Доступ к информации о деятельности органов государственной власти доклад

Обновлено: 28.03.2024

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 8)
    • Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона
    • Статья 3. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 4. Основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 5. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой ограничен
    • Статья 6. Способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 7. Форма предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 8. Права пользователя информацией
    • Статья 9. Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 10. Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети "Интернет"
    • Статья 11. Основные требования при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 12. Обнародование (опубликование) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 13. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая в сети "Интернет"
    • Статья 14. Перечни информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети "Интернет"
    • Статья 15. Присутствие на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов органов местного самоуправления
    • Статья 16. Размещение информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, и иных отведенных для этих целей местах
    • Статья 17. Ознакомление с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды
    • Статья 18. Запрос информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 19. Порядок предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу
    • Статья 20. Основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 21. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предоставляемая на бесплатной основе
    • Статья 22. Плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 23. Защита права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 24. Контроль и надзор за обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 25. Ответственность за нарушение права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
    • Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    С изменениями и дополнениями от:

    11 июля 2011 г., 7 июня, 21, 28 декабря 2013 г., 4 ноября, 1 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 9 марта 2016 г., 28 декабря 2017 г., 8 декабря 2020 г., 30 апреля 2021 г.

    Принят Государственной Думой 21 января 2009 года

    Одобрен Советом Федерации 28 января 2009 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарий к настоящему Федеральному закону

    Президент Российской Федерации

    9 февраля 2009 г.

    Установлен единый порядок доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

    Определены принципы и способы обеспечения доступа к информации, формы ее предоставления, права и обязанности пользователей информации, органов власти, их должностных лиц. Установлена ответственность за нарушение порядка доступа к информации.

    Урегулирован доступ к информации о деятельности органов власти в электронной форме (в том числе в сети Интернет). Также информация может размещаться в СМИ, на стендах помещений, где органы власти осуществляют свою деятельность, в библиотечных и архивных фондах и т.д.

    Регламентирована процедура предоставления информации по запросу пользователя, включая требования к запросу о получении информации, сроки и порядок его рассмотрения, требования к ответу на запрос, основания для отказа в предоставлении информации.

    Предусмотрено обязательное участие граждан и представителей организаций в заседаниях коллегиальных государственных и местных органов власти.

    За предоставление информации плата не взимается за исключением случаев, когда ее объем превышает пределы, установленные Правительством РФ.

    Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г.

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г.

    Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 13 февраля 2009 г. N 8, в "Российской газете" от 13 февраля 2009 г. N 25, в Собрании законодательства Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. N 7 ст. 776

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 117-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 апреля 2021 г.

    Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

    Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 423-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

    Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

    Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 331-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

    Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 366-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

    Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 112-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г.

    Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Данная аналитическая записка была подготовлена по результатам анализа судебной практики по делам о судебной защите права на доступ к информации о деятельности органов публичной власти.

    1. Конституционная природа права на доступ к информации о деятельности органов публичной власти

    Ч. 4 ст. 29 Конституции РФ гарантирует каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

    Дополнительно закреплено право каждого знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ); право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ). Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы, должны быть опубликованы для всеобщего сведения.

    Таким образом, конституционные основания доступа к информации о деятельности органов публичной власти непосредственно закреплены в целом ряде конституционных норм, которые подлежат учету как органами исполнительной власти при рассмотрении запросов граждан о предоставлении информации, так и судами.

    2. Законодательное оформление права на доступ к информации о деятельности органов публичной власти

    При рассмотрении органами власти запросов, а судами – исков граждан, связанных с реализацией права на доступ к информации о деятельности органов публичной власти, ключевое значение приобретает решение вопроса о соотношении между собой названных федеральных законов и о правильном выборе норм, подлежащих применению в конкретном случае.

    3. Методика отбора судебных решений для проведения анализа судебной практики по делам о защите права на доступ к информации о деятельности органов публичной власти

    4. Требования заявителей в защиту права на доступ к информации о деятельности органов публичной власти и решения судов по существу заявленных требований

    Наибольшее число дел в защиту права граждан на доступ к информации о деятельности органов публичной власти связано с обжалованием отказа органов власти предоставить запрошенную информацию или бездействия органов власти, выразившегося в ненаправлении / несвоевременном направлении ответа на запрос о предоставлении информации.

    Суды в абсолютном большинстве случаев в удовлетворении требований заявителей отказывают. При этом обращает на себя внимание тот факт, что решения судов первой инстанции, которыми требования заявителей удовлетворяются (полностью или частично), нередко отменяются судами вышестоящей инстанции. При этом наряду со случаями, когда отмена решения суда первой инстанции представляется обоснованной (см., напр., Решение Ленинского районного суда г. Саранска от 24.05.2012No 2-1375/2012; Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 11.09.2012 No 33-1311/62), встречаются и иные ситуации, в которых решение вышестоящего суда не представляется убедительным (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 20.01.2016 No 33а-354/2016; Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 19.10.2015 No 2а-4897/2015).

    Вместе с тем удалось обнаружить и несколько вступивших в силу решений, в которых отказ в предоставлении информации признан незаконным и на орган власти возложена обязанность устранить допущенное нарушение права гражданина (см., напр., Решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 24.07.2013 No 2- 639/2013; Апелляционное определение Московского областного суда от 17.07.2013 No 33-15318/13). Такие решения, однако, составляют однозначное меньшинство в общем количестве проанализированных решений.

    5. Основные причины отказа в предоставлении информации о деятельности органов публичной власти

    Проведенный анализ судебных решений позволяет выделить следующие основные причины отказа в удовлетворении требований заявителей:

    2) предоставление запрашиваемой информации требует осуществления от органа публичной власти аналитической деятельности (см., напр., Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от2.03.2016 No 33а-4551/2016);

    3) запрашиваемая информация не затрагивает права и свободы заявителя(см., напр., Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан 19.01.2015 от No 33-538/2015; Апелляционное определение Воронежского областного суда от 20.09.2012 No 33-4583);

    4) заявитель выражает несогласие с содержанием ответа органа власти (см.,напр., Апелляционное определение Свердловского областного суда от29.06.2017 No 33а-9590/2017; Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 30.05.2016 No 33а-10241/2016;Апелляционное определение Ростовского областного суда от 21.12.2016No 33а-22439/2016);

    5) запрашиваемая информация содержит персональные данные (см., напр.,Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 22.05.2014No 2-4343/2014; Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 11.09.2012 No 33-1311/62; Решение Анапского городского суда от 22.04.2011 No 2-1373/11).

    При этом не являются редкостью решения, в которых суды отказывают в удовлетворении требований заявителей одновременно по нескольким основаниям. Например, в силу того, что информация содержит персональные данные и, кроме того, не затрагивает права заявителя (см.Кассационное определение Московского городского суда от 10.11.2011 No33-36336); заявитель выражает несогласие с ответом органа власти и, кроме того, запрашиваемая информация не затрагивает права заявителя (см. Апелляционное определение Омского областного суда от 05.05.2016 No 33а- 3916/2016).

    6. Отдельные проблемы судебной защиты права на доступ к информации о деятельности органов публичной власти

    Анализ судебной практики по делам, связанным с доступом к информации о деятельности органов публичной власти, позволяет выделить ряд проблем, от решения которых зависит действительный уровень защиты исследуемого права. К их числу относятся следующие:

    Вместе с тем приходится констатировать, что в правоприменительной практике наблюдается тенденция к ограничительному толкованию указанного понятия.

    Так, напр., в решении Сыктывкарского городского суда республики Коми без каких-либо дополнительных пояснений средства,выделенные главой города Сыктывкар, его заместителями, начальниками управлений и отделов Администрации на ремонт своих рабочих кабинетов,мест общего пользования, на приобретение мебели и оргтехники в 2009- 2011 годах были отнесены к информации о частной жизни соответствующих лиц. И на этом основании в предоставлении данных требований заявителю было отказано (см. Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11.08.2011 No 2-6678/11).

    в) коллизия права на доступ к информации и права на защиту персональных данных

    Как следствие, к отношениям по обработке персональных данных,содержащихся в информации о деятельности органов публичной власти,подлежит применению Закон о персональных данных 152-ФЗ. Отдельно следует отметить, что законодателем не предусмотрено никаких особенностей применения Закона о персональных данных к отношениям,связанным с обеспечением доступа к информации о деятельности органов публичной власти. Соответственно все без исключения персональные данные, содержащиеся в запрашиваемой информации, должны быть сохранены в тайне при условии, что отсутствует согласие субъекта персональных данных и не наступил ни один из законодательно установленных случаев обработки персональных данных в отсутствие такого согласия.

    Действующее законодательное регулирование не позволяет выйти за рамки этого утверждения. Именно поэтому не вызывает удивления и судебная практика, при которой суды в абсолютном большинстве случаев признают отказы в предоставлении информации, содержащей персональные данные, законными.

    С учетом изложенного заслуживает поддержки, напр., решение Минусинского городского суда, который обязал администрацию выдать копию запрашиваемого постановления, обезличив предварительно содержащиеся в нем персональные данные лиц, в отношении которых это постановление вынесено (см. Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 05.06.2013 No 2-1609/2013).

    7. Предложения по решению проблем судебной защиты права на доступ к информации о деятельности органов публичной власти

    В процессе анализа судебной практики по защите права на доступ к информации о деятельности органов публичной власти был обнаружен целый ряд проблемных вопросов, от решения которых зависит реальный уровень защиты названного права. Предложения по решению обнаруженных проблем могут быть разделены на две группы: в первую включены те, которые предполагают изменение правоприменительной практики; во вторую – те, которые требуют внесения изменений в законодательные акты.

    Перспективные направления изменения судебной практики:

    - указание в судебных решениях, почему, по мнению суда,предоставление запрашиваемой информации требует от органа власти осуществления аналитической деятельности и в чем конкретно эта деятельность заключается;

    - ответы, данные органами власти о предоставлении информации,подлежат проверке судами на предмет их полноты, а результаты проверки подлежат включения в текст решений.

    Предлагаемое законодательное изменение:

    - установление специального правила, допускающего в определенных случаях предоставление информации о деятельности органов государственной власти, содержащей персональные данные.

    Принятие данного правила позволило бы обеспечить баланс между интересом в получении информации, с одной стороны, и интересом в сохранении информации в тайне, с другой стороны. Представляется, что не во всех случаях абсолютный подход к защите персональных данных является оправданным. Указанные сомнения возникают, в частности,применительно к отказу предоставить информацию о составе Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Главном управлении Минюста России по Санкт-Петербургу (см. Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 22.05.2014 No 2- 4343/2014); о трудовой деятельности судей, в том числе информацию о полученном им юридическом образовании и стаже работы по специальности (см. Решение Верховного Суда РФ от 11.03.2013 No АКПИ13-61).

    Аналитическая записка подготовлена в рамках поддержанного Российским Фондом фундаментальных исследований (РФФИ) научного проекта No 16-03-00465-ОГН.

    Перечень проанализированных судебных актов

    Решения Конституционного Суда России

    Определение Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 No 2906;

    Определение Конституционного Суда РФ от 24.12.2013 No 2066-О;

    Определение Конституционного Суда РФ от 7.02.2013 No 134-О;

    Определение Конституционного Суда РФ от 8.12.2011 No 1624-О-О.

    Решения Верховного Суда России

    Решение Верховного Суда РФ от 11.03.2013 No АКПИ13-61;

    Кассационное определение Верховного Суда РФ от 24.04.2011 No

    Решение Верховного Суда РФ от 26.01.2011 No ГКПИ10-1510;

    Решения судов общей юрисдикции юрисдикции

    Апелляционное определение Свердловского областного суда от29.06.2017 No 33а-9590/2017;

    Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 31.01.2017 No 33а-1151/2017;

    Апелляционное определение Ростовского областного суда от 21.12.2016 No 33а-22439/2016;

    Решение Семикаракорского районного суда Ростовской области от 1.11.2016 No 2а-872/2016;

    Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 25.08.2016 No 33а-3431/2016;

    Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 30.05.2016 No 33а-10241/2016;

    Апелляционное определение Омского областного суда от 05.05.2016No 33а-3916/2016;

    Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 2.03.2016 No 33а-4551/2016;

    Апелляционное определение Московского областного суда от15.02.2016 No 33-4047/2016;

    Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 20.01.2016 No 33а-354/2016;

    Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от19.10.2015 No 2а-4897/2015;

    Решение Ефремовского районного суда Тульской области от 11.03.2015 No 2-443/2015;

    Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан 19.01.2015 от No 33-538/2015;

    Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 22.05.2014 No 2-4343/2014;

    Решение Дзержинского районного суда г. Екатеринбурга от 30.04.2014 No 2-914/14;

    Решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28.05.2014 No 2-3631/2014;

    Апелляционное определение Свердловского областного суда от 9.04.2014 No 33-4312/2014;

    Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 27.02.2014 No 33-2780/2014;

    Решение Кореновского районного суда Краснодарского края от 19.02.2014 No 2-326/2014;

    Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 15.10.2013 No 2- 3049/2013;

    Апелляционное определение Пермского краевого суда от 23.09.2013No 33-9628/2013;

    Решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 24.07.2013 No 2-639/2013;

    Апелляционное определение Московского областного суда от 17.07.2013 No 33-15318/13;

    Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 05.06.2013 No 2-1609/2013;

    Апелляционное определение Саратовского областного суда от 29.01.2013 No 33-500;

    Апелляционное определение Воронежского областного суда от 20.09.2012 No 33-4583;

    Апелляционное определение Новгородского областного суда от 12.09.2012 No 33-1374/2012;

    Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 11.09.2012 No 33-1311/62;

    Решение Ленинского районного суда г. Саранска от 24.05.2012 No 2- 1375/2012;

    Кассационное определение Московского городского суда от 10.11.2011 No 33-36336;

    Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11.08.2011 No 2-6678/11;

    Решение Анапского городского суда от 22.04.2011 No 2-1373/11;

    Определение Санкт-Петербургского городского суда от 27.01.2011 No33-53/2011;

    Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

    (с изменениями на 30 апреля 2021 года)

    Документ с изменениями, внесенными:

    Принят
    Государственной Думой
    21 января 2009 года

    Одобрен
    Советом Федерации
    28 января 2009 года

    Глава 1. Общие положения

    Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    1) информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности;

    2) государственные органы - органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации;

    3) пользователь информацией - гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Пользователями информацией являются также государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

    4) запрос - обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в государственный орган или орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности этого органа;

    5) официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления (далее - официальный сайт) - сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления. Федеральным законом может быть предусмотрено создание единого портала, на котором размещаются официальные сайты нескольких государственных органов.

    (Пункт в редакции, введенной в действие с 26 июля 2011 года Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 200-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 66-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

    Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона

    1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

    2. Если федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусматриваются особенности предоставления отдельных видов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, положения настоящего Федерального закона применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    3. Если законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми по предметам ведения субъектов Российской Федерации, предусматриваются особенности предоставления отдельных видов информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, положения настоящего Федерального закона применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    4. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с предоставлением государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций средств массовой информации, в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

    5. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:

    1) отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется государственными органами и органами местного самоуправления;

    2) порядок рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления обращений граждан;

    3) порядок предоставления государственным органом, органом местного самоуправления в иные государственные органы, органы местного самоуправления информации о своей деятельности в связи с осуществлением указанными органами своих полномочий.

    Статья 3. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

    1. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляется также законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а в отношении органов местного самоуправления - муниципальными правовыми актами.

    2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

    3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

    Статья 4. Основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

    Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются:

    1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

    2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;

    3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;

    4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

    Статья 5. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой ограничен

    1. Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.

    2. Перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливается федеральным законом.

    Статья 6. Способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

    Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:

    1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;

    2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет" (пункт в редакции, введенной в действие с 26 июля 2011 года Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 200-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

    3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;

    4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;

    5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов органов местного самоуправления;

    6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

    7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.

    Статья 7. Форма предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

    1. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.

    2. Форма предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления устанавливается настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Форма предоставления информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления может устанавливаться также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а в отношении информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальными правовыми актами. В случае, если форма предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не установлена, она может определяться запросом пользователя информацией. При невозможности предоставления указанной информации в запрашиваемой форме информация предоставляется в том виде, в каком она имеется в государственном органе, органе местного самоуправления.

    2_1. Общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных.

    (Часть дополнительно включена с 1 июля 2013 года Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 112-ФЗ)

    3. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в устной форме предоставляется пользователям информацией во время приема. Указанная информация предоставляется также по телефонам справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления либо по телефонам должностных лиц, уполномоченных государственным органом, органом местного самоуправления на ее предоставление.

    4. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может быть передана по сетям связи общего пользования. Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых доступ с использованием сети "Интернет" к информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации.

    (Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2013 года Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 112-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

    Статья 8. Права пользователя информацией

    Пользователь информацией имеет право:

    1) получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

    2) отказаться от получения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

    3) не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен;

    4) обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации;

    5) требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

    Глава 2. Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Основные требования при обеспечении доступа к этой информации

    Статья 9. Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

    1. Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления.

    2. Государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.

    3. Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляется с учетом требований настоящего Федерального закона в порядке, установленном государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, а в отношении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации - также с учетом требований Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".

    Статья 10. Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети "Интернет"

    (наименование в редакции, введенной в действие с 26 июля 2011 года
    Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 200-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)

    1. Государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Информация о деятельности органов местного самоуправления внутригородских районов может размещаться на официальном сайте городского округа с внутригородским делением.

    (Часть в редакции, введенной в действие с 26 июля 2011 года Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 200-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 357-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

    2. В целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи, в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), создаются пункты подключения к сети "Интернет" (часть в редакции, введенной в действие с 26 июля 2011 года Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 200-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

    К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относится информация, созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или подведомственными им организациями, информация, поступившая в указанные органы и организации, законы и иные нормативные правовые акты (муниципальные правовые акты), устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, а также иная информация, касающаяся их деятельности.

    – общая информация (наименование, структура, почтовый адрес, номера телефонов, сведения о полномочиях, перечень территориальных органов и представительств, сведения о руководителях и т.д.);

    – информация о нормотворческой деятельности;

    – информация об участии в целевых и иных программах, международном сотрудничестве;

    – информация, подлежащая доведению до сведения граждан и организаций данным органом в соответствии с законом;

    – информация о результатах проверок (как проведенных в самом органе, так и проведенных им);

    – тексты официальных выступлений и заявлений (руководителей и их заместителей);

    – информация о кадровом обеспечении;

    – информация о работе с обращениями.

    К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относится информация, созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или подведомственными им организациями, информация, поступившая в указанные органы и организации, законы и иные нормативные правовые акты (муниципальные правовые акты), устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, а также иная информация, касающаяся их деятельности.



    – общая информация (наименование, структура, почтовый адрес, номера телефонов, сведения о полномочиях, перечень территориальных органов и представительств, сведения о руководителях и т.д.);

    – информация о нормотворческой деятельности;

    – информация об участии в целевых и иных программах, международном сотрудничестве;

    – информация, подлежащая доведению до сведения граждан и организаций данным органом в соответствии с законом;

    – информация о результатах проверок (как проведенных в самом органе, так и проведенных им);

    – тексты официальных выступлений и заявлений (руководителей и их заместителей);

    – информация о кадровом обеспечении;

    – информация о работе с обращениями.

    Читайте также: