Доклад воспитание любви к родной природе в доу

Обновлено: 05.07.2024

С каждым годом все более актуальным становится вопрос экологического воспитания. Важно, чтобы у ребенка была любовь к природе, которую он подкрепляет заботой об окружающем мире. Гармония ребенка с природой обогащает его психику, совершенствует эстетический вкус и в целом способствует общему развитию. В статье мы расскажем, как воспитать в детях дошкольного возраста бережное отношение к природе.

Какие знания следует давать

Возрастными особенностями дошкольников являются эмоциональная отзывчивость и впечатлительность, поэтому знания следует давать через сопереживание и сострадание. Для формирования гуманного отношения к природе важно дать понять ребенку, что человек связан с окружающим миром. Если будешь заботиться о природе, это будет еще и заботой о будущем для человека. Природа – наш общий дом, которому нельзя наносить вред.

Детям необходимо объяснять, что человек должен покровительствовать природе и беречь ее. Для этого дошкольникам важно дать наиболее полные знания об экологической системе:

  • они должны получить представление о животных и растениях как уникальных живых существах;
  • важно объяснить, какая есть взаимосвязь между растениями и животными, позволяющая им сосуществовать и приносить пользу друг другу;
  • дети должны понять, что исчезновение отдельных живых существ или растений приводит к нарушению биологического равновесия в мире и у каждого из них есть своя экологическая ниша.

Как построить беседу

Педагогам и родителям воспитывать бережное отношение к природе у ребенка следует в различных формах, в том числе и через беседы. В процессе предоставления знаний об экологической системе важно разговаривать с детьми, задавая им конкретные вопросы об окружающей среде и направляя их на поиск соответствующей информации. Она может быть найдена с помощью наблюдений за растениями и животными.

Воспитатель развивает в детях наблюдательность, формирует представления об особенностях растений и животных, в то же время прививая устойчивый интерес к природе. Для этого знакомство детей с окружающим миром должно быть постепенным и постоянным. Ребенок должен каждый день открывать для себя что-то новое и стремиться поделиться этими знаниями. С детьми следует обсуждать изменения, происходящие в природе, чтобы они научились устанавливать причинно-следственные связи в происходящем в окружающей среде. Но любые наблюдения требуют от детей большого внимания и умственной активности. А для дошкольников это достаточно тяжелая нагрузка, которая не может быть продолжительной. Поэтому ведущей формой воспитания бережного отношения к природе является игровая деятельность.

Как воспитать в детях бережное отношение к природе в форме игр

В экологическом воспитании детей игра позволяет им легче усваивать сложные представления о природных явлениях. Например, информацию об окружающем мире детям среднего и старшего дошкольного возраста можно доносить через сказку. Читая литературные произведения с тематическими иллюстрациями, можно распределить между детьми роли персонажей в сказке. Это обеспечивает вовлеченность в рассказываемую историю и помогает в легкой форме дать необходимые знания. Благодаря сказкам дети лучше понимают, что делать по отношению к природе хорошо, а какие действия будут плохими. Ведь в детских произведениях есть добро и зло, на которых делается акцент.

Эффективное экологическое воспитание

Для воспитания бережного отношения к природе у детей необходимо подходить к этому вопросу комплексно. В данном процессе важно совместно использовать беседы, игры, музыку, изобразительное искусство, литературу и исследовательскую деятельность. Чем более разносторонним будет подход, тем больше шансов, что у детей появится интерес к природе и они научатся бережному отношению к ней. Воспитательная работа должна вестись на занятиях и на прогулках, с предоставлением теоретических и практических знаний. Вся информация должна предоставляться детям в максимально наглядном виде.

Формирование бережного отношения детей к природе начинается с младшей группы, в которой ребята знакомятся с временами года и сезонными явлениями в виде снега, дождя и так далее. В средней группе дети учатся наблюдать за окружающим миром, заботиться о растениях и животных. К старшей группе у них появляется понимание, как человек связан с природой и какие поступки влияют на нее негативно, а какие приносят пользу. При этом важно, чтобы ребенок умел применять в жизни полученные на занятиях знания и понимал необходимость бережного отношения к природе. Для достижения такого эффекта воспитательный процесс должен быть целенаправленным и непрерывным. Также важно, чтобы в нем принимали участие и воспитатели, и родители ребенка.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Одна из главных проблем сегодняшнего дня – экологическое воспитание. Которое предполагает правильное взаимодействие человека с природой, разумное и грамотное с биологической точки зрения использование природных ресурсов земли, воздуха, лесов, рек, морей.

Неправильная хозяйственная деятельность, загрязнение окружающей среды разрушают сложившиеся природные комплексы, лишают растения и животные нормальных условий существования.

Главной задачей является сохранение природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание подрастающего поколения. Первые основы экологического воспитания, это надлежащее отношение к окружающей природе, правильное понимание и видение закладываются в период дошкольного возраста.

Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте лишь начинается. Однако, несомненно: первые крупицы экологических знаний необходимы; они помогут детям правильно ориентироваться в окружающей действительности, понимать ее, но главное – положат начало осознанному отношению к природе.

Экологическое воспитание детей я начинала со второй младшей группы. Начинала с уголка природы и его обитателей. В уголке природы ребенок может не только наблюдать растения или рыбок очень близко, но и рассматривать их долго.

Знания, полученные во второй младшей группе, были не достаточными. Поэтому в средней группе я привлекала детей не только наблюдать и ухаживать за уголком природы и его обитателями, а старалась расширить их кругозор. Летом, работая на цветнике, дети наблюдали, как я ухаживала за цветами на клумбе, и по мере возможности принимали в этом участие.

Наблюдали за результатом, что цветы растут, они зацвели и стало очень красиво.

У красы – березки

У красы – березы

Со двора к березке

Стали грызть березку,

А березка – в слезы.

Стали мы гурьбою

Чтоб краса – березка

Оно вызвало радость, сочувствие у ребят. Применение художественного слова, формирует у детей глубокий познавательный интерес к природе, понимание необходимости бережного отношения к ней.

Рассмотрели ее внешний вид, ее повадки, чем ее надо кормить, обратила внимание детей, что кошка очень ласковая, добрая. Общение с кошкой принесло детям радость, удовольствие. Прочитала детям небольшое стихотворение

Отворилась тихо дверь –

И вошел усатый зверь,

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Берегись мышиный род –

На охоту вышел кот.

Так как у нас не было возможности побывать в лесу, я знакомила детей с миром диких животных по картинкам, рассказам таких авторов как Н.Сладкова, Пришвина, Чарушина, Бианки и диафильмам.

Постепенно с возрастом детей, формировала у них понимание: что каждое живое существо, растение или животное продолжает свою жизнь, растет, развивается, если для этого имеются все необходимые условия – влага, тепло, свет; почва – для растений; корм, вода, необходимая температура, убежища – для животных. Но если эти условия нарушить, то растения, животные гибнут.

Провели с детьми такой опыт, взяли лук и посадили в два горшка, один горшок поставили на свет, другой поставили в темное место. Через несколько дней увидели результат. Лук в первом горшке – пророс хорошо и зеленый, в во втором горшке – он пророс плохо и совсем бледный, какой-то желтый. Дети создали вывод, что для роста нужны хорошие условия: почва, вода, свет.

В старшем возрасте старалась правильно показать детям два мира природы. Один саморазвивающийся, независимый от человека и его деятельности мир естественной природы: леса, цветы на полянах, озера, реки, трава и т.д. Другой мир культурной природы, созданный людьми, поддерживаемый их трудом: посадки кустарника возле участка, цветы на клумбе, парки и т.д.

- Тихо, не кричать!

- Не ломать ветки!

- Не сбивай ногами грибы!

- Не разоряй гнезда!

- Не рви зря цветы!

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Гнездо на ветке – птичий дом,

Вчера птенец родился в нем

Ты птичий дом не разоряй

И никому не позволяй.

Учила детей видеть красоту леса, предавать в словах свои чувства, переживания от встречи с ним. А когда прощались с лесом, предлагала детям оглядеться вокруг, постараться запомнить, что увидели и в дальнейшем сохранить это. А в группе все, кто хочет, нарисует лесную сказку. До свидания лес, до новой встречи!

Еще в старших группах старалась показать, как человек использует культурную природы: собирает урожай зерна, овощей, фруктов, разводит домашних животных, цветы, для отдыха разбивает парки и скверы. А все использованное восстанавливает своим трудом.

Так же показывала и объясняла, что человек пользуется и дарами дикой природы: собирает грибы, ягоды; отдыхает в лесу; купается в реке, озере, охотится на диких животных, наслаждается красотой природы.

Только бережно обращение сохраняет природу.

На занятиях демонстрировала картины, слайды, диафильмы, что в природе взаимосвязано: хищники не могут без мелких раститель - ягодных животных, последние в свою очередь питаются растениями, растения произрастают только при наличии нормальной внешней среды.

Все, все на свете нужны!

Мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых

Нужны все на свете, нужны все подряд!

Кто делает мед, а кто делает яд.

Плохи дела у кошки без мышки.

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны

Мы все-таки очень друг другу нужны!

А если вдруг лишним кто-то покажется,

о это, конечно, ошибкой окажется.

Все, все на свете нужны!

И это все дети запомнить должны!

Еще на специально подготовленной демонстрационной таблице, дети наглядно видели экологическую связь человека с природой. Дети принимали активное участие в уходе за обитателями уголка, за комнатными растениями, работали на участке, ухаживали за цветами на клумбе, за кустарником и видели свои результаты труда. Детям доставляло большое удовольствие работать на огороде и употреблять в пищу овощи, выращенные своими руками. Также дети в зимнее время учились ухаживать за кустарником, деревьями и птицами. Засыпали корни снегом, делали кормушки, развешивали на деревьях и подкармливали птиц.

Важнейший аспект экологического воспитания школьников – развитие гуманного чувства к природе. Наша задача – создать ситуации, в которых у ребят могут возникнуть радость от общения с природой, чувство глубокого удовлетворения от увиденной красоты, желание продлить или повторить наслаждение, полученное от содержательной прогулки по лесу, от созерцания красивого пейзажа.

В небе солнышко играет

Оживилось все кругом,

И цветы в росе сияют

Тихим ласковым огнем.

Для того чтобы проанализировать результаты проведенной работы, я провеле анкетирование родителей по следующим вопросам:

1. Имеются ли в вашем доме животные и растения?

Принимает ли ваш ребенок участие в уходе за ними?

Знает ли он как надо ухаживать?

2. Трудиться ли ваш ребенок в огороде, саду?

3. Если ли в доме детские книги о природе?

Какие это книги?

Любит ли ваш ребенок смотреть передачи о природе по телевизору?

4. Используется ли в семье занятия ручным трудом?

5. Знает ли ваш ребенок что-нибудь об охране природы?

6 .Узнает ли он растения, которые подлежат защите (например: ландыш, калужница, колокольчик и другие) в лесу, в парке?

После анкетирования я уже знала, над чем надо продолжать работать, на что надо обратить особое внимание в экологическом воспитании дошкольников.

К.Д. Успенский был убежден в том, что тот ребенок несчастен, который вырос, не видя лугов, не любуясь полевыми цветами. Что прекрасный ландшафт имеет огромное воспитательное влияние на развитие молодой души.

Автор: Буркина Любовь Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1" г. о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание у детей любви к родной природе.
Раздел: дошкольное образование

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства?

Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с

теплотой и любовью, а живя там постоянно, с гордостью рассказывает он

гостю о красоте и богатстве родного края. В этом выражение глубокой любви

ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Свою любовь

к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова

его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям. Одна из

главных проблем сегодняшнего дня – экологическое воспитание. Которое

предполагает правильное взаимодействие человека с природой, разумное и

грамотное с биологической точки зрения использование природных ресурсов

земли, воздуха, лесов, рек, морей. Неправильная хозяйственная деятельность,

загрязнение окружающей среды разрушают сложившиеся природные

комплексы, лишают растения и животные нормальных условий

существования. Главной задачей является сохранение природных ресурсов

Земли – образование людей в области окружающей среды,

экологическое воспитание подрастающего поколения. Первые основы

экологического воспитания, это надлежащее отношение к

окружающей природе, правильное понимание и видение закладываются в

период дошкольного возраста. Формирование экологической культуры в

дошкольном возрасте лишь начинается. Однако, несомненно: первые

крупицы экологических знаний необходимы; они помогут детям правильно

ориентироваться в окружающей действительности, понимать ее, но главное –

положат начало осознанному отношению к природе.

Экологическое воспитание детей я начинала со средней группы. Любовь

к природе - это сложное чувство, которое слагается из эмоционально-

положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желания

трудиться в природе, преобразуя и охраняя её.

Перед педагогом (воспитателем, знакомящим дошкольников с природой,

стоят следующие задачи:

- воспитание эмоционально-положительного отношения к природе,

развитие умения видеть и понимать её красоту, воспитание эстетических

- воспитание интереса к родной природе, желания больше узнать

о природе родного края, о разнообразной природе родной страны;

- воспитание бережного отношения к природе, стремления к созиданию,

желания трудиться в природе.

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог

(воспитатель, прежде всего, должен сам хорошо знать его, должен продумать,

что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделить то, что

характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь.

Он должен подумать, как, через что можно показать связь родного села со

всей страной. Любой край, область, даже небольшое село неповторимы. В

каждом месте своя особенная неповторимая природа, есть особенные,

дорогие его жителям тропинки, особенные деревья. Однако было бы не

верно, знакомя детей с родным краем ограничиться показом лишь его

особенностей. В таком случае у детей может не сложиться правильное

представление о родном крае, как части большой прекрасной страны, в

которой они живут, и задача воспитанияпатриотических чувств будет не

выполнена. Непосредственные наблюдения помогают ребятам узнать и

полюбить природу родного края. Знакомя детей с природой природой,

педагог (воспитатель) должен не только сообщать им конкретные знания, но

и вызывать в душе каждого ребёнка эмоциональный отклик, пробуждать

этические чувства. Каждый объект природы по-своему привлекателен, и,

описывая его, ребёнок учится определять своё отношение к природе,

передавать его в рассказах, рисунках.

Встречи с природой возбуждают фантазию ребёнка, способствуют

развитию речевого и изобразительного творчества. Специальные беседы с

детьми, чтение художественной литературы, включение ребят в

практическую деятельность помогут им осознать необходимость бережного

отношения к природным богатствам страны.

Экскурсии и прогулки в лес, поле, к реке предполагают решение

комплекса задач: познавательной, эстетической и нравственной, а также дают

возможность познакомить детей с некоторыми правилам и бережного

отношения к природе:

- не следует рвать много растений и цветов, достаточно принести один

- нельзя трогать муравейники, гнёзда, так как муравьи и птицы приносят

- для растений и животных, которые ребята находят в лесу следует создать

условия схожие с естественными;

- брать можно только тех животных, которые способны жить в неволе;

- после наблюдений животных нужно отпустить на волю.

Объясняя, какую пользу приносят птицы и почему следует отпустить

животное после наблюдений, почему нельзя уничтожать мухоморы, трогать

птичьи гнёзда, воспитательдаёт детям не только первые знания о природе, но

и формирует у них определенные нравственные качества.

Задача воспитания эмоционально-положительного отношения

к природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого

интереса к ней. Это имеет большое значение для подготовки детей к будущей

трудовой деятельности на благо Родины. Красота родной

природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать

свой край ещё прекраснее. Эмоциональное отношение к природе, любовь к

ней рождается не только тогда, когда ребёнок рассматривает цветы, гуляет по

лесу, слушает пение птиц Очень важна творческая работа детей с природным

материалом. Педагог учит детей красиво расставлять цветы, находить

сходство сухой веточки, куска коры с каким-нибудь сказочным образом,

Очень важно воспитывать у детей действенную любовь к природе, которая

проявляется не только в умении и желании любоваться ею, но и в стремлении

оберегать всё живое и красивое. Необходимо создать условия для активного

применения детьми полученных знаний, для упражнений ребёнка в

нравственном отношении к природе. Иначе представления дошкольников

могут не соответствовать их поступкам.

Нужно начинать с уголка природы и его обитателей. В

уголке природы ребенок может не только наблюдать растения или рыбок

очень близко, но и рассматривать их долго. Дети очень эмоциональны,

внимания у них непроизвольное и неустойчивое, интересы постоянно

переключаются с одного объекта на другой. Для этого в

подошедшие к аквариуму, долго не смогут отойти от него. Их привлечёт

движение рыбки. Во время наблюдения обращать внимание детей не только

на красоту и поведение рыб, но и на то, какие условия им необходимы для

нормального существования, чем их следует кормить. Для этого следует

внешним видом рыбок, и какие условия им необходимы для нормального

существования, чем их следует кормить. Так, наблюдая за рыбками,

предложить сказать детям, где они живут, что есть в их доме – аквариуме, чем

они питаются каждый день. В дальнейшем предложить детям помочь

покормить рыбок. Дети помогают с большим удовольствием, ухаживают за

рыбками. В конце занятия закончить: «Эти живые рыбки, они живут в

аквариуме. Он большой, в нём много воды. Без воды рыбы жить не могут,

Практическое приобщение детей к пониманию специфики жизни обитателей

уголка, направляет детей к наблюдениям и первым трудовым действиям.

В средней группе следует привлекать детей не только наблюдать и

ухаживать за уголком природы и его обитателями, а стараться расширить их

кругозор. Летом, работая на цветнике, дети наблюдают, как взрослые

ухаживают за цветами на клумбе, и по мере возможности принимают в этом

участие. Наблюдают за результатом, что цветы растут, они зацвели, и стало

весной за березкой, обращаясь ласково к ней, говоришь: «Здравствуй,

Можно поводить хоровод вокруг дерева. Загадать загадки: «Стоит Алена –

У красы – березки

У красы – березы

Со двора к березке

Стали грызть березку,

А березка – в слезы.

Стали мы гурьбою

Чтоб краса – березка

Стихотворение вызовет радость, сочувствие у ребят. Применение

художественного слова, формирует у детей глубокий познавательный интерес

к природе, понимание необходимости бережного отношения к ней. В средней

группе нужно познакомить детейс особенностями ухода за домашними

животными, их повадками. Воспитывать доброе и заботливое отношение к

Постепенно у детей расширяются знания о домашних животных, о

разностороннем использовании их человеком. Дети узнают, что животных

содержат в индивидуальном хозяйстве и коллективном. Рассматривая

картинки, дети узнают об устройстве ферм для коров, свиней, кур и т. д., о

разнообразном труде людей по уходу за животными. Нужно помочь детям

усвоить, что без домашних животных человеку не прожить, что каждое

животное приносит человеку пользу, например корова – молоко; овцы –

шерсть, мясо; куры – яйцо и т. д.

Для закрепления полученных знаний можно провести

Рассмотреть ее внешний вид, ее повадки, чем ее надо кормить, обратить

внимание детей, что кошка очень ласковая, добрая. Общение с кошкой

принесёт детям радость, удовольствие. Можно прочитать детям

Отворилась тихо дверь –

И вошел усатый зверь,

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Берегись мышиный род –

На охоту вышел кот.

Что кошка приносит пользу человеку, ловит мышей. Затем постепенно

обратиться к детям с заданием: «Расскажите, какой котенок: большой или

маленький? Какого цвета шерсть? Нравиться ли он и почему? Чем вы

положительную реакцию ребенка, поднимется его интерес к животному,

желание общаться с ним. Затем дать небольшое представление о жизни диких

животных. Первое, что дикие животные живут в лесу, что это их постоянная

среда обитания – это зайцы, белки, ежи, лисы, медведи. Так как нет

возможности побывать в лесу, знакомить детей с миром диких животных по

картинкам, рассказам таких авторов как Н. Сладков, Пришвин, Чарушин,

Бианки и диафильмам. Рассказать детям о том, что дикие животные сами

белка ищет себе дупло на дереве. На примере лисы рассказать детям, как она

добывает себе пищу, что зимой она разгребает снег, ищет под ним мышь или

полевку. Этому помогают сильные передние лапы лисы, которыми она зимой

разгребает снег, а летом роет глубокие норы. Рассказ сопровождать

Рассказать, как человек заботиться о дикой природе: бережет леса от

пожаров, насаждает новые, подкармливает диких животных и птиц, создает

заповедники. Постепенно формировать у детей понимание, что каждое живое

существо, растение или животное продолжает свою жизнь, растет,

развивается, если для этого имеются все необходимые условия – влага, тепло,

свет, почва – для растений; корм, вода, необходимая температура, убежища –

для животных. Но если эти условия нарушить, то растения, животные гибнут.

В старшем возрасте следует правильно показать детям два мира природы.

Один саморазвивающийся, независимый от человека и его деятельности -

мир естественной природы: леса, цветы на полянах, озера, реки, трава и т. д.

Другой мир культурной природы, созданный людьми, поддерживаемый

их трудом: посадки кустарника возле участка, цветы на клумбе, парки и т. д.

Для этого проводить с детьми беседы, наблюдения, экскурсии, занятия.

Можно провести целевую прогулку в рощу. Войдя в рощу, остановиться

и сказать: «Ах, здравствуй лес! Как чист и свеж лесной воздух! Давайте

послушаем, о чем говорит лес. Слышите шелест ветвей, голоса птиц, но

- Тихо, не кричать!

- Не ломать ветки!

- Не сбивай ногами грибы!

- Не разоряй гнезда!

- Не рви зря цветы!

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Гнездо на ветке – птичий дом,

Вчера птенец родился в нем

и птичий дом не разоряй

И никому не позволяй.

Учить детей видеть красоту леса, предавать в словах свои чувства,

переживания от встречи с ним. Прощаясь с лесом, предложить детям

оглядеться вокруг, постараться запомнить, что увидели и в дальнейшем

сохранить это. А в группе все, кто хочет, нарисовать лесную сказку. До

свидания лес, до новой встречи! Еще в старших группах стараться показать,

как человек использует культурную природу: собирает урожай зерна, овощей,

фруктов, разводит домашних животных, цветы, для отдыха разбивает парки и

скверы. А все использованное восстанавливает своим трудом.

Важнейший аспект экологического воспитания школьников – развитие

гуманного чувства к природе. Наша задача – создать ситуации, в которых у

ребят могут возникнуть радость от общения с природой, чувство глубокого

удовлетворения от увиденной красоты, желание продлить или повторить

наслаждение, полученное от содержательной прогулки по лесу, от созерцания

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

Под патриотическим воспитанием педагоги нашего ДОУ понимают взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему [1].

Исходя из этого, цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста мы видим в формировании у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.

В рамках патриотического воспитания параллельно с другими решаются следующие задачи [2]:

  • формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
  • формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.

Для реализации цели и задач воспитатели создают взаимосвязанные и взаимообусловленные педагогические условия:

  • знакомство с природой родного края, ее характерными особенностями
  • проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года
  • организация сезонного земледельческого труда в природе: посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев
  • организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости
  • тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи воспитанников

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма детей дошкольного возраста через ознакомление с родной природой в нашем детском саду создана соответствующая развивающая предметная среда:

В нашем детском саду выработана система целостного образовательного пространства на основе экологических акций и проектов.

В детском саду проводится серьезная работа по организации экскурсий.

Через экскурсии в лес, на луг, поле формируются представления детей об окружающих природных условиях. Закрепляются знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в данной местности. Формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края.

В этом году воспитанники нашего детского сада получили возможность 1 раз в месяц посещать Полярно – Альпийский ботанический сад – институт, где экологические занятия по ознакомлению с природой Заполярья с ними проводят специалисты – экологи. Ребята получили возможность не только усваивать теоретические знания, но и применить их на практике.

Мы учим воспитанников тому, что экология – это наука о доме, о том доме, в котором ребёнок живёт каждый день. У него появляется возможность понять, что красота природы, плодородие почвы, многообразие видов животных зависит в большой мере и от него. Что завтра он будет жить в таком доме, каким построит его сегодня.


Родная природа является эффективным средством всестороннего воспитания ребёнка. С раннего возраста важно приобщать детей к таинствам и красотам природы, чтобы уже с детства в каждом ребёнке зарождалось чувство общности с ней.

Если в Вашей семье нет комнатных растений и животных: не позволяют условия или нет возможности их содержать, то следует подумать о том, а как же всё-таки можно решить эту задачу. Эффективным средством приобщения ребёнка к миру природы являются прогулки, во время которых мы можем знакомить его с явлениями живой и неживой природы, рассказывая о жизни и разнообразии растений и животных. Приобщать ребёнка к природе можно с помощью различных игр с природным содержанием:

дидактических, настольно – печатных, словесных, сюжетно – ролевых и т. д.

Содержимое разработки

Доклад : Как воспитывать любовь к природе.

Пояснительная записка

Родная природа является эффективным средством всестороннего воспитания ребёнка. С раннего возраста важно приобщать детей к таинствам и красотам природы, чтобы уже с детства в каждом ребёнке зарождалось чувство общности с ней.

Если в Вашей семье нет комнатных растений и животных: не позволяют условия или нет возможности их содержать, то следует подумать о том, а как же всё-таки можно решить эту задачу. Эффективным средством приобщения ребёнка к миру природы являются прогулки, во время которых мы можем знакомить его с явлениями живой и неживой природы, рассказывая о жизни и разнообразии растений и животных. Приобщать ребёнка к природе можно с помощью различных игр с природным содержанием:

дидактических, настольно – печатных, словесных, сюжетно – ролевых и т. д.

Играть в них можно дома и на природе. Приобрести для ребёнка пушистого забавного друга – мягкую игрушку: котёнка, собачку, зайчонка и т. д. Очень интересным делом для дошкольников является выращивание растений: лука, корнеплодов, картофеля. В любой квартире можно выделить место, где бы ребёнок имел возможность выращивать лук, а в ящике на окне – корнеплоды.

Вместе с ребёнком можно выращивать растения из черенков, наблюдать за распусканием почек деревьев и кустов, срезанных в конце зимы и поставленных в воду. С ребенком дома можно вырастить зелень овса, например для подкормки птиц и животных в детском саду, используя для этого любую коробочку. В холодное время года хорошо вместе с ребенком проводить подкормку птиц. Изготовить кормушку нетрудно. Можно сделать ее в виде домика или столика с бортиком, а можно просто повесить молочный пакет, вырезав в нем дверцу.

Самое главное – заинтересовать и увлечь подкормкой ребенка. Весной хорошо привлекать ребенка к посадкам цветов во дворе дома. На дачном участке предлагайте ребенку посев цветочных и овощных семян: укропа, петрушки, редиса, гороха, огурцов, лука, чеснока, картофеля. При этом следует научить ребенка не только ухаживать за растениями, но и наблюдать за ними. Расширять круг представлений ребенка о природе, можно используя природоведческую литературу, просматривая вместе с ним телевизионные передачи о природе, посещая выставки и музеи, зоопарк и т.д.

Методологическую основу рабочей программы составили:

-концепция системного подхода к экологическому воспитанию младших дошкольников А.Г.Асмолов,

Читайте также: