Ефим аронович аркин доклад

Обновлено: 18.05.2024

История России XIX века-начала XX века. Особенности образования и педагогической мысли в стране. Биография Аркина Ефима Ароновича - советского врача-психолога и педагога. Проблемы физического воспитания, психического и физического здоровья детей.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.12.2014
Размер файла 35,0 K

Подобные документы

Основы системы физического воспитания и история ее становления. Формы организации физического воспитания в школе. Цель и задачи системы физического воспитания в учреждениях общего среднего образования. Формы физического воспитания во внеурочное время.

курсовая работа [51,1 K], добавлен 09.02.2017

Зарождение физического воспитания в Финляндии. Основные программы подготовки в специалистов в области физического воспитания и спорта в вузах Финляндии, главные направления по подготовке кадров. Дошкольное образование и особенности обучения в стране.

реферат [36,7 K], добавлен 10.02.2015

История развития дошкольного образования в России. Принципы, цели и задачи воспитания детей в детском дошкольном учреждении. Описание методик и технологий физического развития, раскрытия творческого начала. Психологические основы дошкольного образования.

курсовая работа [48,5 K], добавлен 02.12.2010

Формирование основных движений и двигательных качеств – одна из основных задач физического воспитания детей с нарушениями слуха. Основные формы физического воспитания, Примеры комплексов упражнений, занятий, игр для коррекционной работы с детьми.

контрольная работа [25,2 K], добавлен 07.10.2011

Способы выявления особенностей методического сопровождения организации физического воспитания в современной дошкольной образовательной организации. Анализ теоретических основ физического воспитания детей дошкольного возраста, этапы планирования работы.

дипломная работа [927,1 K], добавлен 07.10.2014

Теоретические основы формирования физической культуры школьников. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня младших школьников. Содержание физического воспитания. Сущность, значение коррекционно-развивающего образования.

дипломная работа [66,2 K], добавлен 19.04.2011

История становления дошкольной педагогики в России, ее специфические черты. Факторы и условия успешного становления дошкольного образования в Мотовилихинском районе города Перми; оценка организационно-практических проблем работы дошкольных учреждений.

1. Аркин Е. А. Физическое воспитание в детском саду: методическое письмо / сост. проф. Е. А. Аркиным. М., 1941.

2. Аркин Е. А. О физическом воспитании дошкольников / Е. А. Аркин // Дошкольное воспитание. – 1947. – №5.

4. Запорожец А. В., Давыдов В. В. Труды Е. А. Аркина по проблемам развития и воспитания ребенка-дошкольника. М., 1967.


Рис. 1. Аркин Е. А.

Актуальность. Невозможно не оценить вклад Аркина Ефима Ароновича в российскую и советскую медицину. Гениальный российский психолог и педагог, основоположник русской школы детской психологии и советской дошкольной педагогики был прогрессивным научным деятелем, новатором своего времени. Его передовые подходы к основам семейного воспитания вызывали повышенный интерес не только у молодых специалистов, но и у авторитетных профессоров. Спустя 145 лет после его рождения, хотелось бы показать, насколько вклад этого человека в медицину и педагогику изменил отношение к здоровью подрастающего поколения, что оставил он после себя в наследие будущим поколениям.

Цель исследования – изучение жизненного и профессионального пути психолога и педагога Аркина Ефима Ароновича.

Материалы и методы. Материалом исследования жизни и деятельности врача-хирурга Е. А. Аркина выступили личные труды ученого, биографические данные и воспоминания о нем видных ученых.

Методы исследования: систематизация информации, обобщение и анализ.

Результаты исследования. Аркин Ефим Аронович родился в Белоруссии в г. Пинск 13 января 1873 г. в многодетной семье мещанина.

В 1882 г. был принят во 2-ю Киевскую гимназию, которую окончил с золотой медалью. В годы учебы питал нежность к гуманитарным наукам, усердно изучал латынь и греческий язык. Педагоги отзывались об Аркине Ефиме, как об ответственном и трудолюбивом ученике, не лишенном принципиальности, целеустремленности и даже честолюбия. Упорство в постижении наук очень скоро дало свои плоды.

В 1898 г. Ефим Аркин с отличием оканчивает медицинский факультет Киевского Императорского университета св. Владимира. В университете он обращает на себя внимание увлеченностью, широтой научных интересов и работоспособностью. Именно обучение в университете повлияло на формирование мировоззрения и научных взглядов Ефима Ароновича, т.к. тому способствовала атмосфера новых веяний в жизни общества и царившие прогрессивные научные взгляды.

В 1903 г. Е. А. Аркин усовершенствовался как детский врач в Швейцарии. Во время русско-японской войны служил военным врачом на Дальнем Востоке, был председателем обществ, комитета по оказанию помощи детям беженцев.

С 1906 г. Ефим Аронович работал в Москве. С 1907 г. начал педагогическую деятельность лектором по курсу физиологии и детских болезней в средней медицинской школе Москвы.

Период становления советской власти в нашей стране ознаменовался укреплением научного мировоззрения Ефима Ароновича, систематизацией его научно-педагогических взглядов. С началом советского периода началась государственная деятельность Е. А. Аркина в области народного просвещения и здравоохранения.

Решая первостепенные государственные задачи того периода, он разрабатывает санитарно-гигиенические и педагогические требования для детских садов, пропагандирует научные знания о психофизиологических особенностях дошкольников среди медицинских работников, воспитателей, родителей. Эти же идеи отстаивает на всесоюзных конференциях, совещаниях и съездах по дошкольному воспитанию.

В 1918 г. был открыт Центральный музей по дошкольному воспитанию. Директором музея стал Е. А. Аркин. В задачу музея входило собирать и анализировать материалы по истории развития педагогических систем дошкольного воспитания, а также стать центром сбора лучших достижений советской дошкольной педагогики. В музее было два отдела — отдел физического воспитания и педагогический отдел. Сам врач, Е. А. Аркин стремился объединить педагогов и медиков общими целями развития ребенка [3].

Наибольшую известность труды Ефима Ароновича получили в 20-30-е гг. XX в., когда страна испытывала острую потребность в подобной литературе.

Государством по праву признается вклад Е. А. Аркина в развитие отечественной системы общественного дошкольного образования и решение важных задач воспитания и оздоровления детей. В 1936 г. ему присуждается ученая степень доктора педагогических наук, а в 1947 г. он избирается действительным членом Академии педагогических наук РСФСР. В этом же году награждается почетным знаком "Отличник просвещения" и медалью "За доблестный труд".

Умер Ефим Аронович 31 января 1948 г. Ему было 75 лет, 50 из которых были посвящены неуклонному продвижению новаторских идей в дошкольной педагогике и психологии.

Педагогическое наследие, которое оставил Е. А. Аркин последующим поколениям, огромно. Изложение проблем физического воспитания детей в современных программах дошкольных образовательных учреждений, учебных и методических пособиях во многом согласуется с положениями, выдвинутыми Е.А. Аркиным.

В основе семейного воспитания, по Е. А. Аркину, должен лежать личностный подход. Он писал, что врач в своей деятельности руководствуется основным правилом медицины: лечат не болезнь, а больного, так как одной и той же болезнью каждый болеет по-своему, и каждый больной нуждается в особых средствах и методах лечения. Еще в большей мере этим правилом должны руководствоваться воспитатели и родители. Педагог-новатор утверждал: "Надо воспитывать не поведение или характер вообще, а поведение и характер данного ребенка, у которого есть свои особенности, свои условия жизни, свой уже проделанный жизненный путь, наложивший печать на его развитие" [3].

Проблемы физического воспитания детей, их психического и физического здоровья занимали центральное место в научной и педагогической деятельности Е. А. Аркина, он - один из первых исследователей начала XX столетия, кто ставил вопрос об оздоровительной функции физической культуры для дошкольников, рассматривая ее как основное средство оздоровления.

У детей младшего возраста педагог выявил важную особенность - расточительность энергии и аффективность. Он заметил: "Подобно ощущениям и чувствам отрывочны и бессвязны воспоминания ребенка дошкольного возраста". В связи с этим особенную черту психической жизни ребенка он видел в проявлении фантазии и воображения. Мышление ребенка - череда попыток организации связей, установления правильных взаимоотношений между окружающими предметами и явлениями. Родители, педагоги в воспитании дошкольников должны учитывать и такую особенность детской природы: "Весь окружающий мир преломляется у ребенка чрез призму движений" [2].

Удовлетворение этой естественной потребности организма ребенка включает организацию родителями и педагогами разнообразных игр, которые служат столь необходимой в детстве школой выучки, воспитания и самовоспитания. "Игра человека становится могущественным фактором развития полноценной социальной личности, служа ареной испытания и закала социальных чувств: социальной дисциплины и коллективной солидарности" [1].

Для теории и практики семейного воспитания особое значение имеет сформулированное Е. А. Аркиным положение, согласно которому в раннем детстве вопрос о физическом воспитании находится в самой тесной связи с вопросом об общем развитии организма. Он установил, что на ранних ступенях развития ребенка связь между "физическими и высшими психическими отправлениями" более тесная и более прочная, чем в другие периоды жизни [3].

При этом ученый доказал, что именно в первые годы жизни ребенка закладываются основы нравственности, что достигается путем воспитания в нем трудолюбия, художественного вкуса, дисциплины, организованности, культуры поведения. "Любая воспитательная мера - будь это слово, действие, ласка, помощь, упрек, терпеливое выжидание - должна быть не только своевременна для настоящего, но должна также иметь в виду будущего человека, которого мы хотим создать" [1].

Говоря о так называемых "слабых сторонах" дошкольного возраста, Е. А. Аркин особо советовал родителям и воспитателям не забывать о неустойчивости детского организма, как физической, так и душевной, т.е. о неуравновешенности нервной системы, обусловливающей многие "недостатки" поведения. Все это, по его мнению, "обязывает родителей иметь в центре внимания заботу об охране жизни и здоровья ребенка, об укреплении его сил, об ограждении от инфекционных болезней" [2].

Е. А. Аркин вслед за многими классиками педагогики отмечал необходимость укрепления в дошкольнике веры в свои силы, что непосредственно связано с воспитанием воли и характера, самостоятельности. Формирование нравственности в этом возрасте, считал он, напрямую зависит от осознания ребенком того, что у него имеются не только права, но и обязанности.

Анализируя задачи умственного развития, Е. А. Аркин утверждал: усилия родителей должны быть направлены главным образом на то, чтобы помочь детям "научиться учиться". В этой связи он писал о необходимости соблюдения детьми режима дня, смены ими занятий - от выполнения учебных заданий до прогулок на свежем воздухе. Подобно своим предшественникам, он придерживался того мнения, что развитие ума зависит от правильного подбора книг и от грамотного их прочтения. При этом родители должны поощрять и поддерживать ребенка в стремлении к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. Е. А. Аркин подчеркивал: "Семья, которая в лице своих взрослых членов дает образцы таких умений и привычек, является для ребенка лучшей школой труда и трудовой дисциплины и, следовательно, лучшей школой для развития стойкой воли и самостоятельного, независимого, твердого характера". Родители, воспитывая в ребенке самостоятельность, руководствуются одним общим правилом: двигаться вперед, постепенно расширяя и усложняя круг его действий и обязанностей [4].

Важным условием успеха семейного воспитания детей Е. А. Аркин считал самообразование и самовоспитание родителей, их непрерывную работу над собой, личный пример. Упрекая родителей в том, что они не всегда осознают, как важен личный пример и собственное поведение, Е. А. Аркин писал: "Воспитание ребенка требует от родителей вдумчивого отношения к своему собственному поведению".

Е. А. Аркин справедливо утверждал, что ребенок сам по себе не готовится к будущей жизни, а живет настоящим. При этом ребенок - "существо активное, и свою активность он жаждет проявить в действии", в деятельности. Организация жизнедеятельности ребенка в семье рассматривается Е. А. Аркиным как основа системы семейного воспитания.

Педагогика Е. А. Аркина не является сухой наукой, и не предназначена для книжных полок. Она живая, она наполнена любовью к ребенку, заботой о его гармоничном развитии, доступна для понимания родителей, а значит вечна.

Заключение. Будучи автором ряда фундаментальных научных трудов ("Физиология человека", "Ребенок от года до четырех лет", "Мозг и душа"), он стремился сделать педагогическую науку "другом" матерей и отцов, "советчиком", побуждающим их к критическому обсуждению, самостоятельной проверке в жизненной практике рекомендаций педагогической науки. В настоящее время остаются актуальными и применяются в практике дошкольного образования его разработки в области общего укрепления организма закаливанием, гигиеническое воспитание, расписание режима дня дошкольника, применение гимнастических упражнений и подвижных игр для развития детей, физкультурных и музыкально-двигательных занятий.


АРКИН Ефим Аронович (13.1.1873, Пинск Минской губ. – 31.1.1948, Москва) – врач, педагог; д-р педагогических наук (1936); проф. (1924), акад. АПН РСФСР (1947).

В 1897 окончил медицинский факультет Киевского Императорского ун-та св. Владимира, работал земским врачом в Дмитрове и Дмитровском у. Московской губ. Обширная врачебная практика позволила А. увидеть серьезные проблемы в обл. здоровья взрослого и детского населения. Преподавал в медицинских школах и читал лекции на учительских курсах (1907). В годы Первой мировой войны руководил размещением детей беженцев в детских садах и интернатах. Тогда же А. начал заниматься подготовкой воспитателей для детских садов. С 1919 являлся преподавателем Высших науч.-пед. курсов и Ин-та дефектологии, с 1943 работал в МГПИ им. В.И. Ленина. В 1924 был назначен штатным проф. каф. дошкольной педагогики педагогического факультета 2-го МГУ. На протяжении ряда лет являлся постоянным консультантом дошкольного отдела Наркомпроса и МОНО. Участвовал в разработке нормативных документов для дошкольного образования. Много лет возглавлял Музей дошкольного воспитания, где вел серьезную исследовательскую работу по изучению психических и физических особенностей детей дошкольного возраста, привлекая не только науч. кадры, но и практических работников. Один из первых советских ученых – теоретик и практик дошкольного воспитания. Изучая инстинкты и влечения, кот-е приводят к созданию детских коллективов, пришел к выводу о соответствии их инстинктам и влечениям первобытных обществ. При этом стимулы объединения в группу меняются от предметов внешнего мира (игрушки) до склонностей, влечений, а затем и чувств по отношению к др. детям. Характеризуя детский коллектив как ин-т, А. отмечал необходимость в нем элементов свободы, самостоятельности и самодеятельности. При создании детских коллективов, чтобы избежать конфликтов, надо учитывать индивидуальные склонности каждого ребенка. Затрагивал А. также проблему лидерства (вожачества), утверждая, что влияние и сила лидера в детской группе обусловлена не любовью к нему детей, а тем, что он может предложить надежные и наиболее доступные пути выхода активности. Первым поставил вопрос об оздоровительной функции физической культуры для дошкольников. Видел в ней не только основное средство оздоровления детей, но и своеобразный психологический тренинг, развивающий различные органы чувств и личностные качества ребенка. Под влиянием идей А. в детском саду стала практиковаться подвижная игра, вызывающая наибольший эмоциональный отклик у детей и потому являющаяся главным средством физического воспитания дошкольников. Важную роль в оздоровлении детей А. отводил закаливанию как науч. обоснованной системе мероприятий, направленных на повышение выносливости организма. Уделял большое внимание правильной организации физической и умственной активности дошкольников. При этом А. выделял вредные для детей движения (длительные висы, упоры, упражнения, связанные с неправильным положением тела и т.д.), а также такие знания, кот-е наносят серьезный вред психике, поскольку не могут быть правильно истолкованы ребенком в силу возраста.

Соч.: Мозг и душа. М., 1928; Физиология человека. М., 1929; Ребенок от года до четырех лет. М. ; Л., 1931; Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. М., 1935; Беседы о воспитании. М., 1945; Физическое воспитание в детском саду. М. ; Л., 1946; Особенности школьного возраста. М., 1947; Дошкольный возраст. М., 1948; Вопросы советского дошкольного воспитания. М., 1950; Родителям о воспитании. Воспитание ребенка в семье от года до зрелости. М., 1957; Письма о воспитании детей. М., 1961.

Читайте также: