Доклад заповеди 4 класс опк

Обновлено: 02.07.2024

Цель: формирование представления о нравственных критериях, заключенных в десяти заповедях Синайского законодательства.

1. Образовательная: подать сведения о происхождении и содержании десяти заповедей.

2. Воспитательная: на примере заповедей показать правильное отношения к человеку, создать представление о заповедях, как нравственном внутреннем критерии поведения.

3. Развивающая: способствовать развитию духовно-нравственной личности посредством знакомства с заповедями.

Доска, мультимедийный проектор для демонстрации презентации, раздаточный материал (таблица)

1. Организационный момент.

2. Объяснение материала по теме урока.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Улыбнёмся друг другу глазами.

Взгляд наш чистый и добрый.

Душа открыта, сердце бьётся ровно и спокойно.

- Сегодня у нас очередное занятие по ОПК. И для вас уже не секрет, что уроки по данному предмету не столько для ума, сколько для сердца, для души.

- Мы с вами живём в огромном, бесконечном мире. И вы уже знаете, что мир по-другому, называется – природа . У природы есть свои законы, правила, по которым она живет? (Да, есть свои правила и законы.)

- Какие? (Смена времен года, круговорот воды в природе, земля вращается вокруг солнца, мы видим каждый день, что солнце всходит и заходит и многие другие.)

- А что будет, если эти законы нарушатся и не будут соблюдаться? (Ученики высказывают предположения о том, какие могут быть последствия. Общий вывод: мир ждёт разрушение и катастрофа. )

- Человек – это часть природы. Человечество – все люди, живущие на земле. У людей есть свои законы, свои правила жизни? (Да, есть.)

- Какие законы и правила жизни человека вы знаете? (Правила для учащихся, правила этикета, законы страны.)

- Как должны люди относиться друг к другу? (Надо относиться друг к другу с уважением, нельзя обижать друг друга, нельзя грубить, надо помогать друг другу и т.п.)

- Ребята, попытайтесь сформулировать правила, чтобы помочь людям организовать их совместную жизнь, чтобы в обществе был порядок. (Высказывания детей.)

- Ребята, вы назвали много различных правил, которые люди должны соблюдать по отношении друг к другу.

- А можно ли среди них выделить основные, главные правила? (Мнения детей разные.)

- Как вы думаете, в древности были свои правила и законы? Какие?

- Сегодня на уроке мы поговорим с вами о тех законах, которые люди получили от Бога, что общего у убийства и воровства, как зависть гасит радость.

  1. Актуализация знаний учащихся. Словарная работа

- У кого-то совесть чуткая, у кого-то – не очень. Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло в своих поступках и намерениях, существуют заповеди . Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога.

Заповедь - религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества.

- Выделите главные слова в этом определении ( религиозное предписание, моральная норма).

3) Изучение нового материала

- Откройте учебник на стр. 40 , прочитайте 2 абзац и по ходу чтения заполните таблицу, которая лежит у каждого на парте. (Дети заполняют таблицу.)

- Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай.

Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. Бог Сам начертал заповеди на каменных плитах (скриж а лях ), которые Моисей вынес из огня к народу. Вот об этих заповедях мы и будем говорить сегодня на уроке.

Обратилась к интернету, словарям. Заповедь – Изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание. Заповедь - Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого (чего)- нибудь . (С. И. Ожегов) Заповедь – Строго обязательное правило поведения (Малый толковый словарь русского языка ).

На уроке ОПК мы изучали. Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том , что они даны людям от Бога . Кому же они были даны?

Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад про рок Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай . Но это не было обычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтоб там встретить Бога и получить от Него заповеди. 40 дней Моисей провел на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был знаком присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя сам он этой перемены в себе не замечал.

Место, где Моисей говорил с Богом ( Синай ).

Десять заповедей, или повелений, которые Бог дал Своему народу, точно указывают, что должен делать человек и чего избегать, если хочет любить Бога и ближних.

Первая заповедь 1. Я, Господь Бог твой; чтобы не было у тебя других богов, кроме Меня. Заповедь эта повелевает любить Бога больше всего и, кроме Него, не воздавать никому Божеской почести. Святых угодников Божиих следует тоже почитать, но не так, как Самого Бога, а как людей более других угодных Богу, как молитвенников и заступников наших перед Ним.

Вторая заповедь 2 . Не сотвори себе кумира. Т.е. идола и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в водах под землею; не кланяйся и не служи им. Так как все в мире сотворено Богом, то Ему одному следует покланяться и Его одного следует почитать Божеством. Делать идолов и им поклоняться никак не следует. Поклоняясь святой иконе, мы должны представлять себе того, кто изображен на ней, и ему поклоняться, а не считать самые иконы за Божество.

Третья заповедь 3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. Не должно святое и великое имя Божие произносить праздно, в пустых разговорах, а потому и божиться и клясться понапрасну заповедь эта запрещает.

Четвертая заповедь 4. Помни день субботний. Шесть будничных дней недели человек должен трудиться, работать, и вообще заботиться обо всем, что нужно для его земной жизни. Седьмой же день надо посвятить Богу, то есть отделить его для Господа, молиться Ему, читать во славу Божию полезные книги, помогать бедным, и делать как можно больше добра.

Пятая заповедь 5. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле. Должно любить и уважать родителей, слушаться их добрых наставлений и советов, заботиться о них в болезнях, быть опорою им в старости и нуждах, также должно почитать прочих родственников, старших, благодетелей, учителей, духовных отцов и начальников; за это Бог обещает продлить земную жизнь. На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

Шестая заповедь 6. Не убей. Под убийством разумеется не только лишение жизни себя или кого-либо другого, но если и допускаем других до убийства своим приказанием, советом, помощью, согласием. Воспрещается этой заповедью также необуздание своего гнева и оскорбление ближнего всяким бранным словом. Заповедь эта повелевает жить со всеми в мире и согласии, а также кротко обращаться с животными. Насилие яд для души.

Седьмая заповедь 7. Не прелюбодействуй. Этой заповедью Господь запрещает мужу и жене нарушать взаимную верность и любовь. Неженатым же Бог повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний. Обжорство, пьянство и вообще всякое излишество и необузданность также запрещаются этой заповедью.

Восьмая заповедь 8. Не кради. Ничего чужого не бери без спроса ни явно, ни тайно; не обманывай при продаже; при всякой сделке рассчитывайся честно; не скрывай найденное; всякую работу оканчивай к обещанному сроку и делай ее по совести. Вору потакать – что самому воровать.

Девятая заповедь 9. Не произноси на другого ложного свидетельства. Заповедь эта запрещает лгать, клеветать, говорить о людях дурное, осуждать их, а также верить клеветникам. Заповедь эта повелевает всегда держать свое слово честно . Не ищи правды в других, коли её в тебе нет.

Десятая заповедь 10. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни какого скота его, и вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему. Заповедь эта запрещает завидовать чужому добру и повелевает довольствоваться тем, что имеешь. От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний - и все недобрые злые дела. Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает

Вывод В Десяти Заповедях есть определенная последовательность. Так, в первых четырех заповедях говорится об обязанностях человека по отношению к Богу, следующие пять определяют взаимоотношения между людьми, последняя призывает к чистоте мыслей и желаний . Десять Заповедей определяют моральное поведение человека. О них следует сказать, что они содержат в себе самые основы нравственности, без которых невозможно существование никакого человеческого общества.

В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Заповеди, о которых мы говорили, регулируют отношения между людьми и теснейшим образом связаны с верой в Бога. Тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь абсолютным, непререкаемым законом. Ведь они – договор Бога с человеком! Исполнение заповедей позволяет душе расти. Заповеди повелевают: человек, не превращай всю свою жизнь только в поиск удовольствий для себя, раскрой свое сердце для других людей, будь милосердным. Чем лучше мы будем соблюдать законы человеческой жизни, тем больше будет добра и любви на земле. Если вы будете правильно себя вести, может быть, глядя на вас, будут также вести себя ваши друзья, знакомые, братья, сёстры и даже взрослые, а потом и ваши дети. Чем больше будет хороших людей, тем прекраснее будет мир.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация Заповеди.ppt

Основы православной культуры Урок № 11 4 класс Тема: Заповеди Выполнила: Плах.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Основы православной культуры Урок № 11 4 класс Тема: Заповеди Выполнила: Плах.

Место, где Моисей говорил с Богом (Синай)

Место, где Моисей говорил с Богом (Синай)


 Скрижали - каменные плиты, на которых были начертаны десять заповедей .

Скрижали - каменные плиты, на которых были начертаны десять заповедей .

Религиозное предписание, составляющие одну из моральных норм человечества. За.

Религиозное предписание, составляющие одну из моральных норм человечества. Заповеди

Первая заповедь Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской.

Первая заповедь Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим (Да не будет у тебя иных Богов, кроме Меня)

Вторая заповедь

Третья заповедь Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господ.

Третья заповедь Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Четвёртая заповедь

Пятая заповедь Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и что.

Пятая заповедь Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе

 Шестая заповедь. Не убивай.

Шестая заповедь. Не убивай.

Седьмая заповедь Не прелюбодействуй

Седьмая заповедь Не прелюбодействуй

Восьмая заповедь Не кради.

Восьмая заповедь Не кради.

Девятая заповедь Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Не л.

Девятая заповедь Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Не лги.)

Десятая заповедь Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоег.

Десятая заповедь Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. (Не завидуй.)

Ной изгоняет Хама Г. Доре

Ной изгоняет Хама Г. Доре

Авель и Каин Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Авель и Каин Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Исаак благословляет Иакова

Исаак благословляет Иакова

Заповеди От чего предостерегает заповедь Как советует поступить любящее серд.

Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого м.

Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям? Расскажите о случаях преодоления себя. В чем смысл соблюдения заповедей? Как соблюдать заповеди, находясь в центре современной жизни? Какие заповеди вам были известны? О каких вы узнали на этом уроке? Какие заповеди заставили вас задуматься? Над чем? Понравилось ли вам выполнение заданий на уроке? Каких? Что показалось наиболее трудным? Что было самым интересным?


Люди, любите друг друга!

Люди, любите друг друга!

Выбранный для просмотра документ Урок Заповеди.doc

Разработка занятия

по основам православной культуры

Работу выполнила:

учитель начальных классов

Плахова Лариса Викторовна

Основы православной культуры.

Урок №11 (4 класс)

1. Познакомить учащихся с библейскими заповедями.

2. Воспитание учащихся как добродетельных (в православном понимании) граждан через понимание значения заповедей.

познакомить с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди, с их структурой и значениями

развивающие:

способствовать развитию духовно-нравственной личности посредством знакомства с заповедями

расширение кругозора учащихся;

способствование развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;

содействие развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.

воспитывающая :

формирование у учащихся представлений о законах и ценностях христианской морали;

Оборудование:

раздаточный материал: текст с десятью заповедями, тексты с рассказами из Библии, таблица

Ключевые понятия: заповедь, скрижали.

Мотивационный этап

Организационный момент

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- Мы с вами живём в огромном, бесконечном мире. И вы уже знаете, что мир по-другому, называется – природа. У природы есть свои законы, правила, по которым она живет? (Да, есть свои правила и законы.)

- Какие? (Смена времен года, круговорот воды в природе, земля вращается вокруг солнца, мы видим каждый день, что солнце всходит и заходит и многие другие.)

- А что будет, если эти законы нарушатся?

( Ученики высказывают предположения о том, какие могут быть последствия . Общий вывод: мир ждёт разрушение и катастрофа. )

Человек – это часть природы. Человечество – все люди, живущие на земле. У людей есть свои законы, свои правила жизни? ( Да, есть.)

- Какие законы и правила жизни человека вы знаете?

(Правила для учащихся, правила этикета, законы страны.)

- Как должны люди относиться друг к другу? (Надо относиться друг к другу с уважением, нельзя обижать друг друга, нельзя грубить, надо помогать друг другу и т.п.)

Многие философы в истории человечества формулировали правила, которые люди должны выполнять для того, чтобы в обществе был порядок.

- Попытайтесь и вы сформулировать правила, чтобы помочь людям организовать их совместную жизнь. (Высказывания детей.)

Постановка проблемной ситуации.

- Ребята, вы назвали много различных правил, которые люди должны соблюдать по отношении друг к другу.

- А можно ли среди них выделить основные, главные правила? (Мнения детей разные.)

- Как вы думаете, в древности были свои правила и законы? Какие?

4. Решение проблемной ситуации

Сегодня на уроке мы поговорим с вами о тех законах, которые люди получили от Бога, что общего у убийства и воровства, как зависть гасит радость.

- Что общего у убийства и воровства

- Как зависть гасит радость

У кого-то совесть чуткая, у кого-то – не очень. Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло в своих поступках и намерениях, существуют заповеди. Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога.

( Слайд 2) Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не было обычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтоб там встретить Бога и получить от Него заповеди. 40 дней Моисей провел на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был знаком присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя сам он этой перемены в себе не замечал.

(Слайд 3) Бог дал Моисею 10 заповедей. Первые четыре говорят об отношениях человека с Богом. Остальные касаются отношений людей

Операционно-исполнительский этап

Реализация построенного проекта

У кого-то совесть чуткая, у кого-то – не очень. Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло в своих поступках и намерениях, существуют заповеди. Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога.

Работа с учебником, с. 40. Прочитайте 2 абзац и по ходу чтения заполните таблицу, которая лежит у каждого на парте.( Дети заполняют таблицу.)

Получить от Бога заповеди

После этого обсуждение прочитанного.

Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай.

(Слайд 4) Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. Бог Сам начертал заповеди на каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу. Вот об этих заповедях мы и будем говорить сегодня на уроке.

( Слайд 5) Заповедь - религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества.

- Выделите главные слова в этом определении (религиозное предписание, моральная норма).

- Какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея?

У учащихся на парте тексты десяти заповедей.

(Слайд 6-9) Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом.

Остальные касаются отношений людей между собой. Эти пять заповедей мы рассмотрим более подробно.

( C лайд 10) 5 заповедь. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

(Слайд 11) 6 заповедь. Не убивай.

( Слайд 12) 7 заповедь. Не прелюбодействуй (будь верным, не предавай своих близких).

-Прочитайте, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

То есть не переступай через любовь. Не предавай. Это заповедь о верности тому, кто любит тебя и любим тобою. Верность этой заповеди – залог сохранения семьи. Это очень важная заповедь: она учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен ей всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой.

(Слайд 13) 8 заповедь. Не кради. - Прочитайте, что сказано в тексте учебника об этой заповеди. Тот, кто крадет – готов причинить страдания другому человеку. И о его переживаниях и трудностях он не думает. Значит, он считает себя достойнее, лучше его. И убийца и вор расценивают другого человека как помеху. Разница лишь в том, что вор решает обойти эту помеху, чтобы добраться до вожделенной вещи. Убийца же просто сметает эту помеху. Но и убийца, и вор бесчеловечны.

- Что общего у убийства и воровства?

( Слайд 14) 9 заповедь. Не лги.

-Прочитайте, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

( C лайд 15) 10 заповедь. Не завидуй

Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

- Прочитайте, что сказано в тексте учебника об этой заповеди. Зависть мешает радости. Тебе подарили велосипед. Ты радуешься ему. И вдруг оказывается, что у твоего друга тоже новая машина — но дороже и моднее. Если ты разрешишь себе зависть – в ее черных лучах сразу поблекнет та радость, которая у тебя уже была. Зависть не знает границ. Всегда найдется кто-то, кто, как кажется, живет лучше тебя. Старуха из сказки Пушкина стала и боярыней, и царицей, но ей и этого было мало… Что было дальше – вы знаете. - Как зависть мешает радости, гасит её?

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа в группах (3 группы). Каждая группа получает свой библейский рассказ. Пока дети читают, учитель показывает слайды.

(Слайд16) Ной и его сыновья

(Слайд 17) Авель и Каин

(Слайд 18) Исав и Иаков

Вопрос: Иллюстрацией к какой заповеди может служить эта история? Обоснуйте свой ответ.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Заполнение таблицы, устная проверка, исправление ошибок.

заповедь

от чего предостерегает заповедь

как советует поступить любящее сердце

«Почитай отца твоего

от неуважения к родителям и вообще к старшим

слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости

прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть

от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека

не хвастаться, делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой радостью

Регулирующий этап

9. Рефлексия учебной деятельности .

- Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям? Расскажите о случаях преодоления себя.

- В чем смысл соблюдения заповедей?

- Как соблюдать заповеди, находясь в центре современной жизни?

- Какие заповеди вам были известны?

- О каких вы узнали на этом уроке?

- Какие заповеди заставили вас задуматься? Над чем?

- Понравилось ли вам выполнение заданий на уроке? Каких?

- Что показалось наиболее трудным?

- Что было самым интересным?

Вопросы и задания:


Заповеди – это закон, правила, которые Бог дал людям для того, чтобы они могли различать добро и зло в своих поступках и намерениях. Мы вспомним, что заповедей не так уж и много, но даже среди них есть самые главные.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Заповеди"

Заповеди — это закон, правила, которые Бог дал людям для того, чтобы они могли различать добро и зло в своих поступках и намерениях.

Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не было обычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. 40 дней Моисей провёл на объятой огнём вершине.

Этот огонь не обжигал его, потому что он был знаком присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу. Люди же были поражены ещё и тем, что, вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя сам он

этой перемены в себе не замечал.


Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом. Остальные касаются отношений людей между собой. Вот они:

Бог Один и в Него нужно верить всей душой. Это так же естественно, как верить папе и маме. Бог создал весь мир и заботится о каждом из нас. Нужно любить и почитать Бога, часто вспоминать о Нём, обращаться к Нему в молитве.

Кумир — это всё то, что становится для нас самым главным в жизни вместо Бога. Из-за кумира мы можем забыть о Боге и Его заповедях. Глупец тот, кто готов поменять маму на куклу или папу на компьютер.


Например, Кай забыл о Боге — о добре и любви. Снежная королева стала для него кумиром. Разве был он счастлив в ледяном замке со своими идеальными правильными холодными игрушками? Только когда любовь Герды растопила лёд в его сердце, он вспомнил о Боге и ожил.

На первом месте в жизни христианина должен быть Бог, потом все близкие люди. Любые кумиры — люди или вещи — опасны для нашей души, они могут сделать её холодной и чёрствой.

В наше время кумирами могут быть телевизор или компьютер, если к ним привязываются, если ради них человек забывает то, что заповедал ему Бог.

Кумиром может быть и слава, если человек к ней столь стремится, что забывает Бога, и деньги, если считают, что их количество — самое главное в жизни, и эстрадный певец, если его почитают больше, чем Бога.

Бог — это источник жизни. Взаимоотношения Бога и человека строятся на любви. Поэтому любое пренебрежительное или оскорбительное слово, сказанное по отношению к Богу, является в какой-то мере разрывом этих взаимоотношений. Человек, произнося такие слова, как бы уходит от Источника жизни, любви, радости. Поэтому нельзя произносить имя Божие в суетных разговорах, между делом, для связи речи, легкомысленно.

В настоящее время седьмым днём недели является воскресенье, потому что в этот день воскрес Иисус Христос.

Каждый день мы молимся Богу, исполняем Его заповеди, но этот день сугубо посвящаем нашему Небесному Отцу. Посвящать один день Богу нужно не потому, что Бог в этом нуждается. Это человеку нужно хотя бы один день в неделю посвятить общению с Источником жизни, чтобы напитать свою душу. Обычно в этот день верующие люди ходят в церковь и не занимаются своими хозяйственными делами. Часто после церкви верующие люди идут помогать тем, кто нуждается в помощи: старым, больным. Трудиться ради другого в воскресенье не только можно, но и нужно, если на неделе у тебя не было на это времени.

Это единственная заповедь, в которой упоминается награда за её исполнение. Понять смысл этой заповеди можно следующим образом. Родители, как

правило, полагают много трудов для воспитания, обучения, обеспечения всем необходимым своих детей. Им приходится и не спать ночами, и жертвовать своими силами, временем, и много трудиться для того, чтобы прокормить и одеть своих детей. Поэтому каждый человек, у которого здоровая душа, конечно же будет почитать и помогать родителям. Ибо, если этого не делать, душа черствеет, холодеет.

Ведь родители помогают тебе, пока ты растёшь и нуждаешься в их помощи и заботе, а потом дети помогают престарелым и уже немощным родителям на закате их жизни. Родители дали тебе жизнь. Неужели за этот величайший дар они не достойны хотя бы твоего уважения (почитания)?

Почитание — это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей взрослыми детьми, в том числе душевным вниманием и участием. К этой же заповеди относится уважение к учителям, наставникам, старшим.

Каждому человеку Богом дан бесценный дар — жизнь. И самое ужасное, что может сделать человек по отношению к другому человеку — лишить его жизни. Никто не вправе отнять у человека этот дар. Поэтому так тяжек

этот грех, поэтому очень тяжелы последствия этого греха для самого преступника.

Но не только этот грех относится к нарушению шестой заповеди. Часто жестокое, злое, обидное слово может ранить человека, расстроить его здоровье.

Христос сказал, что убийцей становится даже тот, кто смотрит на

другого человека с ненавистью. Ведь если ты ненавидишь другого человека, то тебе уже хочется, чтобы его не стало.

Нужно помнить, что убивать людей можно не только оружием, но и словом, делом, подлыми поступками. Также нельзя мучить зверей, птиц, насекомых, домашних животных. Всех их создал Господь, а человеку заповедовал заботиться о них.

Этой заповедью предписывается мужу быть верным жене, а жене быть верной мужу. Неженатым людям предписывается сохранять чистоту мыслей и желаний.

То есть не переступай через любовь. Не предавай. Это заповедь о верности тому, кто любит тебя и любим тобою. Верность этой заповеди — залог сохранения семьи.

Украсть, взять чужое и не вернуть — очень плохой поступок. Некоторые думают, что взять себе вещь, которую нашёл на улице, — не воровство. Допустим, шёл человек и нашёл на улице хороший телефон. Он может взять его себе — поступить дурно, а может поступить благородно — найти хозяина этого телефона.


Тот, кто крадёт, готов причинить страдания другому человеку. И о его переживаниях и трудностях он не думает. Значит, он считает себя достойнее, лучше его. И убийца, и вор расценивают другого человека как помеху.

Разница лишь в том, что вор решает обойти эту помеху, чтобы добраться до вожделенной вещи. Убийца же просто сметает эту помеху. Но и убийца, и вор бесчеловечны.

Никогда не берите чужое и никогда не воруйте — так вы сможете проявить свою верность Богу.

Эта заповедь запрещает ложь в любой форме. Порой вам может казаться, что ложь может помочь преодолеть отдельные неприятности или избежать наказания. Но это иллюзия, потому что рано или поздно любой обман обязательно раскроется.

Также ни в коем случае нельзя придумывать о людях то, что ты не знаешь. Такие предположения называются клеветой и часто порочат совершенно невинного человека, и его последствия будут гораздо хуже, чем те, страх перед которыми подтолкнул тебя ко лжи. Одна ложь порождает другую, и со временем лжец сам становится заложником своего обмана.

Никогда не завидуй. Зависть мешает радости и не знает границ, ведь всегда найдётся кто-то такой, кто, как кажется, живёт лучше тебя. Например, тебе подарили велосипед. Ты радуешься ему. И вдруг оказывается, что у твоего друга тоже есть велосипед — но дороже и моднее. Если ты разрешишь себе зависть — в её черных лучах сразу поблекнет та радость, которая у тебя уже была. Зависть не знает границ. Всегда найдётся кто-то, кто, как кажется, живёт лучше тебя. Старуха из сказки Пушкина стала и боярыней, и царицей, но ей и этого было мало. Что было дальше — вы знаете.


Как вы видите, заповедей не так уж и много, но даже среди них есть

Как вы видите, Спаситель завещал людям жить в мире и согласии, без зависти, ненависти, злобы и лжи. Поистине краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.

Близки ли мы к его заповедям? Подумайте об этом на досуге.

В конце нашего урока давайте попробуем ответить на некоторые вопросы.

Читайте также: