Дополнительная образовательная программа доклад

Обновлено: 02.07.2024

образования : классификация, нормативно-правовая основа.

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Дополнительная образовательная программа это :

нормативный документ, который отражает специфику содержания образования;

форма инновационной деятельности педагога;

инструмент развития познавательной мотивации, индивидуальных способностей учащихся.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Дополнительное образование детей является частью общего педагогического пространства, в связи с этим при проектировании образовательного процесса по дополнительной образовательной программе, необходимо реализовать его преемственность к ФГОС и при этом учитывать требования, которые предъявляются к результатам в системе общего образования, дополнять содержание общего образования и обеспечивать реализацию принципа вариативности образования.

При разработке программы важно проанализировать потенциал предмета дополнительного образования в рамках реализуемой направленности, выделить систему ценностей и универсальные учебные действия, которые необходимо формировать через усвоение содержания данного предмета. При этом важно изучить содержание обязательных предметов основной образовательной программы, чтобы избежать дублирования и обеспечить преемственное дополнение и межпредметные связи.

Разработка дополнительных общеобразовательных программ с опорой на положения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования способствует интеграции общего и дополнительного образования, как условия достижения новых образовательных результатов.

Любая классификация программ в образовании – это опыт самоопределения в содержании деятельности, образовательных технологиях и методиках, это и показатель цельности системы, скоординированности, единства её составляющих: концептуальных идей, средств, реализующих в реальной практике.

Подходы к классификации образовательных программ отличаются выбором критерия – обязательного системообразующего фактора. Любая классификация образовательных программ всегда остается результатом некоторого упрощения действительных граней между типами и видами, т. к. они всегда условны и относительны.

С развитием теории и практики дополнительного образования детей уточнение и изменение классификаций неизбежно. В современной системе дополнительного образования детей программы классифицируются по следующим критериям:

По уровню разработки:

Типовая (примерная) программа, утвержденная Минобрнауки РФ и рекомендуемая в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности;

Модифицированная программа - это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательного учреждения.

Авторская программа - это программа, обладающая актуальностью, оригинальность и обязательно новизной, полностью созданная педагогом (или коллективом авторов) и принадлежащая ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Авторская программа — это нормативный ориентирующий документ творческой деятельности педагога, фиксирующий содержание учебной дисциплины; должен отражать научные и мировоззренческие направления содержания знаний и умений.

Авторская программа в дополнительном образовании детей — это существенно новая программа, отличающаяся не только новизной замысла, но и собственной концептуальной основой и новыми методическими идеями. Авторская программа это не только самоценный тип образовательной программы, но и показатель качества деятельности организации.

По уровню организации процесса:

Комплексная программа - это совокупность самостоятельных образовательных программ, объединенных по определенному принципу, и направленных на решение общих целей и задач. Комплексная программа, соединяет отдельные области, направления, виды деятельности, процессы в единое целое (например, программа профильной школы системы дополнительного образования, либо групп развития дошкольников с многоступенчатым обучением, набором разных предметов, форм организации деятельности и т. д.);

Интегрированная программа - это программа, объединяющая отдельные образовательные области на основе единого признака.

Модульная программа - это программа, составленная из самостоятельных, устойчивых целостных блоков (модулей).

Сквозные программы предполагают реализовать общую цель через несколько программ.

По цели обучения:

Познавательные программы. Учащиеся ориентированы на мотивацию познавательной деятельности детей.

Программы научно-исследовательской ориентации. Цель данных программ - выявление и последующее развитие творческих способностей учащихся к научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы.

Программы социальной адаптации направлены на успешную социализацию учащихся в условиях дополнительного образования. Данные программы предполагают освоение ребенком положительного социального опыта и выработку ценностных ориентации.

Профессионально-прикладные программы направлены на освоение навыков и умений в актуальной области науки или практической деятельности.

Спортивно-оздоровительные программы пропагандируют здоровый образ жизни.

Досуговые программы.

По уровню реализуемых функций: учебная, развивающая, воспитательная, комплексная, досуговая, программы оздоровления, социальной поддержки, социальной адаптации, коррекции, компенсации.

Адаптированная программа - программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Организации дополнительного образования осуществляют свою образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, которые подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.

В настоящее время цели, содержание и условия реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ представлены в следующих нормативных документах :

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ.

ФЗ №273 так же определяет перечень организаций, имеющих право реализовывать дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (ФЗ № 273 ст. 23, п. 3,4; ст. 31; ст. 77).

Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на основаниях, указанных в Концепции (гл. IV).

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (ФЗ № 273, ст. 75, п. 1, но при этом к освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (ФЗ № 273, ст. 75, п. 3); в работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав (Приказ № 1008, п. 15).

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами : в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются (ФЗ № 273, ст. 2, п. 14, а только федеральные государственные требования по отношению к дополнительным предпрофессиональным программам.

Существенными (качественными) характеристиками дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ является :

Разная направленность. Определение направленности (профиля) программ указано в ФЗ № 273 (ст. 2)

В системе дополнительного образования детей дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются по шести направленностям: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.

Общая целевая установка содержания направлено на развитие личности учащегося, развитии мотивации, творчества, положительного эмоционального состояния; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей;

Адекватность современным образовательным технологиям.

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования. Основная образовательная программа ДО Основная образовательная программа дошкольного образования – это обязательный документ, который должен быть в каждом образовательном учреждении,.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ дополнительные образовательные программы.pptx

Дополнительные образовательные программы: структура и реализация дополнительн.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дополнительные образовательные программы: структура и реализация дополнительн.

Дополнительные образовательные программы: структура и реализация дополнительных образовательных программ Козырева О.В. Старший воспитатель пришкольного интерната МКОУ Солигаличская СОШ

Дополнительное образование: Имеет свою программы Преследует свои цели и задач.

Дополнительное образование: Имеет свою программы Преследует свои цели и задачи Для достижения целей программы использует как общие, так и частные педагогические методы и средства.

Направления (согласно Приказа Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008) .

Направления (согласно Приказа Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008) : формирование и развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся; выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию учащихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся

Классификация По виду: По содержанию:

Классификация По виду: По содержанию:

Структура дополнительной общеобразовательной программы Титульный лист Пояснит.

Структура дополнительной общеобразовательной программы Титульный лист Пояснительная записка Учебно-тематический план Содержание изучаемого курса Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы Список литературы

Титульный лист наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утв.

Титульный лист наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; название дополнительной общеобразовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; срок реализации дополнительной общеобразовательной программы; Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной общеобразовательной программы; название города, населенного пункта; год разработки дополнительной общеобразовательной программы.

Пояснительная записка Направленность программы Новизна, актуальность Цель, за.

Пояснительная записка Направленность программы Новизна, актуальность Цель, задачи – (на каждый год обучения) Отличительные особенности программы Возраст детей Сроки реализации программы Формы и режим занятий Ожидаемые результаты и способы их проверки Формы подведения итогов (выставки, фестивали, соревнования, конференции, конкурсы, викторины и т.д.)

Учебно-тематический план № п/п Тема занятия Количество часов Всего Теория пра.

Учебно-тематический план № п/п Тема занятия Количество часов Всего Теория практика Итого

Содержание программы: Указывается названия тем, совпадающие с темами учебно-т.

Содержание программы: Указывается названия тем, совпадающие с темами учебно-тематического плана; Перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без раскрытия методики обучения); Указываются теоретические и практические занятия. При этом в теории указываются основные теоретические понятия (без комментария), а в практике – практическая деятельность учащихся.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Выбранный для просмотра документ публикациядополнительные образовательные программы структура и реализация дополнительных образовательных программ.docx

Дополнительное образование – это специфическая образовательная деятельность, которая предполагает свою образовательную программу, а вот остальные озвученные понятия напротив – они являются составным элементом основных образовательных программ.

Таким образом, дополнительное образование, как и основное, имеет свою программу, со своими целями и задачами, а вот методы и средства достижения поставленных целей могут быть схожи.(слайд2)

(слайд3)Образовательная деятельность дополнительного образования должна быть направлена на 1 :

формирование и развитие творческих способностей учащихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

профессиональную ориентацию учащихся;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ОВЗ;

социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

формирование общей культуры учащихся;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, непротиворечащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами ФГОС.

(слайд 4) Дополнительные образовательные программы можно разделить по виду на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы.

По содержанию их можно классифицировать согласно их направленности:

Рассмотрим основные компоненты дополнительной образовательной программы(слайд5)

Учебно - тематический план

(слайд 6)Титульный лист включает в себя полное наименование образовательного учреждения, название программы, направление реализации, возраст детей, ФИО и должность автора, год и место (город) разработки программы.

(слайд 7) В пояснительной записке отражается: направленность программы, актуальность и новизна, цель и задачи программы, особенности и преимущества программы, сроки реализации, формы педагогической работы, ожидаемые результаты реализации программы, способы оценки достигнутых результатов.

(слайд 8)Учебно-тематический план программы включает:

Расчасовка по каждой теме (теоретические и практические занятия)

(слайд 9) В содержании программы нужно указать темы разделов, согласно общего учебно-методическому плану. По каждой теме ставятся свои конкретные цели и задачи, вопросы, которые затронутся в результате изучения данной темы. Кроме того расписываются и практические и теоретические занятия, где указывается непосредственная учебная деятельность: если это теоретическое занятие, то что дети должны будут узнать, если практическая – то какой деятельностью они будут заниматься, чему научатся на практике, что уже изучили в теории.

Данный раздел целесообразно представить в виде таблице, представленной на слайде.

Список литературы, который включает в себя методическую литературу по направлению программы, и является опорой при разработке и реализации программы, станет заключительной составной частью программы.

(слайд 11) Таким образом, разработка дополнительной образовательной программы кропотливый и трудоемкий процесс, который направлен на организацию более эффективной деятельности дополнительного образования.

Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.

Цель дополнительного образования - внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.

Дополнительное образование в отличие от образовательного процесса, не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Содержание современного дополнительного образования детей расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка исходя из его потребностей. Дополнительное образование является и средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях.

Кроме того, дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире.

Дополнительные образовательные программы осуществляются с учетом концепции А.В. Запорожца об амплификации психического развития ребенка путем его вовлечения в специфические детские виды деятельности. Идеи известного ученого остаются особо актуальными в связи с воспроизводимыми из поколения в поколение завышенными амбициями родителей, стремящихся ускорить темп психического (прежде всего, интеллектуального) развития своих детей, добиться от них высоких познавательных достижений в ту пору, когда речь следовало бы вести о достижениях совсем иного рода.

Положительными результатами работы по модернизации дополнительного образования можно считать:

– более полное использование образовательного потенциала семей, расширение общественного участия по оказанию дополнительных образовательных услуг, развитие социального партнерства ДОО с учреждениями образования и культуры;

– повышение качества профессиональной подготовленности педагогов по организации дополнительного образования в ДОО.

Ценность дополнительного образования в нашем МДОУ состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую программы МДОУ, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных детьми на непосредственной образовательной деятельности, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. Важно, чтобы учебно-воспитательный процесс объединял основное и дополнительное образование. Дополнительные образовательные услуги, направлены на максимальное раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, развитие детской одаренности, навыков адаптации к современному обществу и получение возможности полноценной организации своего свободного времени, а так же на освоение образовательной программы ДОУ.

Всего 7% детей, посещающих наше дошкольное учреждение, посещают кружки дополнительного образования вне стен сада.

Модель организации платных дополнительных образовательных услуг в МДОУ строилась следующем образом:

I этап - Определение спектра дополнительных образовательных услуг.

II этап - Назначение и подготовка педагогов по направлениям дополнительных образовательных услуг.

III этап - Составление программ дополнительного образования по выбранным направлениям.

VI этап - Создание нормативной базы.

V этап - Организация проведения рекламы.

VI этап - Контроль за качеством оказания дополнительных образовательных услуг.

На 1 этапе - Определение спектра дополнительных образовательных услуг, для исследования потребительского рынка, для социального запроса родителей, для определения спектра дополнительных услуг было проведено анкетирование родителей в котором родители (представители воспитанника) смогли высказать свои пожелания по направлениям дополнительного образования.

Так же проведены беседы с педагогами на предмет их видения форм доп. образования.

Мы пошли от запроса родителей и при изучении спроса самые востребованными оказались следующие:

· Художественно – эстетическая деятельность

На 2 этапе - Назначение и подготовка специалистов по направлениям дополнительных образовательных услуг: администрация определяет и назначает педагогов по дополнительному образованию в соответствии с образованием, прохождением КПК, темами самообразования и т.п.

На 3 этапе - Составление программ дополнительного образования по выбранным направлениям с согласованием советом педагогов. Педагоги составляют и разрабатывают программы по дополнительному образованию, которые в дальнейшем согласовываются на августовском педагогическом совете.

4 этап - Создание нормативной базы – разрабатываются и утверждаются положение об организации дополнительных образовательных услуг в МДОУ № 30, издаются приказы и утверждаются: учебный план, расписание кружков, график работы педагогов, список посещающих детей.

6 этап Контроль за качеством оказания дополнительных образовательных услуг - Отслеживание результатов дополнительного образования, проведение ежегодных отчетных родительских собраний, анкетирование родителей по предоставлению дополнительных услуг.

Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами:

Образовательной программой ДОУ;

Положением о кружке;

Планом работы кружка на год;

Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты).

В нашем саду реализуется дополнительное образование через такую форму организации как кружок.

Основными формами обучения и развития детей на кружках:

• фронтальные развивающие занятия с подгруппой детей (в основе которых лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребёнка);

• познавательно-досуговые занятия: экскурсии, дидактические игры, развлечения;

• соревновательные: соревнования, тренировки, упражнения, игры;

• контрольно-диагностические: беседы, дискуссии, викторины;

• научно-исследовательские: опыты, наблюдения, эксперименты;

• нетрадиционные: домашнее задание, моделирование.

Приоритетным является обеспечение бесплатности и равного доступа детей к дополнительному образованию.

Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам, в детском саду были востребованы следующие направления:

Социально – педагогическая направленность:

2. Х удожественная направленность:

3.Техническая направленность. Кружки:

Планируя работу кружка, педагог самостоятельно выбирает для каждой темы различные формы работы , учитывая оснащенность и специфику творческой деятельности.

Все темы занятий кружков, входящие в программу, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и твор­ческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат.

Численный состав объединений определяется в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей в режиме дня в вечернее время; продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм.

Организуя работу в рамках дополнительного образования, педагоги учитывают:

- интересы детей к выбору кружка, секции, досуговых мероприятий;

- добровольность выбора их детьми;

- возрастные особенности детей;

- решение воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

- ведущий вид деятельности, и выстраивание на его основе содержания дополнительного образования;

- создание комфортной обстановки, способствующей развитию свободной творческой личности;

- нормы нагрузки на ребенка.

Занятия проводятся в групповой комнате или в других помещениях детского сада (музыкальный, спортивный залы, комната старины). Формы работы - подвижные, разнообразные и меняются в зависимости от поставленных задач.

Занятия в кружке не дублируют ни одно из занятий общей программы. Они являются надпрограммными и закладывают основу успешной деятельности в любой области, в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой задач, материала и т.д. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.

Программы дополнительного образования предполагают широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала; использование методических пособий, дидактических игр, инсценировок, сочинений, поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания тематических выставок, театральных представлений, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога. (Кроме того, детские работы, спектакли, сочинялки - это не только творчество ребенка, но и зрительная информация для родителей и украшение интерьера.)

С педагогами в течение года проводятся мной консультации:

Для родителей оформляются групповые уголки, на которых размещаются консультации и материалы о дополнительном образовании в ДОУ, выставки работ воспитанников, занятых тем или иным кружком, совместные выставки детско – родительского творчества, на сайте размещается дополнительная информация, проводятся также открытые занятия.

Кружковая работа в детском саду дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.

Реализация современной модели организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ призвана способствовать:

· позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граж­дан на основе государственных гарантий;

· созданию необходимых условий для развития индивиду­альных способностей, базовых компетенций ребенка, творческой сфе­ры в интересной и смыслозначимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг;

· повышению эффективности созданного программно-методического обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг;

· обеспечению вариативности образовательных траекторий в реализации направлений дополнительного образования;

· созданию механизмов как внешней, так и внутренней системы оценки качества, ориентированной не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные требования к структуре и содержанию дополнительной общеобразовательной программы закреплены в следующих документах:

– Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р);

– Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.018.2013 № 1008;

Глава 1 Основные требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам

Дополнительное образование детей позиционируется как открытое образование, нацеленное на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями, межведомственное взаимодействие; вариативное образование, предполагающее вариативность программ, видов деятельности, режима, форм освоения программ, наличие индивидуальных образовательных маршрутов; как социокультурная практика – творческая созидательная деятельность в социуме. Принципиально значимыми векторами развития дополнительного образования становятся индивидуализация, интеграция, обновление содержания дополнительного образования. Все эти тенденции должны найти отражение в программах дополнительного образования детей.

Анализ практики дополнительного образования показывает, что составление образовательных программ представляется особенно трудоемким аспектом в работе большинства педагогов дополнительного образования. Не претендуя на исчерпывающие методические рекомендации в области разработки программ дополнительного образования детей, в данной статье обратим внимание на компоненты программы, проектирование которых вызывает затруднения.

Пояснительная записка детально раскрывает замысел автора, общую концепцию программы (концепция (от лат. сonception: понимание-система) –определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, кон-структивный принцип различных видов деятельности .

Согласно рекомендациям к оформлению и содержанию структурных элементов программы дополнительного образования детей, в пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть: новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; цель и задачи дополнительной образовательной программы; отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы; возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; продолжительность образовательного процесса, этапы; формы и режим занятий; ожидаемые результаты и способы определения их результативности; формы подведения итогов.

1.1 Содержательное наполнение пояснительной записки

Остановимся на содержательном наполнении данных элементов пояснительной записки с учетом современных тенденций развития дополнительного образования детей.

Актуальность – важность, значительность чего-либо в настоящее время; соответствие запросам современности . Традиционно обоснование актуальности программы проводится на основе анализа социально-экономической ситуации и вызовов системе образования и социализации человека с выделением существующих проблем и обоснованием вклада реализации предлагаемой программы дополнительного образования детей в их решение.

Важно выделить нормативные правовые документы (государственные и ведомственные), регламентирующие образовательный процесс по разрабатываемой программе и представить их перечень. Показать, каким образом данная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования, в том числе регионального уровня, какое место занимает в системе образовательной деятельности учреждения.

Другим аспектом обоснования актуальности программы должен стать учет конкретного социального заказа потребителей услуг ДОД. Следует обратиться к анализу потребностей конкретной категории детей и родителей в реализации данной программы и сопроводить обоснование соответствия программы запросу потребителей данными проведенных исследований и опросов.

Педагогическая целесообразность – наибольшее соответствие выбран-ного подхода (варианта действий, технологий, методов, средств) воспитательной деятельности для оптимального результата в данной ситуации. В пояснительной записке к программе важно показать, что специфика предметной деятельности, ценностно-смысловое содержание, избранные методы, технологии, формы, средства позволяют эффективно решать выявленную проблему.

Следует отметить, на какие современные тенденции в науке, технике, культуре, спорте опирается настоящая программа и в чем осуществляется развитие уже существующих традиций. Краткий анализ имеющихся программ дополнительного образования детей в аналогичной образовательной области и направленности позволит продемонстрировать отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ, обосновать необходимость модификации (адаптации) программы при использовании примерной программы (программы другого автора) для составления собственной, либо, в случае отсутствия разработок, создание авторской применительно к конкретным условиям и контингенту обучающихся.

Раскрывая новизну программы, автор демонстрирует, что существен-ного он внес в программу в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала.

Описание новизны программы возможно через обоснование изменения количества часов на изучение программы (разделов, тем); новых подходов к структурированию содержания программы (модульный подход, выделение индивидуальных образовательных маршрутов, уровней усвоения содержания для разных категорий обучающихся; дополнениясодержания программы в сравнении с имеющимся; включения регионального компонента в содержание программы; специфики использования педагогических технологий (например, проектной, исследовательской, кейс-технологии и пр.). Важно связать вносимые изменения или проектируемые характеристики с личностным заказом обучающихся и их родителей.

1.2 Цели и задачи программы

Система целей, задач и планируемых результатов – стержневой элемент дополнительной общеобразовательной программы. Цель образования – это предельно конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно и количественно, образ желаемого результата, которого ребенок, образовательное учреждение могут достичь к строго определенному моменту времени (М.М. Поташник).

Целям подчиняются все компоненты образовательного процесса: задачи, содержание, организационные формы и методы работы, планируемые результаты. Цель и задачи должны быть взаимосвязаны, обусловлены нормативными правовыми документами российской системы образования, особенностями и запросами контингента обучающихся; ориентированы на достижение личностных, и метапредметных результатов образования; достижимы в указанный в программе временной период, конкретны и понятны всем участникам образовательного процесса.

Выстраивая комплекс задач, педагог может конструировать его, ориентируясь на то, что в образовательном процессе развиваются соответствующие специальные способности, в том числе к познанию в данной предметной области, развиваются универсальные учебные действия, воспитывается отношение к базовым ценностям, идет обучение необходимому комплексу знаний и умений в какой-либо предметной области деятельности человека.

Специфика дополнительного образования такова, что система целей может состоять из двух групп целей – образовательных и социально-педагогических (ориентиром в данном случае выступают функции дополнительного образования детей). Образовательные цели конкретизируются через триединство задач обучения, воспитания и развития детей (о чем сказано выше). Группа социально-педагогических целей может содержать такие цели, как оздоровление детей, их социальная защита, помощь и поддержка, адаптация, реабилитация и др.

Специфика современного взгляда на образование предопределяет дея-тельностно-ориентированный характер целей и задач и фиксацию в них планируемых изменений в деятельности обучающегося. Поэтому при формулировании целей и задач следует обращать внимание на их конкретность и деятельностный характер.

1.3 Выбор форм и режима занятий

Поскольку дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на освоение детьми определенного возраста (указывается в пояснительной записке), целесообразно кратко представить учитываемые возрастные и гендерные характеристики, личностные и образовательные возможности и потребности контингента обучающихся (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями и др.), их предпочтения в выборе форм и режима занятий. Это поможет далее в пояснительной записке обосновать продолжительность образовательного процесса, особенности отбора и логики развертывания содержания программы, подходы к формированию групп, организационные формы, режим занятий и виды деятельности как с учетом существующих СанПиН, так и возрастных, психологических и социокультурных особенностей детей, их потребностей и запросов.

При разработке программы важно предусмотреть возможность выбора обучающимися содержания программы, режима и темпа ее освоения и в пояснительной записке обосновать возможность построения индивидуального образовательного маршрута.

1.4 Обоснование связей программы

Обосновывая содержание программы и логику его развертывания, следует показать связи между разделами программы, межпредметные связи, связи с другими программами, преемственность дополнительной общеобразовательной программы с основной образовательной программой определенной ступени общего образования.

Важно продумать особенности взаимодействия с другими организация-ми или другими субъектами, взаимодействие с родителями обучающихся.

1.5 Описание ожидаемых результатов

Описание ожидаемых результатов должно предполагать формулировку характеристик деятельности и отношений обучающегося в сфере личностного, предметного, метапредметного развития, которые будут оцениваться. Важно проанализировать, соотносятся ли они с целями и задачами программы, действительно ли они достижимы в рамках изучения программы. Ожидаемые результаты должны быть согласованы друг с другом, их не должно быть очень много, так как это затрудняет процесс их измерения.

В формулировку ожидаемых результатов должны быть включены глаголы, которые указывают на действия, подвергаемые измерению. Фиксируя планируемые результаты, педагог определяет перечень диагностических методик, с помощью которых данный результат будет замеряться (наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности, отслеживание творческих достижений коллективов и отдельных обучающихся и т.п.), представляет информацию о форме, порядке и периодичности проведения промежуточной аттестации.

1.6 Формы подведения итогов реализации программы

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы могут быть различны в зависимости от направленности образовательной деятельности и образовательной области: в программах технической направленности это могут быть соревнование, выставка, технический зачет, защита проекта, учебно-исследовательская конференция; в программах естественнонаучной направленности – конференция, олимпиада, форум, защита проекта, портфолио и др.; в программах физкультурно-спортивной направленности – соревнование, игра, показательные выступления; в программах художественной направленности – концерт, конкурс творческих работ, спектакль, фестиваль, творческий отчет, выставка и пр.; в программах туристско-краеведческой направленности – слет, соревнование, конференция, защита проекта; в программах социально-педагогической направленности – конференция, проект, слет, игра, конкурс и т.п.

Глава 2 Разработка учебно-тематического плана

Традиционная форма учебно-тематического плана, таким образом, отражает последовательность изучения разделов, тем предлагаемого курса, количество часов на каждый из них, почасовое распределение теоретического и практического материала.

Если программа предусматривает самостоятельную работу, целесообразно внести соответствующий раздел в учебно-тематический план.

Для программ, реализуемых в течение нескольких лет, учебно-тематический план разрабатывается на каждый год обучения.

2.1 Модульный принцип построения содержания программ

В практике существуют различные способы построения содержания программ. Учету запросов потребителей услуг ДОД наиболее отвечает форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов. Модульный принцип заключается в интеграции учебного материала в ряд образовательных модулей.

Модуль представляет собой логически завершенную, относительно самостоятельную часть образовательной программы, формирующую определенную компетенцию или группу компетенций в ходе освоения. Программа может включать модули базовой (обязательной) части и модули по выбору; модули, предполагающие разный уровень освоения содержания программы; модули для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья; модули, выстроенные в логике определенных видов деятельности по программе (например, модуль проектной деятельности, модуль исследовательской деятельности); модули, предполагающие ускоренный курс освоения программы и т.п.

Модульный принцип построения содержания программы обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса и позволяет выстраивать вариативные планы-графики индивидуального образовательного маршрута обучающихся в рамках программы.

При построении программы по модульному принципу учебно-тематический план разрабатывается на каждый модуль.

2.2 Календарный учебный график

Календарный учебный график – структурный элемент программы, который может содержать информацию о продолжительности реализации программы в течение учебного года; начале занятий по годам обучения (для программ, рассчитанных на несколько лет реализации; режиме занятий; режиме работы в каникулярное время; сроках проведения промежуточной и итоговой аттестации.

При описании темы дается ее название, излагаются основные вопросы содержания: отдельно по теоретической и по практической части. Указыва-ется форма организации образовательного процесса по теме.

2.3 Методическое обеспечение программы

Целесообразно выделить следующие составляющие раздела:

1) материально-техническое обеспечение реализации программы: описание необходимых материалов, оборудования и пр.;

2) информационное обеспечение реализации программы: описание ин-формационных ресурсов, необходимых для реализации программы, информационно-компьютерная поддержка учебного процесса: мультимедийные учебные пособия, электронные издания энциклопедий; учебно-развивающие программные среды и пр.;

3) кадровое обеспечение реализации программы (при необходимости сетевого взаимодействия, интеграции с другими программами, приглашения специалистов для реализации отдельных тем и т.п.);

4) дидактическое обеспечение реализации программы: описание системы используемых дидактических материалов (схемы, плакаты, раздаточный материал, репертуарные сборники, макеты, муляжи, видео-, аудиофонд, комплексы упражнений и т.п.);

5) методическое обеспечение реализации программы должно содер-жать: описание выбора методов обучения, форм проведения занятий и техно-логий их реализации, форм подведения итогов по разделам, темам, педагогического инструментария оценки результативности программы (критерии и показатели результативности, технологии отслеживания результатов).

Важно обосновать их отбор с позиции целевого назначения программы и, соответственно, достижения ожидаемых результатов.

В системе общего образования результаты определяются федеральным образовательным стандартом. В дополнительном образовании государствен-ных стандартов нет, нормативным документом выступает сама дополнительная общеобразовательная программа и заявленные в ней результаты, сформулированные с учетом ориентировки на личностные и метапредметные результаты образования. Соответственно предметом оценивания могут быть: набор основных знаний, умений, практических навыков по изучаемому виду деятельности; универсальных учебных действий, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы; перечень важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения по данной программе.

Требование вариативности содержания образования обусловливает необходимость уровневого представления результатов (например, минимальный, средний, максимальный (продвинутый).

Программа может содержать приложения, в которые целесообразно включать материалы к занятиям.

Читайте также: