Дорожно строительные работы доклад

Обновлено: 17.05.2024

комплекс строительных работ, включающий устройство земляного полотна и дорожной одежды, а также искусственных сооружений и дорожно-эксплуатационных построек. В более узком аспекте Д.-с. р. ограничиваются строительством самой автомобильной дороги (См. Автомобильная дорога), т. е. возведением земляного полотна (См. Земляное полотно) и дорожных одежд, а в населённых пунктах устройством скоростных дорог, изолированных от пешеходов, созданием развязок в разных уровнях, тротуаров и площадей, строительством подземных тоннелей и наземных эстакад.

В качестве дорожно-строительных материалов применяют грунты, например глины, суглинки, супеси, пески (для земляного полотна); щебень, песок, гравий, битум, портландцемент, асфальтобетон, цементобетон (для покрытий); различные поверхностно-активные добавки, улучшающие свойства материалов покрытий, а также готовые изделия в виде блоков, труб, бортовых камней и т.п. Строительство дороги начинается с подготовительных работ: очистки местности от леса, кустарника, камней и др. При земляных работах на строительстве насыпей высотой до 1 м основными дорожными машинами (См. Дорожные машины) являются автогрейдеры или бульдозеры, перемещающие и разравнивающие грунт, и катки, уплотняющие земляное полотно. На строительстве насыпей высотой до 2 м и более основные машины — скрепер, автогрейдер и каток. Для перемещения грунта используются экскаваторы, автомобили, транспортные тележки.

При строительстве дорожной одежды количество последовательных участков (так называемых захваток) и необходимых дорожных машин зависит от характера основания и типа покрытия. Например, технологический процесс при постройке асфальтобетонного покрытия может включать возведение нижнего слоя основания из песка, верхнего из щебня, обработанного цементом, двух слоёв из битумо-минеральных смесей и покрытия из асфальтового бетона. Последовательность выполнения работ следующая: транспортировка песка, его разравнивание и уплотнение; доставка щебня, цемента и воды; перемешивание; транспортировка готовой битумо-минеральной и асфальтобетонной смеси; разравнивание и уплотнение. Для различных дорожных одежд технологический процесс изменяется, но основные операции — транспортировка материалов, укладка, разравнивание, уплотнение — остаются.

Наиболее прогрессивным методом Д.-с. р. является поточный, при котором все работы на отдельных участках одинаковой длины ведутся специализированными подразделениями, движущимися вдоль дороги одно за другим в определённой технологической последовательности. Длина участков, как правило, составляет 200—600 м.

Лит.: Строительство автомобильных дорог, под ред. Н. Н. Иванова, ч. 1—2, М., 1969—70; Шестоперов С. В., Дорожно-строительные материалы, М., 1969.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Дорожно-строительные работы" в других словарях:

Работы сосредоточенные — дорожно строительные работы большой трудоемкости, сконцентрированные в одном месте на незначительном протяжении или площадке и, как правило, выполняемые на основе индустриального или комплексно механизированного производства (мосты, большие трубы … Строительный словарь

Строительные машины — средства механизации, предназначенные для выполнения строит. работ. В зависимости от конечной цели определённые С. м. выполняют последовательно ряд рабочих процессов. По назначению можно выделить основные группы С. м.: машины для… … Большая советская энциклопедия

Военно-строительные войска — Основная статья: Специальные войска Нарукавный знак военно строительных частей ВС СССР … Википедия

Правила: Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации — Терминология Правила: Правила учета и анализа дорожно транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации: 1. Автомобильная дорога комплекс функционально связанных конструктивных элементов и инженерных сооружений,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации — Терминология Правила учета и анализа дорожно транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации: 1. Автомобильная дорога комплекс функционально связанных конструктивных элементов и инженерных сооружений, обеспечивающих… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Армения — У этого термина существуют и другие значения, см. Армения (значения). Республика Армения Հայաստանի Հանրապետություն … Википедия

Протвино — Город Протвино Флаг Герб … Википедия

Каток дорожный — машина для уплотнения укатыванием грунтов, дорожных оснований и покрытий. К. д. применяют в автодорожном, железнодорожном, промышленном, городском, гидротехническом, аэродромном строительстве. По способу перемещения К. д. делятся на… … Большая советская энциклопедия

Стремительный рост движения по автомобильным дорогам, резкое увеличение динамических нагрузок и скоростей требует создания новых материалов и технологий, позволяющих улучшить качество и увеличить срок службы дорожного покрытия.

Другим важным аспектом дорожного строительства является выбор качественной современной техники, от которой в свою очередь будет значительно зависеть степени уровень и скорость выполнения всех строительных и ремонтных работ. Не менее важно, что применение новых виброкатков и асфальтомесителей, а также использование современных технологий, влияет в определенной степени на стоимость строительных работ, ведь материалы, которые нужны для строительства автомобильной дороги расходуются экономичней, а время, которое нужно затратить на прохождение всех этапов строительства дороги, может существенно снизится.

1. Кубовидный щебень в строительстве автодорог
При изготовлении бетонных и асфальтобетонных дорожных покрытий, а также строительных конструкций большое значение имеет форма частиц наполнителя. Приближение формы частиц к правильной кубовидной, а также уменьшение доли частиц с ослабленной формой увеличивает прочность и долговечность бетонных и асфальтобетонных конструкций. Особенно большое значение имеет форма мелкого щебня размером 3-5, 5-10, 10-15 мм, применяемого для верхнего упрочняющего слоя дорожного покрытия, определяющего долговечность и качество дорог.


  • строить автомагистрали I категории и увечить их долговечность в 2-3 раза;

  • предотвратить образование колеи в покрытии при высоких температурах;

  • снизить расход щебня на 15-20% и связующих (битум, цемент) на 30-40%;

  • увеличить коэффициент уплотнения асфальтобетонных смесей до 0.98 с одновременным уменьшением числа проходов катка;

  • уменьшить трудозатраты по укладке дорожного покрытия на 40-50%;

  • снизить уровень шума и повысить коэффициент сцепления на 30-40% при его использовании в поверхностной обработке асфальтобетонного покрытия;

  • увеличить сопротивление сдвигу до 0,840 Мпа.

Применение такого бетона позволяет решать две задачи: фибры (волокна из базальта) повышают прочность, а щелочь повышает стойкость к воздействию кислотных сред.

Технология изготовления бетона имеет свои особенности. Получение виброармированной бетонной смеси может быть достигнуто при условии обеспечения равномерной и постепенной подачи фибровой арматуры в бетоносмеситель во время перемешивания в нем компонентов бетонной смеси.

3. Строительство дорог с применением технологии ANT


Классификация дорожно-строительных работ

Дорожное строительство несмотря на внешнюю простоту технологических процессов имеет свои специфические особенности. Оно характеризуется чрезвычайной растянутостью в одном направлении строительной площадки, частыми изменениями мест работы специализированных комплектов машин, неравномерным распределением некоторых видов работ по строящейся дороге и, наконец, зависимостью организации и технологии производства работ от климата, времени года и погоды.

Растянутость строительства на десятки километров осложняет организацию работ, ухудшает условия контроля и руководства, организацию ремонта и технического обслуживания дорожно-строительных и транспортных машин, а также затрудняет маневренность производственными ресурсами в ходе строительного процесса.

Частое изменение мест работы усложняет производство, ухудшает условия подготовки рабочих мест, проведение технического обслуживания и ремонта машин. Перемещение мест работы вызывает изменение расстояний перевозок дорожно-строительных материалов, полуфабрикатов и изделий.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Неравномерность распределения объемов работ по строящейся дороге приводит к тому, что продолжительность производства работ на различных участках дороги различна. Это затрудняет организацию поточного производства.

Все работы, выполняемые на строительстве по назначению, применяемым средствам производства и характеру организации, делят на три группы: заготовительные, строительно-монтажные и транспортные.

Заготовительными называют работы по заготовке для нужд строительства дорожно-строительных материалов (камня, песка, гравия), полуфабрикатов (бетонной и асфальтобетонной смесей) и готовых деталей и изделий (железобетонные кольца для труб, балки для мостов, плиты для сборных покрытий и т. д.). Их выполняют асфальтобетонные и цементо-бетонные заводы, карьеры и щебеночные заводы, заводы по изготовлению бетонных и железобетонных изделий и деталей.
Заготовительные работы осуществляются силами и средствами производственных предприятий строительства или предприятиями промышленности строительных материалов. В первом случае организация работ всех предприятий (карьеры, заводы, полигоны, базы) органически входит в общую организацию строительства. Строители полностью отвечают за качество и количество продукции предприятий, а также доставку к месту ее использования. Во втором случае в обязанности строителей обычно входят только проверка качества и приемка материалов и изделий, а также их разгрузка и доставка на объекты.

Строительно-монтажными называют работы, выполняемые непосредственно на объекте по возведению и монтажу сооружений: дорог, мостов, жилых зданий, заводов и т. д. В дорожном строительстве к строительно-монтажным работам относят подготовительные работы, возведение земляного полотна, дорожных одежд, искусственных сооружений, зданий эксплуатационной и транспортной службы, а также работы по устройству временных сооружений жилого, бытового и производственного назначения. В большинстве случаев не менее 90% строительно-монтажных работ выполняют непосредственно на строительстве дороги и не более 10% приходится на устройство сооружений временного типа, предназначенных для обслуживания основного строительства.

По повторяемости и равномерности распределения объемов строительно-монтажные работы разделяют на линейные и сосредоточенные.

Линейными называют работы, равномерно распределяемые по всей строящейся дороге и повторяющиеся на каждом километре лишь с небольшими отклонениями от средних значений. К линейным работам относят устройство земляного полотна в небольших насыпях и выемках, постройку оснований и покрытий, труб и малых мостов. Наиболее объемные линейные работы — постройка земляного полотна и дорожных одежд — размещены непрерывно по всей дороге. Другие виды линейных работ (постройка труб, малых мостов, устройство ограждений и дорожных знаков) периодически повторяются.

Линейные работы обычно являются основными и составляют в среднем от 80 до 90% стоимости всего строительства.

Сосредоточенными называют работы, которые выполняют на коротких участках дороги. Они не повторяются на соседних участках, а по сложности производства, трудоемкости и большому объему резко отличаются от других работ. К ним относят устройство глубоких выемок и высоких насыпей, работы на скальных участках, постройку больших и средних мостов, дорог через болота большой протяженности, производственных предприятий и т. д. Сосредоточенные работы должны всегда опережать линейные с таким расчетом, чтобы последние выполнять непрерывным потоком. Часто для выполнения этих работ привлекают специальные строительные организации.

Комплексной механизацией работ предусматривается выполнение всех строительно-монтажных работ специализированными комплектами машин (СКМ), которые представляют систему машин, увязанных по технологическому назначению, производительности и основным параметрам.

Транспортными называют работы по доставке дорожно-строи-тельных материалов, полуфабрикатов и готовых изделий от мест заготовки, переработки и изготовления к местам использования.

Непременным условием эффективности транспортирования грузов j является обеспечение сохранности его первоначального качества, поэтому при выборе транспортных средств и маршрутов перевозок необходимо учитывать степень транспортабельности данной категории груза, т. е. способность груза сохранять в процессе перевозки свое первоначальное качество. Так, например, бетонные смеси и растворы подвержены расслаиванию, потере пластичности, выплескиванию, а в зимних условиях — и замораживанию. Поэтому для их перевозки необходимо использовать специальный технологический транспорт — бетоновозы, автобетоносмесители и растворовозы. При этом пребывание транспортных средств в пути должно быть ограничено временем, исключающим потерю смесью качества.

При транспортировании асфальтобетонных смесей необходимо принять меры к сохранению температуры, обеспечивающей качество их укладки и уплотнения. При выборе транспортных средств для перевозки железобетонных изделий следует учитывать их повышенную восприимчивость к динамическим нагрузкам.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дорожное строительство. Мои первые расчеты.

Выполнил: Кузнецов Ермак Александрович

Консультант: Кокорина Галина Петровна

МБОУ СОШ №36 пос. Новый Уоян

История дорожного строительства.

Принципы устройства дорожной одежды.

В настоящее время дорожная инфраструктура играет значительную роль в экономике нашей страны. В Северобайкальском районе построена железная дорога, которая соединяет поселки Янчукан – Новый Уоян – Ангоя – Кичера Нижнеангарск и город Северобайкальск. По железной дороге постоянно проходят пассажирские и грузовые поезда, которые перевозят уголь, лес, продукты питания и многое другое. Рядом с железной дорогой проложена автомобильная трасса, по которой едут грузовые и легковые автомобили. На дороге от нашего поселка до поселка Янчукан нет асфальта, поэтому проехать это расстояние очень сложно и долго по времени. По этой дороге не ходят маршрутки и автобусы. Жителям поселка Янчукан приходится ездить в больницу, в банк, в аптеку на пассажирских поездах и электричках. В августе мы с родителями ездили по этой дороге на Чуро за ягодами и грибами. Я узнал, что эта дорога имеет длину 83 километра и, если бы она была с хорошим, прочным покрытием, то мы бы доехали до места за один час, а мы ехали три часа. Я решил узнать, как строят дороги и, что можно сделать, чтобы дорога стала прочнее и лучше.

Актуальность темы: Я считаю, что каждый человек заинтересован в том, чтобы дороги были прочными, с современным покрытием, это очень важно для развития экономики в нашем районе.

Предмет исследования: дорожная одежда.

Цель работы: показать важность и необходимость применения математики в современной жизни.

показать применение математических знаний при решении задач практической направленности;

рассмотреть конструкцию дорожной одежды и вычислить объем песка и щебня для основания и подстилающего слоя.

Новизна исследования заключается в том, что я составил собственные расчеты.

Методы исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

2. История дорожного строительства.

Наиболее древние дороги относятся к IV тысячелетию до н.э. Одна из самых древних дорог в Европе, названная Свит-Трек, обнаружена на острове Великобритания. Дорога, которая сооружена в XXXIX веке до н. э., состоит из наложенных друг на друга перекладин из молодых ясеня, дуба, липы и дубового настила поверх них, (приложение I). Развитая сеть дорог сложилась в Древнем Риме. Дороги прокладывались длинными прямыми участками, римляне старались не строить объездных дорог. Рядом с мощёной частью дороги располагались тротуары. Общая длина римских дорог (с учётом грунтовых и гравийных) к IV веку до н. э. составила 300 тыс. км. Отдельные римские дороги сохранились до настоящего времени (приложение II).

В Америке развитую дорожную сеть для вьючных лам и бегущих посменно гонцов построили инки, общая длина, которой составляла 16 тыс. км.

На каждой дороге были сооружены постоялые дворы через определённые промежутки, также на дорогах были установлены столбы с указанием расстояний (приложение III).

В России дорожное строительство начало активно развиваться при Петре I . В 1705 году началось строительство дороги из Петербурга в Москву. Дорога была грунтовой, в отдельных участках покрывалась бревенчатыми настилами. Мощение щебнем дороги началось только в 1817 году. В 1820 году по этой дороге прошёл первый рейсовый экипаж ( дилижанс ). С 1834 года дорога стала называться Московским шоссе.

В Российской империи на дорогах устанавливались верстовые столбы для указания расстояний и сооружались почтовые станции для предоставления ночлега и смены лошадей, осуществлявшейся по чину согласно Табели о рангах (приложение IV)

К 2018 году общая протяженность автомобильных дорог в России - более 1,5 миллиона километров, из них более 50 тысяч километров - федеральные дороги, 516 тысяч километров – дороги регионального значения и 914 тысяч километров - дороги местного значения. Почти 50% всех дорог не отвечают нормативным требованиям.

Дорожное строительство является сложной, трудоёмкой, дорогостоящей деятельностью даже в самых благоприятных природно-климатических условиях. Дорога должна удовлетворять множеству требований по качеству, надёжности, долговечности, пропускной способности, удобству использования и обслуживания и многому другому.

3. Принципы устройства дорожной одежды.

Дорожной одеждой называется один или несколько конструктивных слоев, укладываемых на подготовленное земляное полотно в пределах проезжей части для создания прочной и ровной поверхности, обеспечивающей круг-

логодичный проезд автомобилей. Основание (с подстилающим покрытием) выполняется из строительного грунта и передает нагрузки от проходящих автомобилей в рассредоточенном виде на земляное полотно.

Покрытия проезжей части дорожного полотна могут состоять из асфальтобетона, щебня, щебня с битумной пропиткой, бетона на портландцементе, гравия или пропитанного грунта. Дорожную одежду разной долговечности на разную допустимую нагрузку можно получить, комбинируя различные дорожно-строительные материалы. Самое важное для долговечности хорошей дорожной одежды – дренаж и уплотнение ее нижних слоев.

Конструкция дорожной одежды:

4 — дополнительное основание (подстилающий слой);

5 — земляное полотно

Верхний, наиболее дорогой слой дорожной одежды, непосредственно

воспринимающий воздействие колес подвижного состава, называется покрытием. Основание представляет собой основной несущий слой,

обеспечивающий прочность и устойчивость дорожной одежды. Дополнительное основание (подстилающий слой) устраивают на уплотненной поверхности земляного полотна, главным образом при неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях, когда надо рассредоточить вертикальные давления от колес на большую площадь. Этот слой является дренирующим, морозостойким и выравнивающим. Его устраивают из крупного песка, шлака, песчано-гравийного и другого, не подвергающегося пучению материала.

4. Опытно-экспериментальная работа.

Итак, для того, чтобы построить хорошую автомобильную дорогу между поселками Янчукан и Новый Уоян я познакомился с видами дорог:

Грунтовая дорога . Самую простую дорогу можно построить, сгладив неровности природного грунта и придав дорожному полотну требуемый профиль. Достаточно срезать бугры, заполнить ложбины и выкопать дренажные кюветы по бокам, чтобы получить хорошую, дешевую дорогу для не очень интенсивного движения. Однако грунтовые дороги становятся труднопроходимыми из-за грязи в дождливую погоду и из-за пыли – в сухую.

Гравийная дорога . Несколько более долговечны дорожные покрытия из гравия, к которому в качестве вяжущего добавлен грунт определенного качества. Для повышения водонепроницаемости и прочности дорожного покрытия гравий пропитывают битумом. Этим можно существенно увеличить долговечность дорог с небольшой нагрузкой, если своевременно заделывать выбоины. Покрывать битумом можно также грунтовые и щебневые дороги.

Стабилизированный грунт. Дорожное покрытие, довольно стойкое к сезонным изменениям влажности и температуры, можно получить, добавив песка к глине или глины к песку либо применив другую комбинацию местных грунтов. Портландцемент, тщательно смешанный с некоторыми видами грунта, дает покрытие, вполне подходящее для умеренно нагруженных дорог.

Макадам. Макадам, дорожное покрытие, названное по имени его изобретателя, английского инженера Дж.Макадама (1756–1836), – это несколько слоев крепкого щебня, тщательно уплотненного тяжелым катком и соединенного в сплошную массу очень мелким щебнем, укатанным сверху. В результате получается весьма прочный слой. При укатке его поливают водой, что еще больше повышает прочность покрытия.

Асфальтовая дорога. Современное гладкое асфальтовое дорожное покрытие состоит из тщательно подобранного по гранулометрическому составу песка, каменной (бутовой) муки и асфальта. Материалы смешиваются смесительной установкой при температуре 175° С, при которой асфальт находится в расплавленном состоянии, смесь доставляется на место, наносится специальной машиной на дорожное полотно и укатывается в горячем состоянии.

Рассмотрев все варианты дорог, я сделал вывод, что самый лучший вариант - это МАКАДАМ. Асфальтового завода у нас в районе нет, а щебеночный карьер и песчаный карьер есть на станции Кавокта. Я решил просчитать сколько нужно песка для подстилающего слоя основания и щебня для основания. Итак, для выполнения практической работы я взял следующие исходные данные:

Песок природный

протяженность дороги L= 83км =83000 м;

высота слоя h= 20 см=0,2м;

ширина слоя В= 6 м

Общий объем подстилающего слоя из песка находим по формуле:

V=B х L х h = 6 х 83000 х 0,2=99600 кубических метров.

Щебень рядовой

протяженность дороги L= 83км =83000 м;

высота слоя h= 26 см=0,26м;

ширина слоя В= 6 м

Общий объем основания из щебня находим по формуле:

V=B х L х h = 6 х 83000 х 0,26=129480 кубических метров.

5. Заключение

Выполнив эти расчеты, я понял, что нужно еще очень многое просчитать: работу транспорта, людей. В заключение хочется сказать, что умение выполнять математические вычисления и расчеты необходимо каждому человеку, так как мы сталкиваемся с этим в повседневной жизни постоянно. Я планирую дальше продолжить свою исследовательскую работу, расширить свои знания, и, возможно смогу составить полную смету на строительство дороги. И я надеюсь, что в будущем я тоже внесу вклад в развитие нашего района.

Список литературы

Автомобильные дороги: безопасность, экологические проблемы, экономика под ред. В.Н. Луканина, К.X. Ленца. — М.: Логос, 2002. — 624 с.

Расчет сметной стоимости строительства автомобильной дороги, Составители: А. Б. Цырульникова, Н.В. Кабанов, Е. А. Голубева/

Технология строительства автомобильных дорог. Часть 2. Технология строительства дорожных одежд Сиденко В.М., Батраков О.Т., Леушин А.И. Вища школа. Киев. 1970 -230 страниц.

Читайте также: