Эдвард ли торндайк доклад

Обновлено: 17.05.2024

Эдвард Торндайк был один из первых исследователей, кто вывел психологию за пределы сознания. Он разработал объективную, механистическую теорию научения, в которой основное влияние уделялось внешнему поведению. Торндайк полагал, что психология должна изучать поведение, а не психические элементы или опыт сознания. Его исследования в области обучения людей и животных являются выдающимися научными достижениями. Джон Уотсон – основатель бихевиоризма писал, что исследования Торндайка стали краеугольным камнем этого направления психологии, хотя сам Эдвард себя к нему не относил.

В первую очередь Эдварда интересовала связь, возникающая между ситуациями, с которыми сталкивается организм, и его действиями – ответными реакциями на это.

Первые исследования

Первые исследования Торндайка проводились с привлечением детей в качестве субъектов эксперимента. Для этого Торндайк поставил безобидный эксперимент. Случайному человеку необходимо было задумать любое слово и мысленно произнести его, дети же должны были попробовать это слово угадать. В случае успеха они получали конфеты. В 20 веке теория о взаимосвязи мысли и слова была распространена, поэтому подход не вызвал удивление. Конечно, речь шла вовсе не об экстрасенсорных способностях, а вполне физиологических. Торндайк предполагал, что, когда мы думаем о чем-то хорошо знакомом и произносим это про себя, то мышцы лица все равно непроизвольно сокращаются, речевой аппарат совершает привычные движения, которые обычно незаметны для окружающих. Конфеты, которые ученый преподносил детям, являлись стимулом для того, чтобы они лучше концентрировались, улавливали микродвижения и угадывали мысли. Он надеялся, что со временем эти способности будут развиваться, но узнать это не получилось. Эксперимент прекратили ввиду случившегося скандала вокруг другой научной работы: ученые-антропологи раздели детей для измерения тел. Тогда Эдвард решил переключить свое внимание на животных, а именно на цыплят. Он планировал строить лабиринты из книг и учить птенцов находить выход. Трудности возникли там, где никто не ждал – ни в какое помещение Торндайка с цыплятами не пускали. На помощь пришел старый друг и учитель – Уильям Джемс. Он пустил Эдварда с его подопытными в подвал своего дома.

В ходе своей работы Эдвард Торндайк исследовал результаты тестов с точки зрения коннективизма. То есть он устанавливал связи между ситуациями и их элементами и реакциями организма, стимулами, торможением. Его подход относится к бихевиоризму личности, хотя сам ученый не был сторонником этого направления. (Бихевиоризм – течение, которое в качестве главного предмета изучения психологии утверждает поведение). Вскоре Торндайк пришел к выводу о том, что личность – это совокупность поведенческих реакций. А конкретная реакция образуется в ответ на ситуацию или стимул.

Основные законы научения

На основе своих исследований Торндайк вывел четыре основных закона научения:

Кроме того, Торндайк выделил дополнительные условия успешности научения – легкость различения стимула и реакции и осознание человеком связи между ними.

Новая эпоха в психологии


Торндайк, который так никогда и не научился водить машину, был одним из наиболее авторитетных исследователей зоопсихологии. Он разработал объективную, механистическую теорию научения, в которой основное влияние уделялось внешнему поведению. Он полагал, что психология должна изучать поведение, а не психические элементы или опыт сознания. Торндайк усилил тенденцию к большей объективности, о которой говорили еще функционалисты. Он интерпретировал научение не в субъективных терминах, но в терминах конкретных связей между раздражением и реакцией — хотя иногда и допускал некоторые ссылки на сознание и психические процессы.

Работы Торндайка и Ивана Павлова явились примером одновременного независимого открытия. Торндайк открыл свой закон эффекта в 1898 году, а Павлов открыл аналогичный закон подкрепления в 1902 году, но прошло еще много лет, прежде чем психологи заметили сходство между ними.

Он запланировал проведение исследований с привлечением детей в качестве субъектов эксперимента, но встретил запрет университетской администрации, которая была крайне озабочена недавним скандалом, разразившимся после того, как ученые — антропологи сняли с детей одежду, чтобы провести измерения тела. Когда Торндайк узнал, что он не может проводить опыты с детьми, он выбрал цыплят — очевидно, воодушевленный лекциями Моргана, в которых тот описывал свои эксперименты с цыплятами.

Торндайк обучил цыплят бегать по лабиринтам, которые он импровизированно сооружал из книг, поставленных на торец. Рассказывают, что он испытывал некоторые трудности с поисками помещения для своих питомцев. Домовладелица запретила ему содержать цыплят в спальне, и он обратился за советом к Джемсу. Тот безуспешно пытался найти помещение в лабораториях или в музее университета, и в конце концов пустил Торндайка и его цыплят в подвал собственного дома, к полному восторгу своих детей.

В 1899 году Торндайк стал преподавателем психологии в Педагогическом колледже Колумбийского университета. Там он работал с людьми, применяя методы исследования животных. Вся его дальнейшая деятельность была посвящена проблемам обучения людей — в частности, тестированию для определения интеллектуального уровня. Он написал несколько книг и действительно достиг вершин, как и собирался: в 1912 году он был избран президентом Американской психологической ассоциации. Торндайк прилично разбогател на издании своих книг и тестов; к 1924 году его годовой доход составил почти 70 тысяч долларов, что в те времена было просто чудовищной суммой (Boakes. 1984).

Те 50 лет, которые Торндайк провел в Колумбийском университете, были наиболее плодотворными. Его библиография насчитывает 507 названий, причем многие из этих книг являются весьма объемными. Он вышел в отставку в 1939 году, но продолжал работать до самой смерти, которая последовала через 10 лет.

Следует отметить, что Торндайк, как и Леб, не приписывал животным высокого уровня сознания и интеллекта с той свободой и экстравагантностью, как это делал в свое время Романее, В зоопсихологии, начиная со времен основания науки и до периода работы Торндайка — наряду с ростом значения экспериментальных методов исследования объективного поведения — можно наблюдать постоянное снижение роли сознания.

Теории Торндайка были созданы на основе исследований, которые проводились с использованием оборудования, изобретенного самим Торндайком, — так называемого . Животное, помещенное в ящик, для того, чтобы выйти, должно было научиться открывать замок. Торндайк поместил в решетчатый ящик голодную кошку. Еда была поставлена перед коробкой — в качестве награды за успешный выход. Дверца коробки закрывалась несколькими замками. Чтобы открыть дверцу, кошка должна была потянуть за рычаг или за цепочку, а иногда проделать несколько последовательных действий.


Сначала кошка демонстрировала хаотичное поведение, осматривала, обнюхивала, царапала дверцу, чтобы добраться до еды. Со временем она нащупывала правильный способ поведения и открывала дверцу. При первой попытке правильность поведения обнаруживалась случайно. При последующих попытках случайное поведение встречалось все реже — и в конце концов достигалось полное научение. После этого кошка начинала действовать правильно с самого начального момента, как только ее помещали в клетку.

Торндайк использовал количественные измерения научения. Одна из методик заключалась в том. чтобы записывать количество проявлений неправильного поведения — то есть тех действий, которые не вели к требуемому результату. После серии попыток неправильное поведение становилось более редким. Другая методика заключалась в том, чтобы регистрировать время, которое было затрачено от момента помещения кошки в клетку до ее успешного выхода. По мере научения время поиска сокращалось.

Торндайк заметил, что полученный в ходе эксперимента результат влияет на тенденцию к запоминанию. Склонность к действиям, которые не ведут к выходу из клетки, сходит на нет; они как бы стираются из памяти через определенное количество неудачных попыток. Те же действия, которые ведут к успеху, после ряда попыток укореняются. Такой способ обучения получил название — обучение методом проб и ошибок[79]. Сам Торндайк предпочитал называть его методом проб и случайного успеха (Joncich. 1968. P. 266).

Сопутствующий закон — закон упражнения[81] или закон приучения и отучения (тренировки) — утверждает, что в каждой конкретной ситуации любая реакция начинает ассоциироваться с этой ситуацией. Чем чаще реакция проявляется в той или иной ситуации, тем теснее становится ассоциативная связь. И напротив, если реакция в течение длительного времени не практикуется, то ассоциативная связь ослабевает. Иначе говоря, повторение ответной реакции в конкретной ситуации приводит к ее усилению. Более поздние исследования Торндайка убедили его в том, что благоприятные последствия реакции (то есть ситуация, которая приносит удовлетворение) являются более эффективными, чем простое многократное повторение.

В начале тридцатых годов Торндайк снова провел исследование закона эффекта в рамках обширной экспериментальной программы, в которой в качестве испытуемых привлекались люди. Результаты исследований показали, что поощрение реакции действительно приводит к ее укреплению, но наказание не дает очевидного негативного результата для проведения параллели. Торндайк пересмотрел закон эффекта, чтобы сделать больший акцент на поощрении, нежели на наказании.

Исследования Торндайка в области обучения людей и животных являются выдающимися достижениями в истории психологии. Его работы ознаменовали подъем теории научения в американской психологии, а тот дух объективности, который строго выдерживался во всех его исследованиях, явился важнейшим вкладом в развитие бихевиоризма. Уотсон писал, что исследования Торндайка стали краеугольным камнем бихевиоризма.

Иван Павлов также отдавал дань Торндайку:

Через несколько лет после начала работы с моим новым методом я узнал, что подобные опыты проделаны в Америке, причем не физиологами, а психологами. С тех пор я начал внимательно изучать американские публикации, и должен признать, что честь сделать первый шаг по этой дороге принадлежит Э. — Л. Торндайку. Его эксперименты опережали наши примерно на два или три года, а его книгу можно считать классической, как по смелому подходу к гигантской работе, так и по точности результатов. (Pavlov. 1928, цит. по: Joncich. 1968. P. 415–416.)

Джеймс Роулэнд Энджелл (1869–1949)

Джеймс Роулэнд Энджелл (1869–1949) Джеймс Роулэнд Энджелл превратил движение функционализма в настоящую психологическую школу. Благодаря ему отделение психологии Чикагского университета стало самым влиятельным из подобных факультетов того времени, главным центром

Эдвард Чейс Толмен (1886–1959)

Эдвард Чейс Толмен (1886–1959) Один из ранних последователей бихевиоризма, Эдвард Толмен изучал инженерное дело в Массачусетском технологическом институте. Он переключился на психологию и под руководством Эдвина Холта начал работать в Гарварде, где получил звание доктора

Хелен Бредфорд Томпсон Вули (1874–1947)

Хелен Бредфорд Томпсон Вули (1874–1947) Хелен Бредфорд Томпсон родилась в 1874 году в Чикаго. Ее родители поддерживали идею женского образования, и все три дочери посещали колледж. Хелен Томпсон получила степень бакалавра в университете Чикаго в 1897 году, а докторскую степень

Эдвард Джонс и Кит Дэвис

Эдвард Джонс и Кит Дэвис В 1965 году психологи Эдвард Джонс и Кит Дэвис предложили теорию корреспондирующего вывода, которая объясняет процессы формирования внутренней атрибуции. Ученые утверждали, что люди уделяют особое внимание преднамеренному поведению, которое

Гарри Салливан (1892–1949) Интерперсональный психоанализ

Гарри Салливан (1892–1949) Интерперсональный психоанализ Гарри Салливан родился 21 февраля 1892 года в Норидже, в штате Нью-Йорк. Салливан, сын ирландского иммигранта, рос в провинциальном городке с антикатолическими настроениями, из-за чего у него сформировалось

Предисловие к IV изданию (1949 г.)

Предисловие к IV изданию (1949 г.) Прошло двадцать лет с тех пор, как материал первой части этой книги был собран воедино и под названием "Половая зрелость, половое воздержание, брачная мораль" передан для публикации венскому издательству "Мюнстер Ферлаг". Двадцать лет — не

Э. Торндайк (1874–1949)

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Эдвард Ли Торндайк. Презентация на заданную тему содержит 10 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

биография Эдвард Ли То́рндайк (англ. Edward Lee Thorndike; 31 августа 1874, Вильямсбург, штат Массачусетс — 9 или 10 августа 1949, Монтроз, Нью-Йорк) — американский психолог и педагог. Президент Американской психологической ассоциации в 1912 году.

Исследования в области зоопсихологии Первый психологический эксперимент он решил провести с детьми. Человек загадывал какое-либо слово и старался мысленно его представить. Дети должны были постараться угадать задуманное, тогда они получали конфеты. Торндайк использовал конфеты в качестве поощрительного стимула к повышению чувствительности с целью уловления микродвижений и угадывания мысли. В течение эксперимента предполагалось также, что такая чувствительность будет возрастать. Администрация университета запретила его опыты, и работа осталась незавершённой.

Гост

ГОСТ

Истоки возникновения бихевиоризма и предбихевиоризма Торндайка

Эдвард Ли Торндайк является одним из первых исследователей процесса научения с такой позиции как объективное научение. Основной упор был им сделан на связь (коннекцию) между теми ситуациями, с которыми сталкивается организм, а также его ответными реакциями на них.

Помещенные животные вели себя в ящиках однотипно, они совершали хаотичные и беспорядочные движения: царапали ящик, кидались в разные стороны, кусали и т.д. Это продолжалось до тех пор, пока одно из движений не оказывалось случайно удачным. В дальнейшем при помещении животного в этот ящик, оно делало все меньше бесполезных движений, с целью поиска выхода. Работа с ящиком продолжалась до тех пор, пока животное не начинало действовать безошибочно.

На основании проведенных исследований и полученных в их ходе материалов, Э. Торндайком были выделены четыре основные законы научения:

  1. Закон повторяемости (упражнения) – заключается в том, что чем чаще повторять связь между стимулом и реакцией, тем быстрее происходит закрепление и прочнее реакция.
  2. Закон эффекта – при проявлении нескольких реакций на конкретную ситуацию, закрепление происходит на ту из реакций, которая вызывает у испытуемого чувство удовлетворения.
  3. Закон готовности – образование любых новых связей находится в зависимости от состояния субъекта.
  4. Закон ассоциативного сдвига – в случае, если у испытуемого проявляются одновременно два раздражителя, один из которых вызывает положительную реакцию, то и другой вызывает аналогичную реакцию.

Готовые работы на аналогичную тему

Бихевиоризм и личность

Э. Торндайк выступил историческим предшественником бихевиоризма, путем проведения исследований над животными. Выделенные на их основании законы, легли в основу бихевиоризма личности.

На основании данной точки зрения, бихевиоризм, утверждает, что личность человека – это совокупность разнообразных поведенческих реакций, которые присущи каждому конкретному человеку.

Определенная поведенческая реакция образуется на конкретную ситуацию или стимул. Отсюда, была выведена формула:

Данная формула является ведущей в бихевиоризме.

Закон, выведенный Торндайком, несколько уточняет данную формулу:

Подкрепление может быть двух видов:

  1. Положительное – похвала, материальное вознаграждение, получение ожидаемого результата и т.д.
  2. Отрицательное – наказание, замечание, неудача и т.п.

Поведение человека в основном формируется на основании положительного подкрепления с целью избегания отрицательного.

Таким образом, с позиции бихевиоризма личности – это все то, чем обладает человек, его индивидуальные возможности по отношению к реакции, необходимые для успешного приспособления к среде.

Бихевиоризм и человек

В бихевиоризме Э. Торндайка человек понимается как существо реагирующее, обучающее, действующее и запрограммированное на конкретные реакции, действия и поведение. В процессе изменения стимулов и их подкрепления возможно программирование желаемого поведении человека.

Бихевиоризм Э. Торндайка внес значительный вклад в психологию, а именно в изучение психологии человека. Это связано с тем, что изменилось отношение к организму человека. Если изначально к нему относились как к лишенному психических качеств устройству, то после исследований Э. Торндайка это отношение кардинально поменялось.

Сторонники этого направления рассчитывали, что, опираясь на данные экспериментов удастся объяснить любые естественные формы поведения людей, такие, например, как строительство небоскреба или игра в теннис, ибо основа всего - законы научения.

Читайте также: