нормальных запчастей, мы остались без авиации. Это первая серьёзная санкция против нашей гражданской авиации.

- И что дальше?

История авиации и воздухоплавания в России богата открытиями и изобретениями советских ученых и конструкторов, а также опытами отважных летчиков-испытателей.

Первые чертежи летательных машин найдены в рукописях Леонардо да Винчи, великого итальянского ученого, художника и инженера эпохи Возрождения. После Леонардо да Винчи многие изобретатели в различных странах работали над созданием самых причудливых летательных аппаратов. Некоторые копировали птиц — приделывали к рукам крылья и пытались подняться в воздух. Но человек полетел, опираясь на силу не мышц, а разума.

В 1885 г. по проекту русского морского офицера А. Ф. Можайского построили летательный аппарат, у которого были все основные части современного самолета: корпус, крылья, оперение, шасси, система управления, моторная установка. Во время одного испытания аэроплан приподнялся при пробеге, но тотчас же накренился и сломал крыло. После этого работы над самолетом Можайского прекратились.

Тем временем во многих странах стали создавать крылатые машины. Всех опередили американцы братья Райт: 17 декабря 1903 г. их аэроплан с двигателем, работающим на керосине, поднялся в воздух и пролетел 36,5 м. Первый полет человека на самолете продолжался 12 с. Но это был уже настоящий полет со взлетом и приземлением.

В 1918 г. был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Его возглавил выдающийся русский ученый Н. Е. Жуковский. Вместе со своим учеником С. А. Чаплыгиным они создали науку аэродинамику, которая объясняла, почему аппараты тяжелее воздуха могут летать, какие конструкции позволяют достичь лучших летных качеств.

Первые самолеты делали из дерева. В дальнейшем использовали алюминиевые сплавы, а затем стальные и титановые. 26 мая 1924 г. в воздух поднялся первый советский самолет, целиком построенный из металла, — АНТ-2 конструкции А. Н. Туполева.

Уже летом 1924 г. на воздушной линии Москва—Нижний Новгород успешно начал летать пассажирский самолет АК-1. В 1928 г. Н. Н. Поликарпов сконструировал учебный самолет У-2, позже переименованный в По-2. Этот самолет использовали в сельском хозяйстве. А в годы Великой Отечественной войны У-2 был и санитарным самолетом, и самолетом связи, и легким ночным бомбардировщиком. Лучшим самолетом времен Отечественной войны признан противотанковый Ил-2 конструкции С. В. Ильюшина.

Вертолет Ми-17

После войны, в 1947 г., был создан первый советский реактивный истребитель МиГ-15 конструкции А. И. Микояна и М. И. Гуревича. В следующем году в воздух поднялся вертолет Ми-1 конструкции М. Л. Миля.

Ту-144 — советский сверхзвуковой транспортный самолет.

Сегодня с помощью самолетов и вертолетов тушат пожары, ведут разведку полезных ископаемых, наводят рыболовецкие флотилии на косяки рыб в океанах, активно воздействуют на погоду. Вертолеты незаменимы при оказании срочной медицинской помощи в труднодоступных районах, при аварийно-спасательных работах, в строительстве для установки громоздких и сложных конструкций. В русской военной авиации сегодня служат самолеты-ракетоносцы, истребители-перехватчики, реактивные истребители-бомбардировщики с вертикальным взлетом и посадкой, противолодочные вертолеты и другие боевые машины, которые охраняют рубежи нашей Родины.

Сегодня Россия занимает второе место в мире по объему выпускаемой продукции военного самолетостроения (более 100 самолетов за 2010 г.). В области вертолетостроения (267 вертолетов за 2011 г., более 300 вертолетов за 2014 г.) мы находимся на третьем месте в мире (6 % мирового рынка вертолетов). Наша страна заняла первое место по количеству поставленных на экспорт истребителей в 2009—2012 гг.

МиГ-17 и МиГ-19

Крупнейшими производителями авиационной техники в России являются Объединенная авиастроительная корпорация (в нее входят крупнейшие самолетостроительные предприятия) и Оборонпром (включающий наиболее крупные вертолетостроительные и двигателестроительные предприятия). Эти компании объединяют 214 предприятий и организаций, в том числе 103 промышленных предприятия, 102 научно-исследовательских института (НИИ) и открытых конструкторских бюро (ОКБ).

Посадка МиГ-21

В очередном испытательном полёте на высоте 20 тысяч метров у Владимира Ильюшина двигатель с резким грохотом прекратил работу и по машине прошла сильная вибрация.

В жизни лётчиков-испытателей происходит довольно много интересных и поучительных случаев, но обычно такие люди немногословны и сдержаны, не любят распространяться об этих событиях. Вот такой случай на заре появления самолётов с треугольным крылом имел место в жизни лётчика-испытателя Владимира Ильюшина.

Это был период покорения больших высот и немыслимых скоростей.На машинах, имевших треугольное крыло много было отдано времени на испытание двигателей, проверке их на режимах неустойчивой работы, остановке в воздухе и запуске после отказа в полёте. Надо отдать должное, запускались эти моторы поразительно идеально практически во всех случаях.

На этих самолётах ещё не было опыта посадки без двигателя, вернее, такие полёты заканчивались очередной трагедией, методика была не отработана. В очередном испытательном полёте на высоте 20 тысяч метров у Владимира Ильюшина двигатель с резким грохотом прекратил работу и по машине прошла сильная вибрация.

Как рассказывает сам лётчик, сразу промелькнула мысль всё-таки достала его машина и всё кончится не так хорошо как прежде. Выполнив отворот в сторону аэродрома, он почувствовал в этот момент, что сознание стало ясным и появилось чёткость и прозрачность мысли. Сразу после доворота была предпринята попытка запуска двигателя, потом ещё и ещё. Двигатель так и не ожил, аэродром отчётливо вырисовывался вдали, а запас высоты становился всё меньше и меньше.

Стало очевидно, что попытки запуска ни к чему не приведут и скоро встанут генераторы – пришло время доклада РП об аварии и обеспечения беспрепятственного захода на посадку. Аэродром вырастает в размерах, высота тает. Владимир Ильюшин рассказывал, что всё происходило как на экране, при просмотре необычно контрастного фильма.

Надо было чётко выдерживать скорость, большая не нужна, снижение и так крутое, но и с меньшей скоростью подход к земле опасен. Пилот установил более больший угол глиссады захода, выпустил шасси и снижение стало ещё больше до 50 м/сек, но сейчас скорость – это жизнь. Выдерживается скорость, высота 800, 400,300 и Владимир начинает уменьшать угол планирования, сначала плавно, а затем более энергично, соразмерно падает скорость. Ещё добирается ручка на себя и выпускаются закрылки.

Со скоростью 450 км/час и снижением 1 м/сек с высоты 5 метров машина плавно касается бетонки и практически без торможения пробегает всю длину ВПП и без остановки заворачивает на рулежку. Самолёт окружают машины, видны примчавшиеся друзья с какими-то серо-зелёными лицами, становится понятно каково здесь им пришлось в ожидании посадки. Подходит главный конструктор и молча пожимает руку. Слов не надо и так всё ясно.

Через три дня собирается совещание, чтобы обсудить все промахи и ошибки и наметить предварительную методику посадки с отказавшим двигателем. Ведь эта была первая посадка в СССР на таком типе самолёта без работающего двигателя. Официально её утвердят после специальных испытательных полётов.

На все вопросы, возникшие на совещании, Владимир ответил, высказал своё понимание процесса, иногда слишком горячо защищая свои предположения, чувствуя их правильность. В конце беседы неожиданный вопрос задаёт лучший друг – вопрос, который надо бы задать с глазу на глаз:
— Скажи Володя, когда для тебя стало ясно, что самолёт удастся посадить?
На совещании все настороженно смотрят на меня и замолкают, в кабинете зависает напряжённость, надо отвечать, вопрос лобовой и нужно ответить прямо не увиливая:
— Положа руку на сердце, сразу после остановки двигателя.

Все шикарно кроме безопасности. только при посадке на воду нет шансов. есть материал о невероятной истории выживания Капитана Ефремова командира…

ПЛЮЙТЕ В МИ - Х1 ХОРОМ И ПООДИНОЧКЕ ! Какой же он УРОД ! И НИКАКОГО ДОВЕРИЯ ТЕМ , КТО…

все эти игрушки из серии близок локоть да не укусишь цена в 2 лимона это только вершина айсберга того по…

Мне с детства снится высота…. Мечта моей жизни поднять Боинг и покорять небеса . ✈️

20 лет назад уже продавалась моделька, у моего брата такая была. А что значитпо лицензии? Очевидно, только то, что им…

Наши подписчики прислали много историй про армию, публикую некоторые из них:

**
Дело в том, что в авиации всё-таки дурака найти сложно. Во всяком случае люди в авиации образованные и имеют, как минимум, среднетехническое образование. Поэтому сколько бы ни говорили про "бардак в авиации", там всё-таки поддерживается порядок каждым военнослужащим. Сознательно поддерживается определённый порядок! Да и боевая эффективность в авиации куда выше, чем в пехоте. Один самолёт может стоить полка пехоты. Так что я не завидую авиаторам и считаю их привилегированное положение в армии вполне заслуженным. Лётчики - это элита мужского населения страны. Во всех странах, при любых режимах и государствах.

А в пехоту идёт основная масса мужчин. Даже больные, кривые и косоглазые. И набирают пехоту из людей малообразованных, туповатых. Стоит только ослабить дисциплину и внимание в пехотном подразделении и оно превращается в сброд. Вот почему очень важно занять каждую свободную минуту солдата-пехотинца. Чем угодно занять! Строевой подготовкой, хозяйственными работами, чем угодно! Лишь бы солдат не болтался без дела и в его голове не возникли недобрые поползновения.

Но есть момент, который тоже надо знать и понимать. Пехоты в войне гибнет больше всех! Вот почему я считаю, что пехоту (нынешних мотострелков) тоже следует уважать и любить. Ведь вся эта сложная техника - самолёты-вертолёты, ПВО, танки, пушки, стратегические ракеты в конечном итоге работают на то, чтобы именно пехота либо вошла на территорию, прежде занятую врагом, либо отстояла территорию государства.

Вот почему я считаю, что вся армия, без исключения, достойна любви и уважения. И пехота имеет на уважение такое же право, как герои-лётчики, танкисты, ракетчики и прочие спецназовцы-разведчики.

Сам я служил в "дикой дивизии" - да-да, в тех самых войсках, где служат звери, которым даже оружие не выдают. Но однажды наш комбат очень точно сказал о ВСО: "Строительные войска - это войска, которые даже в самое мирное время выполняют настоящую боевую задачу. ". А уж в каких условиях эту задачу выполняет стройбат, не снилось ни героям-лётчикам, ни даже самому навороченному спецназу-десантнику. И это при том, что снабжение и обеспечение стройбата идёт чуть ли не по остаточному принципу.

По поводу дисциплины позволю себе с вами не согласиться. Шалить в воздухе - последнее дело, ещё ни разу до добра не довело. Хочешь порезвиться - спланируй себе подходящее упражнение, подготовься, пройди контроль - и вперёд, душу отводить. А импровизировать чревато. Ну а на земле оттопыриться - святое дело, кремлёвцы не исключение.

**
Что такое полная потеря ориентировки? Это ситуация в навигации, когда компас разбит, весь спирт из него выпит и экипаж в течении 2-х часов не узнаёт друг друга.

**
В полевом лагере на развёртывании - дорожки песком, бордюры из кирпича белого. Генерал адекватный приехал, вставил. Вы бы, говорит, палатки оранжевые поставили, чтобы вас слепой увидел! Вы же в данный момент воюете!

В США есть поговорка:

"Любое дело можно сделать тремя способами:

3. Так, как делают в армии!"

Присылайте свои истории про армию, также прошу подписаться на мой канал, дальше будет интересно! Делитесь статьёй в социальных сетях, дальше будет интересно!

Классическая геополитика основана на анализе двух стихий – земли и воды, цивилизации Суши и цивилизации Моря. Когда в начале ХХ века стало развиваться воздухоплавание и началось создание военной авиации, некоторые аналитики поспешно провозгласили конец классической геополитики – освоение новой стихии, воздуха, открывало новую модель, аэрократию. В этот процесс активно включилась и Россия. Так появился новый вид войск, покрывший себя славой в трудных испытаниях двух мировых войн.

Но вопреки прогнозам, появление ВВС и постепенный рост их роли в современной войне не отменили значение ни сухопутных, ни морских сил. Суша и Море по-прежнему оставались главными полюсами мировой стратегии, причём столкновение между цивилизацией и Суши, и Моря развертывалось как на земле, так и на воде. И воздух стал еще одной зоной великой войны континентов. Сократив расстояния и открыв новые возможности для обороны и нападения, военно-воздушные силы сохранили тем не менее изначальные установки: ведь и российский флот был инструментом цивилизации Суши, а англо-саксонские сухопутные войска, равно как и армии их союзников по НАТО (кстати, второй по численности в НАТО является именно турецкая армия), также важны в глобальном противостоянии, как и ВМФ США.

Поэтому и наши военные лётчики не носители глобального мышления, смотрящие на планету с высоты небес, но дети нашей русской земли, носители цивилизации Суши, герои великой России. Поднимаясь в воздух, они хранят в себе связь с континентом, с родной землёй и своим народом. Поэтому их подвиги, их искусство, их героизм – это часть нашей единой общей борьбы за суверенитет и идеалы нашей страны. Мы просто перенесли геополитику в стихию воздуха, сохранив параметры главных антагонистических сил. И военные лётчики, погибшие недавно в Сирии, также пали на фронтах этой нескончаемой непрерывной войны России против её извечного атлантистского врага. Вечная им память!

Стоит обратить внимание, что воздух становится тем не менее всё более и более значимым фактором в современной стратегии. Преимущество в воздухе действительно часто является ключевым. Поэтому американцы и сосредоточились на развитии военной авиации, стратегической авиации и ракетостроении. Кроме того, мы стоим на пороге космической войны, где целями все чаще становятся спутники – ведь тот, кто контролирует информацию, тот контролирует общество. Отсюда и рост значения ВВС в армиях всего мира. Поэтому ВВС России – это наш русский стратегический авангард. Если мы сможем уверенно чувствовать себя в воздушной стихии, поражать цели противника и атаковать эффективно и с максимальной точностью сухопутные и морские цели – мы спасем тысячи, десятки тысяч людей. Одной авиацией войну выиграть невозможно, но и без достаточного уровня её развития в новых условиях это также нереально. Поэтому для надежной обороны наших границ, для защиты наших национальных интересов Россия должна приоритетно развивать свой военно-воздушный флот.

Военные лётчики – настоящая элита России. Они всегда на передовом рубеже. И сегодня они не только несут боевое дежурство во имя обороны нашей страны, но и ежечасно жертвуют своей жизнью, сражаясь за наши интересы и ценности в Сирии – против нашего онтологического врага, которым в конце концов является цивилизация Моря, англосаксонский мир, США, пытающиеся навязать нам свою гегемонию во всех стихиях – и прежде всего в воздухе.

От души поздравляем военных лётчиков с нашим праздником, с нашим днём. Мы ценим вас и гордимся вами, воздушными рабочими войны.

Читайте также: