Достоверность информации в интернете проблемы и способы ее проверки доклад

Обновлено: 19.04.2024

Интернет. Сегодня он стал неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Вряд ли найдется человек, не знающий про его существование. Трудно представить себе нашу современность без глобальной сети, которая затронула практически все сферы жизни современного человека.

Что же такое интернет? Какова его роль в современном обществе?

С одной стороны, интернет может быть очень полезен. Он может стать источником полезной информации, которая необходима при обучении. Он помогает общаться на больших расстояниях, что я считаю так же немаловажным. Но с другой стороны, всемирная паутина может быть не только помощником, но и порой может приносить огромный вред. Сегодня практически все в той или иной степени зависимы от него. Интернет может быть источником не только нудной, но и вредной информации. Всё зависит от того с какими целями и как его использовать.

Интернет—это компьютерная сеть, где вся информация хранится в виде файлов. Сами файлы расположены на серверах[1] , постоянно подключенных к линиям связи, через которые происходит доступ к ним. Все файлы в совокупности – это ресурсы Интернета.

Ресурсы могут быть нескольких типов:

3. Электронные письма;

По опросу, проведенному в 1997 году, большая угроза для информации могла прийти из интернета. То есть большее число опрошенных видело угрозу для хранения информации в компьютерах. По мере улучшения и развития техники и способов безопасности, этот процент уменьшался.


Иными словами, работа во Всемирной паутине не всегда может быть безопасной. Для защиты компьютера и различных файлов, хранящихся в нем, нужно использовать некоторую профилактику. Она может снизить вероятность проникновения вируса в компьютер.

Начнем с окна настройки параметров браузера, точнее, к вкладке Безопасность Internet Explorer (в Netscape Navigator – окно Preferences, категория Advanced). В разделе Активное содержание нужно снять все флажки (Загрузка активного содержимого, Элементы ActiveX и модули plug-ins, Сценарии ActiveX, Программы Java). Далее, щелкнув на кнопке Уровень безопасности, установить уровень безопасности в положение Высокая. Средний уровень безопасности, наиболее подходящий для просмотра мультимедийных Web-страниц можно устанавливать только для просмотра сайтов, которым можно доверять!

Другим, довольно действенным способом защиты от нежеланных гостей является так называемый прокси-сервер (proxy server). Этот термин можно встретить в договоре с провайдером и в меню настроек браузера.

Главной функцией прокси-сервера является защита внутренних компьютеров локальной сети от чужого вторжения, в том числе и защита от вирусов. Например, в любой локальной сети выход в Интернет проходит через прокси-сервер, контролирующий все потоки информации между соединенными сетями, запрещая опасные или сомнительные процедуры.

Когда компьютер не подключен к локальной сети, пользователь может установить в настройках браузера адрес прокси-сервера провайдера. В этом случае прокси-сервер будет выполнять функцию кэша1, расположен ного на сервере провайдера. Это позволит ускорить получение файлов из Интернета.

Как было сказано выше, существует много способов для защиты компьютера. Но, к сожалению, ни один из них нельзя назвать идеальным. Каждый имеет свои изъяны, которые хотелось бы рассмотреть более подробно.

Браузеры: В четвертых и более поздних версиях необходимо устанавливать для зоны Интернет высокий уровень безопасности (по умолчанию стоит Средний), который не дает загружать активные компоненты (ActiveX, Java и т.д.). Такой вариант наиболее безопасен для начинающего пользователя, но может не подойти для просмотра некоторых страниц и интерактивной работы с ними. Оптимальным для просмотра мультимедийных Web-страниц средний уровень безопасности можно устанавливать только для просмотра сайтов, которым можно доверять!

Аннотация. Статья посвящена проблеме достоверности информации в Интернете, способам её проверки на достоверность, а также перечню необходимых навыков для отделения достоверной информации от недостоверной. Статья также выявляет необходимость обучения в образовательных учреждениях медиаобразовательным навыкам, приводя перечень проверенных на достоверность сайтов, информацией которых смело можно пользоваться.

Проблемы медиаобразования. Достоверность информации в Интернете

Аннотация.Статья посвящена проблеме достоверности информации в Интернете, способам её проверки на достоверность, а также перечнюнеобходимых навыков для отделения достоверной информации от недостоверной.Статья также выявляет необходимость обучения в образовательных учреждениях медиаобразовательным навыкам, приводя перечень проверенных на достоверность сайтов, информацией которых смело можно пользоваться.Ключевые слова:информация, недостоверная информация, достоверная информация, источники информации, проверенные информационные ресурсы, фактические ошибки, аргументация информации.

Актуальность темы исследования определяется тем,что в данный момент сеть Интернет пользуется огромной популярностью у большинства людей. В настоящее время мало кто представляет свою жизнь без электронной глобальной сети. С помощью Интернета потребитель информации значительно сокращает время и усилия напоиск необходимых данных, не сталкиваясь с проблемами доступа к ним. Проблема заключается в том, что за легкий доступ в сеть, потребитель не всегда получает достоверную, пройденную через сито профессиональной экспертизы информацию, так как, в большей степени, в сеть попадают ложные, не соответствующие действительности данные.В современном обществе Интернет является одним из самых востребованных источников информации. В нем очень удобно и просто отыскать нужные данные, затрачивая на это сравнительно меньшевремени, нежели при использовании газет, книг, энциклопедий, радиои телевещание.Интернет

издания в печатном виде;

интернетсайты (порталы, страницы, СМИ и т.д.);

физические лица, имеющие интересные для СМИ сведения;

Единый доступ к учебнометодическим пособиям общего и профессионального образования.

Для безошибочной организации какоголибо вида деятельности, а в данном вопросе при получении и анализе фактов, полученных из Интернета, необходимо: 1. Установить главную мысль и отдать ей предпочтение;2. Поставить перед собой определенные задачи;3. Выявить пути достижения конечной цели;4. Активизировать мышление;5. Определить возможные ошибки;6. Обеспечить контроль над исполнением.Для заострения внимания при восприятии фактов во время поискаинформации в сети, нужно прибегнуть к возможности посвоему ипоновому интерпретироватьее. Такой метод привлечет больше внимания учеников, повысит уровень заинтересованности, создав эмоциональную наполненность занятия, а также обеспечит обратную связь. Обратная связь может быть как со стороны учителя, так и учащегося при самоконтроле. Чтобы информация усваивалась просто, а занятия проходили эффективно, учителю при объяснении необходимо использовать те понятия и определения, которые соответствуют уровню образовательной подготовки учащихся.[3] Подводя итоги, можно сделать вывод, что использование сетевой информации очень полезно, особенно когда это выступает в качестве инструмента для достижения той или иной цели, приобретения интеллектуальных умений. Выявлено, чтоумелое пользованиеинформацией в сети Интернет, необходимодля обладаниямедиаобразовательными навыками, а также способамиработы с фактами для умения отличить достоверную информацию от недостоверной.

Ссылки на источники1.Агафонова М.С., Сухинина Е.А.Методология обеспечения конкурентоспособности менеджмента предпринимательских сетей на основе эффективных коммуникаций// Современные наукоемкие технологии. 2013. № 101. С. 141142.2.ГостищевВ.Р., Агафонова М.С. Современное лидерство в сетевом менеджменте // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 20. С. 83.3.Кавешникова Л.А., Агафонова М.С. Мотивация преподавателей как основа качества высшего образования// Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 2. С. 7881.

В последние годы Интернет стал самым популярным источником информации. Это вполне закономерно, поскольку поиск данных в Сети удобен, прост и занимает гораздо меньше времени, чем поход в библиотеку, чтение архивов газет или даже просмотр телевизора. В связи с постоянным развитием Интернет-технологий, в обществе сформировалось позитивное общественное мнение о полезности Интернета, а расширение его технических возможностей и аудитории, повлекло за собой появление множества информационных сервисов и ресурсов. Поиск информации через Интернет стал прерогативой не только рядовых пользователей, но и государственных служащих, бизнесменов и коммерческих организаций. Ведь своевременное получение информации способно приносить немалую прибыль и ощутимую пользу. Коммуникация с клиентами и потребителями, доступная реклама перед потенциальной аудиторией, все это открыло массу возможностей как для потребителей, так и для распространителей информации.

Доверяй, но проверяй

Таким образом, рано или поздно перед каждым пользователем Интернета встает один неизбежный вопрос. Можно ли доверять той информации, которая публикуется в Интернете? Осуществлять контроль достоверности информации, полученной в результате поиска, не только можно, но и нужно. Доверять всему, что написано в Сети было бы слишком глупо и наивно, ведь Интернет является зоной свободного доступа, и абсолютно каждый может принимать участие в его наполнении. Рассмотрим традиционные способы проверки полученных через Интернет данных:

1. Проверка фактического материала

Факт выдумать невозможно, ибо его достоверность строго установлена. Любые фактические и статистические данные имеют источник. Проверка точности фактов и приведенных чисел с большой долей вероятности покажет, на какие данные опирается сайт. Идеальным будет наличие ссылок на авторитетные источники вроде агентств сбора статистики или научные институты. Если эта информация не является точной или не соответствует действительности, то и остальной материал также не будет заслуживать доверия.

2. Поиск других источников информации

Сравнение – один из самых эффективных способов поиска истины. Редко одна и та же недостоверная информация публикуется на нескольких сайтах сразу. Поэтому, если одни и те же данные встречаются в Интернете на совершенно разных ресурсах, то им можно доверять. При этом стоит уделить внимание первоначальному источнику информации. К сожалению, не редки случаи, когда все сайты ссылаются на один и тот же недостоверный источник.

3. Установление использования материала другими источниками

Перепечатка и копирование данных с одного сайтам другими сайтами является хорошим знаком, поскольку это означает, что этому источнику доверяют. Чем больше ссылок на исходный материал мы найдем в Интернете, тем выше его авторитет в глазах других ресурсов. Несомненно, это говорит в пользу приведенной информации.

4. Выяснение рейтинга и авторитета сайта

5. Получение информации об авторе материала

Для того чтобы понять, стоит ли доверять какой-либо статье, можно поискать информацию о статусе и компетентности ее автора. Не лишним будет ознакомиться с другими его работами, комментариями и отзывами читателей. Если автор статьи имеет хороший журналистский опыт, почетную должность или научную степень, шансы на правдивость его доводов прилично возрастают. Кроме того, в Интернете могут быть его блоги, страницы социальной сети и прочая информация, которая поможет составить мнение об авторе.

Поиск – это серьезно

Не менее важен грамотный подход к самому процессу поиска информации. Редкий пользователь точно знает сайты, на которых может получить интересующие его данные. Подавляющее большинство людей использует популярные поисковые сервисы, такие как Google, Yandex, Rambler и Mail. Очень многое зависит от поисковой процедуры и формулировки запроса. Любая поисковая система ищет в своей базе данных из миллиарда страниц те, что соответствуют заданным параметрам. Для этого используется так называемая программа индексации. Она распознает текст, связи, и другое содержание страницы, и хранит это в файлах базы данных так, чтобы страница могла быть найдена по ключевым словам. После того, как пользователь делает поисковый запрос, машина ищет нужное слово в своем индексе. Если бы система искала по всему Интернету, то на ответ ей понадобилось бы несколько дней. Поскольку поиск ведется в индексе, многие результаты могут быть устаревшими. Всем известен пример, когда страница уже не существует, а поисковик все еще ее находит и восстанавливает. При этом многие свежие сайты в поисковый результат не попадают. Поэтому если мы не может найти что-либо в одной поисковой системе, имеет смысл поискать в другой.

Руководствуясь правилами элементарной логики, подготовленный пользователь сумеет отличить правду от лжи. Однако даже самый искушенный человек может оказаться обманутым. Засилье многочисленных красиво оформленных сайтов мошенников и желтой прессы способно ввести в заблуждение кого угодно. Крайне важно проверять все важные данные, найденные в Интернете, поскольку последствия использования недостоверной информации могут быть весьма печальными.


Ложная информация также просочилась в сеть в день рождения ребенка принца Уильяма и К. Миддлтон, одно из средств массовой информации сообщалось, что ребенок родился мертвым. Естественно этот факт сразу же был опровергнут, но данная новость всколыхнула мировую общественность и внимание было приковано к СМИ, сообщившему эту новость.

    Как проверить представленную в сети Интернет информацию?

    Прежде всего, надо разобраться какая информация считается достоверной, а какая недостоверной и научиться различать их.

Информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Недостоверной считается информация, не соответствующая действительности. Она содержит сведения о событиях и явлениях, которых не существовало вообще или которые существовали, но сведения о них не соответствуют действительности, неполные или искаженные.

Достоверная информация – информация, не вызывающая сомнений, подлинная, реальная. Сведения, соответствующие действительности, факты, наличие которых при необходимости можно подтвердить юридически корректными процедурами с использованием документов, свидетелей, экспертных заключений и т.д.

  • физические лица, в силу своего положения и полномочий располагающие сведениями, которыми интересуются средства массовой информации
  • реальная среда (природная, урбанистическая и предметно-вещественная среда, в которой обитает человек)
  • виртуальная информационная среда
  • документы
  • печатные издание, имеющее выходные данные (книга, энциклопедия, учебник, статьи в печатном журнале и т.д.)
  • сайты в сети интернет (Интернет СМИ, Интернет-портал, Интернет-страница и т.д.)

Источники информации также могут быть достоверные и недостоверные, компетентные и некомпетентные.

Самые распространенные источники информации – представители официальных органов власти. Государственные учреждения в первую очередь обязаны снабжать граждан, наиболее точной, объективной информацией.

Доказательства достоверности информации

  • Наличие ссылок на источники информации.

На самом деле не всегда ссылка обязательна – есть случаи, когда информационные положения подтверждаются в ходе изложения материала. Это работает в том случае, если автор информации человек компетентный и является специалистом в той области, в которой пишет. В таком случае в большинстве случаев можно быть уверенным, что информация достоверна.

  • Рейтинг ресурса, на котором размещена информация

В принципе, юридически информация из Интернета не считается полученной из достоверных источников. Только в том случае, если у ресурса есть свидетельство о регистрации СМИ, он несет особую ответственность за любую опубликованную информацию. Поэтому таким сайтам можно доверять больше, в связи с тем, что они стараются избегать непроверенных данных.

Таким образом, фактические ошибки могут быть связаны с неправильным пониманием текста, с его неверным прочтением или толкованием.

Фактические ошибки возникают по разным причинам. К примеру, человек не способен правильно оценить содержание текста и вычленить одну из основных проблем. Фактическая ошибка может появиться и в том случае, когда человек не способен обнаружить и грамотно сформулировать авторскую позицию.
Авторы текста зачастую могут домыслить то, о чем в тексте не упоминается, это неуместное проявление фантазии тоже становится причиной появления фактических ошибок.

Фактические ошибки также могут возникнуть в результате неточного цитирования, смысловой и терминологической путаницы.

  • Оценка адресной направленности ресурса.
    Для выяснения достоверности информации очень важно оценить адресную направленность ресурса. Кому адресована информация, какой возрастной, социальной категории? Важен также уровень образования потребителей информации. К примеру, информация, понятная студентам технического вуза и людям с высшем образованием не всегда будет доступна для школьников, людей, имеющих только среднее образование. Дело в том, что формальное образование построено на научных принципах, и у образованного человека всегда имеется некоторая культура восприятия информации, критического осмысления и работы с ней.
  • Корректная и некорректная аргументация информации
    Еще одним важным моментов, является аргументация информации. Если что-то обосновывается, то это уже верно, закон достаточного основания выполняется, высказывания хорошо аргументированы, но обоснование может быть как корректным, так и некорректным. К примеру, если спорящие стороны интересует не истина, а победа в споре, то противники прибегают к способам, запрещенным логикой.
    Наиболее распространенные непроизвольные способы защиты и опровержения , запрещенные логикой
    Таким образом, для того чтобы сориентироваться в мире информации и уметь отделять достоверную информацию от недостоверной, необходимо:

Обучение современных подростков работе с информацией

  • Для нас особенно важным представляется обучение современных подростков работе с информацией, так как они в первую очередь в силу своих возрастных, психологических, образовательных особенностей подвержены влиянию негативной и недостоверной информации.

В связи с этими тенденциями необходимо научить детей совмещать работу в сети с другими видами познавательной активности. Только в этом случае образовательный потенциал сети может быть использован полностью.

Чем больше интеллектуальных умений приобрел человек, тем лучше он ориентируется в сети Интернет. Используя Интернет в качестве инструмента, учащиеся могут применять его для достижения целей, которые ранее не ставились. Роль преподавателя в решении возникших проблем сводится к формированию медиаобразовательных умений, обучению умениям переноса интеллектуальных знаний, и приемам оптимизации выбора наиболее подходящего способа решения задач поиска, анализа и представления информации.

Если подростки достаточно подготовлены, чтобы самим разобраться в получаемой информации, если они обладают медиаобразовательными умениями, то они могут сами защитить себя от темной стороны Интернета. В данном случае в связи со свободным течением информации через Интернет возрастает ответственность медиапедагогов при обучении инструментальным и медиаобразовательным навыкам деятельности, которые поднимают человека на более высокий уровень информационных и интеллектуальных возможностей.

Читайте также: