Экологические проблемы минска доклад

Обновлено: 02.07.2024

Если этим летом вы оказались заложником душного Минска, то, несомненно, задумались об экологической ситуации нашей столицы. В двухмиллионном городе были, есть и будут проблемы с загрязнением окружающей среды.

Каждый год увеличивается количество автомобилей, курсирующих по городу. А вместе с повышающимся уровнем жизни минчан загрязняется выхлопными газами и без того нечистый столичный воздух. Поэтому властями города принято решение замкнуть первое транспортное кольцо, чтобы создать непрерывное движение автотранспорта и не допустить его транзит через центр. А в будущем планируется строительство второго и третьего транспортного кольца столицы. Но для того чтобы очистить воздух именно в центре города, планируется строительство крупных транспортных развязок (подобная уже есть на улице Кальварийской), дабы снизить остановки и торможения автомобилей, во время которых происходит наиболее сильный выброс выхлопных газов. Известно, что наиболее экологически чистая езда – это езда без остановок.

Каждым летом мечтаете окунуться в прохладные воды реки? Но с этим в Минске тоже проблемы. Ежегодно запрещается купание в Комсомольском озере, вода в Свислочи давно признана скорее технической, нежели речной. Много проблем и с другими водохранилищами. Поэтому было принято решение о создании водного полукольца или Лошицкой водной системы. Она будет напоминать Цнянскую и возьмет свое начало возле храмового комплекса на улице Притыцкого, протянется через западную и юго-западную части города. Так появится сразу несколько парков и скверов у воды, где горожане смогут не только освежиться в знойный денек, но и прогуляться по живописным берегам.

Но все же экологическая ситуация главного города Беларуси выгодно отличается от других европейских столиц. Наверное, мало кто подозревает, что в сравнении с ними в Минске на одного человека процент зеленых насаждений превышает норму. К тому же в нашем городе улицы украшают растения и деревья, занесенные в Красную книгу.

Как и любой другой большой город, Минск является носителем большого количества экологических проблем. Но, окольцевав город магистралями и накопав водных каналов, в мгновение ока столицу не очистишь. Здесь необходим комплекс мер. Проекты современных микрорайонов просто не проходят экспертизу без наличия подземных гаражей-стоянок, а экологические службы воюют за каждое срубленное дерево. Но большое начинается с малого, и многое зависит от сознательности минчан, которые могут своими на первый взгляд небольшими делами помочь общему делу улучшения экологической ситуации родного города

Проблемы экологии Беларуси напрямую связаны с наличием мощной промышленности, последствиями Чернобыльской АЭС, а также другими факторами. Города республики сильно загрязнены, особенно промышленные центры, такие как Солигорск и Новополоцк. Это происходит, в основном, из-за развития тяжелой промышленности. Но есть и другие причины, главная из которых – отсутствие в должной мере внедрения технологий, которые предотвращают вредные выхлопы, не допускают попадания токсичных веществ в атмосферы, почву и воду.

Экологические проблемы Беларуси и пути их решения

Несмотря на тревоги представителей международных организаций относительно экологических проблем, в постсоветских странах процесс деиндустриализации с 1991 года проходил стремительно и массово, вызывая существенные социальные проблемы. Беларусь – не исключение. Ей удалось сохранить многие важные промышленные объекты, но часть из них, которые сильно загрязняли окружающую среду, пришлось закрыть. Итог – за последующие 6 лет, начиная с 1991 года объем выбросы промышленных газов в атмосферу сократился в два раза.

Другая особенность республики, которая заставляет ее правительство искать решения в поиске и развитии экологических и возобновляемых источников энергии, – тотальная энергозависимость от Российской Федерации. Страна импортирует около 84% от своих потребностей в энергии, а именно:

  • до 95% природного газа;
  • около 75% нефти;
  • до 25% электроэнергии.

Несмотря на сокращение производства в 90-х годах, промышленность республики по-прежнему оказывает существенное негативное воздействие на окружающую среду, создавая основные экологические проблемы Беларуси. Загрязнение воздуха, хотя и вызывает обеспокоенность в некоторых городах, не так драматично, как в большинстве загрязненных промышленных центров России и Украины. Загрязнение воды также менее серьезное, чем в большинстве государств-правопреемников Советского Союза.

Бытовые и промышленные отходы

Бытовые и промышленные отходы

В Беларуси ежегодно образуется около 30 миллионов тонн отходов, из которых бытовые отходы составляют 3 миллиона тонн. Каждый год объем растет на 20%. Существующие станции по переработке отходов способны перерабатывать только 12% бытовых отходов, в то время как в ЕС уровень переработки отходов составляет около 60%.

Остальное сбрасывается на свалки и/или закапывается. Существующие в республике свалки часто не соответствуют основным стандартам в отношении того, как они осуществляют свою деятельность, или в отношении их местонахождения или использования. Эти захоронения представляют серьезную угрозу для окружающей среды в стране.

Хотя правительство заявляет, что 85% городского жилья имеет доступ к отдельным системам сбора отходов, население пока не использует его активно. В результате отходы, пригодные для переработки, составляют половину всех отходов и попадают на свалки.

Отсутствие оборудования для переработки различных постпотребительских отходов представляет собой еще одну проблему, поскольку у государства нет ресурсов для инвестиций в эту область. Решение видится в привлечении иностранного капитала.

Для справки! Проекты включают приведение белорусского законодательства в соответствие со стандартами ЕС, повышение осведомленности общественности о проблеме, а также приобретение специального оборудования и машин для устойчивого управления отходами в этих городах.

Автомобильные выхлопы

Автомобильные выхлопы

Отчасти эта проблема связана с относительно высоким уровнем обеспечения населения и доступностью транспортных средств. Таможенные пошлины на ввозимые импортные легковые автомобили низкие, что позволяет гражданам приобретать их по невысокой цене.

Результат – по статистике 2019 года на 1000 жителей приходится 320 машин. У России этот показатель чуть ниже – 293 машины, для Украины – около 220. А, например, в западных странах в среднем этот показатель составляет 550 автомобилей.

Загрязнение рек

Загрязнение рек

Большинство рек в Беларуси загрязнены азотом и фосфорными соединениями ниже или выше так называемого максимально допустимого содержания, значения, которое показывает концентрацию химических веществ в воде. Основная причина – сточные воды, которые сбрасываются из городских центров республики.

Хотя с советских времен в Беларуси значительно сократилось использование воды в промышленности, очистные сооружения продолжают использовать технологии 1960–1980-х годов и не могут в достаточной степени очистить воду до приемлемого уровня. Более того, на некоторых предприятиях очистные сооружения просто отсутствуют.

Для справки! До половины рек страны составляют часть экосистемы Балтийского моря, и их загрязнение напрямую влияет на страны, которые граничат с Балтийским морем.

В марте 2013 года Министерство жилищно-коммунального хозяйства получило €65 млн на проект по модернизации систем очистки воды в пяти городах Беларуси. Проект поддержали Европейский банк реконструкции и развития, Северный инвестиционный банк и Экологическое партнерство Северного измерения. Беларусь получила в качестве гранта €21 млн, а остальная часть – кредит на льготных условиях. Для сравнения – несопоставимо меньшая по размеру и населению Эстония получила от ЕС на экологию €2 млрд.

Последствия Чернобыльской АЭС

Последствия Чернобыльской АЭС

Наиболее серьезные экологические проблемы белорусского Полесья непосредственно связаны со взрывом 1986 года на Чернобыльской АЭС, расположенной на севере Украины. Сам реактор находится в 16 км от южной границы Беларуси. Как показали исследования, 2/3 радиоактивных осадков, выброшенных в атмосферу республики, приходится на цезий, стронций и плутоний. Именно они покрыли до пятой части ее территории.

Радиоактивный шлейф, оказавшись в воздухе, понесли над Беларусью ветры. Затем долгоживущие радиоизотопы стали оседать на землю, загрязняя окружающую среду. Создалась реальная угроза для всего живого, в том числе из-за вероятного заражения подземных вод. Пришлось эвакуировать до 160 000 граждан из своих домов в наиболее.

В первой половине нулевых годов руководство республики приняло меры по сельскохозяйственному освоению земель, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. В производственный цикл внедрена усиленная переработка. Конечная продукция не представляет угрозы для здоровья человека.

Новая потенциальная угроза – Островецкая АЭС

Новая потенциальная угроза – Островецкая АЭС

Островецкая электростанция близится к завершению, но специалисты предупреждают, что подключение ее к сети повлечет за собой серьезные риски для всей белорусской энергосистемы. В настоящее время мощность системы составляет 10 ГВт, а после подключения АЭС она увеличится на целых 24 процента. или 2,4 ГВт.

Трудности будут связаны с временными изменениями мощности, ее увеличением, снижением нагрузок. Эти скачки необходимо будет поддерживать с использованием существующей резервной емкости. Однако их создание затягивается.

Теоретически, когда появляются дополнительные невостребованные мощности, их можно передать по сети соседям – Литве, России или Украине. Но уже сегодня известно, что это будет проблематично. В частности, запланировано отключение прибалтийских республик от общей системы с Россией и Белоруссией и их подключение к системе Центральной Европы. Аналогичная ситуация возникает в Украине, которую также планируют подключить к европейской системе.

Поэтому будет сложно обеспечить стабильную работу атомной электростанции, чтобы не нарушить надежность всей белорусской энергосистемы. Это также связано со спецификой белорусской системы, где теплоэлектростанции и конденсационные электростанции разделены в соотношении примерно 50/50 в зависимости от установленной мощности. Из-за неравномерности суточного энергопотребления обеспечение резервного цикла создаст проблему. При пиковой нагрузке система сможет обеспечить 1200 МВт такого резерва, но, когда потребление начнет уменьшаться, избыточная мощность увеличится. Пока не совсем понятно, что с этим делать в ночь падения спроса.

Согласно предыдущим экспертным оценкам, избыток электроэнергии составит 14 млрд КВтч. Белорусы надеялись, что будут экспортировать электроэнергию в Польшу и Литву. Вильнюс уже объявил, что не будет покупать электричество. Электростанция строится в 2 км от литовской границы и в 30 км от Вильнюса. Основным источником охлаждения двух реакторов мощностью 1150 МВт каждый будет река Вилия – главная река столицы Литвы.

Биологическое разнообразие

Биологическое разнообразие

Территория республики занята обширными лесными массивами. Среди них доминирующее значение имеют:

  1. На севере – сосновые, березовые и еловые леса;
  2. На юге – дуб, вяз и белый бук.

Некоторая часть (свыше 4%) из этих насаждений страны защищается законом, включена в заповедные зоны. Биологическое разнообразие, загрязнение почвы – эти и другие вопросы, которые напрямую касаются зеленных насаждений, актуальны и остаются не решенными. Не менее важные экологические проблемы лесов Беларуси – угроза исчезновения некоторых видов флоры и фауны страны.

Например, в Беларуси когда-то было много зубров, но теперь они находятся под угрозой и защищены постановлением правительства. Республики ратифицировала международные договоры, которые направлены на сохранение окружающей среды, непосредственно касаются решения проблем, связанных с загрязнением воздуха, защитой биоразнообразия и озонового слоя, изменением окружающей среды.

Климатические изменения

Климатические изменения

Беларусь, которая расположена среди других стран Восточной Европы, имеет равнинную местность. Ее территория пригодна для ведения сельского хозяйства, но уже отмечаются негативные последствия климатических изменений. Они отражаются на снижении урожайности, течении рек и аномальной среднегодовой температуре, которая за много лет существенно повысилась.

Для справки! Наводнения, затопление территория является актуальной проблемой для страны, требует комплексного решения на разных уровнях.

Фиксируемые в республике сезонные изменения характеризуются внезапностью и преждевременностью. Например, зима резко сменяется теплой весной уже в марте, либо в начале апреля температура может доходить до нуля, а уже в конце апреля она достигает 25-30 о С. Из-за этого происходит резкое таяние снега, что приводит к переполнению рек, выходу их из берегов и затоплении близлежащих районов.

Отмечаются и сильные штормы, которые вынуждают эвакуировать население, приводят к значительному материальному ущербу, повреждению электрических сетей. Финансовые и экономические потери от этого велики.

Возобновляемые источники энергии

Возобновляемые источники энергии

Из-за огромной зависимости белорусской промышленности и домашних хозяйств от российского импорта нефти и газа проблема альтернативной энергетики остается актуальной для модернизации Беларуси. Хотя страна пользуется дешевыми тарифами на российские энергоносители по сравнению со своими соседями, которые менее лояльны к РФ, цены постоянно растут. Каждый раз становится все труднее заключать сделки с российскими поставщиками.

Опасаясь стать полностью зависимыми, руководство страны стремится развивать альтернативные источники энергии. В 2011 году правительство опубликовало Национальную программу развития местных и возобновляемых источников энергии.

Программа направлена ​​на развитие всех разумных источников энергии для Беларуси, от торфа и древесины до энергии ветра, геотермальной энергии и биогаза. Если добыча торфа хорошо освоена белорусской промышленностью с советских времен и не требует больших инвестиций, то ветроэнергетика нуждается в значительных инвестициях и требует гораздо больше времени, чтобы стать прибыльной.

В Беларуси не настолько тяжелая экологическая ситуация, как в других странах мира, поскольку экономика здесь развивается равномерно и не имеет слишком негативного влияния на окружающую среду. Однако некоторые проблемы с состоянием биосферы в стране все же есть.


Экологические проблемы Белоруссии

Проблема радиоактивного загрязнения

Одной из крупнейших экопроблем страны является радиоактивное загрязнение, которое охватывает большую территорию. Это густонаселенные места, территория лесов и сельскохозяйственных угодий. Чтобы снизить уровень загрязнения, проводятся различные действия, например, контроль состояния воды, продуктов питания и древесины. Проводится дезактивация некоторых социальных объектов и реабилитация загрязненных территорий. Также проводится захоронение радиоактивных веществ и отходов.

Проблема загрязнения атмосферы

Выхлопные газы транспортных средств и выбросы промышленных объектов способствуют значительному загрязнению воздуха. В 2000-х годах наблюдалось повышение объема производства и увеличение выбросов, но в последнее время при росте экономики количество вредных выбросов снижается.

atmosfernoe-zagriaznenie

В целом в атмосферу выделяются такие соединения и вещества:

  • углекислый газ;
  • оксиды углерода;
  • формальдегиды;
  • диоксид азота;
  • углеводороды;
  • аммиак.

Когда люди и животные вдыхают вместе с воздухом химические вещества, это приводит к заболеваниям органов дыхательной системы. После того, как элементы растворяются в воздухе, могут идти кислотные дожди. Наихудшее состояние атмосферы в Могилеве, а среднее – в Бресте, Речице, Гомеле, Пинске, Орши и Витебске.

Загрязнение гидросферы

Состояние воды в озерах и реках страны умеренно загрязненное. Для бытового и сельскохозяйственного использования объемы водных ресурсов используются меньше, а в сфере промышленности пользование водой возрастает. Когда промышленные стоки попадают в водоемы, вода загрязняется такими элементами:

  • марганец;
  • медь;
  • железо;
  • нефтепродукты;
  • цинк;
  • азот.


Состояние воды в реках отличается. Так, самыми чистыми акваториями является Западная Двина и Неман, включая их некоторые притоки. Река Припять считается относительно чистой. Западный Буг является умеренно загрязненным, а его притоки разной степени загрязнения. Воды Днепра в низовье умеренно загрязненные, а в верховье – чистые. Наиболее критическая ситуация сложилась в акватории реки Свислочь.

Вывод

Перечислены лишь основные экопроблемы Беларуси, но кроме них, имеется ряд менее значительных. Чтобы природа страны сохранилась, людям необходимо провести изменения в экономике и применять экологически безопасные технологии.

По данным ВОЗ, Беларусь находится на 3-м месте по относительной смертности от болезней, связанных с загрязнением воздуха. Поговорили с экологом о том, где в Минске жить (не)безопасно.

По данным ВОЗ, Беларусь находится на 3-м месте по относительной смертности от болезней, связанных с загрязнением воздуха. Поговорили с экологом о том, где в Минске жить (не)безопасно.

Наталья Блыщик
сотрудница программы по химическим веществам и отходам Центра экологических решений


– Экологическая ситуация в Минске благоприятная, – рассказывает Наталья, пока мы прогуливаемся по одному из самых чистых районов города – Первомайскому. – И в столице ситуация лучше, чем в Полоцке, Могилеве или Гомеле. Там больше химически ориентированных предприятий, поэтому уровень загрязнения воздуха выше. Минск спасают широкие улицы и зеленые зоны.

Самые чистые районы – Советский, Центральный

– В Минске сохранились районы с хорошим балансом зеленых и водных участков, скверов и отсутствием предприятий, – продолжает Наталья, обходя лужи в районе Национальной библиотеки. – Например, Кунцевщина и Запад во Фрунзенском районе, Лошица и Серебрянка – в Ленинском.



Центральный и Советский районы выигрывают за счет расположения и большой зеленой зоны: в Советском районе из 2000 га около 500 занимает зелень. Здесь же Цнянское водохранилище – главное сооружение Слепянской водной системы.

Район Калиновского тоже можно отнести к благоприятным. Мне еще очень нравится Степянка: тут большая зеленая зона, район окружен деревьями, и ветер чаще всего нужного направления.

А вот Первомайский район – один из самых благоприятных участков столицы. Примерно 840 га занято зеленью, 10 га – водоемами.


Неплохо жить в районе за Национальной библиотекой: много зелени, никаких предприятий, хорошее проветривание. По многим климатическим и экологическим показателям этот район один из лучших.

В Зеленом Луге есть Слепянская водная система, за которую очень держатся экологи. Это просто шедевр городской архитектуры, и вдоль нее сохраняется благоприятная для жизни обстановка. Там недалеко МКАД, но ситуацию спасают деревья и хороший воздухообмен – возле водоемов всегда ветер.

Самые грязные районы – Заводской, Фрунзенский, Партизанский

– Самое неблагоприятное место в Минске – пересечение улиц Радиальной и Ваупшасова. Тут как минимум шесть предприятий и Минская ТЭЦ, а на близлежащей улице Солтыса жилые дома, – продолжает Наталья, проходя мимо завода игристых вин. – Этот район для жизни я бы никогда не выбрала.



Здесь, откуда бы ни дул ветер, все равно будет предприятие. Но есть и позитивные моменты – большая зеленая зона с одной стороны. Я надеюсь, ее сохранят, потому что она очень нужна городу.

Вообще, Минску нужно очень много деревьев, чтобы хоть как-то снизить воздействие предприятий и транспорта. Если посмотреть на спутниковой карте на тракторный завод – увидим рыжие пятна. Это все воздействие выбросов.

Почему эти районы такие грязные

Большую роль играют погодные условия. Осень – самый благоприятный сезон, потому что выпадает много осадков, город хорошо проветривается. Зима – наоборот. Холодные месяцы самые неблагоприятные, особенно ясные безветренные дни и ночи. В такие дни случаются температурные инверсии, воздух не перемешивается. То есть обычно теплые потоки воздуха идут вверх, а зимой воздух холодный и более статичный – перемешивания не происходит. К неблагоприятным месяцам добавляются июль и начало августа – очень мало дождей, горячий воздух и много пыли.

В такую погоду на предприятия отправляют предупреждения, и в некоторых случаях они обязаны отреагировать – сократить выбросы на 10–20%.

Май, июнь – период цветения. А пыльца, подобно пыли, тоже концентрирует загрязняющие вещества. Любая мелкодисперсная пыль опасна, потому что впитывает все. Превышения в воздухе может и не быть, но из-за того что загрязнители концентрируются на пыли, а мы ее вдыхаем, появляются аллергии и респираторные заболевания.


Основная проблема Минска – транспорт. Более 80% загрязнений приходится именно на него, остальное – предприятия. Так, в 2016 году предприятия выбросили в атмосферу 18,1 тыс. тонн загрязняющих веществ, автотранспорт – 121,9 тыс. тонн. Печально, но с каждым годом эта проблема только нарастает.

Если представить себе карту загрязнений и выделить неблагоприятные участки, то однозначно это все транспортные узлы и потоки: проспекты Дзержинского, Независимости, Партизанский и другие главные транспортные артерии Минска. То же самое – вокруг кольцевой.


У каждого предприятия есть своя санитарно-защитная зона – до 50 метров вокруг завода. Но Минск постоянно уплотняется, поэтому санитарные зоны стараются максимально сократить. Тем не менее, по законодательству, территория защитной зоны должна быть озеленена, поэтому не просто так по контуру каждого завода высаживают деревья – это все природоохранные мероприятия.


В Минске больше западных и северо-западных ветров, поэтому все предприятия сконцентрированы на юго-востоке. Это сделали для того, чтобы с заводов дуло не на город, а наоборот. Но именно по этой причине Сухарево и Малиновку нельзя назвать экологически чистыми. ТЭЦ-4, например, построена в неблагоприятном месте, и вся грязь вместе с ветром движется на эти микрорайоны.

Наименее благоприятный район Минска – Шабаны. Жилой массив расположен без учета розы ветров и принимает на себя загрязнение Заводского района и всего города.

Какие у всего этого последствия?

Большое влияние качество окружающей среды оказывает на работу центральной нервной системы – в городе люди всегда более нервные. Микрочастицы (пыль) в воздухе порождают кашель, приступы астмы, аллергии и приводят к увеличению случаев смертности из-за респираторных заболеваний.

В городе периодически наблюдается превышение концентрации формальдегида (бесцветный газ с сильным запахом), который выделяют различные строительные материалы и транспорт. Формальдегид вызывает головную боль, бронхиальные недомогания, хронический насморк, раздражение глаз, аллергические реакции и хронические заболевания дыхательных путей.


Как решить проблему загрязнения?

Озеленение. Из-за того, что в городе сильная засоленность почвы, растения не приживаются, многие растения вырубают или чрезмерно подрезают. Вдоль главных проспектов города можно видеть пустующие лунки, в которых должны были быть деревья, защищающие от шума и пыли.

Любая дорога должна иметь защитные полосы, поэтому сейчас озеленяют территории вдоль МКАД. Это действительно очень важно.


Велодвижение. В городе постепенно развивается велодвижение. С большего благодаря общественным организациям, но и город делает шаги навстречу велосипедистам. Выбор в пользу велосипеда или другого экологически дружественного транспорта – это то, что каждый может сделать для чистоты окружающей среды.

Много разговаривают про пешеходные улицы. Они особенно важны для центра города – снизится нагрузка от выхлопных газов.

Сокращение промышленных выбросов. Долго и давно твердят о переносе некоторых производств за город, но это дорого. Проводятся работы по модернизации очистных сооружений. Предприятиям ставятся условия по сокращению санитарно-защитных зон.

Создание экотроп. Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут в зеленой зоне района, где можно не только прогуляться, но и получить дополнительные экологические знания. Первую такую тропу создали в Каменной Горке. В этом году они появились еще и в Московском, Центральном и Советском районах.

Стратегия устойчивого развития. В Беларуси есть Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития до 2030 года. Она определяет дальнейшую жизнь в этом городе и стране в плане благополучия. По ней разработана водная программа и программа по управлению отходами. Предусмотрели и сокращение выбросов, в том числе увеличение доли более экологически чистого общественного транспорта. То, что есть, – довольно прогрессивные шаги для нашей страны, если принимать во внимание, что экология здесь не для всех является приоритетом.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.


Фото: CityDog.by.

Читайте также: