Экологический доклад по стратегической экологической оценке

Обновлено: 11.05.2024



ПОРТАЛ SMETNOEDELO.BY ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЧАСТНУЮ ПАРТНЕРСКУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ “АКАДЕМИЯ “АКАДЕМИЯ СМЕТНОГО СМЕТНОГО ДЕЛА” ДЕЛА”

5-недельный курс для профессионального роста специалистов строительных организаций (заказчиков и подрядчиков) по двум программам:


систематизированные знания по формированию сметной стоимости, расчету цены договора и составлению актов выполненных работ;


повышение квалификации и компетентности в вопросах сметного дела для вашего карьерного роста и успеха ваших организаций;


возможность долгосрочного сотрудничества с нами на специальных условиях.



10 ч лекционных занятий;


10 ч практических занятий;


5 мастер-классов;



10 ч лекционных занятий;


10 ч практических занятий;


7 мастер-классов;

Мы хотим учесть ваши пожелания относительно образовательной программы и поэтому подготовили для вас небольшую анкету.
Чтобы заполнить ее, вам потребуется всего пару минут. Анкета


5.0

Стратегическая экологическая оценка (далее – СЭО) – определение при разработке проектов государственных, региональных и отраслевых стратегий, программ, градостроительных проектов возможных воздействий на окружающую среду (в т.ч. трансграничных) и изменений окружающей среды, которые могут наступить при реализации программ, градостроительных проектов с учетом внесения в них изменений и (или) дополнений.

Как отражено в определении, СЭО проводится на этапе подготовки проектной документации, когда есть возможность изучения многовариантности и альтернативности проектных решений для выбора наиболее оптимального способа реализации проектов и программ.

Целями СЭО являются:

  • всестороннее рассмотрение проектной документации для учета ключевых направлений в области охраны окружающей среды;
  • учет ограничений в области охраны окружающей среды, влияние которых может серьезно сказаться на реализации проектов программ или градостроительных проектов;
  • предотвращение, смягчение и минимизация последствий воздействия на окружающую среду путем поиска наиболее подходящих в конкретном случае решений в ходе реализации программ, градостроительных проектов;
  • наиболее эффективное финансирование реализации программ и градостроительных проектов;
  • разработка мероприятий по охране окружающей среды и их обоснование;
  • улучшение состояния окружающей среды;
  • обеспечение экологической безопасности, а также рационального и комплексного использования природных ресурсов;
  • подготовка предложений о реализации мероприятий по охране окружающей среды в соответствии с градостроительным планированием развития территорий, в т.ч. населенных пунктов.

Для начала определим, для каких объектов необходимо выполнение СЭО. Согласно Закону № 399-З и Положению такими объектами являются:

  1. проекты государственных программ, региональных и отраслевых стратегий, программ, содержащие положения, регулирующие отношения в следующих областях:
    • охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в т.ч.:
      • обращение с отходами, озоноразрушающими веществами;
      • охрана атмосферного воздуха и озонового слоя;
      • охрана и использование недр, вод, животного и растительного мира, земель (в т.ч. почвы);
      • вопросы особо охраняемых территорий и природных территорий, для которых необходима специальная охрана;
      • вопросы территорий, на которые было оказано радиоактивное загрязнение;
      • вопросы гидрометеорологии;
      • использование, охрана, защита и воспроизводство лесов;
    • сельского хозяйства, в т.ч. отдельных его отраслей;
    • промышленности, в т.ч. отдельных ее отраслей;
    • транспорта, в т.ч. перевозки опасных грузов, а также вопросы, касающиеся:
      • автомобильного и железнодорожного транспорта;
      • внутреннего водного транспорта;
      • воздушного транспорта;
      • автомобильных дорог;
      • безопасности движения;
    • энергетики, включая деятельность по использованию атомной энергии, энергосбережение, вопросы электроэнергетики, теплоэнергетики, возобновляемых источников энергии;
    • туризма,
  2. проекты по перечисленным в п. 1 областям при внесении в них изменений и (или) дополнений;
  3. градостроительные проекты и проекты с внесенными в них изменениями и (или) дополнениями.

Исключениями из числа объектов, для которых проводится СЭО, являются:

  1. генеральные планы поселков городского типа и сельских населенных пунктов;
  2. проекты программ, связанные с национальной обороной, чрезвычайными ситуациями и радиационной безопасностью населения;
  3. объекты, по которым проводилась СЭО, но реализация которых при внесении изменений и (или) дополнений не влечет увеличение возможного воздействия на окружающую среду.

При выполнении СЭО можно выделить следующие основные этапы:

1-й этап. Определение сферы охвата проектов и программ.

На этом этапе изучаются такие компоненты окружающей среды, как атмосферный воздух, недра, земли (в т.ч. почвы), растительный и животный мир, водные ресурсы и др. Также изучению подлежат проблемы в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов для поиска наилучшего решения вопросов и уменьшения вредного воздействия на здоровье и безопасность людей, климат, ландшафт, объекты историко-культурных ценностей.

2-й этап. Подготовка экологического доклада по СЭО.

Экологический доклад по СЭО – документ, содержащий сведения о результатах проведения СЭО, необходимых мероприятиях по уменьшению и (или) предотвращению возможных воздействий на окружающую среду (в т.ч. трансграничных) и об изменениях окружающей среды, которые могут наступить при реализации программ, градостроительных проектов с учетом внесения в них изменений и (или) дополнений.

Подготовка доклада осуществляется заказчиком и (или) проектной организацией с учетом требований к его оформлению, установленных техническими нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды.
В экологическом докладе по СЭО указываются:

  • цели и задачи СЭО;
  • требования к проведению СЭО;
  • характеристика проектов и программ с описанием предлагаемых стратегических решений, указанием сведений, является разрабатываемый документ новым или осуществляется внесение изменений и (или) дополнений в существующее решение;
  • информация о соответствии разрабатываемых проектов и программ другим существующим программам, градостроительным проектам и (или) находящимся на стадии разработки проектам программ, градостроительным проектам;
  • возможное влияние на другие программы, градостроительные проекты;
  • сроки разработки и утверждения программы, градостроительного проекта;
  • характеристика состояния компонентов окружающей среды;
  • возможные альтернативные варианты реализации проектов и программ, их рассмотрение и необходимость учета при разработке проекта программы, градостроительного проекта;
  • оценка экологических аспектов воздействия при реализации программы, градостроительного проекта;
  • оценка социально-экономических аспектов воздействия при реализации проектов и программ, затрагивающих экологические аспекты;
  • оценка воздействия при реализации проектов и программ на здоровье населения;
  • обоснование выбора рекомендуемого стратегического решения;
  • определение возможного воздействия на окружающую среду (в т.ч. трансграничного) и изменений окружающей среды, которые могут наступить при реализации программ, градостроительных проектов;
  • план мониторинга эффективности реализации проектов и программ;
  • информация о согласовании с заинтересованными лицами и организациями;
  • предложения об интеграции рекомендаций СЭО в разрабатываемые проекты программ, градостроительные проекты;
  • использованные литературные источники.

Экологический доклад по СЭО может содержать иную информацию.

3-й этап. Проведение консультаций с заинтересованными органами государственного управления.

4-й этап. Общественные обсуждения экологического доклада по СЭО.

Общественные обсуждения экологического доклада по СЭО организуются заказчиками и проводятся при участии проектных организаций, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов административно-территориальных единиц, территории которых могут затрагиваться при реализации проектов и программ.

К участию в общественных обсуждениях допускаются заинтересованные граждане и юридические лица.

В завершение данного этапа оформляется протокол общественных обсуждений экологического доклада по СЭО, на основании которого организатором обсуждений принимается решение о необходимости доработки проектной документации, нецелесообразности ее доработки либо отказе от дальнейшей реализации проектов и программ.

5-й этап. Согласование экологического доклада по СЭО с Минприроды, а также с иными заинтересованными органами государственного управления (при необходимости).

Экологический доклад по СЭО по проектам программ вместе с проектами программ рассматривается Минприроды в течение 15 рабочих дней, после чего результаты рассмотрения в обратном порядке направляются заказчику и (или) проектной организации.

Экологический доклад по СЭО по градостроительным проектам представляется в составе документации, которая подается для получения заключения государственной экологической экспертизы по градостроительным проектам.

Результаты общественных обсуждений экологического доклада по СЭО, согласования Минприроды, других заинтересованных органов государственного управления (при их наличии) учитываются заказчиком при утверждении проекта программы, градостроительного проекта. Проведение стратегической экологической оценки проектной документации повышает эффективность системы планирования и обеспечения экологической безопасности в республике, способствует расширению прав граждан и юридических лиц на благоприятную окружающую среду.

Читайте также: