Доклад юнеско по образованию 2021

Обновлено: 05.07.2024

Стратегически важно

Вывести Россию в лидеры рынков технологий к 2035 году — задача Национальной технологической инициативы (НТИ). В рамках НТИ выделяется бюджетное финансирование и разработаны дорожные карты в перспективных для страны областях:

передовые технологии производства (TechNet),

распределенные энергетические системы (EnergyNet),

беспилотные летательные аппараты (AeroNet),

морские (MariNet) и автомобильные (AutoNet) транспортные системы,

пищевые продукты (FoodNet),

персонализированное здравоохранение (HealthNet),

искусственный интеллект и нейротехнологии (NeuroNet)

информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и кибербезопасность (SafeNet).

Что почитать о будущем

(Прогноз научно-технологического развития России-2030 в отраслевых докладах ИСИЭЗ НИУ ВШЭ)

Этот же Указ в 2019 году дал старт национальным проектам на период 2019–2024 гг. Цена вопроса — 25,7 трлн руб. на важные для страны инициативы в сфере образования, здравоохранения, демографии, культуры, жилья, транспортной системы, экологии, науки, предпринимательства, рынка труда, международной кооперации и экспорта.

Нацпроекты — это стратегические направления развития страны, от роста экономики до создания комфортной среды и совершенствования человеческого капитала. Планы рассчитаны на запуск новой экономической модели с акцентом на высоких технологиях, увеличении вложений в инфраструктуру и инновации.

Укреплять сильных

Обеспечить опережающее развитие в любой из областей невозможно без науки. Поэтому внимание к сектору исследований и разработок — тема одновременно сквозная и самостоятельная.

В конце 2018 г. наука выделена в отдельный национальный проект** с финансированием в 636 млрд рублей до 2024 г. Он ориентирован на продвижение исследований в стратегических областях, разработку и внедрение современных технологий. Во главе угла — союз науки и промышленности, создание передовой исследовательской инфраструктуры с современным оборудованием и материалами, доступными для научных организаций страны.

Передовая инфраструктура — это, в том числе, сверхмощные научные комплексы класса мегасайенс (англ. megascience — меганаука). Для достижения целей также предполагается модернизировать не менее 50% оборудования в ведущих НИИ, увеличить число российских научных сотрудников в возрасте до 39 лет (учёными этого возраста должны управляться 30% новых лабораторий).

Для разработки технологий и подготовки соответствующих специалистов в регионах открываются научно-образовательные центры мирового уровня (НОЦ). Всего должно появиться 15 центров, объединяющих усилия НИИ, вузов и предприятий и поддерживаемых федеральными и региональными властями. Главный принцип отбора проектов — укреплять сильных.

5 из 15 НОЦ***, отобранных на конкурсной основе к 2019 году:

Помимо научно-образовательных, запускаются научные центры мирового уровня (НЦМУ). В 2019 году стартовалисемь: четыре специализируются на математике, три — на биобезопасности, генетических технологиях для сельского хозяйства и промышленной микробиологии.

В 2020 г. Минобрнауки России утвердило перечень из 10 НЦМУ по шести приоритетным направлениям. В их числе появился Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала, объединивший научные коллективы НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МГИМО и Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН для реализации совместных проектов гуманитарного и социального профиля, нацеленных на изучение взаимодействия человека и природы, человека и технологий, а также действий социальных институтов в контексте реагирования на большие вызовы.

Не преувеличенное высшее

Почти каждая четвертая (23% в 2018 году) исследовательская организация в стране — университет. Число вузов, ведущих научную деятельность, растёт, однако их выпускники идти в науку не спешат — трудиться в исследовательских организациях предпочитают менее 1%. Это свидетельствует о большей привлекательности условий работы в других секторах.

Ожидается, что в ближайшие годы из-за демографических ограничений сократится и доля населения со степенью бакалавра и выше. Пока ее значение сопоставимо с показателями развитых стран, а в целом по наличию вузовского образования Россия входит в группу мировых лидеров: дипломы вузов имеют 57% граждан старше 15 лет.

Тревогу вызывает то, что ценится высшее образование россиянами всё меньше. Всё чаще они считают его важность преувеличенной. В 2018 году, по данным ВЦИОМ, так считали 56% граждан (в 2008 — 45%). Скептично настроенных 18–24-летних ещё больше — 72%.

Почему так?

Высшее образование стало более элитарным. В 2015–2018 годах плата за обучение выросла на 45%, а в городах с ведущими университетами, как правило, высокая стоимость жизни.

Зарплата выпускников вузов на 60% выше средней по стране, но хорошо оплачиваемую работу трудно найти даже специалисту с учёной степенью.

Государственные расходы на высшую школу в России пока заметно ниже, чем в развитых странах. Вместе с тем её качество — тема государственно важная, и инвестиции в этот сектор увеличиваются.

К программе на конкурсной основе подключился 21 вуз. По условиям проекта, все они получили государственную поддержку.

Наука как дипломатия

Международное сотрудничество учёных — не только мощный канал получения новых знаний. Научная дипломатия демонстрирует возможности общего решения глобальных проблем, снижения международной напряженности и улучшению имиджа России на международной арене.

С 2018 года существует Ассоциация научно-технического сотрудничества между РФ и Китаем. Достигнута договорённость о реализации четырёх исследовательских проектов с КНР на новой установке ионного коллайдера, строящейся в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне. В рамках контрактов с российской стороной компания Huawei открыла два центра НИОКР в Москве и Санкт-Петербурге.

Основной канал работы с США — космос: через Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) в связи с Международной космической станцией. Подписанное в 2019 году соглашение между Российской академией наук и Национальной академией наук США открыло дорогу изысканиям в области энергетики, астрофизики, медицины и экологии.

С 2016 по 2019 год поддержано 93 научных проекта в содружестве РФ с государствами БРИКС (Бразилия, Индия, Китай, Южная Африка). Созданный участниками БРИКС Новый банк развития из накопленных с 2015 года $100 млрд вкладывает средства в совершенствование инфраструктуры в области экологии и культурного наследия.

Акцент на технологические инновации сделан в сотрудничестве с коалициями стран Азии. Так, в 2019 году реализованы проекты с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по биологической безопасности и новым технологиям промышленной очистки воды, развивается академическая мобильность и обмен студентами.

Россия участвует в Стратегическом партнерстве Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС) в области науки, технологий и инноваций (2016–2025 годы). Согласование политики, обмен информацией по вопросам регулирования рынков и прочее идёт на интерактивной платформе АТЭС, которую от РФ координирует Российская кластерная обсерватория ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

10 фактов об отечественной науке из российской главы доклада ЮНЕСКО

С 2014 по 2018 год валовые внутренние затраты на исследования и разработки (показатель GERD) выросли на 20% в текущих ценах. Это ставит Россию на девятое место в мире, однако доля GERD в ВВП страны невысока и за десятилетие сократилась с 1,25% (2009) до 0,99% (2018).

Исследования и разработки по-прежнему финансируются преимущественно из бюджета. Государству принадлежат около 60% организаций, выполняющих исследования и разработки. В 2019 году около 9/10 суммы, выделенной на гражданскую науку, распределялось через государственные программы.

Опросы общественного мнения, проведенные ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в последние пять лет, показывают, что россияне всё позитивнее оценивают влияние науки на повседневную жизнь. 70% думают, что от научно-технического прогресса обществу больше пользы, чем вреда, 62% будут рады, если их ребенок выберет карьеру исследователя, хотя более половины (54%) считают исследования скучным занятием.

39% российских учёных — женщины; они составляют 57% профессорско-преподавательского состава вузов. Это наследие советской политики, активно продвигавшей гендерное равенство. Однако только около трети женщин-исследователей имеют докторскую степень и 2% являются действительными членами Академии наук.

Распределение исследователей по научным областям стабильно в течение десятилетий. Россия по-прежнему специализируется на инженерии (62% учёных в 2018 году), математике и физических науках (22%).

Российские исследовательские центры, университеты и компании слабо представлены на международных рынках интеллектуальной собственности. Изобретатели, как правило, ориентированы на внутренний рынок. Доля РФ в мировых патентах стабильна и всего около 1% (2018 год), Китая — 44%, США — 16%.

Только одна из пяти отечественных компаний занимается технологическими инновациями. В высокотехнологичных секторах таких от 48% (в фармацевтике) до 60% (в ИТ), наравне со странами ЕС. Но доля этих отраслей в промышленном производстве лишь около 4%.

В 2019 году 3,5% научных публикаций, индексируемых в базе данных Scopus, принадлежали российским авторам. В первую очередь в таких областях, как физика, инженерия, математика, химия. Публикаций по искусственному интеллекту и робототехнике прибавлялось быстрее всего — на 3,6% ежегодно (в 2011–2019).

IQ

Дополнительные материалы:

Главы о России, подготовленные Леонидом Гохбергом и Татьяной Кузнецовой для 7-го, 6-го (2015) и 5-го (2010) изданий Доклада ЮНЕСКО по науке

Видео с обзором ключевых трендов в развитии науки в России и странах Восточной Европы

* Материалы седьмого издания Доклада ЮНЕСКО по науке охватывают период с 2014 по 2019 гг. Произошедшие за минувший год изменения глобального ландшафта научно-технической и инновационной политики будут отрефлексированы в следующем издании. В данном обзоре, сфокусированном на описании российской повестки, более актуальные документы и меры политики отражены в примечаниях.

*** В 2020 г. по конкурсу были отобраны еще 5 таких центров.



Пандемия COVID‑19 и определение возможностей для детей, не посещающих школу

Ответные образовательные меры во время пандемии выявили возможности, как цифровые, так и нецифровые, для сокращения числа детей, не посещающих школу, в том числе и для тех, кто был исключен из процесса образования еще до кризиса COVID-19. (World Education Blog)


Миссия: Восстановление образования 2021


Как страны восполнят потери, связанные с нарушением обучения во время пандемии?

По мере того как одна неделя изоляции сменяется другой, обучение миллионов учащихся продолжает нарушаться. Данные ЮНЕСКО показывают, что в среднем две трети учебного года было потеряно во всем мире из-за закрытия школ в период пандемии. Эти потери в обучении огромны. Как мы можем помочь учащимся наверстать упущенное? (World Education Blog)


Один год после нарушения образования из-за COVID-19: чего мы добились?

Ровно год назад пандемия COVID-19 стала причиной резкой остановки обучения во всем мире, что привело к самому серьезному глобальному нарушению образования в истории. На пике кризиса, по данным ЮНЕСКО, более 1,6 миллиарда учащихся в более чем 190 странах не посещали школу. Внезапное закрытие учебных заведений затронуло более 100 миллионов учителей и школьного персонала. Сегодня две трети всех учащихся в мире по-прежнему находятся в условиях полного или частичного закрытия школ. В 29 странах школы остаются полностью закрытыми. (ЮНЕСКО)


COVID-19: две трети бедных стран сокращают свои бюджеты на цели образования в то время, когда они меньше всего могут себе это позволить


Пандемия COVID-19 побудила страны скорректировать и переосмыслить финансирование с целью обеспечения справедливого образования

Уже давно стало очевидным то, что пандемия COVID-19 расширила неравенство, существовавшее ранее в образовательных системах, и показала новые расколы. Целевое финансирование особенно важно для реагирования на растущую маргинализацию в результате кризиса COVID-19. Когда школы закрываются, им требуются адекватные ресурсы для осуществления дистанционного обучения, а также для поддержания и расширения программ поддержки учащихся. (World Education Blog)


Время осуществить план действий по восстановлению образования

Около 800 миллионов учащихся по-прежнему сталкиваются с серьезными нарушениями обучения. Две трети учебного года было потеряно в среднем по всему миру из-за полного или частичного закрытия учебных заведений в период пандемии COVID-19. Центральными аспектами программы восстановления образования являются инклюзивность, устойчивость и трансформация. Речь идет о том, чтобы учитывать интересы каждого, готовиться к будущим потрясениям и готовить преподавание и обучение к глобальным вызовам нашего времени. (ЮНЕСКО)


Данные ЮНЕСКО показывают, что в среднем по всему миру из-за закрытия школ в период пандемии COVID-19 теряется две трети учебного года

Согласно новым данным, опубликованным на интерактивной карте мониторинга закрытия школ, через год после начала пандемии COVID-19 более 800 миллионов учащихся, то есть более половины всех учащихся в мире, по-прежнему сталкиваются со значительными нарушениями образования, в 31 стране сохраняется полное закрытие школ, еще в 48 странах ограничено или частично сокращено проведение занятий. (ЮНЕСКО)


Безопасность детей в цифровую эпоху: как могут помочь системы образования

21-й век ставит новые задачи в области безопасности детей, особенно когда мы говорим о цифровой среде. Дети активно пользуются цифровыми технологиями. Во время пандемии коронавируса и вместе с национальными мерами изоляции и закрытием школ это использование увеличилось. Несмотря на все возможности, которые предоставляет цифровой мир – игры, обучение, общение и участие в общественной жизни, – цифровое вовлечение детей сопряжено с рисками для безопасности, которые могут иметь реальные последствия. (OECD Education and Skills Today)


Предоставление учителям возможности обеспечить получение качественного образования маргинализированным девочкам-подросткам

Необходимость сосредоточиться на поддержке учителей и их профессиональном развитии очень важна, учитывая те стресс-факторы, с которыми сами учителя могут столкнуться из-за пандемии COVID-19 и по мере возобновления работы школ. Партнер Глобальной коалиции по вопросам образования, британское Министерство иностранных дел и международного развития и его инициатива Girls’ Education Challenge (GEC), недавно представили рамочную программу качественного обучения, в которой описываются факторы, определяющие качество обучения для маргинализированных девочек-подростков, основанные на опыте практиков и на результатах проектов GEC. (ЮНЕСКО)


От нарушения обучения из-за пандемии COVID-19 к восстановлению: краткий обзор работы ЮНЕСКО в области образования в 2020 году

Пандемия выявила уже существующие проблемы в области образования, которые слишком долго не решались должным образом. Она также обратила внимание на тревожное неравенство внутри стран и между ними, которое необходимо срочно устранить, чтобы гарантировать право каждого человека на образование. От мониторинга закрытия школ и предоставления решений до создания уникальной глобальной платформы реагирования – в статье приведены некоторые из основных действий ЮНЕСКО в области образования в 2020 году. (ЮНЕСКО)

ЮНЕСКО опубликовало доклад, содержащий рекомендации по глобальной реорганизации образования. Он основан на идее, что человечеству нужен новый социальный договор в этой сфере: школа будущего должна отвечать требованиям времени. К этому выводу пришли эксперты из разных стран, сообщает Центр новостей ООН.

Специалисты в области образования считают необходимым переосмыслить роль школы, сделав ее центром общественной жизни, расширить понятие права на образование, включив в него право на информацию и доступ к интернету, а также поставить цифровые технологии на службу образовательному процессу. Предполагается, что доклад международной организации должен станет основой для общемировой дискуссии о будущем школ.

Так, по мнению экспертов, школа должна стать охраняемым образовательным объектом, поскольку является опорой социальной интеграции, равенства, индивидуального и коллективного благополучия. Именно здесь различные группы людей объединяются для решения задач и получения возможностей, с которыми они не смогут познакомиться в другом месте.

Здание и внутренние помещения школы, время работы, расписание и группы учащихся должны быть реорганизованы таким образом, чтобы располагать к взаимодействию.

Цифровые технологии должны использоваться для поддержки школьного процесса, а не для его замены. Школы должны стать моделью того будущего, к которому стремятся люди, обеспечивая права человека и подавая пример устойчивого развития и углеродной нейтральности.

Отмечается, что люди должны иметь возможность получать образование в любом возрасте. Для этого необходимо объединить природные, созданные человеком и виртуальные пространства для обучения, взяв лучшее от каждого из них.

При этом в докладе подчеркивается, что основная ответственность за выполнение этих задач должна лечь на правительства, потенциал которых в области госфинансирования и регулирования образования следует укреплять в дальнейшем.

Само понятие права на образование рекомендуется расширить, включив в него также право на доступ к информации, культуре, науке и возможностям подключения к интернету.

В свою очередь международному сообществу предлагается сыграть ключевую роль в этом процессе. Так, оно должно оказать помощь государствам в согласовании общих целей, норм и стандартов, необходимых для заключения нового социального договора в области образования. Особое внимание должно уделяться образованию беженцев, мигрантов и других уязвимых групп населения.

Также новый социальный договор подразумевает преодоление дискриминации и гендерного неравенства.

Вместе с тем подчеркивается, что приведенные в докладе предложения – это лишь приглашение к размышлению и творчеству, а не готовая программа. Такие вопросы должны обсуждаться в сообществах, странах, школах, в рамках образовательных программ и систем всех видов по всему миру.


Послание Генерального директора ЮНЕСКО Одре Азуле по случаю Международного дня образования 24 января 2022 года

Сегодня, когда мы в четвертый раз отмечаем Международный день образования, человечество переживает переломный момент в своей истории.



Валерий Фальков считает, что премия ЮНЕСКО им. Менделеева поможет привлечь молодежь в науку

Международная премия ЮНЕСКО имени Д. И. Менделеева является не только хорошим способом продемонстрировать признание достижений ученых, но и возможностью привлечь в науку молодых специалистов.


Всемирный день учителя


ЮНЕСКО: устойчивое восстановление после пандемии невозможно без всеобщей грамотности

773 миллиона молодых людей и взрослых, две трети из которых составляют женщины, не имеют базовых навыков грамотности, а 617 миллионов детей и подростков толком не умеют читать. Об этом напоминают сегодня в ЮНЕСКО по случаю Международного дня распространения грамотности, который отмечают 8 сентября.


В конференции примут участие ученые и языковые активисты из Республики Алтай, Москвы, Татарстана, Якутии, Удмуртии, Ингушетии и Тывы, занимающиеся проблемами изучения, преподавания, сохранения и развития языков народов России.


ВОЗ и ЮНЕСКО сочли необходимым тестировать на COVID-19 в школах

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), ЮНЕСКО и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) считают необходимым брать тесты на коронавирус COVID-19 в школах и не доводить ситуацию до необходимости перевода учеников на удаленное обучение.


Кафедра ЮНЕСКО МПГУ – участник конференции в рамках Петербургского международного экономического форума


Обращение Гендиректора ЮНЕСКО ко Дню русского языка

Русский язык — это один из шести языков, позволяющих народам мира вести диалог в рамках Организации Объединенных Наций с момента ее основания.


Кафедра ЮНЕСКО приняла участие в ПМЭФ-2021

Читайте также: