Единый федеральный реестр туроператоров доклад

Обновлено: 08.07.2024

Закон вводит обязанность ведения отраслевого реестра хозяйствующих субъектов в сфере туроператорской деятельности на территории России. Это и есть основная государственная услуга, предоставляемая субъектам хозяйственная в сфере туризма. Сведения о туроператоре, имеющем финансовое обеспечение, вносятся в Единый федеральный реестр.

Основная цель установление наличия действующего финансового обеспечения туроператора, а также доведения до сведения общественности, граждан и официальных учреждений исполнительной власти о туроператоре, его атрибутах и легитимности его деятельности.

Однако укажем, что это финансовое обеспечение должно в точности отвечать требованиям данного закона (а не требованиям граждан) в части возможности удовлетворения законных требований граждан. В противном случае, Ростуризм откажет во внесении в отраслевой реестр.

Содержание отраслевого Единого федерального реестра туроператоров

В Едином федеральном реестре содержатся следующие сведения о туроператоре: полное и сокращенное наименования на русском языке; если в учредительных документах туроператора его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке — также наименование туроператора на этом языке.

Из этого положения следует, что туроператор может быть иностранным юридическим лицом, имеющим надлежащую регистрацию на территории Российской Федерации с внесением в единый государственный реестр юридических лиц России.

Следующие данные вносятся в Реестр — адрес (место нахождения) и почтовый адрес; сведения об учредителях туроператора.

Не ясна требуемая глубина и обширность сведений об учредителях. В любом случае Ростуризм может отказать во внесении в реестр на том основании, что сведений об учредителях недостаточно. Указанного в законе или подзаконном акте критерия достаточности сведений нет. В довершение всего, актуальное местонахождение, может и не совпадать с юридическим адресом, который может быть и в другом городе. Налоговая инспекция тщательно следит за этими признаком и старается истребовать актуальные реквизиты организации-налогоплательщика. А если организация осуществляет деятельность на другой территории — возникает вопрос, а где платить налоги? Если это мелочевка, то нервной ситуации не возникает, если налоги внушительных сумм, территория начинает споры за принадлежность сборов.

Налоговый Кодекс в ст. 23. описывает обязанности налогоплательщиков.

Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) — в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;

2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях: в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации; в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

3.1) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией): в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства); в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);

4) о реорганизации или ликвидации организации — в течение трех дней со дня принятия такого решения.

В Единый реестр также вносятся серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице, осуществляющем туроператорскую деятельность, в единый государственный реестр юридических лиц; серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, идентификационный номер налогоплательщика; фамилия, имя и отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность (далее — руководитель туроператора);

Первое лицо (руководитель туроператора) несет всю полноту ответственности, прежде всего, за безопасность услуг и жизнь туристов.

В реестр вносятся сведения о размере финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее — договор страхования ответственности туроператора) либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее — банковская гарантия), наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение.

Данное положение устанавливает вид, форму и размер финансового обеспечения туроператора, вводит и определяет два новых понятия:

Договор страхования ответственности туроператора — договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Банковская гарантия — банковская гарантия исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Остается открытым два вопроса:

(а) источник средств для внесения имущественного залога под банковскую гарантию или источник средств для приобретения имущества, предлагаемого в залог обеспечения обязательств. 10 млн рублей (380 тыс. USD) достаточная сумма, которая вызовет живой интерес у определенных ведомств в части подтверждения легитимности ее происхождения.

(б) вопрос о законности отнесения средств финансового обеспечения, а также расходов на обслуживание банковской гарантии или средств на выплату страховой премии по договору страхования на себестоимость продукции.

По практике, если нет нормативного документа, определяющего законность отнесения данных, надо сказать не малых, расходов на себестоимость продукции туроператора, то источником таких средств является прибыль организации. Этот вопрос в законе не освещен и видимо будет одним из самых нервных на начальной стадии практического осуществления финансового обеспечения.

В отношении организаций туризма, находящихся на упрощенной системе налогообложения (исчисления налогооблагаемой базы) по системе доходы – минус расходы, есть четкое указание о невозможности отнесения этих средств на себестоимость продукции. В отношении всех остальных организаций вопрос остается открытым.


Важное


В России многие путешественники пользуются услугами туроператоров. Разумеется, это удобно, а иногда и выгодно. Правда не всегда путевка, купленная в туристической фирме, доставит вам удовольствие и радостные впечатления. Среди организаций в сфере туризма есть много мошенников, которые подрывают авторитет ответственных фирм. Как с этим связан реестр туроператора и что он даст туристу?

Для чего нужен реестр туроператоров


Прежде всего данный реестр нужен туристам. Если турфирма имеет свидетельство о внесении ее сведений в Единый федеральный реестр туроператоров, то это дает гарантию клиенту, что в незнакомой стране он не получит неприятный сюрприз в виде неоплаченных билетов или счета в гостинице.

Что можно узнать из реестра туроператоров


Туристов, разумеется, интересует польза от данного документа. В нем можно узнать правдивые сведения о конкретной фирме: существует ли она на самом деле и является ли она юридическим лицом. Также в нем есть информация о продуктах, которые туроператор имеет право предлагать клиентам. Желательно обратить на это внимание.


В этом реестре есть информация и о тех агентствах, с которыми работает тот или иной туроператор. Это поможет избежать опасных сделок с мошенниками. Ведь некоторые из них могут ссылаться на какого-то крупного туроператора, утверждая, что они являются его представителями. Подобную информацию лучше проверить с помощью сети Интернета.

Как пользоваться реестром туроператоров

Чтобы убедиться в том, что свидетельство туроператора, у которого вы хотите приобрести путевку, имеет под собой законные основания, то стоит зайти на сайт Федерального агентства по туризму. Далее надо ввести в поисковую строку реестровый номер турфирмы. Потом вы получите необходимые сведения: либо вы имеете дело с надежным поставщиком туристических услуг, либо вам попался очередной мошенник.


Некоторые туроператоры для удобства клиентов устанавливают на своих сайтах специальный виджет. С его помощью можно сразу получить все сведения, которые есть в реестре о данной фирме. Эта система снабжена защитой, оберегающей ее от попытки взлома.

На сайте Федерального агентства по туризму (Ростуризм) публикуются сведения об туроператорских организациях, имеющих финансовое обеспечение. Эти организации разделены на шесть групп:

– туроператоры, имеющие финансовое обеспечение в размере 100 млн. руб.;

– туроператоры, имеющие финансовое обеспечение в размере 60 млн. руб.;

– туроператоры, имеющие финансовое обеспечение в размере 30 млн. руб.;

– туроператоры, имеющие финансовое обеспечение в размере 10 млн. руб.;

– туроператоры, имеющие финансовое обеспечение в размере от 550 тыс. до 1 млн 500 тыс. руб.;

– туроператоры, имеющие финансовое обеспечение в размере 500 тыс руб.

Информация по туроператорам на сайте Ростуризма публикуется по следующим рубрикам:

▪ Единый федеральный реестр туроператоров;

▪ Внесение сведений в Реестр (впервые, продление, изменение);

▪ Получение свидетельств и информация об отправленных свидетельствах;

▪ Приказы о внесении сведений, изменении, исключении и отказе;

▪ Список туроператоров, предоставивших документы на продление с ошибками и нарушениями [71].

В России существует процедура внесения туроператора в Единый федеральный реестр туроператоров, которая состоит из следующих этапов:

– туроператор составляет заявление в письменной форме и удостоверяется подписью руководителя организации;

– заявление туроператора вместе с необходимыми документами представляется в Ростуризм;

– Ростуризм в течение пяти дней принимает решение о внесении сведений о туроператоре в Единый федеральный реестр туроператоров, либо об отказе во внесении этих сведений. Если какие-то данные туроператора изменены, то в течение 10 дней со дня изменения туроператор обязан уведомить об этом Ростуризм.

Отказ от внесения сведений в Единый федеральный реестр туроператоров должно быть мотивировано Ростуризмом. Ростуризм может принять такое решение по следующим основаниям:

– представление недостоверных сведений о туроператоре;

– несоответствие имеющегося у туроператора финансового обеспечения требованиям, предусмотренным Федеральным законом.

Ростуризм не реже одного раза в год в государственных периодических печатных изданиях, а также размещает и актуализирует на своем сайте в сети Интернет следующие сведения о туроператоре, содержащиеся в реестре:

В реестре содержатся следующие сведения о туроператоре:

– полное и сокращенное наименования на русском языке; если в учредительных документах туроператора его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке – также наименование туроператора на этом языке;

– адрес (место нахождения) и почтовый адрес;

– сведения об учредителях туроператора;

– серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице, осуществляющем туроператорскую деятельность, в единый государственный реестр юридических лиц;

– серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, идентификационный номер налогоплательщика;

– фамилия, имя и отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность;

– размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение;

– сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм);

– адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность [126].

Ростуризм исключает сведения о туроператоре из реестра в случаях:

– прекращения деятельности туроператора в результате его реорганизации, за исключением реорганизации в форме преобразования;

– непредставления туроператором сведений о наличии у него финансового обеспечения на новый срок.

Решение об исключении сведений о туроператоре из реестра оформляется соответствующим актом Ростуризма. Это решение должно быть мотивировано.

По закону туроператор имеет право обжаловать исключение из реестра в судебном порядке [126].

В соответствии с указанным документом, сроки предоставлении я государственной услуги и сроки доведения до заявителя результата предоставления государственной услуги составляют:

– принятие решения об отказе во внесении сведений о юридическом лице в Реестр – не позднее пяти рабочих дней со дня поступления заявления и документов в Ростуризм. Копия указанного решения, содержащего основания для отказа во внесении сведений о туроператоре в реестр, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, направляется туроператору с уведомлением о ее вручении либо вручается под расписку руководителю туроператора или иному лицу, уполномоченному представлять туроператора;

– представление сведений о туроператоре, содержащихся в Реестре, по письменному запросу государственных органов или органа местного самоуправления осуществляется не позднее тридцати календарных дней, следующих за днем поступления запроса;

– на основании письменного заявления туроператора, сведения о котором внесены в Реестр, Ростуризм не позднее тридцати календарных дней со дня получения заявления выдает свидетельство о внесении сведений о туроператоре в Реестр [Прил. 16].

Сроки исключения сведений о туроператоре из Реестра.

Принятие решения об исключении сведений о туроператоре из Реестра осуществляется:

– не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем, когда Ростуризму стало известно о внесении в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о том, что туроператор находится в процессе ликвидации, либо со дня, следующего за днем публикации решения о предстоящем исключении туроператора из ЕГРЮЛ;

– не позднее одного рабочего дня, следующего за днем, когда Ростуризму стало известно о завершении реорганизации туроператора, за исключением реорганизации в форме преобразования;

В соответствии с указанным документом, туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, применяющие общую систему налогообложения и намеренные продолжить осуществление такой деятельности, обязаны не позднее трех месяцев до истечения срока действующего финансового обеспечения представить в Ростуризм следующие сведения и документы, подтверждающие данные сведения:

– заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре туроператоров, в связи с получением финансового обеспечения на новый срок, которое должно быть напечатано машинописным текстом или заполнено от руки разборчивым почерком, подписано руководителем или уполномоченным лицом (с приложением доверенности) и заверено печатью организации;

– копию годовой бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность должна включать в себя также следующие документы:

▪ отчет о прибылях и убытках;

▪ отчет об изменениях капитала;

▪ отчет о движении денежных средств;

▪ приложения к бухгалтерскому балансу;

▪ отчет о целевом использовании полученных средств (только для общественных организаций и объединений);

▪ аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности туроператора, если он в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Аудиторское заключение в составе бухгалтерской отчетности представляется туроператорами в Ростуризм, если:

▪ они являются открытыми акционерными обществами;

▪ объем выручки от оказания услуг туроператора за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

▪ туроператор представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

Закон вводит обязанность ведения отраслевого реестра хозяйствующих субъектов в сфере туроператорской деятельности на территории России. Это и есть основная государственная услуга, предоставляемая субъектам хозяйственная в сфере туризма. Сведения о туроператоре, имеющем финансовое обеспечение, вносятся в Единый федеральный реестр.

Основная цель установление наличия действующего финансового обеспечения туроператора, а также доведения до сведения общественности, граждан и официальных учреждений исполнительной власти о туроператоре, его атрибутах и легитимности его деятельности.

Однако укажем, что это финансовое обеспечение должно в точности отвечать требованиям данного закона (а не требованиям граждан) в части возможности удовлетворения законных требований граждан. В противном случае, Ростуризм откажет во внесении в отраслевой реестр.

Содержание отраслевого Единого федерального реестра туроператоров

В Едином федеральном реестре содержатся следующие сведения о туроператоре: полное и сокращенное наименования на русском языке; если в учредительных документах туроператора его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке — также наименование туроператора на этом языке.

Из этого положения следует, что туроператор может быть иностранным юридическим лицом, имеющим надлежащую регистрацию на территории Российской Федерации с внесением в единый государственный реестр юридических лиц России.

Следующие данные вносятся в Реестр — адрес (место нахождения) и почтовый адрес; сведения об учредителях туроператора.

Не ясна требуемая глубина и обширность сведений об учредителях. В любом случае Ростуризм может отказать во внесении в реестр на том основании, что сведений об учредителях недостаточно. Указанного в законе или подзаконном акте критерия достаточности сведений нет. В довершение всего, актуальное местонахождение, может и не совпадать с юридическим адресом, который может быть и в другом городе. Налоговая инспекция тщательно следит за этими признаком и старается истребовать актуальные реквизиты организации-налогоплательщика. А если организация осуществляет деятельность на другой территории — возникает вопрос, а где платить налоги? Если это мелочевка, то нервной ситуации не возникает, если налоги внушительных сумм, территория начинает споры за принадлежность сборов.

Налоговый Кодекс в ст. 23. описывает обязанности налогоплательщиков.

Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) — в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;

2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях: в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации; в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

3.1) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией): в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства); в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);

4) о реорганизации или ликвидации организации — в течение трех дней со дня принятия такого решения.

В Единый реестр также вносятся серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице, осуществляющем туроператорскую деятельность, в единый государственный реестр юридических лиц; серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, идентификационный номер налогоплательщика; фамилия, имя и отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность (далее — руководитель туроператора);

Первое лицо (руководитель туроператора) несет всю полноту ответственности, прежде всего, за безопасность услуг и жизнь туристов.

В реестр вносятся сведения о размере финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее — договор страхования ответственности туроператора) либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее — банковская гарантия), наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение.

Данное положение устанавливает вид, форму и размер финансового обеспечения туроператора, вводит и определяет два новых понятия:

Договор страхования ответственности туроператора — договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Банковская гарантия — банковская гарантия исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Остается открытым два вопроса:

(а) источник средств для внесения имущественного залога под банковскую гарантию или источник средств для приобретения имущества, предлагаемого в залог обеспечения обязательств. 10 млн рублей (380 тыс. USD) достаточная сумма, которая вызовет живой интерес у определенных ведомств в части подтверждения легитимности ее происхождения.

(б) вопрос о законности отнесения средств финансового обеспечения, а также расходов на обслуживание банковской гарантии или средств на выплату страховой премии по договору страхования на себестоимость продукции.

По практике, если нет нормативного документа, определяющего законность отнесения данных, надо сказать не малых, расходов на себестоимость продукции туроператора, то источником таких средств является прибыль организации. Этот вопрос в законе не освещен и видимо будет одним из самых нервных на начальной стадии практического осуществления финансового обеспечения.

В отношении организаций туризма, находящихся на упрощенной системе налогообложения (исчисления налогооблагаемой базы) по системе доходы – минус расходы, есть четкое указание о невозможности отнесения этих средств на себестоимость продукции. В отношении всех остальных организаций вопрос остается открытым.

Читайте также: